Решение Арбитражного суда Республики Татарстан
от 19 декабря 2003 г. N А65-21404/2003-СА2-11
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25 марта 2004 г. N А65-21404/2003-СА2-11 данное решение оставлено в силе
Арбитражный суд Республики Татарстан,
рассмотрев 16-18 декабря 2003 года в открытом судебном заседании дело по заявлению ЗАО "Гарант Софт" к ИМНС РФ по Ново-Савиновскому району г.Казани о признании незаконным решения N 999 от 29 октября 2003 года (частично) и требований N 201 от 29.10.03 года (частично) и встречному иску ИМНС РФ по Ново-Савиновскому району г.Казани к ЗАО "Гарант Софт" о взыскании налоговых санкций в сумме 15693,30 рублей,
установил:
ЗАО "Гарант Софт" г.Казани (далее заявитель или ответчик по встречному иску) обратилось с иском к ИМНС РФ по Ново-Савиновскому району г.Казани (далее ответчик или истец по встречному иску) о признании частично незаконным решения N 999 от 29.10.2003 года и требований N 201 от 29.10.2003 года об уплате налогов, пени и налоговых санкций (частично).
ИМНС РФ по Ново-Савиновскому району г.Казани обратилась со встречным иском о взыскании с ЗАО "Гарант Софт" налоговых санкций в сумме 15693,30 рублей.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования. Уточнил, что оспаривает решение в части доначисления налога на прибыль в сумме 3199,20 рублей, пени на него и привлечения к налоговой ответственности за неуплату налога на рекламу по п.1 ст.122 НК РФ в сумме 595,30 рублей, и требования в соответствующих частях. Указал, что в остальной части решение им не оспаривается. Пояснил, что встречные требования им не признаются, поскольку налоги, пени и штрафы в неоспариваемой части им полностью уплачены посредством зачета и перечисления денежных средств с расчетного счета. Представил документы об оплате. В обоснование заявленных требований сослался на то, что производил исчисление налога на рекламу в соответствии с федеральным налоговым законодательством исходя из стоимости услуг; что налоговый орган незаконно требует исчислять налог по ставке 500 рублей за кв.м за щитовую рекламу; на отсутствие в действиях состава правонарушения.
В судебном заседании был объявлен перерыв до 18 декабря 2003 года до 15 час. 00 мин.
После перерыва представитель ответчика завил отказ от встречного иска в части взыскания штрафа в сумме 15098,00 рублей в связи с добровольной уплатой заявителем указанной суммы. Частичный отказ от встречного иска судом принят согласно ст.49 АПК РФ, поскольку такой отказ не нарушает прав и интересов третьих лиц. Согласно п.4 ст.150 АПК РФ в указанной части встречного иска производство по делу подлежит прекращению. В части взыскания штрафа в сумме 595,30 рублей встречный иск поддержал, требования заявителя не признал, представил отзыв. В обоснование сослался на то, что налог на рекламу является местным налогом; что Порядок исчисления и уплаты в бюджет налога на рекламу, утвержденный решением сессии Казанского Совета народных депутатов от 22 февраля 2001 года N 15-4, не противоречит федеральному законодательству и должен применяться, поскольку не признан незаконным.
Заслушав пояснения сторон и исследовав доказательства по делу, суд находит, что требования заявителя подлежат удовлетворению, а встречное требование подлежит отклонению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ответчик провел выездную налоговую проверку заявителя по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 1 января 2000 года по 31 декабря 2002 года. По окончании проверки был составлен акт N 633 от 9 октября 2003 года. В акте отражено, в частности, что заявитель в 2002 году в нарушение ст.5 "Порядка исчисления и уплаты в бюджет налога на рекламу", утвержденного решением Казанского Совета народных депутатов от 22.02.2001 года N 15-4 неправильно рассчитывал налог на рекламу, применяя ставку 5% к стоимости всех рекламных работ и услуг, в то время, как для рекламодателей, осуществляющих размещение рекламной информации на щитах, ставка налога устанавливается из расчета 500 рублей за квадратный метр в год с каждой стороны рекламного носителя. В результате чего ответчик доначислил по данному факту налог на рекламу за 2002 год в сумме 3199,2 рублей. На акт проверки заявителем были представлены возражения. По результатам рассмотрения материалов проверки и возражений заместителем руководителя налогового органа было принято решение N 999 от 29 октября 2003 года о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. На уплату доначисленных в ходе проверки налогов, пени и налоговых санкций заявителю были предъявлены требования. Заявитель, не согласный с указанным ответчиком порядком исчисления налога на рекламу, обжаловал решение и требования в соответствующих частях в арбитражный суд.
Согласно Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" N 2118-1 от 27 декабря 1991 года налог на рекламу является местным налогом. Подпунктом "з" ст.21 названного Закона предусмотрено, что налог на рекламу уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию, по ставке, не превышающей 5 процентов стоимости услуг по рекламе.
Решением Казанского Совета народных депутатов от 22 февраля 2001 года N 15-4 был утвержден "Порядок исчисления и уплаты в бюджет налога на рекламу". Разделом 3 данного Порядка определен объект налогообложения: стоимость работ и услуг по изготовлению и распространению рекламы товаров (работ, услуг). В разделе 4 указанного Порядка дано понятие налогооблагаемой базы: стоимость работ и услуг по изготовлению, размещению, распространению рекламы товаров (работ, услуг). Разделом 5 Порядка, который называется "ставка налога", предусмотрено, что "ставка налога на рекламу, устанавливается в размере 5 процентов от стоимости (величины фактических затрат) рекламных работ и услуг. Для рекламодателей, осуществляющих размещение рекламной информации на щитах, тумбах и иных аналогичных носителях, ставка налога устанавливается из расчета 500 рублей за квадратный метр в год с каждой стороны рекламного носителя". Таким образом, решением Казгорсовета частично установлена ставка налога, которая противоречит как ст.21 Закона РФ "Об основах налоговой системы", так и предусмотренному решением объекту налогообложения, поскольку применение ставки 500 рублей за кв.м в год предусматривает иной объект налогообложения и иную налогооблагаемую базу. Установление данной ставки налога означает по сути введение дополнительного платежа, не предусмотренного федеральным налоговым законодательством.
Между тем, в соответствии с п.2 ст.18 Закона РФ "Об основах налоговой системы" органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей".
Довод налогового органа о том, что решение Казгорсовета не признано незаконным, в связи с чем обязательно к применению, суд признает несостоятельным. Согласно ч.5 ст.76 Конституции Российской Федерации, в случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации, принятым по предмету совместного ведения, действует федеральный закон.
Поскольку заявитель правомерно исчислял и уплачивал налог на рекламу исходя из стоимости работ (услуг), требования заявителя подлежат удовлетворению. Соответственно, встречное требование налогового органа удовлетворению не подлежит.
Согласно ст.110 АПК РФ, уплаченная заявителем при подаче заявления госпошлина в сумме 3000 рублей подлежит возврату из бюджета.
Руководствуясь статьями 150, 201, 217 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан решил:
Заявление ЗАО "Гарант Софт" удовлетворить.
Признать незаконным решение ИМНС РФ по Ново-Савиновскому району г.Казани от 29 октября 2003 года N 999 о привлечении ЗАО "Гарант Софт" к налоговой ответственности в части доначисления налога на рекламу в сумме 3199,20 рублей за 2002 год, начисления пени на указанную сумму налога и взыскания штрафа по п.1 ст.122 НК РФ в сумме 595,30 рублей.
Признать незаконным требование N 201 от 29 октября 2003 года об уплате налога в части налога на рекламу в сумме 2976,60 рублей и пени в сумме 1402,40 рублей.
Признать незаконным требование N 201 от 29 октября 2003 года об уплате налоговой санкции в части штрафа в сумме 595,30 рублей за неуплату налога на рекламу.
Обязать ИМНС РФ по Ново-Савиновскому району г.Казани устранить допущенные нарушения прав ЗАО "Гарант Софт".
В части взыскания штрафа в сумме 15098,00 рублей по встречному иску производство по делу прекратить.
В остальной части встречного иска отказать.
ЗАО "Гарант Софт" выдать справку на возврат из бюджета госпошлины в сумме 3000 рублей.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционную инстанцию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда РТ от 19 декабря 2003 г. N А65-21404/2003-СА2-11
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25 марта 2004 г. N А65-21404/2003-СА2-11 данное решение оставлено в силе
Текст решения официально опубликован не был