Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 30 октября 2001 г. N ЗП-1-113/01
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Г-ва,
с участием прокурора С-ой,
при секретаре З-ве,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Лесного кодекса Республики Татарстан от 20 июля 1994 г., установила:
Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Лесного кодекса Республики Татарстан от 20 июля 1994 г. N 2194-XII, указывая, что проведенный анализ положений Лесного кодекса Республики Татарстан выявил ряд противоречий федеральному законодательству и как следствие этого, нарушение положений Конституции Российской Федерации, в частности п.п. в, г, д, к ст.72, ч.2 ст.76.
Представители Государственного Совета Республики Татарстан заявление прокурора не признали.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.п. в, г, д, к ст.72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также вопросы разграничения государственной собственности, охраны окружающей природной среды, лесного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Нарушением вышеуказанным конституционных положений является ст.1 Лесного кодекса Республики Татарстан в соответствии с которой отношения при пользовании лесным фондом, связанные с использованием и охраной земель, вод, недр, растительного (за исключением лесов) и животного мира, атмосферного воздуха, регулируются соответствующим законодательством Республики Татарстан.
Таким образом, федеральное законодательство, регулирующее пользование лесным фондом, исключено из правовой основы указанных правоотношений.
По этим же основаниям противоречащими федеральному законодательству являются также ч.2 ст.4, ст.6, ст.27, ч.2 ст.41, ч.1 ст.44, ст.62 Лесного кодекса РТ.
Субъектам Российской Федерации в соответствии со ст.47 Лесного кодекса РФ предоставлено право участвовать в осуществлении прав владения, пользования и распоряжения лесным фондом на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При этом, порядок участия субъектов РФ в осуществлении указанных полномочий определяется Лесным кодексом РФ. В этой связи положения ч.2 ст.2 Лесного кодекса РТ закрепляющая право владения, пользования и распоряжения лесным фондом от имени народа Татарстана Верховным Советом РТ и ч.1 этой же статьи, объявляющая леса, произрастающие на территории РТ, достоянием народа Республики вступают в противоречие с вышеуказанной нормой и ст.ст.19, 46 Лесного кодекса РФ.
Этим же положениям, установленным Лесным кодексом РФ, противоречит и п.2 ст.5 Лесного кодекса Республики Татарстан, в соответствии с которым распоряжение лесным фондом на территории Республики отнесено к компетенции республиканских органов государственной власти и управления.
Согласно п.5 ст.5 Лесного кодекса РТ определение порядка и условий передачи лесного фонда в аренду осуществляется республиканскими органами государственной власти и управления, что по мнению суда вступает в противоречие со ст.31 Лесного кодекса РФ, исключающей возможность субъектов Российской Федерации осуществлять правовое регулирование по вопросам аренды лесного фонда. Более того, в соответствии со ст.46 Лесного кодекса РФ определение порядка предоставления участков лесного фонда в пользование отнесено к компетенции органов государственной власти РФ.
Приведение в соответствие со ст.46 Лесного кодекса РФ требует и ч.5 ст.29 Лесного кодекса РТ, где утверждение Положения об аренде лесного фонда закреплено за Правительством РТ.
Согласно п.п.6, 7 и 11 ст.5 Лесного кодекса РТ к ведению республиканских органов государственной власти и управления РТ отнесено установление норм и правил пользования лесным фондом, утверждение правил отпуска древесины на корню, рубок леса, воспроизводства, охраны и защиты лесов, организация научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ по лесному хозяйству, ведение государственного лесного кадастра, что также противоречит ст.ст.46, 68 Лесного кодекса РФ, согласно которым указанные полномочия отнесены к компетенции Российской Федерации.
Согласно ст.46 Лесного кодекса РФ определение порядка и организации ведения государственного учета лесного фонда, лесного кадастра, мониторинга лесов и лесоустройства, приостановление, ограничение, прекращение прав пользования участками лесного фонда отнесено к полномочиям Российской Федерации. Субъект, обладающий правом на реализацию указанных полномочий определен в ст.ст.27, 68, 69 и 74 Лесного кодекса РФ. В связи с этим, несоответствующими указанным положениям федерального законодательства являются п.11 ст.5, п.8 ст.7, п.8 ст.8, ст.73, ст.75 Лесного кодекса РТ.
В соответствии с ч.1 ст.9 Лесного кодекса РТ государственное управление в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов на территории Республики Татарстан осуществляется Правительством РТ и специально уполномоченными государственными органами управления лесным хозяйством. Данное положение противоречит ст.ст.51, 52 Лесного кодекса РФ, в соответствии с которыми государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляет Правительство РФ непосредственно или через уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти.
Согласно п.5 ст.12 Лесного кодекса РТ в функции владельцев лесного фонда (лесхозы, национальные парки, заповедники, колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные формирования, осуществляющие ведение лесного хозяйства) входит выдача лесорубочных билетов (ордеров), что противоречит ч.6 ст.42 Лесного кодекса РФ, в соответствии с которой лесорубочный билет выдается лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством.
В соответствии с ч.1 статьи 19 Лесного кодекса РТ порядок отнесения лесного фонда к группам лесов и категориям защитности, перевод их из одной категории в другую производится в порядке устанавливаемым Правительством РТ, что по мнению суда вступает в противоречие с ч.1 ст.60 Лесного кодекса РФ в соответствии с которой отнесение лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы, а также перевод лесов из одной группы лесов или категории защитности лесов первой группы соответственно в другую группу или категорию осуществляется на основании материалов лесоустройства и специальных обследований в порядке, установленном Правительством РФ.
Несоответствующему федеральному законодательству является также ч.3 ст.20 Лесного кодекса РТ, согласно которой установление возрастов и оборотов рубок леса осуществляется государственным органом управления лесным хозяйством Республики.
Между тем, в соответствии с ч.3 ст.61 Лесного кодекса РФ указанное полномочие возложено на федеральный орган управления лесным хозяйством.
Согласно ч.6 ст.21 Лесного кодекса РТ предусматривается возможность переутверждения расчетной лесосеки в случае изменения границ лесного фонда, возрастов рубок, групп лесов и категорий защитности и других изменений в лесном фонде. В то же время, в соответствии с ч.6 ст.62 Лесного кодекса РФ эти изменения влекут необходимость нового определения и утверждения расчетной лесосеки.
Такого рода противоречия имеются и в части 2 ст.36 Лесного кодекса РТ.
В соответствии со ст.22 Лесного кодекса РТ порядок перевода земель лесного фонда в другие категории земель в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и лесопользования, а также изъятие и предоставление земель, занятых лесами первой и второй группы производится Правительством РТ. Данное положение закона находится в противоречии с ч.1 ст.63 Лесного кодекса РФ где определено, что перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда осуществляется в лесах первой группы - Правительством РФ по представлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, согласованному с федеральным органом управления лесным хозяйством, а в лесах второй и третьей категории - органом государственной власти Российской Федерации по представлению соответствующего территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством.
В соответствии с ч.3 ст.63 Лесного кодекса РФ порядок возмещения лесопользователю убытков, связанных с изъятием земель лесного фонда устанавливается Правительством РФ. Данной норме закона противоречит ч.4 ст.22 Лесного кодекса РТ, согласно которой данный порядок устанавливает Правительство Республики Татарстан.
Закрепленное ст.23 Лесного кодекса РТ согласование с Министерством лесного хозяйства РТ перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, связанных с ведением лесного хозяйства, противоречит ч.1 ст.64 Лесного кодекса РФ, в соответствии с которой перевод лесных земель в нелесные земли осуществляется соответствующим лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством с разрешения территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством в субъекте РФ.
Статья 65 Лесного кодекса РФ требует согласования мест строительства с органом государственной власти субъекта РФ и соответствующим территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством с обязательным проведением государственной экологической экспертизы. Между тем, в противоречие с данным положением закона, статья 24 Лесного кодекса РТ устанавливает иной порядок согласования мест строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, а также устанавливает иной субъектный состав.
Учитывая, что в соответствии с п."о" ст.71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации, статья 30 Лесного кодекса РТ, устанавливая требования предъявляемые к лицензии на пользование лесным фондом и определяя субъекта уполномоченного на их выдачу (органы управления лесного хозяйства по решению районного (городского) Совета народных депутатов по согласованию с органами охраны окружающей среды) противоречит федеральному законодательству.
Частью 6 ст.42 Лесного кодекса РФ определен субъект, уполномоченный выдавать лесорубочный билет - лесхоз федерального органа управления лесным хозяйством. В противоречие указанным положениям ч.1 ст.31 Лесного кодекса РТ предусматривает выдачу лесорубочного билета лесхозом, лесничеством, имеющим статус юридического лица.
Такого рода противоречия со ст.42 Лесного кодекса РФ содержатся и в ч.3 ст.31 Лесного кодекса РТ.
Согласно п.4 ст.34 Лесного кодекса РТ право лесопользования прекращается в случаях ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому участки лесного фонда были предоставлены в пользование. Данное правило не соответствует положению ст.28 Лесного кодекса РФ, предусматривающей прекращение права пользования участками лесного фонда при прекращении деятельности юридического лица - лесопользователя, которое связано не только с его ликвидацией, но и с реорганизацией юридического лица.
В соответствии со ст.40 Лесного кодекса РТ заготовка древесины в порядке рубок главного и промежуточного пользования лесом осуществляется в соответствии с правилами (наставлениями), утверждаемыми Министерством лесного хозяйства РТ. Согласно же ст.115 Лесного кодекса РФ правила рубок утверждаются федеральными органами управления лесным хозяйством. Такого рода противоречия относятся и к установлению порядка проведения лесоустройства, порядка осуществления лесного мониторинга (ст.73, 75 Лесного кодекса РТ).
В соответствии с ч.2 ст.40 Лесного кодекса РТ порядок отвода и передачи лесосечного фонда лесопользователями, а также заготовки древесины устанавливается Правилами отпуска древесины на корню в лесах Республики Татарстан, утвержденными Правительством РТ. Между тем, согласно ст.116 Лесного кодекса РФ утверждение указанных правил отнесено к компетенции Правительства РФ.
В соответствии со ст. 119 Лесного кодекса РФ правила подсочки древостоев при заготовке живицы, а так же зоны их обязательной подсочки утверждаются федеральным органом управления лесным хозяйством по согласованию с органами исполнительной власти субъекта РФ. Этой норме противоречит ч.3 ст.43 Лесного кодекса РТ, которая указанные полномочия закрепляет за Министерством лесного хозяйства РТ.
Согласно ст.121 Лесного кодекса РФ участки лесного фонда могут предоставляться в пользование для нужд охотничьего хозяйства как юридическим так и физическим лицам. Однако, в соответствии с ч.1 ст.47 Лесного кодекса РТ пользование лесным фондом в данном случае предоставлено только специализированным охотничьим хозяйствам, общественным охотничьим организациям и др. юридическим лицам. Иными словами физические лица, в соответствии с приведенной нормой Лесного кодекса РТ, этого права лишены.
В соответствии со ст.77 Лесного кодекса РФ обязанность осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов возложены на государственную лесную охрану РФ, которая создается в федеральном органе управления лесным хозяйством. Деятельность государственной лесной охраны определяется положением утверждаемым Правительством РФ.
В этой связи, противоречащей федеральному законодательству является ст.61 Лесного кодекса РТ, возлагающая полномочия федеральных органов на государственную лесную охрану РТ, порядок деятельности которой регламентируется положением, утверждаемым Правительством РТ.
В соответствии с абзацем 11 ст.46 Лесного кодекса РФ установление видов платежей за пользование лесным фондом отнесено к полномочиям Российской Федерации.
Согласно абзацу 8 ст.47 Лесного кодекса РФ к полномочиям субъектов РФ отнесено лишь установление ставок лесных податей и ставок арендной платы (за исключением минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню), платы за перевод лесных земель в нелесные земли.
Согласно ст.103 Лесного кодекса РФ платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей или арендной платы.
Между тем, в противоречие указанных норм, ст.64 Лесного кодекса РТ устанавливает дополнительный по сравнению с федеральным законодательством вид платежа за лесные пользования - отчисления в фонд воспроизводства, охраны и защиты лесов. Более того, обязанность вносить указанные отчисления отменена с 01.04.1995 г. Федеральным законом от 31.03.1995 г. N 39-ФЗ. По этой причине противоречащей федеральному законодательству является и ст.69 Лесного кодекса РТ.
В соответствии с ч.1 ст.106 Лесного кодекса РФ часть лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, поступает в федеральный бюджет - 40%, бюджеты субъектов РФ - 60% и т.д. Согласно же ст.68 Лесного кодекса РТ установлен иной порядок распределения платежей за пользование лесным фондом, в частности: плата за лесные ресурсы и арендная плата поступают в бюджет районов (городов), на территории которых осуществляется лесопользование.
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия считает необходимым ст.1, ч.ч.1 и 2 ст.2, ч.2 ст.4, п.п.2, 5, 6, 7, 11 ст.5, ст.6, п.8 ст.7, п.8 ст.8, ч.1 ст.9, п.5 ст.12, ч.1 ст.19, ч.3 ст.20, ч.6 ст.21, ст.22, ст.ст.23, 24, 27, ч.5 ст.29, ст.30, ч.ч.1 и 3 ст.31, п.4 ст.34, ч.2 ст.36, ст.40, ч.2 ст.41, ч.3 ст.43, ч.1 ст.44, ч.1 ст.47, ст.61, 62, 64, 68, 69, 73, 75 Лесного кодекса Республики Татарстан признать противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.191-197 ГПК РСФСР, судебная коллегия решила:
Заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению со дня вступления в законную силу ст.1, ч.ч.1 и 2 ст.2, ч.2 ст.4, п.п.2, 5, 6, 7, 11 ст.5, ст.6, п.8 ст.7, п.8 ст.8, ч.1 ст.9, п.5 ст.12, ч.1 ст.19, ч.3 ст.20, ч.6 ст.21, ст.22, ст.ст.23, 24, 27, ч.5 ст.29, ст.30, ч.ч.1 и 3 ст.31, п.4 ст.34, ч.2 ст.36, ст.40, ч.2 ст.41, ч.3 ст.43, ч.1 ст.44, ч.1 ст.47, ст.61, 62, 64, 68, 69, 73, 75 Лесного кодекса Республики Татарстан.
Сообщение о данном решении подлежит опубликованию в официальных источниках средств информации.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный Суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 30 октября 2001 г. N ЗП-1-113/01
Решение вступило в законную силу 13 ноября 2001 г.
Сообщение о Решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 1 октября 2002 г., N 196