Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 10 июля 2001 г. N Зп-1-66/2001
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Х-ой,
с участием прокурора С-ой,
при секретаре Х-ой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению и.о.прокурора Республики Татарстан (РТ) о признании противоречащим федеральному законодательству Закона Республики Татарстан N 1780 от 23 сентября 1998 года "О связи", установила:
И.о.прокурора Республики Татарстан обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением о признании Закона Республики Татарстан "О связи" противоречащим федеральному законодательству.
В обоснование заявления указано, что отношения в указанной сфере регулируются Федеральным законом "О связи", другими федеральными законами и иными правовыми актами, принимаемыми в Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий, только в случае если они не урегулированы указанным Федеральным законом.
Учитывая изложенное, Закон Республики Татарстан "О связи", устанавливая правые основы деятельности в области связи, осуществляемой в Республике Татарстан, права и обязанности физических и юридических лиц, участвующих в этой деятельности или пользующихся услугами связи, в целом вступает в противоречие с Федеральным законом "О связи".
Представители Государственного Совета Республики Татарстан Г-ин, З-ов, С-ва с заявлением прокурора не согласны. Указали, что Закон Республики Татарстан "О связи" устанавливает правовую основу деятельности в области связи, осуществляемой в Республике Татарстан; федеральное законодательство позволяет субъекту федерации регулировать указанные правоотношения в субъекте; дублирование положений Закона Российской Федерации нельзя расценивать как противоречие; Закон РТ не затрагивает федеральную связь.
Заслушав выступление прокурора, представителей Государственного Совета РТ, изучив материалы дела, судебная коллегия полагает, что заявление и.о.прокурора РТ подлежит удовлетворению.
В соответствии с п."и" ст.71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе.
В силу ч.1 ст.76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Преамбула Федерального закона "О связи" содержит положение о том, что к федеральной связи относятся все сети и сооружения электрической и почтовой связи на территории Российской Федерации (за исключением внутрипроизводственных и технологических сетей связи).
Ст.4 указанного Федерального закона определяются основные положения о связи в Российской Федерации и лишь отношения в области связи, не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими Федеральными законами, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий.
Таким образом, субъекты Российской Федерации, к каковым относится Республика Татарстан, вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты лишь по не урегулированным Федеральным законом "О связи" отношениям и в пределах их полномочий.
Из текста Закона Республики Татарстан вытекает, что им урегулированы отношения в области связи, которые уже урегулированы Федеральным законом, и дублирование положений Федерального закона законами субъектов Российской Федерации является неправомерным. В силу чего этот Закон следует признать противоречащим федеральному законодательству, поскольку последним не предусмотрена возможность принятия субъектами федерации дублирующих законов.
Кроме того, в судебном заседании представители Государственного Совета РТ пояснили, что ведется работа по приведению данного Закона в соответствие с федеральным. Тем самым признали, что имеются определенные противоречия. Комиссии Государственного Совета Республики Татарстан по вопросам экономического развития и реформ постановлением Государственного Совета Республики Татарстан от 22 декабря 2000 года предложено разработать проект закона Республики Татарстан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан "О связи" и представить его на рассмотрение сессии Государственного Совета Республики Татарстан до 22 февраля 2001 года. Однако, до настоящего времени проект закона не представлен.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.71, 76 Конституции Российской Федерации, ст.ст.191, 197 ГПК РСФСР, судебная коллегия решила:
Заявление и.о.прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать Закон Республики Татарстан "О связи" противоречащим федеральному законодательству, не действующим и подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о данном решении должно быть опубликовано в "Ведомостях Государственного Совета Республики Татарстан", в газете "Республика Татарстан", а также в журнале "Нормативные акты Республики Татарстан".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в течение 10 дней в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 10 июля 2001 г. N Зп-1-66/2001
Сообщение о Решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 2 августа 2001 г.