Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 9 августа 2001 г. N Зп-1-83/2001
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Ф-ой,
с участием прокурора С-на,
при секретаре Х-ой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащими федеральному законодательству, недействительными и не подлежащими применению ст.ст.1, 2, 3, 5, 13 Закона Республики Татарстан от 26 марта 1997 года "Об административной ответственности за правонарушения в области эксплуатации жилищного фонда".
Изучив материалы дела, заслушав объяснения прокурора С-на и представителей Государственного Совета Республики Татарстан С-ой, Г-ой, судебная коллегия установила:
В Верховный Суд Республики Татарстан обратился прокурор Республики Татарстан с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействительными и не подлежащими# ст.ст.1, 2, 3, 5, 13 Закона Республики Татарстан от 26 марта 1997 года "Об административной ответственности за правонарушения в области эксплуатации жилищного фонда".
В обоснование заявления указано, что данные положения Закона РТ противоречат положениям Федерального законодательства.
Прокурор просил признать данные положения Закона противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор заявление поддержал, пояснив, что вопросы административного законодательства отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а потому законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не должны противоречить федеральному законодательству.
Представитель Государственного Совета Республики Татарстан С-ва заявленные требования не признала, пояснив, что в настоящее время решается вопрос о внесении изменений и дополнений в указанный Закон. Прокурор РТ обратился в Госсовет республики с законопроектом, который в настоящее время подготовлен уже ко второму чтению. Для принятия этого закона необходимо время, установленная процедура принятия законов должна быть соблюдена. Установлен двухгодичный срок для приведения законов субъекта федерации в соответствие с федеральным законодательством. Этот срок не истек, и данный вопрос будет решен. Кроме того, ст.13 Закона не противоречит действующему федеральному законодательству. Так, постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 года "О государственной жилищной инспекции" органы государственной жилищной инспекции имеют право рассматривать дела о правонарушениях и налагать штраф. Более того, в проекте Кодекса РФ об административных правонарушениях также предусмотрено, что органы государственной жилищной инспекции рассматривают дела об административных правонарушениях.
Представитель Государственного Совета Республики Татарстан Г-ва также заявленные требования не признала.
Судебная коллегия считает, что заявление подлежит удовлетворению.
Согласно ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации административное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 2, 5 ст.76 данной Конституции по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В силу ч.1 статьи 77 Конституции РФ, система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
Поскольку административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, Закон Республики Татарстан "Об административной ответственности за правонарушения в области эксплуатации жилищного фонда" не должен противоречить федеральным законам.
Как это следует из положений Конституции РФ, законодатель субъекта РФ, устанавливая административную ответственность за те или иные деяния, не вправе вторгаться в те сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения РФ, а также предмет совместного ведения при наличии по данному вопросу федерального закона, и обязан соблюдать общие требования, предъявленные к установлению административной ответственности и производству по административным делам.
Так, в соответствии со ст.142 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях нарушение правил пользования жилыми помещениями, санитарного содержания мест общего пользования, лестничных клеток, лифтов, подъездов, придомовых территорий, нарушение правил эксплуатации жилых домов, жилых помещений и инженерного оборудования, бесхозяйственное их содержание, а также самовольное переоборудование и перепланировка жилых домов и жилых помещений, использование их не по назначению, порча жилых домов, жилых помещений, их оборудования и объектов благоустройства - влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере до тридцати рублей (в соответствии с Законом РФ от 14 июля 1992 года "О порядке перерасчета размеров штрафов, предусмотренных КоАП РСФСР" указанный размер штрафа приравнен к одной третьей минимального размера оплаты труда, при этом размер налагаемого штрафа не может быть ниже пятидесяти рублей) и предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц - до пятидесяти рублей (указанный размер штрафа приравнен к одной второй минимального размера оплаты труда, при этом размер налагаемого штрафа не может быть ниже одной десятой минимального размера оплаты труда).
Между тем, в соответствии со ст.1, 2, 3 Закона Республики Татарстан "Об административной ответственности за правонарушения в области эксплуатации жилищного фонда", содержащих составы аналогичных правонарушений, предусмотрено наложение штрафа на юридических лиц - до ста минимальных размеров оплаты труда или на руководителей предприятий, учреждений, организаций до двадцати минимальных размеров оплаты труда, на граждан - до десяти минимальных размеров оплаты труда, в силу ст.5 Закона РТ - наложение штрафа на юридических лиц - до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или на руководителей предприятий, учреждений, организаций до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.
Согласно ст.13 Закона Республики Татарстан "Об административной ответственности за правонарушения в области эксплуатации жилищного фонда", дела об административных правонарушениях, предусмотренные указанным Законом, рассматриваются органами Государственной жилищной инспекции РТ в порядке и в сроки, установленные законодательством об административных правонарушениях.
Однако, федеральным административным законодательством, в том числе в главе 16 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, определяющей подведомственность дел об административных правонарушениях, органы Государственной жилищной инспекции отсутствуют, то есть они не наделены полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Статьей 199 КоАП РСФСР рассмотрение дел об административных правонарушениях в области эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства отнесено к подведомственности административных комиссий.
При таком положении указанные нормы Закона Республики Татарстан являются противоречащими федеральному законодательству и подлежат признанию не действующими и не подлежащими применению.
Доводы представителя Государственного Совета Республики Татарстан о том, что в настоящее время рассматривается законопроект о внесении изменений в данный республиканский Закон, не могут явиться основанием к отказу в удовлетворении заявления, поскольку данное обстоятельство не препятствует разрешению вопроса в судебном порядке.
Также не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявления довод представителя Государственного Совета Республики Татарстан о том, что ст.13 Закона не противоречит действующему федеральному законодательству, так как постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 года "О государственной жилищной инспекции", органы государственной жилищной инспекции имеют право рассматривать дела о правонарушениях и налагать штраф, и в проекте Кодекса РФ об административных правонарушениях также предусмотрено, что органы государственной жилищной инспекции рассматривают дела об административных правонарушениях.
Ст.6 данного постановления гласит, что органы государственной жилищной инспекции имеют право: рассматривать дела о правонарушениях и налагать штраф в случаях, предусмотренных статьей 20 Федерального закона "О товариществах собственников жилья", на домовладельцев - граждан и организации, а также на должностных лиц, уполномоченных представлять интересы собственника в кондоминиуме в порядке, установленном главой 21 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. Однако, в ст.13 Закона РТ, все дела об административных правонарушениях, предусмотренные указанным законом, рассматриваются органами Государственной жилищной инспекции РТ.
Ссылка представителя Государственного Совета Республики Татарстан на то, что в настоящее время в проекте Кодекса РФ об административных правонарушениях также предусмотрено, что органы государственной жилищной инспекции рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных этим кодексом, не могут быть приняты во внимание для отказа в удовлетворении заявления прокурора. В настоящее время данный закон еще не принят.
Таким образом, заявление прокурора подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.191, 197, 231 ГПК РСФСР, судебная коллегия решила:
Заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству, не действительными и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу ст.1, 2, 3, 5, 13 Закона Республики Татарстан от 26 марта 1997 года "Об административной ответственности за правонарушения в области эксплуатации жилищного фонда".
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 9 августа 2001 г. N Зп-1-83/2001
Сообщение о Решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 20 сентября 2001 г.