Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 10 января 2001 г. N ЗП-1-5-2001
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Ш-ва,
с участием прокурора Г-ой,
при секретаре Ф-ой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению И.о.прокурора РТ о признании противоречащим федеральному законодательству Закона Республики Татарстан "О статусе депутатов местных Советов народных депутатов Республики Татарстан", судебная коллегия установила:
Исполняющий обязанности прокурора Республики Татарстан (РТ) обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий Закон Республики Татарстан "О статусе народных депутатов местных Советов народных депутатов Республики Татарстан", принятого Государственным Советом РТ 14 декабря 1990 г.
В обоснование требований указывается, что согласно ст.25 названного Закона народный депутат местного Совета народных депутатов РТ обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий.
На территории РТ эти депутаты не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску без согласия соответствующего местного Совета, а также уголовное дело в отношении народного депутата местного Совета может быть возбуждено соответственно прокурором района, города, а также прокурором РТ.
Далее в заявлении указывается, а заявление полностью было поддержано и участвующим при рассмотрении данного дела прокурором, о том, что порядок привлечения к уголовной и административной ответственности документов местных Советов установлен Федеральным законом от 12 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и на основании п.7 ст.18 данного Закона получение согласия местного Совета на привлечение депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления к уголовной и административной ответственности не требуется.
Кроме того, в Законе также не указано, что возбуждение уголовного дела в отношении депутата местного Совета возможно только прокурором района, города, а также прокурором субъекта Российской Федерации.
Кроме того, согласно пункту "о" ст.71 Конституции РФ уголовное и уголовно-процессуальное законодательство находятся в исполнительном ведении Российской Федерации.
Судебная коллегия, заслушав объяснения представителя прокуратуры РТ Г-ой, о признании противоречащим федеральному законодательству указанного выше Закона РТ, представителя Государственного Совета РТ С-ой об отсутствии оснований для удовлетворения требований прокурора, считает, что требования прокурора должны быть удовлетворены частично.
Доводы и.о.прокурора РТ об отмене названного закона РТ из-за его противоречия положениям Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" которым, как указывается в заявлении и.о.прокурора РТ, установлен порядок привлечения к уголовной и административной ответственности депутатов местных Советов, не могут быть приняты во внимание, для удовлетворения требований.
Так, изложенное не учитывает, что местные Советы народных депутатов входят в систему органов государственной власти Республики Татарстан, они не входят в систему органов местного самоуправления, а потому Федеральный закон от 12 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", его положения не могут послужить основанием для отмены Закона РТ "О статусе депутатов местных Советов народных депутатов Республики Татарстан".
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г., а не от 12 августа 1955 г., как указано выше
Вместе с тем ч.1 ст.25 этого Закона в части привлечения депутата к уголовной ответственности или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержания, ареста, обыска лишь с согласия соответствующего местного Совета, а также ч.2 ст.25 этого Закона о том, что уголовное дело в отношении народного депутата местного Совета может быть возбуждено только прокурором района, города, а также прокурором Республики Татарстан должны быть признаны противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий - не подлежащими применению.
Так, согласно п."о" ст.71 Конституции РФ, ч.1 п.13 ст.IV Договора РФ и РТ "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство находятся в ведении Российской Федерации и поэтому вопросы привлечения к уголовной ответственности граждан, должностных лиц, депутатов, выборных должностных лиц, установление дополнительных гарантий их неприкосновенности могут быть установлены лишь федеральным законодательством.
Вместе с тем указанное выше несоответствие названного закона РТ в определенных и указанных выше пределах (в части 1 ст.25) не могут повлечь отмену всего закона.
При этом судебной коллегией принимается во внимание и следующее.
Дело судом на основании ст.195 ГПК РСФСР разрешен в пределах заявленных и.о.прокурором РТ требований, другие доводы, кроме указанных выше двух оснований, для признания названного закона РТ противоречащим федеральному законодательству и.о.прокурором РТ не приводятся, они не установлены и в судебном заседании.
Кроме того, как указывалось, местные Советы народных депутатов входят в систему органов государственной власти РТ, а Закон РТ "О статусе депутатов местных Советов народных депутатов Республики Татарстан" определяет правовое положение этих депутатов.
При рассмотрении заявления судебная коллегия учитывает и доводы представителя Госсовета РТ С-ой о том, что действующая система органов государственной власти РТ определяется Конституцией РТ, что вытекает и из Федерального закона "Об общих принципах организации государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно ч.1 ст.2 которого систему органов государственной власти субъектов Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший орган - исполнительный - государственной власти субъекта РФ иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
В этой связи необходимо отметить и то, что согласно ст.30 указанного Федерального закона от 22 сентября 1999 г. в целях приведения законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом и обеспечения преемственности власти устанавливается переходный период - два календарных года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст.191, 197, 203 ГПК РСФСР, судебная коллегия решила:
Заявление исполняющего обязанности прокурора РТ удовлетворить частично.
Признать противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий - не подлежащим применению ч.1 ст.25 Закона Республики Татарстан "О статусе народного депутата местного Совета народных депутатов Республики Татарстан" в части привлечения депутата к уголовной ответственности или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержания, ареста, обыска лишь с согласия соответствующего местного Совета, а также ч.2 ст.25 этого Закона о том, что уголовное дело в отношении народного депутата местного Совета может быть возбуждено только прокурором района, города, а также прокурором Республики Татарстан.
В остальном в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий Закон Республики Татарстан "О статусе народных депутатов местных Советов народных депутатов Республики Татарстан" отказать.
Решение может быть обжаловано, опротестовано в Верховный Суд РФ через Верховный Суд РТ в течение десяти дней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 10 января 2001 г. N ЗП-1-5-2001
Сообщение о Решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 8 марта 2001 г.