Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 7 августа 2001 г. N Зп-1-85/2001
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Г-на,
с участием прокурора В-ой,
при секретаре Х-ой,
рассмотрев в открытом судебном заседании по заявлению прокурора Республики Татарстан в государственных и общественных интересах о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.04.2000 г. N 283 "О внесении изменений и дополнений в Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилищных помещений в Республике Татарстан", установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением в государственных и общественных интересах о признании противоречащими федеральному законодательству пункта 1.1, абзацев 4 и 5 пункта 1.2 постановления Кабинета Министров Республика Татарстан от 22.04.2000 г. N 283 "О внесении изменений и дополнений в Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Татарстан", указав в обоснование своего заявления, что в целях предоставления дополнительных возможностей для решения жилищной проблемы гражданам, нуждающихся в улучшении жилищных условий, 22 апреля 2000 года Кабинетом Министров Республики Татарстан были внесены изменения и дополнения в Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Татарстан.
Пунктом 1.1 данного постановления установлено преимущество для граждан, получающих жилое помещение в первоочередном порядке, в случае освобождения ими занимаемой жилой площади.
Данное положение противоречит, как указано в заявлении, нормам Жилищного кодекса РСФСР.
Абзацем 4 пункта 1.2 предусмотрено, что выплаты компенсаций гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы, для благоустройства домовладения осуществляется за счет средств предприятий, организаций и учреждений. Указанное положение прокурор также просит признать противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий.
В отношении абзаца 5 п.1.2 постановления, который прокурор просит признать противоречащим федеральному законодательству, определением суда производство по делу прекращено.
Представитель Кабинета Министров РТ Ф-ов с заявлением не согласился, пояснив, что оспариваемые положения постановления Кабинета Министров РТ не противоречат федеральному законодательству, приняты в целях разрешения жилищной проблемы, права и интересы граждан не нарушает.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Прокуратуры Республики Татарстан В-ой, полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, Верховный Суд Республики Татарстан считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст.72 п."к" Конституции РФ).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч.5 ст.76 Конституции РФ).
В соответствии со статьей 33 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.
Пунктом 1.1 оспариваемого постановления Кабинета Министров РТ N 283 установлено преимущество для граждан, получающих жилое помещение в первоочередном порядке, в случае освобождения ими занимаемой жилой площади, которая передается для повторного заселения гражданам той же категории учета.
Приведенное положение постановления не соответствует положениям статьи 33 Жилищного кодекса РСФСР, в соответствии с которой жилые помещения предоставляются гражданам только в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
Установление такого преимущества нарушает права других граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилого помещения.
Таким образом, пункт 1.1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 апреля 2000 года противоречит федеральному законодательству, подлежит признанию недействительным и не порождающим правовых последствий.
В соответствии с пунктом 1.2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и проживающие в индивидуальных жилых домах, имеют право на получение денежной компенсации для благоустройства домовладения применительно к условиям данного населенного пункта по фактическим затратам по договорной основе со снятием с очереди на получение жилья.
При этом абзацем 4 этого пункта предусмотрено, что выплаты компенсаций гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы, осуществляется за счет средств предприятий, организаций и учреждений.
Положения абзаца 4 противоречат статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, гарантирующей собственникам имущества самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом, а также равную защиту прав всех собственников.
Кроме того, в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, помощь оказывает государство, развивая строительство домов государственного и муниципального жилищных фондов, предназначенных для предоставления жилых помещений по договору найма, а также используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства, содержания и ремонта жилья.
Доводы представителя Кабинета Министров РТ о том, что в соответствии со статьей 25 Закона Российской Федерации "О федеральной жилищной политике" субъектов федерации установлен порядок получения денежных компенсаций, являются необоснованными, поскольку в указанной статье Закона предусмотрено, что компенсации либо льготные кредиты предоставляют органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления для реализации права на жилище.
Руководствуясь ст.ст.191-193, 197, 239 ГПК РСФСР, Верховный Суд Республики Татарстан решил:
Признать пункт 1.1, абзац 4 пункта 1.2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.04.2000 г. N 283 "О внесении изменений и дополнений в Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Республике Татарстан" противоречащими федеральному законодательству, недействительными и не порождающими правовых последствий со дня принятия.
Решение подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации Республики Татарстан.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 дней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 7 августа 2001 г. N Зп-1-85/2001
Сообщение о Решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 7 сентября 2001 г.