Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 29 ноября 2000 г. N Зп-1-1001/2000
(извлечение)
Настоящее Решение было обжаловано в Верховный суд РФ. Определением судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 23 января 2001 г. настоящее Решение отменено и вынесено новое решение о признании статьи 20 Закона противоречащей федеральному законодательству, не действующей и не подлежащей применению со времени вступления решения в законную силу
Именем Российской Федерации
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Х-ва,
судебных заседателей Р-ой, Ш-ва,
с участием прокурора Ф-ва,
при секретаре Г-ой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Ш-на, народного депутата Республики Татарстан, председателя общественной организации "Равноправие и Законность" (ОО. РТ. "Р и З"), С-ва, председателя исполкома общественной организации РТ "Равноправие и Законность", Х-ва, представителя общественной организации РТ "Равноправие и Законность" о противоречии федеральному законодательству отдельных норм Закона Республики Татарстан "О выборах народных депутатов Республики Татарстан", установила:
Ш-ин, Х-ов и С-ов обратились в Верховный Суд РТ с жалобой на противоречие федеральному законодательству отдельных норм Закона Республики Татарстан "О выборах народных депутатов Республики Татарстан".
В обоснование жалобы указано на то, что Закон Республики Татарстан "О выборах народных депутатов Республики Татарстан " от 29 ноября 1994 г., с изменениями и дополнениями в редакции Законов Республики Татарстан от 21 июля 1999 г. и от 21 января 2000 г., не устанавливает запрет на совмещение статуса народного депутата Республики Татарстан с работой в исполнительных органах государственной власти, то есть противоречит Федеральному закону "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В статье 1 Закона РТ "О выборах народных депутатов Республики Татарстан" определяющей принципы выборов народных депутатов Республики Татарстан, отсутствует какое-либо упоминание о принципе разделения властей, а диспозиция ст.20 указанного Закона запрещает совмещение статуса только представителям судебной власти, министрам и председателям государственных комитетов и определяет исчерпывающий перечень должностей, занятие которых несовместимо со статусом народного депутата Республики Татарстан.
Должность главы администрации района, города республиканского подчинения, района в городе в этом перечне не предусмотрена, то есть оспариваемый Закон РТ умолчанием о недопустимости совмещения одним лицом статуса депутата с неназванными должностями исполнительных органов государственной власти допускает совмещение должности народного депутата Республики Татарстан с должностью главы администрации района, города республиканского подчинения, района в городе. Кроме того, данный Закон РТ допускает избрание народными депутатами РТ без освобождения от исполнения должностных обязанностей заместителей министров и заместителей председателей государственных комитетов, руководителей аппаратов Кабинета Министров и Президента РТ, заместителей глав администрации и иных представителей исполнительной власти.
Представитель Государственного Совета Республики Татарстан С-ва в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, указывая на то, что Закон РТ "О выборах народных депутатов Республики Татарстан" от 29 ноября 1994 г. с изменениями от 21 июля 1999 г. и 21 января 2000 г. в обжалуемой части принят на основании ст.72 Конституции Республики Татарстан. Конституция Республики Татарстан в установленном порядке несоответствующей Конституции Российской Федерации и противоречащей федеральному законодательством не признана. Права и свободы граждан обжалуемый Закон РТ не нарушает.
Выслушав объяснения заявителей Х-ва, С-ва, представителя Государственного Совета Республики Татарстан С-ой, заключение прокурора Ф-ва, полагавшего, что жалоба подлежит частичному удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РТ не находит оснований для удовлетворения жалобы заявителей.
Согласно ст.30 Федерального закона от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" с изменениями от 29 июля 2000 г. в целях приведения законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом и обеспечения преемственности власти устанавливается переходный период - два календарных года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Предусмотренный ст.30 данного Закона РФ двухгодичный срок приведения законодательства субъектов РФ в соответствие с настоящим Федеральным Законом не истек.
Представитель Государственного Совета РТ суду пояснял, что над усовершенствованием Закона РТ "О выборах народных депутатов РТ" Государственным Советом РТ проводится соответствующая работа.
Из сообщения Председателя Государственного Совета Республики Татарстан от 29 ноября 2000 г. усматривается, что протест прокурора Республики Татарстан о приведении в частности ст.20 Закона РТ "О выборах народных депутатов РТ", в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами, согласно Регламенту Госсовета РТ находится на предварительном рассмотрении в постоянных комиссиях Госсовета РТ.
Таким образом, в законодательном органе государственной власти Республики Татарстан ведется работа по приведению в соответствие законов Республики Татарстан (в том числе и в обжалуемой части Закона РТ от 29 ноября 1994 г.) федеральному законодательству.
Кроме того, Закон РТ "О выборах народных депутатов Республики Татарстан" законодательным органом государственной власти РТ принят на основании Основного Закона РТ - Конституции РТ.
Статья 72 Конституции РТ предусматривает, что министры, председатели государственных комитетов и другие члены Кабинета Министров РТ, за исключением Премьера-министра, а также судьи не могут быть депутатами.
Между тем, в указанной части Конституция РТ несоответствующей и противоречащей Конституции РФ и федеральному законодательству не признана.
Требования о противоречии Конституции Республики Татарстан федеральному законодательству в судебном порядке заявители не ставили.
При наличии таких обстоятельств, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РТ, оснований признать Закон РТ "О выборах народных депутатов РТ" в обжалуемой части противоречащим федеральному законодательству, не находит.
Кроме того, заявителями не представлены суду доказательства о том, что Закон РТ "О выборах народных депутатов РТ" в обжалуемой части нарушает права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений, в частности права общественной организации Республики Татарстан "Равноправие и Законность".
Отсутствие в ст.20 Закона РТ "О выборах народных депутатов РТ" указания должностей, глав администрации районов и городов, заместителей министров, председателей государственных комитетов, руководителей аппаратов Кабинета Министров и Президента Республики Татарстан, заместителей глав администраций, иных представителей исполнительной власти, занятие которых несовместимо со статусом народного депутата РТ, не может быть истолковано как противоречие федеральному законодательству.
Законодательный орган государственной власти РТ не лишен возможности внести дополнения в указанный Закон РТ с перечислением государственных должностей, которые не могут быть совмещены со статусом народного депутата.
При наличии таких обстоятельств, судебная коллегия оснований для удовлетворения жалобы заявителей не находит.
Руководствуясь ст.ст.191, 192, 193, 197, 203 ГПК РСФСР, судебная коллегия решила:
В удовлетворении жалобы народного депутата Республики Татарстан, председателя Общественной организации Республики Татарстан "Равноправие и Законность" Ш-на, председателя исполкома Общественной организации Республики Татарстан "Равноправие и Законность" С-ва, представителя Общественной организации Республики Татарстан "Равноправие и Законность" Х-ва отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в течение десяти дней в Верховный Суд РФ через Верховный Суд РТ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 29 ноября 2000 г. N Зп-1-1001/2000
Сообщение о решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 29 марта 2001 г.
Настоящее решение было обжаловано в Верховный суд РФ. Определением судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 23 января 2001 г. настоящее Решение отменено и вынесено новое решение о признании статьи 20 Закона противоречащей федеральному законодательству, не действующей и не подлежащей применению со времени вступления решения в законную силу