Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Казанского Совета народных
депутатов от 26 декабря 2003 г. N 12-18
Программа
развития рынка потребительских услуг г.Казани на 2004-2008 годы
Паспорт Программы
Основание для разработки Про- граммы |
Решение Казанского Совета народных депутатов от 01.08.2003 N 2-17 "О состоянии и мерах по развитию рын- ка потребительских услуг", постановление Главы адми- нистрации г.Казани от 05.09.2003 N 1586 "О мерах по вы- полнению решения КСНД от 01.08.2003 N 2-17 "О состоянии и мерах по развитию рынка потребительских услуг" |
Государственный заказчик Про- граммы |
Казанский Совет народных депутатов |
Основные разра- ботчики Програ- ммы |
Управление торговли, общественного питания и потреби- тельских услуг в г.Казани, депутаты Казанского Совета народных депутатов, департаменты, комитеты и управления г.Казани, ученые Татарского института содействия бизне- су, Казанского государственного технологического уни- верситета им.С.М.Кирова, Казанского филиала Российского государственного торгово-экономического университета, Института экономики, управления и права |
Исполнители | Управление торговли, общественного питания и потреби- тельских услуг в г.Казани, Комитет по экономике и про- мышленности, Комитет по управлению коммунальным иму- ществом, Комитет поддержки предпринимательства, Комитет по защите прав потребителей, Служба земельного кадаст- ра, Финансовое управление, Главное управление архитек- туры и градостроительства, Управление внутренних дел, Управление культуры, Управление социальной защиты насе- ления, Управление по связям с общественными организаци- ями и средствами массовой информации, Центр государс- твенного санитарно-эпидемиологического надзора, Казанс- кий межрайонный отдел государственной статистики, Го- родское государственное ветеринарное объединение, адми- нистрации районов г.Казани |
Цели Программы | создание экономических, правовых и социальных условий, обеспечивающих развитие и эффективное функционирование потребительского рынка |
Основные задачи Программы |
- создание развитой сети предприятий потребительского рынка; - улучшение качества обслуживания населения; - обеспечение доступности потребительского рынка и прав граждан на безопасность и качество товаров; - укрепление нормативно-правовой базы отрасли; - совершенствование форм и методов торговли, внедрение современных торговых технологий; - повышение кадрового потенциала работников отрасли; - создание единой информационной системы внутренней торговли |
Сроки реализа- ции Программы |
2004-2008 годы |
Источники фи- нансирования |
Собственные средства предприятий - 12679,0 млн.руб., из них 468,11 млн.руб. предусмотрены Федеральной целевой программой "Сохранение и развитие исторического центра г.Казани", Программой ликвидации ветхого жилого фонда и реконструкции кварталов ветхого жилья г.Казани, Программой "Поселок". Бюджет РФ - 321,0 млн.руб. (предусмотрены Федеральной целевой программой "Сохранение и развитие исторического центра г.Казани"), бюджет г.Казани - 0,98 млн.руб. (на разработку нормативов) |
Введение
Казань - один из древнейших городов России. С давних времен город знаменит как крупный торговый центр. Через Казань проходил торговый путь, здесь шумела знаменитая ярмарка. И сегодня, находясь на пороге 1000-летнего юбилея, Казань достойно продолжает свои вековые традиции.
Важнейшим этапом в подготовке к 1000-летию основания г.Казани является принятие Программы развития рынка потребительских услуг г.Казани.
Программа развития рынка потребительских услуг г.Казани на 2004-2008 годы (далее именуется Программа) разработана во исполнение решения Казанского Совета народных депутатов от 01.08.2003 г. N 2-17 "О состоянии и мерах по развитию рынка потребительских услуг" в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Татарстан, актами органов государственной власти и управления г.Казани.
Направленная на улучшение качества обслуживания горожан, Программа является одной из составляющих Стратегии развития г.Казани до 2015 года, главная цель которой - постоянное повышение качества жизни населения.
Программа предусматривает обеспечение развития внутреннего рынка, совершенствование конкурентных отношений на нем, взаимодействие предприятий торговли с предприятиями, производящими потребительскую продукцию, улучшение качества и расширение ассортимента товаров, повышение культуры обслуживания населения.
1. Состояние и развитие инфраструктуры рынка потребительских услуг
1.1. Состояние и развитие сети предприятий торговли
В настоящее время в городе функционируют 3842 объекта потребительского рынка стационарной сети, из них 2096 предприятий розничной торговли, в том числе 1084 предприятия по реализации продовольственных товаров.
Заметно укрепилась положительная тенденция роста объемов розничного товарооборота. За 11 месяцев 2003 года оборот торговли и общественного питания составил 45,3 млрд.рублей, в т.ч. оборот розничной торговли - 42,8 млрд.рублей, что в сопоставимых ценах на 22,0% больше, чем в 2002 году.
Существующая торговая сеть представлена в основном магазинами площадью от 50 до 1000 кв.м, имеющими ассортимент в среднем 3-5 тысяч наименований.
Необходимо строительство крупных магазинов (гипермаркетов, супермаркетов) с современными технологиями обслуживания, эстетическим и техническим состоянием объектов, предоставляющих широкий перечень услуг: банковские, зрелищные, спортивные, игровые, бытовые, транспортные и другие.
Ввод объектов будет обеспечиваться за счет нового строительства в районах массовой жилой застройки и рационального использования нежилых помещений, что будет способствовать выравниванию уровня обеспеченности в торговом обслуживании по районам города.
Табл.1. Строительство и реконструкция гипермаркетов,
торговых центров и комплексов
N п/п |
Наименование объекта | Проектная мощность, кв.м |
Планируемый год ввода |
1. | ГУМ-2, Баумана, ОАО "СКАТ" | 6500 | 2004 |
2. | ГУМ-3, Пушкина-Профсоюзная, ОАО "ПК "Красный Восток" |
5000 | 2005 |
3. | Торгово-развлекательный комплекс "Казань", Свердлова, ОАО "ТРК "Казань" |
10500 | 2005 |
4. | Гостинично-торгово-развлекательный комплекс, ул.Ершова, 1, ОАО "КГ "Орленок" |
32000 | 2004 |
5. | Торговые ряды "Модная семья", Ухтомского, 17, ООО "ДОМО-дизайн" |
7000 | 2005 |
6. | Торговый центр "Караван", Спартаковская, 2, ООО "ДОМО-дизайн" |
40000 | 2005 |
7. | Гипермаркет "Кольцо", Свердлова, 1, ОАО "Ги- пермаркет "Кольцо" |
30000 | 2005 |
8. | Торгово-досуговый центр, Декабристов-Ибраги- мова, ОАО "Тандем" |
60000 | 2005 |
9. | Гипермаркет, пр.Ямашева-Амирхана, ООО "Бэхет- ле" |
20000 | 2004 |
10. | ТК "Савиново", Ямашева, 93, ООО "Сувар-Ка- зань" |
42000 | 2005 |
11. | Торгово-развлекательный комплекс "Парк Хаус", Ямашева-Мусина, ООО "Группа компаний "Время" |
54000 | 2005 |
12. | Торговый центр "Рамстор", ООО "Раменка" | 15000 | 2006 |
13. | Торговый комплекс "Мега-Дом", пр.Победы, ЗАО "Алан-Вест" |
25000 | 2004 |
14. | Торговый комплекс, пр.Победы, ООО "ИКЕА МОС (Торговля и недвижимость)" |
38000 | 2005 |
15. | Гипермаркет "Элекам", пр.Победы-Мамадышский тракт, ООО "Элекам" |
15000 | 2006 |
16. | Торгово-развлекательный центр, ОАО "Сервей- инговая компания "ЕАС", Павлюхина, 75 |
18900 | 2006 |
17. | Торгово-развлекательный центр, ОАО "Сервей- инговая компания "ЕАС", ул.Нариманова, 10-16 |
7820 | 2006 |
18. | Торгово-развлекательный центр, ОАО "Сервей- инговая компания "ЕАС", ул.Кирова, 52-56 |
3880 | 2007 |
19. | Торговый центр, ОАО "Сервейинговая компания "ЕАС", ул.Арбузова, 5 |
9720 | 2008 |
20. | Торговый центр, ОАО "Сервейинговая компания "ЕАС", ул.Гладилова, 53 |
10025 | 2008 |
Программой предусмотрено развитие сети маркетов и супермаркетов, отвечающих современным требованиям технологии и организации торгового обслуживания, пожарной и санитарной безопасности, с обустройством технологических подъездов, служебных стоянок, стоянок легкового автотранспорта.
Поступили предложения по строительству магазинов от предприятий и организаций городов России, стран СНГ, ряда зарубежных фирм. Расширяют свои сети фирмы "Эльдорадо", "МИР", местные торговые операторы - "Александр Ltd", "ДОМО", "Агава", "Эдельвейс", "Бэхетле".
Кроме того, Программой предусматривается строительство объектов рынка потребительских услуг площадью 100-200 кв.м общей площадью 14,9 тысячи кв.м в районах новых жилых застроек и в поселках. По годам: 2004 - 2852 кв.м, 2005 - 3819 кв.м, 2006 - 2933 кв.м, 2007 - 1526 кв.м и 2008 - 3770 кв.м.
Розничные рынки
На 01.12.2003 в городе функционируют 37 рынков с общим количеством 17904 торговых места, из них 17 комплексов торговых павильонов.
Ежегодно на рынках реализуется товаров на сумму более 10 млрд.рублей, что составляет 28% от общего товарооборота по городу. Высокая доля продаж на рынках объясняется тем, что товары на рынках привлекают население более низким уровнем цен и широким ассортиментом.
За последние пять лет в строительство, реконструкцию и модернизацию рынков инвестировано 2,3 млрд.рублей. Реконструированы Чеховский и Московский рынки, построен рынок "Заречье", завершается вторая очередь строительства Центрального продовольственного рынка, начинаются работы по реконструкции его центральной части.
Меняется статус рынков. Взамен палаток на малых рынках города установлено более 2000 мини-маркетов, из малых сезонных рынков сформировались новые торговые структуры - комплексы торговых павильонов, которые остаются привлекательными с социальной точки зрения (низкие цены, достаточный ассортимент, близость к местам проживания основной массы покупателей).
Часть рынков будет специализирована под рыночную торговлю сельскохозяйственной продукцией с отделением промышленной группы товаров. Реализация инвестиционных проектов, предусмотренных Программой, должна привести рынки в надлежащее техническое, санитарное и эстетическое состояние и перевести большинство из них в разряд торговых комплексов.
Для привлечения негосударственных инвестиций на реконструкцию, модернизацию коммунальных рынков целесообразно их акционирование.
Табл.2. Строительство и реконструкция рынков
и торговых комплексов г.Казани
N п/п |
Наименование объекта | Проектная мощность, кв.м |
Планируемый год ввода |
1. | Центральный рынок, ул.Межлаука, 1, ООО "Су- вар-Казань" |
15000 | 2004 |
2. | Рынок "Чеховский", ул.Чехова, 2, КУП "Чеховс- кий рынок" |
5000 | 2005 |
3. | Рынок "Московский", ул.Ш.Усманова, 1, КУП "Московский рынок" |
6000 | 2005 |
4. | ТК "Олимп", пр.Победы-Зорге, ООО "Олимп" | 7660 | 2005 |
5. | Рынок "Дерби", пос.Дербышки, Липатова, 2 | 300 | 2004 |
6. | Рынок ООО "Зареченская торговая компания" | 460,0 | 2007 |
7. | "Юдинский универсальный рынок", ООО ПСФ РИА | 640,0 | 2006 |
8. | ТК "Караваево", ул.Дементьева, ООО "Заря" | 3000 | 2005 |
9. | ТК "Удача", ул.Восстания, 83, ООО "Удача" | 1260 | 2005 |
10. | Торговые ряды, ул.Нариманова, ООО "Янтарь" | 7000 | 2005 |
11. | Торговый комплекс на ул.Белинского, КУП "Кол- хозный рынок N 4" |
7700 | 2006 |
12. | Унитарно-коммунальное предприятие "Оптово- розничный рынок", ул.Адоратского, 21 |
24000 | 2007 |
13. | ТК "Муравейник", ул.Тукаевская, 2, ООО "СтройСпецРемПроект" |
7000 | 2004 |
Оптовые рынки и центры
В логистике города оптовое звено является менее развитым и организованным, нет мощных оптовых фирм, которые могли бы конкурировать с российскими и зарубежными компаниями в ценовой политике.
Понимая важность развития оптового звена в снижении цен на товары, в предстоящие годы необходимо вести активную работу по созданию крупных оптовых фирм в городе Казани, которые имели бы прямые договора и работали бы непосредственно с товаропроизводителями, в т.ч. местными.
На территории города работают 238 оптово-посреднических предприятий. Но большая часть этих предприятий осуществляет посредническую деятельность, зачастую не имея своего складского хозяйства и являясь по сути перекупщиком. Предприятий, имеющих статус оптовика, - единицы. Это ХК "Реал", ООО "Квантор", ООО "Патриот", ООО "Райден и К", ООО "Агава" и др.
Оптовые предприятия являются составной частью товаропроводящей инфраструктуры города. Становление полноценной рыночной экономики г.Казани невозможно без их развития.
Развитие оптовой торговли необходимо для:
- упорядочения системы доведения товаров до потребителей;
- ускорения процессов товародвижения, взаиморасчетов и платежей между участниками потребительского рынка;
- предоставления товаропроизводителям необходимых условий для реализации продукции;
- демонополизации производителей товаров;
- создания условий для проведения сертификации товаров, поступающих на потребительский рынок;
- создания конкурентной среды и, как следствие, снижения уровня цен на товары и повышения качества.
Главная задача их состоит в поддержании ценового паритета на потребительском рынке на основе накопления достаточной товарной массы и своевременной ее поставки в розничную сеть.
Объем продажи продукции предприятиями оптовой торговли по г.Казани за 11 месяцев 2003 года составил 35,2 млрд.рублей, что в сопоставимых ценах больше соответствующего периода прошлого года на 19,6%.
Соотношение ввозимой и собственной продукции по разным группам товаров различно. Непродовольственная группа товаров на 90% завозная. По продовольственной группе из местной продукции преобладают мясо, колбасные изделия, масло животное, ликероводочные изделия, хлебобулочные изделия, цельномолочная продукция.
В порядке развития оптовой товаропроводящей сети в г.Казани предполагается ввести в строй в 2004 году многофункциональный комплекс оптовой торговли "METRO Cash & Carry". В дальнейшем будет продолжена работа по созданию подобных центров на базе местных оптовых операторов, а также с привлечением крупных российских и иностранных инвесторов.
Также планируется создание оптового рынка мяса и мясных полуфабрикатов на базе ОАО "Казанский мясокомбинат".
Введение указанных проектов предполагает согласованное и скоординированное развитие оптового и розничного звеньев в системе товародвижения.
Развитие автомобильных парковок при объектах рынка
потребительских услуг
В целях расширения сети автостоянок возле предприятий рынка потребительских услуг при строительстве и реконструкции объектов необходимо предусматривать проектирование автостоянок.
Табл.3. Организация автостоянок у объектов рынка потребительских услуг
N п/п |
Наименование объекта | Планируемое количество мест для автомашин |
1. | Торговый центр "Караван", Спартаковская, 2, ООО "ДОМО-дизайн" |
700 |
2. | Гипермаркет "Кольцо", Свердлова, ОАО "ПК "Красный Восток" |
500 |
3. | Гипермаркет, пр.Ямашева-Амирхана, ООО "Бэхетле" | 700 |
4. | Гостинично-торгово-развлекательный комплекс, ул.Ер- шова, 1, ОАО "КГ "Орленок" |
550 |
5. | Торговый комплекс, пр.Победы, ООО "ИКЕА МОС (Тор- говля и недвижимость)" |
650 |
6. | Многофункциональный торговый комплекс, Вахитова, ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" |
600 |
7. | ТК "Савиново", Ямашева, 93, ОАО "Сувар-Казань" | 470 |
8. | ТК "Мега-Дом", пр.Победы, ЗАО "Алан-Вест" | 210 |
9. | Торгово-развлекательный комплекс "Казань", Свердло- ва, ОАО "ТРК "Казань" |
360 |
10. | Торгово-досуговый центр, Декабристов, ОАО "Тандем" | 950 |
1.2. Состояние и развитие сети предприятий общественного питания
Сфера общественного питания в настоящее время претерпевает наиболее динамичное развитие. На 01.12.2003 в городе функционируют 546 объектов общественного питания общедоступной сети, из них 38 ресторанов, 231 кафе, 71 бар, 215 бистро, а в летний период их число значительно увеличивается за счет открытия летних кафе.
Обеспеченность на 1000 жителей посадочными местами составляет 15,4 посадочных места (для общедоступной сети). Однако по сравнению с Москвой это меньше ровно в 3 раза.
Оборот предприятий общественного питания за 11 месяцев 2003 года составил 2,5 млрд.руб., что в сопоставимых ценах за соответствующий период прошлого года больше на 15,5%.
Рестораны, кафе, объекты быстрого питания
Рестораны и кафе города предлагают своим посетителям блюда кухонь 16 стран мира. В городе достаточно широко представлены национальные кухни.
При развитии сети общественного питания необходимо приложить усилия к открытию специализированных предприятий, пропагандирующих определенные кухни (татарская, русская, европейская и т.д.) и ассортимент (рыбный, пивной, кофейный, чайный, диетический, вегетарианский и т.д.).
В период проведения крупных мероприятий российского и международного масштаба острой проблемой является отсутствие в городе ресторанов с количеством посадочных мест более трехсот, которые в обычные дни не востребованы.
Табл.4. Строительство и реконструкция ресторанов, баров и кафе
N п/п |
Наименование объекта | Тип | Количество посадочных мест |
Рекомендуемое направление кухонь |
Год ввода |
1. | "Александровский пассаж" | ресторан, кафе |
125 | европейская, татарская |
2005 |
2. | "Дом Кекина" | ресторан | 120 | татарская, русская, европейская |
2004 |
3. | Гостинично-торгово-развле- кательный комплекс "Орле- нок" |
ресторан, бар |
200 | татарская | 2004 |
4. | Торговые ряды "Модная семья" |
кафе | 40 | татарская, европейская |
2005 |
5. | Ресторанный комплекс ОАО "ДТК" |
ресторан | 120 | татарская | 2004 |
6. | Торгово-развлекательный комплекс "Казань" |
ресторан, бар |
100 | татарская, европейская |
2005 |
7. | Ресторан "Парус" | ресторан, бар |
240 | татарская, европейская |
2005 |
8. | Ресторанный комплекс ООО ПКФ "Майдан" |
ресторан, бар |
200 | татарская, европейская |
2004 |
9. | Ресторанный комплекс "Сю- юмбике" |
ресторан | 200 | татарская | 2004 |
10. | Торгово-досуговый центр ОАО "Тандем" |
кафе, бар | 150 | татарская, европейская |
2005 |
11. | Гипермаркет ООО "Бэхетле" | ресторан | 80 | татарская, европейская |
2004 |
12. | Торговый комплекс ООО "ИКЕА МОС" |
кафе | 450 | татарская, европейская |
2005 |
13. | Ресторан, ул.Вахитова | ресторан | 70 | европейская | 2005 |
14. | ТК "Савиново", ООО "Сувар- Казань" |
кафе | 60 | татарская | 2005 |
15. | ТК "ГУМ", 2-я, 3-я очередь | кафе | 66 | татарская, русская, ев- ропейская |
2004, 2005 |
16. | ТК "Мега Дом" | кафе | 100 | татарская, грузинская, европейская |
2004 |
17. | Ресторан "Нарат" | ресторан | 100 | татарская, европейская |
2004 |
18. | Кафе "Бакы", ООО "Орлис-К" | кафе | 30 | азербайджан- ская |
2005 |
Необходимо расширение сети быстрого питания, в том числе "Татарское бистро", и сети детских кафе, которые должны быть доступны всем слоям населения.
Табл.5. Строительство и реконструкция объектов быстрого питания
N п/п |
Название | Тип предприятия |
Количество посадочных мест |
Год ввода |
1. | "Макдоналдс", ул.Сакко и Ванцетти | кафе | 100 | 2006 |
2. | Гостинично-торгово-развлекательный комплекс "Орленок", ул.Н.Ершова |
кофейня | 20 | 2005 |
3. | ТК "Мега Дом", пр.Победы | кафе | 48 | 2004 |
4. | Магазин "Подарки", ул.Баумана, 13 | бистро | 20 | 2005 |
5. | Гипермаркет "Бэхетле", пр.Ямашева- Амирхана |
бистро | 20 | 2004 |
Табл.6. Строительство и реконструкция детских кафе
N п/п |
Название | Количество посадочных мест |
Год ввода |
1. | Универмаг "Детский мир" | 20 | 2005 |
2. | ТК "Савиново" | 60 | 2005 |
3. | ТК "ГУМ-2" | 30 | 2005 |
4. | Торговые ряды "Модная семья" | 40 | 2005 |
5. | Аквапарк | 10 кафе на 200 пос. мест |
2004 |
6. | Торгово-развлекательный комплекс "Казань" | 20 | 2006 |
7. | Торгово-досуговый центр ОАО "Тандем" | 50 | 2005 |
8. | Ресторан "Парус" | 30 | 2005 |
9. | Кафе "Сказка" | 60 | 2005 |
10. | Кафе "Мета" | 40 | 2004 |
В перспективе развития отрасли необходима дифференциация объектов общественного питания с точки зрения комфортности, уровня обслуживания, предлагаемых услуг и функционирования по интересам: кафе-мороженое, молодежные кафе, кафе-встречи, спорт-кафе и др.
Летние кафе
В целях наиболее полного удовлетворения населения в услугах общественного питания в летний период и организации досуга необходимо открытие летних кафе. Летние кафе должны размещаться в местах интенсивного движения и массового отдыха населения, на центральных улицах и площадях, в местах деловой активности. Летние кафе могут быть организованы при стационарных предприятиях общественного питания и торговли или как самостоятельные предприятия.
В дальнейшем следует обратить особое внимание на эстетическое оформление летних кафе и расширение ассортимента предлагаемой продукции.
Для упорядочения организации работы и размещения объектов быстрого питания и летних кафе необходимо разработать концепцию и схему развития предприятий быстрого питания и летних кафе.
Табл.7. Развитие сети летних кафе
год ввода | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
количество | 175 | 190 | 200 | 215 | 230 |
посадочные места | 3500 | 3800 | 4000 | 4300 | 4600 |
1.3. Состояние и развитие отрасли бытового обслуживания населения
Развитие отрасли бытовых услуг является важным фактором повышения общего уровня качества жизни населения. В настоящее время в г.Казани предоставляется около 700 видов услуг.
Сфера бытового обслуживания в рыночных условиях развивается по двум направлениям: стационарной и нестационарной форме обслуживания. В стационарной сети функционируют 727 объектов на 3908 рабочих мест.
К нестационарной сети, в которой насчитывается более 1600 рабочих мест, относятся как юридические, так и физические лица - индивидуальные предприниматели, которые принимают заказы по телефонам и оказывают услуги с выездом к потребителю.
По сравнению с 1998 годом количество стационарных объектов увеличилось на 67,6%. За 11 месяцев 2003 года открыто 28 стационарных объектов на 128 рабочих мест и инвестировано в эту сферу 22 млн.руб. Объем бытовых услуг за этот период составил 1,53 млрд.рублей. Рост по сравнению с прошлым годом составил 5,5%. Увеличился объем реализации бытовых услуг на одного жителя с 1998 года в 2,8 раза.
Объем предоставляемых бытовых услуг напрямую зависит от уровня благосостояния населения. С увеличением ассортимента, доступности, улучшения качества товаров меняется востребованность бытовых услуг. С появлением на рынке доступной бытовой техники увеличилось количество авторизованных сервисных центров по гарантийному и постгарантийному ремонту, организуются фотолаборатории цифровой фотосъемки и печати. Ввиду увеличения городского парка автомобилей открываются мастерские - по ремонту и техобслуживанию автотранспортных средств. Повсеместно увеличивается количество парикмахерских, предоставляющих свои услуги от простейших стрижек до модельных. Темпы увеличения сети парикмахерских обусловлены быстрой оборачиваемостью вложенных средств и высокой рентабельностью.
Осваивает новые формы услуга проката: прокат инструментов, спортивного инвентаря, снаряжения, прокат автомобилей, прокат свадебных и вечерних нарядов, открываются салоны проката CD, DVD и видеокассет. Получили развитие услуги по ремонту и строительству жилья, ремонту и изготовлению мебели.
Услуги предприятий по химической чистке необходимо развивать, внедряя передовые зарубежные акватехнологии.
Одно из перспективных направлений - открытие пунктов бытового обслуживания во вновь открывающихся гипермаркетах, торговых центрах и комплексах.
Табл.8. Организация пунктов бытового обслуживания
N п/п |
Наименование объекта | Рекомендуемое направление пунктов бытового обслуживания |
Кол-во рабочих мест |
Год ввода |
1. | ГУМ-3, Пушкина-Профсоюзная, ОАО "ПК "Красный Восток" |
парикмахерская, фотолаборатория |
6 | 2005 |
2. | Торгово-развлекательный комплекс "Казань", Свердлова, ОАО "ТРК "Ка- зань" |
парикмахерская, фотолаборатория |
4 | 2005 |
3. | Гостинично-торгово-развлекательный комплекс, ул.Ершова, 1, ОАО "КГ "Орленок" |
прокат автомоби- лей, парикмахерс- кая, фотолаборато- рия, ремонт юве- лирных изделий, часов |
10 | 2004 |
4. | Торговые ряды "Модная семья", Ух- томского, 17, ООО "ДОМО-дизайн" |
ремонт одежды, фо- толаборатория |
4 | 2005 |
5. | Торговый центр "Караван", Спарта- ковская, 2, ООО "ДОМО-дизайн" |
парикмахерская, фотолаборатория |
5 | 2005 |
6. | Гипермаркет "Кольцо", Свердлова, 1, ОАО "Гипермаркет "Кольцо" |
фотолаборатория | 2 | 2005 |
7. | Торгово-досуговый центр, Декабрис- тов-Ибрагимова, ОАО "Тандем" |
парикмахерская, фотолаборатория, химчистка, ремонт обуви |
7 | 2005 |
8. | ТК "Савиново", Ямашева, 93, ОАО "Сувар-Казань" |
парикмахерская, фотолаборатория, |
5 | 2005 |
9. | Торгово-развлекательный комплекс "Парк Хаус", Ямашева-Мусина, ООО "Группа компаний "Время" |
химчистка парикма- херская, фотолабо- ратория, химчист- ка, прокат автомо- билей |
10 | 2005 |
10. | ТК "Мега Дом", пр.Победы, ЗАО "Алан-Вест" |
ремонтно-строите- льные услуги жилья |
6 | 2004 |
11. | Торгово-развлекательный центр, ОАО "Сервейинговая компания "ЕАС", ул.Кирова, 52-56 |
парикмахерская, фотолаборатория, химчистка, ремонт одежды |
6 | 2007 |
Главной составляющей развития бытового обслуживания населения является повышение культуры и качества оказания услуг, что достигается путем проведения конкурсов, чемпионатов, семинаров, способствующих повышению квалификации работников.
В настоящее время сфера бытового обслуживания населения города в основном удовлетворяет потребности граждан в услугах. Но сохраняется неравномерность в размещении объектов. Наименее сеть развита на окраинах, в спальных районах и новостройках города. Поэтому в целом необходимо рациональное размещение стационарных объектов службы быта с максимальным приближением их к месту жительства населения.
2. Показатели экономического развития
2.1. Рост объемов товарооборота и услуг
Табл.9. Прогноз роста розничного товарооборота по г.Казани
(млн.руб.)
Район | Год | ||||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Авиастроительный | 2030,0 | 2490,0 | 2880,0 | 3250,0 | 3620,0 |
Вахитовский | 21120,0 | 25850,0 | 29860,0 | 33690,0 | 37490,0 |
Кировский | 1880,0 | 2300,0 | 2650,0 | 3000,0 | 3340,0 |
Московский | 4930,0 | 6030,0 | 6970,0 | 7860,0 | 8780.0 |
Ново-Савиновский | 4340,0 | 5310,0 | 6140,0 | 6920,0 | 7730,0 |
Приволжский | 8580,0 | 10500,0 | 12120,0 | 13680,0 | 15260,0 |
Советский | 10720,0 | 13120,0 | 15160,0 | 17100,0 | 19080,0 |
Казань | 53600,0 | 65600,0 | 75800,0 | 85500,0 | 95400,0 |
Табл.10. Прогноз роста товарооборота общественного питания по г.Казани
(млн.руб.)
Район | Год | ||||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Авиастроительный | 100,0 | 110,0 | 120,0 | 140,0 | 154,0 |
Вахитовский | 1540,0 | 1790,0 | 2010,0 | 2287,0 | 2523,0 |
Кировский | 140,0 | 170,0 | 200,0 | 215,0 | 236,0 |
Московский | 460,0 | 530,0 | 600,0 | 676,0 | 744,0 |
Ново-Савиновский | 100,0 | 110,0 | 120,0 | 131,0 | 141,0 |
Приволжский | 420,0 | 490,0 | 560.0 | 623,0 | 686,0 |
Советский | 500,0 | 580,0 | 680,0 | 758,0 | 836,0 |
Казань | 3260,0 | 3780,0 | 4290,0 | 4830,0 | 5320,0 |
Табл.11. Прогноз роста объема бытовых услуг по г.Казани
(млн.руб.)
Район | Год | ||||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Авиастроительный | 9,2 | 10,7 | 12,7 | 15,4 | 17,7 |
Вахитовский | 877,7 | 1020,8 | 1211,6 | 1469,2 | 1689,5 |
Кировский | 29,4 | 34,2 | 40,7 | 49,3 | 56,7 |
Московский | 143,5 | 166,9 | 198,1 | 240,2 | 276,3 |
Ново-Савиновский | 46,0 | 53,5 | 63,5 | 77,0 | 88,6 |
Приволжский | 336,8 | 391,6 | 464,8 | 563,6 | 648,2 |
Советский | 397,4 | 462,2 | 548,6 | 665,3 | 765,1 |
Казань | 1840,0 | 2140,0 | 2540,0 | 3080,0 | 3542,0 |
2.2. Развитие сети объектов рынка потребительских услуг
Табл.12. Динамика торговых площадей предприятий торговли по годам
(кв.м)
Район | Год | ||||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Авиастроительный | 17675 | 19775 | 20085 | 20205 | 20285 |
Вахитовский | 159817 | 220767 | 226577 | 227097 | 227487 |
Кировский | 24241 | 38940 | 39340 | 39610 | 39740 |
Московский | 65536 | 90616 | 91215 | 91795 | 92045 |
Ново-Савиновский | 62157 | 91916 | 92716 | 93495 | 93945 |
Приволжский | 82592 | 86865 | 87360 | 87850 | 88160 |
Советский | 161005 | 162705 | 163405 | 164080 | 164400 |
Казань | 573023 | 711584 | 720698 | 724132 | 726062 |
Табл.13. Динамика посадочных мест на предприятиях
общественного питания по годам
(пос. места)
Район | Год | ||||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Авиастроительный | 653 | 675 | 691 | 699 | 715 |
Вахитовский | 8798 | 10134 | 10254 | 10334 | 10394 |
Кировский | 1200 | 1220 | 1240 | 1260 | 1276 |
Московский | 2133 | 2403 | 2433 | 2463 | 2493 |
Ново-Савиновский | 1089 | 1274 | 1314 | 1344 | 1384 |
Приволжский | 1869 | 1919 | 1939 | 1959 | 1989 |
Советский | 2828 | 2908 | 2958 | 2998 | 3038 |
Казань | 18569 | 20534 | 20829 | 21059 | 21289 |
Табл.14. Динамика рабочих мест на предприятиях бытового обслуживания
(раб. места)
Район | Год | ||||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Авиастроительный | 546 | 591 | 624 | 657 | 690 |
Вахитовский | 1550 | 1674 | 1767 | 1860 | 1962 |
Кировский | 393 | 430 | 452 | 474 | 496 |
Московский | 870 | 940 | 1006 | 1046 | 1099 |
Ново-Савиновский | 720 | 787 | 826 | 865 | 924 |
Приволжский | 738 | 802 | 847 | 891 | 936 |
Советский | 754 | 794 | 842 | 890 | 938 |
Казань | 5571 | 6018 | 6364 | 6683 | 7045 |
2.3. Рост обеспеченности населения объектами рынка
потребительских услуг
Табл.15. Прогноз обеспеченности на 1000 жителей торговыми площадями
(кв.м)
Район | Год | ||||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Авиастроительный | 161,4 | 180,6 | 183,4 | 184,5 | 185,2 |
Вахитовский | 1718,3 | 2373,6 | 2436,0 | 2442,0 | 2446,0 |
Кировский | 220,0 | 353,0 | 356,6 | 359,0 | 360,0 |
Московский | 495,0 | 984,0 | 688,0 | 693,0 | 695,0 |
Ново-Савиновский | 316,0 | 467,0 | 471,3 | 475,0 | 477,0 |
Приволжский | 370,0 | 390,0 | 392,0 | 394,0 | 396,0 |
Советский | 669,4 | 676,5 | 679,4 | 682,0 | 683,5 |
Казань | 518,5 | 644,0 | 652,0 | 655,0 | 657,0 |
Табл.16. Прогноз обеспеченности на 1000 жителей посадочными местами
предприятий общественного питания
(пос. места)
Район | Год | ||||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Авиастроительный | 6,0 | 6,2 | 6,3 | 6,4 | 6,5 |
Вахитовский | 94,6 | 109,0 | 110,3 | 111,1 | 111,8 |
Кировский | 10,9 | 11,1 | 11,2 | 11,4 | 11,6 |
Московский | 16,1 | 18,1 | 18,4 | 18,6 | 18,8 |
Ново-Савиновский | 5,5 | 6,5 | 6,7 | 6,8 | 7,0 |
Приволжский | 8,4 | 8,6 | 8,7 | 8,8 | 8,9 |
Советский | 11,8 | 12,1 | 12,3 | 12,5 | 12,6 |
Казань | 16,7 | 18,6 | 18,8 | 19,1 | 19,3 |
Табл.17. Прогноз обеспеченности на 1000 жителей рабочими местами
предприятий бытового обслуживания
(раб. места)
Район | Год | ||||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Авиастроительный | 5,0 | 5,4 | 5,7 | 6,0 | 6,3 |
Вахитовский | 16,7 | 18,0 | 19,0 | 20,0 | 21,1 |
Кировский | 3,6 | 3,9 | 4,1 | 4,3 | 4,5 |
Московский | 6,6 | 7,1 | 7,6 | 7,9 | 8,3 |
Ново-Савиновский | 3,7 | 4,0 | 4,2 | 4,4 | 4,7 |
Приволжский | 3,3 | 3,6 | 3,8 | 4,0 | 4,2 |
Советский | 3,1 | 3,3 | 3,5 | 3,7 | 3,9 |
Казань | 5,0 | 5,4 | 5,8 | 6,0 | 6,4 |
2.4. Развитие качественных показателей рынка потребительских услуг
Табл.18. Прогноз роста количества валового
территориального продукта по г.Казани*
Торговля, общественное питание | 2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
ВТП (млн.руб.) | 28000 | 33040 | 36350 | 40700 | 44770 |
Доля ВТП отрасли от общего ВТП, % | 24,6 | 26,5 | 26,7 | 26,9 | 27,0 |
Доля ВТП на 1 работника отрасли (тыс.руб.) |
622,2 | 660,8 | 712,7 | 782,7 | 840,0 |
* по данным Госкомстата
Табл.19. Динамика структуры потребления товаров*
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Продовольственные товары, % | 52 | 48 | 45 | 43 | 40 |
Промышленные товары, % | 48 | 52 | 55 | 57 | 60 |
* при стабильной экономической ситуации
Табл.20. Прогноз инвестиций в развитие рынка потребительских услуг*
(млн.руб.)
Район | Год | |||||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | Итого | |
Авиастроительный | 13,0 | 13,0 | 6,0 | 6,0 | 6,0 | 24,0 |
Вахитовский | 2658,0 | 2698,0 | 566,0 | 395,0 | 401,0 | 6666,0 |
Кировский | 219,0 | 219,0 | 83,0 | 94,0 | 78,0 | 673,0 |
Московский | 188,0 | 181,0 | 97,0 | 108,0 | 101,0 | 635,0 |
Ново-Савиновский | 600,0 | 865,0 | 114,0 | 125,0 | 113,0 | 1687,0 |
Приволжский | 29,0 | 29,0 | 89,0 | 100,0 | 93,0 | 312,0 |
Советский | 1175,0 | 1270,0 | 106,0 | 122,0 | 130,0 | 2763,0 |
Казань | 4832,0 | 5235,0 | 1061,0 | 950,0 | 922,0 | 13000,0 |
* по итогам 2005 года прогноз на последующие годы будет корректироваться
3. Кадровое обеспечение рынка потребительских услуг
Интенсивное развитие рынка потребительских услуг сопровождается высоким спросом на квалифицированные кадры. Одной из важнейших задач является организация подготовки кадров и повышение квалификации работников торговли, общественного питания и потребительских услуг. Смена формы собственности, массовое открытие предприятий привлекло на работу людей не подготовленных, не имеющих специального образования. Более 50% из работающих в торговле и сфере услуг не имеют специальной подготовки.
Подготовкой кадров и повышением их квалификации занимаются 13 учебных заведений. Также подготовку работников сферы обслуживания ведут сами компании, в том числе и зарубежные, имеющие уникальную технологию организации производства, высокую культуру обслуживания, такие как "Макдоналдс", ИКЕА, "Кредо".
При потребности в 2,5 тысячи специалистов ежегодный выпуск высших и средних профессиональных учебных заведений составляет 3000 человек. Из них из-за слабой подготовки в процессе обучения и невостребованности на предприятиях только половина закрепляется в отрасли, хотя после окончания учебного заведения трудоустраиваются более 70% выпускников училищ и более 60% выпускников техникумов.
Табл.21. Анализ трудоустройства выпускников профильных
учебных заведений в 2003 г.
N п/п |
Профильные учебные заведения |
Количество учебных заведений |
Количество выпускников (чел.) |
Трудоустроены по специальности (в %) |
1. | Профессиональные училища | 8 | 1546 | 89,8 |
2. | Техникумы | 3 | 536 | 95 |
3. | Институты | 2 | 768 | 88,8 |
Анализ кадровой обеспеченности сферы бытового обслуживания населения показал, что при ежегодном выпуске училищ, составляющем около 1000 человек, трудоустраиваются 86,3%. Наблюдается высокая текучесть кадров в отрасли, что обусловлено низкой заработной платой.
Предприятиям, сетевым компаниям необходимо вести не разовую подготовку кадров, а совместно создавать центры (базы) по подготовке специалистов различных уровней за счет собственных средств. Обязательным условием обучения в центре должна быть последующая отработка на предприятиях в качестве возмещения затрат за обучение. Данную работу можно проводить на базе существующих училищ. Также необходимо открыть платные курсы для обучения и повышения квалификации работников отрасли.
Табл.22. Прогноз подготовки специалистов отрасли
Годы | Профильные учебные заведения чел.) | Повышение квалификации и переподготовка (чел.) |
Итого количество выпускников (чел.) |
||
Профессиональные училища |
Техникумы | Институты | |||
2004 | 1650 | 580 | 900 | 250 | 3380 |
2005 | 1750 | 650 | 1000 | 350 | 3750 |
2006 | 1730 | 620 | 1000 | 200 | 3550 |
2007 | 1730 | 620 | 1000 | 150 | 3500 |
2008 | 1730 | 620 | 1000 | 100 | 3450 |
4. Мероприятия по обеспечению развития рынка потребительских услуг
N п/п |
Наименование разделов и мероприятий | Ответственный | Срок |
4.1. Развитие правовой базы рынка потребительских услуг | |||
1. | Разработка положения о порядке согласо- вания размещения и профиля объектов рын- ка потребительских услуг |
УТ, ГУАГ, ОГИБДД УВД г.Казани, СЗК, КУКИ |
2004 |
2. | Разработка положения "О реестре объектов потребительского рынка г.Казани" |
УТ, администрации районов |
2004 |
3. | Разработка городских нормативов обеспе- ченности населения города объектами тор- говли, общественного питания и бытового обслуживания |
ФУ, ГУАГ | 2005 |
4. | Разработка положения о присвоении стату- са "Предприятие социальной значимости" для субъектов рынка потребительских ус- луг |
КЭП, УСЗ | 2006 |
4.2. Совершенствование финансово-имущественных отношений на рынке потребительских услуг |
|||
1. | Разработка и внедрение кредитно-финансо- вых механизмов и технологий, направлен- ных на развитие сектора малого предпри- нимательства, осуществляющего свою дея- тельность на рынке потребительских услуг |
КПП, КЭП | 2004- 2008 |
2. | Осуществление процесса акционирования продовольственных оптово-розничных го- родских рынков: - КУП "Оптовый рынок N 4"; - КУП "Колхозный рынок N 4"; - КУП "Чеховский рынок"; - КУП "Московский рынок"; - УКП ОРР Ново-Савиновского района; - КУП "Колхозный рынок N 3" |
КУКИ, УТ, адми- нистрации районов |
2004 |
3. | Перерасчет арендной платы за землю, за- нимаемую рынками, с учетом вида пользо- вания: торговля, стоянки, складские по- мещения |
СЗК, КУКИ | 2004 |
4. | Внесение на рассмотрение КСНД проекта решения о применении расчета арендной платы за землю в период строительства независимо от профиля деятельности арен- датора |
СЗК, КУКИ | 2004 |
5. | Внесение на рассмотрение в КСНД проекта решения "Об особом порядке начисления арендной платы за помещения, используе- мые предприятиями бытового обслуживания, розничной торговли и общественного пита- ния, имеющими статус "Предприятие соци- альной значимости" |
КУКИ, УСЗ, КЭП | 2005 |
4.3. Обеспечение безопасности объектов рынка потребительских услуг | |||
1. | Обеспечение антитеррористической безо- пасности предприятий рынка потребитель- ских услуг: - подготовка плана мероприятий по прове- дению учебы УВД с сотрудниками предприя- тий рынка потребительских услуг - создание специальных служб безопаснос- ти на рынках и в крупных торговых объек- тах - разработка типовых рекомендаций, мето- дик для предприятий рынка потребитель- ских услуг - выделение специально оборудованных по- мещений с телефонами, видеонаблюдением для служб безопасности и милиции - обеспечение технической укрепленности каждого объекта с выводом на пульт связи отдела вневедомственной охраны |
УВД, Главы адми- нистраций районов |
весь период |
2. | Организация оптового рынка мяса и мясных полуфабрикатов г.Казани на базе ОАО "Казанский мясокомбинат" |
ОАО "Казанский мясокомбинат", Госгорветнадзор, УВД, ЦГСЭН, УТ |
2004 |
3. | Организация на рынках города точек об- щественного питания для стационарного и разносного обслуживания |
Главы администра- ций районов, ЦГСЭН, УТ |
2004 |
4.4. Сохранение и развитие татарской национальной кухни | |||
1. | Проведение ежегодных конкурсов нацио- нальной татарской кухни |
УТ, УК, админист- рации районов, отдел националь- ностей адм. г.Ка- зани |
весь период |
2. | Проведение тематических семинаров по развитию и пропаганде национальной та- тарской кухни |
весь период |
|
3. | Разработка и утверждение дислокации предприятий сети "Татарское национальное бистро" |
КУКИ, ГУАГ, УТ | 2004 |
4.5. Совершенствование территориальной организации объектов рынка потребительских услуг |
|||
1. | Обеспечение на стадии проектирования строительства жилых домов размещения на первых и цокольных этажах зданий объек- тов потребительского рынка |
ГУАГ, УТ | весь период |
2. | Запрет размещения мини-маркетов ближе 100 м от однопрофильных стационарных объектов рынка потребительских услуг и на "красных" линиях |
ГУАГ, СЗК, адми- нистрации районов |
весь период |
3. | Организация санитарно-защитных зон для предприятий |
ЦГСЭН, ГУАГ | 2004 |
4. | Разработка и подготовка предложений в законопроект Республики Татарстан о пе- реводе первых этажей жилых зданий в не- жилые для размещения объектов рынка пот- ребительских услуг |
ГУАГ, ДЖКХ, КУКИ, КПП |
2004 |
5. | Обязательное проектирование автостоянок при строительстве и реконструкции объек- тов потребительского рынка, а также обустройство автостоянок возле существу- ющих предприятий потребительского рынка |
ГУАГ | весь период |
4.6. Обеспечение защиты внутреннего рынка потребительских товаров и услуг |
|||
1. | Совершенствование технологического обо- рудования и процессов на предприятиях местной промышленности |
КЭП | весь период |
2. | Увеличение ассортимента выпускаемой продукции |
||
3. | Проведение организационной работы с предприятиями оптовой торговли по разра- ботке концепции создания дистрибьюторс- кого центра продовольственных товаров |
УТ, администрации районов |
2004 |
4.7. Совершенствование защиты прав потребителей на рынке потребительских услуг |
|||
1. | Организация Центра независимых потреби- тельских экспертиз и исследований для дальнейшего мониторинга безопасности и качества продуктов и цен на основные то- вары |
КЗПП | 2004 |
2. | Организация Центра потребительской ин- формации для проведения социологических исследований на предмет выяснения ка- чества товаров, оказанных услуг |
КЗПП | 2004 |
3. | Организация курсов по основам законода- тельства о защите прав потребителей в системе повышения квалификации субъектов хозяйствования и в учебных заведениях |
КЗПП, УО | 2004 |
4. | Издание практического самоучителя для потребителей по применению защиты своих прав |
КЗПП | ежегодно |
5. | Проведение комплекса мероприятий в рам- ках Всемирного дня защиты прав потреби- телей, организация и проведение Междуна- родного дня качества на предприятиях го- рода с организацией смотров-конкурсов |
КЗПП | 2004- 2008 |
6. | Организация циклов передач на ТВ и вве- дение новых специализированных рубрик "Казанская экспертиза", "Заочная школа потребителя" в периодической печати. Проведение социальных акций: "Потреби- тель, знай свои права", "Умей защитить себя" и т.д. |
КЗПП | 2004- 2008 |
4.8. Социальная защита населения на рынке потребительских услуг | |||
1. | Организация проверок при строительстве и реконструкции объектов рынка потреби- тельских услуг на предмет наличия панду- сов и поручней на входах, выходах с уче- том требований СНиП |
ГУАГ, УСЗ, УТ, администрации районов |
2004- 2008 |
4.9. Развитие производства и реализации сувенирных товаро в и товаров с национальной символикой |
|||
1. | Развитие сети объектов торговли по реа- лизации сувенирной продукции в зоне раз- работанных туристических маршрутов |
Комитет по спорту и туризму, УТ |
2004 |
2. | Организация ярмарок сувенирной и пода- рочной продукции, изделий народно-худо- жественных промыслов и развитие их про- изводства |
КПП, КЭП | 2004- 2005 |
3. | Проведение конкурсов на лучшую сувенир- ную продукцию и изделие народно-худо- жественного промысла |
2004- 2008 |
|
4.10. Повышение качества кадрового потенциала | |||
1. | Создание базы данных о вакансиях на предприятиях рынка потребительских услуг |
ЦЗ, УТ | 2004- 2008 |
2. | Проведение специализированных ежегодных ярмарок вакансий |
ЦЗ, УТ | 2004- 2008 |
3. | Организация подготовки специалистов се- тевых торговых технологий |
УТ, предприятия | 2004 |
4. | Содействие предприятиям потребительского рынка в организации центров подготовки специалистов на базе существующих училищ для проведения практических занятий |
УО, УТ | 2004- 2008 |
5. | Введение аттестации по профессиям отрас- ли торговли, общественного питания, бы- тового обслуживания |
УТ, предприятия | 2005 |
4.11. Мероприятия по подготовке к празднованию 1000-летия основания г.Казани |
|||
1. | Проведение конкурса на лучшее оформление фасадов в соответствии с концепцией колористического решения фасадов объек- тов рынка потребительских услуг |
ГУАГ, УТ, СУ-1000 | 2004 |
2. | Проведение конкурсов среди предприятий рынка потребительских услуг на право обслуживания в дни празднования 1000-ле- тия основания города |
УТ, СУ-1000 | 2004- 2005 |
3. | Разработка и утверждение дислокации предприятий торговли и общественного пи- тания, обслуживающих массовые, юбилейные мероприятия |
УТ, СУ-1000 | 2005 |
5. Финансовое обеспечение Программы
(млн.руб.)
Наименование затрат |
Источники | Всего | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
В капиталь- ное развитие |
Собственные средства предприятий* |
12679,0 | 4197,0 | 4850,0 | 1294,0 | 1184,0 | 1154,0 |
Бюджет РФ | 321,0 | 176,0 | 145,0 | ||||
На разработ- ку нормати- вов |
Бюджет города | 0,98 | 0,5 | 0,48 | - | - | - |
Всего средств | 13000,98 | 4373,5 | 4995,48 | 1294,0 | 1184,0 | 1154,0 |
* по итогам 2005 года финансирование на последующие годы будет корректироваться
Заключение
Программа предусматривает обеспечение развития внутреннего рынка, совершенствование конкурентных отношений на нем, развитие социальной направленности рынка потребительских услуг.
Прежде всего это обеспечение для абсолютного большинства населения доступности потребительского рынка в цивилизованных его формах и прав граждан на безопасность и качество товаров. Далее - формирование развитой системы товародвижения, создающей благоприятные возможности для отечественных товаропроизводителей и способствующей оптимизации на рынке соотношения отечественных и импортных товаров.
Данная Программа, рассчитанная до 2008 года, является основным документом перспективного развития торговли, бытового обслуживания населения и общественного питания.
Реализация установленных в Программе задач возможна при стабильной экономической ситуации.
В Программу могут вноситься изменения и дополнения в случае принятия органами государственной власти Российской Федерации и Республики Татарстан соответствующих законодательных актов.
<< Назад |
||
Содержание Решение Казанского Совета народных депутатов от 26 декабря 2003 г. N 12-18 "О Программе развития рынка потребительских услуг... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.