Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к приказу Минздрава РТ
от 30 мая 2003 г. N 940
Оценка эффективности пребывания детей
в оздоровительных учреждениях
По окончании работы каждой смены медицинский работник анализирует эффективность пребывания детей в лагере.
Для оценки эффективности можно применять различные количественные и качественные критерии. К ним относятся соматометрические данные - масса тела, рост, окружность грудной клетки; индекс Кетле (отношение веса в кг к росту в м2); физиометрические - определение мышечной силы; соматические данные (жалобы, самочувствие, аппетит, сон, тургор тканей и др.) и заболеваемость детей.
Оценка показателей должна быть единой. Результаты исследований могут зависеть от влияния метеорологических и санитарно-гигиенических условий; режима дня; неправильно дозируемых мероприятий, проводимых с детьми; неправильной методики; от других неблагоприятных моментов, влияющих на ребенка. Наиболее простыми и доступными являются следующие 5 групп критериев.
1. Показатели массы (веса) тела и роста - оценку проводят по региональным стандартам физического развития.
Динамика физического развития считается положительной, если происходит его гармонизация.
Снижение веса у тучных детей к концу лагерной смены и увеличение веса у детей с дефицитом массы свидетельствуют о положительной динамике физического развития.
Антропометрические измерения производятся по обычной методике. Лучше всего проводить их в утренние часы.
Методика измерения массы должна быть единой; производиться измерение должно в одинаковых условиях. При взвешивании в начале и в конце смены дети должны быть одинаковы одеты. Взвешивать их надо в одно и то же время, натощак или через 2 ч после завтрака.
Определяют массу тела на медицинских весах. Перед взвешиванием необходимо проверить их точность.
2. После измерения роста определяют индекс Кетле (ИК = отношение веса в килограммах к росту в квадратных метрах). Избыточной масса тела начинает считаться с увеличения ИК на 2 единицы. Аналогично считается дефицит массы тела, т.е. от величины должного индекса Кетле отнимаются 2 единицы (табл. 1).
Значение индекса Кетле у детей
Таблица 1
N п/п |
Возраст детей (лет) | Индекс в норме (кг/м2) |
1 | 6-8 (оба пола) | 16 |
2 | 9-10 (оба пола) | 17 |
3 | 11 (оба пола) | 18 |
4 | 12 (оба пола) | 19 |
5 | 13-16 (мальчики) | 20 |
6 | 13-14 (девочки) | 20 |
7 | 15-16 (девочки) | 21 |
3. Из физиометрических данных немаловажное значение для определения эффективности пребывания детей в лагере имеет определение мышечной силы.
Увеличение мышечной силы на 10% и более свидетельствует о правильном применении физических упражнений, в частности, силовой и скоростно-силовой направленности в системе оздоровительных мероприятий. Снижение ее на 10% - об отрицательной динамике (табл.2).
Показатели мышечной силы у детей
Таблица 2
Возраст (лет) |
Мальчики | Девочки | ||
Правая рука | Левая рука | Правая рука | Левая рука | |
8 | 14,8 | 13,5 | 12,3 | 11,1 |
9 | 16,7 | 15,6 | 14,3 | 13,7 |
10 | 18,7 | 17,4 | 15,3 | 14,3 |
11 | 21,1 | 19,5 | 16,6 | 15,5 |
12 | 25,9 | 22,5 | 19,6 | 18,4 |
13 | 26,3 | 23,9 | 21,6 | 20,1 |
14 | 28,6 | 25,2 | 23,5 | 22,0 |
Динамометрия определяет мышечную силу правой и левой кисти (в кг). Методика ее очень проста, доступна и интересна для детей.
Измеряют мышечную силу кисти путем сжимания металлической пружины ручного динамометра, соединенной со стрелкой циферблата со шкалой, по которой определяется величина силы в килограммах. Во время сжатия пружины рука должна быть вытянута в сторону. Определяют силу мышц спокойно, без рывков одной, а потом другой рукой 2-3 раза подряд и записывают максимальный показатель для правой и левой руки раздельно.
Допускается измерение силы мышц кисти сильнейшей правой (у левшей - левой) руки, отведенной в сторону. При исследовании необходимо учесть, что условия для определения силы мышц должны быть одинаковыми в начале и в конце исследования, так как различные состояния (физическая работа, утомление и пр.) могут дать различные показатели.
4. "Качественные" показатели
- Состояние осанки ребенка и свода стопы.
- Состояние носоглотки (наличие гипертрофии миндалин и степень ее выраженности.
- Характер носового дыхания - свободное, затрудненное, дыхание открытым ртом, наличие аденоидов и состояние подчелюстных и шейных лимфоузлов.
- Состояние сердечно-сосудистой системы (при наличии отклонений функционального характера - функциональные пробы с дозированной нагрузкой).
- Поведенческие реакции ребенка, наличие или отсутствие невротических и астенических реакций.
- Общее самочувствие (наличие жалоб, состояние аппетита, сна и т.д.).
Уменьшение выраженности имеющихся отклонений осанки или их исчезновение, степени гипертрофии миндалин; появление свободного носового дыхания; нормализация сна и аппетита; уменьшение степени выраженности астеноневротических реакций и т.д. свидетельствуют об эффективности оздоровления.
5. Заболеваемость детей в период пребывания в лагере
Заболеваемость детей в летний период можно рассматривать как один из наиболее важных показателей проводимой оздоровительной работы, т.к. это показатель не только неспецифической резистентности детского организма, но и правильности построения всей санитарно-гигиенической работы.
Обострение хронического заболевания, одно острое заболевание средней тяжести (длительность более недели, высокий подъем температуры) - оцениваются как "ухудшение".
Одно легкое заболевание (3-4 дня, субфебрильная температура, незначительные катаральные явления) - оцениваются как "без изменения"
Оценка эффективности дается по отрядам (табл.3) и в целом по оздоровительному лагерю с помощью сводной таблицы (табл.4).
Оздоровительный эффект - считается выраженным при положительной динамике более 50% оцениваемых тестов; слабо выраженным - положительной динамике отдельных тестов. При отсутствии положительной динамики оцениваемых тестов считается, что оздоровительный эффект отсутствует.
При оценке влияния оздоровительного периода для группы детей и всего коллектива в целом оздоровление считается эффективным, если 70% детей и более получили суммарную оценку "Улучшение" (дети с выраженным и слабо выраженным оздоровительным эффектом).
Эффективность оздоровления можно оценить и в период реадаптации (осенью и зимой) по положительной динамике всех оцениваемых тестов, в т.ч. низким уровнем заболеваемости детей (50% не болевших и не более 33% болевших 1 раз в год).
Динамика показателей эффективности оздоровления детей в лагере
(N отряда - __)
Таблица 3
N п/п |
Фамилия, имя | Вес тела |
Физи- ческое разви- тие (инд- декс Кетле) |
Мышеч- ная сила |
Общее само- чувст- вие |
Заболе- ваемость (отсутст- вие забо- леваемос- ти обо- значить как +) |
Всего | Оценка эффектив- ности |
||
+ | 0 | - | ||||||||
1 | Иванов Коля | + | + | 0 | + | + | 4 | 1 | Выраж.эф. | |
2 | Павлова Оля | - | 0 | 0 | 0 | - | 3 | 2 | Ухудшение | |
3 | Галеева Алсу | 0 | 0 | 0 | + | + | 2 | 3 | Слабо выраж. |
|
4 | Сорокина Ира | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 5 | Без изме- нений |
||
... |
Обозначения: "+" - улучшение; "-" - ухудшение; "0" - без изменений.
В таблице по горизонтали отмечают выбранные для оценки эффективности критерии: чем их больше, тем объективнее оценка. По вертикали отмечают фамилии детей. Далее у каждого ребенка оценивают динамику выбранных критериев к концу смены. Оздоровительный эффект - считается выраженным при положительной динамике более 50% оцениваемых тестов; слабо выраженным - положительной динамике отдельных тестов. При отсутствии положительной динамики оцениваемых тестов считается, что оздоровительный эффект отсутствует. Затем подсчитывают, сколько детей всего имели выраженный эффект, сколько - ухудшение и т.д.
Например,
Итого в отряде N 1 - 35 детей, из них: (в абсолютных числах и в % от общей численности детей в отряде):
с выраженным оздоровительным эффектом: всего 20 детей, что составляет 57,1% от всего числа детей в лагере;
со слабо выраженным эффектом: всего 7 - 20,0%.
с ухудшением состояния: всего 1 ребенок - 2,9%;
с отсутствием эффекта: всего 7 - 20,0%.
Эффективность оздоровления детей в лагере за I смену
Таблица 4
Номер отряда |
Всего детей |
Количество детей к концу смены, у которых отмечается: | |||||||
выраженный эффект |
слабо выра- женный эффект |
отсутствие эффекта |
ухудшение | ||||||
абс. число |
% | абс. число |
% | абс. число |
% | абс. число |
% | ||
1 | 35 | 20 | 57,1 | 7 | 20,0 | 7 | 20,0 | 1 | 2,9 |
2 | 28 | 18 | 64,3 | 5 | 17,9 | 5 | 17,9 | - | - |
3 | |||||||||
... | |||||||||
всего | 63 | 38 | 60,3 | 12 | 19,0 | 12 | 19,0 | 1 | 1,6 |
Таблица 4 составляется как итоговая на основании поотрядных данных (см.табл.3). Аналогично можно составить таблицы для определения эффективности оздоровления детей в целом по лагерю за все 3 смены и сводную таблицу по всем лагерям.
При оценке влияния оздоровительного периода для группы детей и всего коллектива в целом оздоровление считается эффективным, если 70% детей и более получили суммарную оценку "Улучшение" (дети с выраженным и слабо выраженным оздоровительным эффектом).
Например,
В лагере отдохнули всего 63 ребенка; из них к концу смены:
с выраженным оздоровительным эффектом: всего 38 детей - 60,3%.
со слабо выраженным эффектом: 12 человек - 19%;
с ухудшением состояния: 1 ребенок - 1,6%;
с отсутствием эффекта: 12 детей - 19,0%.
Таким образом, у нас 50 человек (38 + 12) получили суммарную оценку "Улучшение", что составляет 79,4% от общего числа детей, т.е. оздоровление в 1-ую смену в лагере считается эффективным.
<< Назад |
Приложение 3. >> Правила распределения бюджетных путевок |
|
Содержание Приказ Министерства здравоохранения РТ от 30 мая 2003 г. N 940 "О медицинском обеспечении отдыха и оздоровления детей... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.