Постановлением КМ РТ от 30 декабря 2006 г. N 692 настоящее постановление признано утратившим силу
Постановлением КМ РТ от 23 декабря 2005 г. N 623 в настоящее постановление внесены изменения
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 6 февраля 2004 г. N 60
"О мерах по предупреждению чрезвычайных ситуаций
на опасных объектах и объектах жизнеобеспечения
Республики Татарстан"
17 декабря 2004 г., 12 и 23 декабря 2005 г.
В целях осуществления комплекса мероприятий по уменьшению риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера на опасных объектах и объектах жизнеобеспечения Республики Татарстан, с учетом положений приказов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.02.2003 г. N 105 "Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения", от 04.11.2004 г. N 506 "Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Порядок составления Списка опасных объектов и объектов жизнеобеспечения Республики Татарстан;
Положение о паспорте безопасности опасного объекта;
Положение об оценке готовности потенциально опасных производственных объектов и объектов жизнеобеспечения Республики Татарстан к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
Порядок учета и установления причин чрезвычайных ситуаций.
2. Организацию прогнозирования чрезвычайных ситуаций в Республике Татарстан возложить на Комиссию по чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.
3. Комиссии по чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан:
разработать и утвердить положение о рабочей группе Комиссии по чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан по отнесению опасных объектов и объектов жизнеобеспечения Республики Татарстан к степеням опасности в зависимости от масштабов возникновения чрезвычайных ситуаций и ее состав;
до 01.04.2004 г. представить в Кабинет Министров Республики Татарстан предложения по созданию:
банков данных в органах исполнительной власти Республики Татарстан, необходимых для прогнозирования чрезвычайных ситуаций,
пакетов необходимой научно-технической и методической документации по прогнозированию чрезвычайных ситуаций;
ежегодно по состоянию на 1 января текущего года представлять в Кабинет Министров Республики Татарстан:
анализ принятых технических решений по предупреждению и прогнозированию чрезвычайных ситуаций на объектовом, местном и республиканском уровнях,
отчет о разработке методологий и методик вариантных прогнозов возникновения, развития и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4. Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан совместно с Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан до 01.06.2004 г. внести предложения в Кабинет Министров Республики Татарстан об установлении в Республике Татарстан обязательной практики выдачи для опасных объектов и объектов жизнеобеспечения Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан исходных данных, необходимых для разработки ходатайства (декларации) о намерениях инвестирования в строительство и обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений с целью учета вероятности, масштаба, продолжительности возможных чрезвычайных ситуаций, а также затрат на их предупреждение.
5. Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан:
совместно с органами местного самоуправления обеспечить контроль за правильностью составления паспортов безопасности опасных объектов в течение всего периода их эксплуатации;
усилить контроль за разработкой мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в проектах строительства в соответствии с порядком разработки и составом раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" (СНиП 2.01.51-90, СП 11-107-98 и СП-11-112-2001);
по запросу заказчиков в пределах своей компетенции сообщать исходные данные и требования для разработки мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в проектах строительства, в том числе в специальных проектах по выводу опасных объектов и объектов жизнеобеспечения Республики Татарстан из эксплуатации;
согласовывать задания на разработку проектной документации в части разработки мероприятий по гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций;
обеспечить безусловное проведение государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в составе проекта строительства в порядке, установленном постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.03.98 г. N 156 "Об организации и порядке проведения государственной экспертизы градостроительной документации и проектов строительства в области инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций".
6. Министерствам и ведомствам, администрациям районов и городов Республики Татарстан включать в состав комиссии по приему в эксплуатацию завершенного строительством опасного объекта и объекта жизнеобеспечения Республики Татарстан уполномоченного представителя Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.
7. Руководителям опасных объектов и объектов жизнеобеспечения Республики Татарстан:
обеспечить безусловное выполнение действующего законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
представлять типовой паспорт безопасности опасного объекта в Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан для согласования;
ввод в эксплуатацию завершенного строительством опасного объекта и объекта жизнеобеспечения Республики Татарстан производить при наличии следующих утвержденных документов:
раздела проектной документации "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" с положительным заключением экспертного органа Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан;
положительного заключения Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан о готовности объектовых сил и средств к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на потенциально опасном объекте или плана локализации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов объектов, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов с положительным заключением органа Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан;
в случае обнаружения при эксплуатации объекта превышения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера над проектными принять меры, компенсирующие указанное превышение;
работы по выводу потенциально опасного объекта из эксплуатации (ликвидации, перепрофилированию производства, консервации) производить по специальному проекту, в составе которого предусматривать мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного и техногенно-природного характера;
немедленно извещать Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан и органы местного самоуправления (либо местные органы государственной власти) о начале работ по выводу объекта из эксплуатации (ликвидации, перепрофилированию производства, консервации);
обеспечить безусловное предоставление по запросам граждан и общественных организаций информации о опасном объекте, используя информационный лист организации по форме, установленной в соответствии с декларацией промышленной безопасности опасного производственного объекта и входящей в ее состав.
8. Определить экспертной организацией Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан государственное унитарное предприятие Республики Татарстан "Дирекция целевых программ Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан".
9. Утратил силу.
См. текст пункта 9
10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан |
Р.Н.Минниханов |
Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан |
И.Б.Фаттахов |
Постановлением КМ РТ от 23 декабря 2005 г. N 623 настоящее постановление дополнено Порядком
Порядок
составления списка опасных объектов и объектов жизнеобеспечения
Республики Татарстан
(утв. постановлением КМ РТ от 6 февраля 2004 г. N 60)
1. Настоящий Порядок составления списка опасных объектов и объектов жизнеобеспечения Республики Татарстан (далее - Список) регулирует отношения, возникающие при включении опасных объектов и объектов жизнеобеспечения Республики Татарстан в Список.
2. Список является документом, содержащим регулярно обновляемые сведения о любых опасных объектах Республики Татарстан независимо от их организационно-правовых форм с характеристиками их производственной деятельности, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, представляющие угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, а также объектах жизнеобеспечения Республики Татарстан независимо от их организационно-правовых форм с характеристиками их производственной деятельности, обеспечивающих жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехнические сооружения).
3. Внесение организации в Список подтверждает достаточность принятых предприятием (организацией) мер по защите населения и территории Республики Татарстан от чрезвычайных ситуаций и соответствия объекта установленным нормам действующего законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
4. Внесение опасных объектов и объектов жизнеобеспечения Республики Татарстан в Список производится Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан самостоятельно, с целью систематизации информации о возможных источниках возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Республики Татарстан.
В целях подтверждения достаточности принятых мер по защите населения и территории Республики Татарстан от чрезвычайных ситуаций и соответствия объектов установленным нормам действующего законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций предприятия (организации) в установленном порядке вправе обратиться в Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан с заявлением о выдаче свидетельств о внесении в Список.
Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям обязано рассматривать поступающие заявления предприятий (организаций) о добровольном внесении их в Список, и в случае подтверждения достаточности принятых предприятиями (организациями) мер по защите населения и территории Республики Татарстан от чрезвычайных ситуаций и соответствия объектов установленным нормам действующего законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, вносить их в Список и выдавать по их запросам свидетельства о соответствии предприятий (организаций) установленным нормам действующего законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
5. Предприятие, организация для его внесения в Список представляет в Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан следующие документы:
заявление о добровольном внесении в Список по форме согласно приложению к настоящему Порядку;
список опасных объектов, эксплуатируемых предприятием (организацией) - заявителем, согласованный с Управлением Приволжского округа Госгортехнадзора России;
положительное заключение экспертной организации Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан на раздел проектной документации "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций";
положительное заключение Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан о готовности объектовых сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на опасном объекте;
положительное заключение экспертной организации Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан на план локализации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (для объектов, осуществляющих разведку месторождений нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов);
документы, подтверждающие наличие у предприятия (организации) - заявителя источника финансовых средств для компенсации потерь населению и территориям, пострадавшим вследствие разрушения (повреждения) от аварий, техногенных катастроф на указанных предприятиях или от стихийных бедствий. Указанный источник не должен зависеть от результатов текущей хозяйственной деятельности. В качестве документа, подтверждающего наличие финансовых средств для компенсации ущерба, могут быть представлены нотариально заверенные копии договоров страхования гражданской ответственности за возможный ущерб, причиненный третьим лицам, или банковские гарантии возмещения указанного ущерба.
6. Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан вносит опасные объекты и объекты жизнеобеспечения в Список на основании представленных в соответствии с п.5 настоящего Положения документов.
7. Внесение опасных объектов и объектов жизнеобеспечения Республики Татарстан в Список осуществляется с учетом классов опасности объектов, определенных в приказе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.02.2003 г. N 105 "Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на опасных объектах и объектах жизнеобеспечения".
8. Предоставление заинтересованным органам государственной власти Республики Татарстан соответствующей информации о внесенных в Список объектах в объеме, необходимом для выполнения ими своих полномочий, осуществляется путем подачи соответствующего запроса в Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.
9. Исключение предприятия из Списка производится в случае прекращения производственной деятельности, ликвидации или перепрофилирования производственного объекта по решению Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.
10. Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан при обнаружении на предприятии (организации) изменений, влияющих на достаточность мер по обеспечению защиты населения и территории от последствий аварий, исключает его из Списка, направив в его адрес соответствующее уведомление.
11. Запрещается взимание с предприятий (организаций) - заявителей какой-либо платы за их включение в Список.
Постановлением КМ РТ от 23 декабря 2005 г. N 623 настоящее постановление дополнено приложением
Приложение
к Порядку составления списка опасных объектов
и объектов жизнеобеспечения Республики Татарстан
(Форма)
Министру
по делам гражданской обороны
и чрезвычайным ситуациям
Республики Татарстан
Заявление ____
о добровольном внесении в Список опасных объектов и объектов
и объектов жизнеобеспечения Республики Татарстан
Настоящим уведомляю, что ___________________________________________
_________________________________________________________________________
полное наименование предприятия (объекта жизнеобеспечения)
является опасным объектом (объектом жизнеобеспечения) и подлежит
внесению в Список опасных объектов и объектов жизнеобеспечения Республики
Татарстан.
При этом сообщаю:
____________________________________________________________________
сокращенное наименование предприятия (объекта жизнеобеспечения)
____________________________________________________________________
наименование вышестоящего органа
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
юридический адрес вышестоящей организации
____________________________________________________________________
Руководители предприятия: __________________________________________
(Ф.И.О.)
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Юридический адрес предприятия_______________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
телефон (факс) _________________
_________________
_________________
__________________________
М.П. подпись руководителя
"___"__________________ г.
Постановлением КМ РТ от 23 декабря 2005 г. N 623 настоящее постановление дополнено Положением о паспорте безопасности опасного объекта
Положение
о паспорте безопасности опасного объекта
(утв. постановлением КМ РТ от 23 декабря 2005 г. N 623)
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с решением совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации от 13 ноября 2003 г. "О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений" (протокол N 4, подпункт 5а).
2. Настоящее Положение устанавливает основные требования к структуре, составу и оформлению паспорта безопасности опасного объекта. Оно предназначено для разработки паспортов безопасности на объектах, использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, на гидротехнических сооружениях в случае возможности возникновения на них чрезвычайных ситуаций. Указанные требования не распространяются на объекты Вооруженных Сил Российской Федерации.
3. Паспорт безопасности опасного объекта разрабатывается в соответствии с прилагаемой формой для решения следующих задач:
определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций для персонала опасного объекта и проживающего вблизи населения;
определения возможности возникновения чрезвычайных ситуаций на опасном объекте;
оценки возможных последствий чрезвычайных ситуаций на опасном объекте;
оценки возможного воздействия чрезвычайных ситуаций, возникших на соседних опасных объектах;
оценки состояния работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций на опасном объекте;
разработки мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на опасном объекте.
4. Разработку паспорта безопасности опасного объекта организует руководство объекта.
5. Паспорт безопасности опасного объекта составляется по состоянию на начало января текущего года и дополняется или корректируется по мере необходимости с внесением изменений во все экземпляры.
6. При заполнении формы паспорта безопасности опасного объекта разрешается включать дополнительную информацию с учетом особенностей объекта.
7. Паспорт безопасности опасного объекта разрабатывается в трех экземплярах. Первый экземпляр паспорта безопасности опасного объекта остается на объекте. Второй экземпляр паспорта безопасности опасного объекта предоставляется в исполнительный орган власти муниципального образования Республики Татарстан. Третий экземпляр паспорта безопасности опасного объекта направляется в Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.
8. Паспорт безопасности опасного объекта включает в себя:
титульный лист;
разделы:
"Общая характеристика опасного объекта";
"Показатели степени риска чрезвычайных ситуаций";
"Характеристика аварийности и травматизма";
"Характеристика организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасность объекта и готовность к ликвидации чрезвычайных ситуаций";
подписи разработчиков.
К паспорту безопасности опасного объекта прилагаются ситуационный план с нанесенными на него зонами последствий от возможных чрезвычайных ситуаций на объекте, диаграммы социального риска (F/N-диаграмма и F/G-диаграмма), расчетно-пояснительная записка.
9. В паспорте безопасности опасного объекта показатели степени риска приводятся только для наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития чрезвычайных ситуаций.
10. На ситуационный план объекта с прилегающей территорией наносятся зоны последствий от возможных чрезвычайных ситуаций и индивидуального (потенциального) риска.
Построение изолиний риска осуществляется от максимально возможных значений до 10 х 10(-7) год(-1).
11. Расчеты по показателям степени риска объекта представляются в расчетно-пояснительной записке.
12. Расчетно-пояснительная записка является приложением к паспорту безопасности опасного объекта.
Расчетно-пояснительной записки не требуется, если на объекте разработана декларация промышленной безопасности.
13. В расчетно-пояснительную записку включаются материалы, обосновывающие и подтверждающие показатели степени риска чрезвычайных ситуаций для персонала и проживающего вблизи населения, представленные в паспорте безопасности опасного объекта.
14. В расчетно-пояснительной записке приводятся расчеты по всем возможным сценариям развития чрезвычайных ситуаций.
15. При определении показателей степени риска учитывается возможность возникновения чрезвычайных ситуаций, если источником чрезвычайных ситуаций являются аварии или чрезвычайные ситуации на рядом расположенных объектах или транспортных коммуникациях, а также опасные природные явления.
16. Расчетно-пояснительная записка должна иметь следующую структуру:
титульный лист;
список исполнителей с указанием должностей, научных званий;
аннотация;
содержание (оглавление);
задачи и цели оценки риска;
описание опасного объекта и краткая характеристика его деятельности;
методология оценки риска, исходные данные и ограничения для определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций;
описание применяемых методов оценки риска и обоснование их применения;
результаты оценки риска чрезвычайных ситуаций, включая чрезвычайные ситуации, источниками которых могут явиться аварии или чрезвычайные ситуации на рядом расположенных объектах, транспортных коммуникациях, опасные природные явления;
анализ результатов оценки риска;
выводы с показателями степени риска для наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития чрезвычайных ситуаций;
рекомендации для разработки мероприятий по снижению риска на опасном объекте.
Постановлением КМ РТ от 23 декабря 2005 г. N 623 настоящее постановление дополнено приложением к Положению о паспорте безопасности опасного объекта
Приложение
к Положению о паспорте безопасности
опасного объекта
(Форма)
"Согласовано" "Утверждаю"
Министр по делам Руководитель объекта
гражданской обороны
и чрезвычайным ситуациям
Республики Татарстан
Место печати Место печати
(на подписи) (на подписи)
"___"___________ 200__ г. "___"__________ 200__ г.
Паспорт безопасности
опасного объекта
___________________________________________________________________
(наименование объекта и эксплуатирующей организации)
Наименование населенного пункта, год
I. Общая характеристика опасного объекта
Наименование показателя | Значение показателя |
1. Полное и сокращенное наименование организации | |
2. Полный почтовый адрес, телефон, факс и телетайп организации, Ф.И.О. руководителей |
|
3. Краткий перечень основных направлений деятельности организации, связанных с эксплуатацией объекта |
|
4. Сведения о размерах территории, санитарно-защитных и/или охранных зонах: площадь объекта, м2 размер санитарно-защитной зоны, м2 |
|
5. Сведения о персонале: общая численность, чел. наибольшая работающая смена, чел. |
|
6. Износ производственных фондов, % | |
7. Характеристика территории 7а. Среднегодовые: направление ветра, румбы скорость ветра, км/ч относительная влажность, % 7б. Максимальные значения (по сезонам): скорость ветра, км/ч 7в. Количество атмосферных осадков, мм: среднегодовое максимальное (по сезонам) 7г. Температура, °С: среднегодовая максимальная (по сезонам) |
|
8. Сведения об опасных веществах на опасном объекте: перечень и количество пожаро-, взрыво-, химически и биологически опасных веществ (по видам), тонн перечень и количество пожаро-, взрыво-, химически и биологически опасных веществ по каждому опасному производству, тонн перечень и количество радиоактивных веществ (по видам), м3/Ки |
II. Показатели степени риска при возникновении чрезвычайной ситуации
Наименование показателя | Значение показателя |
1. Показатель приемлемого риска, год (-1): для персонала для населения, проживающего на близлежащей территории |
|
2. Краткая характеристика наиболее опасного сценария развития чрезвычайных ситуаций (последовательность событий) |
|
3. Показатели степени риска для персонала и населения при наиболее опасном сценарии развития чрезвычайных ситуаций: частота наиболее опасного сценария развития чрезвычайных ситуаций, год (-1) количество опасного вещества, участвующего в реализации наиболее опасного сценария, тонн, м3/Ки возможное количество погибших среди персонала, чел. возможное количество пострадавших среди персонала, чел. возможное количество погибших среди населения, чел. возможное количество пострадавших среди населения, чел. возможное количество населения, у которого могут быть нарушены условия жизнедеятельности, с учетом воздействия вторичных факторов поражения и вредного воздействия на окружающую среду, чел. величина возможного ущерба, руб. |
|
4. Размеры зон действия поражающих факторов при наиболее опасном сценарии развития чрезвычайных ситуаций: площадь зон действия поражающих факторов при реализации наиболее опасного сценария развития чрезвычайных ситуаций, м2 количество разрушенных или поврежденных зданий, сооружений или технологического оборудования в зонах действия поражающих факторов при реализации наиболее опасного сценария развития чрезвычайных ситуаций (отдельно по "слабой", "средней", "сильной", "полной" в % от общего количества) |
|
5. Краткая характеристика наиболее вероятного сценария развития чрезвычайной ситуации (последовательность событий) |
|
6. Показатели степени риска для персонала и населения при наиболее вероятном сценарии развития чрезвычайной ситуации: частота наиболее вероятного сценария развития чрезвычайной ситуации, год (-1) количество опасного вещества, участвующего в реализации наиболее вероятного сценария, тонн возможное количество погибших среди персонала, чел. возможное количество пострадавших среди персонала, чел. возможное количество погибших среди населения, чел. возможное количество пострадавших среди населения, чел. возможное количество населения, у которого могут быть нарушены условия жизнедеятельности, с учетом воздействия вторичных факторов поражения и вредного воздействия на окружающую среду, чел. величина возможного ущерба, руб. |
|
7. Размеры зон действия поражающих факторов при реализации наиболее вероятного сценария развития чрезвычайной ситуации: площадь зон действия поражающих факторов при реализации наиболее вероятного сценария развития чрезвычайной ситуации, м2 количество разрушенных или поврежденных зданий, сооружений или технологического оборудования в зонах действия поражающих факторов при реализации наиболее вероятного сценария развития чрезвычайной ситуации, (отдельно по "слабой", "средней", "сильной", "полной" в % от общего количества) |
|
8. Индивидуальный риск для персонала объекта, год (-1) |
|
9. Индивидуальный риск для населения на прилегающей территории, год (-1) |
|
10. Коллективный риск (математическое ожидание потерь) - ожидаемое количество пострадавших (погибших) людей (персонала и населения) в результате возможных аварий (чрезвычайных ситуаций) за определенное время (год), чел/год |
III. Характеристика аварийности, травматизма и пожаров
на опасном объекте
Характеристика аварийности на опасном объекте
Год п/п | N п/п |
Дата | Характеристика аварии |
Причина аварии |
Последствия аварии |
% выполнения ме- роприятий, преду- смотренных актами расследования |
2000 г. | 1. | |||||
2. | ||||||
... | ||||||
2001 г. | 1. | |||||
2. | ||||||
... | ||||||
1. | ||||||
2. | ||||||
... | ||||||
2003 г. | 1. | |||||
2. | ||||||
... | ||||||
2004 г. | 1. | |||||
2. | ||||||
... |
Характеристика травматизма на опасном объекте
Год п/п | N п/п |
Дата | Характеристика травмы |
Причина травмы |
Последствия травмы |
% выполнения ме- роприятий, преду- смотренных актами расследования |
2000 г. | 1. | |||||
2. | ||||||
... | ||||||
2001 г. | 1. | |||||
2. | ||||||
... | ||||||
2002 г. | 1. | |||||
2. | ||||||
... | ||||||
2003 г. | 1. | |||||
2. | ||||||
... | ||||||
2004 г. | 1. | |||||
2. | ||||||
... |
Характеристика пожаров на опасном объекте
Год п/п | N п/п |
Дата | Характеристика пожара |
Причина пожара |
Последствия пожара |
% выполнения ме- роприятий, преду- смотренных актами расследования |
2000 г. | 1. | |||||
2. | ||||||
... | ||||||
2001 г. | 1. | |||||
2. | ||||||
... | ||||||
2002 г. | 1. | |||||
2. | ||||||
... | ||||||
2003 г. | 1. | |||||
2. | ||||||
... | ||||||
2004 г. | 1. | |||||
2. | ||||||
... |
IV. Характеристика мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций
Наименование показателя | Значение показателя |
1. Наличие на опасном объекте организационно-плановых документов в соответствии с Требованиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения (приказ МЧС России от 28.02.2003 г. N 105, зарегистрирован в Минюсте России 03.06.2002 N 3493), да/нет: Положение по организации прогнозирования техногенных чрезвычайных ситуаций на опасном объекте Положение об органе управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям план мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций план подготовки руководящего состава и специалистов по вопросам предупреждения, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций декларация промышленной безопасности показатели степени риска чрезвычайных ситуаций |
|
2. Последний срок оценки готовности опасного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности сил и средств по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, дата |
|
3. Наличие на опасном объекте Плана взаимодействия с антитеррористическими подразделениями ФСБ России, внутренними войсками МВД России, подразделениями вневедомственной охраны МВД России в случае несанкционированного вмешательства в деятельность объекта или при угрозе террористического акта, да/нет |
|
4. Наличие на опасном объекте спасательных формирований, аварийно-восстановительных подразделений, подразделений пожарной охраны, да/нет (по видам) |
|
5. Укомплектованность личным составом спасательных формирований, аварийно-восстановительных подразделений, подразделений пожарной охраны в соответствии со штатным расписанием (по видам подразделений), % к необходимому количеству |
|
6. Оснащенность приборами и оборудованием спасательных формирований, аварийно-восстановительных подразделений, подразделений пожарной охраны в соответствии с табелем оснащения, % к необходимому количеству |
|
7. Укомплектованность служб и подразделений опасного объекта специалистами, осуществляющими деятельность в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, % к необходимому количеству |
|
8. Обучение спасательных формирований аварийно-восстановительных подразделений, подразделений пожарной охраны, служб и подразделений опасного объекта, осуществляющих деятельность в области предупреждения, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, % прошедших обучение к общему количеству (по каждому подразделению) |
|
9. Наличие на опасном объекте систем оповещения персонала и населения, проживающего около опасного объекта, да/нет |
|
10. Наличие на объекте защитных сооружений (по видам сооружений и их назначению), количество укрываемых и % от нормативной потребности |
|
11. Наличие на опасном объекте работоспособных технических систем предупреждения и локализации чрезвычайных ситуаций, предусмотренных нормативными документами, да/нет (по видам) |
|
12. Наличие на объекте системы внутреннего противопожарного водопровода, его характеристики и соответствие требованиям нормативных документов |
|
13. Наличие на объекте системы наружного противопожарного водопровода, его характеристики и соответствие требованиям нормативных документов |
|
14. Соответствие генерального плана предприятия, объемно-планировочных решений помещений зданий и сооружений, путей эвакуации требованиям нормативных документов |
|
15. Наличие на опасном объекте подразделения охраны и технических систем обнаружения несанкционированного проникновения на территорию или систем физической защиты, да/нет |
|
16. Наличие на опасном объекте пункта и автоматизированной системы управления производственным процессом, функционирующих в условиях чрезвычайных ситуаций, в соответствии с требованиями нормативных документов, да/нет |
|
17. Количество зданий и помещений, оборудованных автоматическими установками пожаротушения, ед./% от общего количества подлежащих оборудованию в соответствии с нормами |
|
18. Количество зданий и помещений, оборудованных системами автоматической пожарной сигнализации, ед./% от общего количества подлежащих оборудованию в соответствии с нормами |
|
19. Наличие на опасном объекте резервных источников электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, систем связи, обеспечивающих функционирование объекта при чрезвычайных ситуациях и действия аварийно-восстановительных подразделений при ликвидации чрезвычайных ситуаций (по видам), да/нет |
|
20. Наличие договора страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта за нанесенный ущерб физическим, юридическим лицам и окружающей природной среде, да/нет |
Положение
"О Республиканском реестре потенциально опасных производственных
объектов и объектов жизнеобеспечения Республики Татарстан"
(утв. постановлением КМ РТ от 6 февраля 2004 г. N 60)
Абзац 2 пункта 1 постановления, утвердивший настоящее Положение, утратил силу
См. текст Положения
Типовые показатели
степени риска техногенных чрезвычайных ситуаций
(утв. постановлением КМ РТ от 6 февраля 2004 г. N 60)
Постановлением КМ РТ от 23 декабря 2005 г. N 623 абзац 3 пункта 1 настоящего постановления, утвердивший настоящие Типовые показатели, изложен в новой редакции
См. текст Типовых показателей
Положение
"Об оценке готовности потенциально опасных производственных
объектов и объектов жизнеобеспечения Республики Татарстан
к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
(утв. постановлением КМ РТ от 6 февраля 2004 г. N 60)
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.02.2003 г. N 105 "Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных производственных объектах и объектах жизнеобеспечения" и регулирует отношения, возникающие при оценке готовности потенциально опасных производственных объектов и объектов жизнеобеспечения Республики Татарстан к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты и объекты жизнеобеспечения на территории Республики Татарстан (далее - объекты), подлежат обязательной оценке готовности к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - оценка готовности объектов).
3. Оценка готовности объектов осуществляется с учетом классов опасности объектов, определенных в указанном приказе, следующим образом:
объектов 1 класса - Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
объектов 2 класса - Приволжско-Уральским региональным центром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
объектов 3, 4 и 5 классов - Координационным советом органов государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при Кабинете Министров Республики Татарстан и (или) Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.
Оценка готовности объекта проводится не реже одного раза в пять лет в виде самостоятельного мероприятия или включения в планы регулярных и внеочередных проверок организаций по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций. Для проведения оценки допускается привлечение специализированных научно-исследовательских, проектных и других организаций, имеющих соответствующие лицензии.
4. Показатели, периодичность и порядок оценки готовности опасных объектов определяются Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан. Обязательными показателями готовности объекта являются его оснащенность средствами предупреждения и локализации чрезвычайных ситуаций и способность объектовыми силами ликвидировать локальную чрезвычайную ситуацию, защищенность объекта от опасных природных процессов, наличие системы оповещения о чрезвычайных ситуациях, резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации объекта и гидротехнического сооружения.
5. Для оценки готовности объекта эксплуатирующая организация представляет в соответствующую комиссию следующие материалы:
необходимую проектную документацию на строительство, в том числе по разделу "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" с положительным заключением экспертного органа Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан;
план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на потенциально опасном объекте или план локализации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов с положительным заключением экспертного органа Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан (для объектов, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов);
декларацию безопасности объекта;
план подготовки руководящего состава и специалистов по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
6. При необходимости комиссии предоставляются и другие документы, связанные с вопросами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объекте.
Порядок
учета и установления причин чрезвычайных ситуаций
(утв. постановлением КМ РТ от 6 февраля 2004 г. N 60)
1. Настоящий Порядок устанавливает требования к организации установления причин возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, их учету, а также по оценке ущерба от них.
2. Настоящий Порядок разработан в соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.02.2003 г. N 105 "Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения".
3. Должностные лица организации, производственная деятельность которой привела к возникновению чрезвычайной ситуации, органов исполнительной власти Республики Татарстан и местного самоуправления обеспечивают сохранность проектной и технической документации, а также по возможности сохранение в неизменном виде технических средств для установления причин инцидента (аварии), приведшего к чрезвычайной ситуации, если указанные действия не препятствуют ее ликвидации.
4. В зависимости от класса чрезвычайной ситуации формируются соответствующие комиссии по установлению ее причин.
Состав комиссии по установлению причин чрезвычайных ситуаций определяется:
при локальной чрезвычайной ситуации - органом местного самоуправления по месту расположения потенциально опасного объекта или объекта жизнеобеспечения в случае, если в результате чрезвычайной ситуации имеются пострадавшие среди населения или нарушены условия жизнедеятельности людей.
В остальных случаях причины локальных чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, устанавливаются в соответствии с нормативными правовыми документами, утверждаемыми по согласованию с Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан в соответствии с его компетенцией;
при местной и территориальной чрезвычайной ситуации - решением Кабинета Министров Республики Татарстан.
Комиссия приступает к установлению причин незамедлительно после возникновения чрезвычайной ситуации. Установление причин чрезвычайной ситуации, обусловленной аварией, проводится с учетом материалов технического расследования причин аварии, проведенного в соответствии с нормативными документами, утвержденными специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. К установлению причин чрезвычайных ситуаций могут привлекаться по согласованию представители иных территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, специализированных научных, проектных, конструкторских организаций, эксперты и представители общественных организаций.
5. При установлении причин чрезвычайной ситуации:
производится осмотр места возникновения чрезвычайной ситуации, организуется фотографирование, в необходимых случаях - видеосъемка, составление схем и эскизов зон чрезвычайной ситуации; результаты осмотра зоны чрезвычайной ситуации оформляются протоколом по прилагаемой форме;
проводится изучение проектной, конструкторской и технологической документации, выясняются обстоятельства, приведшие к развитию аварии и возникновению чрезвычайной ситуации;
оцениваются действия руководителей потенциально опасных объектов или объектов жизнеобеспечения, должностных лиц органов исполнительной власти по обеспечению безопасной эксплуатации объекта, предупреждению возникновения и развития аварии и связанной с ней чрезвычайной ситуации;
осуществляется опрос очевидцев чрезвычайной ситуации;
выявляются нарушения требований норм и правил в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
оцениваются действия персонала потенциально опасного объекта или объекта жизнеобеспечения по предупреждению чрезвычайной ситуации и недопущению ее развития, а также действия аварийно-спасательных формирований и служб;
определяется количество людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, травмированных и нуждающихся в госпитализации, погибших и пропавших без вести, размер причиненного ущерба, включающего прямые потери, социально-экономические потери, потери из-за неиспользованных возможностей, а также вред, причиненный окружающей среде. Для оценки последствий чрезвычайных ситуаций в необходимых случаях привлекаются специализированные организации.
Для оценки последствий чрезвычайных ситуаций применяются утвержденные Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий или другими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий методики определения размера ущерба, который причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате чрезвычайной ситуации.
Установление причин возникновения чрезвычайной ситуации проводится не позднее 10 дней со дня ее возникновения. В исключительных случаях, требующих проведения специальных исследований, установление причин чрезвычайных ситуаций проводится в течение 30 дней.
Материалы по установлению причин чрезвычайной ситуации техногенного характера включают:
решение Кабинета Министров Республики Татарстан, органа местного самоуправления о формировании комиссии по установлению причин возникновения чрезвычайной ситуации;
акт по установлению причин чрезвычайной ситуации, составленный по форме согласно приложению к настоящему Порядку, к которому прилагаются:
протокол осмотра места чрезвычайной ситуации с необходимыми графическими, фото- и видеоматериалами;
распоряжение председателя комиссии о назначении экспертной комиссии (если в этом есть необходимость) и другие распоряжения, издаваемые председателем комиссии, по установлению причин чрезвычайной ситуации;
заключение экспертной комиссии об обстоятельствах и причинах чрезвычайной ситуации с необходимыми расчетами, графическим материалом и т.п.;
докладные записки должностных лиц, руководителей аварийно-спасательных подразделений и служб (формирований) организации о ходе ликвидации чрезвычайной ситуации;
результаты опроса очевидцев, а также докладные записки должностных лиц федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, Кабинета Министров Республики Татарстан и органов местного самоуправления;
расчет размера причиненного ущерба, подписываемый председателем комиссии;
другие материалы, характеризующие чрезвычайную ситуацию.
Акт по установлению причин чрезвычайной ситуации утверждается руководителем, назначившим комиссию.
Утвержденные акты по установлению причин чрезвычайной ситуации немедленно направляются в Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.
Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан, рассмотрев причины чрезвычайной ситуации, в пределах своей компетенции:
обязывает соответствующие предприятия и организации осуществить меры, исключающие возможность повторного возникновения чрезвычайных ситуаций по аналогичным причинам;
контролирует реализацию указанных мер;
передает данные материалы в правоохранительные органы для принятия решения об ответственности лиц, непосредственно причастных к чрезвычайной ситуации;
осуществляет надзор за соблюдением установленного порядка расследования причин происшествий и чрезвычайных ситуаций, возникших на территории городов и районов Республики Татарстан;
осуществляет анализ причин возникновения чрезвычайных ситуаций и разрабатывает мероприятия по их предупреждению, обязательные для выполнения всеми органами власти Республики Татарстан;
ведет учет и составляет ежегодный обзор происшествий и чрезвычайных ситуаций.
Приложение
к Акту по установлению причин
чрезвычайной ситуации
См. форму в редакторе MS-Word
Форма
Протокол
осмотра места чрезвычайной ситуации
_________________ "___"____________ 20__ года
город (район)
Осмотр начат в ___ часов ___ минут. Осмотр закончен в ___ часов ___ минут
________________________________________________________________________,
(Ф.И.О. и должность лица, составившего протокол)
получив сообщение о ____________________________________________________,
(от кого, о чем)
прибыл __________________________________________________________________
(указать место и наименование организации)
и в присутствии членов комиссии по установлению причины возникновения
чрезвычайной ситуации (свидетелей):
1. _____________________________________________________________________,
(Ф.И.О. и место жительства)
2. ______________________________________________________________________
(Ф.И.О. и место жительства)
с участием представителя (ей) потенциально опасного производственного
объекта и объекта жизнеобеспечения ______________________________________
(Ф.И.О., место жительства и должность)
произвел осмотр места чрезвычайной ситуации ____________________________.
Перед началом осмотра участвующим лицам разъяснен порядок осмотра места
происшествия.
Специалисту _____________________________________________________________
(Ф.И.О.)
разъяснены его права и обязанности.
Участвующим лицам также объявлено о применении технических средств
_________________________________________________________________________
(каких именно)
_________________________________________________________________________
(кем именно)
Осмотр производился в условиях _________________________________________.
(погода, освещенность)
_________________________________________________________________________
Осмотром установлено: ___________________________________________________
(что именно)
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________.
В ходе осмотра проводилась ______________________________________________
(фотосъемка, видео-, аудиозапись и т.п.)
К протоколу осмотра прилагается схема места чрезвычайной ситуации на
_______ листе(ах) и фототаблица на ______ листе(ах).
Перед началом, в ходе либо по окончании осмотра места чрезвычайной
ситуации от участвующих лиц _____________________________________________
(Ф.И.О.)
_______________________________ заявления.
(поступили, не поступили)
Содержание заявления: __________________________________________________.
Члены комиссии по установлению причины возникновения чрезвычайной
ситуации (свидетели):
_______________
(подписи)
Эксперт
_______________
(подпись)
Иные участвующие лица
_______________
(подписи)
Протокол прочитан вслух лицом, составившим протокол.
Замечания к протоколу ___________________________________________________
(поступили, не поступили)
Содержание замечаний ____________________________________________________
Члены комиссии по установлению причины возникновения чрезвычайной
ситуации (свидетели):
_______________
(подписи)
Эксперт
_______________
(подпись)
Иные участвующие лица
_______________
(подписи)
________________________________________________
(должность лица, составившего протокол, Ф.И.О.)
_______________
(подпись)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях осуществления комплекса мероприятий по уменьшению риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера на потенциально опасных производственных объектах и объектах жизнеобеспечения республики утверждено положение о Республиканском реестре потенциально опасных производственных объектов и объектов жизнеобеспечения Республики Татарстан. Регистрация потенциально опасных производственных объектов и объектов жизнеобеспечения республики вводится с целью выявления возможных источников возникновения чрезвычайных ситуаций, осуществления контроля за обеспечением мер по их предупреждению, локализации и ликвидации последствий. Определены типовые показатели степени риска техногенных чрезвычайных ситуаций. Организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты на территории РТ, подлежат обязательной оценке готовности к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Оценка готовности объектов осуществляется с учетом классов опасности объектов. Утверждено положение, регулирующее отношения, возникающие при оценке готовности потенциально опасных производственных объектов и объектов жизнеобеспечения. Определен порядок учета и установления причин чрезвычайных ситуаций. Должностные лица организации, производственная деятельность которой привела к возникновению чрезвычайной ситуации обеспечивают сохранность проектной и технической документации, а также по возможности сохранение в неизменном виде технических средств для установления причин инцидента (аварии), приведшего к чрезвычайной ситуации, если указанные действия не препятствуют ее ликвидации. Установление причин возникновения чрезвычайной ситуации проводится не позднее 10 дней со дня ее возникновения. В исключительных случаях, требующих проведения специальных исследований, установление причин чрезвычайных ситуаций проводится в течение 30 дней.
Постановление КМ РТ от 6 февраля 2004 г. N 60 "О мерах по предупреждению чрезвычайных ситуаций на опасных объектах и объектах жизнеобеспечения Республики Татарстан"
Текст постановления опубликован в Сборнике постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти N 7, 18 февраля 2004 г.
Постановлением КМ РТ от 30 декабря 2006 г. N 692 настоящее постановление признано утратившим силу
Решением Верховного суда РТ от 20 июля 2005 г. абзац 2 пункта 1 настоящего постановления признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление КМ РТ от 23 декабря 2005 г. N 623
Постановление КМ РТ от 12 декабря 2005 г. N 587
Постановление КМ РТ от 17 декабря 2004 г. N 538