Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Минздрава РТ
от 19 декабря 2003 г. N 1877
Рекомендации
по организации системы мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции
среди потребителей инъекционных наркотиков в Республике
Татарстан "Снижение вреда"
I. Общие положения
1. Целью системы мероприятий по профилактике ВИЧ инфекции среди потребителей инъекционных наркотиков в Республике Татарстан "Снижение вреда" (далее - "Снижение вреда") является сдерживание роста случаев ВИЧ-инфекции, а также другого вреда, наносимого здоровью при использовании инъекционных наркотиков без медицинского назначения, среди потребителей инъекционных наркотиков (далее - ПИН), и предотвращение распространения ВИЧ-инфекции среди широких слоев населения на территории Республики Татарстан.
2. "Снижение вреда" осуществляется Министерством здравоохранения Республики Татарстан под организационно-методическим руководством Республиканского центра по профилактике и борьбе со СПИД Министерства здравоохранения Республики Татарстан.
3. "Снижение вреда" осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и Республики Татарстан, распорядительными документами Министерства здравоохранения Российской Федерации и Республики Татарстан, во взаимодействии с органами государственной власти, министерствами и ведомствами Республики Татарстан, общественными организациями.
4. Финансирование "Снижения вреда" может осуществляться за счет утвержденных соответствующими органами исполнительной власти средств республиканского, территориальных бюджетов Республики Татарстан, утвержденных бюджетных средств министерств и ведомств, учреждений здравоохранения, внебюджетных источников, разрешенных законодательством.
II. Задачи "Снижения вреда"
Основными задачами "Снижения вреда" являются:
1. Организация и проведение узконаправленной на уязвимую группу информационной работы по профилактике ВИЧ-инфекции и другого вреда, наносимого здоровью при употреблении инъекционных наркотиков без медицинского назначения, среди ПИН, включая находящихся в местах лишения свободы, женщин, оказывающих сексуальные услуги за плату, ВИЧ-позитивных.
2. Организация облегченного доступа к медицинской помощи для ПИН, включающей тестирование на ВИЧ-инфекцию и другие заболевания, передающиеся через кровь, инфекции, передаваемые половым путем, туберкулез, лечение этих заболеваний. Привлечение ПИН к медицинским службам, осуществляющим диагностику и лечение социально-значимых болезней и к услугам организаций, оказывающих социальную помощь.
3. Обеспечение ПИН доступа к чистым шприцам в обмен на использованные и материалам снижения риска заражения ВИЧ-инфекцией, ИППП, других заболеваний.
III. Методы работы "Снижения вреда"
1. Информирование ПИН о способах профилактики ВИЧ-инфекции, инфекционных заболеваний, другого вреда, наносимого здоровью при употреблении инъекционных наркотиков без медицинского назначения. Информационная работа по снижению вреда должна быть направлена строго на лиц уже употребляющих инъекционные наркотики, и не распространяется на широкие слои населения.
При любой возможности контакта с ПИН в медицинских учреждениях должна проводиться информационная работа по профилактике ВИЧ-инфекции медицинским персоналом. Учитывая ограниченную возможность проведения традиционной информационной работы среди ПИН, ключевым методом "Снижения вреда" является аутрич-работа, осуществляемая подготовленными социальными работниками в местах, где ПИН доступны для общения (места проживания, улица, медицинские учреждения определенного профиля и др.).
В целях достижения практик менее рискованного поведения среди ПИН важным условием проведения информационной работы является приемлемая для понимания уязвимых групп форма изложения, соблюдение сотрудниками конфиденциальности клиентов, подключение самих ПИН к проведению профилактической работы по принципу "равный обучает равного".
Информационная работа по профилактике ВИЧ-инфекции, других инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с немедицинским употреблением инъекционных наркотиков, проводится путем индивидуального просвещения ПИН, а также при работе с группами ПИН (беседы, тренинги и др.), подготовка и распространение среди ПИН профилактической литературы.
2. Организация оказания медицинской помощи для ПИН.
В целях привлечения ПИН к добровольному тестированию на ВИЧ-инфекцию, проведению консультирования по профилактике ВИЧ-инфекции, диагностике и лечению инфекционных заболеваний, лечению от наркомании, их социализации в обществе при организации медицинской помощи ПИН необходимо учитывать специфические потребности этой группы населения. В целях профилактики ВИЧ-инфекции принципами организации медицинской помощи для ПИН являются:
соблюдение конфиденциальности;
отказ от проявления осуждающего отношения к поведению ПИН со стороны медицинского персонала;
предоставление максимального набора видов медицинской помощи, оказываемых в одном учреждении;
организация медицинской помощи ПИН в местах их проживания, а также оказание незамедлительной медицинской помощи при обращении ПИН в медицинские учреждения.
При организации медицинской помощи для ПИН необходимо проводить образовательную работу среди медицинского персонала, которая должна быть направлена на разъяснение необходимости привлечения ПИН к тестированию и лечению. Должна быть исключена практика направления ПИН в другие медицинские учреждения для тестирования на ВИЧ, если тестирование может быть проведено в медицинском учреждении, куда обратился ПИН. Тестирование на ВИЧ-инфекцию должно проводиться на бесплатной основе.
3. Распространение (обмен/сбор) шприцев, материалов снижения риска инфицирования ВИЧ, информационных брошюр среди ПИН на стационарных и мобильных пунктах обмена, а также социальными работниками.
При организации стационарных, мобильных пунктов обмена шприцев, а также проведении обмена шприцев социальными работниками должны быть обеспечены следующие условия:
удобство пользования пунктом обмена шприцев для клиентов, включая обеспечение конфиденциальности;
безопасность персонала;
обеспечение сохранности материальных ценностей.
При выборе способа проведения обмена шприцев в различных населенных пунктах необходимо оценить все возможности для привлечения максимального числа ПИН к обмену. При этом учитывается размер населенного пункта, степень закрытости группы ПИН, близость расположения стационарных и мобильных пунктов обмена к местам проживания ПИН. При обращении клиента к сотруднику мероприятий "Снижение вреда" с целью обмена шприцев сотрудник должен удостовериться в его принадлежности целевой группе.
Безопасность персонала обеспечивается строгим соблюдением мер предосторожности при работе с использованным инъекционным материалом. Персонал должен пройти инструктаж по технике безопасности и алгоритму действий при аварийных ситуациях, обеспечен набором средств для оказания медицинской помощи при аварийных ситуациях, медицинскими перчатками, дезсредствами. Руководители медицинских учреждений ответственны за обеспечение пунктов обмена шприцев, персонала, проводящего обмен шприцев, непрокалываемыми, удобными для транспортировки емкостями для сбора использованных шприцев, а также за организацию дезинфекции и утилизации использованных шприцев.
Тестирование персонала на ВИЧ-инфекцию, вирусные гепатиты В и С проводится в соответствии с пунктом 4 приложения N 4 приказа МЗ РТ N 515 от 23.07.96 г. и ГКСЭН РТ N 88-0 от 11.07.96 г. "Об усилении мероприятий по профилактике вирусных гепатитов с парэнтеральными путями передачи", приказом МЗ РТ N 1235 от 31.07.03 г. Руководство медицинского учреждения должно обеспечить прививку персонала от гепатита В.
В целях обеспечения сохранности материальных ценностей руководители медицинских учреждений обеспечивают строгий учет выдачи и расхода материалов для распространения, их списание в соответствии с установленными правилами ведения учета материальных ценностей. Оборудование помещений для приема клиентов мероприятий "Снижение вреда" должно исключать возможность хищения материальных ценностей.
IV. Структура "Снижения вреда"
1. "Снижение вреда" состоит из систем мероприятий "Снижения вреда" в гг.Казань, Набережные Челны, Альметьевск, Бугульма, Лениногорск, Зеленодольск, Чистополь, Нижнекамск, Елабуга, Бавлы.
2. "Снижение вреда" - Казань, Набережные Челны, Альметьевск осуществляются на базе соответствующих центров по профилактике и борьбе со СПИД и ИЗ (Республиканского центра по профилактике и борьбе со СПИД и ИЗ МЗ РТ, Зонального центра по профилактике и борьбе со СПИД и ИЗ г.Набережные Челны, Межзонального центра по профилактике и борьбе со СПИД и ИЗ г.Альметьевска) во взаимодействии с наркологической, дерматовенерологической и другими службами системы здравоохранения, а также заинтересованными министерствами и ведомствами, общественными организациями.
3. "Снижение вреда" гг.Бугульма, Лениногорск, Зеленодольск, Чистополь, Нижнекамск, Елабуга, Бавлы осуществляются органами управления учреждений здравоохранения городов и районов МЗ Республики Татарстан, другими заинтересованными ведомствами, общественными организациями.
4. "Снижение вреда" в РТ может также осуществляться (в полном объеме либо интеграции его отдельных компонентов) на базе медицинских учреждений наркологического, дерматовенерологического, инфекционного и другого профиля, а также поликлиник, при участии общественных организаций и других заинтересованных министерств и ведомств.
5. "Снижение вреда" - Казань является организационно-методическим центром Республиканской системы мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции среди потребителей инъекционных наркотиков, практической базой для обучения сотрудников "Снижения вреда" других городов Республики Татарстан и использует все виды работ по профилактике ВИЧ-инфекции среди ПИН, включающие стационарные и мобильные пункты обмена шприцев, аутрич-работу, тестирование на ВИЧ-инфекцию, гепатиты и другие медицинские услуги.
6. Основными функциями "Снижение вреда" - Казань являются:
6.1. Организация, методическое руководство и анализ деятельности "Снижения вреда" на территории республики;
6.2. Обеспечение мероприятий "Снижение вреда" в РТ материалами снижения риска инфицирования ВИЧ и другого вреда, наносимого здоровью;
6.3. Информационное обеспечение "Снижения вреда" в других городах;
6.4. Сбор данных и анализ эффективности профилактики ВИЧ-инфекции, проводимой в рамках системы мероприятий "Снижение вреда" в Республике Татарстан;
6.5. Обучение сотрудников "Снижения вреда" и других структур, взаимодействующих с ПИН, методам профилактики ВИЧ инфекции среди ПИН, новым методам работы по снижению вреда от немедицинского употребления инъекционных наркотиков, проведению быстрой оценки ситуации по употреблению наркотиков и риску инфицирования ПИН, планированию мероприятий, необходимых для профилактики их заражения в городах республики, проведению оценки влияния "Снижения вреда" на поведение, связанное с риском инфицирования ВИЧ;
6.6. Помощь в осуществлении взаимодействия "Снижения вреда" с органами государственной власти, неправительственными организациями и другими ведомствами;
6.7. Осуществление программ обмена шприцев на стационарных и мобильном пунктах обмена в г.Казани, аутрич-работы;
6.8. Информирование ПИН, их направление в соответствующие службы лечебной помощи;
6.9. Предоставление ПИН возможности обследования на ВИЧ-инфекцию, вирусные гепатиты, ИППП, предоставление другой медицинской помощи;
6.10. Ведет учет, предоставляет отчеты в РЦПБ СПИД и ИЗ МЗ РТ и вышестоящие организации.
7. "Снижение вреда" гг.Набережные Челны, Альметьевск, Нижнекамск, Бугульма, Лениногорск, Зеленодольск, Чистополь, Елабуга, Бавлы осуществляют:
7.1. Обмен шприцев на стационарных пунктах (в г.Набережные Челны в том числе - на мобильном пункте), аутрич-работу;
7.2. Консультирование потребителей инъекционных наркотиков по профилактике ВИЧ-инфекции и другого вреда здоровью, связанного с употреблением наркотиков;
7.3. Информирование наркопотребителей и их направление в службы лечебной помощи;
7.4. Предоставление наркопотребителям возможности обследования на ВИЧ-инфекцию и других медицинских услуг;
7.5. Обучение медицинских работников проведению до- и послетестового консультирования по профилактике ВИЧ-инфекции;
7.6. Взаимодействие с наркологической, дерматовенерологической и другими заинтересованными службами города;
7.7. Анализ ситуации по распространению ВИЧ-инфекции среди ПИН на соответствующих территориях, оценку эффективности проводимых мероприятий, планирование и осуществление необходимых мер воздействия;
7.8. Ведение учета и предоставление отчетов в РЦПБ СПИД и ИЗ МЗ РТ.
V. Штаты "Снижения вреда"
1. Штатная численность "Снижения вреда" устанавливается руководителями органов управления здравоохранения МЗ РТ городов и районов на основании настоящих Рекомендаций. Оплата труда сотрудников мероприятий "Снижение вреда" может осуществляться из бюджетных средств учреждений здравоохранения в рамках утвержденных средств фонда заработной платы, внебюджетных средств. Условия оплаты труда работников "Снижения вреда" регулируются нормативными документами Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства здравоохранения Республики Татарстан.
2. Рекомендуемая штатная численность:
2.1. "Снижение вреда" - Казань:
- Руководитель (врач) - 1
- Координатор (специалист с высшим образованием) - 1
- Аутрич-работник (медсестра, социальный работник: специалист со средним медицинским образованием либо без такового) - 5
- Оператор стационарного пункта обмена шприцев (медсестра, социальный работник: специалист со средним медицинским образованием либо без такового) - 2
- Оператор мобильного пункта обмена шприцев (медсестра, социальный работник: специалист со средним медицинским образованием либо без такового) - 1
- Оператор ЭВМ - 1
- Водитель - 1
- Санитарка - 1.
2.2. "Снижение вреда" - Набережные Челны:
- Координатор (специалист с высшим образованием) - 1
- Аутрич-работник (медсестра, социальный работник: специалист со средним медицинским образованием либо без такового) - 3
- Оператор стационарного пункта обмена шприцев (медсестра, социальный работник: специалист со средним медицинским образованием либо без такового) - 2
- Оператор мобильного пункта обмена шприцев (медсестра, социальный работник: специалист со средним медицинским образованием либо без такового) - 1
- Водитель - 1.
2.3. "Снижение вреда" - гг.Нижнекамск, Альметьевск:
- Координатор (специалист с высшим образованием) - 0,5
- Аутрич-работник (медсестра, социальный работник: специалист со средним медицинским образованием либо без такового) - 2
- Оператор стационарного пункта обмена шприцев (медсестра, социальный работник: специалист со средним медицинским образованием либо без такового) - 2.
2.4. "Снижение вреда" - гг.Бугульма, Лениногорск, Зеленодольск, Чистополь, Елабуга, Бавлы:
- Координатор (специалист с высшим образованием) - 0,25
- Оператор стационарного пункта обмена шприцев (медсестра, социальный работник: специалист со средним медицинским образованием либо без такового) - 1
- Аутрич-работник (медсестра, социальный работник: специалист со средним медицинским образованием либо без такового) - 1.
2.5. Руководителя "Снижения вреда" назначает главный врач РЦПБ СПИД и ИЗ МЗ РТ. Квалификационная характеристика руководителя "Снижения вреда": должен обладать опытом работы по снижению вреда, организации мер воздействия на поведение уязвимых групп, организационной работы, навыками взаимодействия с другими организациями, стратегического планирования и оценки мероприятий снижения вреда, знание законодательства РФ.
2.6. Координатор "Снижения вреда" назначается органами управления здравоохранения либо руководителем медицинского учреждения, где осуществляется "Снижение вреда" по согласованию с руководителем "Снижения вреда". Квалификационная характеристика: знание целей, задач, методов снижения вреда, опыт организационной и аналитической работы в области профилактики инфекционных заболеваний, прохождение подготовки по снижению вреда на базе РЦПБ СПИД и ИЗ МЗ РТ и/или на тренингах по снижению вреда, навыки управления персоналом, осуществляющего работу по мероприятиям "Снижение вреда", знание законодательства РФ.
2.7. Оператор стационарного (мобильного) пункта обмена шприцев назначается главным врачом медицинского учреждения, осуществляющего "Снижение вреда", по согласованию с координатором. Квалификационная характеристика: коммуникабельность, знание методов профилактики заражения ВИЧ-инфекцией и другого вреда здоровью, связанного с опасными практиками поведения ПИН, навыки проведения консультирования, толерантное отношение к ПИН.
2.8. Аутрич-работник назначается главным врачом медицинского учреждения, осуществляющего "Снижение вреда", по согласованию с координатором. Квалификационная характеристика: стремление оказать социальную помощь ПИН, позитивное отношение к специфике работы с ПИН, знание об употреблении наркотиков и методов профилактики заражения ВИЧ-инфекцией и другого вреда здоровью, связанного с опасными практиками поведения ПИН, эмоциональная устойчивость, способность устанавливать и поддерживать контакт с людьми, навыки проведения консультирования, выполнение правил внутреннего распорядка.
VI. Оценка "Снижения вреда"
Результатом проведения "Снижения вреда" должно стать снижение/стабилизация числа новых случаев ВИЧ-инфекции среди потребителей инъекционных наркотиков. При проведении оценки работы как программы в целом, так и в отдельных городах республики, будет учтено следующее:
1. Охват наркопотребителей программой (количество первичных и повторных контактов).
2. Число выданных наркопотребителям (собранных у них) шприцев, распространенной литературы, материалов снижения риска инфицирования ВИЧ.
3. Эпидемиологические показатели по ВИЧ-инфекции и вирусным гепатитам среди потребителей инъекционных наркотиков.
4. Число ПИН, прошедших обследование на ВИЧ/гепатиты, а также число ПИН реально обратившихся за помощью в медицинские учреждения по направлению сотрудников мероприятий "Снижение вреда".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.