Письмо Государственной налоговой инспекции по Республике Татарстан
от 23 мая 1995 года N 02-02-02
"Особенности налогообложения образовательных учреждений"
Государственные налоговые
инспекции по районам и городам
В связи с поступающими вопросами о применении налоговых льгот, предусмотренных Законами Российской Федерации и Республики Татарстан "Об образовании", сообщаем следующее.
Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс через реализацию одной или нескольких образовательных программ и обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, коммунальными и негосударственными. Действие законодательства распространяется на все образовательные учреждения на территории Республики Татарстан независимо от их подчиненности.
Создание, реорганизация и ликвидация государственных общеобразовательных учреждений входит в компетенцию Министерства образования РТ, коммунальных образовательных учреждений - органов местного самоуправления.
Регистрация негосударственных образовательных учреждений также осуществляется местной администрацией. В то же время право на образовательную деятельность эти учреждения получают только после лицензирования органами государственного управления образованием.
Таким государственным органом управления образованием являются как Министерство образования Российской Федерации, так и Министерство образования Республики Татарстан.
В связи с чем, при наличии лицензии (разрешения) на образовательную деятельность, выданную одним из вышеуказанных Министерств и при фактическом осуществлении образовательного процесса, учреждение имеет право на действующие льготы, предусмотренные Законами РФ и РТ "Об образовании". Для государственных и коммунальных образовательных учреждений лицензии не требуется.
1. Налог на прибыль.
Статьей 40 Закона Российской Федерации от 10.07.92 "Об образовании", а также ст.38 Закона Республики Татарстан "Об образовании" от 19.10.93 предусмотрено освобождение образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм от уплаты в бюджет всех видов налогов в части их уставной непредпринимательской деятельности.
Однако эти льготы не распространяются на платежи в государственные внебюджетные фонды, средства которых по Указу Президента РТ от 30.06.94 N УП-436 отнесены к государственным финансовым ресурсам. Кроме того не нашли эти статьи отражение в налоговом законодательстве Российской Федерации.
Поскольку согласно Закону РСФСР от 10.10.91 N 1734-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" не допускается предоставление налоговых льгот, не предусмотренных налоговым законодательством, налоги и другие платежи в бюджет все образовательные учреждения должны уплачивать в порядке, установленном законами по конкретным налогам.
Порядок налогообложения прибыли установлен Законом Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом внесенных в него изменений и дополнений). Согласно этому Закону образовательные учреждения, получившие лицензии в установленном порядке, не освобождены от уплаты в бюджет данного налога, а им с 1 января 1993 года предоставлена льгота в виде уменьшения облагаемой прибыли на суммы прибыли, фактически направленные ими на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса в данном образовательном учреждении (подпункт "е" п.1 ст. 7).
Необходимо иметь в виду, что уменьшению подлежит прибыль, полученная образовательным учреждением от всех без исключения видов деятельности, скорректированная на величину внереализационных доходов и потерь. Что касается расходов, произведенных образовательным учреждением в отчетном периоде, то для целей определения налоговой льготы учитываются суммы, направленные на нужды обеспечения, развития и совершенствования других видов деятельности (кроме образовательной), которые осуществляют данное учреждение образования.
В связи с этим предоставление данной налоговой льготы учреждениям образования, осуществляющим другие (кроме образовательной) виды деятельности, может производиться только при наличии раздельного учета доходов и расходов по каждому виду деятельности.
К расходам на нужды обеспечения образовательного процесса относятся все затраты, производимые учреждением образования в процессе осуществления образовательной деятельности, которые в соответствии с действующим порядком подлежат включению в себестоимость продукции, работ, услуг в порядке, изложенном выше. Кроме того, к таким расходам относятся также некоторые затраты, производимые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий после уплаты налогов, а именно:
- оплата услуг, осуществляемых сторонними организациями по управлению производством (в части, относящихся к образовательному процессу), в случаях, когда штатным расписанием учреждения образования предусмотрены те или иные функциональные службы;
- произведенные сверх утвержденных в установленном законодательством порядке норм представительские расходы, связанные с осуществлением образовательной деятельности (расходы по проведению официального приема представителей других предприятий, включая иностранных, на посещение культурно-зрелищных мероприятий, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате предприятия), расходы по проведению заседаний совета (правления) предприятия и ревизионной комиссии предприятия, расходы на командировки, связанные с производственной деятельностью, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров для образовательной деятельности, расходы на рекламу услуг в сфере образования, связанных с учебно-производственным процессом в данном образовательном учреждении;
- платежи по кредитам банков, выданным для нужд обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса, производимые сверх сумм, исчисленных исходя из учетной ставки Центробанка РФ, увеличенной на три пункта (включая проценты по просроченным ссудам), а также проценты за пользование полученными на эти цели временно свободными средствами других кредитных учреждений, предприятий и организаций.
В состав затрат на развитие и совершенствование образовательного процесса могут быть включены следующие расходы, производимые учреждением образования за счет собственных средств на:
- финансирование капитальных вложений;
- проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с совершенствованием образовательного процесса;
- создание и совершенствование систем и средств управления образовательным процессом (в том числе расходы по приобретению программных продуктов с целью их использования в образовательной деятельности и управления ею);
- ремонт школ, институтов, колледжей и их общежитий;
- приобретение оборудования, мебели и мягкого инвентаря для общежитий и учебных корпусов;
- приобретение и издание учебной и специальной литературы;
- оплата коммунальных услуг преподавателям;
- выплата дополнительной зарплаты преподавателям за выполнение учебной нагрузки.
Не включаются в расходы на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса в частности следующие затраты:
- выплаты персоналу учреждения, занятому в образовательной деятельности, в виде материальной помощи, премий из средств специального назначения и целевых поступлений, оплаты дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх установленных законодательством) отпусков, надбавок к пенсиям сверх установленных законодательством размеров, дивидендов по акциям, другие выплаты, которые не включаются в состав расходов на оплату труда;
- взносы на благотворительные цели, в экологические и оздоровительные фонды, общественным организациям и объединениям, учреждениям здравоохранения, народного образования, социального обеспечения, культуры и искусства и др.;
- безвозмездное перечисление денежных средств гражданам, сторонним предприятиям и организациям на различные цели;
- внесение в бюджет сумм экономических и финансовых санкций за нарушение налогового и иного законодательства;
- другие затраты, производимые учреждениями образования за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов, для целей, не связанных с нуждами обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса.
Помимо вышеупомянутой льготы, учреждениям народного образования могут быть предоставлены другие налоговые льготы в порядке, установленном действующим законодательством.
Таким образом, если образовательное учреждение инвестировало полученную прибыль в полном размере в образовательную деятельность либо уменьшило оставшуюся после использования для финансирования образовательной деятельности прибыль полностью на величину других налоговых льгот, оно освобождается от уплаты налога на прибыль.
Что касается налога с сумм превышения фактических расходов на оплату труда в составе себестоимости продукции (работ, услуг), то льготируется только часть налога, в доле зачисляемой в бюджет Республики Татарстан, исчисленного исходя из заработной платы, полученной от выполнения работы в части уставной непредпринимательской деятельности.
Налог с суммы превышения фактических расходов по предпринимательской деятельности, по сравнению с их нормируемой величиной, уплачивается в полном объеме в общеустановленном порядке.
Если, вышеназванные условия не будут соблюдены, образовательные учреждения уплачивают налог на прибыль и налог на превышение фонда оплаты труда в соответствии с действующим законодательством без каких-либо льгот.
2. Налог на добавленную стоимость.
В соответствии с Законом о налоге на добавленную стоимость образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм (государственные, муниципальные, негосударственные, общественные и религиозные) оказывающие услуги в сфере образования (в части их уставной предпринимательской деятельности) освобождены от уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость и спецналога.
При осуществлении образовательными учреждениями предпринимательской деятельности, в частности, аренды основных фондов и имущества, торговли покупными товарами, оборудованием, при посреднических услугах, долевом участии в деятельности других учреждений (в том числе образовательных), предприятий и организаций НДС и спецналог уплачивается ими в общеустановленном порядке.
Товары (работы, услуги), вырабатываемые учебными предприятиями образовательных учреждений (включая учебно-производственные мастерские), освобождаются от НДС и спецналога только в том случае, когда доход получаемый от этой деятельности, направляется на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса в этом образовательном учреждении. При этом необходимо иметь в виду, что суммы налога, уплаченные поставщикам за сырье, материалы, топливо, работы и услуги, использованные для их изготовления (выполнения), относятся на издержки производства.
В случае выполнения учреждениями образования на основе хозяйственных договоров научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, они также освобождаются от НДС и спецналога.
3. Налог на имущество.
В соответствии с п.5 "г" Инструкции N 7 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" данным налогом не облагается имущество, используемое исключительно для нужд образования.
4. О налоге на землю.
В соответствии со ст.12 Закона РТ "О плате за землю" (в редакции от 4 марта 1993 года) от уплаты земельного налога полностью освобождаются учреждения образования, финансируемые из государственного бюджета, либо за счет средств профсоюзов.
Законом Республики Татарстан от 21.07.94 "О внесении изменений и дополнений в Закон РТ "О плате за землю" освобождение от уплаты земельного налога учреждений образования, финансируемых за счет других источников не предусмотрено.
5. Местные налоги.
Вопрос по уплате того или иного местного налога следует решать исходя из принятого местным органом власти решения по применению местных налогов и сборов на подведомственной ему территории, где должны быть указаны конкретные плательщики налогов и перечень юридических лиц, подлежащих частичному или полному освобождению от их уплаты.
С учетом этого, для получения информации об исчислении и уплате местных налогов, образовательному учреждению следует обратиться непосредственно в налоговый орган, где учреждение поставлено на учет.
6. Страховые взносы в Пенсионный фонд, Фонд занятости, Фонд социального страхования, больничную кассу.
Действующим налоговым законодательством не предусмотрено освобождение образовательных учреждений от уплаты страховых взносов в указанные фонды.
7. Дорожный фонд.
7.1. Налог на пользователей автомобильных дорог.
В соответствии с п.35.3 Инструкции о порядке формирования, целевого направления и использования средств дорожного фонда Республики Татарстан, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.07.93 N 454 бюджетные и другие некоммерческие организации уплачивают налог на пользователей автомобильных дорог в том случае, если они имеют доходы от предпринимательской деятельности. При этом необходимо руководствоваться ст.44 Закона Республики Татарстан "Об образовании".
7.2. Налог с владельцев транспортных средств.
Указанной в п.7.1 Инструкцией не предусмотрено освобождение образовательных учреждений от уплаты налога с владельцев транспортных средств.
7.3. Налог на приобретение автотранспортных средств.
Согласно п.59.9 бюджетные организации и учреждения, кроме их хозрасчетных структур, освобождены от уплаты налога на приобретение автотранспортных средств.
Из образовательных учреждений данный налог уплачивают те, которые не являются бюджетными.
8. По сбору на нужды образовательных учреждений.
В соответствии со ст.38 Закона РТ "Об образовании" образовательные учреждения не привлекаются к уплате сбора на нужды образовательных учреждений.
9. По транспортному налогу.
В соответствии со ст.38 Закона РТ "Об образовании" образовательные учреждения не освобождаются от уплаты транспортного налога в части уставной непредпринимательской деятельности. В части предпринимательской хозрасчетной деятельности решение об уплате налога принимается с учетом действия ст.44 Закона РТ "Об образовании".
По-видимому, в пункте 9 настоящего Письма допущена опечатка. Согласно ст.38 Закона РТ "Об образовании" образовательные учреждения в части их уставной непредпринимательской деятельности освобождены от всех видов налогов, сборов, пошлин и не производят платежи в бюджет в порядке, установленном действующим законодательством. Поэтому образовательные учреждения освобождаются от уплаты транспортного налога
10. По дифференцированной плате на содержание противопожарной аварийно-спасательной службы МВД Республики Татарстан.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров РТ N 555 от 21.09.93 "О мерах реализации отдельных положений Закона Республики Татарстан "О пожарной безопасности" образовательные учреждения не освобождены от взимания дифференцированной платы.
11. По перечислению средств в фонд НИОКР.
В соответствии с п.1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 209 от 17.05.94 образовательные учреждения (кроме высших учебных заведений) не освобождаются от перечисления взносов во внебюджетный республиканский фонд общеотраслевых и межотраслевых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Постановление КМ РТ от 17 мая 1994 г. N 209 утратило силу. Инструкцией, утвержденной Постановлением КМ РТ от 22 января 1997 г. N 55 установлено, что образовательные учреждения освобождаются от уплаты отчислений в Фонд НИОКР
Приложение: Информационный бюллетень Министерства народного образования Республики Татарстан.
Заместитель начальника Госналогинспекции по Республике Татарстан |
Е.Н.Максимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Государственной налоговой инспекции по РТ от 23 мая 1995 г. N 02-02-02 "Особенности налогообложения образовательных учреждений"
Текст письма официально опубликован не был
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника