Решение Верховного суда Республики Татарстан
от 13 октября 2004 г. N ЗП-1-132/04 г.
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 декабря 2004 г. N 11-Г04-30 настоящее решение оставлено без изменения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего Г-ва Р.Ф.
с участием прокурора Х-ой В.А.
при секретаре У-ой Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Республики Татарстан о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Положения о государственной службе медико-социальной экспертизы Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 684 от 06.12.2002 г., установил:
Исполняющий обязанности прокурора Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими со дня издания пунктов 3, 6 раздела 1, пунктов 1-3 раздела 3, пунктов 3, 5, 8, 10 раздела 4, пункта 1 раздела 6, пунктов 1-3 раздела 7, пунктов 1, 3 раздела 8, пункта 2 раздела 9 Положения о государственной службе медико-социальной экспертизы Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 684 от 06.12.2002 г., указывая, что создание органов социальной защиты - бюро на местах без прав юридического лица (в качестве филиалов и представительств в соответствии со статьей 55 ГК РФ) нарушает требования, предъявляемые действующим федеральным законодательством к структуре и статусу службы медико-социальной экспертизы.
В судебном заседании представитель прокурора Республики Татарстан изменила требования, и просила суд признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим со дня издания Положение о государственной службе медико-социальной экспертизы Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 684 от 06.12.2002 г. в части включения в структуру Главного бюро медико-социальной экспертизы Республики Татарстан при Министерстве социальной защиты Республики Татарстан территориальных органов - филиалов и представительств в районах городов, районах и городах Республики Татарстан. От остальной части требований отказалась, дело в этой части производством прекращено.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан требование не признал, указывая, что Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" императивно закрепил за субъектами право самостоятельно определять организационно-правовую форму для осуществления медико-социальной экспертизы.
Представитель Главного бюро медико-социальной экспертизы Республики Татарстан с требованием не согласилась, сославшись на те же обстоятельства.
Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
6 декабря 2002 года постановлением Кабинетом Министров Республики Татарстан N 684 утверждено Положение о государственной службе медико-социальной экспертизы в Республики Татарстан.
В соответствии с подпунктом "ж" статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальной обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При этом Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
В соответствии с пункта 4 статьи 4 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установление общих принципов организации и осуществление медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов отнесено к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов.
Согласно абзаца 1 статьи 8 указанного Федерального закона Государственная служба медико-социальной экспертизы входит в систему (структуру) органов социальной защиты населения Российской Федерации. Порядок организации и деятельности службы определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 N 965 (в ред. от 21.09.2000 и 26.10.2000) утверждено Примерное положение об учреждениях Государственной службы медико-социальной экспертизы. В соответствии с пунктом 1 этого Положения, положения об учреждениях утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ на основании данного Примерного положения.
Пункт 3 Положения о государственной службе медико-социальной экспертизы Республики Татарстан устанавливает следующую структуру государственной службы: орган управления Государственной службой - Главное бюро медико-социальной экспертизы Республики Татарстан при Министерстве социальной защиты Республики Татарстан, в структуре которого создаются территориальные органы - филиалы и представительства Главного бюро в районах городов, районах и городах Республики Татарстан, которые действуют (в соответствии с п.6 Положения) на основании утвержденных Главным бюро положений.
Между тем, согласно пункту 2 Примерного положения об учреждениях Государственной службы медико-социальной экспертизы к учреждениям относятся бюро медико-социальной экспертизы и главное бюро медико-социальной экспертизы.
Федеральное законодательство, регулирующее данный вопрос, не предусматривает в структуре службы медико-социальной экспертизы территориальные органы медико-социальной экспертизы - филиалы и представительства. Кабинет Министров Республики Татарстан, в соответствии с пунктом 4 статьи 4, абзацем 1 статьи 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", не наделен правом устанавливать такую структуру и организационно-правовую форму ее органов.
При таком положении суд считает необходимым признать Положение о государственной службе медико-социальной экспертизы Республики Татарстан, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 684 от 06.12.2002 г. в части включения в структуру Главного бюро медико-социальной экспертизы Республики Татарстан при Министерстве социальной защиты Республики Татарстан территориальных органов - филиалов и представительств в районах городов, районах и городах Республики Татарстан противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РСФСР, суд решил:
Заявление исполняющего обязанности прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу Положение о государственной службе медико-социальной экспертизы Республики Татарстан, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 684 от 06.12.2002 г. в части включения в структуру Главного бюро медико-социальной экспертизы Республики Татарстан при Министерстве социальной защиты Республики Татарстан территориальных органов - филиалов и представительств в районах городов, районах и городах Республики Татарстан.
Сообщение о решении подлежит опубликованию в газете "Республика Татарстан" после вступления его в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 13 октября 2004 г. N 3П-1-132/04
Решение вступило в законную силу 22 декабря 2004 г.
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 декабря 2004 г. N 11-Г04-30 настоящее решение оставлено без изменения
Сообщение о решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 12 февраля 2005 г. N 30
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника