Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 22 января 2004 г. N ЗП-1-04/04
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Б-ва,
при секретаре У-ой,
с участием прокурора М-ва,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Татарстан, в государственных и общественных интересах, о признании противоречащим Федеральному законодательству Закона Республики Татарстан "О государственном долге Республики Татарстан", установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением, в государственных и общественных интересах, к Государственному Совету Республики Татарстан о признании противоречащим Федеральному законодательству Закона Республики Татарстан "О государственном долге Республики Татарстан" от 22 мая 1997 года N 1181.
В обоснование своих требований прокурор Республики Татарстан указал, что 22 мая 1997 года Государственным Советом Республики Татарстан принят Закон N 1181 "О государственном долге Республики Татарстан" (далее по тексту - Закон Республики Татарстан).
Предметом правового регулирования Закона Республики Татарстан являются отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования, управления и погашения государственного долга Республики Татарстан. Законом Республики Татарстан определяются формы и состав государственного долга Республики Татарстан, обеспечение государственного долга Республики Татарстан и контроль за его состоянием, информация о государственном долге Республики Татарстан.
Нормативное правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере осуществляется Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ (с последующими изменениями), который прямо предусматривает, что бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним Федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления (часть 1 статьи 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
При этом пунктом 4 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять нормативное правовое регулирование в бюджетной сфере, но в пределах предоставленной им компетенции.
Компетенция органов государственной власти Российской Федерации и компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации в рассматриваемой сфере определена главой 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В частности, определение основ управления государственным долгом осуществляется органами государственной власти Российской Федерации (абзац 7 статьи 7 главы 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации) путем принятия соответствующих федеральных законов.
Основы управления государственным долгом закреплены в главе 14 "Государственный и муниципальный долг" Бюджетного кодекса Российской Федерации, в которой установлены нормы, определяющие регулирование государственного долга субъекта Российской Федерации. Согласно статьям 101 и 107 главы 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять следующие полномочия: управление государственным долгом субъекта Российской Федерации и установление Законом субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год верхнего предела долга субъекта Российской Федерации.
Закон Республики Татарстан "О государственном долге Республики Татарстан" от 22 мая 1997 года N 1181 опубликован в изданиях "Республика Татарстан" N 129-130 от 28 июня 1997 года, "Время и деньги" N 74 от 1 июля 1997 года.
С учетом указанного, Закон Республики Татарстан "О государственном долге Российской Федерации" от 22 мая 1997 года N 1181 стал противоречить Бюджетному кодексу Российской Федерации с момента вступления последнего в действие.
Участвующий по делу прокурор поддержал заявление прокурора Республики Татарстан.
Представитель Государственного Совета Республики Татарстан требования прокурора Республики Татарстан признала.
Суд считает, что заявление прокурора Республики Татарстан подлежит удовлетворению.
Согласно пункту "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации финансовое регулирование находится в ведении Российской Федерации. Пунктом 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Нормативное правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере осуществляется Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ (с последующими изменениями), который прямо предусматривает, что бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним Федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления (часть 1 статьи 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
При этом пунктом 4 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять нормативное правовое регулирование в бюджетной сфере, но в пределах предоставленной им компетенции. Компетенция органов государственной власти Российской Федерации и компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации в рассматриваемой сфере определена главой 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В частности, определение основ управления государственным долгом осуществляется органами государственной власти Российской Федерации (абзац 7 статьи 7 главы 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации) путем принятия соответствующих федеральных законов.
Основы управления государственным долгом закреплены в главе 14 "Государственный и муниципальный долг" Бюджетного кодекса Российской Федерации, в которой установлены нормы, определяющие регулирование государственного долга субъекта Российской Федерации. Согласно статьям 101 и 107 главы 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять следующие полномочия: управление государственным долгом субъекта Российской Федерации и установление Законом субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год верхнего предела долга субъекта Российской Федерации.
Кроме того, абзац 4 пункта 1 статьи 2 Закона Республики Татарстан наряду с кредитами, полученными Кабинетом Министров Республики Татарстан, государственными займами, осуществляемыми посредством выпуска государственных ценных бумаг, допускает также иные долговые обязательства, гарантированные Кабинетом Министров Республики Татарстан, тем самым расширяя круг долговых обязательств, очерченных в пункте 3 статьи 99 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяя, что долговые обязательства субъекта Российской Федерации не могут существовать в иных формах, за исключением предусмотренных пунктом 3 статьи 99 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, Закон Республики Татарстан "О государственном долге Российской Федерации" от 22 мая 1997 года N 1181 стал противоречить Бюджетному кодексу Российской Федерации с момента вступления последнего в действие.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Татарстан решил:
Заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Закон Республики Татарстан "О государственном долге Республики Татарстан" от 22 мая 1997 года N 1181 признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу.
Решение после вступления в законную силу подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации Республики Татарстан газетах "Республика Татарстан" и "Ватаным Татарстан".
Решение может быть обжаловано, а участвующим по делу прокурором принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 22 января 2004 г. N 3П-1-04/2004
Решение вступило в законную силу 2 февраля 2004 г.
Сообщение о Решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 23 марта 2004 г. N 60