Определение Конституционного суда Республики Татарстан
от 15 апреля 2004 г. N 4-О
"По жалобе гражданина А.М.Харькова на нарушение его конституционных
прав и свобод отдельными нормами, утвержденными постановлением
Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 2002 года
N 761 "О внесении изменений в систему оплаты жилья
и коммунальных услуг"
Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя С.Х.Нафиева, судей Д.А.Алкаевой, А.Л.Васина, А.Г.Гатауллина, Л.А.Гусевой, А.В.Косорукова,
с участием гражданина А.М.Харькова, обратившегося с жалобой в Конституционный суд Республики Татарстан, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан как стороны, издавшей оспариваемый правовой акт, - главного специалиста отдела правовой работы Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан Е.В.Кузьминой, представителя Президента Республики Татарстан - главного референта Государственно-правового управления Президента Республики Татарстан Р.Г.Салахутдинова, представителя Председателя Государственного Совета Республики Татарстан - начальника правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Татарстан Ш.Ш.Ягудина, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан - главного референта правового управления Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан Ю.Н.Медвежовой, представителя Председателя Верховного суда Республики Татарстан - судьи Верховного суда Республики Татарстан Л.Ф.Хамзиной, представителя прокурора Республики Татарстан - первого заместителя прокурора Республики Татарстан В.Г.Метелина, представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - ведущего специалиста аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан Т.И.Гиззатуллина,
руководствуясь частью пятой статьи 3, статьями 100, 101 и 103 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан",
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности отдельных норм, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 2002 года N 761 "О внесении изменений в систему оплаты жилья и коммунальных услуг".
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение в Конституционный суд Республики Татарстан гражданина А.М.Харькова с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод отдельными нормами, утвержденными указанным постановлением, которые были применены в конкретном деле заявителя. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли оспариваемые нормы статьям 13 и 51 Конституции Республики Татарстан.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.Г.Гатауллина, объяснения сторон - гражданина А.М.Харькова и представителя Кабинета Министров Республики Татарстан Е.В.Кузьминой, выступления приглашенных в заседание представителей: Президента Республики Татарстан - Р.Г.Салахутдинова, Председателя Государственного Совета Республики Татарстан - Ш.Ш.Ягудина, Кабинета Министров Республики Татарстан - Ю.Н.Медвежовой, Председателя Верховного суда Республики Татарстан - Л.Ф.Хамзиной, прокурора Республики Татарстан - В.Г.Метелина, Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - Т.И.Гиззатуллина, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Татарстан установил:
1. Гражданин А.М.Харьков обратился в Конституционный суд Республики Татарстан с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод отдельными нормами Положения о порядке расчета и внесения платежей за жилищно-коммунальные услуги населением (далее по тексту Положение), а также нормативами потребления услуг по водоснабжению, утвержденными постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 2002 года N 761 "О внесении изменений в систему оплаты жилья и коммунальных услуг".
В своей жалобе он просит проверить конституционность тех норм Положения, которые регулируют вопросы определения объемов потребления воды и размеров ее оплаты. По его мнению, объемы потребления услуг по водоснабжению, исчисляемые по приборам учета, установленным на вводе в здание, и размеры платежей за них не соответствуют фактическим объемам потребления воды его семьей. Отмечая, что на первом этаже дома, где он проживает, находится ряд магазинов, которые также потребляют воду, заявитель считает, что оспариваемые нормы Положения позволяют включать эти объемы воды для оплаты жильцами дома, в связи с чем они оплачивают фактически ими не использованную воду. Кроме того, он утверждает, что в его доме постоянно происходят аварии и утечки, а перерасход воды предъявляется для оплаты гражданам - жильцам дома.
Заявитель также считает, что нормативы потребления услуг по водоснабжению, утвержденные указанным выше постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан, являются завышенными и не соответствуют фактическим объемам потребления данных услуг его семьей.
В подтверждение своих требований заявитель А.М.Харьков, помимо документов, перечисленных в статье 41 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", представил копии счетов-фактур по оплате конкретных жилищно-коммунальных услуг, в том числе и услуг по водоснабжению, с указанием размеров их оплаты. Названные выше документы свидетельствуют о применении оспариваемых норм Положения в конкретном деле заявителя. Поскольку оспариваемые нормы затрагивают его конституционные права и свободы, следует признать, что жалоба заявителя соответствует критериям допустимости, установленным статьей 101 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан".
К началу рассмотрения настоящего дела в Конституционном суде Республики Татарстан Кабинетом Министров Республики Татарстан было принято постановление от 31 декабря 2003 года N 703 "О признании утратившими силу отдельных постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан", которым постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 2002 года N 761 "О внесении изменений в систему оплаты жилья и коммунальных услуг" было признано утратившим силу с 1 января 2004 года.
Однако признание указанного постановления утратившим силу, исходя из требований части второй статьи 46 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", не является препятствием для дальнейшего рассмотрения жалобы в судебном заседании, поскольку, как указывает заявитель, оспариваемые нормы в период их действия нарушали его права и интересы как потребителя, защита которых в силу статей 13 и 51 Конституции Республики Татарстан должна обеспечиваться Республикой Татарстан - социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. Порядок определения объема потребления услуг по водоснабжению при наличии приборов учета, установленных на вводе в здание, и размеры платежей за них регулировались пунктом 3 Положения. Содержащиеся в данном пункте нормы исходили из того, что, если приборы учета установлены только на вводе в здание, объемы водопотребления и размер их оплаты каждой семьей определялись путем распределения потребленной холодной и горячей воды пропорционально численности проживающих в каждой квартире с учетом фактического времени проживания. При этом из объема потребления услуг по водоснабжению по показанию прибора, установленного на вводе в здание, в обязательном порядке исключались установленный нормативный объем потребления данных услуг, используемых на общедомовые нужды (содержание мест общего пользования: уборка лестничных клеток, подъездов, придомовой территории, полив зеленых насаждений), а также объемы потребленных коммунальных услуг в нежилых встроенно-пристроенных помещениях. Следовательно, объем потребляемой воды в магазинах, расположенных в жилом доме, не мог быть отнесен к оплате жильцами этого дома, а должен был оплачиваться соответствующим хозяйствующим субъектом отдельно.
Оспариваемые нормы Положения закрепляли порядок определения объема потребления услуг по водоснабжению и размеры их оплаты также и для потребителей, в квартирах которых установлены приборы учета. Объемы водопотребления и размеры их оплаты в таких случаях должны были определяться по показаниям этих приборов, а для потребителей, не имеющих квартирных приборов учета, - как разница между показаниями приборов на вводе в здание (за вычетом нормативного объема потребления данных услуг в нежилых помещениях) и суммой показаний приборов в отдельных квартирах (абзац шестой пункта 3 Положения).
Оспариваемые заявителем нормы предусматривали и меры по защите прав потребителей в случаях возможных утечек воды. При этом, согласно абзацу 8 пункта 3 Положения, исполнитель не имел права представлять к оплате, а потребитель не должен был оплачивать утечки воды, теплоносителя в уличных, квартальных, внутридомовых сетях. Для соблюдения этого требования предусматривалась соответствующая процедура контроля. Затраты на замеры утечек воды и выплата неустойки не могли обращаться на потребителей, а возлагались в установленных случаях согласно абзацу 9 пункта 3 Положения на жилищную или коммунальную организацию.
Таким образом, пункт 3 Положения в период своего действия достаточно полно регламентировал порядок определения объемов потребления услуг по водоснабжению и размеры их оплаты каждой семьей и предусматривал необходимые меры по недопущению нарушения прав и законных интересов потребителей при расчете платежей за водоснабжение при наличии приборов учета, установленных как на вводе в здание, так и в отдельных квартирах. Следовательно, в оспариваемых нормах отсутствует неопределенность в вопросе об их соответствии статьям 13 и 51 Конституции Республики Татарстан. По этой причине на основании пункта 1 части второй статьи 39 во взаимосвязи со статьями 46 и 63 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" производство по жалобе гражданина А.М.Харькова в части указанных требований подлежит прекращению.
3. Заявителем обжалованы также нормативы потребления услуг по водоснабжению, поскольку они, по его мнению, не соответствуют фактическим объемам потребления воды его семьей. Данное утверждение заявителя предполагает исследование несоответствия объемов реального потребления услуг по водоснабжению применяемым нормативам, что представляет собой установление фактических обстоятельств дела. Однако в соответствии с частью девятой статьи 3 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" Конституционный суд Республики Татарстан решает исключительно вопросы права и при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов государственной власти Республики Татарстан.
Таким образом, производство по жалобе А.М.Харькова в части проверки конституционности нормативов потребления услуг по водоснабжению подлежит прекращению на основании части девятой статьи 3 в ее взаимосвязи со статьями 46 и 63 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", поскольку жалоба заявителя в данной ее части по своему содержанию и смыслу не подведомственна Конституционному суду Республики Татарстан.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 1 части второй статьи 39, пунктом 1 части первой статьи 46, статьей 63, частью пятой статьи 66, статьей 73 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан определил:
1. Прекратить производство по жалобе гражданина Харькова Александра Михайловича на нарушение его конституционных прав и свобод отдельными нормами, утвержденными постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 2002 года N 761 "О внесении изменений в систему оплаты жилья и коммунальных услуг":
в части проверки конституционности порядка определения объемов потребления услуг по водоснабжению и размеров их оплаты при наличии приборов учета, установленных на вводе в здание, поскольку в оспариваемых нормах отсутствует неопределенность в вопросе об их соответствии статьям 13 и 51 Конституции Республики Татарстан;
в части проверки конституционности нормативов потребления услуг по водоснабжению, - поскольку жалоба заявителя по своему содержанию и смыслу не подведомственна Конституционному суду Республики Татарстан.
2. Определение Конституционного суда Республики Татарстан по данной жалобе окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. Согласно статье 72 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" настоящее Определение подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Ватаным Татарстан" и "Республика Татарстан". Определение должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного суда РТ от 15 апреля 2004 г. N 4-О "По жалобе гражданина А.М.Харькова на нарушение его конституционных прав и свобод отдельными нормами, утвержденными постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 2002 года N 761 "О внесении изменений в систему оплаты жилья и коммунальных услуг"
Текст Определения опубликован в газете "Республика Татарстан" от 24 апреля 2004 г. N 84, газете "Ватаным Татарстан" от 24 апреля 2004 г. N 85, Дайджесте оперативной информации "Акты конституционного правосудия субъектов Российской Федерации", 2004 г. N 10