Приказ Министерства экологии и природных ресурсов
Республики Татарстан
от 8 апреля 2004 г. N 350
"Об утверждении "Правил оформления прав на пользование
участками недр местного значения в Республике Татарстан"
Приказом Министерства экологии и природных ресурсов РТ от 22 декабря 2004 г. N 1171 настоящий приказ признан утратившим силу
Настоящий приказ направлен на регистрацию в Министерство юстиции РТ
В целях реализации "Порядка получения права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, в Республике Татарстан", утвержденного постановлением Государственного Совета Республики Татарстан от 15.12.2003 г. N 2459 приказываю:
1. Утвердить прилагаемые "Правила оформления прав на пользование участками недр местного значения в Республике Татарстан".
2. Отделу нормативно-правового регулирования (Семьянова А.Ю.) обеспечить направление на регистрацию документа в Министерство юстиции Республики Татарстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра Акчурина Т.М.
Министр экологии и природных
ресурсов Республики Татарстан |
Б.Г.Петров |
Правила
оформления прав на пользование участками недр местного значения
в Республике Татарстан
(утв. приказом Минэкологии РТ от 8 апреля 2004 г. N 350)
Правила оформления прав на пользование участками недр местного значения (далее - Правила) разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах", в редакции Федерального закона от 06.06.2003 г. N 65-ФЗ, Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 г. N 3314-1, Законом Республики Татарстан от 25.12.1992 г. N 1722-XII "О недрах" в редакции закона РТ от 21.11.2001 г. N 1193, Положением о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.07.2001 г. N 433, другими действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан, связанными с пользованием недрами, и определяют в соответствии с пунктом 1.2 особенности применения "Порядка получения права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, в Республике Татарстан" (далее - Порядок), утвержденного постановлением Государственного Совета Республики Татарстан от 15.12.2003 г. N 2459.
Правила предназначены для должностных лиц Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - Министерство), являющегося органом управления государственным фондом недр в Республике Татарстан, подведомственных ему организаций, недропользователей, а также государственных органов, согласующих условия лицензии.
I. Согласование условий лицензий на право пользования
участками недр, содержащими месторождения общераспространенных
полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также
участками недр местного значения, используемыми для целей,
не связанных с добычей полезных ископаемых, в Республике Татарстан
1. Государственные органы, согласующие условия лицензий
на пользование недрами
1.1. Статьей 16 Закона "О недрах" Российской Федерации предусмотрено согласование условий лицензии с органами государственного управления промышленностью и природными ресурсами, государственными органами охраны окружающей природной среды, органами государственного горного надзора. Кроме того, в соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации "О недрах", пунктом 1 статьи 9 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и пунктами 5 и 6 Порядка, выдача лицензий на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования, а также по согласованию с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте и государственными речными судоходными инспекциями в случаях ведения работ на внутренних водных путях.
1.2. Пунктом 8.1 Порядка предусмотрено, что к заявлению на получение лицензии необходимо приложить заключения (справки) о согласовании условий лицензии государственными органами в соответствии с приложением 2, а именно: Министерством, федеральным государственным учреждением Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Татарстан, территориальным органом Федеральной службы по технологическому надзору (при добыче полезных ископаемых, строительстве и эксплуатации подземных сооружений), Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан (при строительстве подземных сооружений), заключение Татарской республиканской инспекции по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства (при пользовании акваториями), а также справку Фонда геологической информации Республики Татарстан о запасах месторождения (при добыче полезных ископаемых).
1.3. Все виды согласований при предоставлении лицензии на безконкурсной основе проводятся совместно Департаментом геологии и использования недр Министерства и потенциальным недропользователем.
2. Документы, предъявляемые при согласовании условий лицензии
2.1. На согласование в органы, перечисленные в приложении 2 Порядка, предъявляются:
- проектный план горного или геологического отвода;
- проект лицензионного соглашения;
- краткая пояснительная записка с характеристикой лицензионного участка недр и предложениями заявителя по пользованию недрами;
- разрешение органов местного самоуправления районов (городов) на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых и строительство и эксплуатацию подземных сооружений местного значения;
- решение органа управления государственным фондом недр о предоставлении права пользования участками недр с целью их геологического изучения.
3. Оформление результатов согласования условий лицензии
3.1. Результаты согласования условий лицензии государственными органами оформляются в виде заключения, где дается согласие или обоснованный отказ в выдаче лицензии на пользование рассматриваемыми участками недр, подпадающими под действие Порядка. При необходимости согласование может сопровождаться контрольными проверками достоверности сведений заявителя о себе и объекте недропользования. В случае согласования условий лицензии могут указываться конкретные условия, требующие уточнения или дополнительно вносимые в проект лицензионного соглашения. На основании заключений, полученных в органах, перечисленных в пункте 1.2 Методических рекомендаций, Министерством совместно с органами местного самоуправления районов (городов) Республики Татарстан, на территории которых расположены лицензируемые участки, принимается решение о выдаче лицензии на право пользования соответствующим участком недр и утверждается в соответствии с существующим порядком согласованный вариант лицензионного соглашения.
По-видимому, в пункте 3.1 допущена опечатка. Имеется в виду пункт 1.2 настоящих правил, а не Методических рекомендаций, как указано выше
3.2. Согласование условий лицензии на основании документов, перечисленных в подпункте 2.1 Правил, внутри Министерства проводится Департаментом охраны окружающей среды и экологической безопасности в качестве государственного органа охраны окружающей природной среды. Согласование проводится с обязательной проверкой (при необходимости с выездом на объект лицензирования и привлечением специалистов территориальных управлений) соблюдения заявителем действующего законодательства в области охраны окружающей среды и землепользования, в том числе в части уплаты платежей в Экологический фонд Республики Татарстан.
Согласование внутри Министерства проводится в течении# недели и оформляется служебной запиской на Департамент геологии и использования недр в соответствии с подпунктом 3.1.
3.3. Подготовка согласованного проекта лицензионного соглашения для утверждения органами, выдавшими лицензию, проводится Департаментом геологии и использования недр Министерства.
3.4. Лицензионное соглашение и все заключения согласующих органов включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой части.
3.5. В случае обоснованного возражения согласующего органа против выдачи лицензии на право пользования каким-либо участком недр процесс оформления, выдачи и регистрации лицензии может быть приостановлен или прекращен.
II. Принятие решений о предоставлении лицензий на право пользования
участками недр, содержащими месторождения общераспространенных
полезных ископаемых, или участками недр местного значения
с целью их геологического изучения, выполняемого за счет
собственных средств недропользователей
4. Основание для предоставления права пользования недрами
4.1. Пунктом 2.4 Порядка установлено, что основанием для получения права пользования участками недр, содержащими общераспространенные полезные ископаемые, или участками недр местного значения с целью их геологического изучения является решение органа управления государственным фондом недр в Республике Татарстан, согласованное с органами самоуправления районов и городов республиканского значения; не требуется получение лицензии на геологическое изучение названных участков недр, проводимое за счет бюджета Республики Татарстан.
4.2. Оформление и выдача лицензий на пользование участками недр для их геологического изучения за счет собственных средств недропользователей осуществляется непосредственно Департаментом геологии и использования недр Министерства, а регистрация лицензий возлагается на Фонд геологической информации Республики Татарстан (далее - ФГИ).
4.3. В процессе предоставления лицензий на пользование участками недр с целью их геологического изучения за счет собственных средств выделяются следующие этапы: подготовка перечня участков недр, подготовка основных условий пользования, выбор недропользователя для ведения работ по геологическому изучению недр и принятие решения о предоставлении ему права пользования соответствующим участком недр, оформление, регистрация и выдача лицензии.
5. Подготовка перечней участков недр для геологического изучения
5.1. Перечни участков недр, на которых планируется ведение работ по геологическому изучению недр за счет собственных средств недропользователей, подготавливаются Департаментом геологии и использования недр Министерства при формировании территориальной программы геологического изучения участков недр местного значения за счет собственных средств недропользователей на территории Республики Татарстан и включаются в эти программы.
5.2. Решения о включении объектов геологического изучения в территориальную программу геологического изучения участков недр местного значения за счет собственных средств принимаются на заседаниях научно-технического совета (далее - НТС) министерства (секция Департамента геологии и использования недр).
5.3. Территориальные программы геологического изучения участков недр местного значения за счет собственных средств недропользователей утверждаются решением органа управления государственным фондом недр в Республике Татарстан (Министерством) - в виде приказа или распоряжения.
5.4. Участки недр, включенные в согласованную и утвержденную в установленном порядке территориальную программу геологического изучения участков недр местного значения за счет собственных средств недропользователей на территории Республики Татарстан, могут быть предоставлены претендентам для проведения работ по геологическому изучению в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.
5.5. В случае необходимости оперативного проведения работ по геологическому изучению на участке недр, не включенном в программу, подготавливаются и утверждаются дополнения к этой программе, после чего указанный участок может быть передан в пользование.
6. Подготовка основных условий пользования участками недр
6.1. Перед представлением участков недр в пользование с целью их геологического изучения за счет собственных средств Департаментом геологии и использования недр Министерства разрабатываются основные условия пользования этими участками недр. Указанные основные условия подготавливаются исходя из целевых задач и объемов работ, установленных для соответствующих участков недр при включении их в территориальную программу геологического изучения недр.
6.2. Основные условия пользования участками недр с целью их геологического изучения должны содержать:
целевое назначение работ и задачу, которая должна быть решена в процессе геологического изучения;
сроки начала и окончания работ;
основные виды работ и их объемы в денежном и физическом выражении;
сроки окончания работ и представления геологических материалов в территориальный геологический фонд, а также сроки представления на геологическую экспертизу материалов с подсчетом запасов полезных ископаемых.
6.3. В случае, если в процессе геологического изучения недр предусматривается пробная добыча полезных ископаемых, то в условиях пользования недрами устанавливаются объемы добычи полезных ископаемых, сроки подготовки и согласования технического проекта (технологической схемы).
6.4. Основные условия пользования участком недр местного значения с целью его геологического изучения подлежат включению в лицензионное соглашение.
7. Выбор недропользователя и принятие решения о предоставлении
права пользования участками недр с целью их геологического
изучения за счет собственных средств
7.1. Лицензия на пользование участками недр с целью их геологического изучения предоставляется пользователю недр, получившему в установленном законодательством порядке право пользования соответствующим участком недр.
7.2. С целью выбора недропользователя орган управления государственным фондом недр в Республике Татарстан - Министерство может направлять основные условия пользования участками недр одному или нескольким потенциальным пользователям с предложением принять участие в проведении работ по геологическому изучению недр за счет собственных средств на указанных условиях. Предложения могут быть направлены путем соответствующего объявления в средствах массовой информации.
7.3. Заявки могут быть также приняты от претендентов на участие в проведении работ по геологическому изучению недр за счет собственных средств в порядке их личной инициативы.
7.4. Заявка на включение участков недр в пообъектный план Программы геологического изучения участков недр местного значения за счет собственных средств недропользователей на территории Республики Татарстан, должна содержать:
1) данные о заявителе, включая свидетельство о регистрации юридического лица, устав предприятия, опыт работ по геологическому изучению недр;
2) данные о руководителях или владельцах предприятия-заявителя;
3) данные о финансовых возможностях заявителя, необходимых для выполнения намечаемых работ по геологическому изучению недр;
4) данные о технических и технологических возможностях заявителя, обеспечивающих выполнение намечаемых работ;
5) согласие заявителя с предложенными основными условиями пользования недрами.
К заявкам, поданным по личной инициативе претендентов, прилагаются также пояснительная записка с предложениями заявителя по пользованию участком недр и его краткая геологическая характеристика.
7.5. Заявки на проведение геологоразведочных работ проходят геологическую экспертизу в Министерстве. На основании экспертизы поступивших заявок и предложений по недропользованию выбирается претендент, предложения которого по сумме показателей в наибольшей степени отвечает поставленной задаче. О результатах экспертизы заявитель или заявители должны быть извещены в месячный срок со дня поступления заявки.
7.6. Претендент, чья заявка на участие в проведении работ по геологическому изучению недр была принята и включена в пообъектный план Программы геологического изучения участков недр местного значения за счет собственных средств недропользователей на территории Республики Татарстан, представляет в установленные сроки в Министерство проект на проведение работ, подготовленный в соответствии с основными условиями пользования участком недр и прошедший государственную геологическую экспертизу.
7.7. Основанием для предоставления права пользования участками недр (получения лицензии на пользование недрами) с целью их геологического изучения является решение НТС Министерства (секция департамента геологии и использования недр), принятое на основании экспертизы проектно-сметной документации, оформленное протоколом и согласованное с органами местного самоуправления районов и городов республиканского значения в соответствии с пунктом 2.4 Порядка.
III. Оформление лицензий на пользование участками недр местного
значения с целью их геологического изучения, разведки и добычи
общераспространенных полезных ископаемых
8. Лицензия на пользование недрами
8.1. В соответствии с абзацами 1, 3 статьи 11 Закона Российской Федерации "О недрах" и пункта 2.1 Порядка предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
8.2. В соответствии с пунктом 8.3 Порядка лицензия на право пользования участком недр местного значения с целью его геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых на территории Республики Татарстан (далее - лицензия) включает установленной формы бланк, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
9. Бланк лицензии
9.1. Бланк (титульный лист) лицензии (Приложение 1) содержит основные данные, связанные с предоставлением в пользование участка недр, которые включают:
- государственный регистрационный номер лицензии, характеризующий серию, индивидуальный номер и ее вид;
- наименование пользователя недр (для физических лиц - фамилия, имя, отчество);
- целевое назначение пользования участком недр и виды работ;
- расположение участка недр и описание его границ;
- документ, дающий право на пользование земельным участком или предварительное согласие на отвод земельного участка;
- статус участка недр (геологический или горный отвод);
- срок окончания действия лицензии;
- дата государственной регистрации лицензии;
- перечень основных документов, являющихся неотъемлемыми частями лицензии.
9.2. В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона Республики Татарстан "О государственных символах Республики Татарстан" на бланке лицензии, который является бланком документа министерства, помещается Государственный герб Республики Татарстан.
10. Общие требования к содержанию лицензии
10.1. Требования к содержанию лицензий в общем виде определяются статьей 12 Закона Российской Федерации "О недрах" и разделами 6 и 8 Порядка.
10.2. Условия пользования участками недр (условия лицензии) формулируются в документе, именуемом "Лицензионное соглашение" и являющимся неотъемлемой составной частью лицензии. Соглашение должно содержать место и дату его заключения; основание предоставления лицензии и положение объекта недропользования; основные права и обязанности владельца лицензии; характер получаемой в процессе пользования информации о недрах и порядок ее использования; срок действия лицензии и условия продления, приостановления или прекращения права пользования недрами; перечень и размер платежей при пользовании недрами; порядок рассмотрения споров и осуществления надзора за соблюдением условий пользования недрами; юридический адрес владельца лицензии. Лицензионное соглашение и# подписывается представителями органов, выдавших лицензию, и представителем пользователя участком недр. Соглашение может быть изменено или дополнено при согласии сторон в соответствии с действующим законодательством.
10.3. В перечень основных документов входят также документы, являющиеся основанием для предоставления права пользования недрами и отвода земельного участка, а также определяющие положение и границы лицензионного участка (геологического отвода или горного отвода в предварительных границах).
10.4. Кроме основных документов, названных в подпунктах 10.2 и 10.3 Правил, лицензия должна содержать:
- данные о пользователе недр, получившем лицензию, включающие его юридический адрес, копии учредительных документов субъекта предпринимательской деятельности, свидетельство о его регистрации, свидетельство о постановке на учет в налоговых органах и органах государственной статистики, банковские реквизиты с указанием расчетных счетов и наименований банков. В случае, если пользователем недр являются участники простого товарищества, то прилагается копия договора о совместной деятельности;
- заключения о согласовании условий лицензий государственными органами в соответствии с перечнем, представленным в приложении 2 Порядка;
- результаты (в случае необходимости) государственной геологической экспертизы запасов полезных ископаемых и государственной экологической экспертизы;
- документы, определяющие уточненные границы горного отвода.
10.5. Лицензия может содержать и другие документы, определяющие условия пользования участком недр.
11. Основания для предоставления права пользования
участками недр
11.1. Основанием для предоставления права пользования участками недр для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона РФ "О недрах" и пунктом 2.2 Порядка является разрешение органов местного самоуправления районов, городов республиканского значения. Разрешение может быть оформлено в виде постановления или распоряжения данных органов.
11.2. Основанием для предоставления права пользования участками недр, предоставляемыми для их геологического изучения, выполняемого за счет собственных средств недропользователей в соответствии с пунктом 2.4 Порядка является решение органа управления государственным фондом недр в Республике Татарстан. Решение может быть рассмотрено и утверждено на заседании НТС Министерства и оформлено в виде протокола.
12. Лицензионное соглашение об условиях пользования участками недр
местного значения, предоставляемыми для их геологического изучения,
выполняемого за счет собственных средств недропользователей
12.1. Лицензия на геологическое изучение участков недр местного значения, предоставляемых для их геологического изучения, выполняемого за счет собственных средств недропользователей, удостоверяет право на поиски и оценку только тех видов общераспространенных полезных ископаемых или их комплексов, которые указаны в этой лицензии. На один вид полезного ископаемого или комплекс полезных ископаемых в пределах геологического отвода предоставляется, как правило, одна лицензия.
12.2. В лицензионном соглашении об условиях пользования участками недр, предоставляемыми для их геологического изучения, выполняемого за счет собственных средств недропользователей, должны указываться:
- общие сведения об участке недр, включающие данные о его местонахождении в административном и геологическом отношении с приложением его обзорной карты;
- общая оценка выявленных на лицензионном участке запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых, с указанием органа, утвердившего запасы, наименования, даты и номера соответствующего документа;
- календарные сроки проведения планируемых видов и объемов поисковых и оценочных работ, необходимых для выявления месторождения общераспространенного полезного ископаемого и его оценки;
- установленные объемы и сроки пробной добычи полезных ископаемых (если таковая предусматривается).
- сроки представления материалов с подсчетом запасов полезных ископаемых на государственную экспертизу;
- порядок и сроки представления полученной геологической информации в фонд геологической информации РТ, определение условий ее использования;
- инвестиционные обязательства недропользователя, связанные с геологическим изучением участка недр, в том числе по объемам и видам геологоразведочных работ;
- платежи за пользование участком недр, порядок и сроки их внесения;
- порядок отказа владельца лицензии от части выделенного геологического отвода по мере проведения поисковых работ с соответствующим пересчетом платы за право пользования участком недр;
- обязательства недропользователя по выполнению условий лицензии и условия, при которых действие данной лицензии может быть досрочно прекращено;
- обязательства недропользователя в случае досрочного прекращения действия лицензии, а также условия передачи недропользователем имущества, связанного с пользованием недрами;
- порядок и сроки приведения участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;
- иные условия, не противоречащие действующему законодательству.
13. Лицензионное соглашение об условиях пользования участками недр,
предоставляемыми для разведки и добычи общераспространенных
полезных ископаемых
В лицензионном соглашении об условиях пользования участками недр, предоставляемыми для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, должны указываться:
- общие сведения об участке недр, включающие данные о его местонахождении в административном и геологическом отношении с приложением его обзорной карты;
- характеристика выявленных запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых, с указанием органа, утвердившего запасы, наименования, даты и номера соответствующего документа, данные по запасам полезных ископаемых по категориям разведанности, числящиеся на Государственном балансе;
- планируемые объемы и виды разведочных работ, сроки их проведения;
- сроки представления материалов с подсчетом запасов полезных ископаемых на государственную геологическую экспертизу;
- сроки подготовки технического (технологического) проекта, в том числе проекта рекультивации, и представления его на государственную экологическую экспертизу и согласование в территориальном органе Федеральной службы по технологическому надзору (при поэтапной разработке месторождения указываются сроки для каждого этапа);
- сроки начала строительства предприятия, начала добычи полезных ископаемых, выхода предприятия на проектную мощность;
- согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье;
- условия по разведке и вводу в разработку вновь открытых залежей полезных ископаемых в границах горного отвода;
- порядок и объемы переработки отходов своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, в случаях если эта переработка будет осуществляться владельцем лицензии самостоятельно;
- условия извлечения попутных или сопутствующих компонентов и их первичной переработки или временного хранения;
- инвестиционные обязательства недропользователя, связанные с освоением участка недр, в том числе по объемам и срокам капитальных вложений;
- обязательства недропользователя по вложению собственных средств в социальную сферу и развитие общественной инфраструктуры;
- обязательства недропользователя по внесению налогов и платежей, связанных с пользованием недрами;
- условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ;
- порядок и сроки представления полученной геологической информации в территориальные и федеральный геологический фонды, определение условий ее использования;
- порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель;
- обязательства недропользователя по выполнению условий лицензии и условия, при которых действие данной лицензии может быть досрочно прекращено;
- обязательства недропользователя в случае досрочного прекращения действия лицензии, а также условия передачи недропользователем имущества, связанного с пользованием недрами.
- иные условия, не противоречащие действующему законодательству.
14. Лицензионное соглашение об условиях пользования участками недр,
предоставляемых для геологического изучения и добычи
общераспространенных полезных ископаемых
по совмещенной лицензии
В содержании условий пользования участками недр, предоставляемых для геологического изучения, включающего поиски, оценку, детальное изучение (разведку) месторождений и добычи общераспространенных полезных ископаемых по совмещенной лицензии дополнительно к положениям пункта 12 Правил необходимо добавить условия отработки выявленного месторождения полезных ископаемых, установления границ горного и земельного отводов, платежей за пользование недрами уже в процессе лицензионной деятельности, а также иные условия, не противоречащие действующему законодательству.
15. Договор о пользовании участком недр
15.1. В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации "О недрах" между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования участком недр, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
15.2. Рассматриваемый договор не является составной частью лицензии и заключается в соответствии с требованиями гражданского законодательства Российской Федерации. Договор может содержать:
- дополнительные условия пользования недрами, не включенные в состав лицензии;
- обязательства, принятые на себя недропользователем по выполнению условий лицензии и по возмещению ущерба, нанесенного государству в случае невыполнения этих условий;
- обязательства недропользователя по вкладу в социально-экономическое развитие территории, на которой находится предоставленный в пользование участок недр;
- обязательства органов государственной власти, подписавших договор, о предоставлении недропользователю необходимых условий, обеспечивающих выполнение им взятых на себя обязательств.
15.3. Споры и разногласия по вопросам выполнения договора разрешаются по согласию подписавших его сторон или в судебном порядке.
IV. Внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование
участками недр, содержащими месторождения общераспространенных
полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также
участками недр местного значения, используемыми для целей,
не связанных с добычей полезных ископаемых, в Республике Татарстан
16. Основания, при которых допускается внесение изменений
и дополнений в лицензии на пользование участками недр
Внесение изменений и дополнений в условия лицензии на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, в Республике Татарстан (далее - участками недр) производятся:
- в случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции и связанного с этим изменением срока ввода в эксплуатацию объектов в соответствии с частью третьей статьи 12 Закона Российской Федерации "О недрах" по обстоятельствам, независящим# от пользователя недр;
- при изменении границ, предоставленного в пользование, участка недр, в соответствии с частью четвертой и частью пятой пункта 6.2 Положения#;
- при наступлении обстоятельств невозможности выполнения условий, установленных лицензией на пользование участками недр, по причинам независящим# от пользователя недр (неподтверждение разведанных запасов, изменение состояния окружающей среды, изменение состояния рынка данного вида сырья и т.д.);
- в иных случаях, установленных действующим законодательством.
17. Порядок принятия решения о внесении изменений и дополнений
в лицензию на пользование участками недр
17.1 Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
17.2. Изменения и дополнения в лицензию могут вноситься по инициативе недропользователя или органов, предоставивших лицензию.
17.3. В случае инициативы недропользователя им направляется в орган, выдавший лицензию:
- заявление с обоснованием внесения изменений и (или) дополнений в лицензию;
- сведения о технических и технологических возможностях выполнения деятельности, в соответствии с изменениями и дополнениями в условия пользования участком недр;
- расчеты, показывающие экономические характеристики деятельности пользователя недр в связи с вносимыми изменениями и дополнениями в лицензию.
О принятии заявления пользователь недр (владелец лицензии) извещается в десятидневный срок со дня поступления.
17.4. На основании заявления и документов, обосновывающих внесения изменений и (или) дополнений в лицензию, в соответствии с пунктом 6.8 Порядка орган, выдавший лицензию, в месячный срок после получения заявления принимает решение о внесении изменений и (или) дополнений в лицензию или отказывает. В случае отказа о внесении изменений и дополнений в лицензию орган, выдавший лицензию, письменно уведомляют заявителя о мотивах отказа.
17.5. В случае, если дополнения и (или) изменения вносятся в лицензию по инициативе органа, выдавшего лицензию, то он согласовывает дополнения и (или) изменения с недропользователем до принятия решения.
17.6. В случае, если внесение затрагивает условия ранее согласованные с органами государственного управления в соответствии с приложением 2 Порядка, вносимые изменения и дополнения подлежат повторному согласованию с этими органами#.
17.7. При необходимости документы, обосновывающие внесения изменений и (или) дополнений в лицензию, направляются на дополнительную геологическую экспертизу.
17.8. Подписанные представителями органов, предоставивших лицензию и пользователя недр, изменения и дополнения в лицензию вступают в силу с момента включения их в лицензию в качестве неотъемлемой части.
17.9. Включение изменений и дополнений в лицензии на пользование недрами ведется ФГИ, где данная лицензия проходила регистрацию.
V. Основания ограничения, приостановления или прекращения права
пользования участками недр местного значения c целью их
геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных
полезных ископаемых, а также для целей, не связанных
с добычей полезных ископаемых
18. Прекращение, приостановление или ограничение права
пользования участками недр
18.1. Право пользования недрами прекращается при:
- истечении установленного в лицензии срока ее действия;
- возникновении зафиксированного в лицензии условия, исключающего дальнейшее осуществление предоставленного права пользования недрами;
- в иных предусмотренных законодательством случаях.
18.2. В соответствии со статьей 20 Закона Российской Федерации "О недрах" и на основании пункта 10.2 Порядка право пользования участками недр может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органом управления государственным фондом недр в Республике Татарстан - Министерством непосредственно или по представлению контролирующих органов в случаях:
1) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами;
2) нарушения пользователем недр существенных условий лицензии (основных условий лицензионного соглашения);
3) систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами и их охраны, а также охраны окружающей природной среды (атмосферного воздуха, земель, лесов, вод и т.д.), установленных действующим законодательством, стандартами, правилами, нормами, включая правила ликвидации и консервации предприятий;
4) возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие);
5) если пользователь участка недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;
6) ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование;
7) по инициативе владельца лицензии;
8) непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах.
18.3. Основанием для принятия решений о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования участками недр может являться:
- непосредственное обнаружение нарушений условий пользования недрами Министерством или его территориальными органами, а также соответствующими администрациями городов и районов;
- материалы проверок государственного геологического контроля;
- представления Федеральной службы по технологическому надзору или его территориального органа, иных органов исполнительной власти, регулирующих добычу минерально-сырьевых ресурсов, в случаях, установленных действующим законодательством.
18.4. Прекращение права пользования участком недр означает, что пользователь недр в установленные сроки осуществляет прекращение основного вида деятельности и получения продукции, указанных в лицензии, начинает по указанию органов, осуществляющих выдачу лицензий, работы по консервации или ликвидации горных выработок и объектов инфраструктуры (если таковые имеются), связанных с пользованием этим участком недр, а также работы по рекультивации земель (если земли были нарушены). Ликвидационные работы считаются завершенными после подписания Министерством, а также соответствующими администрациями городов и районов Республики Татарстан и Федеральной службой по технологическому надзору или ее территориальным органом акта о консервации или о ликвидации. Порядок ликвидации и консервации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливается статьей 26 Закона Российской Федерации "О недрах" и инструктивными документами соответствующих надзорных органов.
После завершения указанных ликвидационных работ пользователь недр утрачивает права, освобождается от обязанностей, которые он имел в соответствии с лицензией на пользование этим участком недр, сам участок переходит в нераспределенный фонд недр, а лицензия на пользование участком недр подлежит аннулированию зарегистрировавшим лицензию ФГИ, для чего орган лицензирования пользования недрами направляет письменное уведомление в ФГИ. К письменному уведомлению прикладываются: решение о прекращении права пользования участком недр, а также необходимые документы, подтверждающие основания такого решения и выполнение недропользователем условий лицензии, необходимые для передачи участка недр в нераспределенный фонд недр, включая акт консервации или ликвидации предприятия, протокол республиканской комиссии по запасам полезных ископаемых, акт сдачи-приемки рекультивированных земель и т.д. ФГИ вносит в графу "Особые отметки" реестра для соответствующей лицензии отметку о прекращении права пользования недрами с указанием причины и со ссылкой на документ (название, номер и дата), на основании которого прекращено право пользования недрами, на лицевой стороне титула лицензии ставит штамп "Прекращение пользования недрами" с кратким указанием причины и со ссылкой на соответствующий пункт и статьи Законов Российской Федерации и Республики Татарстан "О недрах" или Порядка.
Информация об аннулировании лицензии публикуется в республиканской печати или помещается на сайт Министерства в "Интернет".
18.5. Приостановление права пользования участком недр означает временное прекращение основного вида деятельности и, как правило, связанных с ней вспомогательных работ, за исключением деятельности по обеспечению сохранности горных выработок, поддержанию зданий, строений, сооружений и оборудования в безаварийном, безопасном для людей и окружающей природной среды состоянии. При этом лицензия на пользование участком недр сохраняется.
18.6. Ограничение права пользования участком недр означает временное или постоянное ограничение условий пользования участком недр, в том числе возможный запрет пользователю недр на осуществление отдельных видов деятельности в соответствии с лицензией. При этом лицензия на пользование участком недр сохраняется.
19. Порядок принятия решения о прекращении права пользования
участком недр
19.1. Решение о прекращении права пользования участком недр принимается Министерством - органом управления государственным фондом недр в Республике Татарстан в связи с истечением установленного в лицензии срока ее действия или в связи с возникновением зафиксированного в лицензии условия, исключающего дальнейшее осуществление предоставленного права пользования недрами.
19.2. В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона РФ "О недрах" владелец лицензии на пользование недрами должен выполнить все обязательства, определенные в лицензии на случай досрочного прекращения права пользования недрами, до истечения срока ее действия.
19.3. Решение о прекращении права пользования участком недр в случаях полного выполнения недропользователем лицензионного соглашения, в том числе завершения ликвидационных работ и рекультивации земель с подписанием акта консервации или ликвидации до истечения срока действия лицензии или отсутствия нарушения земель и недр, должно содержать только основание прекращения права пользования. Участок недр, в отношении которого прекращено право пользования, переходит в нераспределенный фонд недр непосредственно после принятия решения.
19.4. При невыполнении владельцем лицензии условий лицензионного соглашения, указанных в подпункте 19.3, органы, предоставившие лицензию, в соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона РФ "О недрах" имеют право взыскать сумму вреда от их невыполнения в судебном порядке, а порядок принятия решения о прекращении права пользования участком недр должен соответствовать пункту 20 Правил.
19.5. Решение о прекращении права пользования участком недр составляется в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по экземпляру для органа принявшего решение и владельца лицензии.# Заверенные копии решения направляются в соответствующие органы местного самоуправления районов и городов республиканского значения, в территориальный орган Федеральной службы по технологическому надзору и в соответствующее территориальное управление Министерства.
20. Порядок принятия решения о досрочном прекращении права
пользования участком недр
20.1. Решение о досрочном прекращении права пользования участком недр принимается Министерством - органом управления государственным фондом недр в Республике Татарстан.
20.2. Решение о досрочном прекращении права пользования участком недр должно содержать:
1) основание для досрочного прекращения права пользования участком недр;
2) мероприятия, которые необходимо осуществить в связи с досрочным прекращением права пользования участком недр и действия лицензии, в том числе по консервации или ликвидации горных выработок и объектов инфраструктуры, рекультивации земель, экспертизе оставшихся запасов полезных ископаемых;
3) порядок и сроки осуществления намеченных мероприятий.
20.3. Работы по консервации или ликвидации считаются завершенными после подписания Министерством, соответствующими администрациями городов и районов Республики Татарстан и Федеральной службой по технологическому надзору или ее территориальным органом акта о консервации или о ликвидации горных выработок и объектов инфраструктуры, акта сдачи-приемки рекультивированных земель. После завершения указанных работ пользователь недр утрачивает права, освобождается от обязанностей, которые он имел в соответствии с лицензией на пользование этим участком недр, а сам участок недр, в отношении которого досрочно прекращено право пользования, переходит в нераспределенный фонд недр.
20.4. Расходы на ликвидацию и консервацию предприятия при досрочном прекращении пользования недрами несет пользователь недр или государство в соответствии со статьей 21 Закона РФ "О недрах".
20.5. Для исполнения решения о прекращении права пользования участком недр, решения имущественных вопросов, связанных с пользованием недрами, а также проведением рекультивации земель, консервации или ликвидации предприятия, в течение 30 дней с момента его принятия может быть создана специальная комиссия, состоящая из представителей Министерства и соответствующих администраций городов и районов Республики Татарстан. При необходимости в состав указанной комиссии могут быть включены представители Федеральной службы по технологическому надзору, иных федеральных органов исполнительной власти, регулирующих добычу минерально-сырьевых ресурсов.
20.6. Решение о досрочном прекращении права пользования участком недр составляется в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по экземпляру для органа принявшего решение и владельца лицензии.# Заверенные копии решения направляются в соответствующие органы местного самоуправления районов и городов республиканского значения, в территориальный орган Федеральной службы по технологическому надзору и в соответствующее территориальное управление Министерства.
21. Порядок принятия решения о досрочном приостановлении
или ограничении права пользования участком недр
21.1. Решение о досрочном приостановлении или ограничении права пользования участком недр принимается Министерством - органом управления государственным фондом недр в Республике Татарстан.
21.2. Решение о приостановлении или об ограничении права пользования участком недр должно содержать:
1) основание приостановления или ограничения права пользования участком недр;
2) срок, на который право пользования участком недр приостановлено или ограничено, а также условия, при которых оно может быть восстановлено;
3) мероприятия, подлежащие выполнению с целью восстановления права пользования участком недр.
21.3. Решение о досрочном приостановлении или ограничении права пользования участком недр составляется в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по экземпляру для органа принявшего решение и владельца лицензии.# Заверенные копии решения направляются в соответствующие органы местного самоуправления районов и городов республиканского значения, в территориальный орган Федеральной службы по технологическому надзору и в соответствующее территориальное управление Министерства.
22. Порядок прекращения права пользования участком недр в связи
с истечением установленного в лицензии срока ее действия
или в связи с возникновением зафиксированного в лицензии
условия, исключающего дальнейшее осуществление
предоставленного права пользования недрами
22.1. Процедура прекращения права пользования недрами в установленные лицензией сроки начинается по инициативе недропользователя или органов, выдавших лицензию, и включает в себя принятие решения о прекращении права пользования участком недр и проведение других мероприятий, предусмотренных пунктом 19 Правил.
22.2. Решение о прекращении права пользования недрами принимается после истечения срока действия лицензии или возникновения зафиксированного в лицензии условия, исключающего дальнейшее осуществление предоставленного права пользования недрами.
23. Порядок досрочного прекращения, приостановления или ограничения
права пользования участком недр при возникновении непосредственной
угрозы жизни и (или) здоровью людей и чрезвычайных ситуаций
23.1. В соответствии с Законами Российской Федерации и Республики Татарстан "О недрах" право пользования участком недр может быть досрочно прекращено, ограничено или приостановлено в случаях возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием участком недр, а также возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие).
23.2. В случае, если с устранением обстоятельств, изложенных в подпункте 23.1 Правил, дальнейшее продолжение пользования недрами становится невозможным, право пользования участком недр и действие лицензии досрочно прекращается, о чем принимается соответствующее решение Министерством - органом управления государственным фондом недр в Республике Татарстан и производятся другие действия в соответствии с пунктом 20 правил.
23.3. В случае, если с устранением обстоятельств, изложенных в пункте 23.1 Методических рекомендаций, дальнейшее продолжение пользования недрами становится возможным, право пользования участком недр и действие лицензии восстанавливаются.
По-видимому, в пункте 23.3 допущена опечатка. Имеется в виду пункт 23.1 настоящих правил, а не Методических рекомендаций, как указано выше
23.4. Право пользования участками недр в случаях, предусмотренных подпунктом 23.1 Правил, прекращается, приостанавливается или ограничивается непосредственно после принятия Министерством решения об этом с письменным уведомлением пользователя недр.
24. Порядок досрочного прекращения, приостановления или ограничения
права пользования участком недр в случаях нарушения пользователем
недр существенных условий лицензии, несоблюдения сроков начала
пользования недрами, систематического нарушения установленных
правил пользования недрами или непредставления пользователем недр
отчетности, предусмотренной действующим законодательством
24.1. В случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии, несоблюдения сроков начала пользования недрами, систематического нарушения установленных правил пользования недрами или непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах, которые могут привести к порче месторождения, нерациональному использованию полезного ископаемого или существенному искажению информации о его запасах, к несоблюдению правил безопасного ведения работ и охраны окружающей среды (атмосферного воздуха, земель, лесов, вод и т.д.), право пользования участком недр может быть досрочно прекращено, ограничено или приостановлено.
24.2. После установления факта нарушения пользователем недр Министерство направляет пользователю недр уведомление в письменной форме о допущенных им нарушениях. В случае, если пользователь недр в течение трех месяцев со дня получения письменного уведомления не принял мер по устранению этих нарушений (статья 21 Закона Российской Федерации "О недрах"), то Министерство может своим решением (пункты 20 и 21 правил) досрочно прекратить, приостановить или ограничить его право пользования участком недр.
24.3. Если такое нарушение повлекло за собой причинение вреда природным ресурсам и республиканскому бюджету, Министерство и соответствующие органы местного самоуправления районов и городов республиканского значения, а также другие контролирующие органы в пределах своей компетенции определяют размер нанесенного вреда в результате этих нарушений и предъявляют пользователю участка недр письменное уведомление о возмещении установленного вреда.
В случае, если пользователь недр в течение 3 месяцев со дня получения им уведомления не возместил нанесенный вред или не принял на себя обязательства по его возмещению в сроки, согласованные с Министерством и соответствующими органами местного самоуправления районов и городов республиканского значения Республики Татарстан, а также с другими контролирующими органами в пределах их компетенции, то взыскание вреда производится в судебном порядке.
25. Порядок досрочного прекращения права пользования участком недр
при ликвидации юридического лица или иного субъекта
хозяйственной деятельности
25.1. В соответствии с пунктом 6 статьи 20 Закона Российской Федерации "О недрах" право пользования участком недр может быть прекращено в случае ликвидации юридического лица или иного субъекта хозяйственной деятельности.
25.2. В указанном случае участок недр переходит в управление органа, осуществляющего выдачу лицензии, который обязана решить вопросы о порядке и сроках консервации или ликвидации горных выработок и объектов инфраструктуры, связанных с пользованием участком недр, а также до принятия решения о новом пользователе участка недр может предоставить право краткосрочного (до одного года) пользования таким участком недр юридическому лицу (оператору) с оформлением соответствующей лицензии в порядке, установленном законодательством.
26. Порядок досрочного прекращения права пользования участком недр
по инициативе пользователя недр
26.1. В соответствии с Законами Российской Федерации и Республики Татарстан "О недрах" право пользования участком недр может быть досрочно прекращено по инициативе пользователя недр. Досрочное прекращение права пользования участком недр по инициативе пользователя недр может осуществляться не позднее чем через шесть месяцев со дня письменного уведомления им органов, выдавших лицензию. В течение этого периода осуществляются проверка выполнения условий лицензии, выполнения мероприятий по консервации или ликвидации горных выработок и объектов инфраструктуры, рекультивации земель, принимается решение о досрочном прекращении права пользования участком недр в порядке, предусмотренном пунктом 20 Правил.
26.2. В случае, если пользователь участка недр не выполнил условия досрочного прекращения права пользования участком недр, Министерство имеет право взыскать с пользователя недр в установленном законом порядке сумму вреда природным ресурсам и республиканскому бюджету от невыполнения указанных условий.
27. Порядок досрочного прекращения права пользования участком
недр в случае признания судом или арбитражным судом лицензии
на пользование недрами недействительной
27.1. В случаях, предусмотренных пунктом 11.1 Порядка, при условии признания судом или Арбитражным судом лицензии на пользование участком недр, недействительной, органы, выдавшие лицензию на право пользования этим участком, принимают решение о досрочном прекращении права пользования недрами.
27.2. В случае, если пользователь участком недр еще не приступил к пользованию недрами, решения принимается в соответствии с подпунктом 19.3 Правил.
27.3. В случае, если пользователь участком недр приступил к деятельности пользованию недрами, решение принимается в соответствии с пунктом 20 Правил.
27.4. В случаях, предусмотренных подпунктом 11.1 Правил, ответственность, связанная с досрочным прекращением пользования недрами, в том числе и материальная, определяется в судебном порядке.
VI. Организации контроля за выполнением условий пользования участками
недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных
ископаемых, или участками недр местного значения, а также
участками недр местного значения, используемыми для целей,
не связанных с добычей полезных ископаемых
Контроль за выполнением недропользователями условий пользования участками недр, подпадающими под действия Порядка, осуществляется в соответствии со статьей 12 Порядка.
28. Органы контроля за выполнением условий пользования
участками недр
28.1. Контроль за соблюдением условий пользования участками недр, осуществляется органом управления государственным фондом недр в Республике Татарстан - Министерством с участием органов местного самоуправления районов и городов республиканского значения, территориального органа Федеральной службы по технологическому надзору в пределах его компетенции во взаимодействии с другими государственными органами, уполномоченными осуществлять контрольные функции в сфере недропользования.#
28.2. Организация контроля за соблюдением недропользователями условий пользования участками недр в Министерстве осуществляет отдел региональных работ и геологического контроля Департамента геологии и использования недр, с привлечением сотрудников отдела охраны земельных ресурсов и недр Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности, государственной инспекции по обеспечению экологической безопасности и территориальных управлений.
28.3. Орган управления государственным фондом недр в Республике Татарстан - Министерство устанавливает сроки проведения проверок и извещает о них владельцев лицензий.
28.4. Контроль за соблюдением условий пользования участками недр (лицензионных соглашений), должен осуществляться систематически в ходе контрольной деятельности Министерства, а также при анализе статистической и геологической информации, характеризующей состояние рационального использования и охраны недр при пользовании участками недр местного значения.
29. Целевое назначение и задачи контроля за соблюдением условий
пользования участками недр
29.1. Целью контроля за соблюдением условий пользования участками недр является обеспечение эффективного применения условий пользования недрами в рамках системы государственного регулирования рационального использования, охраны недр и окружающей природной среды.
29.2. Организация и осуществление контрольной деятельности должны обеспечивать подготовку решений органа управления государственным фондом недр в Республике Татарстан - Министерства о предоставлении права пользования, продлении срока действия, ограничения, приостановления или досрочного прекращения права пользования участками недр.
29.3. Задачами контроля являются:
- оценка полноты соблюдения условий пользования участками недр по результатам обследования недропользователей или мест ведения работ;
- приостановка пользования участками недр (в установленных законодательством случаях) при нарушении условий пользования недрами или принятие мер по приостановлению действия или аннулированию лицензии в установленном порядке;
- корректировка в установленном порядке условий действия лицензий при выявлении случаев негативного влияния на состояние рационального использования недр или окружающей природной среды фактов, ранее не учтенных при выдаче лицензии.
29.4. Проверка условий действия лицензии производится в соответствии с требованиями нормативных актов по организации и осуществлению государственного контроля Министерства.
30. Организация и осуществление контроля за выполнением условий
пользования участками недр
30.1. Контроль за выполнением условий пользования участками недр осуществляется в форме обследования объектов недропользования, при которых проверяется выполнение условий действия лицензий на право пользования недрами, лицензионных соглашений.
30.2. Организация контроля ведется на основе постоянного мониторинга процесса недропользования распределенного фонда недр, попадающего под действие Порядка.
30.3. В процессе подготовки к проверке рассматривается и изучается весь фактический материал, имеющийся в Министерстве, в том числе:
- лицензия, лицензионное соглашение, заключения надзорных и природоохранных органов, картографические материалы, отчеты о геологоразведочных работах, проведенных на месторождении;
- движение запасов полезного ископаемого по форме 5-ГР;
- предыдущие акты-предписания и ответы о выполнении этих предписаний;
30.4. В процессе проверок должны выявляться:
- состояние использования недр;
- выполнение условий лицензии (лицензионных соглашений);
- соблюдение установленных стандартов по охране недр, атмосферного воздуха, лесов вод и других объектов окружающей среды;#
- при наличии нарушений - причины их порождающие и приводящие к негативным последствиям (сверхнормативные потери, выборочная отработка, и т.п.);#
- состояние организации ведомственного контроля за рациональным использованием и охраной недр.
30.5. Проверки объектов недропользования не должны ограничиваться лишь осмотрами, в случае необходимости проверяющий может потребовать проведение контрольных анализов и замеров и т.п.
30.6. При обследовании объекта недропользования должно быть обращено также внимание на проведение профилактической работы, направленной на предупреждение возникновения и ликвидации причин нарушений правил по использованию и охране недр, условий действия лицензии и лицензионного соглашения.
30.7. По результатам проверки составляется акт-предписание. Акт оформляется с целью документального отражения состояния рационального использования и охраны недр и соблюдения недропользователем лицензионного соглашения (договора), требований природоохранного законодательства на период проведения проверки. В предписаниях, выдаваемых по результатам контрольных обследований, должны приводиться выводы о соблюдении подконтрольными организациями условий действия лицензий, выданных Министерством.
Выявление случаев нарушения существенных условий лицензионного соглашения являются основанием для ограничения, приостановления или прекращения права пользования недрами.
30.8. В случае выявления в результате проверки нарушений природоохранного законодательства госинспектором составляется Протокол. Порядок составления Протокола и дальнейшие действия государственного инспектора, проводившего проверку, а также других должностных лиц Министерства определяются "Порядком прохождения материалов административного и искового производства в Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан", утвержденным приказом от 11.08.2003 г. N 759 (в редакции от 27.01.2004 г. N 65).
31. Ответственность за правонарушения в области недропользования
31.1. Лица, виновные в нарушении законодательства о недрах, несут административную и уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством. Вред, нанесенный государству или недропользователю при пользовании недрами, подлежит возмещению. Размер вреда определяется органом управления государственным фондом недр в Республике Татарстан в соответствии с действующими методиками.
31.2. Вопрос о приостановке действия лицензии решается Министерством на основании информации о выявленных нарушениях условий действия лицензии и лицензионных соглашений или их несоответствия фактическим условиям производственной деятельности.
Сделки, связанные с пользованием недрами, заключенные с нарушением законодательства о недрах, являются недействительными.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правила оформления прав на пользование участками недр местного значения определяют в особенности применения "Порядка получения права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, в Республике Татарстан", утвержденного постановлением Государственного Совета Республики Татарстан от 15.12.2003 г. N 2459. Правила предназначены для должностных лиц Министерства экологии и природных ресурсов РТ, являющегося органом управления государственным фондом недр в Республике Татарстан, подведомственных ему организаций, недропользователей, а также государственных органов, согласующих условия лицензии. Определен порядок согласования условий лицензий на право пользования недрами, перечень документов, предъявляемых при согласовании условий лицензии, порядок принятия решений о предоставлении лицензий на право пользования участками недр, порядок принятия решения о прекращении права пользования и др.
Приказ Министерства экологии и природных ресурсов РТ от 8 апреля 2004 г. N 350 "Об утверждении "Правил оформления прав на пользование участками недр местного значения в Республике Татарстан"
Настоящий приказ направлен на регистрацию в Министерство юстиции РТ
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Министерства экологии и природных ресурсов РТ от 22 декабря 2004 г. N 1171 настоящий приказ признан утратившим силу