Определение Конституционного суда Республики Татарстан
от 2 июня 2004 г. N 6-О
"По жалобе гражданина В.Н.Буслаева на нарушение его конституционных
прав и свобод отдельными нормами Положения о порядке расчета
и внесения платежей за жилищно-коммунальные услуги населением,
утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики
Татарстан от 28 декабря 2002 года N 761 "О внесении изменений
в систему оплаты жилья и коммунальных услуг"
Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя С.Х.Нафиева, судей Д.А.Алкаевой, А.Л.Васина, А.Г.Гатауллина, Л.А.Гусевой, А.В.Косорукова,
заслушав сообщение судьи-докладчика Л.А. Гусевой, исследовав представленные документы и иные материалы, установил:
1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратился гражданин В.Н.Буслаев с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод подпунктом 1.6 пункта 1, абзацем первым подпункта 1.7 пункта 1, абзацем первым пункта 3, подпунктом 4.1 пункта 4 Положения о порядке расчета и внесения платежей за жилищно-коммунальные услуги населением, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 2002 года N 761 "О внесении изменений в систему оплаты жилья и коммунальных услуг" (с изменениями от 18 февраля и от 20 марта 2003 года) - далее Положение.
Гражданин В.Н.Буслаев считает, что указанные нормы Положения не содержат порядка расчета платежей за жилищно-коммунальные услуги при их оказании потребителям, которые являются инвалидами и обладают льготами в соответствии с действующим законодательством. Заявитель, являясь инвалидом, полагает, что предоставленную ему льготу в виде 50-процентной скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством следует распространять на всех совместно проживающих с ним членов его семьи, в то время как муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-эксплуатационное управление" (МУП ЖЭУ) Авиастроительного района г.Казани предоставляет данную льготу только ему одному.
По мнению заявителя, настоящим Положением не предусмотрен также механизм реализации прав потребителя и мера ответственности обслуживающей жилищной организации в случаях недопоставки жилищно-коммунальных услуг. МУП ЖЭУ Авиастроительного района г.Казани при недопоставке коммунальных услуг не отражает ее в едином платежном документе и не производит связанное с этим снижение размера оплаты.
Кроме того, он полагает, что не урегулирован и порядок принятия исполнителем платежей за коммунальные услуги при оплате потребителями, в квартирах которых установлены приборы учета, по показаниям этих приборов, то есть с учетом фактического потребления коммунальных услуг. Так, в январе 2001 года им были установлены за свой счет квартирные приборы учета потребления тепловой энергии, холодной и горячей воды и оформлены акты на их установку в Казанском унитарном предприятии (КУП) "Водоканал" и муниципальном унитарном предприятии Производственное объединение (МУП ПО) "Казэнерго". Показания счетчиков ежемесячно передаются заявителем в жилищно-эксплуатационное управление, но МУП ЖЭУ Авиастроительного района г.Казани не принимает единый платежный документ на оплату жилищно-коммунальных услуг по показаниям приборов учета, а рассчитывает соответствующие платежи по установленным нормативам потребления, в результате чего у заявителя возникла большая задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Исходя из этого, заявитель В.Н.Буслаев просит Конституционный суд Республики Татарстан проверить конституционность норм Положения в части:
- нераспространения на членов семьи, совместно проживающих с инвалидом, установленной законодательством для инвалидов льготы в виде 50-процентной скидки с оплаты за жилищно-коммунальные услуги (абзац первый подпункта 1.7 пункта 1 в его взаимосвязи с подпунктом 4.1 пункта 4);
- неурегулированности вопросов об указании в едином платежном документе недопоставки жилищно-коммунальных услуг и связанного с этим снижения размера их оплаты, а также о порядке принятия исполнителем оплаты коммунальных услуг при ее расчете потребителем по показаниям квартирных приборов учета (подпункта 1.6 пункта 1 и абзац первый пункта 3 взятые в их взаимосвязи).
Заявитель утверждает, что оспариваемые нормы Положения нарушают его права и интересы как потребителя, защиту которых осуществляет государство (статья 51 Конституции Республики Татарстан), а также нарушают его права, предусмотренные статьями 27 и 30 Конституции Республики Татарстан.
Заявителем представлены документы, которые на основании части второй статьи 100 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" могут рассматриваться в качестве подтверждающих применение обжалуемого нормативного правового акта в его конкретном деле - копии платежных документов по оплате жилищно-коммунальных услуг за 2001-2003 годы, ответы Министерства социальной защиты Республики Татарстан, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, МУП ЖЭУ Авиастроительного района города Казани.
К началу предварительного изучения жалобы Конституционным судом Республики Татарстан было принято постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 декабря 2003 года N 703 "О признании утратившими силу отдельных постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан", которым постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 2002 года N 761 "О внесении изменений в систему оплаты жилья и коммунальных услуг", в том числе и утвержденное им Положение были признаны утратившими силу с 1 января 2004 года. Однако признание указанных правовых актов утратившими силу, исходя из требований части второй статьи 46 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", само по себе не является препятствием для рассмотрения жалобы в судебном заседании, поскольку, как указывает заявитель, оспариваемые нормы в период их действия нарушали его права и интересы как потребителя.
2. Абзацем первым подпункта 1.7 пункта 1 в его взаимосвязи с подпунктом 4.1 пункта 4 Положения предусматривалось, что оплата жилищно-коммунальных услуг производится потребителями с учетом льгот, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Татарстан; льготы предоставляются независимо от форм собственности жилищного фонда, в котором проживают граждане, имеющие право на них; потребители, имеющие льготы по оплате жилищных и коммунальных услуг и проживающие в жилище, находящемся в собственности или найме другого лица, вправе реализовать свое право на льготы в части оплачиваемых ими жилищно-коммунальных услуг.
Данные нормы сами по себе не нарушают права и свободы граждан, поскольку, являясь по своему характеру и правовому содержанию отсылочными нормами, они должны применяться и применялись только совместно с соответствующей нормой, которой установлены конкретные льготы. В настоящее время заявитель В.Н.Буслаев как инвалид имеет право на льготу, установленную частью девятой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями от 23 октября 2003 года). Согласно данной норме инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Из этого, следует, что разрешение поставленного заявителем вопроса о проверке конституционности обжалуемых норм Положения фактически означало бы проверку конституционности нормы федерального законодательства. Однако проверка конституционности федеральных норм, согласно части четвертой статьи 109 Конституции Республики Татарстан и статье 3 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", не входит в компетенцию Конституционного суда Республики Татарстан.
Таким образом, производство по жалобе гражданина В.Н.Буслаева в части проверки конституционности абзаца первого подпункта 1.7 пункта 1 в его взаимосвязи с подпунктом 4.1 пункта 4 Положения подлежит прекращению на основании статьи 3 в ее взаимосвязи со статьями 46 и 63 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", поскольку жалоба заявителя в данной части по своему содержанию и смыслу предполагает решение вопроса о конституционности норм федерального законодательства, в силу чего неподведомственна Конституционному суду Республики Татарстан.
3. Подпункт 1.6 пункта 1 Положения устанавливал, что размеры начисленных платежей, за исключением платежей за газ и техническое обслуживание внутридомовых газовых сетей и внутридомового газового оборудования в жилых домах, указываются в доводимом до потребителя едином платежном документе, в котором отражаются объемы потребления жилищно-коммунальных услуг, тарифы и размеры платежей по каждому виду жилищно-коммунальных услуг, недопоставки в предоставлении жилищно-коммунальных услуг и связанное с этим снижение размера оплаты, а также другие сведения. В свою очередь абзац первый пункта 3 Положения предписывал, что платежи за коммунальные услуги устанавливаются с учетом их фактического потребления (при наличии приборов учета) либо нормативов потребления, а организации, осуществляющие расчеты и начисления платежей за коммунальные услуги, обязаны включать в единый платежный документ платежи за все предоставляемые потребителю коммунальные услуги, исключая платежи за газ и техническое обслуживание внутридомовых газовых сетей и внутридомового газового оборудования.
По своему буквальному содержанию и смыслу изложенные выше нормы Положения взаимосвязаны между собой и направлены на установление основных требований, предъявляемых к содержанию единого платежного документа, доводимого до потребителей жилищно-коммунальных услуг для их последующей оплаты. При этом обязательным требованием, предъявляемым к единому платежному документу, являлось и является указание в нем объемов потребления жилищно-коммунальных услуг, которые измеряются в соответствующих натуральных показателях; применяемых тарифов на данные услуги; размеров начисленных платежей по каждому виду жилищно-коммунальных услуг, которые согласно Положению могут рассчитываться либо с учетом их фактического потребления, определяемого по показаниям приборов учета, либо на основе нормативов потребления. Из содержания данных норм следует, что в едином платежном документе должна быть также отдельная графа, в которой указываются недопоставки коммунальных услуг в случаях если они имели место. Причем недопоставки коммунальных услуг должны быть отражены в едином платежном документе как в их фактическом объеме, исчисленном в натуральных единицах измерения, так и в денежном выражении в виде суммы снижения оплаты за недопоставленную услугу.
Иное истолкование или несоблюдение указанных выше требований к содержанию единого платежного документа в правоприменительной практике и в правовом регулировании данного вопроса другими управомоченными на то органами власти означало бы прямое нарушение прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, вытекающих из норм Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 779, 781 в их взаимосвязи со статьями 307 и 309) и гарантированных Конституцией Республики Татарстан (статья 51). Кроме того, отсутствие перечисленных выше сведений в едином платежном документе, оформляемом в виде счета-фактуры, противоречило бы требованиям, предъявляемым к содержанию счета-фактуры частью пятой статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следует учитывать также, что дополнительно к указанным выше требованиям Положение предусматривало, что организации, осуществляющие расчет и начисление платежей за жилищно-коммунальные услуги в установленном законодательством порядке несут ответственность за правильность и своевременное выполнение расчетов и взимание платежей с населения (подпункт 1.12 пункта 1), а также обязаны производить в течение месяца перерасчет платежей в зависимости от фактического объема оказанных услуг (абзац третий подпункта 1.11 пункта 1) и с соблюдением установленных нормативных требований к качеству предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и допустимых отклонений от них (подпункты 5.1-5.4 пункта 5). При этом устанавливалось, что потребители для выяснения обоснованности размера оплаты жилищно-коммунальных услуг и рассмотрения своих претензий вправе обратиться в организацию, осуществляющую начисление платежей за жилищно-коммунальные услуги, которая обязана не более чем в 10-дневный срок рассмотреть существо заявления с привлечением исполнителя к участию в разрешении спорных вопросов и дать ответ потребителю (подпункт 1.10 пункта 1).
Порядок рассмотрения обоснованных претензий потребителей жилищно-коммунальных услуг о ненадлежащем исполнении коммунальных услуг подробно регламентировался подпунктом 1.10 пункта 1 и подпунктом 5.5 пункта 5 Положения. Это, как отмечается в сохраняющем юридическую силу постановлении Конституционного суда Республики Татарстан от 24 ноября 2003 года по делу о конституционности отдельных положений постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан, регулирующих оплату жилья и коммунальных услуг в Республике Татарстан, налагает на исполнителей услуг определенные дополнительные обязанности и тем самым обеспечивает возможность защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг во внесудебном порядке и не препятствует им осуществлять защиту своих прав и интересов непосредственно в судебном порядке с использованием средств доказывания, допускаемых гражданским и гражданско-процессуальным законодательством.
Исходя из этого, Конституционный суд Республики Татарстан считает, что обжалуемые заявителем подпункт 1.6 пункта 1 и абзац первый пункта 3 Положения, взятые в их взаимосвязи, в части регулируемых ими основных требований к содержанию единого платежного документа, в том числе в случае недопоставки потребителям коммунальных услуг и связанного с этим снижения размера их оплаты, в период своего действия обладали необходимой полнотой и обеспечивались дополнительными мерами внесудебной защиты прав потребителей. Тем самым отсутствует неопределенность в вопросе о соответствии указанных норм положениям статей 27, 30 и 51 Конституции Республики Татарстан.
В отношении поставленного заявителем вопроса о неурегулированности порядка принятия исполнителями жилищно-коммунальных услуг оплаты при ее расчете потребителем по показаниям квартирных приборов учета (подпункт 1.6 и абзац первый пункта 3, взятые в их взаимосвязи) необходимо учитывать, что в указанном выше постановлении Конституционного суда Республики Татарстан от 24 ноября 2003 года выражена правовая позиция согласно которой, соблюдая установленные порядок и сроки, потребители вправе самостоятельно рассчитывать размеры платежей за соответствующие коммунальные услуги по показаниям квартирных приборов учета, отражать их в едином платежном документе и предъявлять к оплате, а уполномоченные службы заказчика на жилищно-коммунальные услуги, управляющие организации или исполнители коммунальных услуг должны беспрепятственно принимать данные платежи с правом последующей проверки правильности их расчета. В соответствии со статьей 6 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" данная правовая позиция является обязательной на всей территории Республики Татарстан для всех государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Следовательно, она должна учитываться в полном объеме как правоприменителями в сфере оплаты жилищно-коммунальных услуг, так и всеми органами власти, управомоченными осуществлять ее правовое регулирование.
С учетом изложенного, а также исходя из требований пункта 1 части второй статьи 39, пунктов 2 и 3 части первой статьи 46, статьи 63 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", производство по делу в части проверки конституционности подпункта 1.6 пункта 1 и абзаца первого пункта 3 Положения, взятых в их взаимосвязи, подлежит прекращению, поскольку отсутствует неопределенность в вопросе об их соответствии статьям 27, 30 и 51 Конституции Республики Татарстан, а также в связи с тем, что по вопросу о неурегулированности порядка принятия исполнителями жилищно-коммунальных услуг оплаты при ее расчете потребителями по показаниям квартирных приборов учета Конституционным судом Республики Татарстан ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 1 части второй статьи 39, пунктами 1 и 3 части первой статьи 46, статьей 63, частью пятой статьи 66, статьей 73 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан определил:
1. Прекратить производство по жалобе гражданина В.Н.Буслаева на нарушение его конституционных прав и свобод отдельными нормами Положения о порядке расчета и внесения платежей за жилищно-коммунальные услуги населением, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 2002 года N 761 "О внесении изменений в систему оплаты жилья и коммунальных услуг" (с изменениями от 18 февраля и от 20 марта 2003 года):
в части проверки конституционности абзаца первого подпункта 1.7 пункта 1 в его взаимосвязи с подпунктом 4.1 пункта 4 Положения, поскольку жалоба заявителя в данной ее части по своему содержанию и смыслу предполагает решение вопроса о конституционности норм федерального законодательства, в силу чего неподведомственна Конституционному суду Республики Татарстан;
в части проверки конституционности подпункта 1.6 пункта 1 и абзаца первого пункта 3 Положения, взятых в их взаимосвязи, поскольку отсутствует неопределенность в вопросе об их соответствии статьям 27, 30 и 51 Конституции Республики Татарстан, а также в связи с тем, что по вопросу о неурегулированности порядка принятия исполнителями жилищно-коммунальных услуг оплаты при ее расчете потребителями по показаниям квартирных приборов учета Конституционным судом Республики Татарстан ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.
2. Определение Конституционного суда Республики Татарстан по данной жалобе окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. Согласно статье 72 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" настоящее Определение подлежит опубликованию в газетах "Ватаным Татарстан", "Республика Татарстан", а также в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заявитель просил Конституционный суд Республики Татарстан проверить конституционность норм Положения в части нераспространения на членов семьи, совместно проживающих с инвалидом, установленной законодательством для инвалидов льготы в виде 50-процентной скидки с оплаты за жилищно-коммунальные услуги; неурегулированности вопросов об указании в едином платежном документе недопоставки жилищно-коммунальных услуг и связанного с этим снижения размера их оплаты, а также о порядке принятия исполнителем оплаты коммунальных услуг при ее расчете потребителем по показаниям квартирных приборов учета. Рассмотрев жалобу, Конституционный суд определил прекратить производство по жалобе гражданина на нарушение его конституционных прав и свобод отдельными нормами Положения о порядке расчета и внесения платежей за жилищно-коммунальные услуги населением, так как в первой части жалоба заявителя по своему содержанию и смыслу предполагает решение вопроса о конституционности норм федерального законодательства, в силу чего неподведомственна Конституционному суду Республики Татарстан; по вопросу о неурегулированности порядка принятия исполнителями жилищно-коммунальных услуг оплаты при ее расчете потребителями по показаниям квартирных приборов учета Конституционным судом Республики Татарстан ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу. Определение Конституционного суда Республики Татарстан по данной жалобе окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
Определение Конституционного суда РТ от 2 июня 2004 г. N 6-О "По жалобе гражданина В.Н.Буслаева на нарушение его конституционных прав и свобод отдельными нормами Положения о порядке расчета и внесения платежей за жилищно-коммунальные услуги населением, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 2002 года N 761 "О внесении изменений в систему оплаты жилья и коммунальных услуг"
Текст определения опубликован в газете "Республика Татарстан" от 16 июня 2004 г. N 119