Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1. Внести в Закон Республики Татарстан "О занятости населения (Ведомости Верховного Совета Татарстана, 1992, N 3, 1994, N 7) изменения и дополнения, изложив его в следующей редакции:
"Закон Республики Татарстан
"О занятости населения"
Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства в реализации конституционных прав граждан Республики Татарстан на труд и социальную защиту от безработицы
Глава I. Общие положения
Статья 1. Занятость граждан
1. Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее - заработок).
2. Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к труду. Принудительный труд допускается только в установленном законодательством порядке.
Статья 2. Занятые граждане
Занятыми считаются граждане:
самостоятельно обеспечивающие себя работой;
занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также члены производственных кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств;
имеющие земельный участок не менее 0,25 гектара;
работающие по найму (трудовому договору, контракту), в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные и временные работы;
временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами;
избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
проходящие военную службу, а также службу в органах государственной безопасности и внутренних дел;
проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственного органа труда и занятости;
занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам, а также выполняющие работу по гражданско-правовым договорам (договорам подряда).
Статья 3. Порядок и условия признания граждан безработными
1. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в государственных органах труда и занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
При этом не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций, предприятий и учреждений (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее организаций) в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.
2. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается государственным органом труда и занятости по месту его жительства не позднее 11 дней со дня предъявления государственному органу труда и занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших) и не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.
В случае представления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы в иностранной валюте государственные органы труда и занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина.
При невозможности предоставления государственными органами труда и занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
Решение о признании инвалида безработным принимается государственными органами труда и занятости в соответствии с законодательством о социальной защите инвалидов.
3. Безработными не могут быть признаны граждане:
не достигшие 16-летнего возраста;
отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в государственных органах труда и занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работы временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка) по одной и той же профессии (специальности) дважды;
которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;
не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в государственные органы труда и занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный государственными органами труда и занятости для регистрации их в качестве безработных;
осужденные по решению суда к наказанию в виде лишения свободы.
4. Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в государственные органы труда и занятости через две недели для решения вопроса о признании их безработными.
Статья 4. Подходящая и неподходящая работа
1. Подходящей считается работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.
2. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется соответствующей местной администрацией с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.
См. Постановление Главы администрации г.Казани от 16 августа 1999 г. N 1725 "Об определении максимальной удаленности места подходящей работы от места жительства безработного г.Казани"
3. Оплачиваемая работа, включая работу временного характера, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства, считается подходящей для следующих категорий граждан:
впервые ищущих работу (ранее не работавших) и не имеющих профессии (специальности);
уволенных за нарушение трудовой дисциплины, а также стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после трехгодичного перерыва в работе или после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы;
состоящих на учете в государственных органах труда и занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;
обратившихся в государственные органы труда и занятости после окончания сезонных работ;
осужденных по решению суда к исправительным работам.
4. Подходящей не может считаться работа, если:
она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;
условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;
предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал прожиточный минимум в Республике Татарстан, исчисленный в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже прожиточного минимума в Республике Татарстан, исчисленного в установленном порядке.
Статья 5. Государственная политика в области содействия занятости населения
1. Республика Татарстан проводит единую с Российской Федерацией политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
2. Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:
развитие трудовых ресурсов;
обеспечение равных возможностей всем гражданам Республики Татарстан независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
обеспечение добровольности труда;
обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды, граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лица, освобожденные из мест лишения свободы; молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право на пенсию по старости (по возрасту); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф);
сочетание самостоятельности местных органов государственной власти и органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения с согласованностью их действий с централизованными мероприятиями по решению важнейших проблем занятости;
координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, социальное обеспечение, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;
поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;
международное и межреспубликанское сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Республики Татарстан за ее пределами и иностранных граждан на территории Республики Татарстан, соблюдение международных трудовых норм.
Статья 6. Законодательство о занятости населения
1. Законодательство о занятости населения состоит из настоящего Закона, других законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Республики Татарстан и регулирующих отношения в сфере занятости населения.
2. Законодательство о занятости населения распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами и международными договорами Республики Татарстан и Российской Федерации.
Глава II. Права граждан на обеспечение занятости
Статья 7. Право граждан на выбор места работы
1. Граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю (организация (юридическое лицо) либо физическое лицо, с которым гражданин вступает в трудовые отношения) или путем бесплатного посредничества государственных органов труда и занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения.
2. Решение о приеме на работу оформляется путем заключения трудового договора (контракта) между работодателем и лицом, принимаемым на работу.
Порядок и условия заключения трудовых договоров (контрактов) при трудоустройстве регулируются законодательством о труде.
Статья 8. Право граждан на консультацию, профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и получение информации в государственных органах труда и занятости
1. Граждане имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в государственных органах труда и занятости в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения, в том числе и несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет.
2. Безработные граждане имеют также право на бесплатную профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению государственных органов труда и занятости.
Статья 9. Право граждан Республики Татарстан на профессиональную деятельность за пределами территории Республики Татарстан
Граждане Республики Татарстан имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Республики Татарстан.
Статья 10. Право граждан на обжалование действий государственных органов труда и занятости и их должностных лиц
Граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие государственных органов труда и занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган труда и занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством.
Глава III. Гарантии государства в области занятости населения
Статья 11. Гарантии государства в реализации права граждан на труд
1. Государство гарантирует гражданам:
свободу выбора рода деятельности, в том числе с различными режимами труда;
охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения и перевода на другую работу (должность) или от необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством о труде;
бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве государственных органов труда и занятости.
2. Государство гарантирует безработным гражданам:
бесплатную профессиональную ориентацию, обучение новой профессии (специальности), повышение квалификации по направлению государственных органов труда и занятости с выплатой стипендии;
обеспечение социальной поддержки;
компенсацию, в соответствии с законодательством, материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению государственных органов труда и занятости;
возможность заключения срочных трудовых договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных и временных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан;
бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение.
Статья 12. Дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения
1. Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), предоставления услуг по профессиональной ориентации, организации обучения по специальным программам, а также установления квоты для приема на работу указанной категории граждан до 5 процентов от общей численности работающих в организациях, в том числе для инвалидов в соответствии с законодательством о социальной защите инвалидов.
2. Гражданам, высвобождаемым из организаций в связи с сокращением численности или штата, гарантируется после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы до получения жилья, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям до поступления в школу - детскими дошкольными учреждениями по-прежнему# месту работы на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации.
3. Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные предприятия.
4. Кабинет Министров Республики Татарстан и местные администрации в исключительных случаях, при возникновении массового высвобождения работников, в случае затруднения их трудоустройства по предложению государственных органов труда и занятости, профсоюзных органов могут приостанавливать на срок до шести месяцев решение о высвобождении или проводить поэтапное, в течение года, высвобождение работников из государственных унитарных предприятий.
См. также Генеральное Соглашение между Федерацией профсоюзов Республики Татарстан, Ассоциацией промышленных предприятий Республики Татарстан, Торгово-промышленной палатой Республики Татарстан и Кабинетом Министров Республики Татарстан на 1999 год от 19 января 1999 г.
Глава IV. Регулирование и организация занятости населения
Статья 13. Регулирование занятости населения
В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство осуществляет:
разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;
правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан, предоставления им соответствующих государственных гарантий, дальнейшего совершенствования законодательства о занятости населения;
создание единой системы государственных органов труда и занятости;
разработку и реализацию республиканской, городских и районных программ содействия занятости и социальной защиты незанятого населения.
Статья 14. Государственная статистическая отчетность и информация о занятости населения
Для объективной оценки состояния рынка труда и положения в области занятости населения устанавливается государственная статистическая отчетность.
Государственные органы труда и занятости обмениваются на безвозмездной основе с органами государственной статистики, налоговыми органами, органами миграционной службы и другими заинтересованными государственными органами отчетной документацией и сведениями, необходимыми каждой из сторон для выполнения своих функций.
Статья 15. Программы содействия занятости и социальной защиты незанятого населения
Кабинет Министров Республики Татарстан, местные администрации разрабатывают соответственно республиканскую, городские и районные программы, предусматривающие меры содействия занятости и социальной защиты населения от безработицы в соответствии с настоящим Законом и вносят их соответственно на утверждение Государственного Совета Республики Татарстан, местных Советов народных депутатов и обеспечивают их реализацию.#
См. Программы содействия занятости и социальной защиты незанятого населения Республики Татарстан и г.Казани на 2000 год
Статья 16. Территории приоритетного развития
1. Кабинет Министров Республики Татарстан по согласованию с местными администрациями определяет территории, где развитие рабочих мест особо поощряется государством. Такие территории (прежде всего трудоизбыточные), а также сельские районы на определенный период приобретают статус территорий приоритетного развития.
Порядок определения статуса территории приоритетного развития утверждается Кабинетом Министров Республики Татарстан.
2. Работодателям, создающим на указанных территориях производства, филиалы и рабочие места, объекты социальной инфраструктуры, предоставляются льготы по налогообложению прибыли, иная финансовая и материальная помощь в порядке и на условиях, установленных законодательством.
Статья 17. Добровольное переселение граждан и членов их семей
Добровольное переселение граждан и членов их семей является одной из форм решения проблемы занятости и проводится в целях обеспечения трудовыми ресурсами сельскохозяйственного производства малонаселенных пунктов. Меры по государственной поддержке граждан, переезжающих в эти районы, количество семей и финансирование затрат, связанных с переселением семей, определяются в Республиканской программе содействия занятости и социальной защиты незанятого населения.
Статья 18. Привлечение в Республику Татарстан иностранной рабочей силы
Привлечение и использование на территории Республики Татарстан иностранной рабочей силы осуществляется в соответствии с законодательством.
Статья 19. Лицензирование деятельности по содействию занятости населения
Деятельность по оказанию гражданам услуг в содействии трудоустройства, профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения осуществляется юридическими лицами на основании лицензий, выдаваемых Государственным комитетом Республики Татарстан по труду и занятости в порядке, определяемом законодательством.
Статья 20. Координационные комитеты содействия занятости
В целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения в рамках социального партнерства создаются республиканские, городские и районные координационные комитеты содействия занятости населения из представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей, государственных органов труда и занятости, а также других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
Организация и порядок работы комитетов определяются представленными в комитетах сторонами.
Статья 21. Участие профессиональных союзов и иных представительных органов работников в содействии занятости населения
1. Профессиональные союзы и иные представительные органы работников вправе участвовать в разработке государственной политики в области содействия занятости населения.
2. Профессиональные союзы и иные представительные органы работников имеют право:
вносить в Кабинет Министров Республики Татарстан, местные администрации предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников из государственных унитарных предприятий, с учетом сложившегося уровня занятости в республике, городе, районе;
содействовать обеспечению социальных гарантий трудящихся в вопросах организации занятости, приема на работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством.
3. Массовое высвобождение работников, связанное с рационализацией производства, совершенствованием организации труда, ликвидацией, перепрофилированием организации или ее структурных подразделений, полной или частичной приостановкой производства по инициативе работодателя, может осуществляться лишь при условии предварительного (не менее чем за три месяца) уведомления в письменной форме соответствующих профсоюзных органов и иных представительных органов работников.
4. Органы государственного управления, работодатели проводят по предложению профессиональных союзов и иных представительных органов работников взаимные консультации по проблемам занятости населения.
По итогам консультаций могут заключаться соглашения, предусматривающие мероприятия, направленные на содействие занятости населения.
5. Профессиональные союзы и иные представительные органы работников вправе требовать от работодателя включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению занятости.
6. Предложения профессиональных союзов и иных представительных органов работников подлежат рассмотрению в установленном законодательством порядке.
Статья 22. Государственный фонд занятости Республики Татарстан
1. Государственный фонд занятости Республики Татарстан создается для финансирования мероприятий, связанных с реализацией программы содействия занятости и социальной защиты незанятого населения Республики Татарстан. Средства Государственного фонда занятости Республики Татарстан не могут направляться на другие цели.
2. Государственный фонд занятости Республики Татарстан формируется за счет: обязательных страховых взносов работодателей; обязательных страховых взносов с заработной платы работающих, ассигнований (при необходимости) из Федерального бюджета, Республиканского бюджета Республики Татарстан и местных бюджетов; добровольных взносов юридических и физических лиц, включая иностранных; других поступлений в виде сумм, взыскиваемых с работодателей за нарушение требований, предусмотренных законодательством.
Контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой внесения страховых взносов в Государственный фонд занятости Республики Татарстан возлагается на Государственную налоговую инспекцию по Республике Татарстан.
Средства Государственного фонда занятости Республики Татарстан аккумулируются на счетах учреждений уполномоченных банков Кабинета Министров Республики Татарстан.
3. Размеры обязательных страховых взносов в Государственный фонд занятости Республики Татарстан и ассигнований из Республиканского бюджета Республики Татарстан, категории работодателей и работников, уплачивающих страховые взносы и освобождаемых от их уплаты, объем доходов и расходов Государственного фонда занятости Республики Татарстан утверждаются законами Республики Татарстан.
4. Государственный фонд занятости Республики Татарстан относится к государственным финансовым ресурсам, порядок образования, расходования его средств определяется настоящим Законом и Положением о Государственном фонде занятости Республики Татарстан.
Средства Государственного фонда занятости Республики Татарстан, не использованные в отчетном году, изъятию не подлежат и переходят на следующий финансовый год.
5. Средства Государственного фонда занятости Республики Татарстан освобождаются от налогообложения в соответствии с законодательством.
Статья 23. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан
1. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан могут осуществляться по направлению государственных органов труда и занятости, если:
невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;
необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;
гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).
2. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, в учебных центрах государственных органов труда и занятости или в иных образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций в соответствии с заключаемыми государственными органами труда и занятости договорами.
3. Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку имеют безработные инвалиды, безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы, а также жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности).
4. Образовательные учреждения по запросу государственных органов труда и занятости представляют им информацию о профессионально-квалификационной структуре выпуска и численности выпускников, нуждающихся в трудоустройстве.
Статья 24. Организация общественных работ
1. Местные администрации и органы местного самоуправления по предложению и при участии государственных органов труда и занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ в организациях, находящихся в их собственности, и по договорам в других организациях.
Под общественными работами, применительно к настоящему Закону, понимаются общедоступные виды трудовой деятельности, как правило, не требующие предварительной профессиональной подготовки работников, имеющие социально полезную направленность и организуемые для временной занятости лиц, ищущих работу.
К общественным работам не относятся виды деятельности, связанные с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций, требующих специальной подготовки работников, а также высококвалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.
2. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор сроком до шести месяцев. Преимущественным правом на заключение такого договора пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в государственных органах труда и занятости свыше шести месяцев.
Принуждение к общественным работам в какой-либо форме не допускается.
3. Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится в соответствии с законодательством.
В период участия граждан из числа безработных в общественных работах за счет средств фонда занятости им устанавливаются доплаты к заработку в размере причитавшегося им пособия по безработице. При этом со дня заключения срочного трудового договора на участие в общественных работах максимальный период предоставления доплат в суммарном исчислении не должен превышать шести месяцев.
4. На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство о труде и социальном страховании.
5. Финансирование общественных работ производится за счет средств организаций, в которых организуются эти работы, и привлечения при необходимости средств местного бюджета и Государственного фонда занятости Республики Татарстан.
См. Закон РТ от 27 сентября 2001 г. N 1076 "Об общественных работах"
Глава V. Государственные органы труда и занятости
Статья 25. Государственные органы труда и занятости
1. Для реализации государственной политики занятости населения на территории Республики Татарстан действует единая система государственных органов труда и занятости в составе:
Государственного комитета Республики Татарстан по труду и занятости;
центров труда и занятости - в районах и городах республиканского подчинения.
2. В системе государственных органов труда и занятости могут создаваться правовые инспекции, осуществляющие контроль за исполнением государственными органами и работодателями законодательства о труде и занятости.
3. Государственный комитет Республики Татарстан по труду и занятости и его органы на местах совместно с местными органами государственной власти и управления осуществляют разработку и реализацию государственной политики в области содействия занятости населения.
4. Государственные органы труда и занятости в городах и районах подчиняются как местным администрациям, так и Государственному комитету Республики Татарстан по труду и занятости.
5. Государственный комитет Республики Татарстан по труду и занятости осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Глава VI. Участие работодателей в обеспечении занятости населения
Статья 26. Содействие работодателей в обеспечении занятости населения
1. Работодатели содействуют в проведении государственной политики занятости населения на основе:
соблюдения условий договоров (контрактов), регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством;
реализации мер, предусмотренных законодательством о труде, коллективными договорами и соглашениями по защите трудящихся в случае приостановки производства или высвобождения работников;
оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи высвобождаемым работникам за счет средств организаций и других работодателей;
создания условий для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки работающих. При исчислении налогооблагаемой прибыли сумма балансовой прибыли организаций уменьшается на сумму средств, затраченных работодателями на эти цели;
разработки и реализации социального плана организации, предусматривающего сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы;
соблюдения установленной квоты для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в том числе резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан в соответствии с законодательством.
2. Работодатели обязаны ежемесячно представлять государственным органам труда и занятости:
сведения о применении в отношении данной организации процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в том числе инвалидов, перечислении в Государственный фонд занятости Республики Татарстан обязательных страховых взносов и внесении обязательной платы при невыполнении или невозможности выполнения квоты для приема на работу указанных лиц.
3. Работодатели своевременно, не менее чем за три месяца, и в полном объеме представляют государственным органам труда и занятости и профсоюзному органу или иному представительному органу работников информацию о возможных массовых увольнениях трудящихся, численности и категориях работников, которых они могут коснуться, и сроке, в течение которого их намечено осуществить.
4. Работодатели полностью возмещают затраты государственных органов труда и занятости по созданию специальных рабочих мест, профессиональной подготовке, повышению квалификации и переподготовке в связи с трудоустройством работников, получивших профессиональное заболевание или инвалидность на данном производстве, путем перечисления средств в Государственный фонд занятости Республики Татарстан.
5. В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите, работодатели ежемесячно вносят в Государственный фонд занятости Республики Татарстан обязательную плату за каждого нетрудоустроенного в рамках квоты гражданина.
Порядок и размеры внесения данной обязательной платы устанавливаются Кабинетом Министров Республики Татарстан в соответствии с законодательством.
6. В случае отказа в приеме на работу без уважительных причин ранее заявленных выпускников образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования организации производят целевые финансовые отчисления в Государственный фонд занятости Республики Татарстан в размере среднего заработка работника данной организации за год.
7. При приеме на работу гражданина, направленного государственным органом труда и занятости, работодатель в пятидневный срок возвращает государственному органу труда и занятости направление с указанием даты приема гражданина на работу.
В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного государственным органом труда и занятости, работодатель делает в направлении отметку с указанием даты явки гражданина и причины отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину.
8. Работодатели несут ответственность за невыполнение пунктов 2, 3, 4 настоящей статьи и за правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты страховых взносов в Государственный фонд занятости Республики Татарстан в соответствии с законодательством.
Статья 27. Права работодателей
1. Работодатель имеет право принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление государственных органов труда и занятости.
2. Работодатели, трудоустраивающие на работу сверх установленной минимальной численности выпускников профессиональных, общеобразовательных учреждений, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, имеют право на налоговые льготы, установленные налоговым законодательством.
3. Работодатели имеют право получать от государственных органов труда и занятости бесплатную информацию о состоянии рынка труда.
4. При необходимости государственные органы труда и занятости могут полностью или частично компенсировать работодателям затраты на опережающее обучение граждан, высвобождаемых из организаций, в целях обеспечения их занятости, а также на организацию обучения принятых на работу граждан, высвобожденных из других организаций.
5. Работодатель имеет право обжаловать действия государственных органов труда и занятости в вышестоящие государственные органы труда и занятости, а такжев суд в установленном законом порядке.
Глава VII. Социальные гарантии и компенсации
Статья 28. Гарантии социальной поддержки безработных
1. Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице; выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению государственных органов труда и занятости; возможность участия в оплачиваемых общественных работах; возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению государственных органов труда и занятости.
2. Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению государственных органов труда и занятости в другую местность и трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей, не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой стаж.
3. Гражданам, потерявшим работу и заработок в течение 12 месяцев, предшествовавших официальному признанию их безработными, производится оплата периода временной нетрудоспособности за счет средств Государственного фонда занятости Республики Татарстан в размере, предусмотренном для данной категории граждан пособий по безработице (стипендии) исходя из фактического количества дней временной нетрудоспособности.
4. Все виды пособий и выплат безработным подлежат индексации в установленном законом порядке.
Статья 29. Льготы и компенсации работникам, высвобождаемым из организаций
Работникам, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, осуществлением мероприятий по сокращению численности (штата), при расторжении трудового договора предоставляются льготы и компенсации в соответствии с законодательством о труде.
При отсутствии у ликвидируемых организаций средств, предназначенных для расчетов с высвобождаемыми гражданами, выплата компенсаций производится в порядке и на условиях, установленных законом.
Статья 30. Размеры стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению государственных органов труда и занятости
1. В период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению государственных органов труда и занятости гражданам выплачивается стипендия:
уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей) - в размере 75 процентов от их среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в Республике Татарстан в установленном порядке, и не ниже 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в Республике Татарстан в установленном порядке. При этом минимальный размер стипендии не должен быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, ищущим работу впервые (ранее не работавшим), а также уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель - в размере стипендии, установленной государством для учебных заведений соответствующего профиля, но не ниже размера пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан;
утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания - за счет средств соответствующих организаций в размере 100 процентов среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда и не выше уровня средней заработной платы, сложившегося в республике.
2. При наличии у гражданина, проходящего профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению государственных органов труда и занятости, лиц, находящихся на его содержании, размер стипендии повышается на 10 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в Республике Татарстан в установленном порядке, но не менее чем на половину установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда на каждого из указанных лиц (обучающемуся, являющемуся единственным кормильцем в семье, размер повышения стипендии удваивается).
При этом максимальный размер повышения стипендии не может превышать 30 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в Республике Татарстан в установленном порядке.
Общая сумма стипендии и доплат не должна превышать размера средней заработной платы по прежнему месту работы.
3. Гражданам, направленным государственными органами труда и занятости на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку, стипендия начисляется с первого дня их обучения. При этом гражданам, высвобожденным из организаций в связи с их ликвидацией, реорганизацией и сокращением численности или штата и направленным органами труда и занятости на профессиональную подготовку, стипендия начисляется с первого дня истечения срока получения гарантированной трудовым законодательством средней заработной платы по последнему месту работы.
4. Размер стипендии может быть уменьшен на 25 процентов сроком на один месяц или выплата ее может быть приостановлена на срок до одного месяца в случаях неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины.
5. В соответствии с приговором или решением суда со стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению государственных органов труда и занятости, производятся все виды удержаний (алименты, возмещение ущерба и другие удержания), но не более половины получаемой стипендии.
6. Государственные органы труда и занятости при необходимости могут оплачивать стоимость проезда (до места обучения и обратно) и расходы, связанные с проживанием граждан, направленных ими на профессиональную подготовку, повышение квалификации или на переподготовку в другую местность.
Статья 31. Порядок определения размеров пособия по безработице
1. Пособие безработным гражданам, уволенным по любым основаниям, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей).
2. Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), не имеющим профессии (специальности), стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также гражданам, уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, устанавливается в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в Республике Татарстан в установленном порядке, но не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
3. При наличии лиц, находящихся на содержании безработного, размер пособия увеличивается на 10 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в Республике Татарстан в установленном порядке, на каждого из указанных лиц, но не менее чем на половину установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (безработному, являющемуся единственным кормильцем в семье, размер повышения пособия по безработице удваивается).
При этом максимальный размер доплат не может превышать 30 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в Республике Татарстан в установленном порядке, а максимальная сумма пособия по безработице и доплаты не должны превышать размера средней заработной платы по прежнему месту работы.
В случае, если оба родителя являются безработными, увеличение размера пособия на лиц, находящихся на их содержании, производится каждому из родителей.
4. В соответствии с приговором или решением суда с пособия по безработице производятся все виды удержаний (алименты, возмещение ущерба и другие удержания), но не более половины получаемого пособия по безработице.
Статья 32. Условия и сроки выплаты пособия по безработице
1. Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
2. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным в порядке, определенном статьей 3 настоящего Закона.
3. Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
4. Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице начисляется с первого дня признания их безработными.
Гражданам, высвобожденным из организаций в связи с ликвидацией, реорганизацией, сокращением численности или штата, но не трудоустроенным в течение периода получения ими гарантированной трудовым законодательством средней заработной платы по последнему месту работы, пособие по безработице начисляется с первого дня по истечении этого периода.
5. В случае непредставления оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев безработицы безработный имеет право на повторное получение пособия по безработице в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в Республике Татарстан, но не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
6. Пособие по безработице выплачивается не реже двух раз в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные государственными органами труда и занятости сроки, но не реже двух раз в месяц.
7. Местные органы государственной власти могут устанавливать и более продолжительные сроки выплаты пособий или предусматривать условия продления их выплаты за счет средств соответствующих бюджетов.
Статья 33. Порядок продления сроков выплаты пособия по безработице гражданам со стажем работы, дающим право на пенсию по старости (по возрасту)
1. Гражданам, общий трудовой стаж которых в соответствии с пенсионным законодательством дает им право на пенсию по старости (по возрасту), включая пенсии на льготных условиях, но которые не достигли пенсионного возраста, продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий требуемый стаж.
Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.
2. По предложению государственных органов труда и занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата и имеющим независимо от перерывов в трудовой деятельности стаж работы, дающий право выхода на полную пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, с их согласия пенсия оформляется досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством срока выхода на пенсию.
3. Расходы, связанные с досрочным выходом на пенсию, осуществляются за счет средств отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан с последующим возмещением затрат из Государственного фонда занятости Республики Татарстан.
Статья 34. Размеры пособия по безработице гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям, уволенным с военной службы и из органов внутренних дел
Пособие по безработице гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей), а также уволенным с военной службы и из органов внутренних дел и признанным в установленном порядке безработными, начисляется:
в первые три месяца безработицы - в размере 75 процентов от их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов;
в дальнейшем - в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в Республике Татарстан в установленном порядке, и не ниже 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в Республике Татарстан в установленном порядке. При этом минимальный размер пособия по безработице не должен быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Статья 35. Размер пособия по безработице иным категориям безработных граждан
1. Гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), не имеющим профессии (специальности), стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, но не имевшим в этот период 26 календарных недель оплачиваемой работы и признанным в установленном порядке безработными, пособие выплачивается в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в Республике Татарстан в установленном порядке, но не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
2. Гражданам, завершившим профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению государственных органов труда и занятости и признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице выплачивается:
уволенным из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей) в первые три месяца безработицы - в размере 75 процентов от их среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов, в дальнейшем - в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в Республике Татарстан в установленном порядке, и не ниже 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в Республике Татарстан в установленном порядке. При этом минимальный размер пособия по безработице не должен быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
уволенным из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, но не имевшим в этот период 26 календарных недель оплачиваемой работы, впервые ищущим работу (ранее не работавшим) и не имеющим профессии (специальности), а также стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва - в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в Республике Татарстан в установленном порядке, но не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Статья 36. Приостановка, прекращение выплаты пособия по безработице, снижение его размера
1. Государственными органами труда и занятости выплата пособия по безработице может быть приостановлена, прекращена или его размер может быть уменьшен.
2. Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:
увольнения с последнего места работы за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные трудовым законодательством, а также отчисления гражданина, направленного на обучение государственными органами труда и занятости, с места обучения за виновные действия;
отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;
отказа по истечении 3-месячного периода безработицы от направления на обучение государственными органами труда и занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
нарушения без уважительных причин безработным условий и сроков перерегистрации в качестве безработного. При этом приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию;
самовольного прекращения гражданином обучения по направлению государственных органов труда и занятости.
Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице и не засчитывается в общий трудовой стаж.
3. Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях:
признания его занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 настоящего Закона;
прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению государственных органов труда и занятости с выплатой стипендии;
попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем;
осуждения лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы;
переезда безработного в другую местность;
назначения в соответствии с пенсионным законодательством пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет.
4. Размер пособия по безработице может быть уменьшен на 25 процентов на срок до одного месяца в случаях:
неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления государственными органами труда и занятости;
отказа без уважительных причин явиться в государственные органы труда и занятости для получения направления на работу (учебу).
5. Выплаты пособия по безработице не производятся в периоды:
временной нетрудоспособности безработного;
отпуска по беременности и родам;
выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования;
призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.
Указанные периоды не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице и продлевают его.
6. Решения о приостановке, прекращении выплаты пособия по безработице или снижения его размера принимаются государственными органами труда и занятости с обязательным уведомлением безработного и могут быть обжалованы в установленном порядке.
Статья 37. Материальная и иная помощь
Государственными органами труда и занятости безработным гражданам, утратившим право на получение пособия по безработице в связи с истечением установленного настоящим Законом периода его выплаты, а также лицам, находящимся на содержании безработного, может оказываться материальная и иная помощь, включая дотации за пользование детскими дошкольными учреждениями, жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания.
К лицам, находящимся на содержании безработного, относятся лица, не достигшие 18 лет (учащиеся - 24 лет), проживающие на средства безработного гражданина, не имеющие самостоятельных источников дохода и состоящие с ним в родстве.
К лицам, находящимся на содержании безработного, не относятся лица:
получающие стипендии, пенсии и пособия по безработице;
находящиеся на государственном содержании (учащиеся учреждений начального профессионального образования, воспитанники детских домов и домов ребенка);
учащиеся специальных школ и дети, находящиеся в домах-интернатах, за содержание которых с опекунов не взимается плата, а также в интернатах при общеобразовательных учреждениях с полным государственным обеспечением.
При необходимости государственные органы труда и занятости могут оказывать материальную помощь и гражданам, направленным на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку.
Статья 38. Добровольное социальное страхование на случай потери работы
Граждане могут заключать со страховыми организациями договор добровольного страхования на случай потери работы.
Порядок, периодичность и условия страхования определяются законодательством.
Глава VIII. Контроль за исполнением настоящего Закона
и ответственность за его нарушение
Статья 39. Органы, осуществляющие контроль за исполнением настоящего Закона
Контроль за исполнением настоящего Закона осуществляется уполномоченными на то государственными органами в соответствии с действующими на территории Республики Татарстан законами и иными нормативными правовыми актами.
Статья 40. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с законодательством.".
<< Назад |
Статья 2 >> Статья 2 |
|
Содержание Закон РТ от 3 июля 1998 г. N 1703 "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан "О занятости населения"... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.