Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 31. Регистрация кандидата
1. Регистрация кандидата при наличии составленного в соответствии с пунктом 3 статьи 27 настоящего Закона заявления кандидата о его согласии баллотироваться и сведений, представленных в соответствии с пунктом 4 статьи 27 настоящего Закона, а также при наличии необходимого количества собранных в поддержку выдвижения кандидата подписей избирателей или внесенного избирательного залога, или решения избирательного объединения, избирательного блока, указанных в пункте 21 настоящей статьи, осуществляется Центральной избирательной комиссией Республики Татарстан.
Для регистрации кандидата этот кандидат или уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувших кандидатов, не ранее чем за 75 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов представляет в Центральную избирательную комиссию Республики Татарстан следующие избирательные документы:
а) подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей);
б) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Республики Татарстан (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей);
в) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 27 настоящего Закона.
2. Количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, может превышать количество подписей, необходимое для регистрации, но не более чем на 25 процентов.
3. Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан проверяет соблюдение порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона, а также достоверность представленных кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком сведений в соответствии с настоящим Законом. Если кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах.
4. Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан, работников аппарата Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения. Их письменные заключения могут служить основанием для признания недостоверными подписей и соответствующих им сведений, содержащихся в подписных листах. Для установления достоверности указанных сведений Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан вправе использовать Государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума.
5. Проверке могут подлежать все представленные подписи или часть этих подписей, но не менее 20 процентов от установленного настоящим Законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения случайной выборки (жребия) определяется Центральной избирательной комиссией Республики Татарстан. Проверке подлежат все подписи на подписных листах, отобранных для проверки.
6. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, если это ими специально отмечено в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписей в Центральную избирательную комиссию Республики Татарстан.
7. По результатам проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной или недействительной.
8. Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом. Подписи, выполненные указанным образом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
9. Недействительными подписями считаются подписи, собранные с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа.
Недействительными считаются:
а) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом;
б) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел Российской Федерации либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи;
в) подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи;
г) подписи избирателей, данные о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
д) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не отмечены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно;
е) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не отмечены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы;
ж) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, избирательного блока и (или) собственноручной подписью кандидата, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, в дате внесения подписи указанным лицом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, кандидатом имеются исправления, специально не отмеченные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, кандидатом;
з) подписи избирателей, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем уведомления Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан о выдвижении кандидата;
и) подписи, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса либо с принуждением избирателей в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением избирателей за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, либо в процессе и местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат;
к) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи;
л) все подписи избирателей в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных приложениями 1 и 2 к настоящему Закону.
10. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) настоящему Закону, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "ж" и "л" пункта 9 настоящей статьи.
11. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
12. Специально оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи недействительной, если не установлена ее недостоверность и (или) недействительность в соответствии с пунктами 8, 9, 11 настоящей статьи. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях о нем сокращения, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений. Установление достоверности подписи избирателя методом опроса запрещается.
13. При проведении проверки подписей, представленных кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, включая проведение выборки подписей для проверки, вправе присутствовать все представившие установленное количество подписей кандидаты, уполномоченные представители кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов. О соответствующей проверке должны извещаться представившие установленное для регистрации кандидата количество подписей кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувших кандидатов.
14. При обнаружении среди проверяемых подписей 25 и более процентов недостоверных и недействительных подписей или недостаточного для регистрации соответствующего кандидата количества достоверных подписей Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан отказывает в регистрации кандидата.
15. О результатах соответствующей проверки, указанной в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока должны быть извещены не менее чем за двое суток до заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. Если в результате соответствующей проверки установлено, что представленных подписей недостаточно для регистрации или превышена предельная величина доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока в указанный срок должны быть представлены: копии протокола об итогах проверки подписных листов, копии ведомостей проверки подписных листов с указанием оснований (причин) признания подписей избирателей недостоверными и недействительными, копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными или недействительными.
16. По решению кандидата, избирательного объединения, избирательного блока сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата не проводится, а регистрация кандидата осуществляется Центральной избирательной комиссией Республики Татарстан на основании внесенного в Центральную избирательную комиссию Республики Татарстан этим кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, выдвинувшими кандидатов, избирательного залога.
17. Факт сбора подписей, представления кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком подписей избирателей в поддержку выдвижения данного кандидата не является основанием для отказа в регистрации на основании внесения избирательного залога, равно как и внесение избирательного залога не является основанием для отказа в регистрации на основании собранных подписей избирателей.
18. Избирательный залог вносится из средств избирательного фонда. В случае регистрации кандидата на основании представленных подписей избирателей избирательный залог подлежит возврату в избирательный фонд.
19. Размер избирательного залога составляет 15 процентов от устанавливаемого настоящим Законом предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата.
20. Порядок открытия и ведения специального счета для принятия и хранения избирательного залога Центральной избирательной комиссией Республики Татарстан устанавливается настоящим Законом.
21. Регистрация кандидатов, выдвинутых политическими партиями, избирательными блоками, осуществляется без сбора подписей избирателей и внесения избирательного залога при условии, что по результатам ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации федеральные списки кандидатов, выдвинутые этими политическими партиями, избирательными блоками, были допущены к распределению депутатских мандатов. Основанием для регистрации кандидата в этом случае является решение о его выдвижении, принятое политической партией, избирательным блоком в установленном федеральным законом порядке.
22. Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан в течение десяти дней обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.
23. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, в решении Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан отмечается факт его выдвижения соответствующим избирательным объединением, избирательным блоком.
24. В случае отказа в регистрации кандидата Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан обязана в течение одних суток с момента принятия решения об отказе в регистрации выдать кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувших кандидата, копию решения Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан с изложением оснований отказа. Основаниями отказа могут быть:
а) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;
б) для кандидатов, выдвинутых политической партией, избирательным блоком, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных федеральными законами "О политических партиях", "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и настоящим Законом;
в) отсутствие среди документов, представленных для регистрации, документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом, иным законом для регистрации кандидата;
г) грубое или неоднократное нарушение запрета сбора подписей в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если представленные для регистрации кандидата подписи были собраны с нарушением этого запрета. Грубым нарушением указанного запрета считается сбор не менее 20 процентов от представленных для регистрации кандидата подписей в местах, где сбор подписей запрещен;
д) недостаточное количество представленных достоверных и действительных подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, или превышение установленной настоящим Законом предельной величины доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке (если для регистрации кандидата не внесен избирательный залог либо не представлено решение избирательного объединения, избирательного блока в соответствии с пунктом 21 настоящей статьи);
е) недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с пунктом 3 статьи 27 настоящего Закона;
ж) несоздание кандидатом избирательного фонда;
з) использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании, помимо средств собственного избирательного фонда, иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;
и) превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании размера расходования из избирательного фонда более чем на 5 процентов от установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;
к) установленный решением суда факт нарушения в течение агитационного периода кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока пункта 1 статьи 47 настоящего Закона;
л) использование кандидатом, его доверенными лицами преимуществ должностного или служебного положения.
25. Перечень оснований отказа в регистрации кандидата по решению Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан является исчерпывающим.
26. В случае отказа в регистрации кандидата повторное выдвижение кандидата возможно с соблюдением порядка и сроков, установленных настоящим Законом.
27. Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием даты регистрации.
28. Кандидат вправе не позднее чем за три дня до дня голосования (в том числе повторного голосования), а в случае вынуждающих к тому обстоятельств - не позднее чем за один день до дня голосования представить в Центральную избирательную комиссию Республики Татарстан письменное заявление о снятии своей кандидатуры. В этом случае Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан обязана принять решение об отмене его регистрации.
29. Орган избирательного объединения, избирательного блока, принявший решение о выдвижении кандидата, вправе принять решение об отзыве данного кандидата. Это решение должно быть представлено в Центральную избирательную комиссию Республики Татарстан не позднее чем за пять дней до дня голосования (в том числе повторного голосования). В этом случае Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан обязана принять решение об отмене его регистрации.
30. Если ко дню голосования будет зарегистрирован только один кандидат или не будет ни одного зарегистрированного кандидата, проведение голосования по решению Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан откладывается на срок не более шести месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
31. В случае наступления указанных в пункте 30 настоящей статьи обстоятельств в результате того, что зарегистрированный кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств снял свою кандидатуру либо избирательное объединение, избирательный блок отозвали зарегистрированного кандидата, все расходы, понесенные Центральной избирательной комиссией Республики Татарстан при подготовке и проведении выборов Президента Республики Татарстан, возмещаются за счет этого кандидата, избирательного объединения, избирательного блока.
32. Под обстоятельствами, вынуждающими зарегистрированного кандидата к снятию своей кандидатуры, избирательное объединение, избирательный блок - к отзыву зарегистрированного кандидата, понимаются признание зарегистрированного кандидата судом недееспособным, ограниченно дееспособным, тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья зарегистрированного кандидата, его близких родственников.
<< Статья 30. Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата |
Глава VI. >> Статус кандидатов |
|
Содержание Закон РТ от 25 марта 2004 г. N 27-ЗРТ "О выборах Президента Республики Татарстан" (утратил силу) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.