Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 17 июня 1997 г. N 497
"О программе содействия занятости и социальной защиты незанятого
населения Республики Татарстан на 1997 год"
В целях реализации государственной политики в области содействия занятости и обеспечения социальной защиты населения республики от безработицы Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу содействия занятости и социальной защиты незанятого населения Республики Татарстан на 1997 год.
2. Государственному комитету Республики Татарстан по труду и занятости:
внести в сентябре 1997 года в Кабинет Министров Республики Татарстан проект Программы содействия занятости и социальной защиты незанятого населения Республики Татарстан на 1998 год, разработанной в соответствии с Концепцией государственной политики занятости Республики Татарстан, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.96 г. N 1095;
представить в марте 1998 года в Кабинет Министров Республики Татарстан отчет о реализации Программы содействия занятости и социальной защиты незанятого населения Республики Татарстан за 1997 год.
3. Признать утратившим силу постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.03.96 г. N 238 "О Программе содействия занятости и социальной защиты незанятого населения Республики Татарстан на 1996 год".
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Государственный комитет Республики Татарстан по труду и занятости.
Премьер-министр
Республики Татарстан |
Ф.Х.Мухаметшин |
Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан |
Н.Б.Бакиров |
Программа
содействия занятости и социальной защиты незанятого
населения Республики Татарстан на 1997 год
(утв. постановлением КМ РТ от 17 июня 1997 г. N 497)
См. также Программу содействия занятости и социальной защиты незанятого населения г.Казани на 1997 год", утвержденную Постановлением Главы администрации г.Казани от 11 марта 1997 г. N 418
Паспорт
Программы содействия занятости и социальной защиты незанятого
населения Республики Татарстан на 1997 год
Основание для разработки Программы - Закон Республики Татарстан "О занятости населения", постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 марта 1996 г. N 238
Разработчик Программы - рабочая группа по разработке Программы, образованная распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.08.1996 г. N 472-р
Исполнители Программы - Госкомитет Республики Татарстан по труду и занятости, министерства и ведомства Республики Татарстан, администрации городов и районов, предприятия, организации, учреждения, профсоюзы, внебюджетные фонды
Цели и задачи Программы - предупреждение резкого роста общего уровня безработицы и создание условий для быстрейшего трудоустройства безработных граждан путем увеличения масштабов общественных и временных работ, осуществления мер поддержки малого и среднего бизнеса, частного предпринимательства, организации профессиональной переподготовки незанятых граждан и высвобождаемых работников;
социальная защита незанятого населения посредством обеспечения адресности мер поддержки безработных и членов их семей, смягчения последствий долговременной безработицы, обеспечения социальных гарантий и квотирования рабочих мест;
подготовка условий для рационализации структуры занятости путем проработки возможностей проведения паспортизации рабочих мест на ряде крупных предприятий, организации социальной экспертизы инвестиционных проектов и разработки механизмов частичной финансовой поддержки предприятий, осуществляющих структурную перестройку производства по критериям занятости
Сроки реализации Программы - в течение 1997 года
Объемы и источники финансирования - финансовые затраты на реализацию Программы из Государственного фонда занятости Республики Татарстан составят в 1997 году 363,0 миллиарда рублей
Важнейшие целевые показатели - сдержать уровень регистрируемой безработицы по республике в 1997 году в пределах 3,5 процента от численности экономически активного населения;
оказать содействие в сфере занятости 400,0 тысячам человек (с учетом консультаций), в том числе 145,8 тысячам незанятых граждан;
трудоустроить 28,0 тысяч незанятых граждан, в том числе 6,2 тысячи безработных на условиях временной занятости;
предоставить возможность для участия в общественных работах 7,8 тысяч человек;
поддержать предпринимательскую инициативу 600 безработных граждан;
предоставить возможность получения профессиональных навыков для последующего трудоустройства 6,5 тысяч безработных;
провести профориентационную работу с 23,0 тысячами человек;
обеспечить поддержку доходов 102,0 тысяч безработных;
охватить программами компенсационных выплат 3,5 тысяч человек;
обеспечить возможность создания 1341 нового рабочего места и сохранения 985 существующих
Контроль за исполнением Программы - контроль за реализацией Программы осуществляет Республиканская межведомственная комиссия по обеспечению социальной защиты населения
Введение
Государственное регулирование в сфере занятости населения направлено на предотвращение массовой безработицы, порождающей комплекс других социальных проблем: снижение покупательной способности и соответственно уровня жизни населения, потеря квалифицированных кадров, увеличение риска социальной напряженности и др. Смягчение факторов, порождающих безработицу, является условием достижения экономической и социальной стабильности в обществе.
Сфера занятости формируется под влиянием различных факторов, и сама воздействует на них. Политика занятости является ведущим направлением социально-экономической политики. Поэтому Программа разработана на основе приоритетов, целей и задач Программы экономического и социального прогресса Республики Татарстан, Концепции государственной политики занятости Республики Татарстан и с учетом основных показателей прогноза социально-экономического развития Республики Татарстан на 1997 год, подготовленного Министерством экономики Республики Татарстан, и соответствующих федеральных программ. Реализация данной Программы предполагает скоординированность действий министерств и ведомств, администраций городов и районов республики.
Программа нацелена прежде всего на содействие занятости незанятого населения и его социальную защиту от безработицы.
Разработка подобной Программы в 1996 году (как в предыдущие годы) позволила сдержать уровень регистрируемой безработицы по республике в пределах 2,04 процента от численности экономически активного населения путем реализации целевых подпрограмм: трудоустройства незанятого населения (включая временное), профессионального обучения, поддержки развития предпринимательства и самостоятельной занятости, оказания финансовой помощи предприятиям на создание и сохранение рабочих мест, предотвращения высвобождения работников за счет предоставления компенсационных выплат и организации опережающего обучения, поддержки доходов безработных и членов из# семей. Эти же направления деятельности органов труда и занятости сохраняются и в 1997 году, что обеспечивает преемственность всех программ.
1. Состояние и перспективы развития сферы
занятости Республики Татарстан
1.1. Экономическая ситуация и ее тенденции
Несмотря на относительную общую стабилизацию объемов производства в целом, в ряде отраслей промышленности продолжается спад, обусловленный жесткой финансовой политикой, низким платежеспособным спросом и неконкурентоспособностью продукции.
По ряду отраслей промышленности, таких как топливная, химическая и нефтехимическая, с 1995 года наблюдается рост объемов производства по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. По данным Госкомитета Республики Татарстан по статистике, индекс физического объема промышленного производства в 1996 году составил 103,2 процента к уровню 1995 года. Однако по многим видам продукции в истекшем году произошло падение объемов производства. В отраслях машиностроения и металлообработки, легкой и пищевой промышленности выпуск за 1996 г. составил соответственно 88,7 процента, 74,4 процента, 88,6 процента от уровня 1995 года.
В результате сокращается общее количество рабочих мест. Значительная часть рабочих мест оказалась в зоне неэффективного, нерентабельного производства.
Продолжающееся снижение инвестиционной активности резко ограничило возможности не только для создания новых рабочих мест, но и для модернизации и поддержания на приемлемом уровне эффективности действующих рабочих мест.
Продолжает расти избыточная численность рабочей силы на многих предприятиях, поскольку темпы спада производства на протяжении ряда лет превышают темпы сокращения занятости.
Не произошло существенного изменения условий для развития малого бизнеса, поэтому остается невысокой его доля в общем объеме производства и численности занятых.
Жесткая финансовая политика Федерального Правительства привела к существенному снижению уровня открытой инфляции. Однако это не привело к росту инвестиций, так как значительная часть финансовых ресурсов отвлекается на покрытие дефицита федерального бюджета. Обострился кризис неплатежей, дефицит полноценных платежных средств. В этих условиях продолжается рост задолженности по выплате заработной платы во многих отраслях, снижается уровень реальных доходов населения.
В результате кризиса неплатежей, задержек в оплате труда, неудовлетворительного финансового положения предприятий в 1996 году ухудшилось поступление средств в Государственный фонд занятости Республики Татарстан. Поступления обязательных страховых взносов в Государственный фонд занятости за 1996 год составили 78,6 процента от расчетных данных фонда оплаты труда. Одновременно возросла нагрузка на расходную часть бюджета фонда вследствие увеличения численности зарегистрированных безработных, получающих пособие. За 1996 год число получающих пособие по безработице увеличилось на 60 процентов, тогда как показатель поступлений страховых взносов в фонд занятости возрос на 10,2 процента против 1995 года.
По прогнозам Министерства экономики Республики Татарстан, в 1997 году ожидается, что рост промышленного производства составит 104,3 процента к уровню 1996 года. Развитие химической и нефтехимической отраслей прогнозируется опережающими темпами. Намечается остановка спада производства на предприятиях машиностроительного комплекса, а также ожидается рост его объемов в пищевой промышленности, в производстве строительных материалов. Однако даже в условиях роста объемов производства в 1997 году ожидается увеличение безработицы, так как на предприятиях имеются значительные масштабы избыточной численности работающих.
1.2. Ситуация в сфере занятости
Определяющим фактором демографической ситуации на данном этапе развития является снижение темпов роста численности населения республики. Незначительная величина общего прироста населения обуславливается как растущей величиной естественной убыли населения, так и сокращением миграционного прироста. В общей численности населения доля лиц трудоспособного возраста составляет в последние годы 56 процентов, в то время как число лиц моложе трудоспособного возраста снижается, а старше указанного возраста имеет тенденцию к росту.
Демографическая ситуация в целом в настоящее время не оказывает существенного влияния на положение в области занятости, которое в основном определяется состоянием экономики.
Несмотря на наметившуюся в 1996 году тенденцию уменьшения объемов высвобождения, доля высвобожденных работников по-прежнему является одной из значимых в общем объеме предложения рабочей силы на рынке труда. По данным Госкомитета Республики Татарстан по статистике, за 1996 год уволено в связи с высвобождением 18,6 тысяч человек, что соответствует 6,2 процента от общего выбытия работников. Основными отраслями, высвобождавшими работников, были промышленность, строительство и образование.
По прогнозам ожидается, что в 1997 году численность высвобождаемых может колебаться от 25,5 тысяч человек до 44,2 тысяч, из них предположительно 20,1-31,4 тысячи воспользуются услугами органов труда и занятости. Основная доля высвобожденных придется на работников промышленных предприятий. Наиболее крупные высвобождения ожидаются на следующих предприятиях промышленности: Акционерное общество "КамАЗ", Акционерное общество "Казанькомпрессормаш", Акционерное общество "Казанское моторостроительное производственное объединение", Казанское авиационное производственное объединение им.Горбунова, Татарское производственное объединение "Свияга", Научно-производственное объединение им.Ленина, Акционерное общество "Татнефть", Производственное объединение "Завод им.Серго", Акционерное общество "Чистопольский часовой завод "Восток", Заинский автоагрегатный завод АО "КамАЗ".
Эти тенденции свидетельствуют о продолжающемся процессе высвобождения работников с предприятий и организаций республики. Однако это высвобождение происходит в основном не в ходе совершенствования производства, а как следствие сохраняющегося в ряде отраслей экономического кризиса.
По данным Госкомитета Республики Татарстан по статистике, в 1995 году численность экономически активного населения республики составляла 1783,7 тысяч человек, из них занятые в экономике - 1675,4 тысячи человек.
По оценке Министерства экономики Республики Татарстан, за 1996 год численность занятых в экономике республики снизится по сравнению с 1995 годом на 35,3 тысячи человек. В 1997 году продолжится процесс сокращения занятых в экономике с 1640,1 тысячи человек до 1600,0 тысяч человек. В результате происходит дальнейшее снижение экономической активности населения, а трудовой потенциал общества стал использоваться еще менее эффективно, чем в прошлом.
Развитие новых форм хозяйствования ведет к уменьшению численности и удельного веса работающих на предприятиях государственного сектора - с 51 процента в 1995 году до 35 процентов по оценке в 1996 году и 30 процентов по прогнозу на 1997 год. Это сокращение образуется в основном за счет быстрого роста занятости населения на предприятиях смешанных форм собственности - с 28 процентов в 1995 году до 42 процентов предположительно в 1997 году.
Сокращение численности занятых отмечается в отраслях материального производства, в непроизводственной же сфере, напротив, отмечается рост числа работающих. Однако этот прирост занятости по-прежнему неадекватен численности работников, выбывающих из сферы материального производства.
Как следствие этого, наблюдается изменение структуры занятости, сокращается государственная монополия на рабочие места, все более важным потребителем рабочей силы становится частный сектор.
За 1996 год с предприятий и организаций выбыло по различным причинам 300,2 тысячи человек, а принято на работу 256,4 тысячи человек. Основной причиной увольнения работников является увольнение по собственному желанию - 69%. Уровень восполнения потерь в рабочей силе составляет 85%.
Это свидетельствует о продолжающемся преобладании численности выбывших работников над численностью вновь принятых на работу. В результате в сфере занятости появились признаки конкуренции за рабочие места. Возникло несоответствие между структурой рабочих мест и профессионально-квалификационной структурой рабочей силы.
К началу 1997 года численность работающих на предприятиях республики в режиме неполного рабочего времени составила 78,1 тысячи человек, отпуска по инициативе администрации за 1996 год были предоставлены 201,0 тысячи человек, в том числе 94,1 тысячи - без сохранения заработной платы, что является характерным явлением для последних лет и служит постоянным источником пополнения рынка труда.
На начало 1997 года в 35 городах и районах республики уровень регистрируемой безработицы был ниже среднереспубликанского (от 0,10 до 1,82 процента). По 10 городам и районам уровень безработицы выше среднереспубликанского. Особо неблагополучное положение возникло в городах Набережные Челны, Чистополе, Зеленодольске, Елабуге, рабочем поселке Камские Поляны Нижнекамского района. Что в свою очередь указывает на углубление дифференциации территорий по состоянию рынков труда. Однако на фоне общего избытка рабочей силы в республике в ряде малых городов и особенно в сельской местности уменьшается обеспеченность их инженерно-техническими и высококвалифицированными специалистами. На фоне экономического спада этот дефицит выражен не очень отчетливо, но по мере возрождения экономики он станет явным.
1.3. Безработица
С нестабильностью экономической обстановки и вытекающими из этого последствиями связан продолжающийся рост уровня общей и регистрируемой безработицы. При этом темпы роста регистрируемой безработицы превышают темпы роста общей. По оценке Министерства экономики Республики Татарстан, в 1996 году общая численность безработных увеличится на 14 процентов и составит в среднегодовом исчислении 125,0 тысяч человек, а численность безработных, зарегистрированных в органах труда и занятости, - на 60 процентов и составит в среднем за год 33,5 тысяч человек. Аналогичная ситуация прогнозируется и на 1997 год, хотя и предполагается некоторое замедление темпов роста.
Сужение возможностей для самостоятельного поиска работы увеличивает число обращений граждан в государственные органы труда и занятости.
Согласно выборочным обследованиям населения по проблемам занятости, проведенным Госкомитетом Республики Татарстан по статистике, в октябре 1995 года в службу занятости обращались 40,6 процента от общего числа незанятых граждан.
За 1996 год число зарегистрированных безработных составило 78,5 тысяч человек, из них 36,5 тысяч состоят на учете на начало января 1997 года. При этом наблюдаются изменения структуры состава безработных, проявляющиеся в снижении доли женщин с 80,0 процентов до 75,0 процентов, молодежи в возрасте 16-29 лет - с 37 до 35 процентов. Продолжает снижаться образовательный уровень среди безработных: доля имеющих высшее образование в 1995 году составляла 15 процентов, в 1996 году - 12 процентов. Удельный вес высвобожденных работников по-прежнему составляет 29 процентов.
Уровень регистрируемой безработицы составил 2,04 процента от численности экономически активного населения.
По уровню регистрируемой безработицы Республика Татарстан относится к числу сравнительно благополучных регионов, однако темпы роста безработицы в республике выше, чем в соседних регионах и по Российской Федерации в целом.
Так, при уровне безработицы по Российской Федерации 3,43 процента, численность безработных в Российской Федерации возросла в 1,1 раза по сравнению с 1995 годом, по Республике Татарстан - в 1,4 раза.
По прогнозам Госкомитета Республики Татарстан по труду и занятости, при сохранении тенденций 1996 года совокупное предложение рабочей силы в 1997 году составит порядка 368,8 тысяч человек. Среди них: 128 тысяч человек, ищущих работу на начало года, 25,5 тысяч высвобожденных в течение года работников, 131,9 тысяч уволенных по другим причинам, 23,0 тысячи вчерашних выпускников учебных заведений, 7,9 тысяч уволенных из Вооруженных Сил, 3,7 тысяч освобожденных из мест лишения свободы, 27,1 тысяч граждан, желающих возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва в работе, 8,1 тысяч инвалидов, желающих работать, 13,6 тысяч мигрантов, прибывающих из-за пределов республики. Предполагается, что услугами органов труда и занятости воспользуются 145,8 тысяч человек.
Численность зарегистрированных безработных увеличится и возможно достигнет к концу 1997 года 60,6 тысяч человек. Уровень безработицы составит при этом 3,49 процента от численности экономически активного населения. В случае активизации процессов высвобождения работников, банкротства предприятий, сокращения численности работающих ситуация на рынке труда осложнится и уровень регистрируемой безработицы может превысить четыре процента.
2. Основные цели и главные приоритеты Программы содействия
занятости и социальной защиты незанятого населения Республики
Татарстан на 1997 год
Основные цели и задачи государственной политики занятости определены в Концепции государственной политики занятости Республики Татарстан, где стратегической целью является достижение эффективной, полной и свободной занятости. Эффективная занятость - свидетельство процветания экономики и предпосылка повышения благосостояния населения. Повышение экономической эффективности занятости должно стать приоритетом не только политики занятости, но и экономической политики в целом.
Одним из направлений политики в сфере занятости труда является развитие и повышение эффективности программ и услуг, реализуемых незанятому населению через систему государственных органов труда и занятости.
Органы труда и занятости в своей деятельности в большей мере способны воздействовать на объем предложения рабочей силы и ее перераспределение и имеют ограниченные возможности влияния на расширение предложения рабочих мест. Поэтому основное внимание должно уделяться регулированию спроса и предложения рабочей силы, которое будет осуществляться путем:
проведения социально-демографических экспертиз разрабатываемых целевых и инвестиционных программ на предмет их влияния на занятость, создание и сохранение рабочих мест;
разработки совместно с работодателями социальных планов предприятий, осуществляющих массовое высвобождение работников;
углубления сотрудничества с работодателями;
совершенствования работы по содействию занятости и поддержке безработных;
повышения эффективности профессионального обучения безработных;
создания условий по высвобождению неэффективно используемых кадров с нерентабельных предприятий по возможности с включением их в новое конкурентоспособное производство, поддержки опережающего обучения персонала, находящегося под риском увольнения;
расширения структуры и видов общественных работ с учетом качественного состава безработных и социально-экономических потребностей;
осуществления мер по смягчению социальных последствий долговременной безработицы;
разработки специальных программ по стабилизации занятости в городах и районах с напряженной ситуацией на рынке труда.
3. Активные действия в сфере занятости
Анализ процессов, происходящих в экономике республики в 1996 году, и прогноз на 1997 год свидетельствуют о том, что Татарстан стоит на пороге трех возможных сценариев развития в зависимости от места и роли политики занятости в общей системе реформирования экономики:
- пассивное приспособление структуры экономики к рыночной экономике;
- активная структурная политика, направленная на развитие конкурентоспособных производств;
- политика эффективной занятости в сочетании со структурной политикой, учитывающей стратегические приоритеты Государственной Программы экономического и социального прогресса Республики Татарстан.
Согласно утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 декабря 1996 года N 1095 Концепции государственной политики занятости Республики Татарстан наиболее эффективной как по экономическим, так и по социальным критериям представляется третья модель экономического развития.
Это предполагает расширение применения активных мер в решении проблем занятости населения, к числу которых относятся как действия по экономической поддержке занятости, так и действия по сокращению периода безработицы, скорейшему возвращению безработных граждан к производительному труду.
3.1. Экономическая поддержка занятости населения
В условиях дальнейшего реформирования экономики имеет значение реализация мер по сохранению экономически целесообразных рабочих мест и кадрового потенциала, а также создание новых рабочих мест в перспективных отраслях и производствах. Данные меры должны быть направлены на снятие угрозы обвального роста безработицы.
Решение этой задачи осуществляется путем:
- оказания материальной поддержки в виде компенсационных выплат работникам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы. При наличии свободных средств в фонде занятости в 1997 году предусматривается оказать такую помощь 3,5 тысячам работников в сумме 2,7 млрд.рублей;
- оказания финансовой помощи работодателям на сохранение 985 существующих экономически целесообразных и создание 1341 дополнительного рабочего места по договорам, заключенным в 1996 году в соответствии с решениями республиканской межведомственной комиссии по обеспечению социальной защиты населения. При этом правом первоочередного трудоустройства на создаваемые рабочие места будут пользоваться безработные граждане, особо нуждающиеся в социальной защите и испытывающие трудности в поиске работы. На эти цели из Государственного фонда занятости предполагается израсходовать 50,5 млрд.рублей;
- субсидирования выплаты заработной платы для 6,2 тысяч безработных граждан, прежде всего инвалидов и молодежи. В 1997 году на эти цели из средств фонда занятости будет выделено до 13,4 млрд.рублей;
- опережающего профессионального обучения 700 работников, находящихся под риском увольнения, с целью повышения квалификации и получения новых профессий для их дальнейшего использования на новых рабочих местах. На эти цели предусматривается направить из средств фонда занятости 840,0 млн.рублей.
В целях рационализации структуры занятости в 1997 году предполагается изучение возможности проведения паспортизации рабочих мест на 5-10 крупнейших предприятиях, организации социальной экспертизы инвестиционных проектов, внедрения системы контроля и регулирования процессов санации, банкротства и реорганизации предприятий по критериям занятости и эффективности рабочих мест.
3.2. Меры по трудовой реабилитации безработных и незанятых граждан
Ожидаемое увеличение численности безработных граждан делает актуальным решение задачи по их трудовой реабилитации и быстрейшему возвращению к активному труду.
В этих целях предусматривается продолжить реализацию услуг, оказываемых органами труда и занятости.
3.2.1. Содействие в трудоустройстве
В целях сокращения времени поиска гражданином работы и периода безработицы, усиления взаимодействия с работодателями по полноте представляемой ими информации о вакансиях, органы труда и занятости продолжат реализацию следующих услуг:
- совершенствование нормативно-правовых и организационных условий для содействия занятости граждан;
- информирование населения о возможности трудоустройства;
- подбор подходящего места работы;
- предложение гражданину возможности выбора иных форм и видов занятости;
- конкурсный подбор работников по запросу работодателя, в том числе на предприятия негосударственных форм собственности;
- организация и проведение ярмарок вакансий и ярмарок специалистов;
- обучение методам самостоятельного поиска работы, организация "Клубов ищущих работу";
- обучение навыкам поиска работы и специальные формы интенсивного консультирования для граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Предполагается, что из 145,8 тысяч незанятых граждан, ищущих работу, воспользовавшихся услугами органов труда и занятости республики, будут трудоустроены 28,0 тысяч человек.
Ожидаемое превышение спроса на рабочие места по сравнению с возможностями экономики не дает оснований рассчитывать на значительное расширение числа вакансий, дающих постоянную работу.
Для оказания помощи в трудоустройстве незанятым и безработным гражданам предполагается продолжить сотрудничество с рядом регионов Российской Федерации по направлению рабочих в порядке организованного набора.
Предусматривается сбор и распространение органами труда и занятости информации о наличии свободных рабочих мест и вакансий в других регионах Российской Федерации и внутри Республики Татарстан, установление прямых связей с предприятиями и организациями, а также службами занятости Российской Федерации путем заключения договоров.
Предполагаемое трудоустройство с выездом за пределы республики - 100 человек.
3.2.2. Организация общественных работ и временной занятости
Реализация мер содействия временному трудоустройству позволит предоставить незанятым гражданам, в том числе безработным, на период активного поиска постоянного места работы возможность для поддержания их доходов, а также сохранения и приобретения дополнительных трудовых навыков для лиц, имеющих длительный перерыв в работе.
В числе этих мер предусматривается заключение договоров с предприятиями о приеме на работу на условиях временной занятости. В случае необходимости финансирование временных работ частично может осуществляться за счет средств Государственного фонда занятости Республики Татарстан. Ожидается, что в 1997 году трудоустроить на условиях временной занятости удастся около 5,0 тысяч безработных.
В течение 1997 года общественными работами предполагается охватить 7,8 тысяч человек, при этом преимущественным правом воспользуются безработные граждане, а также категория граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
Приоритетными направлениями проведения общественных работ в 1997 году определены:
оказание слабозащищенным категориям населения услуг социального характера;
участие в благоустройстве и озеленении территорий городов и районов республики;
сельскохозяйственные работы;
работы по ремонту и строительству дорог и другие.
Финансирование общественных работ будет производиться за счет средств предприятий, для которых выполняются эти работы, местного бюджета и фонда занятости. Из фонда занятости предполагается выделить на эти цели 5,0 млрд.рублей.
3.2.3. Социальные гарантии и квотирование рабочих мест
для граждан, особо нуждающихся в социальной защите
Основные цели мероприятий направлены на дополнительное повышение шансов трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите, предотвращение возникновения застойной и хронической безработицы, оказание помощи в социально-экономической адаптации их к требованиям рынка.
Занятость инвалидов
В соответствии с данными статистической формы N 94-собес численность инвалидов, состоящих на учете в органах социальной защиты, по виду получаемой пенсии на 1 января 1996 года составляла 100,7 тысяч человек (включая инвалидов из числа военнослужащих, а также получающих социальные пенсии), в том числе инвалидов III группы - 21,5 тысяч человек. Работает на предприятиях и в организациях 13,7 тысяч инвалидов, в том числе 10,0 тысяч - III группы.
В условиях снижения жизненного уровня населения, особенно пенсионеров, роста конкуренции за свободные рабочие места проблема занятости лиц с ограниченной трудоспособностью обостряется.
Основными дополнительными мерами решения данной проблемы для инвалидов являются:
укрепление базы специализированных предприятий;
стимулирование работодателей, создающих новые и сохраняющих действующие рабочие места для инвалидов;
частичная компенсация расходов работодателей по оплате труда инвалидов. На эти цели предполагается израсходовать 1,1 млрд.рублей, что позволит трудоустроить 500 инвалидов;
содействие созданию системы профессиональной реабилитации инвалидов (реабилитационные центры);
стимулирование и поддержка форм надомного труда и самозанятости;
введение квоты для приема на работу инвалидов, что позволит обеспечить занятость около 350 инвалидов.
Занятость женщин
При снижении спроса на рабочую силу сохраняется потребность подавляющей части женщин в оплачиваемой работе. В настоящее время из общего числа женщин в трудоспособном возрасте 80 процентов заняты в экономике. Состояние экономики в последние годы не предполагает улучшения положения женщин на рынке труда. Экономический рост не затрагивает отрасли с преимущественной женской занятостью.
По данным выборочных обследований Госкомстата РТ по проблемам занятости в общей численности незанятых граждан женщины составляют 41 процент. Средний возраст безработной женщины - 31 год, то есть в наиболее сложном положении на рынке труда оказываются, как правило, женщины, имеющие малолетних детей, выпускницы образовательных учреждений, не имеющие опыта работы, жены военнослужащих.
В целях снижения остроты проблемы занятости женщин предусматривается:
создание рабочих мест и развитие производств, применяющих различные формы и режимы занятости женщин;
создание условий экономической заинтересованности работодателей в приеме женщин на работу;
содействие профессиональной реабилитации женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком;
создание условий для развития женского предпринимательства, в том числе семейного;
применение различных форм надомного труда, создание комбинатов надомного труда;
проведение специализированных ярмарок вакансий.
Занятость молодежи
Первоочередной задачей в области содействия занятости молодежи должно стать создание условий для трудоустройства молодежи, впервые вступающей в трудовую жизнь. При этом особое внимание уделяется трудоустройству детей-сирот - выпускников различных образовательных учреждений.
Для молодежи предусматриваются следующие меры:
развитие системы профориентационных услуг;
создание специализированных предприятий по содействию трудоустройству молодежи (Молодежная биржа труда);
содействие производственному ученичеству и другим формам профессиональной подготовки ("Молодежная практика");
корректировка перечня профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка молодежи в общеобразовательных и профессиональных учебных учреждениях, и количества выпускаемых молодых специалистов с учетом спроса на рынке труда;
введение в образовательных учреждениях курса по обучению молодежи приемам поиска работы;
информирование выпускников общеобразовательных учреждений о возможности обучения в учреждениях профессионального образования, получения дополнительной профессии (специальности) для последующего трудоустройства, в том числе с помощью организации "ярмарок вакансий" и учебных мест для молодежи.
См. также Постановление Главы администрации г.Казани от 21 ноября 1997 г. N 2275 "О профессиональной ориентации молодежи г.Казани"
Занятость граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
Граждане, увольняемые из Вооруженных Сил, отличаются мобильностью и образованностью, и большая их часть в предшествующие годы трудоустраивалась самостоятельно. Но с осложнением ситуации на рынке труда возрастает численность обращающихся в органы труда и занятости.
Основные мероприятия, предусматриваемые на 1997 год:
приоритетное профессиональное обучение граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, признанных в установленном порядке безработными, гражданским специальностям, в том числе требующимся в сельском хозяйстве;
оказание гражданам, уволенным из Вооруженных Сил, и членам их семей помощи в организации предпринимательской деятельности и самозанятости;
содействие в организации трудоустройства военнослужащих и членов их семей общественной организации объединения военнослужащих "Защита";
реализация мер, предусматриваемых специализированными программами, в части содействия занятости.
Занятость освобожденных из учреждений, исполняющих наказание
Наряду с общими мерами по содействию занятости предполагается осуществление следующих мер:
квотирование рабочих мест для лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание;
участие в реализации Федеральной целевой программы содействия трудовой занятости осужденных к наказанию в виде лишения свободы на период до 2000 года в части, относящейся к компетенции органов труда и занятости, при финансировании ее из Государственного фонда занятости Российской Федерации.
Квотирование рабочих мест
Квотирование рабочих мест расширяет возможности для занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Квота устанавливается местными органами власти по представлению органов труда и занятости.
В 1997 году предполагается трудоустроить на квотируемые рабочие места 7900 человек.
Временная занятость подростков
В 1996 году значительно возросла доля несовершеннолетних граждан, обращающихся в органы труда и занятости за содействием во временном трудоустройстве.
Организация временного трудоустройства подростков позволяет не только облегчить им доступ к трудовой деятельности, но и во многом снять остроту социальной напряженности в обществе. Временной занятостью в 1997 году предусматривается охватить 50,0 тысяч человек на 16,5 тысячах рабочих мест.
3.2.4. Содействие развитию самозанятости и предпринимательства
Устойчивое развитие малого предпринимательства снижает зависимость занятости населения от крупных экономически нестабильных и неперспективных предприятий, снижает риск безработицы.
В целях оказания содействия безработным гражданам в развитии самозанятости, малого и среднего бизнеса, адаптации безработных к условиям рынка труда в 1997 году будет оказана поддержка 600 человек.
Для этого предполагается осуществить меры, включающие:
- консультацию и профессиональную ориентацию безработных с целью определения возможностей их эффективной деятельности в качестве предпринимателей;
- обучение безработных основам предпринимательства, выбранным ими профессиям или видам индивидуальной трудовой деятельности;
- организацию консультаций по открытию собственного дела, по составлению бизнес-планов и ведению финансовой документации;
- финансовую поддержку на начальной стадии становления собственного дела;
- расширение деятельности социально-деловых центров ("бизнес-инкубаторов") по оказанию помощи начинающим предпринимателям;
- оказание информационных услуг, помощи начинающим предпринимателям в обеспечении производственными площадями (в том числе за счет аренды) и оборудованием (в том числе - на основе лизинга) на простаивающих или убыточных производствах;
- подготовку кадров для малого предпринимательства;
- оказание содействия в создании малых предприятий, организуемых безработными гражданами на базе научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и учебных заведений высшего профессионального образования Республики Татарстан и объединенных в рамках действующих технопарков, а также в предоставлении этим предприятиям финансовой помощи за счет средств Государственного фонда занятости на развитие производства, приобретение оборудования, техники и материалов.
На содействие самозанятости и предпринимательской инициативе предусматривается выделить из Государственного фонда занятости Республики Татарстан 5,2 млрд.рублей.
3.2.5. Профессиональная ориентация
Одной из основных задач органов труда и занятости на 1997 год является реализация прав граждан на профессиональную ориентацию путем расширения видов и повышения качества профориентационных услуг, способствующих социальной адаптации и повышению конкурентоспособности на рынке труда потерявших работу граждан. Предусматривается оказать профориентационную помощь 23 тысячам человек. При этом обязательную консультацию должны получить социально незащищенные категории безработных граждан, которые наиболее подвержены риску долгосрочной безработицы.
Гражданам будут предоставлены следующие виды услуг:
профинформация о состоянии и перспективах развития рынка труда, видах деятельности, профессиях и специальностях, пользующихся спросом на рынке труда, условиях и режиме труда, возможностях получения избранной профессии и трудоустройства;
профессиональное консультирование: изучение профессиональных интересов и склонностей обратившихся граждан, повышение их мотивации к труду, выявление психологических и психофизиологических особенностей личности, предоставление рекомендаций по наиболее приемлемой для них сферы деятельности, направлению профессионального обучения, а также профессиональный отбор безработных граждан, направляемых на профессиональное обучение (психологическая и психофизиологическая диагностика с использованием бланковых, компьютерных и приборных методик);
психологическая поддержка: индивидуальные и групповые формы диагностики и первоначальной коррекции психического состояния клиентов, восстановление их мотивации к труду.
3.2.6. Профессиональное обучение безработных и незанятых граждан
Недостаточная ориентация на изменения в спросе и предложении рабочей силы ведет к росту несоответствия спроса и предложения на образовательные услуги в профессионально-квалификационном разрезе.
Поэтому одним из основных направлений деятельности органов труда и занятости республики на 1997 год по реализации активной политики занятости является обеспечение качества и эффективности профессионального обучения, направленного на восстановление профессиональной мобильности и конкурентоспособности безработных граждан на рынке труда.
В 1997 году предполагается обучить 6,5 тысяч безработных граждан более чем по 85 профессиям и специальностям, отвечающим потребностям рынка труда и обеспечивающим как трудоустройство, так и возможность заняться предпринимательством и индивидуальной трудовой деятельностью. Приоритетным направлением работы органов труда и занятости остается организация обучения следующих категорий населения: женщин - 3,9 тысяч человек, молодежи - 4,2 тысяч, граждан, уволенных из Вооруженных Сил - 150 человек, инвалидов - 60 человек.
Намечается израсходовать на эти цели из средств Государственного фонда занятости Республики Татарстан 18,9 млрд.рублей.
Для дальнейшего совершенствования организации обучения безработных граждан предусматриваются:
совершенствование организационной и координационной работы по формированию системы профессионального обучения безработных граждан в Республике Татарстан;
развитие учебно-материальной базы Республиканского учебно-методического центра (РУМЦ) Госкомитета Республики Татарстан по труду и занятости;
создание и развитие сети филиалов Республиканского учебно-методического центра, максимально приближенных к месту проживания безработных граждан и обладающих учебно-материальной базой;
проведение конкурсного отбора учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также негосударственных образовательных учреждений, имеющих лицензию на право осуществления образовательных услуг безработным гражданам;
формирование республиканского банка учебно-программной документации, учебных пособий и учебников, средств обучения для безработных граждан и незанятого населения;
участие во внедрении в практику обучения, с учетом специфики взрослого населения, оптимальных форм, методов и средств обучения, образовательных программ и технологий, соответствующих государственным образовательным стандартам и требованиям работодателей;
расширение направлений профессионального обучения безработных граждан, в том числе слабозащищенных категорий и лиц, уволенных из Вооруженных Сил, обеспечивающих возможность трудоустройства в сфере предпринимательства и самозанятости;
проведение организационно-методических мероприятий по повышению квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений, осуществляющих профессиональное обучение безработных и незанятых граждан;
проведение корректировки объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования исходя из требований рынка труда.
В целях сокращения периода вынужденной безработицы и смягчения социальной напряженности на рынке труда предполагается в 1997 году содействовать организации опережающего обучения 700 работников, намечаемых к увольнению при реорганизации предприятий конверсии или ином перепрофилировании производства путем предоставления справочно-информационных и профориентационных услуг, соответствующей учебной базы.
4. Поддержка доходов безработных граждан
В целях обеспечения государственных социальных гарантий в области материальной поддержки безработных граждан и лиц, находящихся на их иждивении, предусмотрены следующие меры:
выплата пособий по безработице, включая доплаты на иждивенцев;
оказание материальной и иной помощи безработным и членам их семей;
оплата периода временной нетрудоспособности безработных граждан;
содействие в организации летнего отдыха детей безработных граждан;
досрочное оформление пенсии безработным гражданам.
На эти цели в 1997 году намечается выделить 154,6 млрд.рублей из средств фонда занятости.
Предполагается, что в течение 1997 года 102,0 тысячи граждан будут иметь право на получение пособия по безработице, около 25,2 тысячи - на оказание материальной помощи.
5. Территориальное перераспределение рабочей силы
С целью поддержки квалифицированными кадрами агропромышленного комплекса республики предусматривается разработка и осуществление организационных мер по активному привлечению на постоянное жительство в сельскую местность безработных и незанятых граждан, проживающих в городах и населенных пунктах Республики Татарстан.
Для выполнения указанных мероприятий предполагается с привлечением средств Государственного фонда занятости завершить строительство 160 домов, согласно заключенным договорам 1996 года, для безработных граждан, проживающих в городах и населенных пунктах Республики Татарстан.
6. Содействие занятости населения в городах и районах
с напряженной ситуацией на рынке труда
По прогнозу в 1997 году произойдет дальнейшее усиление дифференциации территорий по степени напряженности на рынке труда.
Если в настоящее время уровень безработицы превышает среднереспубликанский в шести городах и четырех районах республики, то к концу 1997 году ожидается значительное увеличение таких территорий. При этом в восьми сельских районах безработица перешагнет за двухпроцентный рубеж, а в семи городских поселениях уровень безработицы превысит три процента.
Наиболее напряженная ситуация на рынке труда в 1997 году ожидается в городах Набережные Челны, Елабуга, Зеленодольск, Чистополь, районах Менделеевском, Агрызском, Верхнеуслонском, Октябрьском, Кукморском и ряде других (уровень безработицы к концу года превысит 3 процента).
В связи с этим указанным территориям, оказавшимся в силу различных причин в сложной социально-экономической ситуации, предполагается уделить особое внимание. При этой возникнет необходимость предоставления особого статуса отдельным территориям, дающего право получения дополнительной социальной поддержки. Критерии перехода к процедуре предоставления такого статуса должны быть определены при внесении дополнений и изменений в действующее законодательство и нормативно-правовые акты.
При осуществлении республиканской поддержки городам и районам с напряженной ситуацией на рынке труда главными субъектами должны выступать работающие на предприятиях и проживающие на данных территориях граждане.
Вся поддержка указанных регионов будет основываться на создании в них предусмотренных действующим законодательством механизмов развития производства и предпринимательства, диверсификации сферы приложения труда, реструктуризации предприятий, привлечения сторонних инвестиций и т.п. Данный подход включает в себя следующие меры:
сосредоточение средств Фонда финансовой поддержки малого предпринимательства Республики Татарстан преимущественно в указанных территориях;
обеспечение первоочередного рассмотрения заявок на оказание финансовой помощи предприятиям, создающим и сохраняющим рабочие места;
предоставление предприятиям налоговых льгот;
введение льготного порядка рассмотрения заявок на получение инвестиционных субсидий, предусмотренных Республиканской инвестиционной программой на 1997 год;
оказание первоочередной помощи населению указанных территорий в переселении в другие районы;
включение указанных территорий в Генеральную схему создания рабочих мест Российской Федерации;
организация системы мониторинга за процессом банкротства убыточных предприятий, с учетом его влияния на ситуацию на рынке труда, их интенсивной санации, особенно предприятий, составляющих основу градообразующей базы поселений;
развитие мелкотоварного уклада, стимулирование малого предпринимательства в агропромышленном комплексе и сфере услуг в малых городах и поселках городского типа.
Кроме того, необходимо предусмотреть организационно-правовые меры, в частности:
создание расширенной системы добровольного страхования от безработицы;
введение более жесткого режима ликвидации государственных предприятий с учетом интересов их работников;
обеспечение приоритета при распределении государственных заказов (особенно оборонных);
увеличение пропускной способности органов труда и занятости, включая создание дополнительных центров труда и занятости на крупных предприятиях и в организациях, где предусматривается массовое высвобождение.
Текущая политика на местных рынках труда в основном реализуется в соответствии с городскими и районными программами содействия занятости и социальной защиты незанятого населения.
В то же время предусматривается рассмотрение вопросов занятости на уровне администрации городов Набережные Челны, Зеленодольск, Чистополь с участием Госкомитета Республики Татарстан по труду и занятости.
Предполагается разработать и ввести в действие дополнительные мероприятия, направленные на сдерживание дальнейшего роста безработицы в них.
Предусматривается обязательное проведение социально-демографической экспертизы Государственным комитетом Республики Татарстан по труду и занятости совместно с Министерством экономики Республики Татарстан республиканских, городских и районных программ социально-экономического развития и иных программных решений с целью изучения их влияния на занятость населения, создание и сохранение рабочих мест.
В рамках разрабатываемой Государственной программы занятости населения Республики Татарстан на 1997-2000 годы предполагается создание специальных подпрограмм экономического подъема территорий с напряженной ситуацией на рынке труда, предусматривающих возможное смягчение налогового давления, предоставление преимуществ, создающих благоприятный инвестиционный климат, реструктуризацию экономики городов и районов и другие меры, способствующие увеличению занятости населения.
В целях предотвращения критической ситуации на рынке труда в целом по республике и в отдельных городах (районах) устанавливается норматив (квота) на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Татарстан в размере не более пяти процентов от численности работающих на предприятии, в организации, учреждении, а также для отдельных физических лиц (постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 января 1997 года N 63 "О порядке оформления привлечения и использования в Республике Татарстан иностранной рабочей силы").
7. Развитие государственных органов труда и занятости
Развитию государственной службы занятости в Республике Татарстан способствует формирование сети территориальных органов труда и занятости, обеспечивающих всем гражданам свободный доступ к услугам службы занятости и возможность гибко и своевременно реагировать на изменения ситуации на рынке труда.
Улучшение обслуживания возрастающего потока граждан, обращающихся в органы труда и занятости, при отсутствии пропорционального (по отношению к количеству безработных) роста персонала служб занятости предполагается обеспечить за счет:
внедрения компьютерных систем;
прогрессивных технологий информационной поддержки программ содействия занятости;
внедрения в городских центрах и районных бюро труда и занятости типовой технологии работы центра занятости;
комплектования штатов органов труда и занятости квалифицированными специалистами;
повышения квалификации работников органов труда и занятости.
В течение 1997 года предполагается привести штатную численность органов труда и занятости республики в соответствие с нормативами времени на работы, выполняемые специалистами городских (районных) центров занятости, утвержденными постановлением Министерства труда Российской Федерации от 9 октября 1995 года N 57, и обеспечить экономию средств Государственного фонда занятости за счет структурных преобразований городских центров и районных бюро труда и занятости.
В целях обеспечения соответствия помещений органов труда и занятости требованиям типовых норм намечается завершить строительство новых зданий в городах: Набережные Челны, Альметьевск, Чистополь.
7.1 Информатизация службы занятости
Сложившаяся ситуация в информационном обеспечении центров и бюро, анализ рынка труда и прогноз роста безработицы в 1997 году показывают, что основные усилия по информационному обеспечению органов труда и занятости необходимо направить на дальнейшее развитие и внедрение аппаратно-программных комплексов ведения единой информационной базы данных. Основные усилия по развитию информационного обеспечения службы необходимо направить на:
- развитие коммуникационных систем связи;
- развитие информационных систем;
- внедрение технических средств информационных систем;
- внедрение оргтехники.
Затраты Государственного фонда занятости на эти цели в 1997 году составят 2,0 млрд.рублей.
8. Информационно-издательская деятельность
В 1997 году дальнейшее развитие получит информационно-издательская деятельность органов труда и занятости Республики Татарстан.
Предусмотренные меры включают в себя:
- информирование населения и работодателей об изменениях в действующих и появлении новых нормативных документов по вопросам труда и занятости, ходе реализации Программы содействия занятости и социальной защиты незанятого населения Республики Татарстан через средства массовой информации, а также через периодические издания органов труда и занятости;
- содействие поиску работы через распространение буклетов, брошюр, памяток, плакатов и непериодических изданий, и других раздаточных материалов для клиентов службы занятости;
- широкое информирование граждан о наличии свободных рабочих мест и других возможностях занятости.
Затраты на информационно-издательскую деятельность составят 1,7 млрд.рублей.
9. Подпрограмма действий службы занятости
в условиях кризиса на рынке труда
Основные мероприятия, предусмотренные данной Программой, определялись исходя из того, что по ряду направлений социально-экономического развития будут наблюдаться положительные сдвиги без резких изменений, выходящих за рамки прогноза развития экономики на 1997 год, подготовленных Министерством экономики Республики Татарстан.
Однако в случае возникновения кризисных явлений на рынке труда, роста масштабов безработицы выше предельно допустимого уровня (По расчетам ученых и специалистов Госкомитета РТ по труду и занятости на 1997 год определен предельно допустимый уровень безработицы в целом по Республике Татарстан не более 3,5 процентов) ситуация в сфере занятости будет развиваться по максимально неблагоприятному варианту.
В этих условиях приоритеты действий органов труда и занятости будут построены следующим образом:
- перераспределение средств Государственного фонда занятости Республики Татарстан в первую очередь для городов и районов с наиболее напряженной ситуацией на рынке труда для обеспечения гарантированных Законом Республики Татарстан "О занятости населения" норм социальной поддержки безработных;
- сокращение перечня предполагаемых активных действий на рынке труда, ориентация на преимущественное финансирование выплаты пособий по безработице и стипендий обучающимся по направлению органов труда и занятости;
- расширение объемов организации общественных работ и временной занятости, в том числе с привлечением средств местных и республиканского бюджетов;
- реализация системы специализированных программ профессионального обучения;
- осуществление профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения.
В зависимости от степени приближения ситуации на рынке труда к максимально неблагоприятному варианту прогноза предлагаются следующие пути погашения дефицита бюджета Государственного фонда занятости Республики Татарстан:
- расходование средств фонда занятости преимущественно на реализацию мероприятий Программы по социальной поддержке безработных граждан в городах и районах;
- представление в Государственный Совет Республики Татарстан предложений об увеличении тарифа обязательных страховых взносов в Государственный фонд занятости Республики Татарстан и введении дополнительных страховых взносов с заработка работающих граждан;
- разработка и создание системы добровольного страхования населения от безработицы;
- привлечение средств республиканского, местных бюджетов и иных финансовых ресурсов;
- отмена ранее введенных льгот по отчислениям страховых взносов в Государственный фонд занятости Республики Татарстан.
Этот комплекс мероприятий можно подразделить на две части: профилактические меры и чрезвычайные. Первые являются подготовительными и потому должны реализовываться независимо от ситуации на рынке труда. Чрезвычайные меры вводятся в действие только в случае перехода развития рынка труда в пессимистический вариант. Введение их осуществляется решениями Кабинета Министров Республики Татарстан, Правительственной комиссии по предотвращению критических ситуаций на рынке труда, Республиканской межведомственной комиссии по обеспечению социальной защиты населения Республики Татарстан с учетом предложений Координационного комитета содействия занятости.
10. Финансовое обеспечение программы
Оценка объемов и финансовых затрат, предусмотренных Программой, определялась исходя из прогнозов развития экономики Республики Татарстан на 1997 год и итогов выполнения бюджета Государственного фонда занятости Республики Татарстан за 1996 год.
Предполагается, что средства в Государственный фонд занятости Республики Татарстан в 1997 году будут поступать по нормативам отчислений, установленным на 1996 год, т.е. в размере двух процентов от начисленного фонда оплаты труда для предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности, и одного процента для колхозов, совхозов и других хозяйств. Для предприятий и учреждений, финансируемых из бюджета Российской Федерации, предусматриваются отчисления в размере 1,5 процента. Исходя из этого ожидаемое поступление страховых взносов в Государственный фонд занятости Республики Татарстан составит 257,2 млрд.рублей.
С учетом переходящего остатка денежных средств на счетах фонда занятости на 1 января 1997 года в сумме 8,5 млрд.рублей, возврата выданных кредитов на создание и сохранение рабочих мест - 20,0 млрд. рублей, погашения задолженности страховых взносов предприятий, организаций, учреждений - 75,5 млрд.рублей и иных поступлений в фонд занятости - 1,8 млрд.рублей общая сумма средств Государственного фонда занятости РТ составит 363,0 млрд.рублей.
При подсчете суммы поступлений обязательных страховых взносов в фонд занятости учтен ожидаемый недобор средств в сумме 57,6 млрд.рублей, или 17 процентов от установленного фонда оплаты труда Министерства экономики Республики Татарстан. Это объясняется неплатежеспособностью ряда организаций, предприятий, учреждений, задержками в оплате труда, неудовлетворительностью финансового положения и их законодательного освобождения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление КМ РТ от 17 июня 1997 г. N 497 "О программе содействия занятости и социальной защиты незанятого населения Республики Татарстан на 1997 год"
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление КМ РТ от 30 декабря 2004 г. N 594