Заключение Комитета Конституционного надзора Республики Татарстан
от 15 июля 1997 г.
"О соответствии Конституции Республики Татарстан и действующему
законодательству пунктов 2, 3 и 5 постановления Кабинета Министров
Республики Татарстан от 7 мая 1997 г. N 400 "О мерах по реализации
Закона Республики Татарстан "О минимальном размере оплаты труда"
и повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки
по оплате труда работников бюджетной сферы"
Комитет конституционного надзора Республики Татарстан в составе председательствующего А.Г.Гатауллина, членов комитета Б.Л.Железнова, А.В. Косорукова, Д.А.Сафиной, Р.И.Тарнапольского,
руководствуясь статьей 10, пунктами 1, 3 и 4 статьи 11, a также статьей 16 Закона Республики Татарстан "О конституционном надзоре в Республике Татарстан",
рассмотрел в открытом заседании вопрос о соответствии Конституции Республики Татарстан и действующему законодательству пунктов 2, 3 и 5 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 мая 1997 г. N 400 "О мерах по реализации Закона Республики Татарстан "О минимальном размере оплаты труда" и повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы".
Поводом к рассмотрению данного вопроса явились поступившие в Комитет конституционного надзора Республики Татарстан поручение Государственного Совета Республики Татарстан, принятое постановлением Государственного Совета Республики Татарстан от 4 июня 1997 г. N 1189, а также предложения Комиссии Государственного Совета Республики Татарстан по социальным вопросам и делам молодежи от 2 июня 1997 г. N 34 и Республиканского совета Федерации профсоюзов Республики Татарстан от 10 июня 1997 г. N 01/07-233.
Комитет конституционного надзора Республики Татарстан, заслушав сообщение члена комитета - докладчика А.В.Косорукова, а также объяснения председателя Комиссии Государственного Совета Республики Татарстан по социальным вопросам и делам молодежи И.С.Абдуллина, народного депутата Республики Татарстан Ю.П.Прохорова, председателя Федерации профсоюзов Республики Татарстан Ф.И.Гайнуллиной, заместителя Премьер-министра Республики Татарстан А.М.Габутдиновой, руководителя аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан Н.Б.Бакирова, заместителя министра финансов Республики Татарстан А.Г.Шишкина и директора Центра социальных проблем Республики Татарстан А.Н.Кудрявцевой, установил:
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 мая 1997 г. N 400 "О мерах по реализации Закона Республики Татарстан "О минимальном размере оплаты труда" и повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы" издано во исполнение статьи 3 Закона Республики Татарстан от 24 апреля 1997 г. N 1149 "О минимальном размере оплаты труда" и нацелено на приведение в соответствие с ним оплаты труда работников бюджетной сферы, а их штатной численности с нормативной.
Пунктом 2 данного постановления установлены компенсационные выплаты к Единой тарифной сетке по оплате труда работников бюджетной сферы, финансируемой из Республиканского бюджета Республики Татарстан. При этом во втором абзаце пункта 2 определено, что установленные компенсационные выплаты уменьшаются на сумму льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставляемых работникам бюджетной сферы в соответствии с постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 г. "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках".
В соответствии со статьей 116, частью первой статьи 119 Конституции Республики Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан, являясь исполнительным и распорядительным органом государственной власти Республики Татарстан, правомочен решать все вопросы государственного управления, поскольку они не входят в компетенцию Президента Республики Татарстан. Осуществляя полномочия, возложенные на него статьей 16 Закона Республики Татарстан от 26 декабря 1991 г. N 1366-ХII "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан", статьями 23 и 25 Закона Республики Татарстан от 28 декабря 1996 г. N 951 "О бюджетной системе Республики Татарстан на 1997 г.", Кабинет Министров обязан обеспечить исполнение бюджетов Республики Татарстан, в том числе по расходам, в первую очередь по их защищенным статьям, включая статьи расходов на компенсационные выплаты населению и оплату труда работников бюджетной сферы. Кроме того, статьей 3 Закона Республики Татарстан от 24 апреля 1997 г. N 1149 "О минимальном размере оплаты труда", на Кабинет Министров возложена обязанность определить порядок и источники финансирования расходов, связанных с осуществлением мероприятий, предусмотренных данным Законом.
С учетом этого установление Кабинетом Министров Республики Татарстан компенсационных выплат к Единой тарифной сетке по оплате труда работников бюджетной сферы, а также определение размеров компенсационных выплат с их дифференциацией по определенным основаниям являются правомерными и не нарушают нормы действующего законодательства.
Комитет конституционного надзора Республики Татарстан считает также правомерным закрепленное во втором абзаце пункта 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 мая 1997 г. N 400 положение, согласно которому компенсационные выплаты работникам бюджетной сферы в сельских местностях и рабочих поселках уменьшаются по сравнению с аналогичными выплатами работникам бюджетной сферы в городской и приравненных к ней местностях на сумму льгот, установленных постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 г.
Компенсационные выплаты к Единой тарифной сетке по оплате труда работников бюджетной сферы являются социальной нормой, осуществляемой за счет средств Республиканского бюджета Республики Татарстан. Определяя их размеры, Кабинет Министров Республики Татарстан согласно части второй статьи 16 Закона Республики Татарстан от 26 декабря 1991 г. N 1366-ХII "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан", должен был обеспечить компенсационные выплаты средствами Республиканского бюджета в пределах соответствующих ассигнований, утвержденных на 1997 г. Регулируя возникающие при этом расходы Республиканского бюджета, Кабинет Министров Республики Татарстан учел, в частности, что отдельные категории работников бюджетной сферы имеют социальные льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, и счел возможным уменьшить размер предназначенных им компенсационных выплат на сумму стоимости данных льгот. Нормы законодательства Республики Татарстан не содержат какие-либо правовые ограничения или запреты на установление Кабинетом Министров Республики Татарстан размеров компенсационных выплат работникам бюджетной сферы с учетом указанного выше обстоятельства.
Таким образом, издавая пункт 2 постановления от 7 мая 1997 г. N 400, Кабинет Министров Республики Татарстан не вышел за пределы своей компетенции и не нарушил нормы Конституции Республики Татарстан.
Пунктом 3 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 мая 1997 г. N 400 на министерства, ведомства и администрации городов и районов Республики Татарстан возложена обязанность в двухмесячный срок привести штатную численность работников подведомственных им и финансируемых за счет средств Республиканского бюджета Республики Татарстан учреждений к нормативной численности, утверждено задание по высвобождению штатной численности работников бюджетных организаций (приложение N 2 к постановлению) и предусмотрено направить высвобождающиеся средства на финансирование расходов, связанных с повышением оплаты труда работников бюджетной сферы.
Руководствуясь пунктами 7, 8 и 9 статьи 119 Конституции Республики Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан как исполнительный и распорядительный орган государственной власти правомочен принимать решения по всем вопросам деятельности подведомственных ему учреждений и организаций, в том числе и по вопросам численности занятых в них работников, использования средств, выделенных из Республиканского бюджета Республики Татарстан на оплату их труда. С учетом этого изложенное в пункте 3 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 мая 1997 г. N 400 решение о приведении штатной численности работников учреждений, финансируемых за счет средств Республиканского бюджета Республики Татарстан, в соответствие с их нормативной численностью является правомерным и не противоречит нормам Конституции Республики Татарстан.
Вместе с тем Комитет конституционного надзора Республики Татарстан считает, что установленный в данном пункте постановления двухмесячный срок для осуществления мероприятий по намеченному высвобождению работников не учитывает в полной мере нормы трудового законодательства, действующего в Республике Татарстан.
Согласно общему принципу, закрепленному в статьях 25, 40-2 и 85 Кодекса законов о труде Российской Федерации, на любого работодателя возложена юридическая обязанность предупредить работника не позднее чем за два месяца об изменении условий его труда либо о предстоящем высвобождении в связи с сокращением численности или штата работников. При строгом соблюдении руководителями министерств, ведомств и администрации городов и районов условий, установленных пунктом 3 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 мая 1997 г. N 400, данное требование трудового законодательства практически невыполнимо. Тем самым Кабинет Министров Республики Татарстан, определяя двухмесячный срок для высвобождения сверхнормативных работников бюджетной сферы, издал норму, способствующую нарушению гарантированного частью третьей статьи 42 Конституции Республики Татарстан права работников на справедливые условия найма, увольнения и охраны труда.
Пунктом 5 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 мая 1997 г. N 400 предусмотрено сохранить для специалистов бюджетной сферы, работающих в сельской местности, надбавку к тарифным ставкам и окладам в размере 15 процентов. При этом установлено, что для специалистов бюджетной сферы, работающих в районных центрах, данная надбавка не сохраняется.
Между тем до настоящего времени не утратил юридической силы Закон РСФСР от 21 декабря 1990 г. N 438-1 "О социальном развитии села", часть первая статьи 22 которого устанавливает специалистам социально-культурной сферы, бытового обслуживания, здравоохранения, народного образования, санитарной и ветеринарной служб, физкультуры и спорта, работающим на селе, повышенные на 25 процентов оклады и тарифные ставки по сравнению со ставками специалистов, занимающихся этими видами деятельности в городских условиях. Причем до момента издания постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 мая 1997 г. N 400 эта норма Закона применялась на территории Республики Татарстан в полном объеме, а ее реализация обеспечивалась за счет средств Республиканского бюджета и частично местных бюджетов Республики Татарстан.
Комитет конституционного надзора Республики Татарстан отмечает, что установленный Законом Республики Татарстан от 24 апреля 1997 г. N 1149 минимальный размер оплаты труда в сумме 350000 рублей, а также установленные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 мая 1997 г. N 400 компенсационные выплаты к Единой тарифной сетке по оплате труда фактически обеспечивают более высокий уровень оплаты труда работников бюджетной сферы Республики Татарстан по сравнению с уровнем аналогичной оплаты труда работников бюджетной сферы Российской Федерации. Однако введенное пунктом 5 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 мая 1997 г. N 400 снижение до 15 процентов размера надбавки к тарифным ставкам и окладам специалистов социально-культурной сферы, бытового обслуживания, здравоохранения, народного образования, санитарной и ветеринарной служб, физкультуры и спорта, работающих на селе, а также фактическая отмена данной надбавки к тарифным ставкам и окладам аналогичных специалистов, работающих в районных центрах, являются прямым нарушением части первой статьи 22 Закона РСФСР от 21 декабря 1990 г. N 438-1 "О социальном развитии села".
Тем самым, издав эту норму, Кабинет Министров Республики Татарстан нарушил требования статей 120 и 165 Конституции Республики Татарстан, согласно которым он вправе издавать свои нормативные акты на основе и во исполнение Конституции Республики Татарстан и действующего законодательства. Несоблюдение Кабинетом Министров действующих на территории Республики Татарстан норм законов Российской Федерации означает также нарушение статьи 61 Конституции Республики Татарстан, в соответствии с которой Республика Татарстан как суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с Российской Федерацией - Россией в лице органов государственной власти Республики Татарстан обязано соблюдать обязательства, вытекающие из Договора Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" от 15 февраля 1994 г. и заключенных на его основе соглашений.
Комитет конституционного надзора Республики Татарстан отмечает, что постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 мая 1997 г. N 400 издано без предварительного уведомления о нем Федерации профессиональных союзов Республики Татарстан и представления ей проекта постановления. Тем самым Кабинетом Министров Республики Татарстан нарушены требования части четвертой статьи 10 Закона Республики Татарстан от 18 января 1995 г. N 2303-Х11 "О профессиональных союзах", согласно которым нормативные акты, затрагивающие трудовые и социально-экономические права и интересы граждан, не могут приниматься государственными и хозяйственными органами, работодателями (их объединениями) без предварительного уведомления соответствующих профсоюзных органов не позднее чем за неделю. Кабинетом Министров Республики Татарстан не соблюдены также соответствующие обязательства, вытекающие из подпункта 1.3.1. Соглашения между Кабинетом Министров Республики Татарстан, Федерацией профсоюзов Республики Татарстан, Ассоциацией промышленных предприятий Республики Татарстан и Торгово-промышленной палатой Республики Татарстан на 1997 г.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 17 Закона Республики Татарстан "О конституционном надзоре в Республике Татарстан", Комитет конституционного надзора Республики Татарстан пришел к следующему Заключению:
1. Признать пункты 2 и 3 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 мая 1997 г. N 400 "О мерах по реализации Закона Республики Татарстан "О минимальном размере оплаты труда" и повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы" соответствующими Конституции Республики Татарстан.
Постановлением КМ РТ от 30 сентября 1997 г. N 734 вышеназванный пункт 3 постановления КМ РТ от 7 мая 1997 г. N 400 был изменен
2. Руководствуясь статьей 22 Закона Республики Татарстан "О конституционном надзоре в Республике Татарстан", предложить Кабинету Министров Республики Татарстан внести изменения в пункт 3 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 мая 1997 г. N 400 "О мерах по реализации Закона Республики Татарстан "О минимальном размере оплаты труда" и повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы", устраняющие выявленное в нем настоящим заключением несоответствие действующему законодательству.
3. Признать пункт 5 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 мая 1997 г. N 400 "О мерах по реализации Закона Республики Татарстан "О минимальном размере оплаты труда" и повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы" не соответствующим статьям 61, 120 и 165 Конституции Республики Татарстан.
Постановлением КМ РТ от 30 сентября 1997 г. N 734 вышеназванный пункт 5 постановления КМ РТ от 7 мая 1997 г. N 400 утратил силу с 7 мая 1997 г.
4. Руководствуясь частью первой статьи 20 Закона Республики Татарстан "О конституционном надзоре в Республике Татарстан", приостановить действие пункта 5 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 мая 1997 г. N 400 "О мерах по реализации Закона Республики Татарстан "О минимальном размере оплаты труда" и повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы" до устранения его несоответствий Конституции Республики Татарстан и действующему законодательству в порядке, установленном статьей 21 Закона Республики Татарстан "О конституционном надзоре в Республике Татарстан".
5. Отметить допущенное при принятии постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 мая 1997 г. N 400 "О мерах по реализации Закона Республики Татарстан "О минимальном размере оплаты труда" и повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы" нарушение части четвертой статьи 10 Закона Республики Татарстан от 18 января 1995 г. N 2303-ХII "О профессиональных союзах".
6. Направить настоящее заключение Президенту Республики Татарстан, в Государственный Совет Республики Татарстан и Кабинет Министров Республики Татарстан, а также опубликовать его в печати.
Комитет конституционного надзора
Республики Татарстан
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Комитета Конституционного надзора РТ от 15 июля 1997 г. "О соответствии Конституции Республики Татарстан и действующему законодательству пунктов 2, 3 и 5 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 мая 1997 г. N 400 "О мерах по реализации Закона Республики Татарстан "О минимальном размере оплаты труда" и повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы"
Текст Заключения опубликован в газете "Республика Татарстан" N 159 от 6 августа 1997 г., Ведомостях Государственного Совета Татарстана, N 10, 1997 г.