Постановление Президиума Верховного Совета Республики Татарстан
от 25 января 1995 г. N 2315-XII
"О Временном примерном уставе местного самоуправления
в Республике Татарстан"
В целях реализации Закона Республики Татарстан "О местном самоуправлении" Президиум Верховного Совета Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить Временный примерный устав местного самоуправления в Республике Татарстан (прилагается).
2. Рекомендовать районным, городским, районным в городе Казани Советам народных депутатов, их президиумам и главам местных администраций в соответствии с Законом Республики Татарстан "О местном самоуправлении" и постановлением Верховного Совета Республики Татарстан от 18 января 1995 года "О выборах в органы местного самоуправления" провести соответствующую организаторскую работу по формированию органов местного самоуправления и оказать содействие им в принятии уставов местного самоуправления.
3. Поручить городским (городов районного подчинения), поселковым, сельским Советам народных депутатов образовать в соответствии с Временным примерным уставом местного самоуправления в Республике Татарстан городские, поселковые, сельские избирательные комиссии по проведению выборов органов местного самоуправления.
Предусмотреть, что функции участковых избирательных комиссий по выборам органов местного самоуправления в 1995 году осуществляют участковые избирательные комиссии по выборам народных депутатов местных Советов народных депутатов.
И.о.Председателя Верховного
Совета Республики Татарстан |
З.Валеева |
г.Казань, 25 января 1995 г., N 2315-XII
Временный примерный устав
местного самоуправления в Республике Татарстан
(утв. постановлением Президиума ВС РТ от 25 января 1995 г. N 2315-XII)
Общие положения
Настоящий Устав местного самоуправления разработан на основе Конституции Республики Татарстан, Закона Республики Татарстан "О местном самоуправлении".
Устав в соответствии с Законом Республики Татарстан "О местном самоуправлении" определяет структуру местного самоуправления, компетенцию его органов и должностных лиц, устанавливает порядок формирования и работы органов местного самоуправления.
Устав местного самоуправления принимается представительным органом местного самоуправления или непосредственно населением и подлежит государственной регистрации.
Регистрация устава осуществляется районным, городским республиканского подчинения, а в городе Казани районным в городе Советом народных депутатов.
Основанием для отказа в государственной регистрации устава местного самоуправления может быть только несоответствие его Конституции Республики Татарстан, Закону Республики Татарстан "О местном самоуправлении". Отказ в государственной регистрации может быть обжалован органом местного самоуправления в судебном порядке.
I. Границы территории и национально-культурные
особенности местного самоуправления
Местное самоуправление в городе районного подчинения осуществляется в границах территории города, устанавливаемых с учетом мнения населения данной территории.
В городах республиканского подчинения местное самоуправление осуществляется в границах жилых комплексов.
Местное самоуправление населения осуществляется в границах сельских поселений, территорий отдельных рабочих поселков, сел, деревень, поселков с учетом мнения населения.
Местное самоуправление включает в себя границы самоуправляемой территории, определяемые с учетом национально-культурных особенностей территории, численного и национального состава, исторических и национально-этнических особенностей населения.
Описание границ территории местного самоуправления, произведенное в соответствии с законодательством, содержащее необходимые пояснения и картографические материалы, признается официальным документом, фиксирующим границы территории местного самоуправления.
II. Структура местного самоуправления. Порядок формирования
органов и должностных лиц местного самоуправления
Структура органов местного самоуправления может включать:
1) сход (собрание) граждан;
2) выборный представительный орган местного самоуправления (Совет, Комитет или другие выборные органы);
3) должностных лиц местного самоуправления.
Выборные органы, глава местного самоуправления являются юридическими лицами.
Порядок созыва и проведения сходов (собраний) граждан
Высшим органом местного самоуправления является сход (собрание) граждан по месту жительства, созываемый по мере необходимости (но не реже двух раз в год) главой местного самоуправления или по его инициативе не менее 10 процентов граждан, проживающих на территории местного самоуправления и обладающих избирательным правом.
Порядок созыва и проведения общих собраний, сходов граждан по месту их жительства регулируется законодательством.
Подготовку и проведение сходов (собраний) граждан обеспечивает глава местного самоуправления.
Подготовку и проведение сходов (собраний) граждан для решения организационных вопросов по избранию органов местного самоуправления обеспечивают соответствующие Советы народных депутатов и их президиумы, администрации районов, городов.
Население информируется о времени и месте созыва схода (собрания) и о вопросах, которые выносятся на его обсуждение, не позднее чем за пять дней до созыва.
Общее собрание, сход правомочны при условии явки более половины общего числа граждан, имеющих право участвовать в собрании, сходе.
Сход (собрание) граждан открывается главой местного самоуправления.
Для ведения схода (собрания) граждан избирается президиум в составе председателя, секретаря и 1-3 членов.
Повестка дня утверждается сходом (собранием) граждан.
На сходе (собрании) граждан ведется протокол, в котором указываются дата и место проведения схода (собрания), число граждан, проживающих на соответствующей территории и обладающих избирательным правом; количество присутствующих, состав президиума, повестка дня, содержание выступлений; принятые решения.
Протокол подписывается председателем и секретарем схода (собрания) граждан и передается в соответствующий Совет (Комитет) местного самоуправления.
Решения схода (собрания) граждан принимаются открытым или тайным голосованием большинством голосов присутствующих граждан.
Решения схода (собрания), принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми органами и должностными лицами местного самоуправления, учреждениями и организациями, гражданами на территории местного самоуправления.
Решения, принятые сходом (собранием) граждан, проводятся в жизнь органами и должностными лицами местного самоуправления.
Орган местного самоуправления или его должностное лицо регулярно информирует население о выполнении решений сходов (собраний) граждан.
Порядок формирования и организация работы органов
и должностных лиц местного самоуправления
В городских и сельских поселениях, где не имеется возможности проведения сходов граждан, для реализации представительных функций граждане, проживающие на соответствующей территории, избирают коллегиальные органы местного самоуправления - Совет (Комитет) местного самоуправления.
Совет (Комитет) местного самоуправления городов районного подчинения, рабочих поселков, сельских поселений (в соответствии с пунктом 3 постановления Верховного Совета Республики Татарстан "О порядке введения в действие Закона Республики Татарстан "О местном самоуправлении" выражение "сельских поселений" следует понимать как границы сельсоветов) с населением свыше 500 человек образуется, как правило, посредством выборов на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в составе 7-11 членов.
Совет (Комитет) местного самоуправления в сельских поселениях с численностью населения менее 500 человек избирается на сходах граждан этих населенных пунктов в составе 5-7 представителей.
Совет (Комитет) местного самоуправления жилых комплексов в городах избирается собранием (сходом) граждан открытым или тайным голосованием в составе председателя и 2-4 членов.
В городских и сельских поселениях, где имеется возможность проведения сходов граждан, коллегиальные выборные органы местного самоуправления, наделяемые представительными полномочиями, могут не образовываться.
Подготовка и проведение выборов органов местного самоуправления осуществляется гласно. Все расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, осуществляется за счет средств Республиканского бюджета Республики Татарстан.
Совет (Комитет) местного самоуправления определяет свою структуру, выбирает из своего состава на заседании главу местного самоуправления и его заместителя (исполнительного секретаря). Глава местного самоуправления и его заместитель работают на постоянной основе. По решению Совета (Комитета) на постоянной основе могут работать и другие его члены.
Совет (Комитет) местного самоуправления для осуществления функций управления нанимает специалистов, технических работников в соответствии со штатным расписанием, утвержденным представительным органом местного самоуправления либо сходом (собранием). Оплата деятельности должностных лиц, специалистов, технических работников осуществляется из средств местного самоуправления.
Комиссии и рабочие группы органов местного самоуправления
Органы местного самоуправления могут создавать комиссии и рабочие группы с целью решения конкретных проблем, организации подготовки вопросов и проектов решений, а также контроля за их исполнением.
В состав комиссий и рабочих групп могут входить представители трудовых коллективов, общественных формирований, специалисты, научные работники, отдельные граждане.
Срок полномочий комиссий и рабочих групп, порядок и формы их деятельности определяются представительными органами местного самоуправления.
Заседания Совета (Комитета) местного самоуправления
Первые заседания открывает и ведет, до избрания главы местного самоуправления, председатель соответствующей избирательной комиссии.
Заседания Совета (Комитета) местного самоуправления созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал и правомочны при наличии не менее 2/3 его состава.
Заседания являются открытыми и на них может присутствовать любой гражданин Республики Татарстан, проживающий на территории местного самоуправления.
Порядок подготовки и проведения заседаний Совета (Комитета) местного самоуправления определяется им самостоятельно.
Жители заблаговременно информируются о месте, времени и повестке дня заседания Совета (Комитета) местного самоуправления.
Должностные лица местного самоуправления
Глава местного самоуправления избирается на сходе путем всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании или Советом (Комитетом) из числа его членов.
Главой местного самоуправления может быть избран гражданин Республики Татарстан не моложе 21 года, обладающий избирательным правом и проживающий на данной территории не менее 1 года. Глава местного самоуправления избирается сроком на 5 лет.
Глава местного самоуправления может в любое время подать в отставку. Вопрос о принятии отставки решается органом, его избравшим. В случае отставки главы местного самоуправления назначается день избрания нового главы местного самоуправления, а его обязанности временно исполняет заместитель главы местного самоуправления.
При главе местного самоуправления может действовать совещательный орган в составе старост сел, деревень, поселков, находящихся на территории местного самоуправления, который собирается по мере необходимости. Решения совещательного органа носят рекомендательный характер.
Акты органов и должностных лиц местного самоуправления
Орган местного самоуправления принимает решения простым большинством голосов.
Решение подписывает глава местного самоуправления, а в его отсутствие - заместитель главы местного самоуправления.
Акты органов и должностных лиц местного самоуправления, изданные в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми гражданами, предприятиями и организациями, расположенными на территории местного самоуправления.
Решения органа местного самоуправления доводятся до сведения населения в трехдневный срок, а нетерпящие отлагательства - немедленно.
Глава местного самоуправления по вопросам своего ведения издает распоряжения.
Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления
Органы местного самоуправления ответственны за свою деятельность перед государством и местным самоуправлением.
Руководители органов местного самоуправления регулярно информируют население, сходы (собрания) граждан о работе органов местного самоуправления; не реже одного раза в год отчитываются перед населением, сходами (собраниями) о своей деятельности.
Советы (Комитеты) местного самоуправления не реже одного раза в год отчитываются о своей деятельности перед сходами (собраниями) граждан.
III. Полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления
Полномочия Совета (Комитета) местного самоуправления
Совет (Комитет) местного самоуправления как коллегиальный выборный орган осуществляет свою деятельность на основе полномочий, определенных Законом Республики Татарстан "О местном самоуправлении".
Глава местного самоуправления
Полномочия главы местного самоуправления определены Законом Республики Татарстан "О местном самоуправлении". Глава местного самоуправления:
а) представляет местное самоуправление в отношениях с органами государственной власти и управления, другими органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными формированиями;
б) организует деятельность органа местного самоуправления и контроль за соблюдением его устава;
в) организует подготовку и проведение сходов (собраний) граждан по месту жительства, реализацию принятых ими решений;
г) подготавливает и ведет заседания Совета (Комитета) местного самоуправления;
д) докладывает сходу (собранию), Совету (Комитету) местного самоуправления о положении дел на территории местного самоуправления;
е) подписывает решения, протоколы заседаний и другие документы местного самоуправления;
ж) принимает на работу и увольняет специалистов, вспомогательный и технический персонал согласно утвержденному штатному расписанию, несет ответственность за работу с кадрами;
з) обеспечивает в соответствии с решениями органа местного самоуправления организацию проведения референдумов и обсуждений проектов решений местного самоуправления на его территории, опроса общественного мнения, организует прием граждан, рассмотрение их обращений, заявлений и жалоб;
и) обеспечивает организацию выборов членов Совета (Комитета) местного самоуправления взамен выбывших;
к) вносит предложения по выборам старосты села, деревни, поселка;
л) открывает расчетные и текущие счета местного самоуправления и является их распорядителем в пределах, установленных Советом (Комитетом) местного самоуправления и законодательством;
м) является распорядителем по расходам, предусмотренным на организацию работы Совета (Комитета) местного самоуправления, содержание наемных работников;
н) от имени Совета (Комитета) местного самоуправления подписывает исковые заявления, направляемые в суд в случаях, предусмотренных законодательством;
о) решает иные вопросы, которые могут быть поручены местному самоуправлению сходами (собраниями) граждан, а также возложены законодательством.
Глава местного самоуправления в пределах предоставленных ему прав издает распоряжения.
Глава местного самоуправления подотчетен сходу (собранию), Совету (Комитету) местного самоуправления.
Заместитель главы местного самоуправления
(исполнительный секретарь)
Заместитель главы местного самоуправления выполняет функции в соответствии с распределением обязанностей, установленных органом местного самоуправления, а в отсутствии главы осуществляет его функции.
Заместитель главы местного самоуправления несет ответственность, освобождается от возложенных на него полномочий в порядке, предусмотренном для главы местного самоуправления.
Полномочия старосты (авыл башлыгы) села, деревни, поселка
Староста (авыл башлыгы) села, деревни, поселка:
реализует решения выборных органов и главы местного самоуправления в границах соответствующей территории его деятельности;
осуществляет общественный контроль за работой предприятий торговли, сферы услуг, вносит предложения по организации их работы в органы местного самоуправления;
привлекает население для выполнения работ по благоустройству территории и коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры;
организует оказание помощи социально незащищенным гражданам;
привлекает население для обеспечения общественного порядка, противопожарных и иных мероприятий;
организует население для проведения природоохранных мероприятий;
решает иные вопросы, предусмотренные уставом местного самоуправления.
IV. Финансово-экономические основы осуществления
местного самоуправления
Финансовую основу местного самоуправления составляют местный бюджет, местные внебюджетные и местные валютные фонды, ценные бумаги, кредитные и иные финансовые ресурсы в соответствии с законодательством.
Органы местного самоуправления вправе устанавливать в соответствии с законодательством Республики Татарстан местные налоги, являющиеся источниками финансовых поступлений для осуществления функций местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе создавать финансово-кредитные организации и учреждения (банки, страховые, инвестиционные и иные предприятия), в том числе с использованием средств местных бюджетов, в порядке, предусмотренном законодательством.
Минимальный размер бюджета самоуправляемой территории в части расходов определяется исходя из объема задач, функций и полномочий органов местного самоуправления населения, программ и планов развития территории и на основе принципа сохранения обеспеченности расходов по бюджету в предыдущем финансовом году, а также с учетом увеличения расходов, вызванных решениями вышестоящих органов власти и управления, передачей дополнительных функций и полномочий по управлению территорией. Норматив бюджетной обеспеченности на одного жителя самоуправляемой территории должен быть не менее временных нормативов бюджетной обеспеченности на одного жителя республики в соответствии с методикой расчета этих нормативов.
При недостаточности средств органу местного самоуправления для сбалансированности соответствующего бюджета из бюджета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов предоставляются дотации и субвенции, уточняются нормативы отчислений от регулируемых налогов в пределах прав, предоставленных действующим законодательством.
V. Особенности прохождения службы в органах местного самоуправления
и гарантии прав должностных лиц местного самоуправления
Должностным лицам, служащим Совета (Комитета) местного самоуправления гарантируются социальные права, предусмотренные законодательством.
Должностные лица, служащие местного самоуправления не могут быть назначены на должность либо смещены с занимаемой должности по национальному, половому, возрастному или религиозному признаку, а также из-за социального происхождения или принадлежности к политической организации.
Глава местного самоуправления, его заместитель (исполнительный секретарь) пользуются правом бесплатного проезда в пределах района (города), на территории которого находится местное самоуправление, на всех видах транспорта, за исключением такси.
Лица, зачисленные в штаты органа местного самоуправления (руководитель, специалисты), признаются служащими местного самоуправления.
Прием на работу в аппарат органа местного самоуправления осуществляется в порядке, установленном трудовым законодательством.
Должностные обязанности, права и ответственность должностных лиц определяются положением, должностной инструкцией, утверждаемыми главой местного самоуправления.
Расходы, связанные с содержанием аппарата местного самоуправления, осуществляются за счет бюджета местного самоуправления.
Денежное содержание должностного лица состоит из должностного оклада и надбавок к должностному окладу за особые условия работы и выслугу лет, а также из компенсационных выплат и пособий.
Должностной оклад устанавливается в соответствии с занимаемой должностью на основании штатного расписания, утверждаемого Советом (Комитетом) или главой местного самоуправления.
VI. Порядок отзыва органов и должностных
лиц местного самоуправления
Орган, должностное лицо местного самоуправления по решению большинства граждан, проживающих на территории местного самоуправления и обладающих избирательным правом, могут быть отозваны в случаях, определенных Законом Республики Татарстан "О местном самоуправлении".
Органы местного самоуправления могут быть отозваны Государственным Советом Республики Татарстан в случаях, установленных Законом Республики Татарстан "О местном самоуправлении" и другими законами Республики Татарстан, а также в результате проведения местного референдума или схода граждан, собрания представителей граждан о доверии органу или должностному лицу местного самоуправления.
Право возбуждения вопроса об отзыве Совета (Комитета), главы местного самоуправления принадлежит местным Советам народных депутатов, сходам (собраниям) граждан по месту жительства.
Вопрос об отзыве Совета (Комитета), главы местного самоуправления обсуждается и решается на собраниях, сходах граждан местного самоуправления. Решение по вопросы об отзыве принимается открытым или тайным голосованием.
На сходах (собраниях) граждан об отзыве Совета (Комитета), главы местного самоуправления ведется протокол. В Протоколе указываются время и место схода (собрания), число граждан самоуправляемой территории; число граждан, присутствовавших на сходе (собрании); число голосов, поданных "за" отзыв или "против" отзыва.
Совет (Комитет) местного самоуправления, глава местного самоуправления считаются отозванными, если за отзыв голосовало большинство граждан, проживающих на соответствующей территории и обладающих избирательным правом.
В случае невозможности проведения схода, собрания граждан отзыв проводится путем проведения местного референдума. Решение референдума об отзыве органа, должностного лица местного самоуправления является окончательным.
VII. Порядок проведения выборов в органы местного самоуправления
Проведение выборов в Советы (Комитеты) местного самоуправления обеспечивают городские, поселковые, сельские избирательные комиссии, которые образуются из числа избирателей по месту работы, жительства, от общественных объединений решением соответствующих органов местного самоуправления в составе председателя и 6-8 членов за 35 дней до выборов.
Выборы членов Совета (Комитета) местного самоуправления осуществляются гражданами местного самоуправления по избирательным округам, образованным городскими, поселковыми, сельскими избирательными комиссиями по единой норме представительства и в количестве, соответствующем числу мест, установленных для конкретного Совета (Комитета) местного самоуправления настоящим Уставом за 30 дней до выборов.
Право выдвижения кандидатов в члены Совета (Комитета) местного самоуправления принадлежит сходам (собраниям) граждан по месту жительства, работы, учебы, местным общественным объединениям, органам территориального общественного самоуправления. Выдвижение кандидатов начинается за 25 и заканчивается за 10 дней до выборов. Собрание избирателей по месту работы (учебы), по месту жительства вправе выдвигать по избирательному округу не более одного кандидата в Совет (Комитет) местного самоуправления. Собрание правомочно, если на нем присутствует не менее 30 избирателей, проживающих или работающих на территории избирательного округа. Правомочность собрания устанавливается на основании итогов регистрации его участников. Собрания избирателей могут созываться по инициативе органов представительно и исполнительной власти, предприятий, организаций, районных, городских отделений партий, местных партий, общественных движений. Решение о выдвижении кандидата в Совет (Комитет) местного самоуправления принимается открытым или тайным голосованием. Кандидат считается выдвинутым, если за него проголосовало более половины участников собрания избирателей или более половины членов выборного руководящего органа районного, городского отделения партии, местной партии, профессионального союза или другого общественного объединения. О выдвижении кандидата в члены Совета (Комитета) местного самоуправления составляется протокол, на основании которого городские, поселковые, сельские избирательные комиссии осуществляют регистрацию кандидатов.
Голосование проводится по спискам избирателей по выборам депутатов местных Советов народных депутатов.
Полномочия городских, поселковых, сельских избирательных комиссий
Городские, поселковые, сельские избирательные комиссии:
а) организуют подготовку и проведение выборов Советов (Комитета) местного самоуправления, осуществляют контроль за ходом выборов;
б) образуют избирательные округа;
в) регистрируют кандидатов в Совет (Комитет) местного самоуправления, публикуют сведения о зарегистрированных кандидатов;
г) утверждают тексты избирательных бюллетеней для голосования по избирательному округу, обеспечивают их изготовление и снабжают ими участковые избирательные комиссии;
д) устанавливают результаты голосования по избирательным округам и результаты голосования по соответствующей территории, публикуют их в местной печати, доводят до сведения населения иным способом;
е) руководят работой участковых избирательных комиссий;
ж) рассматривают заявления и жалобы на решения участковых избирательных комиссий;
з) обеспечивают соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности всех кандидатов;
и) распоряжаются денежными и материальными средствами, выделенными на проведения выборов; утверждают отчеты об их расходовании; представляют финансовый отчет в соответствующий Совет на утверждение;
к) решают вопросы, связанные с проведением повторного голосования и повторных выборов;
л) назначают выборы членов Совета (Комитета) местного самоуправления и обеспечивают их проведение;
м) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Уставом.
Городские, поселковые, сельские избирательные комиссии действуют до образования городских, поселковых, сельских комиссий в новом составе в связи с назначением Совета (Комитета) местного самоуправления.
Полномочия участковых избирательных комиссий
Участковая избирательная комиссия:
а) составляет список избирателей по участку и предоставляет его для всеобщего ознакомления;
б) оповещает избирателей о месте нахождения участковой избирательной комиссии, а также о дне, времени и месте голосования;
в) организует на избирательном участке голосование в день выборов;
г) проводит подсчет голосов, поданных на избирательном участке по каждому кандидату в депутаты;
д) составляет протоколы и результатах голосования и доставляет их в соответствующую городскую, поселковую, сельскую избирательную комиссию;
е) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Уставом.
Срок полномочий участковых избирательных комиссий заканчивается после избрания Совета (Комитета) местного самоуправления и передачи ими избирательной документации в соответствующие городские, поселковые, сельские избирательные комиссии.
Избирательные бюллетени
Для выборов в городской, поселковый, сельский Совет (Комитет) местного самоуправления каждый избиратель получает избирательные бюллетени установленной формы. Избирательные бюллетени печатаются на татарском и русском языках. Избирательные бюллетени печатаются по решению городских, поселковых, сельских избирательных комиссий. В избирательные бюллетени может быть включено любое число кандидатов.
В избирательный бюллетень для голосования включаются в алфавитном порядке зарегистрированные по округу кандидаты с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, рода занятий и места жительства кандидатов. В каждом избирательном бюллетене должно помещаться указание избирателю о порядке заполнения бюллетеня.
Порядок голосования и подведение итогов выборов
Голосование проводится в день выборов с 7 до 21 часа. Процедура заполнения избирательного бюллетеня состоит в том, что избиратель вычеркивает в бюллетене фамилии тех кандидатов, против которых голосует.
Участковая избирательная комиссия составляет протокол голосования, в протоколе указывается:
а) общее число избирателей, зарегистрированных по участку;
б) число погашенных неиспользованных бюллетеней;
в) число избирательных бюллетеней, выданных в день выборов;
г) число избирательных бюллетеней, обнаруженных в избирательных ящиках;
д) число избирательных бюллетеней, признанных недействительными;
е) фамилии имена и отчества внесенных в избирательный бюллетень кандидатов;
ж) число голосов, поданных "за" и "против" каждого кандидата;
з) число бюллетеней, полученных участковой комиссией.
Протокол составляется в двух экземплярах, подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить к протоколу особое мнение.
Один экземпляр протокола участковой избирательной комиссии направляется в соответствующую городскую, поселковую или сельскую избирательную комиссию, другой вместе с опечатанными избирательными бюллетенями хранится в участковой избирательной комиссии до окончания ее работы.
Признаются недействительными избирательные бюллетени неустановленного образца, а также избирательные бюллетени, в которых при голосовании оставлено более одного кандидата.
При возникновении сомнений в действительности избирательного бюллетеня вопрос разрешается участковой избирательной комиссией путем голосования.
Городская, поселковая, сельская избирательные комиссии по каждому избирательному округу составляют протокол, в котором указывают:
а) общее число избирателей, зарегистрированных по избирательному округу;
б) число выданных избирательных бюллетеней;
в) число бюллетеней, извлеченных из избирательных ящиков;
г) число недействительных бюллетеней;
д) фамилии, имена и отчества внесенных в избирательный бюллетень кандидатов;
е) число голосов, поданных "за" и "против" каждого кандидата.
Избранными считаются кандидаты, получившие на выборах больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, если на выборах приняли участие не менее 35 процентов избирателей округа, внесенных в списки избирателей.
Результаты выборов по каждому избирательному округу устанавливаются на заседании соответствующей городской, поселковой, сельской избирательной комиссии и заносится в протокол, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии.
Выборы по избирательному округу признаются недействительными при наличии фактов нарушения настоящего порядка проведения выборов, а также при подсчете голосов, повлиявших на результаты голосования.
Выборы признаются несостоявшимися, если в голосовании приняло участие менее 35 процентов избирателей, внесенных в списки избирателей, а также в связи с выбытием кандидата, если в избирательном округе зарегистрирован один кандидат.
Признание выборов недействительными или несостоявшимися объявляется соответствующей городской, поселковой, сельской избирательной комиссией.
Повторное голосование
Если по избирательному округу баллотировалось более двух кандидатов и ни один из них не был избран, соответствующие городские, поселковые, сельские избирательные комиссии принимают решение о проведении в округе повторного голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. При равенстве их у нескольких кандидатов в избирательный бюллетень включаются два кандидата, зарегистрированные раньше других.
Повторное голосование проводится не позднее чем в десятидневный срок с соблюдением требований настоящего Устава.
Избранным считается кандидат, получивший при повторном голосовании наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению другому кандидату. При равном числе полученных голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше.
Повторные выборы
Если по избирательному округу баллотировалось не более двух кандидатов и ни один из них не был избран, либо выборы по избирательному округу были признаны несостоявшимися или недействительными, либо повторное голосование не позволило определить избранного члена органа местного самоуправления, соответствующие городские, поселковые, сельские избирательные комиссии принимают решение о проведении в избирательном округе повторных выборов. При этом в случае необходимости они могут принять решение о проведении выборов участковыми комиссиями в новом составе. Голосование проводится на тех же избирательных участках и по спискам избирателей, составленным для проведения общих выборов.
В случае проведения повторных выборов кандидатами не могут баллотироваться граждане, не набравшие необходимого числа голосов в ходе общих выборов в данном избирательном округе.
Повторные выборы проводятся не позднее чем в месячный срок после общих выборов. Образование новых участковых избирательных комиссий, если на то было решение городской, поселковой, сельской избирательной комиссии по выборам Совета (Комитета) местного самоуправления, выдвижение и регистрация кандидатов, другие мероприятия проводятся в порядке, установленном настоящим Уставом.
В случае отзыва члена Совета (Комитета) местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий по другим причинам в соответствующих избирательных округах в трехмесячный срок с момента его выбытия проводятся новые выборы.
Выборы назначаются соответствующими городскими, поселковыми, сельскими избирательными комиссиями не позднее чем за два месяца до их проведения и организуются с соблюдением требований настоящего Устава.
Порядок и сроки хранения избирательных документов
Делопроизводство участковых избирательных комиссий по окончании их работы передается соответствующим городским, поселковым, сельским избирательным комиссиям.
Порядок и сроки хранения избирательных документов определяются Президиумом Верховного Совета Республики Татарстан.
Ответственность за нарушение порядка проведения выборов
Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз, или иным путем свободному осуществлению гражданином Республики Татарстан права избирать и быть избранным в орган местного самоуправления, а также члены избирательных комиссий, должностные лица государственных и общественных органов, совершившие подлог избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования или допустившие иные нарушения настоящего Устава, несут ответственность, установленную законом. К ответственности привлекаются также лица, опубликовавшие или иным способом распространившие заведомо ложные сведения о кандидате в орган местного самоуправления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление ВС РТ от 25 января 1995 г. N 2315-XII "О Временном примерном уставе местного самоуправления в Республике Татарстан"
Текст Постановления опубликован в Ведомостях Верховного Совета Татарстана, N 1, январь 1995 г.
Постановлением ГС РТ от 17 сентября 2001 г. N 995 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон от 21 января 2000 г. N 36