Закон Республики Татарстан от 26 ноября 1991 г. N 1297-XII
"О занятости населения"
(введен в действие Постановлением ВС РТ от 27 ноября 1991 г. N 1323-XII)
Настоящий Закон определяет в соответствии с Основами законодательства Союза ССР и республик о занятости населения правовые, экономические и организационные условия; а также гарантии государства в реализации права на труд граждан, постоянно проживающих (*) на территории Татарской ССР.
Государство несет ответственность за осуществление политики занятости, направленной на создание условий для реализации конституционного права граждан на труд.
* шесть месяцев и более
I. Общие положения
Статья 1. Занятость граждан
Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая действующему законодательству.
Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к труду. Принудительный труд в какой-либо форме не допускается, за исключением случаев, особо установленных законодательством. Незанятость граждан не может служить основанием для их привлечения к административной и иной ответственности.
Статья 2. Занятые граждане
Занятыми считаются:
граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, включая предпринимателей, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, членов производственных кооперативов, фермеров;
граждане, работающие по найму, в том числе выполняющие работу за вознаграждение в течение полного, либо неполного рабочего дня (недели), а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), в том числе отсутствующие в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами;
граждане, избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
военнослужащие, проходящие службу в Вооруженных Силах, внутренних и железнодорожных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел;
учащиеся, очно обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, средних специальных, высших и других учебных заведениях.
Статья 3. Безработные
Безработными признаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, которые не имеют работы и заработка (за исключением оплаты за выполнение общественных работ по направлению органов труда и занятости), зарегистрированные в государственных органах труда и занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней.
Безработные регистрируются в органах труда и занятости по месту постоянного жительства при предъявлении паспорта, трудовой книжки, других документов, предусмотренных законодательством.
Статья 4. Подходящая работа
Для граждан, потерявших работу и заработок (доход) , подходящей считается такая работа, которая соответствует профессиональной пригодности, уровню профессиональной подготовки работника, его прежней профессиональной деятельности, состоянию здоровья, возрасту, учитывает транспортную доступность нового рабочего места. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется соответствующим местным Советом народных депутатов с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.
Для лиц, впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальности), подходящей считается также работа, требующая или не требующая предварительной профессиональной подготовки с учетом возрастных и иных особенностей граждан, и отвечающая требованиям законодательства о труде.
Подходящей не может считаться работа, если:
она является временной или связана с переменой места жительства (без согласия гражданина);
заработная плата существенно ниже среднемесячной заработной платы по прежнему месту работы в пределах среднего уровня по республике;
условия труда не соответствуют санитарно-гигиеническим нормам и правилам по охране труда.
Статья 5. Основные принципы государственной политики в области занятости населения
Государственная политика в области занятости населения основывается на:
обеспечении равных возможностей всем гражданам, в том числе лицам с ограниченной нетрудоспобностью, проживающим на территории Татарской ССР, независимо от расы, пола, отношения к религии, возраста, политических убеждений, национальности и социального положения в реализации права на труд и свободный выбор занятости;
поддержке трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействии развитию их способностей к труду;
добровольности труда, в соответствии с которой занятость основана на свободном волеизъявлении граждан;
обеспечении социальной защиты в области занятости, проведении специальных мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
сочетании самостоятельности местных Советов народных депутатов в обеспечении занятости населения с централизованными мероприятиями по решению важнейших проблем занятости;
координации деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики, включая социальное обеспечение, рост и распределение доходов, предупреждение инфляции;
поощрении работодателей, создающих новые рабочие места, прежде всего для лиц, нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
сотрудничестве профессиональных союзов Татарской ССР, ассоциаций (союзов) предпринимателей в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости населения с органами государственного управления;
международном и межреспубликанском сотрудничестве в решении проблем занятости населения, включая трудовую деятельность граждан Татарской ССР за рубежом и иностранных граждан на территории Татарской ССР.
Статья 6. Законодательство о занятости
1. Отношения в сфере занятости регулируются настоящим Законом, законодательством о труде и специальными законодательными актами, определяющими государственную политику в отношении отдельных групп населения, особо нуждающихся в социальной защите, (**) а также коллективными договорами и соглашениями.
2. Законодательство о занятости распространяется также на постоянно проживающих в Татарской ССР иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не вытекает из действующего законодательства.
** молодежь, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей; женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста, детей-инвалидов; лица предпенсионного и пенсионного возраста, не имеющие права на полную пенсию; инвалиды, лица, продолжительное время не имеющие работы; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание или осуществляющих принудительное лечение по решению суда; беженцы; вынужденные переселенцы; воины-интернационалисты.
II. Права граждан на обеспечение занятости
Статья 7. Право граждан на трудоустройство
Граждане Татарской ССР имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателям или через бесплатное посредничество государственных органов труда и занятости.
Решение о приеме на работу принимается на условиях взаимного соглашения между работодателями и гражданами, устраивающимися на работу.
Порядок и условия заключения трудовых договоров (контрактов, соглашений) при трудоустройстве регулируются законодательством о труде.
Статья 8. Право граждан на профессиональную консультацию, подготовку, переподготовку и получение информации в государственной службе занятости
Граждане Татарской ССР, зарегистрированные в государственных органах труда и занятости в качестве лиц, ищущих работу, имеют право на бесплатную профессиональную консультацию, подготовку, переподготовку и получение соответствующей информации с целью выбора вида занятости, профессии, места работы, режима и условий труда.
Статья 9. Право граждан на профессиональную деятельность за границей
Каждый гражданин Татарской ССР имеет право на профессиональную деятельность в период временного пребывания за границей в соответствии с межправительственными соглашениями. Гражданин Татарской ССР имеет право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за границей, а также при посреднической помощи государственных органов труда и занятости.
Статья 10. Право граждан на обжалование действий государственных органов труда и занятости
Граждане Татарской ССР вправе обжаловать действия работников государственных органов труда и занятости в вышестоящий по подчиненности орган, а также в суд, в порядке, установленном действующим законодательством.
III. Государственные гарантии занятости
Статья 11. Государственные гарантии в реализации права граждан на труд
Государство гарантирует гражданам, постоянно проживающим на территории Татарской ССР:
свободу выбора рода занятий и работы, в том числе с различными режимами труда, правовую защиту в процессе труда и от необоснованного увольнения и перевода на другую работу (должность);
бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве;
предоставление подходящей работы на период не менее 3-х лет предприятиями ранее заявленным выпускникам учебных заведений;
бесплатное обучение новой профессии, повышение квалификации в системе государственных органов труда и занятости или по ее направлению в иных учебных заведениях с выплатой стипендии;
компенсацию, в соответствии с действующим законодательством материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность по предложению государственных органов труда и занятости;
возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.
См. также Положение "Об организации временной занятости безработных граждан за счет средств Государственного фонда занятости Республики Татарстан", утвержденное Приказом ГК РТ по труду и соц.вопросам от 29 января 1996 г. N 11
Статья 12. Дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения
1. Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, путем создания дополнительных и специализированных рабочих мест и предприятитй, учреждений, организаций, включая предприятия, учреждения и организации для труда инвалидов и учащихся, организацией специальных программ обучения, структур в органах труда и занятости, и другими мерами. Местные Советы народных депутатов за счет собственных средств, предоставления налоговых льгот и других источников устанавливают предприятиям, учреждениям и организациям минимальное количество специальных рабочих мест для приема на работу указанных граждан, в том числе для инвалидов до 5% от общей численности работающих на предприятиях, учреждениях и организациях.
2. Гражданам, высвобождаемым с предприятий, организаций, учреждений, гарантируется сохранение очереди на получение жилья и улучшение жилищных условий по прежнему месту работы до получения жилья и улучшения жилищных условий, а также возможность пользования их детьми до поступления в школу детскими дошкольными учреждениями.
3. Кабинет Министров Татарской ССР и местные Советы народных депутатов в исключительных случаях, при возникновении массового высвобождения работников, в случае затруднения их трудоустройства по предложению государственных органов труда и занятости, профсоюзных органов могут приостанавливать на срок до шести месяцев решение о высвобождении или проводить поэтапное, в течение года, высвобождение работников, осуществляя финансирование данных мероприятий за счет средств местного, республиканского бюджета и государственного фонда занятости.
IV. Регулирование и организация занятости населения
Статья 13. Регулирование занятости
В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство предусматривает:
меры финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленные на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, создание новых технологий, поощрение создания малых предприятий и других форм предпринимательской деятельности, применение гибких режимов труда, неполного рабочего дня, надомничества, повышение престижности сферы услуг и другие меры, способствующие сохранению и развитию системы рабочих мест;
правовое регулирование, направленное на сохранение и содействие занятости на основе обеспечения трудовых прав и интересов работников, предоставления им гарантий, создания благоприятных условий на производстве, совершенствования законодательства о занятости населения и труде;
создание государственных органов труда и занятости и Государственного фонда занятости населения Татарской ССР, положения о которых утверждаются Кабинетом Министров Татарской ССР.
Статья 14. Государственная статистическая отчетность о занятости населения
В целях реализации программы занятости населения в Татарской ССР устанавливается государственная статистическая отчетность, отражающая состояние рынка рабочей силы и положение в области занятости населения.
Статья 15. Республиканские и территориальные программы занятости
Государственные органы труда и занятости разрабатывают республиканскую и территориальные программы (городские, районные), предусматривающие меры содействия занятости населения в соответствии с настоящим Законом, и вносят их на рассмотрение Верховного Совета Татарской ССР, местных Советов народных депутатов и совместно с ними обеспечивают их реализацию.
См. также Программу, утвержденную Решением Казгорсовета народных депутатов от 20 мая 1994 г. N 8-18с, Программу, утвержденную Постановлением КМ РТ от 11 октября 1995 г. N 740, Программу, утвержденную Постановлением Главы администрации г.Казани от 13 февраля 1996 г. N 92, Программу, утвержденную Постановлением КМ РТ от 25 марта 1996 г. N 238; Программу, утвержденную Постановлением КМ РТ от 17 июня 1997 г. N 497
Статья 16. Добровольное переселение граждан и членов их семей
Добровольное переселение является одной из форм решения проблемы занятости и проводится в целях обеспечения рабочей силой сельскохозяйственного производства слабо заселенных районов. На республиканском и местных уровнях разрабатываются социальные программы освоения и развития таких районов. Кабинет Министров Татарской ССР ежегодно определяет перечень таких районов, количество семей и финансирование затрат, связанных с переселением семей.
Статья 17. Территории приоритетного развития
Кабинет Министров Татарской ССР по согласованию с местными администрациями определяет территории, где развитие рабочих мест особо поощряется государством. Такие территории (прежде всего трудноизбыточные), а также сельские районы на определенный период приобретают статус территорий приоритетного развития, который утверждается Верховным Советом Татарской ССР.
Работодателям, создающим на указанных территориях производства, филиалы и рабочие места, объекты социальной инфраструктуры, предоставляются льготы по налогообложению прибыли, иная финансовая и материальная помощь в порядке и на условиях, определяемых законодательством Татарской ССР.
Статья 18. Лицензирование привлечения в Татарскую ССР иностранной рабочей силы
Привлечение в Татарскую ССР иностранной рабочей силы является приоритетным правом Татарской ССР.
Лицензирование привлечения иностранной рабочей силы осуществляется Кабинетом Министров Татарской ССР по предложению государственных органов труда и занятости, и местных администраций.
Статья 19. Негосударственные организации содействия занятости населения
Государственные органы труда и занятости имеют право выдавать лицензии на деятельность негосударственных организаций по оказанию платных услуг в содействии занятости граждан.
Статья 20. Координационные комитеты содействия занятости
С целью выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости на республиканском и местном уровнях создаются координационные комитеты содействия занятости из представителей, рекомендуемых профессиональными союзами, ассоциациями (союзами) предпринимателей, органами труда и занятости, другими государственными и общественными организациями,представляющими интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
Организация и порядок работы комитетов определяются представленными в комитетах сторонами.
Статья 21. Участие профсоюзов в содействии занятости населения
1. Профессиональные союзы участвуют в разработке и реализации государственной политики занятости, соответствующих законодательных актов Татарской ССР и решений местных Советов народных депутатов по данному вопросу.
2. Профсоюзные организации в лице своих выборных органов имеют право:
вносить в Кабинет Министров Татарской ССР, местные администрации предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с высвобождением работников с учетом сложившегося уровня занятости в республике, городе, районе;
осуществлять защиту социальных гарантий трудящихся в вопросах обеспечения занятости, приема, увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с действующим законодательством.
3. Массовое высвобождение работников, связанное с рационализацией производства, совершенствованием организации труда, при ликвидации, перепрофилировании предприятия, его структурных подразделений, полная или частичная приостановка производства по инициативе органа государственного управления, хозяйственного органа, работодателя может осуществляться лишь при условии предварительного письменного уведомления, не менее чем за три месяца, соответствующих профсоюзных органов.
4. Органы государственного управления, работодатели проводят по предложению профсоюзов совместные консультации по проблемам занятости.
По итогам консультаций могут заключаться коллективные соглашения, в которые включаются мероприятия, направленные на содействие занятости.
Профсоюзные органы вправе требовать от работодателя включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению занятости.
5. Предложения профсоюзных органов, связанные с массовым высвобождением работников, внесенные в соответствующие органы власти и управления, и работодателям, подлежат рассмотрению в установленном порядке.
Статья 22. Государственный фонд занятости Татарской ССР
1. Государственный фонд занятости Татарской ССР (***)
финансирования мероприятий, связанных с реализацией программы занятости населения. Средства фонда занятости не могут направляться на другие цели.
2. Порядок образования фонда занятости, а также расходования его средств определяются Положением о Государственном фонде занятости Татарской ССР, разрабатываемым Государственным комитетом Татарской ССР по труду и социальным вопросам и утверждаемым Кабинетом Министров Татарской ССР.
3. Фонд занятости образуется за счет:
обязательных отчислений работодателей;
обязательных страховых взносов заработка работников в пределах общей суммы взимаемых налогов;
средств республиканского и местных бюджетов.
Дополнительным источником поступлений могут являться и средства союзного и республиканского (РСФСР) бюджетов; добровольные взносы советских и иностранных предприятий, государственных органов, общественных организаций и граждан, а также другие поступления.
Конкретные размеры обязательных отчислений определяются законодательством Татарской ССР.
Средства фондов занятости хранятся на счетах соответствующих банковских учреждений. Операции по счетам фондов осуществляются в порядке, установленном законодательством и правилами для банковских учреждений, и производятся по расчетно-денежным документам установленных форм.
4. Средствами фонда занятости распоряжается Управление занятости Государственного комитета Татарской ССР по труду и социальным вопросам, а фондом занятости городов и районов - соответствующие центры и бюро труда и занятости.
5. Средства фонда занятости, не использованные в отчетном году, изъятию не подлежат, переходят на следующий финансовый год.
6. Государственный фонд занятости Татарской ССР освобождается от уплаты налогов с доходов, получаемых в результате коммерческой деятельности, а также государственных и таможенных пошлин.
Статья 23. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка незанятых граждан
1. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка лиц, зарегистрированных в органах труда и занятости в качестве ищущих работу осуществляется по направлению государственных органов труда и занятости в случае, если:
невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;
необходимо изменить профессию в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;
утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии;
гражданин желает получить другую специальность.
2. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка таких граждан осуществляется в учебных центрах государственных органов труда и занятости или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемым государственными органами труда и занятости договорам за счет средств, предусмотренных на эти цели в Государственном фонде занятости Татарской ССР.
3. Право в приоритетном порядке пройти переподготовку или приобрести новую профессию (специальность) имеют безработные граждане по истечении срока выплаты пособия, в том числе после направления на платные общественные работы, в случае дефицита учебных мест.
4. Учебные заведения, осуществляющие переподготовку и обучение незанятого населения по заказам органов труда и занятости, освобождаются от уплаты налогов на прибыль соответственно доли этой категории в общем числе обучающихся в учебном заведении.
Статья 24. Организация общественных работ
Местные Советы народных депутатов по предложению и при участии государственных органов труда и занятости организуют в целях временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ на предприятиях, в учреждениях, организациях, находящихся в их собственности, и по договорам - на других предприятиях, в учреждениях, организациях.
С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный договор. Преимущественным правом заключения договоров пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице или стипендии. Гражданам, занятым на общественных работах, гарантируется заработная плата за фактически выполненные работы, но не ниже установленной законодательством минимальной заработной платы. На граждан, занятых общественными работами, распространяются социальные гарантии, включая право на пенсионное обеспечение, выплату пособия по временной нетрудоспособности, пособие по безработице, включение времени этих работ в трудовой стаж.
Финансирование общественных работ производится предприятиями, учреждениями, организациями, для которых выполняются эти работы, а также за счет привлечения средств Государственного фонда занятости Татарской ССР.
V. Государственная служба занятости
Статья 25. Органы государственной службы занятости
Для реализации государственной политики занятости населения на территории Республики Татарстан создается государственная служба занятости.
В Татарской ССР государственная служба занятости создается в составе Государственного комитета Татарской ССР по труду и социальным вопросам как Управление занятости Государственного комитета Татарской ССР по труду и социальным вопросам. В городах и районах создаются единые органы труда и занятости, подчиненные как местным органам власти, так и Государственному комитету Татарской ССР по труду и социальным вопросам:
в городах - городские центры труда и занятости,
в районах - районные бюро труда и занятости.
Деятельность Управления занятости Государственного комитета Татарской ССР по труду и социальным вопросам, городских и районных органов труда и занятости финансируется за счет средств фонда занятости Татарской ССР.
В составе государственной службы занятости создается инспекция, осуществляющая контртоль за исполнением государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и другими работодателями, независимо от форм собственности и хозяйствования, законодательства о труде и занятости.
Статья 26. Обязанности государственных органов труда и занятости
На государственные органы труда и занятости Государственного комитета Татарской ССР по труду и социальным вопросам (в дальнейшем - органы труда и занятости) возлагаются: анализ демографической ситуации и разработка мер по ее благоприятному развитию;
управление трудовыми ресурсами и обеспечение сбалансированности их с рабочими местами;
анализ миграционных процессов и организация работы по приему, размещению и трудоустройству граждан, вынужденно покинувших места постоянного проживания;
анализ состояния рынка труда, прогноз спроса и предложений на рабочую силу, подготовка с участием заинтересованных организаций государственных и региональных программ занятости населения и обеспечение их реализации;
учет граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства и оказание им помощи в подборе подходящей работы и трудоустройстве, в том числе учащимся в каникулярное и свободное от учебы время;
обеспечение населения достоверной, полной и оперативной информацией о возможностях трудоустройства, переобучения и социально-трудовой реабилитации на основе учета свободных рабочих мест и вакантных должностей, используя средства массовой информации;
проведение профессиональной ориентации и консультаций населения, в том числе молодежи;
организация профессиональной подготовки и переподготовки работников, высвобождаемых с предприятий, учреждений и организаций лиц, испытывающих затруднения в устройстве на работу, а также иных категорий незанятого населения;
оплачивать стоимость профессионального обучения и переобучения лиц, трудоустройство которых требует получения новой профессии (специальности), а также устанавливать им на весь период обучения стипендии в размерах, предусмотренных законодательством Татарской ССР;
оказание предприятиям, учреждениям и организациям, независимо от форм собственности и хозяйствования, помощи в подборе необходимых им работников, консультирование и обеспечение их информацией о состоянии рынка труда;
представление временной работы, в том числе направление граждан, по их желанию, на оплачиваемые общественные работы, организуемые местными Советами народных депутатов;
подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных граждан, привлекаемых в Татарской ССР на основе межправительственных соглашений и лицензий;
организация работы по вопросам профессиональной деятельности советских граждан за границей, включая выдачу лицензий коммерческим организациям на подбор мест работы для таких граждан, их профессиональную подготовку и оказание других услуг при трудоустройстве;
выплата в установленном порядке гражданам пособий по безработице и обеспечение в пределах своей компетенции социальной защиты незанятых граждан в целом;
осуществление контроля за исполнением предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности и хозяйствования, законодательства о занятости населения;
обеспечение совместно с профсоюзными органами защиты интересов трудящихся в их трудовых отношениях с предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм собственности, участие в рассмотрении и решении требований трудовых коллективов с целью предотвращения забастовок;
осуществление контроля за обеспечением работодателями, независимо от форм собственности и хозяйствования, выплаты минимальной заработной платы, установленной государством;
проведение единой социально-экономической политики в Татарской ССР в области улучшения условий и охраны труда работающих, особенно женщин и несовершеннолетних на предприятиях, независимо от используемых форм собственности и хозяйственной деятельности; осуществление государственной экспертизы условий труда на действующих предприятиях, а также при создании новой техники, технологии, строительстве и реконструкции действующих производств; контроль за применением списков на льготное пенсионное обеспечение, льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда;
подготовка проектов нормативных актов по вопросам труда и занятости, социальной защиты граждан;
контроль за соблюдением мероприятий по социальной защите граждан;
сбор и публикация статистических данных и информационных материалов о предложении и спросе на рабочую силу, об условиях труда, а также о возможностях трудоустройства, подготовки и переподготовки кадров;
услуги, связанные с обеспечением занятости граждан, предоставляются государственными органами труда и занятости бесплатно;
другие обязанности в соответствии с настоящим Законом.
Статья 27. Права государственных органов труда и занятости
Государственные органы труда и занятости имеют право:
создавать при необходимости дополнительные подразделения, специализированные центры труда и занятости, в том числе для несовершеннолетней молодежи, временные бюро занятости на ликвидируемых предприятиях, центры профессиональной ориентации, хозрасчетные консультативно-внедренческие фирмы, информационно -вычислительные центры, учебные заведения по профессиональной подготовке незанятого населения и другие;
распоряжаться фондом занятости в пределах своей компетенции по направлениям, определяемым республиканской и местными программами занятости населения;
запрашивать и получать в обязательном порядке у работодателей информацию о предполагаемых структурных изменениях и иных мероприятиях, в результате которых может произойти высвобождение трудящихся, а также полные и достоверные сведения о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей), об условиях приема на работу, о количестве высвобождаемых, принятых и уволенных работников, и другую информацию в пределах своей компетенции;
рекомендовать работодателям, при наличии у них соответствующих свободных рабочих мест (вакантных должностей), принимать на работу граждан, обращающихся в государственные органы труда и занятости для трудоустройства, в соответствии с уровнем их квалификации и профессиональной подготовки;
разрабатывать и вносить на рассмотрение Кабинета Министров Татарской ССР, местных администраций, местных Советов народных депутатов предложения об установлении для всех работодателей квоты приема на работу лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих затруднения в трудоустройстве, в том числе молодежи, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов, лиц, продолжительное время не работающих, а также освобожденных из учреждений, исполняющих наказание или осуществляющих принудительное лечение по решению суда;
заключать по доверенности работодателей от их имени договоры с гражданами о трудоустройстве (с предварительной, при необходимости, профессиональной подготовкой), оплачивать таким гражданам за счет средств предприятий, учреждений, организаций стоимость проезда, суточные за каждый день нахождения в пути, а также выдавать им пособия при переезде на новое место жительства;
направлять в установленном порядке незанятых граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы;
приостанавливать в установленном порядке выплату гражданам пособий по временной незанятости;
выдавать организациям, в том числе коммерческим, сертификаты на получение лицензии по оказанию услуг, связанных с профориентацией, повышением профессионального уровня и подготовкой граждан к новой работе и трудоустройству.
VI. Права и обязанности работодателей в реализации
государственной политики занятости
Статья 28. Обязанности работодателей в реализации государственной политики занятости
1. Работодатели участвуют в реализации государственной политики занятости на основе:
соблюдения условий договоров (соглашений), регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством;
реализации мер, предусмотренных в коллективных договорах (соглашениях) по защите трудящихся в случае безработицы или приостановки производства, оказание содействия в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставление сверх установленной законодательством материальной помощи высвобождаемым работникам за счет средств предприятий, учреждений, организаций и других работодателей;
создания условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работающих. При исчислении налогооблагаемой прибыли сумма балансовой прибыли предприятий, учреждений, организаций уменьшается на сумму средств, затраченных ими на профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку работников;
трудоустройства определенного местным Советом народных депутатов количества лиц, особо нуждающихся в социальной защите.
Работодатели представляют в установленные сроки полную и достоверную информацию о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей), потребностях в рабочей силе, условиях приема на работу по формам, утвержденным Государственным органом труда и занятости Татарской ССР.
2. Работодатели письменно, не менее, чем за три месяца и в полном объеме представляют в установленной форме государственным органам труда и занятости и в профсоюзный орган информацию о возможных массовых увольнениях трудящихся, о числе и категориях трудящихся, которых оно может коснуться, и срок, в течение которого его намечено осуществить, и несут ответственность в порядке, установленном действующим законодательством за предоставление недостоверных сведений, а также за непредставление сведений.
3. Работодатели возмещают затраты службы труда и занятости по созданию специальных рабочих мест и профессиональной подготовке в связи с трудоустройством работников, получивших профессиональное заболевание или инвалидность на данном производстве путем перечисления средств в фонд занятости.
4. В случае отказа в приеме на работу ранее заявленных выпускников высших, средне-специальных и профессионально-технических учебных заведений и лиц, прошедших профессиональную подготовку по договору через органы труда и занятости, а также при невыполнении установленной местными органами власти квоты на создание специальных рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите, предприятия, учреждения и организации производят целевые финансовые отчисления в фонд занятости в размере среднегодовой заработной платы работника на данном предприятии, в учреждении, организации.
Статья 29. Права работодателей в реализации государственной политики занятости
1. Работодатель имеет право принимать на работу лиц, непосредственно обратившихся на предприятие, в учреждение, организацию, на равных основаниях с лицами, имеющими направление службы труда и занятости.
2. Работодатели, создающие дополнительные рабочие места для лиц, особо нуждающихся в социальной защите, сверх минимального количества рабочих мест, установленного Советами народных депутатов, имеют право на дополнительные налоговые льготы и другие формы компенсации, частично возмещающие связанные с этим расходы.
3. Работодатель имеет право получать от органов труда и занятости бесплатную информацию о состоянии рынка труда.
4. При необходимости государственные органы труда и занятости могут компенсировать работодателям полностью или частично затраты на организацию обучения принятых на работу граждан, высвобождаемых с других предприятий, учреждений, организаций.
VII. Социальные гарантии и компенсации при потере работы
Статья 30. Гарантии материальной и социальной поддержки
1. Государство гарантирует гражданам Татарской ССР, потерявшим работу, высвобожденным с предприятий, из учреждений, организаций, а также лицам, впервые ищущим работу или желающим возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва:
предоставление гарантийных выплат работникам, высвобождаемым с предприятий, организаций, учреждений;
выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки;
выплату пособия по безработице;
возможностть участия в оплачиваемых общественных работах;
компенсацию затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению органов труда и занятости.
2. Пособия и компенсации безработным гражданам выплачиваются с 16 лет и до наступления права на получение пенсии (за исключением пенсии по инвалидности и других случаев, предусмотренных законодательством).
3. Время, в течение которого гражданин в установленном порядке получает стипендию, пособие по безработице, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, а также время, необходимое для переезда и трудоустройства по направлению органов труда и занятости в другую местность, засчитывается в общий трудовой стаж.
4. При невозможности трудоустройства женщин при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией предприятий, выпускников высших, средне-специальных учебных заведений - материальное обеспечение на время их нетрудоспособности в связи с беременностью и родами возлагается на государственную службу занятости.
5. Все виды пособий и выплат безработным подлежат индексации в установленном порядке.
Статья 31. Компенсации работникам, высвобождаемым с предприятий, из учреждений и организаций
Работникам, высвобождаемым с предприятий, из учреждений, организаций, при расторжении трудового договора в связи с их ликвидацией, реорганизацией, осуществлением мероприятий по сокращению численности (штатов) выходное пособие и другие компенсации выплачиваются в соответствии с законодательством о труде.
За указанными работниками сохраняется непрерывный трудовой стаж на период трудоустройства (но не более трех месяцев, а одиноким матерям и женщинам, имеющим на своем иждивении двух и более детей в возрасте до 14 лет - до шести месяцев).
Если по истечении срока выплаты высвобождаемому работнику не будет предоставлена подходящая работа, он приобретает статус безработного.
При отсутствии у ликвидируемых предприятий, учреждений, организаций средств, предназначенных для расчетов с высвобождаемыми гражданами, выплата компенсаций производится за счет фонда занятости.
Статья 32. Размеры стипендий, выплачиваемых гражданам в период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки
1. На период профессионального обучения (переобучения) граждан по направлению органов труда и занятости им выплачивается стипендия в следующих размерах:
для лиц, имеющих трудовой стаж свыше одного года, - в размере 75% их среднемесячной заработной платы по последнему месту работы, но не ниже минимальной заработной платы, предусмотренной законодательством Татарской ССР, и не более средней заработной платы в республике;
для лиц, не имеющих трудового стажа или имеющих трудовой стаж менее одного года, - в размере стипендии, установленной государством для учебного заведения соответствующего профиля, но не ниже размера пособия по безработице, предусмотренного для этой категории населения;
для лиц, утративших способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профзаболевания, - за счет средств соответствующих предприятий (организаций) в размере 100% средней заработной платы, но не ниже минимальной заработной платы, установленной законодательством Татарской ССР и не более средней заработной платы в республике.
Лицам, имеющим иждивенцев, размер стипендии повышается на каждого иждивенца на 10%, но не может превышать размер средней заработной платы по прежнему месту работы.
Статья 33. Порядок определения размеров пособия по безработице
1. Пособие по безработице для лиц, потерявших работу и заработок, устанавливается в процентном отношении к средней заработной плате за год по прежнему месту работы граждан.
Пособие по безработице во всех иных случаях, включая граждан, ищущих работу впервые, устанавливается в размере минимальной заработной платы.
2. При наличии нетрудоспособных иждивенцев в семье размер пособия безработному увеличивается на 10% на каждого иждивенца (безработному, являющемуся единственным кормильцем в семье до 20%), но не может превышать размер средней заработной платы по прежнему месту работы.
3. С пособия по безработице в соответствии с приговором, решением суда производятся все виды удержания (алименты, возмещение ущерба и т.д.).
Статья 34. Условия и сроки выплаты пособия по безработице
1. Пособия и компенсации по безработице выплачиваются гражданам Татарской ССР в возрасте от 16 лет и до наступления права на пенсию (за исключением случаев, предусмотренных законодательством) и зарегистрированным в государственной службе занятости в качестве безработного.
2. Право на получение пособия по безработице наступает не позднее 11-го дня с момента обращения гражданина в государственную службу занятости вплоть до решения вопроса о трудоустройстве граждан, но не более 12-ти месячного периода, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Для граждан, высвобожденных с предприятий, учреждений, организаций, зарегистрированных в службе занятости в течение двух недель после увольнения, но не трудоустроенных по истечении трехмесячного периода, пособие по безработице выплачивается с первого дня по истечении этого периода.
В случае непредоставления оплачиваемой подходящей работы по истечении установленного срока выплаты пособия по безработице гражданин имеет преимущественное право на получение иной профессии (специальности) и участие в оплачиваемых общественных работах на период вплоть до предоставления ему подходящей работы.
3. Для граждан, потерявших работу и заработок (доход), пособие по безработице выплачивается в случае, если они в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, имели оплачиваемую работу (доход) не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 12 календарных недель с полным рабочим днем (неделей).
4. Пособие по безработице выплачивается не реже двух раз в месяц при прохождении безработными перерегистрации не реже двух раз в месяц.
5. Местные Советы народных депутатов могут устанавливать более продолжительные периоды выплат пособий или предусматривать условия продления их выплаты за счет средств соответствующих бюджетов.
Статья 35. Порядок продления сроков выплаты пособия по безработице гражданам со стажем работы, дающим право на пенсию по старости (по возрасту)
1. Для граждан, общий трудовой стаж которых в соответствии с Законом Союза ССР "О государственных пенсиях в СССР" дает право на пенсию по старости (включая пенсии на льготных условиях), продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается на 2 календарные недели сверх установленных 12 месяцев за каждый год работы, превышающий пенсионный стаж.
2. Безработные имеют право по предложению службы занятости на досрочный, но не более чем за два года до установленного законодательством срока, выход на пенсию.
Статья 36. Размер пособия по безработице для лиц, потерявших работу и заработок, уволенных из Вооруженных Сил, внутренних, железнодорожных войск и органов государственной безопасности
Пособия по безработице выплачиваются гражданам с момента их регистрации в органах тртуда и занятости в качестве безработного и до решения вопроса о трудоустройстве, но не более 12 месяцев (для лиц предпенсионного возраста - не более 24 месяцев) в размерах: первые три месяца 75% средней заработной платы по последнему месту работы, следующие четыре месяца - 60%, в дальнейшем - 45%, но во всех случаях не ниже минимальной заработной платы, установленной законодательством Татарской ССР и не выше средней заработной платы, сложившейся в республике.
В случае непредоставления подходящей оплачиваемой работы по истечении установленного срока выплаты пособий гражданин имеет преимущественное право на получение иной профессии (специальности), а также на участие в оплачиваемых общественных работах до предоставления ему подходящей работы.
Статья 37. Размер пособия для иных категорий безработных
Другим категориям, включая граждан, ищущих работы впервые, а также стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, выплачивается пособие в размере минимальной заработной платы, установленной законодательством Татарской ССР.
Граждане, признанные безработными после завершения профессиональной подготовки и переподготовки в учебных заведениях по направлению органов труда и занятости, имеют право на получение пособия в размере, не ниже выплачиваемой во время учебы стипендии.
Статья 38. Приостановка и прекращение выплаты пособия по безработице
Выплата пособия по безработице может быть отложена или приостановлена государственными органами труда и занятости на срок до 3 месяцев, или прекращена, или его размер сокращен в случаях:
письменного отказа гражданина от двух предложений подходящей работы, как и от двух предложений такой работы после завершения профессионального обучения (переобучения) по направлению государственных органов труда и занятости;
увольнения за нарушение трудовой дисциплины;
трудоустройства на временную работу в период получения пособия по безработице без уведомления государственных органов труда и занятости;
нарушения условий пункта 4 статьи 34 настоящего Закона;
получения пособия по безработице в результате представления документов с заведомо ложными сведениями;
осуждение лица, имеющего статус безработного, к наказанию в виде лишения свободы, а также - прохождения гражданином курса лечения в лечебно-трудовом профилактории.
Статья 39. Материальная помощь
Членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, а также гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного срока его выплаты, может оказываться материальная и иная помощь, включая дотации за пользование жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания.
Предоставление материальной и иной помощи осуществляется за счет средств фондов занятости в соответствии с Положением о государственном фонде занятости населения Татарской ССР.
См. также:
Разъяснение Госкомитета РТ по труду и социальным вопросам N 3 "О порядке применения статьи 39 Закона Республики Татарстан "О занятости населения", утверждено Постановлением ГК РТ по труду и социальным вопросам от 1 сентября 1992 г. N 15
Положение "О порядке и условиях оказания материальной и иной помощи за счет средств Государственного фонда занятости Республики Татарстан безработным и членам семей безработных, находящимся на их иждивении", утвержденное Приказом ГК РТ по труду и соц.вопр. от 20 октября 1995 г. N 193
Статья 40. Добровольное социальное страхование на случай потери работы
Граждане Татарской ССР могут заключать с организациями государственного страхования договор на случай потери работы.
Порядок, периодичность и условия страхования определяются законодательством.
VIII. Контроль и ответственность за нарушение закона
Татарской ССР "О занятости населения"
Статья 41. Органы, осуществляющие контроль
Контроль за реализацией законодательства о занятости населения и соблюдением установленных социальных гарантий осуществляется Советами народных депутатов, их исполнительно-распорядительными органами, профессиональными союзами и инспекцией органов труда и занятости.
Статья 42. Ответственность за нарушение Закона о занятости
Лица, виновные в нарушении Закона Татарской ССР "О занятости населения", несут ответственность в предусмотренном законодательством порядке.
Законодательством Татарской ССР устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность за нарушение Закона о занятости населения в Татарской ССР.
Статья 43. Ответственность работодателей за нарушение Закона
Работодатели, виновные в нарушении настоящего Закона в части незаконного привлечения граждан к труду, а также статьи 28 (п.2, 3, 4) несут административную ответственность в виде штрафа в размере от 10 тыс. до 100 тыс.рублей, налагаемого в судебном порядке.
Статья 44. Ответственность работников государственных органов труда и занятости
Работники государственных органов труда и занятости, виновные в нарушении настоящего Закона, несут дисциплинарную ответственность вплоть до увольнения с работы, административную - в виде штрафа в размере до трех должностных окладов, а также уголовную ответственность.
Статья 45. Ответственность за принуждение к труду
Лица, виновные в нарушении статьи 1 в части принуждения к труду настоящего Закона, несут административную ответственность в виде штрафа в размере от одной тысячи до 10 тысячи рублей, налагаемого в судебном порядке.
Президент Татарской ССР |
М.Ш.Шаймиев |
г.Казань, Кремль
26 ноября 1991 г.
N 1297-XII
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон РТ от 26 ноября 1991 г. N 1297-XII "О занятости населения"
Закон введен в действие Постановлением ВС РТ от 27 ноября 1991 г. N 1323-XII со дня опубликования
Текст Закона в редакции от 26 ноября 1991 г. опубликован в газете "Советская Татария" N 248 от 12 декабря 1991 г.; Сборнике Законов РТ "Об административной ответственности", Издание Верховного Совета РТ, Казань, 1994 г.; Ведомостях Верховного Совета Татарстана, N 3, 1992 г.
Законом РТ от 19 июня 2006 г. N 39-ЗРТ настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2007 г.
Решением Верховного суда РТ от 25 декабря 2000 г. отдельные положения настоящего Закона признаны противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу. Решение было обжаловано в Верховный суд РФ и оставлено без изменения
Законом от 8 мая 2003 г. N 13-ЗРТ настоящий Закон был изменен. Редакция Закона от 8 мая 2003 г. вступила в силу с 26 мая 2003 г., за исключением пункта 2 статьи 4, пункта 4 статьи 12, статьи 15, абзаца 2 пункта 2 статьи 21, пункта 3 статьи 31, которые вступают в силу со дня истечения срока полномочий местных Советов народных депутатов РТ
Закон в настоящей редакции применяется к правоотношениям, возникшим после его вступления в силу. По правоотношениям, возникшим до вступления в силу настоящей редакции Закона, настоящая редакция Закона применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после его вступления в силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон РТ от 17 декабря 2005 г. N 129-ЗРТ
Действие настоящего Закона приостановлено на 2006 год
Изменения вступают в силу со дня принятия названного Закона
Закон РТ от 4 декабря 2004 г. N 60-ЗРТ
Действие настоящего Закона приостановлено на 2005 год
Изменения вступают в силу со дня подписания названного Закона
Закон РТ от 8 мая 2003 г. N 13-ЗРТ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона, за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок вступления в силу
Закон РТ от 25 октября 2001 г. N 1145
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон РТ от 28 июня 2001 г. N 949
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон РТ 3 июля 1998 г. N 1703
Изменения вступают в силу со дня опубликования названного Закона
Закон РТ от 20 июля 1994 г. N 2185-XII
Изменения вступают в силу со дня опубликования названного Закона