Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 31 октября 2001 г.
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 декабря 2001 г. N 11-Г01-67 настоящее решение оставлено без изменения, а кассационный протест прокурора Республики Татарстан - без удовлетворения
Именем Российский Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего С-ва,
при секретаре З-ой,
с участием прокурора К-ой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям прокурора Республики Татарстан и Н-ва о признании Закона Республики Татарстан от 13 июня 1996 г. "О целевом налоге для ликвидации ветхого жилья" (с изменениями и дополнениями от 26 декабря 1997 г. и от 29 июня 2000 г.) противоречащим федеральному законодательству установил:
Прокурор Республики Татарстан и Н-ов обратились в суд с заявлениями о признании Закона Республики Татарстан от 13 июня 1996 г. "О целевом налоге для ликвидации ветхого жилья" (с изменениями и дополнениями от 26 декабря 1997 г. и от 29 июня 2000 г.) противоречащим федеральному законодательству.
В обоснование заявления прокурор Татарстана указывает, что ст.20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы Российской Федерации" предусматривает исчерпывающий перечень региональных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации и установление налога на ликвидацию ветхого жилья федеральным законодательством не предусмотрено.
Н-ов указывает, так же# и на то, что отнесение не предусмотренного федеральным законодательством налога на себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) уменьшает налогооблагаемую базу по предусмотренным законом налогам и сборам, влечет уменьшение прибыли и уменьшение получаемых им как акционером дивидендов.#
Представители Государственного Совета Республики Татарстан и Аппарата Президента Республики Татарстан требования не признали, пояснив, что по своему характеру и целям предусмотренные оспариваемым Законом сборы не являются налогом и не противоречат федеральному законодательству, которое не содержит исчерпывающего перечня налогов и сборов, взимание которых может устанавливаться органами власти субъектов Российской Федерации.
Выслушав объяснения представителя прокуратуры Татарстана, Н-ва, представителей Государственного Совета Татарстана и Аппарата Президента Татарстана, исследовав материалы дела, выслушав прения сторон и заключение прокурора К-ой, полагавшей заявления удовлетворить, Верховный Суд Республики Татарстан считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 75 Конституции Российской Федерации система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
В соответствии с п.2 ст.18 Федерального закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.
Перечень налогов республик в составе Российской Федерации, налогов краев, областей, автономных областей, автономных округов установлен ст.20 указанного Закона и в этот перечень не включен налог для ликвидации ветхого жилья.
Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30 января 2001 года по делу N 2-П указал, что перечень региональных налогов, внесение в него изменений и дополнений, круг налогоплательщиков, а так же# существенные элементы каждого регионального налога должны регулироваться федеральным законом, с тем чтобы не допускать излишнего обременения налогоплательщиков обязанностями по уплате налогов, устанавливаемыми законами субъектов Российской Федерации о региональных налогах, формирования доходной части бюджетов одних субъектов Российской Федерации за счет других, нарушения конституционных положений о единстве экономического пространства, равенстве прав гражданина и человека, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств.
Учитывая, что обжалуемый заявителями закон Республики Татарстан устанавливает взимание налога не предусмотренного действующим федеральным законодательством, он должен быть признан не действующим и не подлежащим применению.#
Доводы представителя Государственного Совета Татарстана о том, что установленный обжалуемым законом налог фактически таковым не является не могут служить основаниями для отказа в удовлетворении заявлений.#
В соответствии со ст.8 Налогового кодекса РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В данном случае, хотя предусмотренный обжалуемым законом налог и не направлен на финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований, однако по своим признакам - обязательность и безвозмездность отчуждения принадлежащих юридическим лицам денежных средств - имеет все признаки налогового платежа, указанного в ст.18 Федерального закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Верховный Суд Татарстана считает, что не имеет правового значения по делу тот факт, что, по сообщению представителя Государственного Совета Татарстана, Государственный Совет Республики Татарстан Законом от 25 октября 2001 года признал обжалуемый закон утратившим силу с 1 января 2002 года, поскольку обжалуемый закон в настоящее время продолжает действовать, а прокуратура Республики Татарстан и Н-ов настаивают на рассмотрении дела по существу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.14, 50, 191-197 Гражданского процессуального кодекса РСФСР Верховный Суд Республики Татарстан решил:
Заявление прокурора Республики Татарстан и Н-ва удовлетворить.
Закон Республики Татарстан от 13 июня 1996 года "О целевом налоге для ликвидации ветхого жилья" (с изменениями и дополнениями от 26 декабря 1997 года и от 29 июня 2000 года) признать противоречащим законодательству Российской Федерации, не действующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу.
После вступления решения в законную силу опубликовать информацию о вынесении решения в газетах "Ватаным Татарстан" и "Республика Татарстан".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течении# 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 31 октября 2001 г.
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 декабря 2001 г. N 11-Г01-67 настоящее решение оставлено без изменения, а кассационный протест прокурора Республики Татарстан - без удовлетворения
Сообщение о Решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 15 февраля 2002 г. N 32