Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 18 декабря 2000 г. N Зп-1-96/2000
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 февраля 2001 г. настоящее решение оставлено без изменения
Именем Российской Федерации
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Г-на
с участием прокурора К-ой
при секретаре Г-ой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.11.1999 г. N 764 "О внесении дополнений в постановление Кабинета Министров РТ от 12.10.99 г. N 688 "О передаче в коммунальную собственность г.Казани ведомственного жилого фонда, инженерных сетей и сооружений" недействительным и не порождающим правовых последствий, установила:
Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан (далее по тексту: КМ РТ) от 15.11.99 г. N 764 "О внесении дополнений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.10.99 г. "О передаче в коммунальную собственность г.Казани ведомственного жилого фонда, инженерных сетей и сооружений" недействительным и не порождающим правовых последствий. В обосновании своего заявления прокурор РТ указал, что оспариваемое постановление КМ РТ противоречит постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республики в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и статье 209 ГК РФ.
Представители КМ РТ Зырянов Б.И. и Сучкова К.Ю. (далее - представители КМ РТ) с доводами заявления прокурора РТ не согласились, суду пояснили, что согласно, действующего в Республике Татарстан законодательства понятия "муниципальная собственность" и "коммунальная собственность" имеют по своему содержанию различные понятия. Поправки, внесенные в Конституцию РТ в 1994 году свидетельствуют о том, что понятие "коммунальная собственность" приравнена к понятию "государственная собственность", в то время как, в постановлении Верховного Совета РФ от 27.12.91 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республики в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" понятие "муниципальная собственность" не может быть приравнено по своему содержанию к государственной собственности. Тем самым, указанное постановление Верховного Совета РФ не может быть применено.
Кроме того, по мнению представителей КМ РТ пункт 1 постановления КМ РТ от 12.10.99 г. N 688 "О передаче в коммунальную собственность города Казани ведомственного жилого фонда, инженерных сетей и сооружений" изложен в новой редакции постановлением КМ РТ N 507 от 12.07.2000 года, поэтому оспариваемое прокурором РТ постановление фактически отменено и не действует.
Выслушав объяснения заявителя, представителей КМ РТ, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.212 ГК РФ в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
Согласно ст.215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Постановление КМ РТ N 764 от 15.11.99 года, исключающее из состава передаваемого в коммунальную собственность г.Казани имущества встроенно-пристроенные нежилые помещения, нельзя считать законным по следующим основаниям.
Согласно ст.72 Конституции РФ вопросы разграничения государственной собственности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 года N 3020-1 утвержден перечень объектов, относящихся к муниципальной собственности в соответствии с которым жилищный и нежилой фонд, находящиеся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5,7% отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения, отнесены к муниципальной собственности.
Доводы представителей КМ РТ о том, что в Республике Татарстан нет муниципальной собственности, а понятия "муниципальная собственность" и "коммунальная собственность" по своему содержанию имеют различный смысл, противоречат ст.215 ГК РФ, согласно которой имущество городов, сел и других муниципальных образований является муниципальной собственностью. И в связи с этим, судебная коллегия считает, что в Республике Татарстан муниципальная собственность отождествлена с коммунальной собственностью.
Постановлением Верховного Совета Республики Татарстан от 04.03.93 года N 1764-XII "О пообъектном составе коммунальной собственности в Республике Татарстан" утвержден первоочередной перечень объектов, безвозмездно передаваемых в состав коммунальной собственности районов и городов Республики Татарстан, согласно которому встроенно-пристроенные нежилые помещения перешли в коммунальную собственность.
Таким образом, в силу прямого указания закона, встроенно-пристроенные нежилые помещения уже находятся в коммунальной собственности. Оспариваемое постановление КМ РТ, исключающее из состава коммунальной собственности встроенно-пристроенные нежилые помещения нарушает права собственника - Казанского городского Совета народных депутатов, предусмотренные ст.209 ГК РФ.
Доводы представителей КМ РТ о том, что п.1 постановления КМ РТ от 12.10.99 г. N 688 "О передаче в коммунальную собственность города Казани ведомственного жилого фонда, инженерных сетей и сооружений" изложен в новой редакции постановлением КМ РТ N 507 от 12.07.2000 года, поэтому оспариваемое прокурором РТ постановление фактически отменено и не действует, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку спорное постановление издано 15 ноября 1999 года и с этого момента до 12 июля 2000 года, до изложения п.1 постановления КМ РТ N 688 от 12.10.99 года в новой редакции, порождало правовые последствия для правоприменителя.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает постановление КМ РТ N 764 от 15.11.99 г. "О внесении дополнений в постановление Кабинета Министров РТ от 12.10.99 г. N 688 "О передаче в коммунальную собственность г.Казани ведомственного жилого фонда, инженерных сетей и сооружений" подлежащим признанию недействительным и не порождающим правовых последствий с момента его издания.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191-197 ГПК РСФСР, судебная коллегия решила:
Заявление Прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 ноября 1999 года N 764 "О внесении дополнений в постановление Кабинета Министров РТ от 12 октября 1999 года N 688 "О передаче в коммунальную собственность г.Казани ведомственного жилого фонда, инженерных сетей и сооружений" недействительным и не порождающим правовых последствий со дня его издания.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный суд Российской Федерации в течение 10 дней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 18 декабря 2000 г. N Зп-1-96/2000
Решение вступило в законную силу 2 февраля 2001 г.
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 февраля 2001 г. настоящее решение оставлено без изменения
Текст решения официально опубликован не был