Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 26 мая 2003 г. N 286
"Об утверждении Республиканской программы улучшения условий
и охраны труда на 2004-2006 годы"
В целях реализации Закона Республики Татарстан "Об охране труда в Республике Татарстан" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую программу улучшения условий и охраны труда на 2004-2006 годы (далее - Программа).
2. Министерству финансов Республики Татарстан, Министерству экономики и промышленности Республики Татарстан при формировании проектов бюджетов Республики Татарстан на 2004-2006 годы включить указанную Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета Республики Татарстан.
3. Министерствам, ведомствам, учреждениям и организациям Республики Татарстан принять меры по реализации Программы.
4. Рекомендовать администрациям городов и районов Республики Татарстан принять территориальные программы улучшения условий и охраны труда в пределах средств местных бюджетов и внебюджетных источников.
5. Министерству труда и занятости Республики Татарстан ежегодно до 1 марта информировать Кабинет Министров Республики Татарстан о ходе выполнения Программы.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Татарстан З.Р.Валееву.
Премьер-министр
Республики Татарстан |
Р.Н.Минниханов |
Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан |
И.Б.Фаттахов |
Республиканская программа
улучшения условий и охраны труда на 2004-2006 годы
(утв. постановлением КМ РТ от 26 мая 2003 г. N 286)
Паспорт
Республиканской программы улучшения условий и охраны труда
на 2004-2006 годы
Основание для разработки Респу- бликанской прог- раммы улучшения условий и охраны труда на 2004- 2006 годы (далее - Программа) |
Трудовой кодекс Российской Федерации, принятый Феде- ральным законом от 30.12.01 г. N 197-ФЗ; Федеральный закон от 17.07.99 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации"; Закон Республики Татарстан от 10.12.97 г. N 1417 "Об охране труда в Республике Татарстан"; Генеральное соглашение между Кабинетом Министров Рес- публики Татарстан, Федерацией профсоюзов Республики Татарстан, Ассоциацией промышленных предприятий Рес- публики Татарстан и Торгово-промышленной палатой Рес- публики Татарстан на 2004-2006 годы |
Государственный заказчик |
Министерство труда и занятости Республики Татарстан |
Основные разра- ботчики Программы |
Министерство труда и занятости Республики Татарстан; министерства, ведомства, Госкомстат Республики Татар- стан; администрации городов и районов; органы надзора и контроля; высшие учебные заведения; Федерация профсоюзов Республики Татарстан; Ассоциация промышленных предприятий Республики Татар- стан; организации Республики Татарстан |
Цели Программы | обеспечение государственных гарантий по вопросам ох- раны труда, установленных в Трудовом кодексе Россий- ской Федерации, принятом Федеральным законом от 30.12.01 г. N 197-ФЗ, федеральными законами от 17.07.99 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Рос- сийской Федерации", от 24.07.98 г. N 125-ФЗ "Об обя- зательном социальном страховании от несчастных случа- ев на производстве и профзаболеваний", постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.04.02 г. N 28 "О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях" |
Задачи Программы | определение приоритетных направлений и научно-техни- ческих разработок и исследований в области охраны труда; активизация аттестации рабочих мест и сертификации работ по охране труда в организациях и повышение ка- чества их проведения; повышение привлекательности рабочих мест; совершенствование системы подготовки и повышения ква- лификации руководителей, специалистов и работников по охране труда; снижение производственного травматизма в расчете на 1000 работающих до уровня 4,1; сокращение численности работников, занятых в тяжелых условиях труда, до показателя 0,93; пропаганда вопросов охраны труда |
Сроки реализации Программы |
2004-2006 годы |
Основные разделы Программы |
нормативно-правовое обеспечение условий и охраны тру- да; организационное и техническое обеспечение условий и охраны труда; информационное обеспечение охраны труда, совершенс- твование системы образования по охране труда; научное обеспечение охраны труда; улучшение условий труда женщин и постепенное высво- бождение их с работ с тяжелыми и вредными условиями труда |
Исполнители ос- новных мероприя- тий |
Министерство труда и занятости Республики Татарстан; министерства, ведомства, Госкомстат Республики Татар- стан; органы надзора и контроля в области охраны труда; организации Республики Татарстан; Республиканский научно-методический центр охраны и безопасности труда; высшие учебные заведения; исполнители на конкурсной основе |
Объемы и источни- ки финансирования |
Общий объем финансирования Программы - 397240 тыс.рублей, в том числе по источникам финансирования; средства организаций и ведомств Республики Татарстан - 382175 тыс.рублей; средства республиканского бюджета - 15065 тыс.рублей |
Ожидаемые конеч- ные результаты реализации Про- граммы |
Достижение значений индикаторов оценки уровней охраны и условий труда, установленных на 2006 год: число человеко-дней нетрудоспособности до 33,4 в рас- чете на одного пострадавшего в связи с производствен- ными увечьями и травмами; снижение числа пострадавших на производстве до 4,1 из расчета на 1000 работающих; снижение удельного веса работников, занятых в услови- ях труда, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, до 13,5 процентов; удельный вес работников, занятых тяжелым физическим трудом, до 0,93 процента; удельный вес работающих на оборудовании, не отвечаю- щем требованиям безопасности, до 0,07 процента; |
Система организа- ции контроля за исполнением Про- граммы |
Контроль за реализацией Программы осуществляется в установленном порядке Министерством труда и занятости Республики Татарстан совместно с другими республи- канскими органами исполнительной власти, республи- канскими органами надзора и контроля в области охраны труда; Министерство труда и занятости Республики Татарстан ежегодно до 1 марта информирует Кабинет Министров Республики Татарстан о ходе выполнения Программы |
Современное состояние условий охраны труда в Республике Татарстан
Ситуация в сфере условий и охраны труда в Республике Татарстан остается сложной, являясь серьезной социально-экономической проблемой. Это связано с продолжением экономического кризиса, недостатком инвестиций на реконструкцию производства, замену изношенного оборудования, дефицитом высококвалифицированных рабочих и специалистов по охране труда.
В законодательстве сделаны важные шаги по ужесточению требований охраны труда. Трудовой кодекс Российской Федерации ввел специальную главу и целый ряд статей, обязывающих заниматься вопросами охраны труда на всех уровнях, начиная с работодателя. В результате принятых государством мер на федеральном и республиканском уровнях и реализации Республиканской программы улучшения условий и охраны труда на 2001-2003 годы ситуация в области охраны труда стала улучшаться.
В ходе реализации Программы 2001-2003 гг. заметно активизировалась работа по обучению охране труда руководителей и специалистов организаций. В результате за 1999-2002 гг. численность руководителей и специалистов, прошедших обучение охране труда, возросла с 4800 до 17000 человек в год. Проведены маркетинговые исследования обеспечения спецодеждой, другими средствами индивидуальной защиты работающих в ряде отраслей экономики. Министерствами и ведомствами разработаны 17 отраслевых программ улучшения условий и охраны труда, а также 50 территориальных программ. Созданы и работают Республиканский научно-методический центр по охране и безопасности труда, консультационные пункты, которые позволили расширить сферу консультационных услуг по проблемам охраны труда. Во многих организациях республики проводятся мероприятия по модернизации, реконструкции, выводу из эксплуатации нефтехимического, химического, энергетического, котлонадзорного оборудования.
В целях пропаганды достижений в области охраны труда проведена республиканская выставка "Охрана труда в Республике Татарстан - 2002", что позволило организациям республики - производителям спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты - продемонстрировать потенциальным потребителям свои достижения в этой области. В 2001 и 2002 годах Министерство труда и занятости Республики Татарстан организовало их участие в международных выставках "Безопасность и охрана труда". По результатам последних выставок организации республики заключили договоры на сумму около 40 млн.рублей, что позволило им значительно расширить рынок сбыта продукции за пределами республики.
Проведен республиканский смотр-конкурс на лучшую организацию работы по охране труда. Определены и награждены 47 победителей в этой области по отдельным номинациям.
Отмечается снижение числа пострадавших от несчастных случаев на производстве с 3914 человек в 2000 году до 3600 человек в 2001 году, что позволило снизить уровень производственного травматизма в среднем по республике на 17 процентов. Численность и удельный вес работников, занятых в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, за последние 2 года остаются на одном уровне.
Несмотря на положительные результаты, достигнутые в области охраны труда, ситуация продолжает оставаться достаточно напряженной. Следует отметить, что число смертельных случаев на производстве продолжает оставаться высоким: в 2000 году погибли 178 человек, в 2001 году - 177 человек, а в 2002 году - 137 человек (по оперативным данным).
Анализ данных ежегодных обследований, проводимых Госкомстатом Республики Татарстан в промышленности, строительстве, транспорте, связи, позволяет сделать следующие выводы, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Динамика показателей условий и охраны труда в Республике Татарстан
в 1999-2001 гг.
N п/п |
Показатели охраны и условий труда | 1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. (опера- тивные данные) |
1. | Число пострадавших с утратой трудоспо- собности на один рабочий день и более - всего |
3895 | 3914 | 3600 | 3512 |
в расчете на 1000 работающих | 4,5 | 4,0 | 3,7 | 4,0 | |
2. | Число пострадавших со смертельным исхо- дом - всего |
138 | 178 | 177 | 137 |
в расчете на 1000 работающих | 0,160 | 0,183 | 0,181 | ||
3. | Число дней нетрудоспособности в расчете на одного пострадавшего |
32,3 | 38,0 | 34,8 | |
4. | Удельный вес занятых в условиях труда, не соответствующих санитарно-гигиениче- ским нормам, % |
13,5 | 15,5 | 16,5 | |
5. | Удельный вес работников, занятых тяже- лым физическим трудом, % |
1,3 | 1,2 | 1,6 | |
6. | Удельный вес работающих на оборудова- нии, не отвечающем требованиям безопас- ности труда, % |
0,1 | 0,2 | 0,1 | |
7. | Затраты на мероприятия по охране труда, млн.рублей |
546,2 | 1162,4 | 1217,1 |
Сравнение показателей по охране труда в Республике Татарстан с показателями в России и Приволжском федеральном округе за последние 3 года позволяет сделать вывод о том, что уровень травматизма 3,7 человека в расчете на 1000 работающих имеет тенденцию к снижению и ниже показателей по России и Приволжскому федеральному округу. Показатель травматизма со смертельным исходом находится на уровне 0,181, что выше, чем по России и Приволжскому федеральному округу, о чем свидетельствуют данные, приведенные в таблице 2.
Таблица 2
Информация
о состоянии производственного травматизма в Российской Федерации,
Приволжском федеральном округе и Республике Татарстан
(по данным Госкомстата России)
Наименование террито- рии Российской Феде- рации |
Численность пострадавших с утратой трудоспособнос- ти на один рабочий день и более в расчете на 1000 работающих |
Численность пострадав- ших со смертельным ис- ходом в расчете на 1000 работающих |
||||
1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | |
Российская Федерация | 5,2 | 5,1 | 5,0 | 0,144 | 0,149 | 0,150 |
Приволжский федераль- ный округ |
5,1 | 4,9 | 4,6 | 0,138 | 0,139 | 0,143 |
Республика Татарстан | 4,5 | 4,0 | 3,7 | 0,140 | 0,183 | 0,181 |
В организациях промышленности, строительства, транспорта и связи Республики Татарстан численность работающих, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, составляет свыше 16% списочного состава работников. Наибольшая доля приходится на промышленность - 20%. По данным Центра санитарно-эпидемиологического надзора Республики Татарстан, в 2001 году численность работающих в условиях, не отвечающих санитарным нормам, составила почти 20% от числа лиц, занятых в контакте с вредными факторами производственной среды, около трети из них - женщины. Значительная часть занята в сельском хозяйстве - 17,4 тыс.человек.
Остается значительной доля работников, занятых тяжелым физическим трудом. За последние годы численность этой группы колебалась в пределах 5,8-8,4 тыс.человек.
Серьезной проблемой продолжает оставаться аттестация рабочих мест по условиям труда в организациях республики. И дело не только в недостатке финансирования, дефиците измерительных приборов, но и в качестве проведения аттестации рабочих мест. Подготовительная работа по введению системы сертификации работ по охране труда в организациях в настоящее время ведется на недостаточном уровне.
Высокий процент износа оборудования повышает риск возникновения аварийных ситуаций. Острой, с точки зрения охраны труда, остается, например, ситуация на химических и нефтехимических предприятиях, построенных более 20-30 лет назад, многие организации малого и среднего бизнеса используют списанное или физически изношенное оборудование.
За последние годы в Республике Татарстан затраты на охрану труда систематически возрастали согласно динамике, представленной в таблице 3. Однако сохраняются существенные диспропорции финансирования охраны труда в организациях различных форм собственности. Так, затраты на охрану труда в частном секторе экономики более чем в 3 раза ниже среднего уровня по республике. Это и обуславливает неблагополучное состояние условий и охраны труда в организациях малого и среднего бизнеса, что отражено в таблице 3.
Таблица 3
Динамика затрат на охрану труда в Республике Татарстан
в 1999-2001 гг.
Показатели затрат | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. |
Израсходовано средств на мероприятия по ох- ране труда, млн.рублей |
546,2 | 1162,3 | 1217,1 |
Темп роста к предыдущему году, % | 130,0 | 212,8 | 104,7 |
Затраты на мероприятия по охране труда в расчете на одного работающего на предприяти- ях, рублей все формы собственности государственная частная |
634,0 561,4 192,1 |
1193,4 1194,3 339,4 |
1245,5 1032,0 452,3 |
Значительная дифференциация в затратах на охрану труда увеличивает разрыв в условиях труда между отдельными организациями и отраслями, а это снижает социальную защищенность каждого работника и, самое главное, приводит к нарушению законодательства по охране труда.
Одной из серьезных проблем остается высокий уровень производственного травматизма в сельском хозяйстве. На протяжении многих лет эта отрасль является самой травмоопасной. В различных отраслях сельского хозяйства ежегодно получают травмы около 50% всех пострадавших в республике при численности работающих в этой сфере около 14% от всех занятых в экономике. По данным Госкомстата Республики Татарстан, в 2001 году в этой отрасли пострадало от несчастных случаев 1775 человек (в 2000 г. пострадавших было 2103 человека). Финансовые затраты на охрану труда в отрасли сельского хозяйства самые низкие среди всех отраслей экономики республики, они составили в 2001 г. 258,1 рублей в расчете на одного работающего, что в 8 раз ниже, чем аналогичные затраты в области промышленности, в 4 раза ниже, чем в области строительства, в 3 раза ниже, чем в сфере здравоохранения.
Наиболее высокий уровень производственного травматизма со смертельным исходом отмечен в 2001 году в отраслях лесного хозяйства (0,516 пострадавших на 1000 работающих), строительства (0,336), сельского хозяйства (0,275). В области промышленности уровень производственного травматизма со смертельным исходом вырос по сравнению с 2000 годом в 1,2 раза.
Ежегодно увеличивается на производстве число лиц с трудовыми увечьями, профзаболеваниями или иным ущербом здоровью, получающих за это выплаты по возмещению вреда. В 2001 году ежемесячные страховые выплаты пострадавшим на производстве в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев и профзаболеваний" получали 8263 человека, в 2000 г. их было 7875, из них было 6705 пострадавших от несчастных случаев и 1558 - от профессиональных заболеваний. На возмещение вреда пострадавшим выплачено в 2001 г. 147 млн.рублей.
Реализация Республиканской программы улучшения условия и охраны труда на 2004-2006 годы позволит улучшить ситуацию в различных областях производства, что соответственно повлияет на значения индикативной оценки уровня жизни населения республики, которые приведены в таблице 4.
Таблица 4
Индикаторы оценки уровня жизни населения,
социально-экономического положения Республики Татарстан
по функции управления охраной труда на 2004-2006 гг.
Наименование индикатора |
Значение индикатора на уровне Республики Татарстан |
|||||
Факти- ческое 2001 г. |
Устано- вленное 2002 г. |
Прогнозное значение | ||||
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. Число человеко-дней нетрудоспособности в расчете на одного пост- радавшего в связи с производственными увечьями и травмами |
34,8 | 34,0 | 33,9 | 33,8* | 33,7* | 33,4* |
2. Число пострадавших на производстве из рас- чета на 1000 работающих |
3,7 | 4,3 | 4,3 | 4,2* | 4,2* | 4,1** |
3. Удельный вес работ- ников, занятых в усло- виях труда, не соот- ветствующих санитарно- гигиеническим нормам, % |
16,5 | 13,8 | 13,8 | 13,7* | 13,6* | 13,5* |
4. Удельный вес работ- ников, занятых тяжелым физическим трудом, % |
1,6 | 1,0 | 1,0 | 0,99* | 0,98* | 0,93* |
5. Удельный вес работа- ющих на оборудовании, не отвечающем требова- ниям безопасности, % |
0,1 | 0,09 | 0,09 | 0,08* | 0,08* | 0,07* |
* - прогнозные значения индикаторов будут корректироваться по фактическим ежегодным показателям;
** - показатель "Число пострадавших на производстве из расчета на 1000 работающих" в 2001 году планировался на уровне 4,4, а фактически составил 3,7. Поэтому при планировании показателя на 2006 год была определена методика, по которой было принято среднее значение показателя из трех лет (2001 г. - 3,7; 2002 г. - 4,3; 2003 г. - 4,3), составившего 4,1.
В области профессиональной заболеваемости за последние годы произошли позитивные сдвиги. Однако эта проблема остается одной из самых актуальных социально-трудовых проблем. Это связано с выявлением, учетом, диагностированием здоровья работающих, несовершенством нормативной базы и нехваткой специалистов соответствующего профиля. Решение этой проблемы требует совместных усилий Министерства здравоохранения Республики Татарстан, ФГУ "Центр Госсанэпиднадзора в Республике Татарстан", Госкомстата Республики Татарстан, отраслевых министерств и ведомств.
Воздействие неблагоприятных условий труда вызывает стойкий уровень профзаболеваемости как среди всех работников, так и среди женщин. Более 25% всех впервые выявленных профзаболеваний приходится на долю женщин. В последние годы сохраняется высокий удельный вес профзаболеваний женщин детородного возраста - более 50%. Вредные производственные факторы оказывают неблагоприятное воздействие на здоровье самих женщин и, как следствие, на здоровье детей - осложнения беременности, рост соматических заболеваний женщин и их детей наблюдаются в 2 раза чаще. Это обусловлено тем, что, по статистическим данным, в организациях промышленности, строительства, транспорта и связи почти 14% женщин заняты в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, фактически данный показатель значительно выше. По данным Госсанэпиднадзора, только в сельском хозяйстве в контакте с вредными и неблагоприятными факторами производственной среды трудятся 39 тысяч женщин, около 60% женщин, занятых тяжелым физическим трудом в республике, трудятся в сельском хозяйстве. Вместе с тем женщины, особенно детородного возраста, часто становятся неконкурентоспособными на рынке труда или вынуждены соглашаться на тяжелую низкооплачиваемую работу.
В настоящее время в связи с наращиванием объемов производства многие организации республики столкнулись с дефицитом высококвалифицированных кадров, особенно молодежи. Это связано с необходимостью повышения привлекательности рабочих мест, создания достойных здоровых и безопасных условий труда. Привлечение новой рабочей силы требует и особого внимания к обучению людей правилам безопасного ведения работ, соблюдению трудовой дисциплины, гигиены и санитарии. В связи с этим актуальной стала проблема обучения работников вопросам охраны труда, широкая пропаганда этих вопросов.
Системный анализ работы в области охраны труда показал, что программный подход в этом направлении себя полностью оправдал, его необходимо использовать и в дальнейшем.
Основная цель Программы
Основной целью Республиканской программы улучшения условий и охраны труда на 2004-2006 годы является обеспечение государственных гарантий по вопросам охраны труда, установленных в Трудовом кодексе Российской Федерации, принятом Федеральным законом от 30.12.01 г. N 197-ФЗ, федеральными законами от 17.07.99 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", от 24.07.98 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний", постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.04.02 г. N 28 "О создании Системы сертификации работ по охране труда в организациях".
Основные задачи Программы
Основными задачами Республиканской программы улучшения условий и охраны труда на 2004-2006 годы являются:
определение приоритетных направлений и научно-технических разработок и исследований в области охраны труда;
активизация аттестации рабочих мест и сертификации работ по охране труда в организациях, повышение качества их проведения;
повышение привлекательности рабочих мест;
совершенствование системы подготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и работников по охране труда;
снижение производственного травматизма в расчете на 1000 работающих до уровня 4,1;
сокращение численности работников, занятых в тяжелых условиях труда, до показателя 0,93;
пропаганда вопросов охраны труда.
Мероприятия Программы определены на основе анализа состояния условий и охраны труда работников, проведенного Министерством труда и занятости Республики Татарстан совместно с Федерацией профсоюзов Республики Татарстан, государственными органами надзора и контроля, научно-исследовательскими организациями. Учтены рекомендации Республиканского совещания по охране труда (2001 г.), предложения министерств, ведомств и организаций республики.
Приоритетные направления мероприятий Программы определены в соответствии с ее целями и задачами, а также положениями нового Трудового кодекса Российской Федерации, принятого Федеральным законом от 30.12.01 г. N 197-ФЗ.
Совершенствование нормативно-правового обеспечения условий
и охраны труда
В рамках этого направления Программой предусматриваются:
издание санитарно-гигиенических норм по различным факторам производственной среды и обеспечение ими организаций;
подготовка, издание и распространение нормативно-методической документации по охране и условиям труда для организаций всех форм собственности.
Организационно-техническое обеспечение условий и охраны труда
В 1999 г. создан и успешно работает Республиканский научно-методический центр охраны и безопасности труда. На него возложены головные функции выполнения комплекса организационно-технических, научных и других работ по охране труда, реализация которых требуется на республиканском уровне. В рамках реализации мероприятий Программы предполагается дальнейшее материально-техническое развитие центра, расширение его функций с целью увеличения услуг в области условий и охраны труда, оказываемых министерствам, ведомствам, организациям республики.
Будет продолжена ежегодная работа Министерства труда и занятости Республики Татарстан по проведению анализа состояния условий и охраны труда в республике, разработке оперативных мероприятий по профилактике производственного травматизма, подготовке доклада по указанному вопросу для Кабинета Министров Республики Татарстан.
В связи с необходимостью отраслевого управления охраной труда Программой намечена разработка отраслевых и территориальных программ по улучшению условий и охраны труда на 2004-2006 годы.
Согласно Федеральному закону "Об основах охраны труда в Российской Федерации" в республике предполагается создание органа по сертификации работ по охране труда.
Будет продолжена организационная работа по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда как базы для последующей сертификации работ (объектов) по охране труда в организациях республики.
Программой предусматривается проведение смотров-конкурсов на лучшую организацию работы по охране труда среди организаций всех организационно-правовых форм, проведение Республиканского совещания "О состоянии условий и охраны труда в Республике Татарстан".
Для более полного учета условий труда, всех факторов и затрат, связанных с профилактикой производственного травматизма и профессиональных заболеваний, предусмотрено обеспечение полного охвата государственной статистической отчетностью по охране труда.
В этот блок включены предложения, направленные на анализ обеспеченности организаций ряда отраслей с высокой степенью производственного травматизма средствами индивидуальной и коллективной защиты для работающих, приборами контроля вредных и опасных производственных факторов. После изучения опыта организации и участия Министерства труда и занятости Республики Татарстан в международных выставках, проводимых Министерством труда и социального развития Российской Федерации в рамках данной Программы, принято решение о продолжении участия в таких выставках, а также об организации в республике выставок спецодежды, спецобуви, средств индивидуальной защиты, выпускаемых организациями республики и близлежащих регионов.
Будет проведена аккредитация исследовательской лаборатории для проведения сертификации работ по охране труда. Намечено проведение проверочных контрольных замеров параметров условий труда в организациях республики. Предполагается разработка положения об организации и проведении аудита по охране труда.
Реализация Программы включает изучение международного опыта работы по улучшению условий и охраны труда, что предполагает участие специалистов республики в совместных с Германией, Швецией международных проектах по охране труда в составе Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
Информационное обеспечение охраны труда, совершенствование системы
образования по охране труда
Мероприятия этого раздела направлены на улучшение информационного обеспечения охраны труда в республике на всех трех уровнях управления на основе дальнейшего развития и сопровождения автоматизированной информационной системы по охране труда (далее - РИСОТ), создания республиканского банка данных по охране труда. В рамках этого направления предполагается внедрение новых программ обучения по вопросам охраны труда, в том числе модульных и компьютерных систем обучения, оснащение компьютерного класса, сопровождение республиканского сайта по охране труда, организация обучения специалистов различных организаций методам аттестации рабочих мест, травмобезопасности, сертификации работ по охране труда в организациях. В этот блок включена организация выпуска Республиканского информационного бюллетеня по вопросам охраны и безопасности труда.
Научное обеспечение охраны труда
Программа предполагает выполнение таких прикладных научных исследований, которые позволят получить важные практические результаты и создать научно-техническую и методическую основу улучшения условий и охраны труда, как разработка государственной системы управления охраной труда в республике с учетом международных стандартов, рекомендаций по улучшению условий и охраны труда для операторов машинного доения и раздаче кормов крупному рогатому скоту мобильными кормораздатчиками, разработка защитного комплекта одежды для работающих с жидкими и пылевидными ядохимикатами в сельском хозяйстве, перевод на татарский язык нормативной документации по охране труда.
Улучшение условий труда женщин и постепенное высвобождение
их с работ с тяжелыми и вредными условиями труда
Разработка этого раздела обусловлена тем, что без решения проблемы улучшения условий труда женщин нельзя решить государственные задачи улучшения экономической стабильности в республике, повышения уровня жизни населения и улучшения демографической обстановки. В связи с этим в раздел включены мероприятия по улучшению условий труда женщин, работающих в сельском хозяйстве, животноводстве, а также использующих в работе пестициды. Учитывая, что значительная часть женщин в республике трудится на химических, нефтедобывающих, нефтехимических предприятиях, предполагается разработать мероприятия, направленные на сохранение здоровья беременных женщин, работающих именно в этих отраслях промышленности, а также разработку рекомендаций для приема девушек в профессиональные учебные заведения указанного профиля.
В рамках программы предусмотрены меры по трудоустройству и профессиональному переобучению женщин, высвобождаемых с работ с тяжелыми и вредными условиями труда. Следует отметить, что такое высвобождение женщин не подразумевает прекращения трудового договора с работниками вообще, а означает либо перевод на другое рабочее место, либо приведение условий труда в соответствие с санитарно-гигиеническими нормами.
Организация управления, ресурсное обеспечение и механизм
реализации Программы
Государственным заказчиком Программы является Министерство труда и занятости Республики Татарстан.
Оперативное управление реализацией Программы (исполнительские функции) осуществляет Министерство труда и занятости Республики Татарстан.
Программа включает в себя комплекс мероприятий по всем направлениям охраны труда, которые являются многоцелевыми и межотраслевыми. Многие из них не могут быть выполнены без государственного финансирования. Это, в частности, нормативно-правовое, организационно-техническое, информационное обеспечение работы служб охраны труда, обучение требованиям охраны труда, НИОКР в области охраны труда.
Статьей 19 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" предусматриваются источники и порядок финансирования целевых программ улучшения условий и охраны труда.
Финансирование мероприятий Республиканской целевой программы улучшения условий и охраны труда на 2004-2006 годы предполагается за счет средств:
бюджета Республики Татарстан;
средств организаций всех отраслей экономики, министерств и ведомств республики.
Программа содержит 47 мероприятий общей стоимостью 397,24 млн.рублей. Затраты на мероприятия Программы запланированы на минимальном уровне с учетом ограниченных возможностей финансирования. По отношению к общим затратам средства, запланированные к выделению из республиканского бюджета, составляют 3,8 процента.
Ожидаемые социально-экономические результаты от реализации Программы
Реализация Программы позволит повысить эффективность системы управления охраной труда в республике, обоснованность и оперативность управленческих решений, уровень профессиональной подготовки кадров и создать более благоприятные условия для работы служб охраны труда в организациях.
Программа реализуется непосредственно в организациях республики. Социальный эффект от реализации мероприятий Программы будет выражаться в сокращении численности работников, занятых в неблагоприятных условиях труда, снижении уровня заболеваемости и производственного травматизма, повышении социальной защищенности и удовлетворенности работников условиями труда.
Экономический эффект от реализации Программы ожидается:
в снижении материальных последствий производственного травматизма, общей и профессиональной заболеваемости;
в повышении производительности труда за счет сокращения потерь рабочего времени;
в снижении затрат на льготы и компенсации за работу в тяжелых и вредных условиях труда;
в предотвращении материального ущерба от аварий, производственного травматизма и профзаболеваемости.
Приблизительные расчеты показывают, что только в результате проведения одной республиканской выставки и участия в трех международных выставках по охране труда организации республики, производящие средства индивидуальной защиты, смогут заключить договоры на сумму около 150 млн.рублей, что в 10 раз превышает стоимость бюджетного финансирования Программы.
Приложение
к Республиканской программе улучшения
условий и охраны труда на 2004-2006 годы
Перечень
программных мероприятий по улучшению условий и охраны труда
на 2004-2006 годы
N п/п |
Наименование мероприятий | Исполнители | Сроки испо- лне- ния по годам |
Финансовые затраты, тыс.рублей |
Источники фи- нансирования |
|||
всего | 2004 | 2005 | 2006 | |||||
I. Нормативно-правовое обеспечение условий и охраны труда | ||||||||
1.1 | Издание санитарно-гигие- нических норм по различ- ным факторам производс- твенной среды и обеспече- ние ими организаций |
ФГУ "Центр госсанэпид- надзора в Республике Татарстан" |
2004- 2006 |
300 | 100 | 100 | 100 | средства ор- ганизаций |
1.2 | Подготовка, издание и распространение норматив- но-методической докумен- тации по охране и услови- ям труда для организаций всех форм собственности |
Республиканский науч- но-методический центр охраны и безопасности труда |
2004- 2006 |
225 | 75 | 75 | 75 | средства ор- ганизаций |
II. Организационное и техническое обеспечение условий и охраны труда | ||||||||
2.1 | Подготовка в Кабинет Ми- нистров Республики Та- тарстан доклада "О состо- янии условий и охраны труда в Республике Та- тарстан" |
Минтруда Республики Татарстан, Гострудинс- пекция в Республике Татарстан, ФГУ "Центр госсанэпид- надзора в Республике Татарстан", Приволж- ский округ Госгортех- надзора Российской Фе- дерации, Госкомстат Республики Татарстан |
2004 2005 2006 |
|||||
2.2 | Проведение санитарно-ги- гиенической паспортизации канцерогеноопасных произ- водств в отраслях промыш- ленности Республики Та- тарстан |
ФГУ "Центр госсанэпид- надзора в Республике Татарстан", министерс- тва, ведомства, орга- низации |
2004- 2006 |
4500 | 1500 | 1500 | 1500 | средства ор- ганизаций |
2.3 | Разработка отраслевых и территориальных программ по улучшению условий и охраны труда на 2004-2006 годы |
Министерства, ведомс- тва, отраслевые проф- союзы, администрации городов и районов |
2004- 2005 |
средства ми- нистерств, ведомств, ад- министраций городов и ра- йонов |
||||
2.4 | Проведение в республике выставок спецодежды, спе- цобуви, средств индивиду- альной защиты и научных разработок по охране и условиям труда |
Минтруда Республики Татарстан, организации |
2005 | 350 500 |
- - |
350 500 |
- - |
бюджет Респу- блики Татар- стан средства ор- ганизаций |
2.5 | Участие в выставках по охране труда на федераль- ном и международном уров- нях, организуемых Минтру- да Российской Федерации |
Минтруда Республики Татарстан, организации |
2004- 2006 |
1050 1500 |
350 500 |
350 500 |
350 500 |
бюджет Респу- блики Татар- стан средства ор- ганизаций |
2.6 | Проведение Республиканс- кого смотра-конкурса на лучшую организацию работы по охране труда среди ор- ганизаций всех организа- ционно-правовых форм |
Минтруда Республики Татарстан, Республи- канский научно-методи- ческий центр охраны и безопасности труда, администрации городов и районов, центры за- нятости населения |
2004, 2006 |
1200 | 600 | - | 600 | бюджет Респу- блики Татар- стан |
2.7 | Участие в совместных меж- дународных мероприятиях по охране труда в составе Минтруда России |
Минтруда Республики Татарстан |
2004- 2006 |
450 | 150 | 150 | 150 | бюджет Респу- блики Татар- стан |
2.8 | Утверждение и изготовле- ние из драгоценного ме- талла знака охраны труда для поощрения лучших ру- ководителей и специалис- тов министерств, ве- домств, организаций рес- публики за достижения в области улучшения охраны и условий труда |
Минтруда Республики Татарстан |
2004 | 150 | 150 | - | - | бюджет Респу- блики Татар- стан |
2.9 | Проведение Республиканс- кого совещания "О состоя- нии условий и охраны тру- да в Республике Татар- стан" |
Минтруда Республики Татарстан |
2005 | 300 | - | 300 | - | бюджет Респу- блики Татар- стан |
2.10 | Оснащение и содержание центра сертификации работ по охране труда в органи- зациях |
Республиканский науч- но-методический центр охраны и безопасности труда |
2004- 2006 |
1500 | 500 | 500 | 500 | бюджет Респу- блики Татар- стан |
2.11 | Разработка Положения по организации и проведению аудита по охране труда в Республике Татарстан |
Минтруда Республики Татарстан, исполнитель на конкурсной основе |
2004 | 100 | 100 | - | - | бюджет Респу- блики Татар- стан |
2.12 | Аккредитация исследова- тельской лаборатории для проведения сертификации работ по охране труда в организациях |
Республиканский науч- но-методический центр охраны и безопасности труда, Минтруда Рес- публики Татарстан |
2004- 2006 |
450 | 150 | 150 | 150 | бюджет Респу- блики Татар- стан |
2.13 | Организация внештатной экспертизы Минтруда Рес- публики Татарстан на базе Республиканского научно- методического центра ох- раны и безопасности тру- да в целях решения вопро- сов по охране и условиям труда |
Республиканский науч- но-методический центр охраны и безопасности труда, Минтруда Рес- публики Татарстан |
2004- 2006 |
1410 | 470 | 470 | 470 | бюджет Респу- блики Татар- стан |
2.14 | Проведение проверочных контрольных замеров пара- метров условий труда в организациях Республики Татарстан |
Минтруда Республики Татарстан, Республи- канский научно-методи- ческий центр охраны и безопасности труда |
2004- 2006 |
450 | 150 | 150 | 150 | бюджет Респу- блики Татар- стан |
2.15 | Организация работы по проведению аттестации ра- бочих мест структурных (территориальных) подраз- делений Министерства со- циальной защиты Республи- ки Татарстан в городах республиканского значения и районах Республики Та- тарстан, учреждениях со- циального обслуживания населения на соответствие требованиям условий и ох- раны труда |
Минсоцзащиты Республи- ки Татарстан, адми- нистрации городов и районов |
2004- 2006 |
150 | 50 | 50 | 50 | средства Мин- соцзащиты Республики Татарстан |
2.16 | Проведение технического диагностирования оборудо- вания опасных производс- твенных объектов, отрабо- тавшего нормативный срок службы, с определением возможности и условий его дальнейшей эксплуатации |
организации, Приволж- ский округ Госгортех- надзора Российской Фе- дерации |
2004- 2006 |
300000 | 100000 | 100000 | 100000 | средства ор- ганизаций |
2.17 | Проведение семинаров по вопросам охраны и услови- ям труда |
Минтруда Республики Татарстан, министерс- тва, ведомства, адми- нистрации городов и районов, организации |
2004- 2006 |
600 | 200 | 200 | 200 | бюджет Респу- блики Татар- стан |
2.18 | Обеспечение профилакти- ческих медицинских осмот- ров работников организа- ций |
Минздрав Республики Татарстан, организации |
2004- 2006 |
75000 | 25000 | 25000 | 25000 | средства ор- ганизаций |
2.19 | Создание межведомственных комиссий по проверке ус- ловий труда в организаци- ях Минторговли и внешне- экономического сотрудни- чества Республики Татар- стан |
Минторговли и внешне- экономического сотруд- ничества Республики Татарстан |
2004- 2006 |
средства Мин- торговли и внешнеэконо- мического со- трудничества Республики Татарстан |
||||
III. Информационное обеспечение охраны труда, совершенствование системы образования по охране труда | ||||||||
3.1 | Дальнейшее развитие и сопровождение единой ин- формационной системы в области условий и охраны труда (РИСОТ) в Республи- ке Татарстан |
Минтруда Республики Татарстан, Республи- канский научно-методи- ческий центр охраны и безопасности труда |
2004- 2006 |
150 | 50 | 50 | 50 | бюджет Респу- блики Татар- стан |
3.2 | Организация обучения по охране труда руководите- лей и специалистов орга- низаций и сельскохозяйс- твенных предприятий |
Минтруда Республики Татарстан, Республи- канский научно-методи- ческий центр охраны и безопасности труда, РУМЦ |
2004- 2006 |
2000 | 650 | 650 | 700 | бюджет Респу- блики Татар- стан |
3.3 | Организация обучения спе- циалистов организаций по аттестации рабочих мест, травмобезопасности, сер- тификации работ по охране труда в организациях |
Республиканский науч- но-методический центр охраны и безопасности труда |
2004- 2006 |
300 | 100 | 100 | 100 | бюджет Респу- блики Татар- стан |
3.4 | Совершенствование органи- зации и методов обучения по охране труда с исполь- зованием модульной и компьютерной систем обу- чения; оснащение компью- терного класса |
Республиканский науч- но-методический центр охраны и безопасности труда |
2004- 2005 |
300 | 150 | 150 | - | бюджет Респу- блики Татар- стан |
3.5 | Обеспечить ежеквартальное республиканское статисти- ческое наблюдение по ох- ране труда - по форме 1-охрана (организаций по определенным отраслям, установленным Минтруда Республики Татарстан) |
Минтруда Республики Татарстан, Госкомстат Республики Татарстан |
2004- 2006 |
600 | 200 | 200 | 200 | бюджет Респу- блики Татар- стан |
3.6 | Сопровождение республи- канского сайта по охране труда с целью реализации основных направлений го- сударственной политики в области охраны труда Рес- публики Татарстан |
Минтруда Республики Татарстан, исполнитель на конкурсной основе |
2004- 2006 |
225 | 75 | 75 | 75 | бюджет Респу- блики Татар- стан |
3.7 | Организация выпуска Рес- публиканского информаци- онного бюллетеня по воп- росам охраны и безопас- ности труда |
Минтруда Республики Татарстан, Республи- канский научно-методи- ческий центр охраны и безопасности труда, Гострудинспекция в Республике Татарстан, ФГУ "Центр госсанэпид- надзора в Республике Татарстан", ФГУ "Уп- равление государствен- ного энергетического надзора по Республике Татарстан", Приволж- ский округ Госгортех- надзора Российской Фе- дерации |
2004- 2006 |
1100 | 300 | 400 | 400 | бюджет Респу- блики Татар- стан |
3.8 | Публикация в средствах массовой информации объ- явлений конкурсов, опера- тивных документов и нор- мативных актов по охране труда |
Минтруда Республики Татарстан |
2004- 2006 |
300 | 100 | 100 | 100 | бюджет Респу- блики Татар- стан |
IV. Научное обеспечение охраны труда | ||||||||
4.1 | Разработка государствен- ной системы управления охраной труда в Республи- ке Татарстан с учетом международных стандартов |
Казанская государс- твенная архитектур- но-строительная ака- демия |
2005 | 200 | - | 200 | - | бюджет Респу- блики Татар- стан |
4.2 | Разработка рекомендаций по улучшению условий и охраны труда для операто- ров машинного доения в условиях сельскохозяйс- твенных предприятий рес- публики |
Казанская государс- твенная академия вете- ринарной медицины им. Баумана |
2004 | 100 | 100 | - | - | бюджет Респу- блики Татар- стан |
4.3 | Разработка рекомендаций по улучшению условий и охраны труда при раздаче кормов крупному рогатому скоту мобильными кормо- раздатчиками в условиях сельскохозяйственных предприятий республики |
Казанская государс- твенная академия вете- ринарной медицины им. Баумана |
2004 | 100 | 100 | - | - | бюджет Респу- блики Татар- стан |
4.4 | Разработка защитного комплекта для работающих в сельском хозяйстве с жидкими (водный аммиак) и пылевидными ядохимикатами |
ГУП "Казанский хими- ческий научно-исследо- вательский институт" |
2004- 2005 |
400 | 200 | 200 | - | бюджет Респу- блики Татар- стан |
4.5 | Перевод на татарский язык нормативной документации по охране труда для сель- ских районов республики |
Минтруда Республики Татарстан |
2004- 2006 |
300 | 100 | 100 | 100 | бюджет Респу- блики Татар- стан |
V. Улучшение условий труда женщин и постепенное высвобождение их с работ с тяжелыми и вредными условиями труда |
||||||||
5.1 | Разработка "Гигиенических рекомендаций по трудоуст- ройству беременных жен- щин" в отдельных отраслях промышленности (пищевая промышленность, предприя- тия связи, химическая и нефтехимическая промыш- ленность) |
Казанский государс- твенный медицинский университет, ФГУ "Центр госсанэпиднад- зора в Республике Та- тарстан", Минздрав Республики Татарстан, Минтруда Республики Татарстан |
2005- 2006 |
200 | - | 100 | 100 | бюджет Респу- блики Татар- стан |
5.2 | Оборудование рабочих мест женщин-животноводов средствами малой механи- зации в соответствии с действующими санитарно- гигиеническими норматива- ми |
Минсельхозпрод Респуб- лики Татарстан, руко- водители коллективных хозяйств |
2004- 2006 |
средства ор- ганизаций |
||||
5.3 | Улучшение условий труда и санитарно-бытового обес- печения на рынках городов и районных центров рес- публики, создание цивили- зованных торговых комп- лексов, не приносящих ущерб здоровью работающих |
администрации городов и районов, Министерс- тво торговли и внешне- экономического сотруд- ничества Республики Татарстан, ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Республике Татарстан" |
2004- 2006 |
местные бюд- жеты, средс- тва организа- ций |
||||
5.4 | Организация профессио- нального обучения (перео- бучения) работниц, высво- божденных от работ с тя- желыми и вредными услови- ями труда |
Минтруда Республики Татарстан |
2004- 2006 |
в рамках те- кущего финан- сирования |
||||
5.5 | Разработка медицинских противопоказаний для при- ема девушек в профессио- нальные учебные заведения химического и нефтехими- ческого профиля |
Казанский государс- твенный медицинский университет, ФГУ "Центр госсанэпиднад- зора в Республике Та- тарстан", Минздрав Республики Татарстан |
2005 | 280 | - | 280 | - | бюджет Респу- блики Татар- стан |
5.6 | Создание в организациях специальных участков или рабочих мест для трудоус- тройства беременных жен- щин на легкую работу без контакта с вредными фак- торами |
администрации городов и районов, предприятия и организации |
2005- 2006 |
средства ор- ганизаций |
||||
5.7 | Изучение воздействия на организм человека в усло- виях сельскохозяйственно- го производства пестици- дов "нового поколения" для создания оптимального режима труда и отдыха при работе с ними |
ФГУ "Центр госсанэпид- надзора в Республике Татарстан", Казанский государственный меди- цинский университет, Минздрав Республики Татарстан |
2004- 2006 |
500 | 100 | 110 | 290 | бюджет Респу- блики Татар- стан |
5.8 | Формирование картотеки об организациях, использую- щих труд женщин детород- ного возраста на тяжелых работах и работах с вред- ными и опасными условиями труда, а также планируе- мых объемах высвобождения этих категорий граждан |
Минтруда Республики Татарстан, центры за- нятости населения го- родов и районов |
2004- 2006 |
в рамках те- кущего финан- сирования |
||||
5.9 | Подготовка и внесение предложений (в случаях массового высвобождения работников и затруднений с их дальнейшим трудоуст- ройством) в органы испол- нительной власти, местно- го самоуправления о при- остановлении решения о высвобождении женщин де- тородного возраста с тя- желых работ и работ с вредными условиями труда |
Минтруда Республики Татарстан, центры за- нятости населения го- родов и районов |
2004- 2006 |
в рамках те- кущего финан- сирования |
||||
5.10 | Информирование женщин де- тородного возраста, обра- тившихся в органы службы занятости населения за содействием в трудоуст- ройстве, о состоянии рын- ка труда и услугах, пре- доставляемых органами за- нятости населения |
Минтруда Республики Татарстан, центры за- нятости населения го- родов и районов |
2004- 2006 |
в рамках те- кущего финан- сирования |
||||
5.11 | Разработка планов само- стоятельного поиска рабо- ты |
Минтруда Республики Татарстан, центры за- нятости населения го- родов и районов |
2004- 2006 |
в рамках те- кущего финан- сирования |
||||
5.12 | Содействие занятости с использованием специаль- ных программ |
Минтруда Республики Татарстан, центры за- нятости населения го- родов и районов |
2004- 2006 |
в рамках те- кущего финан- сирования |
||||
5.13 | Организация профессио- нального переобучения женщин, высвобожденных с работ с вредными условия- ми труда и тяжелых работ и признанных в установ- ленном порядке безработ- ными |
Минтруда Республики Татарстан, центры за- нятости населения го- родов и районов |
2004- 2006 |
в рамках те- кущего финан- сирования |
||||
Итого по Программе | 397240 | 132270 | 133060 | 131910 |
В том числе по источникам финансирования:
(тыс.рублей)
Годы | Республиканский бюджет Республики Татарстан |
Средства организаций, ведомств Республики Татарстан |
2004 год | 5045,0 | 127225,0 |
2005 год | 5335,0 | 127725,0 |
2006 год | 4685,0 | 127225,0 |
Всего на 2004- 2006 годы |
15065,0 | 382175,0 |
Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан |
И.Б.Фаттахов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление КМ РТ от 26 мая 2003 г. N 286 "Об утверждении Республиканской программы улучшения условий и охраны труда на 2004-2006 годы"
Текст постановления опубликован в Сборнике постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти N 12, июнь 2003 г.
Постановлением КМ РТ от 15 февраля 2017 г. N 83 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление КМ РТ от 2 августа 2006 г. N 390
Постановление КМ РТ от 22 сентября 2004 г. N 423