Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Казанского Совета народных
депутатов от 30 сентября 2004 г. N 6-20
Программа
совершенствования мер социальной поддержки населения г.Казани
на 2004-2006 гг.
Паспорт
"Программы совершенствования мер социальной поддержки населения
г.Казани на 2004-2006 годы"
Наименование Программы |
Программа совершенствования мер социальной поддержки населения г.Казани на 2004-2006 годы |
Государствен- ный Заказчик Программы |
Администрация г.Казани |
Основной раз- работчик Прог- раммы |
Управление социальной защиты Министерства социальной за- щиты РТ в г.Казани |
Цель и задачи Программы |
- Повышение эффективности предоставления социальной под- держки населению г.Казани; - разработка и реализация стратегии социальной поддержки населения города в условиях социально-экономических пре- образований; - апробация новых подходов и механизмов в реализации го- сударственной социальной поддержки; - укрепление кадрового, научно-методического, материаль- но-технического и финансового обеспечения служб социаль- ной поддержки; |
Сроки реализа- ции Программы |
2004-2006 гг. |
Исполнители мероприятий Программы |
Администрация г.Казани, Управление социальной защиты, территориальные органы министерств Республики Татарстан по г.Казани |
Ожидаемые ко- нечные резуль- таты Программы |
- Повышение эффективности социальной поддержки горожан; - углубление адресности социальной поддержки населения; - развитие сети учреждений социального обслуживания го- сударственной и негосударственной форм собственности; - создание городской системы социального обслуживания населения, включающей негосударственные формы социально- го обслуживания; - определение статуса горожанина, нуждающегося в соци- альной поддержке |
Система конт- роля за испол- нением Прог- раммы |
- Оперативный контроль - оценка результатов проведенных мероприятий; - Стратегический контроль - оценка достижений по направ- лениям и целевым программам |
Структура Программы
совершенствования мер социальной поддержки населения г.Казани
на 2004-2006 годы
II. Основные направления развития городской системы социальной поддержки населения:
2.2. Предоставление всех видов социальной поддержки населению г.Казани по принципу "одного окна".
I. Содержание проблемы
1.1. Введение
Нынешний этап социально-экономических преобразований в городе Казань характеризуется новыми требованиями к системе социальной защиты населения, которые обусловлены как появлением новых проблем социальной защиты, так и необходимостью повышения эффективности социальных расходов и управления отраслью. Одним из примеров является реформирование ЖКХ, включающее повышение тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг. Это повышение означает, с одной стороны, значительное увеличение нагрузки данных платежей на семейный бюджет и увеличение доли домашних хозяйств, нуждающихся в материальной поддержке, а с другой - рост финансовых обязательств государства перед получателями социальной поддержки по оплате ЖКУ, поскольку размер льгот увеличивается соответственно росту тарифов. Эта и другие проблемы требуют как адекватных мер социальной поддержки малоимущих слоев населения, так и снижения нагрузки неоправданных социальных обязательств на бюджет.
Среди основных направлений социальной поддержки населения в соответствии с последними законодательными актами Российской Федерации должна стать "монетизация" льгот, которая, неизменно, повлечет за собой необходимость комплексного подхода к проблемам ветеранов, инвалидов, семей с детьми - аккумулирование функций и предоставление всех видов помощи по принципу "одного окна".
Система социальной поддержки должна встраиваться в процесс развития и реформирования города. Поэтому в рамках Стратегии развития Казани до 2015 года, с одной стороны, важнейшим приоритетом в области социальной политики города определено повышение уровня жизни социально уязвимых категорий населения, предоставление поддержки тем, кто может пострадать в результате внедрения экономических реформ. С другой стороны - усиление адресности, отказ от категорий, повышение эффективности предоставляемой социальной поддержки для ее получателей.
Отсюда, исключительно важными и актуальными становятся, во-первых, закрепление позитивных результатов действующей Программы адресной социальной защиты населения г.Казани на 2002-2005 годы, во-вторых, совершенствование форм и методов работы в соответствии со сложившимися современными реалиями, в-третьих, поиск новых нестандартных подходов к обеспечению социальной стабильности в нашем обществе.
Целями разработанной "Программы совершенствования мер социальной поддержки населения г.Казани на 2004-2006 годы" являются повышение эффективности социальной поддержки населения, усиление адресности, устранение неоправданных социальных обязательств и соответствующей нагрузки на бюджет г.Казани.
1.2. Задачи Программы совершенствования мер социальной поддержки
населения г.Казани на 2004-2006 годы
В соответствии с приоритетами социально-экономического развития Российской Федерации, Республики Татарстан, задачами в области социальной поддержки населения в городе на период 2004-2006 гг. являются:
- усиление адресности социальной поддержки на основе заявительной системы оказания социальной поддержки;
- адаптация системы социальной поддержки к развивающимся рыночным отношениям;
- повышение эффективности финансового механизма социальной сферы.
- предотвращение социального иждивенчества, сокращение избыточных социальных обязательств.
- расширение рынка и повышение качества предоставляемых социальных услуг в том числе за счет привлечения негосударственных организаций и учреждений в целях обеспечения свободы выбора граждан.#
II. Основные направления развития городской системы социальной
защиты населения
2.1. Осуществление перехода от системы предоставления натуральных
льгот к ежемесячным денежным выплатам на заявительной основе
Существующая система натуральных льгот тормозит развитие рыночных отношений, ограничивает потребительский выбор, с одной стороны, а с другой является в определенной степени формой лоббизма интересов поставщиков услуг ЖКХ, транспорта и др. В первую очередь, это касается транспортных предприятий, возмещение выпадающих доходов которым в связи с предоставлением льгот осуществляется на основе утвержденного расчета.# Невозможно объективно определить объем обслуживаемых транспортниками льготников (т.е. реальное количество перевезенных лиц и поездок), а, следовательно, отсутствует прозрачность при подсчете средств, выплачиваемых из бюджета (это могут быть убытки или необоснованная прибыль).
Система льгот показала свою финансовую неустойчивость. Дефицит бюджета на 2004 год только в части предоставления льгот на бесплатный проезд пенсионерам на всех видах городского транспорта составляет 400,0 млн.рублей. Произошедшее в феврале 2004 года повышение тарифов на ЖКУ увеличило объем финансовых обязательств перед льготниками на 44% (с 26,8 млн.рублей в январе до 38,7 млн.рублей в феврале).
Успешно проведенный в городе эксперимент по внедрению системы персонифицированных социальных счетов и предоставлению населению адресных жилищно-коммунальных субсидий в денежном выражении на реальные банковские счета, создание актуального банка данных на жителей города являются реальными предпосылками для дальнейшего совершенствования системы социальной поддержки населения г.Казани, в том числе - осуществления перехода от предоставления натуральных льгот к денежным выплатам населению.
В целях повышения эффективности социальной поддержки населения, перехода к адресности, устранения неоправданных социальных обязательств и соответствующей нагрузки на бюджет планируется осуществить следующие действия:
N п/п |
Мероприятия | Срок исполнения |
Ожидаемые результаты |
1. | Определение категорий граждан, ко- торым предоставляются меры адресной социальной поддержки, порядка, раз- меров и условий предоставления мер социальной поддержки |
4 кв. 2004 г. |
Обеспечение эффек- тивности и адреснос- ти социальной под- держки |
2. | Разработка межведомственного плана мероприятий по подготовке к перехо- ду от предоставления натуральных льгот к денежным выплатам |
4 кв. 2004 г. |
Организация деятель- ности всех заинтере- сованных служб |
3. | Создание городской межведомственной комиссии по подготовке к переходу от предоставления натуральных льгот к денежным выплатам |
4 кв. 2004 г. |
Организация деятель- ности всех заинтере- сованных служб |
4. | Создание Регистра лиц, имеющих пра- во на получение государственной со- циальной поддержки, в соответствии с действующим законодательством |
4 кв. 2004 г. |
Наличие полной ин- формации о всех ли- цах, имеющих право на получение госу- дарственной социаль- ной поддержки |
5. | Обеспечение перечисления ежемесяч- ных денежных выплат лицам, имеющим право на получение государственной социальной поддержки, в соответс- твии с действующим законодательст- вом |
с 1 января 2005 г. |
Своевременное и в полном объеме пре- доставление госу- дарственной социаль- ной поддержки |
6. | Обеспечение предоставления лицам, имеющим право на получение госу- дарственной социальной поддержки, "социального пакета" |
с 1 января 2005 г. |
Своевременное и в полном объеме пре- доставление госу- дарственной социаль- ной поддержки |
7. | Обеспечение лицам, имеющим право на получение государственной социаль- ной поддержки, возмещения расходов по факту предоставления услуг по зубо- и слухопротезированию |
с 1 января 2005 г. |
Своевременное и в полном объеме пре- доставление госу- дарственной социаль- ной поддержки |
8. | Предоставление лицам, имеющим право на получение государственной соци- альной поддержки, субсидий в разме- ре 50% процентов на оплату жилья и коммунальных услуг |
с 1 января 2005 г. |
Своевременное и в полном объеме пре- доставление госу- дарственной социаль- ной поддержки |
9. | Предоставление лицам, имеющим право на получение государственной соци- альной поддержки, субсидий в разме- ре 50% их доли затрат по абонент- ской плате за телефон, радио, кол- лективную антенну |
с 1 января 2005 г. |
Своевременное и в полном объеме пре- доставление госу- дарственной социаль- ной поддержки |
10. | Обеспечение лицам, имеющим право на получение государственной социаль- ной поддержки, возмещения расходов, связанных с установкой телефона |
с 1 января 2005 г. |
Своевременное и в полном объеме пре- доставление госу- дарственной социаль- ной поддержки |
11. | Обеспечение предоставления мер со- циальной поддержки семьям с детьми |
с 1 января 2005 г. |
Своевременное и в полном объеме пре- доставление госу- дарственной социаль- ной поддержки |
12. | Организация обучения специалистов органов социальной поддержки |
2004 г. | Повышение уровня профессиональной по- дготовки специалис- тов |
13. | Приобретение и установка дополни- тельной, замена устаревшей вычисли- тельной техники |
2004-2005 г. |
Создание необходимых условий для деятель- ности служб социаль- ной поддержки насе- ления |
14. | Информирование населения о новом порядке предоставления социальной помощи (социальная реклама на теле- ведении#, публикации в СМИ, сайт в Internet)- |
2004 г. | Своевременное и в полном объеме пре- доставление госу- дарственной социаль- ной поддержки |
2.2. Предоставлению всех видов социальной поддержки населению
г.Казани по принципу "одного окна"
Необходимость повышения эффективности системы социальной поддержки населения г.Казани и административных расходов на оказание социальной поддержки продиктована новыми требованиями к системе социальной защиты населения в условиях социально-экономических преобразований, в том числе при реформировании ЖКХ и "монетизации" льгот.
Планируемые разработка и утверждение рыночных тарифов на жилищные услуги, переход к 100% оплате стоимости жилищно-коммунальных услуг населением, переход от предоставления льгот к денежным выплатам населению неизменно повлекут за собой увеличение расходов, снижение уровня жизни малообеспеченных слоев населения и, как следствие, необходимость усиления мер социальной поддержки по смягчению негативных последствий, кардинальных изменений во взаимоотношениях "орган власти - гражданин" прежде всего для Казани, составляющей треть республики, отличающейся высоким образовательным и интеллектуальным уровнем, политической и общественной активностью жителей.
Одновременно, в условиях рынка труда г.Казани важно, чтобы социальная поддержка сохраняла стимулы населения к трудовой деятельности. Государственная и адресная поддержка должна стать последним средством, применяемым в тех случаях, когда в семье наблюдается высокая степень социального риска и исчерпаны возможности самостоятельного выхода из кризиса, необходимо ограничить доступ отдельных категорий граждан, прежде всего находящихся в трудоспособном возрасте, к социальным выплатам.#
При этом программы социальной защиты населения на уровне республики, города реализуются в восьми основных отраслях бюджетной сферы: социальная защита, образование, здравоохранение, труд и занятость, транспорт, связь, ЖКХ, молодежная политика. В целях обеспечения более полного соблюдения принципа адресности и прозрачности социальных расходов, устранения дублирующиеся# функции по назначению пособий, приему населения и т.д. целесообразно аккумулировать предоставление всех видов социальной поддержки населению "в одних руках" - структурного подразделения администрации г.Казани, уполномоченного осуществлять на территории г.Казани все функции государственного управления в области социальной поддержки населения.
N п/п |
Мероприятия | Срок исполнения |
Ожидаемые результаты |
1. | Принятие Закона Республики Татарс- тан "О наделении органов местного самоуправления муниципального обра- зования г.Казани полномочиями по осуществлению на территории г.Каза- ни функций государственного управ- ления в области социальной поддерж- ки населения" |
4 кв. 2004 г. |
Передача полномочий по осуществлению мер социальной поддержки населения г.Казани от Республики Та- тарстан органам местного самоуправ- ления г.Казани |
2. | Создание структурного подразделения органа местного самоуправления му- ниципального образования г.Казани, уполномоченного осуществлять на территории г.Казани всех функции# государственного управления в об- ласти социальной поддержки населе- ния |
4 кв. 2004 г. |
Аккумулирование фун- кций по оказанию населению социальной поддержки в "одних руках" |
3. | Создание рабочей группы с привлече- нием специалистов республиканских министерств и ведомств, обеспечива- ющих предоставление дополнительной социальной поддержки |
4 кв. 2004 г. |
Организация деятель- ности всех заинтере- сованных служб |
4. | Разработка Плана действий по разг- раничению полномочий всех заинтере- сованных ведомств и консолидации программ социальной поддержки насе- ления в ведении одного органа мест- ного самоуправления муниципального образования г.Казани |
4 кв. 2004 г. |
Создание условий для устранения дублиро- вания функций по оказанию социальной помощи, учету нужда- емости заявителей, учету расходов на все виды социальной помощи. Высвобожде- ние ресурсов других ведомств, необходи- мых для выполнения их прямых обязаннос- тей |
5. | Определение порядка, размеров и ус- ловий предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и семьям с детьми мер социальной поддержки |
4 кв. 2004 г. |
Обеспечение эффек- тивности и адреснос- ти социальной под- держки |
6. | Обеспечение возмещения затрат по бесплатному обеспечению детей пер- вых двух лет жизни специальными мо- лочными продуктами питания и смеся- ми по рецептам врачей |
с 1 января 2005 г. |
Своевременное и в полном объеме пре- доставление социаль- ной поддержки |
7. | Обеспечение выплаты субсидии на со- держание детей в детских дошкольных учреждениях |
с 1 января 2005 г. |
Своевременное и в полном объеме пре- доставление социаль- ной поддержки |
8. | Обеспечение выплаты субсидии на со- держание детей в детских оздорови- тельных лагерях, санаториях, сана- ториях-профилакториях |
с 1 января 2005 г. |
Своевременное и в полном объеме пре- доставление социаль- ной поддержки |
9. | Обеспечение выплаты субсидии на пи- тание обучающимся в общеобразова- тельных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессио- нального образования малоимущим семьям |
с 1 января 2005 г. |
Своевременное и в полном объеме пре- доставление социаль- ной поддержки |
10. | Обеспечение выплаты ежемесячного пособия на ребенка малоимущим семь- ям |
с 1 января 2005 г. |
Своевременное и в полном объеме пре- доставление социаль- ной поддержки |
11. | Обеспечение выплаты субсидии на приобретение лекарственных средств многодетным семьям |
с 1 января 2005 г. |
Своевременное и в полном объеме пре- доставление социаль- ной поддержки |
12. | Обеспечение выплаты ежегодного по- собия на приобретение учебной лите- ратуры и единовременного пособия при выпуске из государственных об- щеобразовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
с 1 января 2005 г. |
Своевременное и в полном объеме пре- доставление социаль- ной поддержки |
13. | Обеспечение выплаты субсидии в раз- мере 30% на оплату жилья и комму- нальных услуг многодетным семьям |
с 1 января 2005 г. |
Своевременное и в полном объеме пре- доставление социаль- ной поддержки |
14. | Определение объема и включение в бюджет Республики Татарстан субвен- ций на осуществление органами мест- ного самоуправления муниципального образования городской округ город Казань, необходимых для осуществле- ния полномочий по осуществлению на территории г.Казани функций госу- дарственного управления в области социальной поддержки населения |
4 кв. 2004 г. |
Обеспечение матери- альной базы для осу- ществления социаль- ной поддержки насе- ления по принципу "одного окна" |
2.3. Осуществлению перехода к оказанию социальных услуг на условиях
муниципального заказа на социальное обслуживание с привлечением
негосударственных подрядчиков
Отмечая в целом положительную динамику развития системы социального обслуживания, следует особо подчеркнуть, что именно здесь заложены основные резервы оптимизации расходов бюджетных средств.
Внедрение рыночных механизмов в сферу социального обслуживания населения является одной из ключевых идей реформирования социальной политики в России и находит свое отражение в программных документах федерального уровня. Например, в "Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.)".
В настоящее время система социальной защиты населения включает: Управление и 7 районных отделов социальной защиты населения, городской и районные фонды, 83 учреждения социального обслуживания. Необходимо провести комплекс мер, направленных на оптимизацию деятельности существующей структуры, расширение количества и качества предоставляемых услуг.
Решить эту проблему призвано внедрение и постепенное развитие технологии заказа (покупки) социальных услуг.
Новые подходы к социальной работе предполагают развитие негосударственных форм социального обслуживания.
Целью предлагаемого перехода к оказанию социальных услуг на договорной основе с привлечением негосударственных подрядчиков является постепенное сокращение избыточных бюджетных расходов на содержание сети учреждений, рост заинтересованности поставщиков социально-бытовых услуг в результатах своего труда, расширение спектра и повышение качества предоставляемых услуг. Для реализации указанных целей планируется осуществление в 2004-2006 гг. следующих действий:
N п/п |
Мероприятия | Срок исполнения |
Ожидаемые результаты |
1. | Создание рабочей группы с привлече- нием специалистов республиканских министерств и ведомств, юристов, экономистов |
1 кв. 2005 г. |
Определение перечня услуг, оказание ко- торых может произво- диться на договорной основе |
2. | Изучение существующего рынка услуг, как в государственном, так и в не- государственном секторе экономики |
1 кв. 2005 г. |
Определение видов услуг, которые могут наиболее эффективно предоставляться вне учреждений социаль- ной защиты населения |
3. | Анализ экономического потенциала существующей сети учреждений соци- ального назначения и перспектив привлечения негосударственных под- рядчиков для оказания услуг клиен- там социальных учреждений |
1 кв. 2005 г. |
Определение возмож- ностей повышения экономической эффек- тивности деятельнос- ти бюджетных учреж- дений социального назначения |
4. | Разработка муниципального заказа на услуги социальных столовых с опре- делением качественных и стоимостных показателей ожидаемого результата, принятие нормативных документов и заключение договора с социальными столовыми по системе муниципального заказа |
1 кв. 2005 г. |
Повышение качества и эффективности пре- доставляемых услуг социальных столовых. Отработка механизма размещения муници- пального социального заказа на договорной основе |
5. | Осуществление мониторинга выполне- ния муниципального заказа на услуги социальных столовых и подготовка на его основе предложений по дальней- шему использованию технологии муни- ципального заказа |
1 кв. 2005 г. |
|
6. | Определение перечня и количества услуг, которые могут предоставлять- ся не стационарно на базе вновь вводимых или существующих учрежде- ний социального обслуживания. Формирование муниципального соци- ального заказа на конкурсной основе |
1 кв. 2005 г. |
Технические задания и расчеты стоимости муниципального зака- за по выбранным ви- дам услуг. Создание условий для привле- чения негосударс- твенных подрядчиков. Предотвращение неоп- равданных расходов на содержание новых и существующих уч- реждений |
7. | Принятие бюджета г.Казань на 2006 год с учетом формирования муници- пального заказа на отдельные виды социальных услуг, которые будут предоставляться клиентам учреждений социального обслуживания и финанси- роваться по системе заказа, а не содержания сети учреждений |
Декабрь 2005 год |
Определение финансо- вого механизма и объема бюджетных затрат на предостав- ление населению со- циальных услуг |
8. | Принятие нормативных документов, разработка технических заданий, проведение конкурсов на выбранные услуги |
1 кв. 2005 год |
Определение постав- щиков социальных ус- луг в соответствии с планом муниципально- го заказа на 2006 год |
9. | Заключение договоров на предостав- ление социальных услуг по результа- там конкурсного размещения муници- пального социального заказа, начало осуществления мониторинга предос- тавления услуг |
Январь 2006 г. |
Реализация принятых решений |
III. Финансовое обеспечение
Финансовое обеспечение мероприятий Программы осуществляется из нескольких источников:
Федеральный бюджет,
Республиканский бюджет (в т.ч. субвенции на реализацию отдельных государственных полномочий, переданных муниципальному образованию г.Казань),
Бюджет г.Казани,
Внебюджетные источники, средства населения, предприятий, организаций.
Объемы расходуемых средств на осуществление Программы ежегодно уточняются в процессе исполнения бюджетов всех уровней и учитываются при формировании бюджетов 2004-2006 годов.
IV. Прогнозируемые результаты реализации Программы
Прогнозируемые социально-экономические результаты поставленных в Программе совершенствования мер социальной поддержки населения г.Казани на 2004-2006 годы задач:
- эффективная поддержка групп, подверженных социальным рискам;
- соответствие предоставляемых мер социальной поддержки уровню и характеру защищаемых ими социальных рисков;
- повышение уровня адаптации системы социальной поддержки к развивающимся рыночным отношениям;
- своевременность предоставления и получения мер социальной поддержки, ее доступность, справедливость и эффективность;
- предотвращение возникновения состояния иждивенчества трудоспособного населения;
- рациональное расходование бюджетных средств, ориентированное на конкурсное финансирование социальных проектов;
- расширение спектра и повышение качества предоставляемых социальных услуг в г.Казани;
- рационализация механизмов финансирования социальной сферы, повышение эффективности социального обслуживания населения за счет привлечения негосударственных форм финансирования;
Итоги реализации Программы в целом прогнозируются как повышение эффективности мер социальной поддержки населения на основе принципа адресности, расширение спектра и повышение качества предоставляемых социальных услуг в целях обеспечения свободы выбора граждан.
Управляющий делами Казанского
<< Назад |
||
Содержание Решение Казанского Совета народных депутатов от 30 сентября 2004 г. N 6-20 "О совершенствовании мер социальной поддержки населения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.