Заключение Комитета Конституционного надзора Республики Татарстан
от 8 июля 1998 г.
"О соответствии Конституции Республики Татарстан постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 февраля 1998 г. N 71 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 1 апреля 1997 г. N 273 "Об утверждении Положения о пенсиях за выслугу лет государственным служащим Республики Татарстан"
Комитет конституционного надзора Республики Татарстан в составе председательствующего А.Г.Гатауллина, членов Комитета В.М.Кондратьева, А.В.Косорукова, Р.И.Тарнапольского, Д.А.Сафиной, руководствуясь статьей 10, пунктом 3 статьи 11, а также статьей 16 Закона Республики Татарстан "О конституционном надзоре в Республике Татарстан", рассмотрел в открытом заседании вопрос о соответствии Конституции Республики Татарстан постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 февраля 1998 г. N 71 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 1 апреля 1997 г. N 273 "Об утверждении Положения о пенсиях за выслугу лет государственным служащим Республики Татарстан".
Поводом к рассмотрению данного вопроса явилось поступившее в Комитет конституционного надзора Республики Татарстан поручение Государственного Совета Республики Татарстан, принятое постановлением Государственного Совета Республики Татарстан от 20 мая 1998 г. N 1606.
Заслушав сообщение члена Комитета - докладчика Д.А.Сафиной, а также объяснения представителей: Государственного Совета Республики Татарстан - народного депутата Республики Татарстан О.М.Ермаковой, Кабинета Министров Республики Татарстан - министра социального обеспечения Республики Татарстан К.Н.Новиковой и заместителя министра юстиции Республики Татарстан Р.А.Саяхова, Комитет конституционного надзора Республики Татарстан установил:
1. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 февраля 1998 г. N 71 внесены изменения в Положение о пенсиях за выслугу лет государственным служащим Республики Татарстан, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 1 апреля 1997 г. N 273. По мнению Государственного Совета Республики Татарстан, постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 февраля 1998 г. N 71 вступает в противоречие со статьями 5, 20, 21, 46 Конституции Республики Татарстан в части, дополняющей пункты 2.1., 2.2. и 2.3. указанного выше Положения условием о прекращении иной трудовой деятельности, кроме преподавательской, научной, иной творческой деятельности, в качестве правового основания назначения и выплаты пенсии за выслугу лет государственным служащим Республики Татарстан.
2. В соответствии со статьей 46 Конституции Республики Татарстан права граждан в области пенсионного обеспечения отнесены к числу конституционных прав и свобод граждан. Таковым является и право государственных служащих на пенсию за выслугу лет. Регламентация условий возникновения права на указанный вид пенсии должна осуществляться законом, что вытекает из статьи 20 (часть 4) Конституции Республики Татарстан, согласно которой порядок осуществления, охраны и защиты конституционных прав, свобод и обязанностей устанавливается законами.
3. Статья 46 Конституции Республики Татарстан гарантирует право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, при рождении ребенка и достижении им установленного законом возраста, в случае потери кормильца, а также по другим основаниям и в размерах, предусмотренных законами. Тем самым перечень оснований, с которыми названной конституционной нормой связано право граждан Республики Татарстан на материальное обеспечение, не является исчерпывающим, но установление иных оснований отнесено к сфере регулирования законом.
4. Право государственных служащих Республики Татарстан на пенсионное обеспечение за выслугу лет установлено статьей 16 Закона Республики Татарстан "О государственной службе" от 8 февраля 1994 г. N 2101-XII. При этом в качестве правового основания назначения пенсии закреплено наличие выслуги на государственной службе не менее 25 лет. Законом также определен ряд дополнительных условий осуществления данного права государственными служащими Республики Татарстан: право выхода на пенсию за выслугу лет досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законом возраста выхода на пенсию по старости; размер пенсии за выслугу лет; обязанность периодического пересмотра размера назначенной пенсии; источники финансирования выплаты пенсий за выслугу лет.
Таким образом, статья 16 Закона Республики Татарстан "О государственной службе" от 8 февраля 1994 г. N 2101-XII устанавливает в качестве единственного правового основания назначения государственным служащим данного вида пенсии наличие выслуги на государственной службе, но не содержит в себе прямого указания на необходимость прекращения государственным служащим какого-либо вида трудовой деятельности.
5. Комитет конституционного надзора Республики Татарстан отмечает, что пенсионное обеспечение за выслугу лет предусмотрено и пенсионным законодательством Российской Федерации. Соответствующие правовые нормы действуют лишь в отношении определенных категорий работников, что обусловлено спецификой их трудовой деятельности, приводящей к снижению профессиональной трудоспособности до наступления общеустановленного пенсионного возраста. Этим определяется правовая природа пенсий за выслугу лет в целом как самостоятельного вида пенсионного обеспечения, отличающегося от пенсий по старости прежде всего тем, что их назначение закон не связывает, как правило, с достижением определенного возраста.
Именно в силу указанной выше правовой природы пенсий за выслугу лет условием их назначения и выплаты закон устанавливает, наряду с наличием определенной выслуги, как правило, и оставление работы, с учетом которой назначена данная пенсия. Причем такое ограничение не является препятствием для выплаты назначенной пенсии за выслугу лет в случае поступления лица на другую работу, с выполнением которой закон не связывает право на пенсию за выслугу лет (статья 87 (часть 1) Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации").
6. Комитет конституционного надзора Республики Татарстан считает, что ограничение права получать пенсию за выслугу лет при продолжении работы, с учетом которой назначена данная пенсия, не противоречит требованиям статьи 21 (часть 3) Конституции Республики Татарстан, согласно которым права и свободы гражданина могут быть ограничены или приостановлены только в соответствии с законом или по решению суда.
Однако в статье 16 Закона Республики Татарстан "О государственной службе" прямого ограничения права государственных служащих получать пенсию за выслугу лет при продолжении какого-либо вида трудовой деятельности не имеется. Согласно же статьям 20 (часть 4), 21 (часть 3) и 46 Конституции Республики Татарстан конституционные права граждан на материальное обеспечение, в том числе право государственных служащих на пенсию за выслугу лет, а равно порядок их осуществления либо ограничения, устанавливаются только законом. Между тем Положение, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 1 апреля 1997 г. N 273, представляет собой подзаконный нормативный акт, предназначенный для урегулирования правовой процедуры назначения и выплаты пенсий за выслугу лет государственным служащим, и не может содержать в себе каких-либо правоустанавливающих норм в отношении условий, определяющих право на получение государственными служащими пенсии за выслугу лет.
Учитывая это, Комитет конституционного надзора Республики Татарстан считает, что внесенные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 февраля 1998 г. N 71 изменения в пункты 2.1., 2.2. и 2.3. названного выше Положения, согласно которым пенсия за выслугу лет назначается и выплачивается государственным служащим Республики Татарстан при условии прекращения ими не только государственной службы, но и иной трудовой деятельности, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности, не соответствует требованиям статьи 16 Закона Республики Татарстан "О государственной службе" от 8 февраля 1994 г. N 2101-XII. Тем самым внесенные изменения вступают в противоречие со статьями 5, 120 и 165 Конституции Республики Татарстан, согласно которым Кабинет Министров Республики Татарстан вправе издавать нормативные акты на основе, в соответствии и во исполнение Конституции, законов Республики Татарстан, решений Государственного Совета Республики Татарстан и указов Президента Республики Татарстан, руководствуясь при этом принципами верховенства законов, их неуклонного соблюдения.
Таким образом, установив подзаконным нормативным актом - постановлением от 19 февраля 1998 г. N 71, прекращение иной трудовой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, в качестве дополнительного, не предусмотренного Законом Республики Татарстан "О государственной службе" правового основания назначения и выплаты пенсий за выслугу лет государственным служащим, Кабинет Министров Республики Татарстан вышел за пределы своих полномочий.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 17 Закона Республики Татарстан "О конституционном надзоре в Республике Татарстан", Комитет конституционного надзора Республики Татарстан пришел к следующему заключению:
1. Признать постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 февраля 1998 г. N 71 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 1 апреля 1997 г. N 273 "Об утверждении Положения о пенсиях за выслугу лет государственным служащим Республики Татарстан" в части внесения изменений в пункты 2.1., 2.2. и 2.3. Положения о пенсиях за выслугу лет государственным служащим Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 1 апреля 1997 г. N 273, не соответствующим статьям 5, 20 (часть 4), 21 (часть 3), 46, 120 и 165 Конституции Республики Татарстан.
2. Учитывая, что применение не соответствующих Конституции Республики Татарстан норм постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 февраля 1998 г. N 71 нарушает конституционное право граждан, закрепленное статьей 46 Конституции Республики Татарстан, признать согласно статье 20 (часть 3) Закона Республики Татарстан "О конституционном надзоре в Республике Татарстан" постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 февраля 1998 г. N 71 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 1 апреля 1997 г. N 273 "Об утверждении Положения о пенсиях за выслугу лет государственным служащим Республики Татарстан" в части внесения изменений в пункты 2.1., 2.2. и 2.3. Положения о пенсиях за выслугу лет государственным служащим Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 1 апреля 1997 г. N 273, утратившими силу с момента принятия настоящего заключения.
3. Руководствуясь статьей 22 Закона Республики Татарстан "О конституционном надзоре в Республике Татарстан", предложить Государственному Совету Республики Татарстан дополнить статью 16 Закона Республики Татарстан "О государственной службе" указанием на прекращение государственной службы, которое вместе с наличием 25 лет выслуги на государственной службе образует основание возникновения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет государственных служащих.
4. Направить настоящее заключение Президенту Республики Татарстан, в Государственный Совет Республики Татарстан и Кабинет Министров Республики Татарстан.
Комитет конституционного надзора
Республики Татарстан
г.Казань, 8 июля 1998 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Комитета Конституционного надзора РТ "О соответствии Конституции Республики Татарстан постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 февраля 1998 г. N 71 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 1 апреля 1997 г. N 273 "Об утверждении Положения о пенсиях за выслугу лет государственным служащим Республики Татарстан", 08.07.98.
Текст Заключения опубликован в Ведомостях Государственного Совета Татарстана, N 8, август 1998 г. (часть II)