Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 24 ноября 2004 г. N 505
"О Программе развития лесопромышленного комплекса
Республики Татарстан на период до 2010 года"
Постановлением КМ РТ от 28 февраля 2006 г. N 74 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях обеспечения эффективного освоения лесных ресурсов Республики Татарстан, а также развития производств и технологий в деревообрабатывающей промышленности Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу развития лесопромышленного комплекса Республики Татарстан на период до 2010 года.
2. Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан внести предложения в Кабинет Министров Республики Татарстан по развитию производств в лесопромышленном комплексе.
Премьер-министр
Республики Татарстан |
Р.Н.Минниханов |
Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан |
И.Б.Фаттахов |
Программа развития
лесопромышленного комплекса Республики Татарстан
на период до 2010 года
(утв. постановлением КМ РТ от 24 ноября 2004 г. N 505)
1. Паспорт программы
/-----------------------------------------------------------------------\
|Наименование |Программа развития лесопромышленного комплекса Республи-|
|Программы |ки Татарстан на период до 2010 года |
|--------------+--------------------------------------------------------|
|Основание для|Договор N 02ДЭ-19С на разработку Программы развития ле-|
|разработки |сопромышленного комплекса Республики Татарстан на период|
|Программы |до 2010 года от 23.05.2002 года |
|--------------+--------------------------------------------------------|
|Государствен- |Министерство экономики и промышленности Республики Та-|
|ный заказчик -|тарстан, |
|координатор |Министерство экологии и природных ресурсов Республики|
|Программы |Татарстан |
|--------------+--------------------------------------------------------|
|Основной раз-|ОАО "Волжско-Камский научно-исследовательский институт|
|работчик Прог-|лесной промышленности" |
|раммы |Соисполнители: |
| |Казанская лесоустроительная экспедиция, |
| |Марийский государственный технический университет |
|--------------+--------------------------------------------------------|
|Цели и задачи|Разработка комплекса мер, обеспечивающих эффективное ос-|
|Программы |воение лесных ресурсов Республики Татарстан на основе|
| |внедрения современных технологий, машин, механизмов и|
| |оборудования на лесозаготовках и в деревообработке; |
| |глубокая переработка древесины, в том числе низкокачест-|
| |венной, и отходов; |
| |развитие производства качественной продукции из древеси-|
| |ны как для удовлетворения потребностей в ней населения|
| |республики, так и для продажи в соседние регионы и на|
| |экспорт |
|--------------+--------------------------------------------------------|
|Сроки реализа-|2004-2010 годы |
|ции Программы | |
|--------------+--------------------------------------------------------|
|Перечень осно-|Обновление материально-технической базы лесозаготови-|
|вных мероприя-|тельного производства; |
|тий Программы |строительство лесовозных автодорог; |
| |мероприятия по научно-техническому обеспечению Програм-|
| |мы; |
| |создание двух лесоперерабатывающих комплексов (Черем-|
| |шанского и Альметьевского); |
| |создание девяти деревообрабатывающих предприятий |
|--------------+--------------------------------------------------------|
|Исполнители |Предприятия лесозаготовительной и деревообрабатывающей|
|Программы |отраслей; |
| |научно-исследовательские и проектные организации (в час-|
| |ти научно-технического обеспечения) лесопромышленного и|
| |лесохозяйственного профиля; |
| |администрации городов и районов Республики Татарстан |
|--------------+--------------------------------------------------------|
|Система орга-|Контроль за исполнением Программы независимо от источни-|
|низации конт-|ков финансирования осуществляет государственный заказчик|
|роля за испол-|- Министерство экологии и природных ресурсов Республики|
|нением Прог-|Татарстан |
|раммы |Государственный заказчик ежегодно готовит доклад по реа-|
| |лизации Программы и представляет его до 1 февраля следу-|
| |ющего за отчетным года в Министерство экономики и про-|
| |мышленности Республики Татарстан, которое с участием за-|
| |интересованных министерств и ведомств, органов государс-|
| |твенной власти в районах Республики Татарстан, а также|
| |независимых экспертов до 1 марта представляет доклад о|
| |ходе реализации Программы в Кабинет Министров Республики|
| |Татарстан |
|--------------+--------------------------------------------------------|
|Объемы и исто-| (млн.рублей)|
|чники финанси-|/------------------------------------------------------\|
|рования Прог-|| Наименование показателей |2004 г.| 2005- ||
|раммы || | |2010 гг.||
| ||-------------------------------------+-------+--------||
| ||Объем инвестиций за счет всех источ-| 30 | 1000 ||
| ||ников финансирования - всего | | ||
| ||-------------------------------------+-------+--------||
| ||В том числе: | | ||
| ||-------------------------------------+-------+--------||
| ||собственные средства хозяйственных| - | 50 ||
| ||структур | | ||
| ||-------------------------------------+-------+--------||
| ||инвестиции коммерческих структур | 30 | 950 ||
| |\------------------------------------------------------/|
|--------------+--------------------------------------------------------|
|Ожидаемые ко-|Годовой финансовый эффект от внедрения программных ме-|
|нечные резуль-|роприятий - 754 млн.рублей. |
|таты реализа-|Годовой объем лесозаготовок по республике - 1300|
|ции Программы |тыс.куб.метров, товарной продукции деревообрабатывающих|
| |предприятий (в ценах 2002 г.) - 2,9 млрд.рублей в год;|
| |численность промышленно-производственного персонала, за-|
| |нятого в отрасли, - 6250 человек |
\-----------------------------------------------------------------------/
Производство важнейших видов продукции
Наименование показателей | Ед. изм. | 2002 г. | 2007 г. | 2010 г. |
Заготовка древесины (по рубкам глав- ного пользования) |
тыс.куб.м | 484 | 900 | 1300 |
Пиломатериалы сырые на продажу | тыс.куб.м | 100 | 60 | 40 |
Строительный погонаж | тыс.куб.м | 13,7 | 20 | 30 |
Клееные полуфабрикаты (мебельный и столярный брус и щит) из древесины |
тыс.куб.м | - | 20 | 50 |
Фанера (без ОАО "Зеленодольский фа- нерный завод" и АОР "НП "Поволжский фанерно-мебельный комбинат" (далее - ЗФЗ и ПФМК) |
тыс.куб.м | 2,5 | 12 | 37 |
Древесные плиты | тыс.куб.м | - | 48 | 200 |
Столярные изделия (окна, двери, пар- кет) |
млн.рублей | 2,6 | 50 | 80 |
Другие товары народного потребления | млн.рублей | 70 | 75 | 80 |
2. Введение
2.1. Состояние проблемы и необходимость ее решения
Лесосырьевой потенциал Республика Татарстан представляет реальную основу для полноценного развития и функционирования лесопромышленного комплекса Республики Татарстан. Этот потенциал используется в настоящее время крайне неудовлетворительно.
Леса Татарстана занимают 1270,3 тыс.гектаров, или 17,2% территории. В них сосредоточено 168,76 млн.куб.метров древесины, из них запасы спелого и перестойного леса составляют 32 млн.куб.метров. Расчетная лесосека, определяющая научно-обоснованный размер рубки, с 01.01.96 г. установлена в объеме 1371,7 тыс.куб.метров, а объем лесозаготовок составляет не более 40% от установленной нормы пользования.
Преобладающими породами являются осина, запас которой составляет 10,6 млн.куб.метров, береза - 6,35 млн.куб.метров, дуб - 1,45 млн.куб.метров, липа - 1,18 млн.куб.метров, и сосна - 0,57 млн.куб.метров.#
Запасы древесины основных пород (осины, березы, дуба) распределены по трем регионам (схема 1):
"Схема 1. Размещение основных пород лесов по регионам республики"
первый район расположен между Волгой, Камой и Вяткой ("Междуречье") (2517 тыс.куб.метров (14,4%));
второй - между Камой и Волгой ("Закамье") (13873 тыс.куб.метров (79,4%));
третий - за Волгой ("Заволжье") (1073 тыс.куб.метров (6,2%))
При этом в лесах Междуречья расчетная лесосека осваивается полностью, а в Закамье, где сосредоточены три четверти всех запасов древесины, - лишь на 16%.
Существующий лесопромышленный комплекс республики можно подразделить на 3 основные группы:
крупные деревообрабатывающие и мебельные предприятия - Зеленодольский район;
лесозаготовительные и деревообрабатывающие производства в лесхозах;
все остальные деревообрабатывающие и мебельные предприятия, находящиеся в г.Казани и других населенных пунктах республики. Крупные лесоперерабатывающие предприятия республики - ПФМК и ЗФЗ, используя благоприятную конъюнктуру по сбыту фанеры, обеспечивая необходимое качество продукции, добились выхода на рынки дальнего зарубежья и реализуют на экспорт - до 90% и 85% соответственно производимой фанеры. На ПФМК, кроме фанеры, в широком ассортименте производятся мебельные заготовки и мебель, более 80% которых реализуются в дальнем зарубежье.
Эти предприятия сегодня являются своего рода флагманами деревообрабатывающей промышленности республики. Их технико-экономическое состояние вполне благополучно.
Вторая часть лесоперерабатывающего комплекса Республики Татарстан сосредоточена в более чем тридцати лесхозах, которые являются главными лесозаготовителями (до 600 тыс.куб.метров, что составляет около 40% расчетной лесосеки).
Третья группа предприятий лесопромышленного комплекса - многочисленные мелкие и средние деревообрабатывающие и мебельные предприятия в Казани и других городах республики практически не вносят заметного вклада в освоение лесов республики, т.к. предпочитают работать на качественном привозном сырье преимущественно хвойных пород.
Имевшийся в доперестроечные годы стабильный дефицит на пиломатериалы и изделия из древесины не создавал на внутреннем рынке благоприятных условий для развития лесопиления и деревообработки в лесхозах. Проблема реализации отсутствовала, распродавалась вся продукция, даже не всегда высокого качества.
С развитием рыночных отношений ситуация стала резко меняться. В республику хлынул поток лесопродукции из соседних областей, на местах, да и в самой Казани, появились множество мелких фирм, выпускающих высококачественную продукцию, иногда по европейским стандартам (строительный погонаж, окна, двери, мебель и др.), большей частью из привозного сырья с использованием зарубежных технологий и оборудования.
Продукция лесхозов, за исключением срубов и некоторых товаров народного потребления, в производстве которых лесхозы являлись монополистами, оказалась в разряде недорогой сравнительно невысокого качества.
Причины этого следующие:
незначительные объемы хвойных лесонасаждений;
низкое качество исходного сырья (перестойные и фаутные леса мягколиственных пород);
неудовлетворительное качество распиловки на лесопильных рамах устаревших конструкций;
отсутствие или некачественная сушка пиломатериалов в сушильных камерах, не имеющих аппаратуры и средств регулирования процессом сушки;
изношенность деревообрабатывающего станочного парка, неудовлетворительное состояние инструмента;
отсутствие современных технологий (например, производства фанеры, ДСП, клееных изделий) и оборудования, обеспечивающих производство высококачественной продукции при условии максимального использования биомассы древесины.
Выход товарной продукции с куб.метра заготовленной древесины весьма низок и составляет в среднем по лесхозам республики чуть больше 400 рублей. Между тем "глубокая" переработка с максимальным использованием для получения товарной продукции всей биомассы древесины позволила, например, Волжскому деревообрабатывающему комбинату "Заря" получать с куб.метра сырья товарную продукцию на сумму свыше 2000 рублей, а ПФМК и ЗФЗ - до 3000 рублей.
Износ основных производственных фондов в лесхозах приблизился к 60% - порогу, за которым начинается физическое уничтожение производственного потенциала.
Современная структура лесопромышленного производства в лесхозах Республики Татарстан, используемые технологии и оборудование безнадежно устарели. Значительная часть лесоматериалов (свыше 50%) реализуется в круглом виде или сырыми необрезными пиломатериалами.
Прибыль, остающаяся в распоряжении лесхозов, не обеспечивает им не только возможности обновления производства, но и поддержания его на достигнутом уровне.
Кредиторская задолженность лесхозов по зарплате в лесохозяйственной и лесопромышленной деятельности на 01.01.2003 года составила 8 млн.рублей, по оплате единого социального налога - 14,5 млн.рублей.
Незначительно улучшается социально-экономическое положение работников лесных поселков, работающих в лесопромышленном комплексе.
Так, средняя зарплата в лесопромышленном комплексе лесхозов в 2002 г. составила 1826 рублей, что в 1,6 раза меньше по сравнению с крупными (ЗФЗ, ПФМК) деревообрабатывающими предприятиями.
Работающие в лесопромышленном комплексе лесхозов не обеспечены нормативными бытовыми удобствами: водопроводом, канализацией и др. - по сравнению с работниками нефтяной отрасли.
Если негативные процессы, которые происходят в отрасли (в лесах республики), не будут приостановлены, то увеличения объемов лесопромышленного производства и улучшения социально-экономического положения жителей лесных поселков не произойдет.
Достаточные возобновляемые лесные ресурсы, имеющийся в республике значительные научно-производственные и технические средства, обширный внутренний, российский и зарубежный рынки создают потенциальные возможности иметь в Республике Татарстан развитый лесопромышленный комплекс, отвечающий уровню передовых стран, который способен внести достойный вклад в развитие народного хозяйства республики, повышение социально-экономического уровня определенной части ее населения.
Для решения проблемы выхода лесопромышленного комплекса из кризисного состояния и его последующего развития необходимы программные методы и государственная поддержка.
Такая потребность диктуется следующими мотивами:
не вырубаемые своевременно в достаточных объемах леса Республики Татарстан стареют, болеют, выпадают из лесосечного фонда, не принося экономике республики и ее жителям достаточной пользы;
накопившаяся с годами технологическая отсталость лесопиления и деревообработки в лесопромышленном комплексе республики привела к тому, что товарный выход продукции с куб.метра заготовленной древесины втрое ниже, чем в целом по Российской Федерации и в 4-5 раз по сравнению с передовыми предприятиями отрасли;
современное финансово-экономическое положение лесопромышленного комплекса Республики Татарстан, преобладание мягколиственных, низкотоварных лесов, а также действующий в стране рыночный механизм не позволяют эффективно и в приемлемые сроки решить проблемы лесной отрасли без мер государственной поддержки;
размещение лесов и предполагаемых пунктов их освоения и переработки древесины на территории большей части районов республики требует координации совместных действий республиканских и региональных органов власти, то есть решения проблемы программными методами.
Настоящая Программа должна стать общеотраслевым организационным документом для возрождения лесопромышленного комплекса в новых экономических условиях.
2.2. Стратегия структурной перестройки лесопромышленного
комплекса, сроки реализации Программы
Программа включает в себя комплекс мер, обеспечивающих выход отрасли из кризисного состояния, стабилизацию, последующее развитие и выпуск всех видов продукции деревообработки на основе рационального лесопользования посредством рубок ухода, санитарных рубок и рубок главного пользования.
Стратегическим направлением структурной перестройки лесопромышленного комплекса принято опережающее развитие глубокой переработки древесины на основе использования новейших технологий и оборудования в районах основных лесозаготовок, исключающих излишнюю транспортировку сырья. Это позволит более полно и рационально использовать всю массу заготавливаемой древесины, включая малоценную, лиственную, дровяную и древесные отходы; получить качественную, конкурентоспособную на внутреннем и зарубежном рынках продукцию в виде строительного погонажа, клееных щитов и бруса из массива древесины для столярных изделий и мебельной промышленности, древесностружечных плит, листовой и гнутой фанеры, столярных изделий.
Для достижения структурных сдвигов в отраслях лесного комплекса, повышения качественных характеристик и конкурентоспособности продукции из древесины, социальной направленности, уменьшения экологического воздействия предприятий на окружающую среду, с учетом возможного потенциала материальных и финансовых ресурсов определены приоритеты развития отрасли лесного комплекса.
В лесозаготовительной промышленности и лесном хозяйстве:
создание стабильной базы развития лесозаготовок на основе непрерывного, неистощимого и рационального лесопользования, интенсификации ведения лесного хозяйства и своевременного восстановления продуктивных лесов на базе долговременной аренды участков лесного фонда;
развитие заготовки древесины по машинной, соответствующей лесоводственным требованиям, хлыстовой технологии;
внедрение и расширение использования сортиментной технологии заготовки древесины при рубках главного и промежуточного пользования. Эта технология учитывает передовой опыт скандинавских стран и ориентирована на использовании вновь созданной отечественной техники;
снижение сезонности лесозаготовок за счет расширения строительства дорог круглогодового действия.
В лесопильно-деревообрабатывающей и мебельной промышленности:
техническое перевооружение существующих предприятий, создание новых узлов переработки древесины с использованием современных технологий, прогрессивного лесопильного и деревообрабатывающего оборудования; обеспечивающих переработку в высококачественную продукцию мягколиственной, тонкомерной и низкокачественной древесины;
переход на производство пилопродукции повышенной заводской готовности и качества (конструкционные, строганые и клееные пиломатериалы и заготовки целевого назначения) с защитной обработкой, нормируемой влажностью;
наращивание объемов производства и расширение типажа столярно-строительных изделий, паркета, садовых домиков и других изделий для населения;
в местах концентрации неиспользуемых, мягколиственных осиновых и березовых лесов строительство заводов по выпуску высококачественных, конкурентоспособных древесных плит, а также фанерных предприятий, рассчитанных на выпуск дефицитных видов фанерной продукции;
производство тепловой и электрической энергии из отходов деревообработки и лесозаготовок;
развитие производств по выпуску арболита, спичек, древесного угля, продуктов химической переработки древесины при наличии сбыта этой продукции;
реконструкция и техническое перевооружение мебельных предприятий с созданием гибких технологий, обеспечивающих производство и быструю смену ассортимента современной конкурентоспособной мебели, в том числе из массивной древесины;
проведение комплекса работ по максимальному снижению потребностей мебельного производства в зарубежных материалах, сырье и полуфабрикатах, завозимых из других областей Российской Федерации за счет покрытия этих потребностей изделиями, производимыми в республике.
В сфере научно-технической политики:
сохранение научно-технического потенциала лесопромышленного комплекса;
создание условий для реализации и внедрения передовых отечественных технологий, машин, оборудования;
создание условий для реализации и внедрения в производство имеющегося в республике научно-технического потенциала в области лесопромышленного комплекса;
маркетинговые исследования с целью поиска отечественных и зарубежных потребителей на продукцию деревообрабатывающих предприятий, разработка рекомендаций по номенклатуре производимой продукции;
реализация в Республике Татарстан положений концепции развития лесопромышленного комплекса Приволжского федерального округа.
В сфере экономики и государственного регулирования:
обеспечение условий для высокорентабельного и конкурентоспособного производства, создание благоприятного инвестиционного климата, концентрация капиталов на приоритетных направлениях развития отрасли, поддержка малого бизнеса;
создание действенной структуры управления, координации и регулирования работы предприятий лесопромышленного комплекса всех форм собственности в рыночных условиях, организация холдинговых компаний на базе лесопромышленных предприятий и отраслевых финансовых структур.
Во внешнеэкономической деятельности:
на основе выполненных (п.3) маркетинговых исследований освоение рынков дальнего и ближнего зарубежья;
изменение структуры экспорта с целью увеличения доли продукции глубокой переработки, а также высококачественных изделий и товаров; сокращение импорта машин, оборудования, материалов и сырья до оптимально необходимых пределов.
В социальной сфере:
сохранение кадрового и профессионального состава отраслевого промышленно-производственного персонала и инженерно-технических работников на предприятиях и в учреждениях лесного комплекса;
постоянное повышение квалификации и профессионального уровня всех категорий работающих применительно к формирующимся новым экономическим условиям и техническому обновлению производств;
повышение материального и культурного уровня работающих на базе роста эффективности лесопромышленного производства и их социальной защищенности в рыночных условиях.
Программа рассчитана на 2004-2010 годы.
2.3. Система программных мероприятий
2.3.1. Структура спроса на продукцию лесопромышленного комплекса с учетом внутреннего и внешнего рынков
Объемы лесопромышленного производства на перспективный период определены с учетом потребительского спроса на лесопродукцию на внутреннем рынке, конъюнктуры внешнего рынка, а также с учетом сырьевых ресурсов и производственных возможностей отрасли.
Продукция лесопромышленного комплекса даже в наиболее стабильные периоды была дефицитной, спрос на нее всегда опережал предложение. Сегодня положение таково, что реально существующая потребность в этой продукции оказывается невостребованной в силу снижения платежеспособности части населения, а также роста цен.
Увеличение внутреннего спроса на продукцию отрасли следует ожидать лишь в связи с общим преодолением экономического кризиса в стране.
Основным направлением структурной перестройки лесопромышленного комплекса принято опережающее развитие производства на основе механической и химико-механической переработки древесины.
Ожидается существенный рост объемов потребления древесины в связи с увеличением жилищного, дачного, сельского строительства, а также производства мебели за счет вытеснения с внутреннего рынка республики лесной продукции, завозимой из других областей Российской Федерации.
2.3.2. Развитие и принципиальная схема размещения предприятий лесного комплекса
Развитие лесопромышленного комплекса Республики Татарстан ориентировано на создание новых узлов переработки древесины и использование существующего промышленного потенциала путем его модернизации, на максимальное удовлетворение собственных потребностей, а также малолесных областей Поволжья и юга России, стран СНГ и частично на экспорт в дальнее зарубежье.
Одновременно будет решаться задача обеспечения отраслей и населения Республики Татарстан основными видами лесоматериалов и продукции при значительном уменьшении завоза изделий из древесины, особенно круглого леса, и других полуфабрикатов из других регионов. Намечается развитие производства мебели, столярно-строительных изделий, продукции домостроения, деталей и заготовок из цельной древесины и фанеры.
При разработке предложений по размещению модернизируемых и вновь создаваемых деревообрабатывающих предприятий на территории республики руководствовались следующими принципами:
полное освоение расчетной лесосеки;
минимизация расстояний перевозки сырья из леса на промплощадку;
глубокая переработка сырья, включая мягколиственные породы, тонкомерную и низкотоварную древесину, с целью получения продукции высокого качества.
Из этих положений следует, что при достаточных объемах сырьевых ресурсов необходимо предусматривать организацию производства фанеры и древесных плит.
При меньших объемах сырья целесообразна организация механической обработки древесины с использованием современных технологий и оборудования, производство строительного погонажа мебельных и столярных щитов из массива древесины, столярного, строительного и мебельного бруса.
Основная масса древесных отходов предназначается для получения энергии для сушки пиломатериалов и отопления производственных помещений.
Минимальные объемы вывозки древесного сырья в пункты деревообработки, при которых производство продукции становится эффективным, приведены в таблице:
Наименование продукции | Объем произво- дства, тыс.куб. метров |
Объем по- требляемого сырья, тыс. куб.меторов |
Объем за- готовки древесины, тыс.куб. метров |
Коэффициент использова- ния загото- вленной древесины |
Фанера | 25 | 70 | 140 | 0,18 |
ДСП (с учетом использования отходов) |
100 | 140 | 140 | 0,7 |
Деревообработка: | ||||
щитов, бруса из массива древесины |
10 | 45 | 80 | 0,125 |
погонаж (в т.ч. клеенный в торец) |
5 | 16 | 30 | 0,18 |
С использованием изложенных положений разработана принципиальная схема размещения лесопромышленных производств, приведенная в приложении N 1 к настоящей Программе.
В таблице 2 даны основные показатели предлагаемых к созданию (модернизации) деревообрабатывающих предприятий (схема 2).
"Схема 2. Размещение деревообрабатывающих производств"
В Закамье, где произрастают три четверти лесов республики, предусмотрено строительство двух лесоперерабатывающих комбинатов (Альметьевский, Черемшанский) и организация деревообрабатывающих производств еще в трех пунктах, располагающих менее значительными запасами сырья и отдаленными от предполагаемых к созданию комбинатов обширными необлесенными территориями.
На Альметьевский комбинат, располагаемый в н.п.Калейкино, необходимо вывозить до 350 тыс.куб.метров древесины в год. Сырьевая база этого комбината включает леса 8 лесхозов с ликвидной лесосекой главного пользования 464 тыс.куб.метров.
На комбинате предполагается производить 25-30 тыс.куб.метров фанеры листовой и гнутой, 100 тыс.куб.метров древесно-стружечных плит и до 10-15 тыс.куб.метров продукции механической переработки древесины (погонажа, бруса и щита из массива древесины, строительной столярки).
Второй деревообрабатывающий комбинат предлагается построить в районе рек Малый и Большой Черемшан с местом базирования в с.Мамыково. Для организации производства фанеры березового сырья в лесах этой зоны недостаточно, а по осине ликвидная лесосека составляет около 300 тыс.куб.метров. Здесь предлагается построить деревообрабатывающий комбинат с потреблением сырья 250-260 тыс.куб.метров в год. При этом из низкокачественной древесины будут производиться древесные плиты, а из здоровой - продукция деревообработки.
На базе использования лесов Мензелинского, Болгарского и частично Алькеевского лесхозов должны быть организованы узлы по производству всевозможных изделий (погонажа, клееного щита и бруса, окон, дверей и др.) для строительства и мебельного производства, а также для изготовления товаров народного потребления. Годовая потребность этих производств в сырье - от 30 до 80 тыс.куб.метров, она будет покрываться за счет рубок главного пользования и рубок ухода. Отгрузка круглых лесоматериалов сводится к минимуму.
В Междуречье предлагается организовать три аналогичных узла переработки древесины: Сабинский (до 100 тыс.куб.метров) в п.Иштуган - на базе использования лесов Сабинского и частично Арского лесхозов, Камский (до 100 тыс.куб.метров) в п.Камский леспромхоз - с сырьевой базой Камского, Кзыл-Юлдузского и частично Мамадышского лесхозов, Лаишевский (30 тыс.куб.метров) в п.Державино с использованием своих лесов.
Деревообработка в объемах от 30 до 50 тыс.куб.метров сырья организуется в п.Лубяны с использованием лесов лесхоза-техникума и частично Мамадышского и Елабужского лесхозов.
В Заволжье предлагается организовать один пункт деревообработки в г.Апастово - на сырьевой базе Кайбицкого и Буинского лесхозов.
Для уменьшения зависимости лесозаготовительных и лесохозяйственных работ от погодно-климатических условий необходимо строительство дорог круглогодового действия. Минимальная потребность в строительстве дорог с твердым покрытием для реализации Программы представлена в приложении N 3.
2.3.3. Научно-техническое обеспечение Программы
В Программе намечен комплекс мер по техническому перевооружению всех отраслей лесопромышленного производства с одновременным решением задач охраны окружающей среды и ресурсосбережения, включая комплексное использование древесного сырья.
Внедрение новых технологий и использование прогрессивных материалов обеспечит повышение технического уровня, расширение ассортимента, улучшение качественных характеристик продукции и, в конечном итоге, рост ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.
В лесозаготовительном производстве предстоит организовать внедрение комплексов машин для сортиментной заготовки древесины, машин нового поколения для традиционной хлыстовой заготовки с улучшенными эколого-экономическими характеристиками, комплексных линий с автоматизированной системой управления и учетом древесины при разделке, сортировке и переработке на нижних складах, лесовозных автопоездов на базе автомобилей российского производства и других. С целью снижения сезонности лесозаготовок, освоения горных лесов и лесосек, расположенных на переувлажненных грунтах с низкой несущей способностью, а также повышения экологической безопасности лесозаготовок намечается внедрение мобильных лебедочных установок для заготовки леса.
На лесопильно-деревообрабатывающих предприятиях должно быть организовано внедрение агрегатных линий на базе ленточно-пильных и фрезернопильных станков, вилочных и челюстных автопогрузчиков, комплектов оборудования для лесопильных цехов малой мощности, передвижных лесопильных установок, оборудования для оцилиндровки бревен, склеивания и обработки щитовых и погонажных изделий из массивной древесины.
Применительно к имеющимся в республике древесным ресурсам с учетом местных условий необходимо:
разработать типовые лесопильные и деревообрабатывающие комплексы, подобрать для них серийное отечественное или зарубежное оборудование и средства околостаночной механизации;
определить оптимальные условия применения различных технологий, механизмов и оборудования для заготовки, вывозки и первичной переработки древесины и рекомендовать их для использования в лесах республики;
определить перечень механизмов и оборудования для использования в лесопромышленном комплексе, изготовление которых целесообразно организовать на заводах республики.
Переоснащение деревообрабатывающих предприятий современным оборудованием и инструментами потребует нового подхода к организации технических служб, занимающихся поддержанием технического состояния этого оборудования и подготовкой инструмента.
В Скандинавских странах и в Германии еще 20-30 лет назад сформировалась система мелких инструментальных фирм, решающих эту проблему. Такая фирма в составе 5-6 человек обеспечивает обслуживание 10-15 предприятий. Подобные фирмы стали появляться и в России. В условиях Татарстана необходимо одну такую фирму создать в Казани, другую - в Закамье.
В приложении N 4 к настоящей Программе представлены мероприятия по научно-техническому обеспечению Программы, в приложениях NN 5, 6 - предложения по внедрению новых технологий и оборудования на лесозаготовках и деревообработке, в приложении N 7 - мероприятия по ресурсосбережению и комплексному использованию древесного сырья и отходов.
Предусмотренный в Программе комплекс научно-технических мероприятий обеспечивает существенное обновление производственного потенциала во всех отраслях лесного комплекса и значительное сокращение среднего срока его службы: в лесозаготовительной промышленности с 4-9 до 3-6 лет; в производстве фанеры и плит с 17-24 до 7-12 лет.
Это позволит производить качественную продукцию, отвечающую требованиям внутри страны и конкурентоспособную на внешнем рынке.
Важным условием реализации намеченных программных мер по техническим и экономическим преобразованиям является наиболее полное использование имеющегося научного потенциала отрасли, необходимость ее материальной поддержки и развития.
Нумерация подпунктов настоящей Программы соответствует источнику документа
2.3.5. Повышение экологической безопасности
Лес - это не только природный ресурс, но и важнейший компонент экосистемы, а лесопользование определяет экологическую ситуацию как в отдельных регионах, так и в целом по республике.
Эффективное функционирование всего лесного комплекса предполагает сбалансированность и взаимоувязку технологических процессов при рубке, восстановлении и выращивании древостоев при соответствующем научном и материально-техническом обеспечении развития лесной промышленности и лесовосстановления.
Намечаемой стратегией развития лесозаготовительной промышленности учтены требования в сфере лесопользования, принятые в государственной программе лесовосстановления. Основные из них следующие:
обеспечение соблюдения лесоводческих требований при лесозаготовках;
приведение по каждому предприятию объемов рубок главного пользования в соответствие с научно-обоснованными нормами неистощительного и рационального лесопользования, а объемов рубок ухода - с рекомендациями лесоустройства;
расширение применения выборочных и постепенных рубок, в том числе в мягколиственных лесах с наличием молодняка и подроста хвойных пород, с использованием лесозаготовительной техники, отвечающей лесоводческим и экологическим требованиям;
сохранение молодняка и подроста хозяйственно ценных пород при наличии его на лесосеках в количествах, обеспечивающих лесовосстановление.
Для лесоперерабатывающих производств, особенно по химической и химико-механической переработке древесины, характерно использование значительных объемов воды, химикатов, что делает неизбежным образование загрязненных сточных вод и газовых выбросов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду. Поэтому обязательным условием нормального функционирования лесопромышленного комплекса и увеличения объемов выпуска продукции является повышение экологической безопасности всех видов производств и, в первую очередь, плитного, фанерного.
Несмотря на постоянное снижение отрицательного воздействия предприятий лесоперерабатывающего комплекса (далее - ЛПК) на окружающую природную среду, экологическая ситуация в регионах России, где высокий уровень концентрации указанных производств, сохраняется напряженной, приводящей иногда к ограничению или даже прекращению деятельности отдельных предприятий.
Учитывая этот опыт, проблемы повышения экологической безопасности ЛПК в Республике Татарстан должны решаться по следующим направлениям:
широкое использование ресурсосберегающих экологически чистых технологий, машин, оборудования, химикатов и материалов, обеспечивающих снижение образования загрязненных сточных вод и пылегазовых выбросов в основном производстве. Основные из них - это сортиментная заготовка древесины и использование лесозаготовительных машин на базе колесных тракторов, сухопутная сортировка бревен и исключение бассейнов в лесопилении, использование нетоксичных связующих в производствах фанеры и плит, лакокрасочных материалов, водоразбавляемых лаков и нетоксичных клеев в производстве мебели;
рациональное использование всех отходов производства, осадков от очистки сточных вод и пылегазовых выбросов (коры, щелока, скопа, избыточного активного ила, шлам-лигнина).
Намечаемые Программой структурные и организационные изменения в лесозаготовительной деятельности (повышение удельного веса рубок промежуточного пользования, введение аренды лесов с условием обеспечения непрерывного неистощительного лесопользования и др.) должны способствовать улучшению состояния лесов и сохранению их влияния на экологическую ситуацию в регионах.
Комплекс указанных в приложениях NN 5-8 к настоящей Программе мер позволит расширить объемы производства на действующих предприятиях и строить новые без ущерба окружающей среде.
2.3.6. Государственная поддержка Программы
Развитие лесопромышленного комплекса Республики Татарстан, исходя из сложившегося за перестроечный период тяжелого финансового состояния предприятий, в т.ч. лесхозов, морального и физического износа техники, отсутствия современных технологий и оборудования деревообработки в лесхозах, невозможно только на основе самофинансирования.
В связи с этим необходима государственная поддержка (на льготных условиях возврата средств) для создания постоянных источников инвестирования развития отрасли, а также условий, позволяющих предприятиям направлять прибыль на инвестирование.
Решению этой проблемы будет способствовать заключение соглашения между Правительством Республики Татарстан и Союзом лесопромышленников и лесоэкспортеров России, активное участие Республики Татарстан в выполнении разделов Концепции развития лесопромышленного комплекса Приволжского регионального округа.
Следует оказывать помощь в содержании социальной сферы предприятий, предоставлении определенных льгот в местном налогообложении.
Важна государственная поддержка в обеспечении финансирования работ по научно-техническому обеспечению сопровождения реализации Программы.
2.3.7. Совершенствование структуры управления
Принятая в Республике Татарстан система управления и финансирования предприятий лесного комплекса позволила сохранить и развивать до настоящего времени лесное хозяйство республики. Сочетание в лесхозах руководства над выполнением лесохозяйственных задач и решением лесопромышленных вопросов оказалось положительным фактором, обеспечившим в целом стабильность лесхозов.
Вместе с тем изменения, происшедшие в последнее десятилетие, в частности в законодательной базе (лесной комплекс), требуют соответствующих изменений в структуре управления и организации ведения работ (лесохозяйственные и лесопромышленные функции).
Комплексность выполнения работ в лесопользовании - важнейшее условие рационального потребления лесных ресурсов. В то же время при сохранении за лесхозами функций управления и контроля лесопромышленное производство целесообразнее осуществлять отдельными структурами (или выделенными из лесхозов, или созданными на договорных началах с лесхозами при контроле со стороны последних).
Развитие лесопромышленного производства в лесхозах невозможно без участия частного капитала, причем предпочтительно на правах долгосрочной аренды лесосечного фонда. Эти условия обеспечат как освоение расчетной лесосеки, так и ведение лесовосстановительных работ, а также позволят сократить объемы бюджетных ассигнований на проведение лесохозяйственных операций.
Управление лесопромышленной отраслью и ее развитием необходимо предусмотреть в двух направлениях:
существующим и совершенствуемым деревообрабатывающим производством в лесхозах;
развитием предприятий по глубокой комплексной переработке низкокачественной древесины для выработки конкурентоспособной продукции (с привлечением инвестиций).
2.3.8. Решение социальных проблем
Улучшение социального положения работников лесопромышленного комплекса является одной из ключевых задач, стоящих перед отраслью. Без ее решения выполнение Программы невозможно. Поэтому необходимо решить следующие задачи:
сохранение кадрового состава промышленно-производственного персонала и инженерно-технических работников на предприятиях лесного комплекса;
проведение работы по совершенствованию оплаты труда в лесном комплексе, доведение средней зарплаты по отрасли до уровня ведущих отраслей Республики Татарстан;
разработка программы вывода из кризиса убыточных предприятий;
стабилизация уровня жизни работников;
совершенствование системы повышения квалификации кадров на предприятиях лесного комплекса; улучшение планирования профессионального обучения различных социальных групп работающих;
участие в создании республиканского и районных банков данных по важнейшим профессиям и специальностям;
расширение системы профессионального обучения;
создание центра повышения квалификации и центра по маркетингу и подготовке кадров лесной промышленности;
соблюдение условий труда, льгот, компенсаций и социальных гарантий работающим в лесном комплексе;
проведение совместно с республиканскими и районными органами управления контроля за соблюдением законодательства в части оплаты труда, социальных гарантий и льгот.
2.4. Источники финансовых ресурсов
для обеспечения реализации Программы
Источники финансирования предусматриваются по двум направлениям:
I. Совершенствование деревообрабатывающих производств в лесхозах Республики Татарстан предусматривается из следующих источников:
собственные средства предприятий из части прибыли и амортизационных отчислений;
привлечение частного капитала;
бюджетные средства (ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации через бизнес-проекты);
заемные средства;
средства местных бюджетов (налоговые льготы).
II. Создание комплексных предприятий по глубокой переработке низкокачественных древесных ресурсов предусматривается из следующих источников:
бюджетное финансирование (ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации через бизнес-проекты);
отечественное и зарубежное частное финансирование.
В данном виде освоения древесных ресурсов возможен вариант инвестирования проектов через Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров России.
Обеспечение сырьем предприятий производится лесхозами или путем самозаготовок в арендуемых лесах.
2.5. Механизм реализации Программы, организация управления
Программой и контроль за ходом ее выполнения
Настоящая Программа является важнейшим инструментом развития и структурной перестройки лесопромышленного комплекса, активного воздействия на экономические процессы для достижения поставленных целей.
Основная роль в реализации Программы отводится ее государственному заказчику.
Государственные заказчики - Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан и Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан:
управляют через свои службы реализацией Программы;
определяют перечень важнейших инновационных проектов на предстоящий год, организуют их разработку, выбирают исполнителей, согласовывают источники финансирования;
изыскивают инвестиции (в том числе зарубежные) на финансирование всех программных мероприятий: за счет средств федерального бюджета, а также средств предприятий, местных бюджетов, заинтересованных министерств и ведомств, кредитов банков, зарубежных инвесторов;
организуют для реализации Программы целевой инвестиционный фонд за счет концентрации внебюджетных средств;
обеспечивают контроль за своевременным выполнением Программы, рациональное использование выделенных бюджетных средств. Контроль и анализ хода реализации Программы осуществляются государственными заказчиками по всему комплексу программных мероприятий независимо от источников финансирования.
2.6. Оценка эффективности социально-экономических
и экологических последствий реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на период до 2010 года и базируется на привлечении инвестиций из различных источников. Это, прежде всего, собственные средства предприятий - прибыль, амортизационные отчисления, привлеченные средства.
Вместе с тем, для реализации мероприятий Программы в приоритетных и социально значимых направлениях развития лесопромышленного комплекса необходимы государственные инвестиции.
Основная часть программных расходов предназначается на совершенствование и расширение производства и будет связана с обновлением и строительством новых предприятий.
Действующая в настоящее время система финансирования объектов для нового строительства и расширения производства базируется на конкурсном отборе наиболее эффективных и привлекательных проектов и бизнес-планов, в связи с чем разработка бизнес-планов и конкурсный отбор для практической реализации будет осуществляться в процессе выполнения Программы.
Реализация мероприятий Программы позволит довести выпуск товарной продукции в 2010 году до 2900 млн.рублей в сопоставимых ценах, что превышает уровень 2002 года в 8-12 раз.
Возрастает технический уровень производства, позволяющий увеличить выпуск конкурентоспособной продукции деревообработки.
Намечаемые Программой преобразования в лесозаготовительной деятельности - увеличение освоения расчетной лесосеки, меры по обеспечению непрерывного неистощимого лесопользования и др., обеспечат улучшение состояния лесов, сохранение и увеличение их положительного влияния на экологическую ситуацию в республике.
Реализация Программы будет способствовать значительному повышению благосостояния, улучшению условий работы и жизни тружеников лесопромышленного комплекса.
2.7. Реализация лесной продукции.
Очередность создания рекомендуемых предприятий
Основные виды намечаемой к производству лесной продукции: древесно-стружечные плиты (ДСП), в т.ч. ламинированные; фанера, в т.ч. гнутая; погонаж клееный из сухих пиломатериалов, клееные заготовки (щит, брус); дверные и оконные блоки.
С 1999 г. наметился устойчивый рост потребления плит ДСП при наличии дефицита в высококачественных плитах, в т.ч. ламинированных.
По некоторым оценкам, в 2002 г. импорт древесных плит, которые на 30-40% дороже отечественных, составил 1,2 млн.куб.метров.
Общий объем производства ДСП в России в 2000 г. составил 2335 тыс.куб.метров, прогнозируемая потребность в ДСП в 2010 г. - 4,5-5 млн.куб.метров (рост в 2 раза). Нужны дополнительные мощности. В настоящее время в Республике Татарстан (и в ряде соседних с Республикой Татарстан регионах) нет заводов по производству ДСП. При имеющихся достаточных объемах ресурсов малоценных лиственных пород в Республике Татарстан организация производства ДСП, отвечающего современным требованиям, перспективна. Потребителей для их реализации достаточно как внутри Республики Татарстан, так и в близлежащих регионах.
О перспективе увеличения объемов производства высококачественных ДСП свидетельствует деятельность иностранных фирм.
Примером может служить австрийская фирма "Egger", имеющая 17 мощных заводов в Европе с годовым оборотом 1,57 млрд.евро, планирующая и в Российской Федерации (Новгородская область) организацию плитного производства. Другим примером может служить открытие первой линии швейцарского предприятия по производству ДСП (общий объем переработки круглого леса на предприятии составит 2 млн.куб.метров в год).
Объемы наращивания производства фанеры, в т.ч. гнутой, сохраняются. Об этом свидетельствует устойчивый спрос на этот вид продукции. За 2002 г. производство клееной фанеры и древесных плит в Российской Федерации увеличилось на 7-14%, по сравнению с производством этой продукции за 2001 год. Высококачественная фанера пользуется спросом и поставляется на экспорт, о чем свидетельствует успешный опыт работ ПФМК и ЗФЗ в Республике Татарстан. Лесные ресурсы Республики Татарстан позволяют наращивать объемы производства фанеры.
Рентабельность этого вида производства - свыше 40%; увеличивается процент использования биомассы древесины.
В Республике Татарстан при низком качестве лесных ресурсов, причем в основном лиственных пород, без технологий производства клееных лесоматериалов невозможен выпуск конкурентоспособной продукции. В то же время некоторые виды этой продукции из лиственных лесоматериалов по стоимости даже выше, чем из хвойной древесины.
Опыт работы ПФМК показывает, что мебель, изготовленная из клееных щитов и бруса, пользуется устойчивым спросом за рубежом, выгодно отличается от мебели, изготовленной с применением ДСП.
Использование в мебельном производстве и в строительстве клееных изделий, равно как и в производстве дверных и оконных блоков, является развивающимся перспективным направлением.
Это подтверждается, во-первых, расширением производства и спросом упомянутой продукции как в Российской Федерации, так и за рубежом и, во-вторых, увеличением изготовления и реализации оборудования для этих целей. Примером может служить деятельность широко известной фирмы "A.Costa" и других фирм, в т.ч. и в Российской Федерации, по выпуску оборудования для глубокой переработки древесины - фрезерно-брусующие и четырехсторонние станки, линии для обработки тонкомера, оборудования для производства столярных изделий и паркета.
Развитие деревообрабатывающего производства в Республике Татарстан с использованием рассматриваемой технологии освоения низкокачественной древесины является одним из перспективных направлений.
Производство древесного угля, арболита, брикетирования отходов деревообработки является рациональным, исходя из конкретных условий деятельности предприятий и конъюнктуры рынка рассматриваемой продукции.
Потребление древесного угля, например, в Европе составляет 20 кг, в Японии - 60 кг на душу населения (в Российской Федерации - 50 граммов). Оборудование для выпуска рассматриваемой продукции в России производится при возникновении спроса. Организовать его производство несложно - лесные ресурсы в Республике Татарстан есть.
Программой предусматривается использование отходов в производстве ДСП, в получении тепловой энергии для сушки лесоматериалов и отопления, для получения брикетов.
Одним из важнейших вопросов в проблеме реализации лесной продукции является ее сертификация. Она является одним из условий контрактов поставки лесоматериалов на мировом рынке.
Сейчас на мировом рынке сертифицированная продукция составляет 7 - 15% общего объема. В течение 5 лет этот показатель увеличится до 50%. Уже сегодня Россия теряет около 1 млн.долларов США ввиду отсутствия сертификации продукции. Разница в ценах сертифицированной продукции - 15%.
В 2004 году в числе первоочередных работ по научно-техническому сопровождению будут проведены дополнительные конъюнктурные проработки по намечаемой к выпуску лесной продукции на предприятиях Республики Татарстан.
Намечаемые к созданию предприятия по освоению лесных ресурсов Республики Татарстан:
лесопромышленные комплексы - деревообработка, фанерное производство, выпуск ДСП (или выпуск конкурентоспособной продукции деревообработки, полуфабрикатов для изготовления мебельных и столярных щитов, брикетирование);
деревообрабатывающие предприятия (узлы деревообработки на базе лесных ресурсов одного или нескольких лесхозов).
В первую очередь предусматривается:
создание 3 опытных предприятий деревообработки в Сабинском, Бугульминском и Лаишевском лесхозах;
проведение работ по разработке Альметьевского ЛПК.
Начало работ - 2004 год.
Во вторую очередь:
создание Черемшанского ЛПК;
остальные узлы деревообработки, указанные в Программе.
Начало работ - 2005 год.
Вместе с тем предложенные варианты освоения древесных ресурсов в Республике Татарстан не исключают и других направлений их использования.
Это связано с тем, что ситуация с применением ДСП в мебельном производстве, в частности, на предприятиях европейских стран за последние 10 лет резко изменилась. Так, если в начале упомянутого периода в мебельном производстве мебель, изготовленная из этих плит, составляла 80%, то в конце - лишь 10%. ДСП были вытеснены мебельным щитом из массива, плитой столярной неклееной с заполнением пустот брусками из древесины низкого качества, а в последнее время - мебельными щитами с каркасом из осиновых брусков и "сотовым" заполнением из картона.
Производство такой мебели освоено на ПФМК, планируется, что объем выпуска этой продукции достигнет 100 млн.евро в год.
Есть все перспективы для переработки низкокачественной древесины с целью изготовления полуфабрикатов (брусков) для получения мебельных щитов. Только ПФМК готов приобретать до 80 тыс.куб.метров брусков от лесхозов Республики Татарстан (объем переработки - 250 тыс.куб.метров круглых лесоматериалов) по стоимости 3,0-7,0 тыс.рублей за 1 куб.метр брусков.
На самом комбинате уже налажено производство полуфабрикатов для мебельных щитов.
Перспективна выработка окрашенного шпона из осины (в настоящее время используется древесина тополя для этих целей).
С учетом строительства в Костромской области комбината по производству ДСП в объеме до 1 млн.куб.метров, а также создания в Новгородской области аналогичного предприятия ситуация на рынке плит в России существенно изменится.
В связи с этим строительство заводов ДСП в Республике Татарстан может оказаться недостаточно эффективным, хотя для Республики Татарстан оно технически оправдано.
В качестве альтернативы производству ДСП в Альметьевской и Черемшанской лесо-сырьевых зонах предлагается второй вариант освоения лесных ресурсов - организация из сушеных лесоматериалов крупномасштабного производства заготовок (полуфабрикатов с разной степенью готовности - брусков, ламелей, готовых щитов) для изготовления мебельных щитов.
Потребители этих изделий - ПФМК и другие мебельные предприятия Республики Татарстан и соседних регионов.
Отходы деревообработки предлагается использовать для выработки тепловой и электрической энергии, а также топливных брикетов и древесной муки с целью реализации их на ближнем и дальнем зарубежье.
Приложение N 1
к Программе развития лесопромышленного
комплекса на период до 2010 года
Предлагаемые к созданию и развитию в Республике Татарстан
деревообрабатывающие предприятия
Наименование предприятия |
Сырьевая база (лесхозы, лесничества) |
Эксплуа- тационный запас, тыс.куб. метров |
Принятая ликвидная лесосека, тыс.куб. метров |
Планируемый объем лесо- заготовок, тыс.куб.ме- тров |
Максималь- ное рас- стояние вывозки, км |
Характеристика производства |
Место размещения |
||||||
Междуречье | ||||||
Сабинское дере- вообрабатываю- щее предприятие (далее - ДОП) с.Иштуган |
Сабинский лесхоз, Сурнарское и Тукайс- кое лесничества Арс- кого лесхоза |
568 | 34 | 100* | 50 | лесопиление, де- ревообработка, производство фа- неры |
Камское ДОП п.Камский лес- промхоз |
Камский и Кзыл-Юл- дузский лесхозы, Ку- мазанское и Нурминс- кое лесничества Ма- мадышского лесхоза |
1341 | 77 | 100* | 45 | лесопиление, де- ревообработка, производство фа- неры |
Лубянское ДОП п.Лубяны |
Лубянский лесхоз-те- хникум Кляушинское лесничество Мама- дышского лесхоза Мортовское лесни- чество Елабужского лесхоза |
499 | 36 | 50* | 35 | лесопиление, де- ревообработка |
Лаишевское ДОП с.Державино (Пелево) |
Лаишевский лесхоз | 178 | 18 | 30* | 25 | лесопиление, де- ревообработка |
Красноборский ДОП с.Красный Бор |
Агрызский лесхоз | 888 | 48 | 50 | 50 | лесопиление, де- ревообработка |
Всего по Междуречью с Агрызским и Лу- бянским лесхозами |
3474 | 213 | 330* | |||
Закамье | ||||||
Альметьевский ЛПК с.Калейкино |
Азнакаевский Альметьевский Бавлинский Бугульминский Заинский Калейкинский Лениногорский Нижнекамский Всего |
1131 663 449 1297 1566 1101 1099 1207 8573 |
55 36 29 46 102 63 66 74 472 |
350 |
80 |
производство дре- весно-стружечных плит, деревообра- ботка |
Черемшанский ЛПК с.Мамыково |
Аксубаевский Билярский Нурлатский Черемшанский (без Шешминского лесниче- ства) Всего |
774 1533 599 136 3042 |
109 102 66 27 304 |
260 |
50 |
производство дре- весно-стружечных плит, деревообра- ботка |
Алькеевское ДОП с.Бурнаево |
Алькеевский | 1242 | 65 | 80* | 40 | лесопиление, де- ревообработка |
Болгарское ДОП г.Болгар |
Болгарский | 1242 | 57 | 80* | 25 | лесопиление, де- ревообработка |
Мензелинское ДОП с.Поисево |
Мензелинский Всего по Закамью |
1301 15400 |
69 967 |
50 820 |
35 | лесопиление, де- ревообработка |
Заволжье | ||||||
Апастовское ДОП г.Апастово |
Кайбицкий Буинский Всего Неучтенные заготовки лесхозов |
189 261 450 1080 |
11 14 25 167 |
50* | 50 | лесопиление, де- ревообработка |
Всего по республике | 20404 | 1372 | ||||
Примечание: * Объем заготовок с учетом выборочных рубок и рубок ухода. |
Приложение N 2
к Программе развития лесопромышленного
комплекса на период до 2010 года
Основные показатели предполагаемых к созданию
(модернизации) деревообрабатывающих предприятий
Наименование предприятия |
Объем за- готовки круглого леса тыс. куб.мет- ров |
Объем каме- рной сушки пиломатери- атов, тыс. куб.метров |
Наименование показателей | |
Сабинское ДОП | 100 | 17,0 | Пиломатериалы, тыс.кв.мет- ров |
4,0 |
Погонаж, тыс.кв.метров | 2,6 | |||
Клееные полуфабрикаты, тыс.кв.метров |
4,0 | |||
Фанера, тыс.кв.метров | 6,0 | |||
Двери, тыс.кв.метров | 8,0 | |||
Товарный выпуск, млн.рублей | 120,0 | |||
Камское ДОП | 100 | 17,0 | Пиломатериалы, тыс.кв.мет- ров |
4,0 |
Строительный погонаж, тыс.кв.метров |
2,6 | |||
Клееные полуфабрикаты, тыс.кв.метров |
3,7 | |||
Фанера, тыс.кв.метров | 6,0 | |||
Оконнные блоки, тыс.кв.мет- ров |
22,5 | |||
Товарный выпуск, млн.рублей | 120,0 | |||
Лубянский ле- схозтехникум |
50 | 12,1 | Пиломатериалы, тыс.кв.мет- ров |
3,0 |
Строительный погонаж, тыс.кв.метров |
1,8 | |||
Клееные полуфабрикаты, тыс.кв.метров |
2,2 | |||
Оконнные блоки, тыс.кв.мет- ров |
22,5 | |||
Товарный выпуск, млн.рублей | 60,0 | |||
Лаишевское ДОП |
30 | 7,3 | Пиломатериалы, тыс.кв.мет- ров |
2,0 |
Строительный погонаж, тыс.кв.метров |
4,8 | |||
Товарный выпуск, млн.рублей | 40,0 | |||
Красноборское ДОП |
50 | 12,1 | Пиломатериалы, тыс.кв.мет- ров |
3,0 |
Строительный погонаж, тыс.кв.метров |
1,8 | |||
Клееные полуфабрикаты, тыс.кв.метров |
3,7 | |||
Товарный выпуск, млн.рублей | 50,0 | |||
Апастовское ДОП |
50 | 12,1 | Пиломатериалы, тыс.кв.мет- ров |
3,0 |
Строительный погонаж, тыс.кв.метров |
1,8 | |||
Клееные полуфабрикаты, тыс.кв.метров |
3,7 | |||
Паркет, тыс.кв.метров | 50,0 | |||
Товарный выпуск, млн.рублей | 65,0 | |||
Алькеевское ДОП |
80 | 19,3 | Пиломатериалы, тыс.кв.мет- ров |
4,8 |
Строительный погонаж, тыс.кв.метров |
2,9 | |||
Клееные полуфабрикаты, тыс.кв.метров |
4,4 | |||
Оконные блоки, тыс.кв.мет- ров |
2,5 | |||
Товарный выпуск, млн.рублей | 95,0 | |||
Болгарский ДОП |
80 | 19,3 | Пиломатериалы, тыс.кв.мет- ров |
4,8 |
Строительный погонаж, тыс.кв.метров |
2,9 | |||
Клееные полуфабрикаты, тыс.кв.метров |
4,7 | |||
Двери, тыс.кв.метров | 8,0 | |||
Товарный выпуск, млн.руб- лей |
90,0 | |||
Мензелинский ДОП |
50 | 12,1 | Пиломатериалы, тыс.кв.мет- ров |
3,0 |
Строительный погонаж, тыс.кв.метров |
1,8 | |||
Клееные полуфабрикаты, тыс.кв.метров |
4,3 | |||
Товарный выпуск, млн.рублей | 60,0 | |||
Альметьевский ЛПК |
350 | 32,0 | Листовая и гнутая фанера, тыс.кв.метров |
25,0 |
Древесно-стружечные плиты, тыс.кв.метров |
100,0 | |||
Погонаж, тыс.кв.метров | 5,0 | |||
Клееные полуфабрикаты, тыс.кв.метров |
10,0 | |||
Окна, двери, тыс.кв.метров | 20,0 | |||
Товарный выпуск, млн.рублей | 1300,0 | |||
Черемшанский ЛПК |
260 | 24,0 | Древесно-стружечные плиты, тыс.кв.метров |
100,0 |
Пиломатериалы, тыс.кв.мет- ров |
6,0 | |||
Строительный погонаж, тыс.кв.метров |
3,6 | |||
Клееные полуфабрикаты, тыс.кв.метров |
7,4 | |||
Товарный выпуск, млн.рублей | 900,0 | |||
Всего | 1200 | 184,0 | Товарной продукции, млн.рублей |
2900,0 |
Приложение N 3
к Программе развития лесопромышленного
комплекса на период до 2010 года
План
строительства дорог круглогодового действия для снижения
сезонности лесозаготовок, улучшения использования техники
и ведения лесохозяйственных работ
Местоположение дороги | Конечные пункты | Протяженность, км |
Леса Сурнарского и Тукайского лесничеств Арского лесхоза |
Ашитбаш-Иштуган | 50 |
Леса Прикамского и Шумбутско- го лесничеств Камского лесхо- за |
Мельничный Починок- Камский лесхоз |
25 |
Леса Пестречинского и Янты- ковского лесничеств Лаишевс- кого лесхоза |
Пестрецы-Державино | 25 |
Леса Междуречья рек Малого и Большого Черемшана |
Юхмачи-Мамыково | 45 |
Всего | 145 |
Приложение N 4
к Программе развития лесопромышленного
комплекса на период до 2010 года
Перечень
мероприятий по научно-техническому обеспечению программы
N п/п |
Наименование мероприятий | Исполнители | Сроки исполне- ния |
Ориенти- ровочная стоимость работ, тыс.руб- лей |
Предполагаемый эффект |
1. | Маркетинговые исследования с целью определения оте- чественных и зарубежных потребителей на продукцию деревообрабатывающих пред- приятий Республики Татарс- тан. Разработка рекоменда- ций по номенклатуре произ- водимой продукции. Баланс спроса и предложения ос- новных видов продукции |
Волжско-Камс- сий научно- исследовате- льский инсти- тут лесной промышленнос- ти (далее - ОАО ВКНИИЛП), Марийский по- волжский инс- титут) |
I кв. - IV кв. 2004 г. |
250 | Устойчивый сбыт продукции, ста- бильная загрузка предприятий. Воз- можность выхода на российские и зарубежные рынки |
2. | Обобщение и анализ передо- вого отечественного и за- рубежного опыта в области лесопиления и деревообра- ботки, подбор технологий и оборудования для реализа- ции программы при соблюде- нии оптимального сочетания качества вырабатываемой продукции и стоимости обо- рудования |
ОАО ВКНИИЛП | I кв. - IV кв. 2004 г. |
150 | Возможность про- изводства высоко- качественной кон- курентоспособной продукции при ми- нимальных затра- тах на приобрете- ние оборудования |
3. | Создание и внедрение в производство автоматизиро- ванной линии на базе лен- точного конвейера для сор- тировки круглых лесомате- риалов по качеству, поро- дам и диаметрам |
ОАО ВКНИИЛП, Эксперимен- тальный про- изводственный завод (далее - ЭПЗ) |
I кв. - IV кв. 2004 г. |
1500 | Рост производи- тельности труда в 2 раза, уменьше- ние энергозатрат в 2,5 раза. Зару- бежных аналогов нет |
4. | Создание и организация производства автоматизиро- ванной линии продольного типа для сортировки сырых пиломатериалов с формиро- ванием сушильных штабелей |
ОАО ВКНИИЛП, ЭПЗ |
I кв. - IV кв. 2004 г. |
1400 | Увеличение произ- водительности труда в 3 раза. Отечественных и зарубежных анало- гов не имеется |
5. | Разработка конструкторской документации и организация производства на заводах республики оборудования для механизации и автома- тизации переместительных и околостаночных операций в лесопилении и деревообра- ботке |
ОАО ВКНИИЛП, машинострои- тельные заво- ды |
III кв. 2004 г. - IV кв. 2005 г. |
400 | Дополнительные рабочие места и налоговые поступ- ления в бюджет республики |
6. | Разработка конструкторской документации на опытный образец станка, обеспечи- вающего качественный ради- альный распил бревен с вы- сокой производительностью при минимальном количестве отходов. Изготовление и испытание опытного образца |
ОАО ВКНИИЛП, Электромеха- нический за- вод |
I кв. - IV кв. 2005 г. |
3500 | Создание высоко- эффективного, не имеющего аналогов агрегата для ка- чественного ради- ального распила круглых лесомате- риалов с мини- мальными потерями на опилки и в 2,5-3 раза боль- шей производи- тельностью по от- ношению к сущест- вующему оборудо- ванию |
7. | Внедрение в производство созданных механизмов и оборудования |
ОАО ВКНИИЛП | 2005- 2010 гг. |
100 ежегодно |
Увеличение произ- водительности труда в 3 раза. Улучшение качест- ва конечного про- дукта |
8. | Разработка предложений по созданию пилотного проекта терминала по складирова- нию, хранению и отгрузке потребителям продукции де- ревообработки, в том числе на экспорт |
ОАО ВКНИИЛП, Марийский го- сударственный технический университет (далее - Map. ГТУ) |
II кв. 2004 г. - I кв. 2005 г. |
150 | Устойчивый сбыт продукции. Выход на российские и зарубежные рынки |
9. | Ревизия мощностей ЛПК Рес- публики Татарстан, их тех- нического состояния, но- менклатуры и качества вы- пускаемой продукции |
ОАО ВКНИИЛП, Мар. ГТУ |
I кв. - IV кв. 2005 г. |
200 | Данные для даль- нейшего развития ЛПК республики |
10. | Определение потребностей в инженерно-технических кад- рах, выработка рекоменда- ций по подготовке их в ву- зах республики, разработка предложений по созданию регионального центра по обучению и повышению ква- лификации кадров ЛПК на базе передового предприя- тия деревообработки |
ОАО ВКНИИЛП, Мар. ГТУ |
II кв. - IV кв. 2005 г. |
50 | Обеспечение ЛПК квалифицированны- ми кадрами |
11. | Подготовка инвестиционных проектов для ЛПК, участие в рынке таких проектов |
ОАО ВКНИИЛП, Мар. ГТУ |
I кв. 2004 г. - IV кв. 2006 г. |
500 | Инвестиции в реа- лизацию весомых региональных про- ектов в области ЛПК |
12. | Разработка предложений по созданию региональных лес- ных терминалов |
ОАО ВКНИИЛП | I кв. - II кв. 2006 г. |
100 | Устойчивый сбыт продукции на Рос- сийский и зару- бежные рынки |
13. | Исследования разработки красителя и технологии пропитки осинового шпона для использования в произ- водстве мебели |
КГТУ (КХТИ) | I кв. 2005 г. - IV кв. 2006 г. |
1200 | Новый высокока- чественный мате- риал для облицов- ки мебели |
Приложение N 5
к Программе развития лесопромышленного
комплекса на период до 2010 года
Перечень
мероприятий по развитию лесозаготовок на базе
прогрессивной отечественной техники и технологии
N п/п |
Наименование технологий и оборудования |
2007 г. | 2010 г. | Экономиче- ский эф- фект на 1 машину, тыс.рублей |
||
штук | тыс.куб. метров |
штук | тыс.куб. метров |
|||
1. | Внедрение сортиментной тех- нологии на рубках главного и промежуточного пользова- ния с применением: |
|||||
1.1. | форвардеров на базе легкого колесного трактора класса 1,5-2 т.л.с. |
10 | 100 | 20 | 200 | 300 |
1.2. | форвардеров на базе гусе- ничного трактора ОТЗ |
10 | 100 | 20 | 200 | 250 |
1.3. | автопоездов-сортиментовозов "КамАЗ" |
10 | 100 | 20 | 200 | 150 |
1.4. | автопоездов-сортиментовозов с полуприцепом грузоподъем- ностью 17 тонн |
5 | 100 | 10 | 200 | 250 |
2. | Развитие технологии заго- товки хлыстами с применени- ем: |
|||||
2.1. | валочно-пакетирующих машин легкого типа |
5 | 100 | 10 | 200 | 250 |
2.2. | гусеничных тракторов с пач- ковым захватом для трелевки деревьев |
5 | 250 | 10 | 500 | 150 |
2.3. | колесных тракторов с пачко- вым захватом для трелевки деревьев |
5 | 180 | 10 | 360 | 100 |
2.4. | установок канатных самоход- ных МЛ-43А для полуподвес- ной и подвесной трелевки леса в лесосеках, располо- женных на горных склонах |
10 | 100 | 12 | 120 | 100 |
Приложение N 6
к Программе развития лесопромышленного
комплекса на период до 2010 года
Перечень
мероприятий по развитию производства и эффективных
технологий в лесопильно-деревообрабатывающей промышленности
N п/п |
Наименование мероприятий | Единица измерения |
Объем внедрения | |
2007 г. | 2010 г. | |||
1. | Автоматизированная сортировка круг- лых лесоматериалов по породам, каче- ству и диаметрам |
кол. штук | 1 | 10 |
тыс.куб.метров | 50 | 500 | ||
2. | Агрегатная переработка тонкомерного сырья на пиломатериалы и технологи- ческую щепу (по сырью) |
кол.штук | 4 | 10 |
тыс.куб.метров | 40 | 100 | ||
3. | Производство пиломатериалов с испо- льзованием ленточно-пильного обору- дования (по сырью) |
кол. установок | 10 | 20 |
тыс.куб.метров | 75 | 150 | ||
4. | Механизированная и автоматизирован- ная торцовка и сортировка сырых пи- ломатериалов |
кол.линий | 3 | 20 |
тыс.куб.метров | 45 | 300 | ||
5. | Камерная сушка пиломатериалов | тыс.куб.метров | 40 | 184 |
6. | Выработка строганой пилопродукции | тыс.куб.метров | 10 | 31 |
7. | Склеивание пиломатериалов по длине и ширине |
тыс.куб.метров | 20 | 70 |
8. | Защитная обработка (антисептирова- ние, антипирирование) пиломатериа- лов, заготовок и деталей |
тыс.куб.метров | 3 | 10 |
Приложение N 7
к Программе развития лесопромышленного
комплекса на период до 2010 года
Перечень
мероприятий по ресурсосбережению и комплексному
использованию древесного сырья и отходов
N п/п |
Наименование мероприятий | Планируемые результаты | Сроки |
1. | Внедрение оборудования для сорти- ровки пиловочных бревен с града- цией через 1 см |
Повышение выхода пило- материалов на 1,5% |
2005-2010 гг. |
2. | Внедрение технологии получения обрезных пиломатериалов после сушки и торцовки необходимых до- сок |
Повышение выхода об- резных пиломатериалов до 5% |
2005-2010 гг. |
3. | Внедрение на сортировке бревен и пиломатериалов ленточно-роликовых конвейеров |
Снижение энергопотреб- ления в 2 раза |
2005-2010 гг. |
4. | Широкое внедрение камерной сушки и склеивания пиломатериалов по ширине, длине и толщине |
Повышение выхода про- дукции на 2-3% |
2005-2010 гг. |
5. | Переработка различных видов дре- весных отходов на топливную щепу для отопления зданий, сушки пило- материалов и производства элект- роэнергии |
Снижение расходов на отопление в 1,5 раза по сравнению с исполь- зованием газа |
2005-2010 гг. |
6. | Внедрение технологии получения продукции из тонкомерной (от 6-8 см в верхнем отрубе) древесины и вершинной части хлыстов |
Переработка до 100 тыс.куб.метров в год низкотоварной древеси- ны |
2005-2010 гг. |
7. | Внедрение аспирационных установок для удаления мелких и пылевидных отходов из деревообрабатывающих цехов, обеспечивающих возврат очищенного теплового воздуха в производственные помещения |
Сокращение расходов на отопление в 4 раза |
2005-2010 гг. |
Приложение N 8
к Программе развития лесопромышленного
комплекса на период до 2010 года
Перечень
основных мероприятий по снижению отрицательного воздействия
предприятий лесопромышленного комплекса на окружающую среду
N п/п |
Содержание мероприятия | Объем внедрения |
Сроки внедрения |
Эффективность внедрения |
1. | Повышение экологической безопасности лесозагото- вок на основе внедрения сортиментной технологии с использованием форварде- ров и автопоездов сорти- ментовозов |
200 тыс.куб. метров |
2005-2010 гг. |
Снижение поврежде- ния почвенного пок- рова до 6% (против обычных 40%), сох- ранение 60% жизне- способного подроста (против обычных 20%) |
2. | Расширение использования природощадящей лесозаго- товительной техники на базе колесных тракторов при хлыстовой заготовке древесины |
360 тыс.куб. метров |
2006-2010 гг. |
Улучшение лесовос- становления |
3. | Внедрение канатных само- ходных установок для по- луподвесной и подвесной трелевки леса в лесосе- ках, расположенных на горных склонах |
120 тыс.куб. метров |
2007-2010 гг. |
Снижение поврежде- ния почвенного пок- рова, улучшение ле- совозобновления |
4. | Уменьшение выбросов от энергетических установок за счет использования аг- регатов, обеспечивающих полное сжигание вредных выбросов |
не менее 50% тепло- агрегатов, обеспечива- ющих теплом сушильные камеры |
2005-2010 гг. |
Снижение выбросов вредных веществ в атмосферу |
5. | В производстве ДСП и фа- неры: использование систем бес- скрубберной очистки вен- тиляционных выбросов от формальдегида; очистка смолосодержащих сточных вод |
на весь объем про- изводства ДСП |
по мере пуска в эксплуа- тацию но- вых про- изводств |
Снижение выбросов формальдегида, сок- ращение платежей за загрязнение водое- мов |
Приложение N 9
к Программе развития лесопромышленного
комплекса на период до 2010 года
Планируемые объемы лесопромышленного производства
Наименование продукции | Ед. измерения | 2002 г. | 2007 г. | 2010 г. |
Вывозка древесины | тыс.куб. метров |
437,6 | 900 | 1300 |
Пиломатериалы | тыс.куб. метров |
100 | 60 | 40 |
Строительный погонаж | тыс.куб. метров |
13,7 | 20 | 30 |
Клееные полуфабрикаты | тыс.куб. метров |
20 | 55 | |
Столярные изделия для строитель- ства |
млн.рублей | 0,2 | 50 | 60 |
Фанера | тыс.куб. метров |
2,5 | 12 | 37 |
ДСП | тыс.куб. метров |
48 | 200 | |
Прочие товары народного потребле- ния |
млн.рублей | 70,0 | 75,0 | 80,0 |
Приложение N 10
к Программе развития лесопромышленного
комплекса на период до 2010 года
Ожидаемые социально-экономические результаты реализации программы
N п/п |
Показатели | Ед. измерения |
2002 г. | 2007 г. | 2010 г. |
1. | Объем заготовок | тыс.куб. метров |
484 | 900 | 1300 |
Темп роста | 1,8 | 2,7 | |||
2. | Товарная продукция (в ценах 2002 г.) |
млн.рублей | 233,1 | 2000 | 2900 |
Темп роста | 8,5 | 12,4 | |||
3. | Численность промышленно-произ- водственного персонала |
чел. | 2815 | 5765 | 6250 |
4. | Прибыль | млн.рублей | 11,7 | 421,048 | 754,1 |
Темп роста | 36 | 64 | |||
5. | Рентабельность | % | 5,3 | 21 | 26 |
Темп роста | 4 | 7,7 | |||
6. | Выработка товарной продукции на одного работающего |
тыс.рублей | 83,25 | 346,9 | 464 |
Темп роста | 4,1 | 5,7 | |||
7. | Выработка товарной продукции на куб.метр заготовленной древеси- ны |
рублей за 1 куб. метр |
481,6 | 2220 | 2230 |
8. | Заработная плата | рублей | 1826 | 6600 | 6700 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление КМ РТ от 24 ноября 2004 г. N 505 "О Программе развития лесопромышленного комплекса Республики Татарстан на период до 2010 года"
Текст постановления опубликован в Сборнике постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти N 46, 8 декабря 2004 г.
Постановлением КМ РТ от 28 февраля 2006 г. N 74 настоящее постановление признано утратившим силу