Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к приказу Минздрава РТ
от 1 ноября 2004 г. N 1388
Отраслевая программа
"Управление качеством в здравоохранении
Республики Татарстан на 2004-2007 годы"
Паспорт
отраслевой программы "Управление качеством в здравоохранении
Республики Татарстан на 2004-2007 годы"
/-----------------------------------------------------------------------\
|Основание для|Решение Коллегии Министерства здравоохранения Россий-|
|разработки Прог-|ской Федерации от 18-21.03.2003 г. протокол N 5. |
|раммы |Распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан| |
| |от 05.07.2002 г. N 661-р. |
| |Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан|
| |от 19.09.2002 г. N 555 "Основные направления стратегии|
| |социально-экономического развития Республики Татарстан|
| |на 2001-2005 гг.". |
| |Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан|
| |от 18.08.2003 г. N 435 "Об утверждении "Концепции раз-|
| |вития здравоохранения в Республике Татарстан на 2003-|
| |2006 гг." |
|----------------+------------------------------------------------------|
|Государственный |Министерство здравоохранения Республики Татарстан |
|заказчик Прог-| |
|раммы | |
|----------------+------------------------------------------------------|
|Разработчик Про-|Отдел качества медицинской помощи и отраслевой стан-|
|граммы |дартизации Министерства здравоохранения Республики Та-|
| |тарстан |
|----------------+------------------------------------------------------|
|Цель Программы |Создание системы управления качеством в здравоохране-|
| |нии направленной на укрепление здоровья населения рес-|
| |публики |
|----------------+------------------------------------------------------|
|Задачи Программы|1. Формирование и внедрение единой стратегии непрерыв-|
| |ного улучшения качества медицинской помощи и медицин-|
| |ских услуг в здравоохранении Республики Татарстан. |
| |2. Развитие единой, основанной на принципах доказа-|
| |тельной медицины, системы стандартизации медицинской|
| |деятельности учреждений здравоохранения республики. |
| |3. Развитие ведомственной многоуровневой системы мони-|
| |торинга качества оказания медицинской помощи. |
| |4. Разработка и внедрение системы индикативного управ-|
| |ления качеством в здравоохранении республики. |
| |5. Разработка и внедрение системы мотивации и эконо-|
| |мических механизмов стимулирования медицинских работ-|
| |ников к участию в деятельности по непрерывному повыше-|
| |нию качества медицинской помощи и медицинских услуг в|
| |здравоохранении |
|----------------+------------------------------------------------------|
|Первый этап реа-|Формирование единой стратегии непрерывного улучшения|
|лизации Програм-|качества медицинской помощи и медицинских услуг в|
|мы (2004-2005|здравоохранении республики путем разработки взаимосвя-|
|гг.) |занных программных и нормативных отраслевых докумен-|
| |тов. |
| |Разработка и реализация "Программы работ по развитию|
| |системы стандартизации в здравоохранении Республики|
| |Татарстан на 2004-2007 годы". |
| |Разработка ведомственной многоуровневой системы мони-|
| |торинга качества оказания медицинской помощи на основе|
| |сбора и анализа индикаторных его критериев и показате-|
| |лей. |
| |Формирование системы управления качеством медицинской|
| |помощи путем совершенствования всех видов клинико-экс-|
| |пертной деятельности в здравоохранении, разработки и|
| |внедрения технологий индикативного управления. |
| |Совершенствование нормативно-правовой базы в области|
| |управления качеством в здравоохранении республики. |
| |Формирование системы мотивации и экономических меха-|
| |низмов стимулирования медицинских работников к участию|
| |в деятельности по непрерывному повышению качества про-|
| |дукции и услуг в здравоохранении республики |
|----------------+------------------------------------------------------|
|Второй этап реа-|Внедрение в практику разработанных на первом этапе|
|лизации Програм-|технологий (методов и моделей) управления качеством в|
|мы (2006-2007|здравоохранении республики на всех уровнях. |
|гг.) |Сопровождение ведомственной многоуровневой системы мо-|
| |ниторинга и индикативного управления качеством меди-|
| |цинской помощи на основе сбора и анализа индикаторных|
| |его критериев и показателей. |
| |Оценка эффективности проведенных мероприятий и форми-|
| |рование предложений по дальнейшему развитию системы|
| |управления качеством в здравоохранении республики |
|----------------+------------------------------------------------------|
|Объем и источни-|Общая стоимость программы составляет 7050,0 тыс.рублей|
|ки финансирова-|из средств республиканского бюджета |
|ния Программы | |
|----------------+------------------------------------------------------|
|Ожидаемые конеч-|Реализация Программы позволит: |
|ные результаты|- разработать и внедрить единую стратегию непрерывного|
|реализации Прог-|улучшения качества оказания медицинской помощи в уч-|
|раммы |реждениях здравоохранения республики предусматривающую|
| |активный переход от оценки конечного результата к мо-|
| |ниторингу процесса реализации медицинских услуг и от|
| |контроля к индикативному управлению качеством медицин-|
| |ской помощи; |
| |- обеспечить оказание гражданам Республики Татарстан|
| |гарантированного государством объема медицинской помо-|
| |щи современного уровня качества; |
| |- обеспечить динамичное развитие отрасли за счет внед-|
| |рения в практику на основании стандартов наиболее эф-|
| |фективных диагностических и лечебных технологий; |
| |- усовершенствовать систему планирования и подготовки|
| |медицинских кадров с ориентацией на управление качест-|
| |ва медицинской помощи; |
| |- разработать и внедрить мотивационные механизмы повы-|
| |шения профессиональной ответственности медицинских ра-|
| |ботников и экономического стимулирования их к качест-|
| |венному оказанию медицинских услуг; |
| |- сократить размеры финансовых санкций, предъявляемых|
| |к медицинским учреждениям экспертами системы обяза-|
| |тельного медицинского страхования и социального стра-|
| |хования; |
| | - уменьшить число обоснованных обращений граждан на|
| |качество оказания им медицинской помощи |
|----------------+------------------------------------------------------|
|Управление реа-|Управление и общий контроль за исполнением Программы|
|лизацией Прог-|осуществляется государственным заказчиком - Министер-|
|раммы и контроль|ством здравоохранения Республики Татарстан, которое|
|за ее исполне-|ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по|
|нием |Программным мероприятиям, механизм их реализации, сос-|
| |тав исполнителей |
\-----------------------------------------------------------------------/
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
решения ее программными средствами
Программа "Управление качеством в здравоохранении Республики Татарстан на 2004-2007 годы" разработана согласно решению Коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18-21.03.2003 г. протокол N 5, распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.07.2002 года N 661-р, постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.09.2002 года N 555 "Основные направления стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан на 2001-2005 гг." и от 18.08.2003 г. N 435 "Об утверждении "Концепции развития здравоохранения в Республике Татарстан на 2003-2006 годы".#
Концепция развития здравоохранения в Республике Татарстан на 2003-2006 годы определила приоритетные направления развития отрасли. Проводимые в системе здравоохранения республики реформы обеспечили реализацию конституционного права граждан на охрану здоровья, способствовали сохранению государственного характера и единства системы, доступности и бесплатности основных видов медицинской помощи. Здравоохранению Республики Татарстан, на фоне негативных социально-экономических процессов в обществе, удалось обеспечить достаточные объемы медицинской помощи населению, внедрить новые технологии, не допустить роста инфекционных заболеваний.
Дальнейшее реформирование здравоохранения требует широкого внедрения новых форм управления отраслью. Одной из них является создание системы управления качеством в здравоохранении, которая позволит поднять на новый качественный уровень выполнение Программы государственных гарантий оказания гражданам Республики Татарстан бесплатной медицинской помощи.
Международные стандарты ИСО серии 9000 и 10000 определяют качество как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Система управления качеством в здравоохранении является структурным элементом системы управления здравоохранением - ее частью, включающей специфические организационно-технические мероприятия и алгоритмы по обеспечению и улучшению качества.
Обеспечение требуемого уровня качества продукции и услуг в здравоохранении должно осуществляться на всех уровнях системы здравоохранения взаимосвязанными мероприятиями по оптимизации использования ресурсов, внедрению современных технологий, мониторированию полученных результатов с последующей корректировкой. Оценка качества (определение уровня качества) строится на сопоставлении реальной ситуации с "эталоном". Формализованным представлением оптимальной ситуации являются стандарты, которые рассматриваются как базовые (эталонные) показатели качества в здравоохранении.
Стандарты определяют:
- минимальный уровень обеспечения качества через обязательные требования, образующие основу государственных гарантий бесплатной медицинской помощи;
- объемы и виды помощи, перечни конкретных технологий, работ и услуг с научно доказанной эффективностью;
- направления дальнейшего повышения уровня качества через формулирование дополнительных научно обоснованных рекомендаций.
Стандартизацией в здравоохранении является деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочивания путем разработки и установления требований, норм, правил, характеристик условий, продукции, технологий, работ, услуг, применяемых в здравоохранении. Выделяют три укрупненных объекта стандартизации:
- ресурсное обеспечение здравоохранения (требования к кадровым, материальным, финансовым, информационным ресурсам);
- процессы (лечебно-диагностические, профилактические, реабилитационные, организационные, производственные технологии);
- эффективность (исходы заболеваний, социально-экономические показатели).
Научное обоснование требований к объектам стандартизации строится на принципах медицины, основанной на доказательствах, под которой в настоящее время понимают критический анализ результатов научных исследований для внедрения в практику и выбор наиболее эффективных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации. Важнейшей составляющей принятия решения об использовании конкретных технологий является клинико-экономический анализ - методология сравнительной оценки двух и более методов профилактики, диагностики, лекарственного и нелекарственного лечения на основе комплексного взаимосвязанного учета результатов медицинского вмешательства и затрат на его выполнение.
Система управления качеством в здравоохранении Республики Татарстан должна основываться на следующих принципах непрерывного улучшения качества:
- потребность граждан в сохранении и укреплении здоровья;
- доступность обоснованного и законного обеспечения медицинской помощью населения;
- участие всех лиц и организаций, непосредственно работающих в системе;
- принятие управленческих и клинических решений на основе научного подхода, включающего как постоянный сбор и критический анализ результатов научных исследований, так и организационный эксперимент;
- переход от контроля индивидуального выполнения работ к совершенствованию технологических процессов и их ресурсного обеспечения, к выявлению отклонений от установленных требований, причин их возникновения и предотвращение их в дальнейшем;
- взаимное стремление всех субъектов к достижению согласия по основным, наиболее значимым вопросам улучшения системы;
- единый порядок разработки, согласования, принятия и введения в действие нормативных документов, надзора и контроля за их соблюдением;
- социальная, научная и экономическая целесообразность разработки и применения технологий в практическом здравоохранении;
- соответствие установленных требований законодательству, нормативным и правовым актам Российской Федерации, Республики Татарстан, международным нормативным документам и современным достижениям науки;
- обеспечение возможности контроля установленных требований объективными методами.
В Программу включены положения принципиального характера, требующие межведомственного подхода и решения, серьезной государственной поддержки, концентрации усилий органов власти всех уровней, подключения негосударственных структур, общественных объединений и научных обществ.
II. Основные цели, задачи и сроки реализации Программы
Целью Программы является создание системы управления качеством в здравоохранении направленной на укрепление здоровья населения республики. Программа рассчитана на 2004-2007 годы и предполагает решение следующих задач:
1. Формирование и внедрение единой стратегии непрерывного улучшения качества медицинской помощи и медицинских услуг в здравоохранении Республики Татарстан.
2. Развитие единой, основанной на принципах доказательной медицины, системы стандартизации медицинской деятельности учреждений здравоохранения республики.
3. Развитие ведомственной многоуровневой системы мониторинга качества оказания медицинской помощи.
4. Разработка и внедрение системы индикативного управления качеством в здравоохранении республики.
5. Разработка и внедрение системы мотивации и экономических механизмов стимулирования медицинских работников к участию в деятельности по непрерывному повышению качества медицинской помощи и медицинских услуг в здравоохранении.
III. Система программных мероприятий
В соответствии с поставленными задачами Программа предусматривает следующие мероприятия по основным разделам.
1. Формирование и внедрение единой стратегии непрерывного
улучшения качества медицинской помощи и медицинских
услуг в здравоохранении Республики Татарстан
Формирование единой стратегии непрерывного улучшения качества медицинской помощи и медицинских услуг в здравоохранении республики путем разработки взаимосвязанных программных и нормативных отраслевых документов.
Организация систем контроля и управления качеством медицинской помощи населению на основе взаимодействия между органами управления здравоохранением на всех уровнях и медицинских учреждений по непрерывному улучшению качества помощи и услуг в здравоохранении республики.
Разработка плана по реализации отраслевой Программы управления качеством в здравоохранении Республики Татарстан на 2004-2007 гг. с учетом территориальных особенностей системы ее организации и функционирования.
Гармонизация отраслевой Программы управления качеством в здравоохранении Республики Татарстан на 2004-2007 гг. с федеральными и международными стандартами в области обеспечения качества путем ее сертификации по стандартам модели ИСО серии 9000.
Разработка индикаторных показателей, критериев оценки эффективности реализации отраслевой Программы управления качеством в здравоохранении Республики Татарстан на 2004-2007 гг. и системы их мониторинга.
Организация разработки Программ управления качеством и планов мероприятий по их реализации в территориях и в республиканских медицинских учреждениях.
Совершенствование нормативно-правовой базы в области управления качеством в здравоохранении.
2. Развитие единой, основанной на принципах доказательной
медицины, системы стандартизации медицинской
деятельности учреждений здравоохранения республики
Разработка Программы работ по развитию системы стандартизации в здравоохранении Республики Татарстан на 2004-2007 гг., предусматривающей:
- формирование единой, основанной на принципах доказательной медицины, системы отраслевой стандартизации медицинской деятельности путем внедрения федеральных, а также - разработки республиканских нормативных документов;
- обеспечение развития отрасли за счет внедрения в практику на основании стандартов наиболее эффективных диагностических и лечебных технологий;
- первоочередную разработку протоколов ведения больных, стандартов технологий медицинских услуг, оказываемых пациенту в амбулаторно-поликлиническом учреждении и врачом общей практики;
- разработку республиканских стандартов технологий медицинских услуг, выполняемых палатными и процедурными медицинскими сестрами;
- разработку и внедрение номенклатуры работ и услуг в здравоохранении республики.
Создание и ведение реестра республиканских и учрежденческих стандартов в здравоохранении республики.
Разработка на основании федеральных документов и внедрение порядка проведения проверок соблюдения лицензионных требований и условий.
3. Развитие ведомственной многоуровневой системы
мониторинга качества оказания медицинской помощи
Разработка ведомственной многоуровневой системы мониторинга качества оказания медицинской помощи на основе сбора и анализа индикаторных его критериев и показателей.
Разработка и внедрение многоуровневых (специалист - подразделение - учреждение - служба - территория - республика) индикаторных показателей деятельности в здравоохранении республики объективно отражающих качество оказания медицинской помощи, услуг пациентам и оперативно указывающих на отклонения от действующих нормативных документов.
Определение и обоснование нормативных (пороговых) значений индикаторных показателей деятельности в здравоохранении республики.
Формирование системы мониторирования дефектов качества оказания медицинской помощи.
Разработка и внедрение правил формирования "негативного листа" медицинских технологий и лекарственных средств.
4. Разработка и внедрение системы индикативного
управления качеством в здравоохранении республики
Формирование системы управления качеством медицинской помощи направленной на решение реально существующих проблем системы здравоохранения и обеспечивающей повышение эффективности ее функционирования, как отрасли народного хозяйства.
Совершенствование всех видов клинико-экспертной деятельности в здравоохранении путем унификации технологий их проведения, позволяющих оперативно отслеживать качество процесса и предусматривающих переход от контроля к индикативному управлению качеством медицинской помощи и от оценки конечного результата к мониторингу процесса реализации медицинских услуг.
Разработка и внедрение технологий (методов и моделей) индикативного управления качеством оказания медицинской помощи населению республики обеспечивающих следующие его этапы:
- планирования качества (обязательный процесс выбора наиболее эффективных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, подготовки и обеспечения возможности оказания медицинской помощи в соответствии с нормативными значениями показателей качества технологий ее составляющих);
- контроля качества (непрерывный процесс экспертизы его достижения, выявление отклонений от установленных требований во время выполнения медицинских технологий);
- улучшения качества (непрерывный процесс оценки результатов экспертизы медицинских технологий, анализа причин возникновения отклонений и заканчивающийся обязательной разработкой мероприятий по предотвращению их в дальнейшем).
5. Разработка и внедрение системы мотивации и экономических
механизмов стимулирования медицинских работников
к участию в деятельности по непрерывному повышению
качества медицинской помощи и медицинских услуг
в здравоохранении
Формирование системы мотивации и экономических механизмов стимулирования медицинских работников к участию в деятельности по непрерывному повышению качества продукции и услуг в здравоохранении.
Развитие системы внутриучрежденческого контроля качества оказания медицинской помощи в направлении повышения профилактической и регулирующей его роли и передачи полномочий по принятию управленческих решений специалистам, традиционно привыкшим к исполнению приказов руководителей.
Разработка мер по материальному стимулированию и повышению заинтересованности медицинского персонала в качественном труде путем перехода от внешнего контроля и наказания к экономическому поощрению.
Совершенствование системы расчетов за оказание медицинской помощи и оплаты труда с учетом качества выполнения работ и услуг.
Формирование и ведение базы данных на заместителей главных врачей медицинских учреждений по клинико-экспертной работе и ответственных за клинико-экспертную работу в учреждениях здравоохранения республики.
Формирование и ведение регистра врачей-экспертов, работающих по договорам с территориальными больничными кассами.
Разработка совместно с Казанской ГМА учебной программы цикла тематического усовершенствования по организации клинико-экспертной деятельности в медицинских учреждениях республики.
Организация в республике системного программного обучения специалистов здравоохранения вопросам организации клинико-экспертной деятельности, методам и технологиям экспертизы качества медицинской помощи.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Объем средств республиканского бюджета, бюджетов городов и районов Республики Татарстан и внебюджетных источников, необходимых для финансирования Программы будет определен дополнительно.
V. Организация управления реализацией Программы
и контроля за ее исполнением
Управление и общий контроль за исполнением Программы осуществляется государственным заказчиком - Министерством здравоохранения Республики Татарстан, которое ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм их реализации, состав исполнителей.
Плановый характер выполнения Программы обеспечивается ее управлением в рамках "Комплексной Программы развития здравоохранения Республики Татарстан на 2004-2006 гг.", предусматривающей последовательность реализации долгосрочных и краткосрочных целей.
Системность Программы обеспечивается наличием программ управления качеством и планов мероприятий по их реализации в территориях и в республиканских медицинских учреждениях. Анализ объема и последовательности реализации Программы проводится при приеме и утверждении годовых отчетов территориальных органов управления и служб здравоохранения. Перечисленные мероприятия позволят получить оперативное информационное обеспечение для принятия управленческих решений в разрезе городов и районов республики, а анализ их эффективности - прогнозировать этапные и конечные результаты Программы.
VI. Оценка эффективности реализации Программы
Предполагается, что реализация Программы приведет к созданию республиканской системы управления качеством в здравоохранении и позволит к 2007 году:
- разработать и внедрить единую стратегию непрерывного улучшения качества оказания медицинской помощи в учреждениях здравоохранения республики предусматривающую активный переход от оценки конечного результата к мониторингу процесса реализации медицинских услуг и от контроля к индикативному управлению качеством медицинской помощи;
- обеспечить оказание гражданам Республики Татарстан гарантированного государством объема медицинской помощи современного уровня качества;
- обеспечить динамичное развитие отрасли за счет внедрения в практику на основании стандартов наиболее эффективных диагностических и лечебных технологий;
- усовершенствовать систему планирования и подготовки медицинских кадров с ориентацией на управление качества медицинской помощи;
- разработать и внедрить мотивационные механизмы повышения профессиональной ответственности медицинских работников и экономического стимулирования их к качественному оказанию медицинских услуг;
- сократить размеры финансовых санкций, предъявляемых к медицинским учреждениям экспертами системы обязательного медицинского страхования и социального страхования;
- уменьшить число обоснованных обращений граждан на качество оказания им медицинской помощи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.