Постановление Конституционного суда Республики Татарстан
от 28 апреля 2005 г. N 15-П
"По делу о проверке конституционности абзаца третьего пункта 1.2
Положения о порядке и условиях оплаты жилья и коммунальных услуг,
утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики
Татарстан от 4 июня 2004 года N 273 "О порядке и условиях оплаты
жилья и коммунальных услуг" (с изменениями от 30 декабря 2004 года), в связи с жалобой гражданина Л.Н.Баимова"
Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя В.Н.Демидова, судей Д.А.Алкаевой, Ф.Н.Багаутдинова, А.Л.Васина, А.Г.Гатауллина, Л.А.Гусевой,
с участием гражданина Л.Н.Баимова, обратившегося с жалобой в Конституционный суд Республики Татарстан, представителей органа, издавшего оспариваемый нормативный правовой акт, - заведующего сектором административного права и систематизации законодательства правового управления Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан Г.Л.Удачиной и начальника правового отдела Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан М.Н.Лепиной, представителя Президента Республики Татарстан - заведующего сектором государственного и международного права, договорно-правовой работы Государственно-правового управления Президента Республики Татарстан С.Н.Столярова, представителя Государственного Совета Республики Татарстан - начальника правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Татарстан Ш.Ш.Ягудина, полномочного представителя Кабинета Министров Республики Татарстан - начальника правового управления Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан Р.Ф.Гафиятуллина, представителя Председателя Верховного суда Республики Татарстан - судьи Верховного суда Республики Татарстан М.М.Хайруллина, представителя Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан - начальника отдела обобщения и информации Арбитражного суда Республики Татарстан И.Ф.Нафиева, представителя прокурора Республики Татарстан - начальника отдела по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов прокуратуры Республики Татарстан М.Х.Фатыхова, представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - главного специалиста аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан В.П.Степанова, специалистов, приглашенных в судебное заседание по ходатайству органа, издавшего оспариваемый нормативный правовой акт, - главного специалиста отдела тарифной политики Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан И.Б.Митрофановой и начальника отдела капитального ремонта жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан И.И.Шарипова,
руководствуясь частью четвертой статьи 109 Конституции Республики Татарстан, частями пятой и седьмой статьи 3, частью первой и пунктом 1 части второй статьи 39, статьями 68, 100, 101, 103 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности абзаца третьего пункта 1.2 Положения о порядке и условиях оплаты жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 июня 2004 года N 273 "О порядке и условиях оплаты жилья и коммунальных услуг" (с изменениями от 30 декабря 2004 года).
Поводом к рассмотрению дела стало обращение в форме жалобы гражданина Л.Н.Баимова о проверке конституционности абзаца третьего пункта 1.2 Положения о порядке и условиях оплаты жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 июня 2004 года N 273 "О порядке и условиях оплаты жилья и коммунальных услуг", примененного в его деле. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли оспариваемая заявителем правовая норма Конституции Республики Татарстан.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Л.А.Гусевой, объяснения сторон - гражданина Л.Н.Баимова и представителей Кабинета Министров Республики Татарстан Г.Л.Удачиной и М.Н.Лепиной, выступления приглашенных в заседание представителей от Президента Республики Татарстан - С.Н.Столярова, от Государственного Совета Республики Татарстан - Ш.Ш.Ягудина, от Кабинета Министров Республики Татарстан - Р.Ф.Гафиятуллина от Председателя Верховного суда Республики Татарстан - М.М.Хайруллина, от Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан - И.Ф.Нафиева, от прокурора Республики Татарстан - М.Х.Фатыхова, от Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - В.П.Степанова, специалистов Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан - И.Б.Митрофановой и И.И.Шарипова, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Татарстан установил:
1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратился гражданин Л.Н.Баимов с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод абзацем третьим пункта 1.2 Положения о порядке и условиях оплаты жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 июня 2004 года N 273 "О порядке и условиях оплаты жилья и коммунальных услуг", согласно которому оплата жилья и коммунальных услуг включает в себя внесение платы за капитальный ремонт (для собственников жилых помещений).
Как следует из жалобы, гражданин Л.Н.Баимов в марте 2001 года приватизировал свою квартиру, полученную им в 1974 году. С марта 2002 года в счет-фактуру на оплату жилищно-коммунальных услуг, высылаемую в адрес Л.Н.Баимова муниципальным унитарным предприятием (МУП) "ЖКУ Ново-Савиновского района", включается платеж за капитальный ремонт его дома. В своей жалобе заявитель утверждает, что со времени получения им квартиры и после ее приватизации вплоть до настоящего времени капитальный ремонт жилого дома наймодателем, то есть МУП "ЖКУ Ново-Савиновского района", ни разу не производился.
Гражданин Л.Н.Баимов обращался с письмом в Кабинет Министров Республики Татарстан по вопросу обоснованности включения в его счет-фактуру платы за услугу по капитальному ремонту жилищного фонда. По поручению Кабинета Министров Республики Татарстан Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан в письме от 25 октября 2004 года N 01-10-5740 разъяснило заявителю, что платеж за капитальный ремонт жилищного фонда был введен в Республике Татарстан с 2002 года в отношении собственников квартир в многоквартирных домах и в настоящее время взимается с них в соответствии с абзацем третьим пункта 1.2 Положения о порядке и условиях оплаты жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 июня 2004 года N 273 "О порядке и условиях оплаты жилья и коммунальных услуг".
В ходе рассмотрения настоящего дела заявитель направил также заявление в МУП "ЖКУ Ново-Савиновского района" с просьбой произвести капитальный ремонт жилого дома, в котором он проживает.
В своей жалобе, поданной в Конституционный суд Республики Татарстан, гражданин Л.Н.Баимов утверждает, что на него как гражданина, приватизировавшего занимаемую им квартиру в многоквартирном доме, в котором не производился капитальный ремонт, оспариваемая норма не должна распространяться, а указанный в ней платеж за капитальный ремонт не должен взиматься.
Исходя из этого, заявитель просит признать абзац третий пункта 1.2 Положения о порядке и условиях оплаты жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 июня 2004 года N 273 "О порядке и условиях оплаты жилья и коммунальных услуг" (далее Положение), противоречащим части второй статьи 19, части первой статьи 38, части второй статьи 58 Конституции Республики Татарстан.
2. В силу статьи 101 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" жалоба на нарушение конституционных прав и свобод граждан допустима, если оспариваемый закон или иной нормативный правовой акт затрагивает конституционные права и свободы граждан и применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе.
Обжалуемая заявителем норма распространяет свое действие на всех собственников жилья независимо от их возраста. На этом основании требование заявителя в части проверки соответствия оспариваемой им нормы части 1 статьи 38 Конституции Республики Татарстан, закрепляющей, в частности, что старость находится под защитой государства, не является допустимым.
Часть вторая статьи 19 Конституции Республики Татарстан относится к основам конституционного строя Республики Татарстан и сама по себе не закрепляет конституционные права и свободы граждан. На этом основании требование заявителя в части проверки соответствия оспариваемой нормы Положения данной статье Конституции Республики Татарстан также не является допустимым.
Правовая позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции Республики Татарстан учитываются Конституционным судом Республики Татарстан наряду с другими аргументами и мотивировкой, поскольку согласно положениям части третьей статьи 68 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" Конституционный суд Республики Татарстан при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
Согласно частям второй и третьей статьи 68 указанного Закона Конституционный суд Республики Татарстан принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным или иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе нормативных правовых актов. Конституционный суд Республики Татарстан принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению в обращении.
Таким образом, предметом рассмотрения на соответствие Конституции Республики Татарстан по настоящему делу является абзац третий пункта 1.2 Положения о порядке и условиях оплаты жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 июня 2004 года N 273 "О порядке и условиях оплаты жилья и коммунальных услуг" (с изменениями от 30 декабря 2004 года), согласно которому оплата жилья и коммунальных услуг включает в себя внесение платы за капитальный ремонт (для собственников жилых помещений).
3. В соответствии с пунктом "к" части первой статьи 72 в его взаимосвязи с частями второй и пятой статьи 76 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в силу чего Республика Татарстан вправе осуществлять регулирование жилищной сферы в соответствии с федеральными законами и при условии, что законы и иные нормативные правовые акты Республики Татарстан не могут противоречить федеральным законам. Данное конституционно-правовое требование распространяется в полном объеме и на нормативные правовые акты Кабинета Министров Республики Татарстан.
Осуществляя согласно статье 102 в ее взаимосвязи со статьей 103 Конституции Республики Татарстан полномочия, установленные в том числе федеральными законами, Кабинет Министров Республики Татарстан обязан обеспечивать исполнение на территории Республики Татарстан Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан.
Оспариваемая заявителем норма была принята в период действия Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (в редакции от 6 мая 2003 года), статья 15 которого закрепляла, что оплата жилья в государственном и муниципальном жилищных фондах и коммунальных услуг, оказываемых гражданам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от форм собственности, осуществляется в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В этот период также действовало постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 года N 887 "О совершенствовании оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения", пункт 3 которого устанавливал структуру платежей граждан (кроме собственников частных домовладений), проживающих в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности, включающую, в частности, и плату за капитальный ремонт жилищного фонда.
Таким образом, принятие Кабинетом Министров Республики Татарстан обжалуемой нормы Положения, регулирующего вопросы оплаты жилья и коммунальных услуг, относящейся к вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъекта, осуществлялось во исполнение требований федерального законодательства и основывалось на положениях статьи 102 в ее взаимосвязи со статьей 103 Конституции Республики Татарстан.
4. Согласно оспариваемому заявителем абзацу третьему пункта 1.2 Положения о порядке и условиях оплаты жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 июня 2004 года N 273 "О порядке и условиях оплаты жилья и коммунальных услуг" (с изменениями от 30 декабря 2004 года), оплата жилья и коммунальных услуг включает в себя внесение платы за капитальный ремонт (для собственников жилых помещений).
4.1. Признавая капитальный ремонт жилищного фонда в качестве самостоятельной жилищной услуги, оспариваемая заявителем норма учитывает различия в объеме и содержании прав и обязанностей граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору найма или социального найма и являющихся нанимателями жилых помещений, и граждан, являющихся собственниками жилых помещений, и, исходя из этого, устанавливает обязанность внесения платы за капитальный ремонт только для собственников жилых помещений.
Разрешение вопроса, поставленного заявителем, предполагает исследование законодательства, регулировавшего внесение платы за капитальный ремонт на момент принятия Кабинетом Министров Республики Татарстан оспариваемой нормы.
Действовавший в период издания оспариваемой нормы Закон Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" включал в структуру оплаты жилья внесение платы за содержание жилья, платы за ремонт жилья, а для нанимателя жилого помещения также внесение платы за наем жилья (часть первая статьи 15). В то же время пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 года N 887 "О совершенствовании оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" предусматривал в закрепленной им структуре платежей граждан, проживающих в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности, кроме названных выше платежей, также и плату за капитальный ремонт жилищного фонда. При этом указанное постановление не содержало оснований дифференциации собственников жилых помещений в зависимости от каких-либо условий, в том числе и от способа управления многоквартирным домом, и возлагало обязанность внесения платы за капитальный ремонт жилищного фонда на всех собственников жилых помещений.
Впоследствии пункт 3 указанного постановления, предусматривавший в структуре платежей в том числе и платеж за капитальный ремонт жилищного фонда, был признан утратившим силу на основании подпункта "а" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 392 "О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг". Одновременно данным постановлением были утверждены Правила оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг (пункт 1), которыми была предусмотрена дифференциация собственников жилых помещений в многоквартирных домах, в которых созданы товарищества собственников жилья, жилищные или жилищно-строительные кооперативы и другие объединения собственников (пункт 2), и собственников жилых помещений в многоквартирных домах, в которых не созданы объединения собственников (пункт 3). Данные Правила, регулировавшие оплату жилья и коммунальных услуг гражданами-нанимателями жилых помещений и только теми собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, где не созданы объединения собственников, к числу которых относится и заявитель Л.Н.Баимов, закрепили новую структуру жилищно-коммунальных платежей, которая не предусматривала для указанных категорий граждан обязанность внесения платы за капитальный ремонт жилого дома.
Действовавший в данный период Закон Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" определял, что порядок возмещения расходов на капитальный ремонт жилья устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом (часть третья статьи 15.1). Реализуя указанное требование Закона, Правительство Российской Федерации постановлением от 26 августа 2004 года N 441 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год" утвердило федеральный стандарт стоимости капитального ремонта жилищного фонда на 1 кв.метр общей площади жилья в месяц в среднем по Российской Федерации, а также по Республике Татарстан в размере 2,8 рубля (подпункт "б" пункта 1). Пунктом 4 данного постановления было рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предусматривать в своих бюджетах средства на выполнение работ по капитальному ремонту государственного и муниципального жилищных фондов исходя из указанного федерального стандарта. При этом средства на цели капитального ремонта предусматривались в том числе и в составе финансовой помощи, оказываемой субъектам Российской Федерации из федерального бюджета.
Такой порядок возмещения расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов, в которых не созданы объединения собственников жилья, применялся вплоть до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть до 1 марта 2005 года.
Действовавший в рассматриваемый период Жилищный кодекс РСФСР 1983 года предусматривал, что граждане, имеющие в личной собственности квартиру, обязаны были обеспечивать ее сохранность, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, содержать в порядке придомовую территорию (часть первая статьи 128). Согласно статье 149.1 данного Кодекса финансирование затрат на эксплуатацию и ремонт квартир, находящихся в собственности граждан, осуществлялось за счет собственных средств владельцев квартир. Следовательно, Жилищный кодекс РСФСР возлагал на граждан, являющихся собственниками квартир, обязанность производить за свой счет только капитальный ремонт своей квартиры, но не жилого многоквартирного дома.
Согласно статьям 289 и 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику квартиры в многоквартирном доме, наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома. Исходя из этого, законодательство, регулирующее оплату жилья и коммунальных услуг, включая Положение, содержащее оспариваемую норму, обоснованно возлагало на собственников жилых помещений в многоквартирных домах, в которых не созданы объединения собственников жилья, правомерную обязанность по внесению самостоятельных платежей за содержание жилья и за ремонт жилья. Данные платежи были предназначены для возмещения расходов, в частности, по техническому обслуживанию общих коммуникаций, технических устройств, технических помещений жилого дома, текущему ремонту общего имущества дома, содержанию придомовой территории многоквартирного дома и не могли и не должны были использоваться в целях капитального ремонта дома.
Таким образом, с момента утверждения постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 392 "О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг" Правил оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг в федеральном законодательстве, регулировавшем оплату жилья и коммунальных услуг, отсутствовала норма, устанавливающая обязанность граждан-нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах, в которых не созданы объединения собственников жилья, к числу которых относится и заявитель Л.Н.Баимов, вносить плату за капитальный ремонт. В указанный период расходы по проведению капитального ремонта в многоквартирных домах, в которых не созданы товарищества собственников жилья, жилищные или жилищно-строительные кооперативы и другие объединения собственников, должны были нести собственники жилищного фонда, к которому относятся данные многоквартирные дома. Такими собственниками жилищного фонда являлись Республика Татарстан в лице местных органов государственной власти в отношении государственного жилищного фонда, а также органы местного самоуправления - в отношении муниципального жилищного фонда за счет собственных бюджетных средств и за счет финансовой помощи, оказываемой из федерального бюджета.
4.2. Провозглашая Республику Татарстан правовым государством, Конституция Республики Татарстан возлагает на Республику Татарстан обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность (часть первая статьи 1 и статья 2). При этом Конституция Республики Татарстан закрепляет в числе гарантий, обеспечивающих исполнение данной конституционной обязанности, положение, согласно которому в Республике Татарстан не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (часть вторая статьи 58). Указанное конституционное положение определяет также и содержание подзаконных нормативных правовых актов Республики Татарстан. Кроме того, в силу статьи 13 во взаимосвязи со статьей 51 Конституции Республики Татарстан важнейшим условием реализации прав и свобод человека и гражданина является проведение в Республике Татарстан социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, что предполагает в том числе и защиту Республикой Татарстан прав и законных интересов потребителя.
Данные конституционные положения реализуются в жилищной сфере, находящейся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, и определяют содержание и смысл правового регулирования в том числе и оплаты жилищных услуг, предоставляемых гражданам как нанимателям, так и собственникам жилых помещений, являющимся потребителями данных услуг.
Оспариваемый заявителем абзац третий пункта 1.2 Положения о порядке и условиях оплаты жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 июня 2004 года N 273 "О порядке и условиях оплаты жилья и коммунальных услуг", конкретизирует правовые нормы об оплате жилищных услуг применительно к платежу за капитальный ремонт для всех собственников жилых помещений.
Введенный в действие с 1 марта 2005 года Жилищный кодекс Российской Федерации установил единую структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для всех собственников жилых помещений в многоквартирных домах независимо от способа управления такими домами. Так, пункт 1 части второй статьи 154 данного Кодекса предусматривает в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения в том числе и плату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, которую обязаны вносить все собственники жилых помещений в многоквартирном доме.
Согласно части третьей статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. В то же время в силу статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, указанный Кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Исходя из данных норм в их взаимосвязи с пунктом 1 части второй статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 3 Правил оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 392, собственники жилых помещений в многоквартирных домах, в которых не созданы объединения собственников, к числу которых относится и заявитель Л.Н.Баимов, должны вносить плату за капитальный ремонт с 1 марта 2005 года, то есть с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, распространившего эту обязанность на всех собственников жилых помещений в многоквартирных домах независимо от способа управления таким домом.
Таким образом, оспариваемая норма устанавливает правомерную обязанность по внесению платы за капитальный ремонт всеми собственниками жилых помещений в многоквартирном доме и соответствует Конституции Республики Татарстан.
4.3. По смыслу статьи 13 и части первой статьи 18 Конституции Республики Татарстан приватизация жилищного фонда в Республике Татарстан обусловлена социальными обязанностями государства, направленными на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, переходом к рыночным принципам хозяйствования, предполагающим многообразие форм собственности.
Как следует из материалов рассматриваемого дела, заявитель Л.Н.Баимов приобрел квартиру в собственность в марте 2001 года в результате приватизации. При этом, как утверждает заявитель, капитальный ремонт дома, в котором он проживает с 1974 года, не производился.
Согласно статье 1 Закона Республики Татарстан от 15 июля 1993 года N 1936-XII "О приватизации жилищного фонда в Республике Татарстан" приватизацией жилых помещений является безвозмездная передача на добровольной основе в собственность граждан жилых помещений, занимаемых ими в домах государственного жилищного фонда, независимо от размеров общей площади и потребительских качеств жилья. Исходя из целей создания условий для осуществления права граждан на выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда, как это закреплено в преамбуле, данный Закон не только установил принципы и условия приватизации жилья, но и определил основные положения по эксплуатации и обслуживанию приватизированных жилых помещений.
Статьей 22 указанного Закона установлена обязанность собственников жилых помещений участвовать в расходах, связанных с обслуживанием и ремонтом инженерного оборудования, мест общего пользования дома и содержанием придомовой территории пропорционально общей площади принадлежащих им жилых помещений. При этом Закон выделил отдельно и закрепил в части второй статьи 21 обязанность по проведению капитального ремонта жилого дома, предусмотрев, что данная обязанность сохраняется за предприятием или учреждением, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится жилой дом.
Аналогичная по своему содержанию и смыслу норма закреплена также Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в действующей редакции), статья 16 которого устанавливает, что приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Таким образом, действующие как федеральное, так и республиканское законодательства сохраняют за бывшим наймодателем обязанность произвести капитальный ремонт дома в случае, если на момент приватизации жилого помещения и после нее в данном жилом доме, требовавшем капитального ремонта, такой ремонт не производился. Тем самым заявитель Л.Н.Баимов и другие граждане, приватизировавшие свои квартиры в многоквартирных домах, подлежащих капитальному ремонту в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, вправе требовать от бывшего наймодателя исполнения им обязанности произвести капитальный ремонт такого дома.
Кроме того, Жилищный кодекс Российской Федерации, устанавливая единую обязанность всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество (часть первая статьи 158), детально определяет порядок принятия решения о производстве капитального ремонта многоквартирного дома и порядок его финансирования и предусматривает, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта (часть вторая статьи 158). При этом, в силу части четвертой статьи 158 данного Кодекса, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом и заключить договор управления многоквартирным домом, в котором одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
Из содержания и смысла данных норм следует, что подзаконное регулирование платы за капитальный ремонт, осуществляемое органами местного самоуправления на основании части четвертой статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также договоры управления многоквартирными домами должны предусматривать в том числе и обязанность управляющей организации по строго целевому использованию финансовых средств, предназначенных для оплаты расходов на капитальный ремонт, а также соответствующую ответственность данной организации за их нецелевое использование.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 66, статьями 67, 69, 71, 73 и 104 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан постановил:
1. Признать абзац третий пункта 1.2 Положения о порядке и условиях оплаты жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 июня 2004 года N 273 "О порядке и условиях оплаты жилья и коммунальных услуг" (с изменениями от 30 декабря 2004 года), устанавливающий плату за капитальный ремонт (для собственников жилых помещений), соответствующим Конституции Республики Татарстан.
2. Исходя из конституционно-правового смысла оспариваемой нормы, выявленного в настоящем постановлении, регулирование платы за капитальный ремонт, осуществляемое органами местного самоуправления в пределах своей компетенции, а также и договоры управления многоквартирными домами должны предусматривать в том числе и обязанность управляющей организации по строго целевому использованию поступивших от граждан-собственников жилых помещений финансовых средств, предназначенных для оплаты расходов на капитальный ремонт, а также соответствующую ответственность данной организации за их нецелевое использование.
3. Принятое в отношении заявителя Л.Н.Баимова, являющегося собственником квартиры в многоквартирном доме, в котором не создано объединение собственников жилья, правоприменительное решение жилищной организации о включении в его счет-фактуру платежа за капитальный ремонт дома в период с момента принятия Правил оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 392, и до введения в действие 1 марта 2005 года Жилищного кодекса Российской Федерации подлежит пересмотру в установленном законом порядке, поскольку в указанный период федеральное законодательство не устанавливало обязанность собственников жилых помещений в многоквартирных домах, в которых не созданы товарищества собственников жилья, жилищные или жилищно-строительные кооперативы и другие объединения собственников жилья, вносить плату за капитальный ремонт такого дома.
4. Заявитель Л.Н.Баимов и другие граждане, приватизировавшие свои квартиры в многоквартирных домах, подлежащих капитальному ремонту в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, вправе требовать от бывшего наймодателя исполнения им обязанности произвести капитальный ремонт такого дома, поскольку за указанным наймодателем сохраняется обязанность произвести капитальный ремонт дома в случае, если на момент приватизации жилого помещения и после нее в данном жилом доме, требовавшем капитального ремонта, такой ремонт не производился.
5. Настоящее постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
6. Согласно статье 72 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" настоящее постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Ватаным Татарстан" и "Республика Татарстан". Постановление должно быть также опубликовано в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного суда РТ от 28 апреля 2005 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности абзаца третьего пункта 1.2 Положения о порядке и условиях оплаты жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 июня 2004 года N 273 "О порядке и условиях оплаты жилья и коммунальных услуг" (с изменениями от 30 декабря 2004 года), в связи с жалобой гражданина Л.Н.Баимова"
Текст постановления опубликован в газете "Республика Татарстан" от 14 мая 2005 г. N 98, газете "Ватаным Татарстан" от 14 мая 2005 г. N 87-88, Дайджесте оперативной информации "Акты конституционного правосудия субъектов Российской Федерации", 2005, N 6