Приказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан
от 28 февраля 2005 г. N 141
"О состоянии обеспечения охраны и условий труда в учреждениях
здравоохранения Республики Татарстан за 2004 год"
Приказом Министерства здравоохранения РТ от 10 августа 2007 г. N 481 настоящий приказ признан утратившим силу
В 2004 году совместно с Татарстанской организацией профсоюза работников здравоохранения РФ Министерством здравоохранения Республики Татарстан разработана и утверждена приказом от 26.03.2004 г. N 509 "Отраслевая программа улучшения условий и охраны труда работников системы здравоохранения Республики Татарстан на 2004-2006 годы" анализ состояния исполнения данной программы в 2004 году показал следующее.#
Система здравоохранения Республики Татарстан, сегодня - это 83837 работающих (из них 74288 - женщин - 88,6%).#
В медицинских учреждениях здравоохранении Республики Татарстан находится на балансе и эксплуатируется более 800 единиц оборудования лучевой диагностики, 108 - котельных, где эксплуатируется 282 единиц котельного оборудования; 505 лифтов из них больничных - 203, грузовых - 105, пассажирских - 123, грузовых малых - 74 (в эксплуатации находится 381 лифт); 881 стерилизатор медицинский паровой; 25 газификаторов холодных криогенных, 20 барокамер, 1585 кислородных баллонов, 112 централизованных систем обеспечения медицинскими газами и более 2400 автомобилей различных марок и другое оборудование, к которому требуется повышенное внимание с точки зрения охраны и безопасности труда. В основном в медицинских учреждениях Республики Татарстан, эксплуатирующих объекты повышенной опасности, организовано их техническое обслуживание и ремонт, подготовлен и обучен обслуживающий персонал, назначены ответственные лица в соответствии с нормативными требованиями правил, норм и инструкций.#
Организация технического надзора за безопасной эксплуатацией всего парка медицинской аппаратуры и технологического оборудования в медицинских учреждениях здравоохранения Республики Татарстан позволила в течение последних лет эксплуатировать данные объекты без технических аварий.
Ежегодно в учреждениях отрасли происходят несчастные случаи, связанные с производством, при которых за период с 1995 г. получили травмы различной степени тяжести 633 работника здравоохранения, в том числе 455 женщин и 12 человек погибло.#
Динамика производственного травматизма в медицинских
учреждениях Минздрава РТ
Число пострадавших с утратой трудоспособ- ности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом по годам |
1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 |
Несчастные случаи, всего |
76 | 44 | 59 | 66 | 54 | 68 | 54 | 64 | 84 | 64 |
в расчете на 1000 ра- ботающих |
0,88 | 0,49 | 0,71 | 0,79 | 0,61 | 0,79 | 0,65 | 0,75 | 1,0 | 0,8 |
в т.ч. женщин | 67 | 32 | 40 | 48 | 38 | 46 | 40 | 46 | 49 | 49 |
Со смертельным исхо- дом |
1 | 2 | 2 | нет | 1 | 2 | нет | 2 | 2 | нет |
На тысячу работающих | 0,12 | 0,22 | 0,2 | 0 | 0,11 | 0,23 | 0 | 0,24 | 0,23 | 0 |
В последние годы в отрасли отмечается снижение профессиональной заболеваемости, она уменьшилась с 12 случаев постановки на учет в 2003 году, до 7 случаев в 2004 году.
В 2004 году установлены следующие диагнозы:
- туберкулез легких у 5-ти медработников;
- гепатит "В" или "С" у 2-х работников.
Среди основных причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости является недостаточная обученность персонала по вопросам безопасности, неблагоприятные условия труда и слабый контроль со стороны администрации за соблюдением персоналом требований охраны труда и производственной санитарии.
Анализ случаев производственного травматизма показал, что общий производственный травматизм в 2004 году по отношению к 2003 году снизился в 1,3 раза и составил в расчете на 1000 работающих 0,8. Необходимо отметить, что в 2004 году не зарегистрировано ни одного несчастного случая со смертельным исходом и групповых несчастных случаев. В 2004 году зарегистрировано 4 тяжелых несчастных случая (1 случай в г.Казани, 2 случая в г.Набережные Челны, 1 случай в г.Нижнекамске).
Анализ происшедших несчастных случаев показывает, что основными видами происшествий, приведших к несчастным случаям, являются:
Виды происшествий | 2002 | 2003 | 2004 |
Падение (связанные с неосторожностью пострадавших и не- удовлетворительным содержанием территорий, зданий) |
23 | 36 | 37 |
Нападение на персонал больных и других лиц | 12 | 14 | 6 |
Дорожно-транспортные происшествия | 11 | 12 | 5 |
Воздействие экстремальных температур | 5 | 2 | 1 |
Падение с высоты | 3 | 1 | - |
Воздействие движущихся, разлетающихся, предметов и дета- лей# |
3 | 4 | - |
Повреждение в результате контакта с животными | 2 | 1 | 2 |
Поражение электрическим током | - | - | - |
Падение, обрушение предметов на работников | - | - | - |
Убийство | 1 | 1 | - |
Прочие | 4 | 13 | 13 |
Основными причинами несчастных случаев являются:
- Неудовлетворительное техническое состояние территории ЛПУ и зданий;
- Неосторожность пострадавших;
- Нападение больного или других лиц;
- Дорожно-транспортные происшествия;
- Неудовлетворительная организация производства работ;
- Укусы животных;
- Неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест;
Получают производственные травмы следующее# работники здравоохранения (в % к общему количеству несчастных случаев за 2004 год):
Средний медицинский персонал | 40,6% |
Врачи | 21,8% |
Младший медицинский персонал | 15,6% |
Работники вспомогательных служб | 14,0% |
Административный персонал | 6,3 |
Из года в год имеются случаи травматизма из-за падений на территории медицинских учреждений и на улицах городов и сельских населенных пунктов, а также и в зданиях. Если относиться к данной проблеме со всей ответственностью, то можно было бы сократить количество несчастных случаев в среднем на 41%, при этом, не израсходовав ни одного рубля бюджетных средств на обеспечение безопасных условий труда.
Анализ данных числа дней нетрудоспособности при несчастных случаях на производстве проводимый отделом технического надзора и охраны труда показывает, что данный показатель в расчете на одного работающего составил в 2004 году 26,2, а в 2003 году он составлял 28,4.#
По показателям тяжести последствий производственного травматизма в 2004 году произошло уменьшение по сравнению с 2003 годом на 7,7%. Имеется позитивная тенденция роста проводимых затрат медицинскими учреждениями на охрану труда, так с 2000 года увеличились затраты на мероприятия по охране труда более, чем в 3 раза.#
За последние годы затраты на охрану труда систематически возрастают согласно динамике, представленной в таблице.
Динамика затрат на охрану труда в медицинских учреждениях
Показатели затрат | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 |
Израсходовано средств на меро- приятия по охране труда, млн.руб. |
50,940 | 62,325 | 103,741 | 120,6 | 164,3 |
Темп роста к предыдущему году, в % |
199,6 | 122,4 | 166,4 | 116,6 | 136,2 |
Затраты на мероприятия по охране руда# в расчете на одного рабо- тающего, рублях# |
570 | 751 | 1220 | 1417 | 1417 |
Затраты на закупку молока, руб- лях# |
9743,5 | 11564,0 | 16993,1 | 18827,1 | 18976,6 |
Провели наименьшие затраты на мероприятия по охране труда следующие отделы здравоохранения (в тыс.руб.) - Бавлинский - 373, Балтасинский - 173, Высокогорский - 138, Заинский - 164, Камско-Устьинский - 63, Зеленодольский - 517, Муслюмовский - 165, Спасский - 111.
Республиканские Медицинские учреждения - НИЦ Т "ВТО" - 325, РКБ ВЛ - 84. Критерием является# расходы на одного работающего.
В основном данные финансовые средства были направлены: на улучшение условий труда работников, обеспечение мероприятий по подготовке к отопительному сезону, на обеспечение безопасных условий труда, специальную одежду и обувь, закупку молока и других равноценных пищевых продуктов, обучение и аттестацию руководителей и работников вопросам охраны труда и безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, косметический ремонт помещений, устранение замечаний по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, аттестацию рабочих мест, на обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты, на косметический ремонт.
Основным показателем, характеризующим отношение руководителей медицинских учреждений к вопросам охраны труда являются проведенные затраты в расчете на одного работающего. Средний показатель по здравоохранению за 2004 г. на одного работающего составил 1417 руб. (2003 г. - 1410 руб.).
Одним из показателей состояния организации охраны труда, является организация безаварийной эксплуатации автомобильного транспорта.
За период с 1997 г. произошло 153 дорожно-транспортных происшествия (ДТП) в том числе в 2004 г. - 22 аварий. Наибольшее количество аварий произошло в подведомственных учреждениях Управления здравоохранения г.Казани - 10 аварий, в РКБ - 3, Нижнекамске - 3.
По вине водителей медицинских учреждений в 2004 году произошло только 36% аварий.
Основными причинами ДТП являются:
- Несоблюдение очередности проезда перекрестков
- Нарушение водителями правил проезда пешеходных переходов
- Несоответствие скорости движения конкретным условиям
- Нарушение правил обгона
- Выезд на встречную полосу движения
- Несоблюдение дистанции.
Все эти нарушения относятся к человеческому фактору и поэтому необходимо проводить постоянную работу с водительским персоналом по проведению ежегодных занятий по 20-ти часовой программе безопасности дорожного движения, проведения анализа случаев ДТП и разработке мероприятий по их недопущению.
В соответствии со ст.217 Трудового кодекса Российской Федерации в органах управления и медицинских учреждениях введены должности инженеров по охране труда. В настоящее время медицинские учреждения имеют 174 ставки специалистов охраны труда и они укомплектованы 173 штатными инженерами по охране труда, в остальных медицинских учреждениях организация работы в области охраны труда возложена приказами на ответственных лиц из числа административно-управленческого персонала медицинского учреждения или специалистов.
Службы охраны труда в основном обеспечены нормативной документацией. Новые нормативные акты своевременно доводятся до органов управления и медицинским учреждениям.
Огромное значение в контроле за обеспечением требований охраны труда в медицинских учреждениях имеет то обстоятельство, что Министерство здравоохранения принимает активное участие в процессе лицензирования и аккредитации медицинской деятельности учреждений здравоохранения различных форм собственности, постоянное проведение проверок соответствия соискателей требованиям законодательных и нормативных актов по организации охраны труда и условиям труда.
В 2004 г. после проведенных проверок состояния организации охраны труда получили положительные заключения более 400 медицинских учреждений различных форм собственности.
В системе здравоохранения Республики Татарстан подлежит аттестации по условиям труда 55048 рабочих мест и на отчетный период проведена аттестация 8769 рабочих мест, что составляет 16%, в том числе в 2004 году 4541. Число работников охваченных аттестацией рабочих мест составило 12282.#
При этом необходимо отметить, что данная проводимая работа требует больших финансовых затрат, стоимость аттестация# одного рабочего места в пределах от 3500 до 4000 рублей.
По вопросу проведения организации обучения безопасности труда, можно сказать следующее.
На 2004 год обучено вопросам охраны труда 3497 сотрудников медицинских учреждений (2003 г. - 2111). Из них руководителей 177, инженеров по охране труда 196, членов постоянно действующих комиссий 632, руководителей структурных подразделений 1903. Несмотря на проводимую работу остаются вопросы непрохождения первичного или повторного обучения специалистов медицинских учреждений.
Учитывая вышесказанное можно сделать выводы:
Наряду с положительными итогами работы следует отметить и недостатки.
- отсутствие в течении# ряда лет снижения несчастных случаев на производстве, продолжающаяся регистрация профессиональной заболеваемости среди работников здравоохранения;
- неблагоприятные условия труда в большинстве инфекционных и туберкулезных учреждений здравоохранения;
- недостаточный контроль со стороны работодателей за соблюдением персоналом требований охраны труда и производственной санитарии;
- нарушение самими работниками требований охраны труда (невыполнение инструкций, неприменение средств индивидуальной защиты и т.п.);
- недостаточный уровень контроля со стороны руководителей за соблюдением, требований законодательных и правовых актов по охране труда;#
- недостаточное количество в медицинских учреждениях инструкций по охране труда, вследствие чего отсутствие проведения полного персонифицированного инструктажа работников по всей номенклатуре выполняемых ими работ;
- в штатные расписания ряда органов управления здравоохранения и медицинских учреждений при наличии большого количества подведомственных организаций не введены должности специалистов по охране труда;
- отсутствие полноценных служб по охране труда в Управлениях здравоохранения Республики Татарстан;
- непредставление своевременной оперативной информации о случаях производственного травматизма с тяжелым и смертельным исходом, что не позволяет принимать меры по их предупреждению;
- недостаточное внимание руководителей медицинских учреждений вопросам обеспечения пожарной безопасности, выполнения приказов и утвержденных Программ Министерства здравоохранения Республики Татарстан.
В качестве приоритетных задач повышения уровня обеспечения безопасных условий труда и усиления функций внутриведомственного надзора на 2005 год являются:
обеспечение финансированием и выполнение мероприятий "Отраслевой программы улучшения условий и охраны труда работников системы здравоохранения Республики Татарстан на 2004-2006 годы";
реализация государственной политики в области охраны труда работников здравоохранения Республики Татарстан;
совершенствование системы подготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и работников учреждений и организаций здравоохранения Республики Татарстан;
продолжение проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда и повышение качества их проведения;
снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
снижение дорожно-транспортных происшествий;
сокращение численности работников, занятых во вредных и тяжелых условиях труда, пропаганда вопросов охраны труда в учреждениях, организациях системы здравоохранения Республики Татарстан;
улучшение условий труда и санитарно бытового# обеспечения женщин;
продолжение работы по укомплектованию учреждений здравоохранении#, с численностью работников 100 и более штатными должностями инженера по охране труда;
содействовать своевременной замене морально и физически устаревшего медицинского технического оборудования к которым# предъявляются повышенные требования эксплуатации.
С целью выполнения вышеизложенных задач, создания здоровых и безопасных условий труда работников здравоохранения Республики Татарстан, приказываю:
1. Руководителям республиканских медицинских учреждений, начальникам территориальных Управлений и отделов здравоохранения Республики Татарстан:
1.1. проводить контроль исполнения "Программы улучшения условий и охраны труда работников здравоохранения на 2004-2006 годы", и в срок до 10.07.2005 г. представить полугодовой отчет о ходе исполнения программы;
1.2. обеспечить надлежащее содержание территорий медицинских учреждений здравоохранения Республики Татарстан, проводить их качественную уборку, исключить производственный травматизм по причине неудовлетворительного содержания территорий учреждений;
1.3. в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда ввести должности специалистов по охране труда в штаты учреждений здравоохранения Республики Татарстан;
1.4. обеспечить учет и анализ производственного травматизма, общей и профессиональной заболеваемости. Расследование несчастных случаев производить в соответствии с постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 г. N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях";
1.5. обеспечить своевременное представление информации в Управление инженерно-технической службы при Министерстве здравоохранения Республики Татарстан о произошедших несчастных случаях на производстве, дорожно-транспортных происшествий и пожаров в течении# суток;
1.6. обеспечить соблюдение требований охраны труда при эксплуатации медицинского, технологического и другого оборудования, зданий и сооружений в соответствии с нормативно-технической документацией и действующими Правилами;
1.7. организовать первичное и повторное обучение руководителей учреждений, специалистов и руководителей структурных подразделений по охране труда;
1.8. доукомплектовать необходимыми инструкциями рабочие места и в случае необходимости провести их доработку или разработать вновь;
1.9. обеспечить представление информации по форме 1 - охрана труда ежеквартально до 30 числа последнего месяца квартала;
1.10. принять меры к замене физически изношенного и морально устаревшего медицинского и технического оборудования;
1.11. обеспечить безопасную эксплуатацию и ремонт подведомственного автотранспорта. Систематически проводить анализ причин дорожно-транспортных происшествий с разработкой мероприятий по их устранению. Своевременно проводить обучение водителей безопасности дорожного движения по 20-ти часовой программе, укреплять трудовую и производственную дисциплину работников автотранспортных служб;
1.12. обеспечить организацию и проведение в соответствии с действующей методикой предрейсовых осмотров и обязательных периодических медицинских освидетельствований водителей. Особое внимание уделять предотвращению выпуска в рейс водителей, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического опьянения или в болезненном состоянии;
1.13. проводить целевые инструктажи по безопасности дорожного движения с водителями, выезжающими в командировки. При проведении инструктажей особое внимание уделять движению во время утренних и вечерних сумерек, тумана, резкого изменения метеоусловий и дорожной обстановки на предполагаемом маршруте;
1.14. исключить нахождение водителей после окончания рабочего дня в гаражах, боксах и на территории учреждения здравоохранения. Организовать опечатывание мест стоянок автомобилей, контроль приема-выдачи ключей от ворот гаражей и боксов со стороны дежурного персонала;
1.15. продолжить аттестацию рабочих мест учреждений здравоохранения по условиям труда. Обеспечить оперативное устранение всех выявленных при этом вредных и опасных производственных факторов, влияющих на здоровье персонала.
2. Информацию о выполнении данного приказа представить в Управление инженерно-технической службы при Министерстве здравоохранения Республики Татарстан с годовыми отчетами за 2005 год.
3. Контроль за исполнением данного приказа возложить на первого заместителя министра здравоохранения Республики Татарстан Галиуллина Н.И.
Министр здравоохранения
Республики Татарстан |
К.Ш.Зыятдинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства здравоохранения РТ от 28 февраля 2005 г. N 141 "О состоянии обеспечения охраны и условий труда в учреждениях здравоохранения Республики Татарстан за 2004 год"
Текст приказа опубликован в Бюллетене "Нормативно-правовые документы по здравоохранению" N 3, март 2005 г.
Приказом Министерства здравоохранения РТ от 10 августа 2007 г. N 481 настоящий приказ признан утратившим силу