Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 15 октября 2001 г. N Зп-1-112/2001
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего П-ой,
с участием прокурора М-ва,
при секретаре И-ой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению и.о.прокурора Республики Татарстан о признании противоречащим федеральному законодательству Закона Республики Татарстан от 15 сентября 1999 года N 2354 "О правовом режиме чрезвычайного положения", установила:
Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением о признании Закона Республики Татарстан от 15 сентября 1999 года N 2354 "О правовом режиме чрезвычайного положения" противоречащим федеральному законодательству, указав, что согласно ст.56 Конституции РФ чрезвычайное положение на всей территории РФ или в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленном федеральным конституционным законом, принятие которого в соответствии с ч.1 ст.76 Конституции РФ входит в предмет ведения Российской Федерации, и такой закон "О чрезвычайном положении" принят 26 апреля - 16 мая 2001 года и вступил в силу с момента опубликования, т.е. с 2 июня 2001 года, в связи с чем утратили силу ранее действовавшие законодательные акты Союза ССР и РСФСР; Конституция РФ и Федеральный конституционный закон "О чрезвычайном положении" исключают возможность правового регулирования чрезвычайного положения на уровне субъектов Российской Федерации.#
Представитель Государственного Совета РТ С-ва возражала против удовлетворения заявления.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя Государственного Совета РТ, а также заключение прокурора судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан считает заявление прокурора Республики Татарстан подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.#
В соответствии с п.2 ст.4 Конституции РФ, законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон (ст.76 ч.5 Конституции РФ).
Согласно ч.1 ст.76 Конституции РФ по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
В силу ч.2 ст.56 Конституции РФ чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводится при наличии обстоятельств и в порядке, установленном федеральным конституционным законом.
Установлено, что Федеральный конституционный закон Российской Федерации "О чрезвычайном положении", принятие которого в соответствии с ч.1 ст.76 Конституции РФ отнесено к предмету ведения Российской Федерации, принят 26 апреля (16 мая) 2001 года и вступил в силу с момента официального опубликования, т.е. с 2 июня 2001 года.
В связи с принятием данного Федерального конституционного закона утратили силу ранее действовавшие законодательные акты Союза ССР и РСФСР.
Конституция Российской Федерации и Федеральный конституционный закон "О чрезвычайном положении" исключает возможность правового регулирования чрезвычайного положения на уровне субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах Закон Республики Татарстан от 15 сентября 1999 года N 2354 "О правовом режиме чрезвычайного положения" подлежит признанию противоречащим федеральному законодательству недействующим и не подлежащим применению по заявлению и.о.прокурора РТ, который обратился в суд в соответствии со ст.41 ГПК РСФСР. В ходе судебного разбирательства представитель Госсовета РТ, не признавшая заявление прокурора, вместе с тем пояснила, что на предстоящей в октябре месяце 2001 года сессии Госсовета РТ предполагалось решить вопрос о признании утратившим силу Закона РТ "О правовом режиме чрезвычайного положения".
Ссылка представителя Госсовета РТ на то обстоятельство, что данное заявление прокурора было предметом судебного разбирательства в январе 2001 года и в удовлетворении его было отказано, не может быть принята во внимание и служить основанием для прекращения производства по настоящему делу в силу п.3 ст.219 ГПК РСФСР. В данном случае, 26 апреля (16 мая) 2001 года был принят Федеральный конституционный закон РФ "О чрезвычайном положении" и именно в связи с этим, поскольку во внесудебном порядке не был решен вопрос о признании утратившим силу Закона РТ "О правовом режиме чрезвычайного положения", в октябре 2001 года и.о.прокурора РТ обратился в суд с настоящим заявлением, т.е. правовые основания иные, нежели по делу, рассмотренному ранее.#
Руководствуясь ст.ст.191, 194, 203 ГПК РСФСР, судебная коллегия решила:
Заявление и.о.прокурора Республики Татарстан о признании противоречащим федеральному законодательству Закона Республики Татарстан от 15 сентября 1999 года N 2354 "О правовом режиме чрезвычайного положения" удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим# и не подлежащим применению с момента вступления в силу настоящего решения Закон Республики Татарстан от 15 сентября 1999 года N 2354 "О правовом режиме чрезвычайного положения".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней через Верховный Суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 15 октября 2001 г. N Зп-1-112/2001
Решение вступило в законную силу 26 октября 2001 г.
Текст решения официально опубликован не был