Решение Верховного суда Республики Татарстан
от 24 января 2001 г. N ЗП-1-1/2001 г.
Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2004 г. N 2пв04пр настоящее решение и Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 апреля 2001 г. N 11-Г01-30 отменены
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 апреля 2001 г. N 11-Г01-30 настоящее решение оставлено без изменения
Именем Российской Федерации
судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Г-вой
с участием прокурора М-вой
при секретаре С-вой
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Васенева Аркадия Александровича о признании незаконными и отмене постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 ноября 1996 г. N 1006 "О взимании платы за проезд автотранспорта по автодорожному мосту через реку Кама г.Набережные Челны", от 5 августа 1997 г. N 621 "О внесении дополнений в Положение о взимании платы за проезд автотранспорта по автодорожному мосту через реку Кама в г.Набережные Челны, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 ноября 1996 г. N 1006 "О взимании платы за проезд автотранспорта по автодорожному мосту через реку Кама г.Набережные Челны" и от 5 апреля 1999 г. N 190 "О внесении дополнений в Положение о взимании платы за проезд автотранспорта по мостовому переходу через реку Волга,# утвержденное постановлением Кабинета Министров РТ от 19.07.97 г. N 572 "О взимании платы за проезд автотранспорта по автодорожному мосту через реку Волга, и в Положение о взимании платы за проезд автотранспорта по автодорожному мосту через реку Кама в г.Набережные Челны, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан" от 30.11.96 г. N 1006 "О взимании платы за проезд автотранспорта по автодорожному мосту через реку Кама г.Набережные Челны", установила:
Васенев А.А. обратился в суд с требованиями о признании незаконными и отмене постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан" от 30.11.96 г. N 1006, от 05.08.1997 г. за N 621 и от 05.04.1999 г. за N 190 указав, что данные постановления ущемляют его права, он не должен платить за проезд по мосту через реку Кама в г.Набережные Челны, лишь из-за того, что он не житель Республики Татарстан и его машина зарегистрирована в другом регионе.# А ставить автомобиль на временный учет в ГИБДД г. Набережные Челны, не снимая с учета автомобиль в г.Нижнем Новгороде он не согласился.# Предлагаемые альтернативные дороги для проезда из Нижнего Новгорода в г.Набережные Челны его не устраивают, ему удобно ехать именно по данной спорной дороге. Он является частным предпринимателем и бывает по несколько# раз в неделю в г.Набережные Челны по работе. Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан жалобу не признал и суду пояснил, что оспариваемые Васеневым А.А. постановления Кабинета Министров РТ приняты в соответствии с постановлениями РФ. В данном направлении имеются альтернативные автомобильные дороги, утвержденные решением Правительства РФ (Постановление N 62 от 24.12.91 г. в последней редакции N 739 от 20.09.2000 г.) в Сибирском направлении Р-320 (Казань - Менделеевск - Ижевск); в Уральском направлении Р-239 (Казань - Чистополь - Бугульма - Оренбург); в Московском направлении М-5, IP-158, IP-178 (Н.Новгород - Ульяновск - Нурлат - Лениногорск - Н.Челны) либо (Ульяновск - Старая Майна - Базарные Матаки - Чистополь - Нижнекамск - Набережные Челны). Автодорожный мост через реку Кама является Республиканской собственностью, находится на балансе Республиканского специализированного управления по эксплуатации мостов, путепроводов и других искусственных сооружений, созданного в соответствии с решением Правительства РТ (Постановление от 03.06.87 г. N 254). С учетом того, что временные правила организации эксплуатации на платной основе не носят исчерпывающий характер, в широком толковании позволяет органам исполнительной власти субъектов РФ принимать решения по своему усмотрению (п.2 Постановления РФ N 973) ибо не определены конкретные виды автотранспорта, а также учтен момент предоставления льгот некоторым категориям автотранспортных средств. Правительство РТ своим решением от 05.08.97 г. N 621 постановило включить в перечень владельцев автотранспортных средств, с которых взимается плата и владельцев легкового автотранспорта. А позже, также руководствуясь названными решениями Правительства РФ Постановлением N 190 от 05.04.1999 г. решило освободить автотранспортные средства, зарегистрированные в Республике Татарстан, что соответствует временным правилам определения стоимости проезда по платным автомобильным дорогам и дорожным объектам и использования взимаемых средств, утвержденных Правительством РФ, где органам исполнительной власти субъектов РФ разрешено устанавливать порядок сбора и использования, утверждать перечень организаций, освобождаемых от уплаты за проезд.
Представитель Республиканского специализированного управления по эксплуатации мостов, путепроводов и других искусственных сооружений также жалобу не признал указав, что постановлением Кабинета РТ за N 1006, который не противоречит Указу президента РФ за N 728 от 1998 года, им было разрешено взимать плату за проезд автотранспорта по автодорожному мосту через реку Кама в г.Набережные Челны, расписан порядок сбора средств и распределения средств.#В соответствии с данным постановлением, взимаемые средства тратятся на нужды дорог и мостов, этот мост находится в собственности Республики Татарстан. В этом направлении имеются альтернативные дороги. Они сами часто ездят в Москву через Нижний Новгород - Цивильск - Сызрань - Ульяновск - Алексеевск - Чистополь - Набережные Челны. Выслушав объяснения заявителя, представителей Кабинета Министров РТ и ЗАОр НП РСЦ по эксплуатации мостов, исследовав материалы дела, судебная коллегия считает, что жалоба Васенева А.А. подлежит отклонению.
П.1 Указа Президента Российской Федерации от 27 июня 1998 года за N 728 "О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации" предусмотрено, что в целях повышения качества услуг, предоставляемых пользователям автомобильных дорог, обеспечения безопасности дорожного движения и получения дополнительных финансовых ресурсов на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации.
Признано целесообразным создание и развитие в Российской Федерации сети платных автомобильных дорог общего пользования, имея в виду, что:
проезд по автомобильной дороге может быть платным при наличии возможности бесплатного проезда в том же направлении по другим автомобильным дорогам;
решение об эксплуатации на платной основе автомобильных дорог или расположенных на них мостов, путепроводов и тоннелей (далее именуются - дорожные объекты) принимается преимущественно в отношении тех из них, строительство которых только начинается или которые находятся в стадии незавершенного строительства. При этом в отношении Федеральных автомобильных дорог принимает Правительство Российской Федерации, а в отношении автомобильных дорог, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 ноября 1996 года за N 1006 "О взимании платы за проезд автотранспорта по автодорожному мосту через реку Кама в г.Набережные Челны", который принят в целях покрытия амортизационных расходов, связанных c ремонтом, содержанием и реконструкции# автодорожного моста через реку Кама в г.Наб.Челны, не противоречит вышеуказанному Указу Президента РФ, а потому не может быть признан незаконным и отменен.
К тому же заявитель Васенев А.А. имеет возможность проехать из Нижнего Новгорода до г.Наб.Челны по другим федеральным автомобильным дорогам, где проезд является бесплатным, что следует из пречня# Федеральных дорог, утвержденных# Постановлением Правительства РСФСР от 24.12.1991 г. за N 62. А то, что Васенева А.А. не устраивают другие автомобильные дороги по данному направлению не могут служить основанием для удовлетворения его жалобы.
П.2 Указа Президента РФ от 27.06.98 г. за N 728 "О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации" вопросы принятия нормативно-правовых актов по регулированию порядка создания и эксплуатации платных автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субхектов# Российской Федерации, отнесены к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Магистральный автодорожный мост через реку Кама находится на балансе Республиканского управления по эксплуатации мостов, путепроводов и других искусственных сооружении#, т.е. является собственностью Республики Татарстан. Поэтому Кабинет Министров РТ мог принять постановления по вопросу установления порядка взимания платы за проезд по мосту через реку Кама, а также определить кто и в каком размере должен оплачивать проезд по автодорожному мосту.#
Таким образом, обжалуемые постановления Кабинета Министров РТ не противоречат Федеральным законам и оснований для признания их незаконными и отмене не имеются.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.191, 197 ГПК РСФСР, судебная коллегия, решила:#
В удовлетворении жалобы Васенева Аркадия Александровича о признании незаконными и отмене постановлений Кабинета Министров РТ от 30 ноября 1996 г. за N 1006, от 5 августа 1997 г. за N 621 и от 5 апреля 1999 г. за N 190 отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 24 января 2001 г. N Зп-1-1/2001
Текст решения официально опубликован не был
Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2004 г. N 2пв04пр настоящее решение и Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 апреля 2001 г. N 11-Г01-30, оставившее названное решение суда без изменения, отменены