Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 13 декабря 2000 г. N ЗП-1-87/2000
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 января 2001 г. настоящее решение оставлено без изменения, кассационная жалоба представителя Кабинета Министров РТ оставлена без удовлетворения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего Г-на,
с участием прокурора С-на,
при секретаре А-ой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Татарстан в государственных и общественных интересах о признании противоречащими федеральному законодательству п.1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 марта 1998 года N 102 "Об утверждении Правил сертификации алкогольной продукции и спирта этилового, изготовленных из всех видов пищевого сырья в Республике Татарстан" и Правил сертификации алкогольной продукции и спирта этилового, изготовленного из всех видов пищевого сырья, установила#:
Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащими Федеральному законодательству п.1 постановления Кабинета Министров РТ от 5 марта 1998 года N 102 "Об утверждении Правил сертификации алкогольной продукции и спирта этилового, изготовленного из всех видов пищевого сырья в Республике Татарстан" и утвержденных этим пунктом Правил сертификации алкогольной продукции и спирта этилового.
В обоснование своего заявления прокурор указал, что данные Правилам противоречат ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", согласно статье 5 которого установление порядка сертификации этилового спирта, денатурата, алкогольной и спиртосодержащей денатурированной продукции отнесено к ведению Российской Федерации, действующим Федеральным законодательством какое-либо подтверждение на территории субъекта Российской Федерации сертификата, выданного при обязательной сертификации, не установлено.
В Правилах содержатся положения, дискриминирующие условия деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих ввоз алкогольной продукции из-за пределов Республики Татарстан, поскольку устанавливают для них дополнительные обязанности по сравнению с хозяйствующими субъектами, осуществляющими оборот спирта и алкогольной продукции, произведенной на территории Республики Татарстан.
В судебном заседании прокурор уточнил свои требования, просит признать указанный нормативный акт недействительным и не порождающим правовых последствий с момента принятия.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан Г-ин не согласен с заявлением, пояснив, что данное постановление было принято в соответствии с действующим федеральным законодательством в интересах защиты потребительского рынка, обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан. В соответствии со ст.22 п.4 ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" субъекты Российской Федерации имеют право вводить специальные защитные меры в отношении алкогольной продукции. В настоящее время в соответствии с постановлением Кабинета Министров РТ от 29 ноября 2000 года N 817 данное постановление утрачивает силу с 1 января 2001 года.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду ст. 12 п. 3 ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", а не ст.22 п.4, как указано выше
Выслушав объяснения прокурора, представителя Кабинета Министров РТ, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора С-на, полагавшего заявление обоснованным, суд находит, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.5 ч.14 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в редакции от 7 января 1999 года к ведению Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относится установление порядка сертификации этилового спирта, денатурата, алкогольной и спиртосодержащей денатурированной продукции.
В соответствии с п.2 ст.7 Закона РФ от 10 июня 1993 года "О сертификации продукции и услуг" организация и проведение работ по обязательной сертификации возложены на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации, а в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации в отношении отдельных видов продукции, могут быть возложены на другие федеральные органы исполнительной власти.
В силу п.1 ст.7 этого же Закона при обязательной сертификации действия сертификата и знака соответствия распространяется на всей территории Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 марта 1998 года N 102 утверждены Правила сертификации алкогольной продукции и спирта этилового, изготовленного из всех видов пищевого сырья в Республике Татарстан (л.д.6-8).
Данные Правила устанавливают порядок проведения обязательной республиканской сертификации алкогольной продукции и спирта этилового и порядок выдачи республиканского сертификата соответствия.
Согласно п.14 Правил реализации этилового спирта и алкогольной продукции без республиканского сертификата соответствия или без его копии, заверенной в установленном порядке, запрещается.
При таких обстоятельствах введение дополнительной обязательной республиканской сертификации этилового спирта и алкогольной продукции нарушает права участников данного рынка и не предусмотрено действующим Федеральным законодательством.
Установление порядка сертификации данной продукции отнесено к ведению Российской Федерации и не может устанавливаться субъектом федерации, компетенция которого определена в ст.6 ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Доводы представителя Кабинета Министров РТ о том, что в соответствии с п.4 ст.12 вышеназванного Закона субъекта федерации имеют право вводить специальные защитные меры в отношении поступающих в розничную продажу спиртных напитков, являются неубедительными, поскольку право на введение специальных защитных мер не свидетельствует о предоставлении права на введение дополнительной обязательной республиканской сертификации продукции, что является прерогативой федеральных органов исполнительной власти.
Также неубедительны доводы представителя Кабинета Министров о том, что в соответствии с п.1 ст.5 Закона РФ "О сертификации продукции и услуг" в систему сертификации могут входить несколько систем сертификации однородной продукции# и указанное положение закона разрешает вводить обязательную республиканскую сертификацию продукции.
В вышеприведенной ст.7 указанного Закона установлено, что организация и проведение работ по обязательной сертификации возложены на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации.
Доводы представителя Кабинета Министров о том, что сертификация осуществляется на договорной основе, противоречат п.14 Правил сертификации алкогольной продукции и спирта этилового, изготовленного из всех видов пищевого сырья в Республике Татарстан, где содержится запрет на реализацию этилового спирта и алкогольной продукции без республиканского сертификата соответствия.
Тот факт, что Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" в редакции от 22 ноября 1995 года, действовавшем на момент принятия оспариваемого постановления, в статье 3, устанавливающей полномочия федеральных органов исполнительной власти в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, не отнесено к этим полномочиям установление порядка сертификации этой продукции, не дает оснований суду для отказа в удовлетворении заявления.
Согласно ст.10 этой редакции Закона к государственному регулированию производства и оборота алкогольной продукции относится сертификация алкогольной продукции.
Порядок государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции устанавливается Правительством Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст.191-193, 197 ГПК РСФСР, Верховный Суд Республики Татарстан решил:
Заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать пункт 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 марта 1998 года N 102 "Об утверждении Правил сертификации алкогольной продукции и спирта этилового, изготовленного из всех видов пищевого сырья в Республике Татарстан" и Правила сертификации алкогольной продукции и спирта этилового, изготовленного из всех видов пищевого сырья в Республике Татарстан, недействительными и не порождающими правовых последствий с момента принятия.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный Суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 13 декабря 2000 г. N ЗП-1-87/2000
Решение вступило в законную силу 30 января 2001 г.
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 января 2001 г. настоящее решение оставлено без изменения, кассационная жалоба представителя Кабинета Министров РТ оставлена без удовлетворения
Текст решения официально опубликован не был