Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 11 мая 2005 г. N ЗП-1-09/2005
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Верховный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Г-на,
при секретаре Х-ой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Республики Татарстан в государственных и общественных интересах о признании противоречащим федеральному законодательству пункта 1 постановления Государственного Совета Республики Татарстан от 13 ноября 1997 года N 1388 "О паспорте гражданина Российской Федерации",
установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный суд Республики Татарстан с заявлением в государственных и общественных интересах о признании противоречащим федеральному законодательству пункта 1 постановления Государственного Совета Республики Татарстан от 13 ноября 1997 года N 1388 "О паспорте гражданина Российской Федерации" в части слов "республиканское гражданство", указав в обоснование своих требований, что в соответствии с пунктом 1 постановления предусматривается в паспорте гражданина Российской Федерации указывать на государственных языках республик Российской Федерации фамилию, имя, отчество его владельца, пол, дату и место рождения, республиканское гражданство. Однако, вступившим в силу с 1 июля 2002 года Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации" провозглашен принцип единого и равного гражданства Российской Федерации. Этим же Федеральным законом признано утратившим силу положение пункта 2 статьи 2 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации", принятого в 1991 году и предусматривавшего гражданство республик в составе Российской Федерации.
Также и Конституционный Суд Российской Федерации указывал в своих постановлениях, что регламентирование института гражданства возможно только федеральным законом, имеющим прямое действие на территории Российской Федерации.
Представители Государственного Совета Республики Татарстан А.А.Хамматова и Г.И.Фахрутдинова с заявлением прокурора не согласилась#, пояснив, что в соответствии со статьей 5 Конституции Российской Федерации республика признана государством, государство должно иметь неотъемлемый атрибут - гражданство. Федеральный закон от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве в Российской Федерации" не содержит нормы о гражданстве республик в Российской Федерации, поскольку регулирует вопросы только российского гражданства. Что касается гражданства республик, то Российская Федерация на регулирует вопросы гражданства республик, в связи с чем в силу статей 66 и 73 Конституции Российской Федерации гражданство республик регулируется в конституциях и законах республик.
Кроме того, ранее в 2000 году прокурор обращался в суд с требованием о признании противоречащими федеральному законодательству пунктов 1 и 3 оспариваемого постановления Государственного Совета, в ходе разбирательства дела прокурор отказался от своего требования в части пункта 1 и решением суда от 20 декабря 2000 года был признан противоречащим федеральному законодательству пункт 3 постановления. В связи с чем, по мнению представителей Государственного Совета, данное заявление прокурора не может быть рассмотрено и производство по делу должно быть прекращено.
Заслушав объяснения сторон, участвующих в деле, изучив материалы дела, материалы гражданского дела N ЗП-1-89/2000 г. по заявлению Прокурора Республики Татарстан о признании противоречащим федеральному законодательству отдельных положений постановления Государственного Совета Республики Татарстан от 13 ноября 1997 года N 1388 "О паспорте гражданина Российской Федерации", Верховный суд Республики Татарстан считает, что заявление прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
13 ноября 1997 года Государственным Советом Республики Татарстан было принято постановление N 1388 "О паспорте гражданина Российской Федерации". В пункте 1 постановления предусматривается в паспорте гражданина Российской Федерации на страницах четвертой и пятой указывать на государственных языках республик Российской Федерации фамилию, имя, отчество его владельца, пол, дату и место рождения, республиканское гражданство.
Вступившим в силу с 1 июля 2002 года Федеральным законом от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" провозглашен принцип единого и равного гражданства Российской Федерации. Этим же Федеральным законом на оснований# статьи 44 признано утратившим силу положение пункта 2 статьи 2 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации", предусматривавшего гражданство республик в составе Российской Федерации и принятого в 1991 году, то есть до принятия Конституции Российской Федерации.
Вопрос о гражданстве субъектов Российской Федерации рассматривался Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 6 декабря 2001 года N 250, в котором, рассматривая вопрос о суверенитете Российской Федерации, как неотъемлемом качестве только Федерации, констатировал, что Конституция Российской Федерации тем самым предопределяет и решение производного вопроса - о гражданстве, поскольку именно суверенное государство правомочно законодательно определять, кто является его гражданами, признавая их тем самым полноправными субъектами права, обладающими всеми конституционными правами человека и гражданина.
Конституция Российской Федерации ни в статье 6, устанавливающей принцип единого гражданства Российской Федерации, ни в статьях о статусе субъектов Российской Федерации, о предметах совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, не предусматривает гражданство республик либо других субъектов Российской Федерации и их правомочия в этой области. Более того, ее статья 71 относит гражданство в Российской Федерации к исключительному ведению, что во взаимосвязи со статьей 76 (часть 1) означает регламентирование института гражданства только федеральным законом, имеющим прямое действие на всей территории Российской Федерации.
При таких обстоятельствах пункт 1 оспариваемого постановления Государственного Совета в той части, где предусматривается необходимость указания в паспорте республиканского гражданства, противоречит федеральному законодательству и подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Доводы представителей Государственного Совета о том, что Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" регулирует вопросы только российского гражданства, вопросы же гражданства республики регулируются в конституциях и законах республик, являются необоснованными.
В соответствии с пунктом "в" статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданство в Российской Федерации, а, соответственно, и в субъектах Российской Федерации, отнесено к ведению Российской Федерации.#
В силу статьи 2 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из изложенного следует, что вопросы гражданства в Российской Федерации, в том числе и возможность введения гражданства субъектов Российской Федерации, регулируется# только федеральным законодательством и является# исключительной компетенцией Российской Федерации.
Не имеется у суда оснований и для прекращения производства по делу. Из материалов гражданского дела N ЗП-1-89/2000 г. видно, что действительно в 2000 году Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству пунктов 1 и 3 постановления Государственного Совета Республики Татарстан от 13 ноября 1997 года N 1388 "О паспорте гражданина Российской Федерации".
В ходе рассмотрения дела прокурор изменил свои требования и просил признать противоречащим федеральному законодательству только пункт 3 оспариваемого постановления Государственного Совета (л.д.18-21 дела N Зп-1-89/2000 г.). При этом прокурор об отказе от своего требования о признании противоречащим федеральному законодательству пункта 1 постановления не заявил, отказ прокурора от части своих требований судом не принимался и производство по делу в этой части не было прекращено.
В соответствии с абзацем третьим статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу может быть прекращено только при наличии определения суда о прекращении производства по делу, принятого по спору между теми же сторонами.
Также суд не может согласиться с доводами представителей Государственного Совета о том, что пункт 1 постановления Государственного Совета носит рекомендательный характер, правовых последствий не порождает, о чем указывал и прокурор в 2000 году при уточнении своих исковых требований.
В пункте 1 оспариваемого постановления Государственного Совета однозначно указано на необходимость предусмотреть на четвертой и пятой странице паспорта гражданина Российской Федерации ссылку на республиканское гражданство. И лишь в пункте 2 постановления предложено Правительству Российской Федерации внести соответствующие изменения в его постановление от 8 июля 1997 года N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 и 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный суд Республики Татарстан решил:
Заявление Прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1 постановления Государственного Совета Республики Татарстан от 13 ноября 1997 года N 1388 "О паспорте гражданина Российской Федерации" в части слов "республиканское гражданство".
Решение после вступления в законную силу подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации Республики Татарстан: газеты "Республики Татарстан" и "Ватаным Татарстан".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 11 мая 2005 г. N ЗП-1-09/2005
Решение вступило в законную силу 27 мая 2005 г.
Сообщение о решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 18 июня 2005 г. N 122