Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 18 мая 2005 г. N ЗП-1-08/2005
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Верховный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Г-на,
при секретаре Х-ой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Республики Татарстан в государственных и общественных интересах о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона Республики Татарстан от 11 марта 1999 года N 2040 "О доплате к государственной пенсии гражданам, имеющим особые заслуги перед Республикой Татарстан",
установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный суд Республики Татарстан с заявлением в государственных и общественных интересах о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу преамбулы и части 1 статьи 1 в части слов "гражданам Республики Татарстан", первого предложения части 1 статьи 10, части 1 статьи 9 в части слов "местных бюджетов" Закона Республики Татарстан от 11 марта 1999 года N 2040 "О доплате к государственной пенсии гражданам, имеющим особые заслуги перед Республикой Татарстан", указывая на то, что данные положения Закона Республики Татарстан противоречат положениям Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации, Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", Налогового кодекса Российской Федерации.
Представители Государственного Совета Республики Татарстан А.А.Хамматова, Н.В.Фомина, А.С.Федоров с заявлением прокурора не согласились, пояснив, что в соответствии со статьей 5 Конституции Российской Федерации республик признана государством, государство должно иметь неотъемлемый атрибут - гражданство. Федеральный закон от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве в Российской Федерации" не содержит нормы о гражданстве республик в Российской Федерации, поскольку регулирует вопросы только российского гражданства. Что касается гражданства республик, то Российская Федерация на# регулирует вопросы гражданства республик, в связи с чем в силу статей 66 и 73 Конституции Российской Федерации гражданство республик регулируется в конституциях и законах республик.
Также представители Государственного Совета указали, что формулировка статьи 9 Закона Республики Татарстан не носит императивного характера, поскольку не предусматривает обязательного осуществления данных выплат за счет средств местных бюджетов. Для осуществления данных выплат за счет средств местных бюджетов необходимо решение уполномоченных на то органов власти, а именно органов местного самоуправления.
Не противоречит федеральному законодательству и статья 10 Закона Республики Татарстан в соответствии с которой выплаты, предусмотренные законом, не подлежат налогообложению. В соответствии с пунктом 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.#
Представитель Президента Республики Татарстан в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие и в удовлетворении заявления отказать.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Президента Республики Татарстан.
Выслушав объяснения сторон, участвующих в деле, изучив материалы дела, Верховный суд Республики Татарстан считает, что заявление прокурора является обоснованным и подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Государственным Советом был принят Закон Республики Татарстан от 11 марта 1999 года N 2040 "О доплате к государственной пенсии гражданам, имеющим особые заслуги перед Республикой Татарстан".
Преамбулой и частью 1 статьи 1 Закона Республики Татарстан предусмотрено, что ежемесячная доплата к государственной пенсии назначается гражданам Республики Татарстан, что противоречит федеральному законодательству.
Вступившим в силу с 1 июля 2002 года Федеральным законом от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" провозглашен принцип единого и равного гражданства Российской Федерации. Этим же Федеральным законом на оснований# статьи 44 признано утратившим силу положение пункта 2 статьи 2 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации, предусматривавшего гражданство республик в составе Российской Федерации и принятого в 1991 году, то есть до принятия Конституции Российской Федерации.
Вопрос о гражданстве субъектов Российской Федерации рассматривался Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 6 декабря 2001 года N 250, в котором, рассматривая вопрос о суверенитете Российской Федерации как неотъемлемом качестве только Федерации, констатировал, что Конституция Российской Федерации тем самым предопределяет и решение производного вопроса - о гражданстве, поскольку именно суверенное государство правомочно законодательно определять, кто является его гражданами, признавая их тем самым полноправными субъектами права, обладающими всеми конституционными правами человека и гражданина.
Конституция Российской Федерации ни в статье 6, устанавливающей принцип единого гражданства Российской Федерации, ни в статьях о статусе субъектов Российской Федерации, о предметах совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, не предусматривает гражданство республик либо других субъектов Российской Федерации и их правомочия в этой области. Более того, ее статья 71 относит гражданство в Российской Федерации к исключительному ведению, что во взаимосвязи со статьей 76 (часть 1) означает регламентирование института гражданства только федеральным законом, имеющим прямое действие на всей территории Российской Федерации.#
При таких обстоятельствах преамбула и часть 1 статьи 1 Закона Республики Татарстан в части слов "гражданам Республики Татарстан" противоречит федеральному законодательству и подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Часть 1 статьи 9 оспариваемого Закона Республики Татарстан предусматривает, что выплата доплаты осуществляется за счет средств бюджета Республики Татарстан, местных бюджетов, направляемых по целевому назначению по решению уполномоченных на то органов власти на финансирование доплаты, и иных источников, не запрещенных законом.
Согласно статье 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации под местным бюджетом понимается бюджет муниципального образования. В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" формирование и исполнение местного бюджета осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.
Таким образом, Законом Республики Татарстан неправомерно возложена на бюджеты муниципальных образований обязанность по финансированию доплаты к государственной пенсии.
Частью 1 статьи 10 Закона Республики Татарстан предусмотрено, что доплата выплачивается вместе с государственной пенсией и не подлежит налогообложению.
Однако, в соответствии со статьей 13 Налогового кодекса Российской Федерации налог на доходы физических лиц отнесен к числу федеральных законов, элементы которого (объекты налогообложения, плательщики налогов и другие) должны быть установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.
Из изложенного следует, что Государственный Совет Республики Татарстан при принятии указанных положений вышел за пределы своих полномочий и предусмотрел в своем законодательном акте освобождение от федерального налога.
В то же время первое предложение части 1 статьи 10 Республиканского закона подлежит признанию противоречащим федеральному законодательству только в части слов "и не подлежит налогообложению". В остальной части этого предложения указано, что доплата выплачивается по месту жительства граждан уполномоченными органами по выплате государственных пенсий вместе с получаемой государственной пенсией. В этой части Закон Республики Татарстан федеральному законодательству не противоречит и прокурор в своем заявлении не привел доводов о противоречии федеральному законодательству первого предложения части 1 статьи 10 в полном объеме.
Доводы представителей Государственного Совета о том, что Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" регулирует вопросы только российского гражданства, вопросы же гражданства республики регулируются в конституциях и законах республик, являются необоснованными.
В соответствии с пунктом "в" статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданство в Российской Федерации, а, соответственно, и в субъектах Российской Федерации, отнесено к ведению Российской Федерации.
В силу статьи 2 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из изложенного следует, что вопросы гражданства в Российской Федерации, в том числе и возможность введения гражданства субъектов Российской Федерации, регулируются только федеральным законодательством и являются исключительной компетенцией Российской Федерации.
Являются необоснованными доводы представителей Государственного Совета о том, что формулировка статьи 9 Закона Республики Татарстан не противоречит федеральному законодательству, поскольку не носит императивного характера и не предусматривает обязательного осуществления данных выплат за счет средств местных бюджетов, для осуществления данных выплат за счет средств местных бюджетов необходимо решение уполномоченных на то органов власти, а именно органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 3 Закона Республики Татарстан доплата назначается Президентом Республики Татарстан по представлению Комиссии по рассмотрению вопросов о доплате к государственной пенсии гражданам, имеющим особые заслуги перед Республикой Татарстан. В силу части 2 статьи 9 порядок финансирования доплаты устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Таким образом, установленная Законом республики доплата к государственной пенсии носит республиканский характер и должна финансироваться за счет республиканских средств. Предусмотренная Законом возможность финансирования доплаты за счет средств местных бюджетов является неправомерной и противоречит федеральному законодательству по вышеизложенным основаниям.
Также не может суд согласиться с доводами представителей Государственного Совета о том, что в соответствии с пунктом 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению государственные пособия, а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем положения статьи 10 Закона республики не противоречат федеральному законодательству.
Действительно, установленная Законом республики доплата к государственной пенсии может быть освобождена от налога на доходы физических лиц на основании пунктов 1 и 2 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц:
1) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам;
2) пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством.
Однако, как было указано выше, налог на доходы физических лиц является федеральным налогом и решение об освобождении от данного вида налогообложения может быть предусмотрено только Налоговым кодексом Российской Федерации, в данном случае, статьей 217 Налогового кодекса. И республиканский законодатель не вправе был решать в своем законодательном акте вопрос об освобождении от данного вида налогообложения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 и 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный суд Республики Татарстан решил:
Заявление Прокурора Республики Татарстан удовлетворить частично.
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу преамбулу и часть 1 статьи 1 в части слов "гражданам Республики Татарстан", часть 1 статьи 9 в части слов "местных бюджетов", первое предложение части 1 статьи 10 в части слов "и не подлежит налогообложению" Закона Республики Татарстан от 11 марта 1999 года N 2040 "О доплате к государственной пенсии гражданам, имеющим особые заслуги перед Республикой Татарстан".
В остальной части заявления отказать.
Решение после вступления в законную силу подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации Республики Татарстан: газеты "Республика Татарстан" и "Ватаным Татарстан".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 18 мая 2005 г. N ЗП-1-08/2005
Решение вступило в законную силу 3 июня 2005 г.
Сообщение о решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 18 июня 2005 г. N 122