Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению президиума ГС РТ
от 15 июня 2005 г. N 1383-III ГС
Правила
подготовки проектов законов Республики Татарстан
1. Общие положения
Настоящие Правила составлены исходя из опыта законопроектной деятельности в Государственном Совете Республики Татарстан в соответствии с Методическими рекомендациями по юридико-техническому оформлению законопроектов, разработанными Аппаратом Государственной Думы для оформления федеральных законопроектов, с целью унификации требований к проектам федеральных законов и проектов законов Республики Татарстан.
Настоящие Правила определяют требования к составлению и оформлению проектов законов Республики Татарстан.
Настоящие Правила рассчитаны на практическое применение субъектами права законодательной инициативы при осуществлении законопроектной работы, работы по внесению изменений в законы Республики Татарстан, по подготовке перечней законов, подлежащих признанию утратившими силу.
Цель настоящих Правил состоит в обеспечении соответствия текстов законов Республики Татарстан нормам современного русского и татарского литературных языков с учетом функционально-стилистических особенностей юридических документов, соблюдения правил и приемов юридической техники, то есть наличия набора реквизитов, единообразия правил построения и использования юридической терминологии.
2. Общие требования к оформлению проекта закона
Республики Татарстан
2.1. Проект закона Республики Татарстан в соответствии с требованиями настоящих Правил может быть оформлен в виде:
- нового закона Республики Татарстан;
- закона Республики Татарстан о внесении изменений в действующий закон Республики Татарстан;
- закона Республики Татарстан о признании утратившими силу действующего закона Республики Татарстан или отдельных его положений.
2.2. Подготовка проекта нового закона осуществляется в случаях, когда:
- требуется законодательное регулирование отношений, не урегулированных или недостаточно урегулированных ранее;
- закон, регулирующий данные отношения, утратил силу;
- требуется изменить уровень правового регулирования данных отношений и придать ему форму закона;
- имеется несколько законов по данному вопросу, которые необходимо объединить;
- имеется несколько действующих подзаконных нормативных правовых актов по данному вопросу, которые целесообразно объединить и придать им форму закона.
2.3. Изменения в действующий закон Республики Татарстан вносятся в случае необходимости изменения или дополнения лишь некоторых разделов, глав, отдельных статей либо структурных единиц статей этого закона (частей, пунктов, подпунктов, абзацев).
2.4. Независимо от конкретного содержания законопроекта, то есть независимо от того, предусматривается ли законопроектом внесение изменений либо дополнений, либо изложение в новой редакции отдельных положений закона (законов) Республики Татарстан, в наименовании законопроекта всегда указывается только на внесение изменений в соответствующем числе.
Например:
"О внесении изменения в Закон Республики Татарстан "............"
или
"О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "............"
2.5. При внесении изменений не более чем в две статьи закона Республики Татарстан наименование законопроекта целесообразно конкретизировать.
Например:
"О внесении изменения в статью 5 Закона Республики Татарстан "....."
или
"О внесении изменений в статьи 5 и 7 Закона Республики Татарстан "........"
2.6. Если в законопроекте одновременно со статьями о внесении изменений в законодательные акты содержится статья с перечнем законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, то наличие такой статьи обязательно должно быть отражено в наименовании законопроекта.
Например:
"О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О .........." и
другие законодательные акты Республики Татарстан, а также о признании
утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Татарстан"
2.7. Оформление проекта закона Республики Татарстан в виде закона Республики Татарстан о внесении изменений в действующий закон Республики Татарстан путем изложения его в новой редакции, как правило, не допускается.
Субъект права законодательной инициативы готовит проект нового закона, предусматривающего одновременно признание утратившим силу ранее действующего закона Республики Татарстан в случаях, когда:
необходимо внести в закон изменения, требующие переработки закона по существу и не позволяющие ограничиться новой редакцией его отдельных структурных единиц;
необходимо внести в закон изменения, затрагивающие почти все его структурные единицы;
сохраняют значение только отдельные структурные единицы законодательного акта, причем частично;
необходимо внести изменения в закон, признанный утратившим силу в неотделимой части.
2.8. При внесении законопроекта в Государственный Совет Республики Татарстан субъектом права законодательной инициативы должны быть представлены на обоих государственных языках Республики Татарстан соответствующие материалы, перечень которых установлен статьей 82 Регламента Государственного Совета Республики Татарстан.
3. Законодательная техника
3.1. Общие требования законодательной техники
3.1.1. Общими требованиями, предъявляемыми к проектам законов Республики Татарстан, являются:
- ясность, простота и доступность языка закона;
- последовательность изложения текста закона и связь его норм между собой;
- краткость изложения правовых норм;
- единообразие терминов, используемых в тексте закона.
3.1.2. Изложение норм закона должно быть преимущественно в утвердительной форме и в настоящем времени.
3.2. Лингвистические требования, предъявляемые к тексту проекта
закона Республики Татарстан. Терминология проекта закона
3.2.1. Текст проекта закона излагается с соблюдением официально-делового стиля литературного языка и юридической терминологии. Предложения строятся в соответствии с общепринятыми правилами русского и татарского языков.
3.2.2. Термины и понятия, используемые в тексте проекта закона, должны быть ясными и однозначными.
При определении терминов в проекте закона должны использоваться общепонятные слова и словосочетания.
Термины и понятия должны употребляться в проекте закона только в одном значении в соответствии с общепринятой терминологией. Для обозначения одних и тех же понятий должны использоваться одни и те же термины, а разные понятия не должны обозначаться одинаковыми терминами.
Если термины, используемые в проекте закона, имеют несколько значений, отличающихся от обычного, в тексте проекта следует указать, какое значение придается термину, с тем, чтобы обеспечить правильное толкование законодательного акта. Не допускается определение понятия через это же понятие.
Неологизмы (новые слова или фразеологические сочетания, появившиеся в языке) используются только в случае, если они общепонятны.
В проекте закона Республики Татарстан, как правило, следует использовать термины, которые были применены в основных для этой отрасли федеральных законах или Конституции Республики Татарстан.
3.2.3. Определения наиболее важных терминов, употребляемых в проекте закона и являющихся общими для всех его предписаний, целесообразно указывать в статье, помещаемой в начале текста.
При этом не следует давать определения терминов, не используемых в дальнейшем в законе.
3.2.4. При использовании в законе малоизвестных юридических, технических и других специальных терминов целесообразно давать их расшифровку в статье, посвященной понятиям, используемым в тексте.
3.2.5. В тексте закона не допускается употребление:
- просторечий и экспрессивных форм разговорной речи;
- иноязычных заимствований при наличии равнозначных слов и терминов в русском и татарском языках;
- нечетких словосочетаний, рассуждений, восклицаний или призывов, устаревших и многозначных слов и выражений, образных сравнений, эпитетов, метафор;
- аббревиатур, кроме общеизвестных.
3.2.6. При перечислении условий, все из которых должны быть выполнены, не допускается использование союза "или". При перечислении условий, из которых достаточно выполнения лишь одного, не допускается использование союза "и".
3.2.7. Сокращения в тексте проекта закона, как правило, не используются.
3.2.8. Количественные и порядковые числительные до девяти включительно следует обозначать буквенным способом. Числа от 10 и выше - обозначаются цифрами.
Например:
"Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального
опубликования"
или
"... не позднее чем за пять дней до начала заседания"
Дробные числительные в тексте закона предпочтительнее обозначать буквенным способом.
Например:
"Избирательная комиссия правомочна приступить к работе, если ее
состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава"
При указании процентов, технических данных в таблицах и диаграммах применяется цифровой способ. Знак процента обозначается словами.
Например:
"в размере 14 процентов"
Десятичные дроби обозначаются цифровым способом.
Например:
"...0,5 процента"
Денежные суммы изображаются цифровым способом. Размер штрафа в предписаниях, устанавливающих меры административной ответственности, указывается буквенным способом.
Например:
"... влечет наложение административного штрафа в размере одного
минимального размера оплаты труда"
Ссылки на статьи, части, пункты закона, обозначенные цифрами, оформляются цифровым способом. Ссылки на подпункты, обозначаемые буквами, оформляются строчными буквами русского алфавита в кавычках. Ссылки на абзацы оформляются словами.
Например:
"пункт 4 части 2 статьи 8"
или
"подпункт "а" пункта 2 части 1 статьи 4"
или
"абзац второй части 1 статьи 5"
При этом первым считается тот абзац, с которого начинается структурная единица, в составе которой он находится.
Пример:
Статья 5. ......................
1. ..................: (абзац первый части 1)
.....................; (абзац второй части 1)
..................... (абзац третий части 1)
2. ....................... (часть 2)
Даты оформляются смешанным словесно-цифровым способом с добавлением слова "год" в соответствующем падеже без сокращения. Однозначные числа, обозначающие дни, не включают ноль перед цифрой. Полного написания требует название месяца (исключение допускается в таблицах). Год обозначается четырехзначным числом.
Например:
"Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2003 года"
При упоминании в тексте даты принятия и номера того или иного закона используется смешанный способ.
Например:
"Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ"
Буквенный способ применяется к сложным словам, образуемым с добавлением элемента "-кратный" к числительному. Они пишутся слитно: "восьмикратный ".
3.3. Обобщенные понятия, употребляемые в проектах законов
Республики Татарстан
3.3.1. В проекте закона Республики Татарстан недопустимо упоминание конкретного органа исполнительной власти Республики Татарстан, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Вместо конкретных наименований органов исполнительной власти следует использовать обобщенную формулировку.
Например:
"уполномоченный орган исполнительной власти Республики Татарстан в
области ..."
или
"специально уполномоченный орган исполнительной власти Республики
Татарстан в области ..."
3.3.2. Если в тексте проекта закона неоднократно употребляется то или иное понятие, выражаемое группой слов, то это понятие дается полностью в том нормативном положении, где оно использовано первый раз, при этом в скобках в именительном падеже указывается сокращенное (условное обозначение), которым оно обозначается в последующих положениях.
Например:
"Депутат Государственного Совета Республики Татарстан (далее -
Депутат)"
3.3.3. При неоднократном упоминании в тексте проекта закона Республики Татарстан одного и того же законодательного акта при первом его упоминании допустимо применять следующую форму:
"В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон)"
3.4. Применение ссылок в проектах законов
3.4.1. Ссылки в статьях, частях, пунктах, подпунктах, абзацах проекта закона Республики Татарстан на другие его статьи, части, пункты, подпункты, абзацы, а также на иные законодательные акты, их отдельные положения используются только в случаях, если необходимо показать взаимную связь указанных норм либо избежать повторений.
Например:
"2. Условия охранных обязательств в отношении объектов культурного
наследия республиканского значения определяются уполномоченным органом
исполнительной власти Республики Татарстан в области охраны объектов
культурного наследия в соответствии с действующим законодательством"
3.4.2. Ссылки можно делать только на вступившие в силу законы Республики Татарстан и иные законодательные акты. Ссылки на утратившие силу законы Республики Татарстан и иные законодательные акты, а также на законопроекты недопустимы.
3.4.3. Ссылка на закон или его отдельную норму в этом же законе делается только с использованием прилагательного "настоящий"
Например:
"... в соответствии с требованиями настоящего Закона ..."
3.4.4. При необходимости сделать ссылку в законопроекте на законодательный акт указываются его реквизиты в следующей последовательности: вид законодательного акта, дата его подписания, регистрационный номер и наименование законодательного акта.
Например:
"В связи с принятием Федерального закона от 6 октября 1999 года N
184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации"
При отсутствии номера законодательного акта указываются его вид, дата и наименование законодательного акта.
Вид конкретного законодательного акта указывается с прописной буквы.
3.4.5. При ссылке на законодательный акт, который полностью был изложен в новой редакции, указываются его реквизиты в следующей последовательности: вид законодательного акта и его наименование, а в скобках указываются вид законодательного акта, дата и регистрационный номер законодательного акта, полностью изложившего данный законодательный акт в новой редакции.
Например:
"... в соответствии с Законом Республики Татарстан "О недрах" (в
редакции Закона Республики Татарстан от 6 декабря 1999 года N 2486)"
3.4.6. При упоминании в тексте проекта закона Республики Татарстан Конституции Российской Федерации, кодексов, Конституции Республики Татарстан дата их подписания и другие реквизиты, как правило, не приводятся.
Например:
"Конституция Российской Федерации"
или
"Бюджетный кодекс Российской Федерации"
или
"Конституция Республики Татарстан"
3.4.7. При ссылках на конкретную главу и статью кодекса, состоящего из нескольких частей, номер части кодекса не указывается.
Например:
"... регулируются статьей 321 Налогового кодекса Российской
Федерации"
или
"... в порядке, установленном статьей 20 Гражданского кодекса
Российской Федерации"
или
"... в соответствии с главой 29 Налогового кодекса Российской
Федерации"
3.4.8. При необходимости дать ссылку не на весь законодательный акт, а только на его структурную единицу сначала указывается эта конкретная единица (начиная с наименьшей).
Например:
"... регулируются подпунктом "б" пункта 4 части 2 статьи 10 Закона
Республики Татарстан от ...... N ... "О ........."
3.4.9. Не допускаются отсылки к норме, которая в свою очередь отсылает к другой норме.
3.4.10. Ссылки в законах могут даваться на законодательные акты высшей или равной юридической силы. Ссылки на конкретные нормативные правовые акты низшей юридической силы или их отдельные структурные единицы не допускаются (например, ссылка в законе Республики Татарстан на конкретное постановление Правительства Республики Татарстан).
3.5. Указание официальных источников опубликования
3.5.1. В соответствии с Законом Республики Татарстан "О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Татарстан и других актов, принятых Государственным Советом Республики Татарстан и его Президиумом" официальное опубликование законов Республики Татарстан производится в "Ведомостях Государственного Совета Татарстана".
3.5.2. Если в закон Республики Татарстан вносятся изменения или закон признается утратившим силу, то обязательно указывается источник его официального опубликования.
Например:
"(Ведомости Государственного Совета Татарстана, 2004, N 10)"
3.5.3. Номер "Ведомостей Государственного Совета Татарстана" может быть издан в нескольких частях, например: Ведомости Государственного Совета Татарстана, 2004, N 3, части I, II, III, IV и V.
В этом случае при указании официального опубликования закона обязательно указываются не только год и номер, но и часть "Ведомостей Государственного Совета Татарстана".
Например:
"(Ведомости Государственного Совета Татарстана, 2004, N 3 (I часть)"
3.5.4. Если закон Республики Татарстан опубликован не в "Ведомостях Государственного Совета Татарстана", а в газетах "Республика Татарстан" и "Ватаным Татарстан", то в качестве источника официального опубликования указывается эта газета.
Например:
"(Республика Татарстан, 2005, 5 февраля)"
3.5.5. При опубликовании текста закона, имеющего большой объем, в нескольких номерах газеты в качестве официального источника опубликования указываются даты всех номеров газет, в которых был опубликован текст закона.
Например:
"(Республика Татарстан, 2004, 27 декабря, 28 декабря)"
3.5.6. При внесении изменения в закон Республики Татарстан указываются:
источник официального опубликования закона;
источник официального опубликования закона в новой редакции (если она была);
источники официального опубликования всех последующих изменений, внесенных в закон.
3.5.7. При внесении изменений в закон Республики Татарстан, признанный утратившим силу с даты, которая еще не наступила, наряду со всеми установленными источниками опубликования указывается также официальный источник опубликования закона, признавшего данный закон утратившим силу.
3.5.8. При приостановлении действия закона полностью или его структурных единиц, при признании закона утратившим силу указываются:
источник официального опубликования закона;
источник официального опубликования закона в новой редакции (если она была);
источники официального опубликования всех последующих изменений, внесенных в закон.
3.6. Структура и оформление проекта закона
3.6.1. Законопроекты (в том числе приложения к ним) должны иметь свою нумерацию страниц. Номер страницы располагается в верхнем правом углу или вверху по центру страницы. Номер на первой странице не ставится.
3.6.2. Законопроект не должен содержать исправлений, пометок и пятен. Текст должен быть отпечатан отчетливо и ровно.
3.6.3. В центре вверху первой страницы текста проекта закона Республики Татарстан указывается наименование проекта закона.
Наименование законопроекта кавычками не выделяется. Точка в конце наименования не ставится. Текст законопроекта отделяется от наименования одним - двумя межстрочными интервалами.
3.6.4. Наименование проекта закона должно точно и по возможности кратко отражать предмет правового регулирования закона и его основное содержание.
3.6.5. Проект закона может иметь преамбулу - вступительную часть, содержащую информацию о целях его принятия, предмете его правового регулирования. Преамбула должна быть изложена кратко, как правило, не более одного абзаца. Проекты законов о внесении изменений в законы Республики Татарстан, о признании утратившими силу законов Республики Татарстан, как правило, не имеют преамбулы. Включение нормативных положений в преамбулу не допускается.
Например:
"Настоящий Закон определяет состав государственного имущества
Республики Татарстан в соответствии с разграничением предметов ведения и
полномочий между федеральными органами государственной власти, органами
государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного
самоуправления"
3.6.6. Текст закона должен излагаться в следующей последовательности:
- общие положения (определяются предмет и основные принципы правового регулирования, указывается на соответствие положений проекта закона Конституции Российской Федерации, действующим федеральным законам, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан и др.);
- определение используемых терминов и понятий (если они не определены уже в действующем законодательстве);
- изложение конкретных нормативных предписаний по регулируемому вопросу;
- указание на ответственность за нарушение установленных законом норм (при необходимости);
- переходные и заключительные положения.
В проекте закона, регулирующего порядок той или иной деятельности, статьи (части статей) располагаются в порядке последовательности осуществления действий.
3.6.7. Статьи закона - основные структурные элементы закона, содержащие, как правило, законченные нормативные положения.
Статьи должны иметь наименования, отражающие их содержание. Статьи законов о внесении изменений в законы Республики Татарстан, о признании утратившими силу законов Республики Татарстан могут не иметь наименований.
Обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа. Наименование статьи пишется с прописной буквы жирным шрифтом в одну строку с обозначением номера статьи, после которого ставится точка. Точка после наименования статьи не ставится.
Например:
"Статья 18. Ответственность за нарушение настоящего Закона"
Если статья не имеет наименования, то точка после номера статьи не ставится и обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа жирным шрифтом.
Например:
"Статья 1
Внести в Конституцию Республики Татарстан следующие изменения: ..."
3.6.8. Статья подразделяется на части.
Части статьи обозначаются арабской цифрой с точкой.
Части статей подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой.
Пункты подразделяются на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.
Например:
"Статья 4. Муниципальная должность
1. .........................(часть 1)
2. .........................(часть 2)
1) ........................; (пункт 1 части 2)
2) ........................; (пункт 2 части 2)
а) ........................; (подпункт "а" пункта 2 части 2)
б) .........................(подпункт "б" пункта 2 части 2)"
3.6.9. В исключительных случаях части, пункты и подпункты статьи могут подразделяться на абзацы, как правило, не более пяти. Ограничение возможных абзацев не распространяется на статьи, содержащие перечни основных понятий, используемых в законопроекте.
3.6.10. Не допускаются деление частей в статье либо частей в разных статьях одного проекта закона и на пункты, и на абзацы, которые в тексте частей будут следовать после двоеточия, а также деление пунктов в частях статьи либо в разных статьях одного законопроекта и на подпункты, и на абзацы, которые в тексте пункта будут следовать после двоеточия.
3.6.11. Не допускаются объединение в одной статье мало связанных между собой нормативных предписаний, а также формулирование наряду с нормами права предписаний однократного действия, индивидуальных правил (индивидуальные указания и т.д.).
3.6.12. Объемный и сложный по своему построению проект закона обычно разбивается на главы.
Главы закона - структурные элементы (единицы), объединяющие в себе статьи этого закона, связанные между собой общим содержанием.
Главы нумеруются арабскими цифрами и имеют наименования. Обозначение главы пишется с прописной буквы и абзацного отступа. Наименование главы пишется с прописной буквы жирным шрифтом в одну строку с обозначением номера главы, после которого ставится точка. Точка после наименования главы не ставится.
Например:
"Глава 1. Общие положения"
3.6.13. Наименования глав и статей закона должны быть лаконичными, четко сформулированными и отражать их основное содержание.
3.6.14. В отдельных случаях главы могут быть объединены в разделы.
Если в проекте закона отсутствуют главы, то структурная единица "раздел" в текст законопроекта не вводится.
Раздел имеет наименование и порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами.
Обозначение и наименование раздела пишутся прописными буквами по центру страницы одно под другим.
Наименование раздела пишется жирным шрифтом.
Например:
"РАЗДЕЛ 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ"
3.6.15. Нумерация статей, глав и разделов законопроекта должна быть сквозной. Недопустима, например, отдельная нумерация статей каждой главы или отдельная нумерация глав каждого раздела.
3.6.16. Составным элементом закона также являются заключительные и переходные положения. Они, как правило, касаются порядка вступления в силу закона; приведения в соответствие иных нормативных правовых актов с вновь принятым законом; сохранения в силе некоторых норм ранее действовавшего закона; признания утратившими силу законов или их отдельных положений.
Например:
"Статья 2. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней со дня его
официального опубликования."
или
"Статья 42. Признание утратившими силу отдельных законов Республики
Татарстан
С вступлением в силу настоящего Закона признать утратившими силу:
Закон Республики Татарстан от ...... N ... "О ........." (Ведомости
Государственного Совета Татарстана, ......, N ...);
Закон Республики Татарстан от ...... N ... "О внесении изменений в
Закон Республики Татарстан "О ........." (Ведомости Государственного
Совета Татарстана, ......, N ...);
часть 10 статьи 1 Закона Республики Татарстан от ............ N ...
"О ........." (Ведомости Государственного Совета Татарстана, ......, N
...)."
3.7. Оформление приложений и примечаний в тексте проекта
3.7.1. Если в проекте закона приводятся таблицы, графики, карты, схемы, перечни, то они должны оформляться в виде приложений.
Приложения являются неотъемлемой частью закона и имеют ту же юридическую силу, что и сам закон.
Приложения нумеруются арабскими цифрами без указания знака "N". При ссылках на приложение в соответствующих статьях законопроекта знак "N" также не указывается. Ссылка на приложение в тексте проекта закона делается при помощи термина "согласно". Слово "согласно" употребляется с существительным в дательном падеже.
Например:
"согласно приложению 3 к Закону Республики Татарстан"
или
"согласно приложениям 1-4 к Закону Республики Татарстан"
3.7.2. Приложение должно иметь заголовок и гриф, которые связывают его с основным текстом.
Обозначение приложения помещается в правом верхнем углу страницы приложения с отметкой, к какому акту оно относится, без указания на регистрационный номер и дату подписания акта.
Например:
"Приложение 1
к Закону Республики Татарстан
"О ........."
Наименование приложения располагается по центру страницы.
Приложения к закону имеют отдельную нумерацию страниц для каждого приложения.
3.7.3. Целесообразно избегать включения в законопроект примечаний к статьям, главам, разделам или законопроекту в целом. Такого рода положения необходимо формулировать в качестве самостоятельных статей или включать непосредственно в текст той структурной единицы, к которой они относятся.
Примечания, сноски в тексте законопроекта могут использоваться, как правило, в приложениях и только в случае, когда содержание примечания, сноски невозможно изложить в пункте, подпункте, абзаце и т.д. законопроекта.
Примечания располагаются в конце приложения и обозначаются словом "Примечание". При наличии нескольких примечаний они нумеруются арабскими цифрами.
Знак сноски указывается звездочкой или арабской цифрой. Сноска располагается в конце листа и отделяется от текста горизонтальной линией слева. Сноска к положениям, изложенным в таблице, располагается после таблицы.
3.8. Техника изложения проектов законов Республики Татарстан
о признании утратившими силу законов Республики Татарстан
3.8.1. При подготовке законопроекта о признании утратившим силу какого-либо закона Республики Татарстан или законопроекта, содержащего отдельную статью с перечнем актов, подлежащих признанию утратившими силу, помимо основного закона, необходимо также указывать законы о внесении в него изменений и дополнений. Их расположение производится в хронологическом (по дате подписания) и по видам актов порядке.
Например:
"Статья 17. О признании утратившими силу отдельных законов
Республики Татарстан
В связи с принятием Кодекса Республики Татарстан об административных
правонарушениях признать утратившими силу:
Закон Республики Татарстан от 17 мая 1993 года N 1864-ХII "Об
административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения,
эксплуатации и хранения транспорта, содержания дорожно-уличной сети и
технических средств организации движения" (Ведомости Верховного Совета
Татарстана, 1993, N 5);
Закон Республики Татарстан от 5 июля 1995 года N 161 "О внесении
изменения в Закон Республики Татарстан "Об административной
ответственности за нарушение Правил дорожного движения, эксплуатации и
хранения транспорта, содержания дорожно-уличной сети и технических
средств организации движения" (Ведомости Государственного Совета
Татарстана, 1995, N 7-8)."
3.8.2. Если утрачивает силу закон, который вводился в действие постановлением Верховного (Государственного) Совета Республики Татарстан, то в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, отдельными позициями включаются закон Республики Татарстан и постановление о введении его в действие.
Например:
"Статья 59. Признание утратившими силу отдельных законодательных
актов Республики Татарстан
Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими
силу:
Закон Республики Татарстан от 30 ноября 1994 года N 2250-XII "О
местном самоуправлении" (Ведомости Верховного Совета Татарстана, 1994, N
12);
Постановление Верховного Совета Республики Татарстан от 30 ноября
1994 года N 2251-ХII "О порядке введения в действие Закона Республики
Татарстан "О местном самоуправлении" (Ведомости Верховного Совета
Татарстана, 1994, N 12)."
При этом постановления Верховного (Государственного) Совета Республики Татарстан о принятии (повторном принятии) закона Республики Татарстан в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, не включаются.
3.9. Техника изложения проектов законов о внесении изменений
в законы Республики Татарстан
3.9.1. Внесением изменений в законы Республики Татарстан считается:
замена слов, цифр;
исключение слов, цифр, предложений;
исключение структурных единиц не вступившего в силу закона;
новая редакция структурной единицы законодательного акта;
дополнение закона структурными единицами (разделами, главами, статьями);
дополнение структурной единицы статьи закона новыми словами, цифрами или предложениями;
приостановление действия закона или его структурных единиц;
продление действия закона или его структурных единиц.
Например:
"В части 2 статьи 47 исключить слова "группой депутатов"
или
"Часть 2 статьи 52 после слова "считать" дополнить словом
"соответственно"
или
"Второе предложение части 3 статьи 22 после слова "обеспечивают"
дополнить словами "........."
или
"Абзац второй части 2 статьи 7 после слова "порядок" дополнить
словом "государственной"
или
"В статье 2 слова "порядком избрания" заменить словами "порядком
назначения, избрания"
3.9.2. В случаях, если необходимо внести существенные изменения в соответствующую структурную единицу закона или если в текст этой структурной единицы уже неоднократно вносились изменения, данная структурная единица закона излагается в новой редакции.
Например:
"Статью 6 изложить в следующей редакции:
"Статья 6. ........................."
или
"Внести в статью 6 Закона Республики Татарстан от .......... N ...
"О ........." (Ведомости Государственного Совета Татарстана, ..........,
N ...) изменение, изложив ее в следующей редакции:
"Статья 6. ........................
......................................".
3.9.3. При внесении изменения в структурную единицу закона (статью, часть, пункт) путем изложения данной структурной единицы в новой редакции используется формулировка "изложить в следующей редакции".
Например:
"Статью 3 изложить в следующей редакции:"
Если же структурная единица закона дополняется новыми положениями, используется формулировка "дополнить ...... следующего содержания".
Например:
"Статью 3 дополнить частью 4 следующего содержания:"
3.9.4. При одновременном внесении в закон изменений и признании утратившими силу структурных единиц данного закона положения о внесении изменений и об утрате силы могут располагаться в одной статье. При этом вносимые изменения и признание утратившими силу должны быть изложены последовательно (постатейно).
Например: "Статья 1
Внести в Закон Республики Татарстан от ...... N ... "........."
(Ведомости Государственного Совета Татарстана, ......, N ...) следующие
изменения:
1) в статье 1 слова "........." заменить словами ".........";
2) часть 1 статьи 2 дополнить словами ".........";
3) в части 2 статьи 3 слова "........." исключить;
4) статью 4 признать утратившей силу;
5) часть 1 статьи 5 изложить в следующей редакции:
"1. .................."
3.9.5. При внесении изменений в закон обязательно указываются его дата, регистрационный номер, наименование, источник его официального опубликования.
Например:
"Внести в Закон Республики Татарстан от 24 января 2001 года N 595 "О
плодородии земель сельскохозяйственного назначения" (Ведомости
Государственного Совета Татарстана, 2001, N 1-2) следующие изменения:"
Если подлежащий изменению закон был изложен полностью в новой редакции, то указываются его реквизиты в следующей последовательности: дата принятия закона, его регистрационный номер, наименование, а в круглых скобках указываются закон, дата подписания и регистрационный номер закона, полностью изложившего данный закон в новой редакции.
Аналогичные правила указания реквизитов закона применяются и в случае, если ранее наименование закона было изменено.
Например:
"Внести в Закон Республики Татарстан от 19 октября 1993 года N
1982-XII "Об образовании" (в редакции Закона Республики Татарстан от 2
июля 1997 года N 1247) (Ведомости Верховного Совета Татарстана, 1993, N
10; Ведомости Государственного Совета Татарстана, 1997, N 8-9) следующие
изменения:"
3.9.6. При необходимости внесения изменения в приложение, изложив его в новой редакции, текст новой редакции приложения включается в текст изменяющего закона, а не является приложением к нему.
3.9.7. Изложение структурной единицы закона в новой редакции не является основанием для признания утратившими силу всех промежуточных редакций данной структурной единицы.
3.9.8. При необходимости заменить только цифровые обозначения употребляется термин "цифры". А при необходимости заменить и слова, и цифры употребляется термин "слова".
Например:
"цифры "2, 7, 25" заменить цифрами "3, 8, 26"
или
"слова "в 50 раз" заменить словами "в 100 раз"
3.9.9. Внесение изменений в обобщенной форме в закон (в том числе замена слов и словосочетаний с использованием формулировок "по всему тексту" или "во всем Законе") не допускается.
По общему правилу каждое изменение должно быть оформлено отдельно с указанием конкретной структурной единицы закона, которая изменяется.
Исключение может составлять только внесение изменений в обобщенной форме в одну статью закона или ее структурную единицу, если при этом в эту статью или ее структурную единицу никакие другие изменения не вносятся, а заменяемое слово или слова везде употреблены в одном и том же числе и падеже.
Например:
"В статье 10 Закона Республики Татарстан от ...... N ... "О ......."
(Ведомости Государственного Совета Татарстана, ......, N ...) слова
"........." заменить словами "........."
или
"Статью 10 Закона Республики Татарстан от ..... N ... "О ........."
(Ведомости Государственного Совета Татарстана, ......, N ...) после слов
"........." дополнить словами "........."
3.9.10. Если в статье закона необходимо произвести замену слова или слов в нескольких случаях и заменяемое слово или слова употреблены в разных числах и падежах либо в одном и том же числе, но в разных падежах, а другие изменения в эту статью или ее структурную единицу не вносятся, то применяется следующая формулировка:
"В статье 10 Закона Республики Татарстан от ..... N ... "О ........"
(Ведомости Государственного Совета Татарстана, ......, N ...) слова
"......... (слова указываются в именительном падеже единственного числа)
........." в соответствующих числе и падеже заменить словами "......
(слова указываются в именительном падеже единственного числа) ......" в
соответствующих числе и падеже."
или
"В статье 10 Закона Республики Татарстан от .... N ... "О ........."
(Ведомости Государственного Совета Татарстана, ......, N ...) слова
"......... (слова указываются в именительном падеже единственного или
множественного числа) ........" в соответствующем падеже заменить словами
"......... (слова указываются в именительном падеже единственного или
множественного числа)........." в соответствующем падеже."
3.9.11. Если изменение и (или) дополнение влекут изменение в тексте закона знаков препинания, то соответствующие знаки препинания включаются в текст вносимых изменений, дополнений.
Например:
"часть 1 дополнить словами ", если иное не предусмотрено законом"
или
"в части 1 исключить слова "предприятий, учреждений,"
3.9.12. При внесении изменений в закон или его отдельные структурные единицы недопустимо изменять нумерацию его разделов, глав, статей, частей статей, пунктов и буквенные обозначения подпунктов частей статей.
Если дополнения вносятся в конец закона, то необходимо продолжать имеющуюся нумерацию разделов, глав, статей, частей статей, пунктов и подпунктов частей статей.
Если закон дополняется новыми структурными единицами, то новые структурные единицы необходимо обозначать дополнительно цифрами, помещаемыми над основными цифровыми или буквенными обозначениями.
Например: "Статья 1
Внести в Закон Республики Татарстан от ...... N ... "О ........."
(Ведомости Государственного Совета Татарстана, ......, N ...) следующие
изменения:
1) дополнить статью 5 частью 6 следующего содержания:
"6. ...................";
2) в статье 8:
часть 2 дополнить пунктом 3(1) следующего содержания:
"3(1)..................";
пункт 5 части 4 дополнить подпунктом "в(2)" следующего содержания:
"в(2)..................."
3.9.13. В случае исключения из текста закона структурных единиц закона (разделов, глав, статей) или структурных единиц статей (частей, пунктов, подпунктов), имеющих цифровое или буквенное обозначение, необходимо сохранять прежнюю нумерацию оставшихся в тексте акта структурных единиц, имеющих цифровое или буквенное обозначение.
3.9.14. Исключение из правила, предусмотренного пунктами 3.9.12 и 3.9.13, допускается только в случае, если закон, в который вносятся изменения, состоит из небольшого числа статей, а статья - частей или пунктов, и при этом не затрагиваются внутренние ссылки закона.
В этом случае закон (статья, часть, пункт) дополняется новой статьей (частью, пунктом) с оговоркой о соответствующем изменении последующих структурных единиц.
Например: "Статья 1
Внести в Закон Республики Татарстан от ...... N ... "О ........."
(Ведомости Государственного Совета Татарстана, ......, N ...) следующие
изменения:
1) дополнить новой статьей 5 следующего содержания:
"Статья 5. ...................";
статьи 5-7 считать соответственно статьями 6-8;
2) статью 8 считать статьей 9 и в ней:
дополнить новой частью 2 следующего содержания:
"2. ...................";
части 2-4 считать соответственно частями 3-5."
3.9.15. В случае дополнения статьи закона новыми структурными элементами, не имеющими цифрового или буквенного обозначения (абзацами), дополнение абзацами производится только в конец соответствующей структурной единицы.
При необходимости дополнения структурной единицы статьи закона новым абзацем между уже имеющимися абзацами дается новая редакция той структурной единицы статьи, к которой относится абзац.
В случае признания абзаца утратившим силу пересчет последующих абзацев не производится. Утративший силу абзац участвует в подсчете абзацев при последующем внесении изменений в соответствующую структурную единицу.
Если дополненные или исключенные структурные элементы (части, абзацы) являются последними в тексте статьи, оговорка об изменении нумерации предыдущих структурных элементов не производится.
Например:
"Пункт 6 дополнить абзацем следующего содержания..."
или
"Часть 2 статьи 37 исключить".
3.9.16. Необходимая в ряде таких случаев замена знака препинания осуществляется при подготовке текущей редакции закона (без оговорки в тексте законопроекта).
3.9.17. Текст вносимых изменений новых редакций структурных единиц закона (разделов, глав, статей) и статей закона (частей, пунктов, подпунктов, абзацев) выделяется кавычками.
3.9.18. При внесении изменений в несколько законов их расположение производится в хронологическом (по дате принятия) и по видам актов порядке.
4. Порядок применения настоящих Правил
4.1. Законопроекты, устанавливающие новое правовое регулирование, оформляются в соответствии с настоящими Правилами.
В законы, подготовка которых к рассмотрению Государственным Советом Республики Татарстан осуществлялась в соответствии с настоящими Правилами, изменения вносятся также в соответствии с настоящими Правилами.
Признание утратившими силу каких-либо структурных единиц таких законов или признание закона утратившим силу полностью производится в соответствии с настоящими Правилами.
4.2. На законы, которые были приняты до утверждения настоящих Правил, но не противоречат им, также распространяется действие настоящих Правил.
Например, в полной мере Правила будут действовать в отношении ранее принятого закона, в котором статьи разделены на структурные единицы, пронумерованные арабскими цифрами с точкой, если никаких ссылок в тексте данного закона на то, чем является данная структурная единица (частью или пунктом), нет.
4.3. В отношении ранее принятых законов, не полностью отвечающих требованиям настоящих Правил, они будут применяться в той части, в какой это допустимо без изменения или нарушения их формы и содержания (например, без учета разработанной настоящими Правилами структуры статьи).
При ссылках на структурные единицы существующих законов, внесении в них изменений и признании утратившими силу структурных единиц законов следует применять те обозначения структурных единиц, которые уже используются в данных законах.
4.4. Указанные в пункте 4.3 настоящих Правил положения применяются на период действия законов, которые приняты до утверждения настоящих Правил и не отвечают их требованиям.
Данное исключение распространяется только на случаи невозможности применения положений настоящих Правил.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Президиума ГС РТ от 15 июня 2005 г. N 1383-III ГС "Об утверждении Правил подготовки проектов законов Республики... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.