Решение Верховного суда Республики Татарстан
от 1 декабря 2004 г. N Зп-1-167/2004 г.
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Г-на Р.Г.
при секретаре Х-ой Э.Х.
с участием прокурора Б-ой Ф.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Республики Татарстан в государственных и общественных интересах о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 января 2004 года N 35 "Об утверждении временных правил выдачи разрешений на проведение лотерей в Республике Татарстан и их регистрации", установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением в государственных и общественных интересах о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 января 2004 года N 35 "Об утверждении временных правил выдачи разрешений на проведение лотерей в Республике Татарстан и их регистрации", указав в обоснование заявления, что положения, содержащиеся в пункте 2 данного постановления в части возложения полномочий по выдаче разрешений на проведение муниципальных лотерей, регистрации муниципальных лотерей и контролю за их проведением на Министерство торговли и внешнеэкономического сотрудничества Республики Татарстан, преамбуле и части 2 пункта 1.2 в части слов "и муниципальных лотерей", пункте 1.11, абзацах 2, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16 пункта 2.2, пункте 2.3, абзацах 5, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 пункта 2.4, части 2 пункта 1.7 в части слов "а также квитанцию об оплате регистрационного сбора", пункте 2.8 утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан Временных правил выдачи разрешений на проведение лотерей в Республике Татарстан и их регистрации противоречат положениям Федерального закона "О лотереях", Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
В судебном заседании участвующий в деле прокурор уточнил заявленные требования в связи с неправильным указанием в заявлении абзацев пункта 2.4 Временных правил и просил признать противоречащими федеральному законодательству абзацы 8, 13, 14, 15, 16, 18, 20, 21, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30 пункта 2.4, а также абзац 6 пункта 2.2 Временных правил только в части слов "описание способов защиты призового фонда лотереи от получения выигрыша по поддельному билету" и абзац 12 пункта 2.2 в части слов "аудиторская справка о финансовом состоянии и ликвидности как юридического лица и как организатора лотереи".
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан начальник отдела правового обеспечения внешнеэкономической деятельности и внутренней торговли Министерства торговли и внешнеэкономического сотрудничества Республики Татарстан Л.М.Хабибуллина с заявлением прокурора согласилась в полном объеме.
Заслушав объяснения сторон, участвующих в деле, изучив материалы дела, Верховный Суд Республики Татарстан считает, что заявление прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
26 января 2004 года Кабинетом Министров Республики Татарстан принято постановление "Об утверждении временных правил выдачи разрешений на проведение лотерей в Республике Татарстан и их регистрации".
Правовую основу государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей составляет Федеральный закон "О лотереях". Данным Федеральным законом определены цели и способы регулирования отношений в рассматриваемой сфере, а также его пределы и субъекты. Так, в соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона регулирование отношений, возникающих в области организации муниципальных лотерей и их проведения, осуществляется на основании решения органа местного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого предполагается проведение муниципальных лотерей в соответствии с требованиями Федерального закона "О лотереях". Согласно статье 5 Федерального закона реестр муниципальных лотерей ведется уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, установленном нормативным правовым актом органа местного самоуправления. Разрешение на проведение муниципальной лотереи выдается уполномоченным органом местного самоуправления.
Таким образом, пункт 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 35 от 26 января 2004 года в части возложения полномочий по выдаче разрешений на проведение муниципальных лотерей, регистрации муниципальных лотерей и контролю за их проведением на Министерство торговли и внешнеэкономического сотрудничества Республики Татарстан, а также утвержденные постановлением Кабинета Министров Временные правила выдачи разрешений на проведение лотерей в Республике Татарстан и их регистрации в той части, в какой данными правилами определяются условия регистрации, выдачи разрешений на проведение муниципальных лотерей в Республике Татарстан (преамбула и часть 2 пункта 1.2 Правил в части слов "и муниципальных лотерей") противоречат федеральному законодательству.
Пунктом 1.11 Правил установлены основания, при наличии которых учредителю лотереи выдается свидетельство на право проведения лотереи, среди которых ликвидность лотереи, наличие аудиторского заключения о финансовом состоянии учредителя лотереи с подтверждением наличия необходимых активов для обеспечения ликвидности лотереи, государственной регистрации лотереи путем внесения соответствующей записи в единый государственный реестр лотерей и другие.
Вместе с тем, Федеральным законом "О лотереях" установлен исчерпывающий перечень оснований для принятия уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения об отказе в выдаче разрешения на проведение лотереи:
1. несоответствие документов, представленных заявителем для получения разрешения на проведение лотереи, требованиям Федерального закона;
2. представление заявителем недостоверных сведений;
3. наличие у заявителя задолженности по оплате налогов и сборов;
4. возбуждение в отношении заявителя арбитражным судом дела о несостоятельности (банкротстве).
Иные обстоятельства не могут служить основанием для отказа в выдаче разрешения на проведение лотереи.
В соответствии с пунктом 1.7 Правил для регистрации права заявитель заполняет заявку, анкету и приложив организационный проект лотереи, а также квитанцию об оплате регистрационного сбора, подает их в Министерство торговли и внешнеэкономического сотрудничества Республики Татарстан.
Пунктом 2.2 установлен перечень документов, которые входят в пакет документов организационного проекта лотереи:
анкета лотереи (абзац 2);
описание способов защиты призового фонда лотереи от получения выигрыша по поддельному билету (абзац 6);
логотип лотереи с приложением свидетельства о его патентной регистрации или заявки на его патентную регистрацию (абзац 7);
проект собственной системы кассового хозяйства или описание кассового хозяйства, предоставляемого организатору лотереи по договору (абзац 8);
проект организационной структуры подразделения, осуществляющего организацию, руководство и оперативное управление процессом проведения лотереи (дирекции лотереи) (абзац 9);
документы, подтверждающие авторское право на заявляемую лотерею либо заявка на регистрацию лотереи как безымянной с обоснованием (абзац 11);
аудиторская справка о финансовом состоянии и ликвидности как юридического лица и как организатора лотереи (абзац 12);
многосторонний договор или пакет договоров между автором или авторами лотереи (для авторских лотерей), учредителем лотереи и организатором лотереи, регламентирующий их правовые, финансовые и иные взаимоотношения (абзац 13);
предварительные договоры или соглашения между организатором лотереи и основными участниками организации и проведения лотерейного процесса (обслуживающим лотерею банком, службой инкассирования, юридическими лицами - собственниками кассовых хозяйств, полиграфическим предприятием, рекламной фирмой и т.п.) (абзац 14);
гарантия - обязательство обслуживающего лотерею банка о сохранении и целевом использовании призового фонда лотереи, других средств лотереи и готовности банка осуществлять контроль за выполнением организатором лотереи этого условия (для денежных лотерей) или гарантия - обязательство доверенного лица по накоплению и выдаче неденежных призов о сохранении и целевом использовании призового фонда (абзац 15);
квитанция об оплате регистрационного сбора лотереи заявителем (абзац 16).
Вместе с тем, пунктом 6 статьи 6 Федерального закона "О лотереях" определен исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении разрешения на проведение лотереи. При этом, пунктом 7 указанной статьи предусмотрено, что не допускается требовать от заявителя документы, не предусмотренные Федеральным законом "О лотереях".
По аналогичным основаниям противоречит федеральному законодательству и пункт 2.3 Правил, в котором также предъявляются дополнительные требования организационно-технического характера к организатору лотереи.
Статьей 8 Федерального закона "О лотереях" установлены обязательные требования к условиям лотереи. Указание иных условий лотереи организатором лотереи являются его правом.
В нарушение указанных положений пункт 2.4 Правил, устанавливающий содержание условий лотереи, содержит дополнительные требования. Так, абзацем 8 пункта 2.4 предусмотрено, что в условиях лотереи должен быть указан порядок формирования цены билетов. Пункт 2 статьи 8 Федерального закона "О лотереях" к условиям лотереи, которые в обязательном порядке должны быть указаны, относит цену лотерейных билетов (размер лотерейных ставок). Также содержатся дополнительные условия лотереи, не предусмотренные Федеральным законом, в абзацах 13, 14, 15, 16, 18, 20, 21, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30 пункта 2.4 Временных правил проведения лотерей.
В соответствии с абзацем 16 пункта 2.2 Правил в пакет документов организационного проекта лотереи, представляемого для получения права на проведение лотереи, должна входить квитанция об оплате регистрационного сбора. Аналогичное требование содержится и в части 2 пункта 1.7 Правил. Пунктом 2.8 Правил предусмотрено, что в случае правомерного отказа в регистрации лотереи, регистрационный сбор заявителю не возвращается. Указанные положения, свидетельствующие об установлении на территории республики сбора, не предусмотренного налоговым законодательством, противоречат федеральному законодательству.
В соответствии со статьей 8 Налогового кодекса Российской Федерации под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Статьями 19, 20, 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" установлен исчерпывающий перечень, налогов и сборов, которые могут быть установлены органами государственной власти и органами местного самоуправления.# В данный перечень сбор за регистрацию права на проведение лотерей не входит.
Согласно статье 18 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 и 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный суд Республики Татарстан решил:
Заявление Прокурора Республики Татарстан удовлетворить частично.
Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункт 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 35 от 26 января 2004 года в части возложения полномочий по выдаче разрешений на проведение муниципальных лотерей, регистрации муниципальных лотерей и контролю за их проведением на Министерство торговли и внешнеэкономического сотрудничества Республики Татарстан, преамбулу и часть 2 пункта 1.2 в части слов "и муниципальных лотерей", пункт 1.11, абзацы 2, 6 в части слов "описание способов защиты призового фонда лотереи от получения выигрыша по поддельному билету", 7, 8, 9, 11, 12 в части слов "аудиторская справка о финансовом состоянии и ликвидности как юридического лица и как организатора лотереи", 13, 14, 15, 16 пункта 2.2, пункт 2.3, абзацы 8, 13, 14, 15, 16, 18, 20, 21, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30 пункта 2.4, часть 2 пункта 1.7 в части слов "а также квитанцию об оплате регистрационного сбора", пункт 2.8 утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 35 от 26 января 2004 года Временных правил выдачи разрешений на проведение лотерей в Республике Татарстан и их регистрации.
Решение после вступления в законную силу подлежит опубликованию в Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда РТ от 1 декабря 2004 г. N 3п-1-167/2004
Решение вступило в законную силу 17 декабря 2004 г.
Сообщение о решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 1 февраля 2005 г. N 18-19