Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 19 ноября 1992 г. N 664
"О совершенствовании экономических методов
управления природопользованием"
В целях совершенствования экономических методов управления природопользованием и на основании Закона Российской Федерации "Об охране окружающей среды" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Установить и ввести на территории Республики Татарстан для всех юридических и физических лиц (природопользователей), независимо от их подчиненности и форм собственности, единый порядок расчета и взимания платежей за загрязнение природной среды.
2. Утвердить нормативы платежей согласно приложениям N 1-4 и прилагаемый Порядок применения нормативов платы за загрязнение природной среды на территории Республики Татарстан.
3. Создать Экологический Фонд Республики Татарстан, утвердить прилагаемые: Положение об Экологическом Фонде Республики Татарстан и состав совета Экологического фонда Республики Татарстан.
4. Утвердить прилагаемое Положение об образовании и использовании средств Экологического фонда Республики Татарстан.
5. Считать, что Экологический фонд Республики Татарстан является правопреемником имущественных прав, обязанностей, средств и иных видов собственности республиканского и местных фондов охраны природы, образованных согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан N 148 от 09.04.91 года "О введении платежей за загрязнение природной среды выбросами (сбросами)" и аналогичным решениям исполнительно-распорядительных органов городских и районных Советов народных депутатов.
6. Утвердить прилагаемое Положение о порядке заключения контракта между природопользователями и местными органами власти по реализации прородоохранных мероприятий.
7. Установить, что природопользователи, не внесшие плату за загрязнение природной среды в первом полугодии 1992 года в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 148 от 09.04.91 года "О введении платежей за загрязнение природной среды выбросами (сбросами)", производят расчеты и платежи за загрязнение на основании настоящего постановления с 1 января 1992 года.
8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Государственный комитет Республики Татарстан по охране природы (Сидельников А.А.).
9. Считать утратившим силу постановление Кабинета Министров Республики Татарстан N 148 от 09.04.91 года "О введении платежей за загрязнение природной среды выбросами (сбросами)" и распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан N 288-р от 5 мая 1991 года.
Премьер-министр
Республики Татарстан |
М.Г.Сабиров |
Начальник Секретариата Кабинета
Министров Республики Татарстан |
М.Г.Мингазов |
Начальник Секретариата Кабинета
Министров Республики Татарстан |
М.Г.Мингазов |
Начальник Секретариата Кабинета
Министров Республики Татарстан |
М.Г.Мингазов |
Начальник Секретариата Кабинета
Министров Республики Татарстан |
М.Г.Мингазов |
Начальник Секретариата Кабинета
Министров Республики Татарстан |
М.Г.Мингазов |
Порядок
применения нормативов платы за загрязнение
природной среды на территории Республики Татарстан
(утв. постановлением КМ РТ от 19 ноября 1992 г. N 664)
1. Настоящий порядок предусматривает взимание платы по нормативам с физических и юридических лиц, независимо от их ведомственной подчиненности, видов и форм собственности, расположенных на территории Республики Татарстан (в дальнейшем именуемых природопользователями), за:
- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников;
- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников;
- размещение отходов;
- сброс в водные объекты или на рельеф местности загрязняющих веществ, в том числе осуществляемый предприятиями и организациями через системы коммунальной канализации.
2. Устанавливаются два вида нормативов платы:
- за предельно допустимые выбросы (сбросы, размещение отходов) загрязняющих веществ в окружающую среду;
- за превышение предельно допустимых выбросов (сбросов, размещение отходов) загрязняющих веществ в окружающую среду.
Первый вид нормативов распространяется также на временно согласованные выбросы (сбросы, размещение отходов) или выбросы (сбросы, размещение отходов) на уровне установленных лимитов. По второму виду нормативов берется плата за выбросы (сбросы, размещение отходов), превышающие ПДВ (ПДС) или ВСВ (ВВС), или установленные лимиты.
Нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов изложены в приложениях N 1, 2 и 3.
3. Плата за загрязнение окружающей среды представляет собой частичную компенсацию экологического ущерба, причиненного выбросами (сбросами) загрязняющих веществ, размещением отходов, загрязнением земель, и производится за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду, за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а за превышение их - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователей.
Кроме того, устанавливаются:
- штрафы с природопользователей за аварийные выбросы (сбросы, размещение отходов) загрязняющих веществ в окружающую среду;
- платы в возмещение ущерба, нанесенного природным ресурсам (рыбным, охотничьим, лесным и т.д.) в результате хозяйственной деятельности.
4. Плата природопользователей за допустимые загрязнения окружающей среды определяется как произведение соответствующих нормативов платы на фактическую массу выбросов (сбросов, размещения отходов) загрязняющих веществ.
5. Плата природопользователей за превышение допустимых загрязнений окружающей среды определяется как произведение соответствующих нормативов платы на величину превышения фактической массы выбросов (сбросов, размещения отходов) над установленными предельно допустимыми выбросами (сбросами, размещением отходов).
6. В случае загрязнения окружающей среды без оформленного в установленном порядке разрешения на выброс (сброс, размещение отходов) вся масса загрязняющих веществ рассматривается как сверхдопустимая и плата определяется по нормативам платы за превышение допустимых выбросов (сбросов, размещения отходов) загрязняющих веществ.
7. Плата природопользователей за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников определяется в зависимости от используемого передвижным источником вида топлива как произведение соответствующих нормативов платы на количество израсходованного топлива (в соответствии с приложением 4).
8. Плата природопользователей за сброс загрязняющих веществ в водные объекты (на рельеф местности) через канализационные системы предприятий водопроводно-канализационного хозяйства определяется как произведение нормативов платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты сверх установленного лимита на массу сбрасываемых веществ сверх установленного лимита.
Плата за сброс загрязняющих веществ в водные объекты (на рельеф местности) в пределах установленного лимита с абонентов предприятий водопроводно-канализационного хозяйства не взимается.
Лимиты на сброс загрязняющих веществ в системы канализации устанавливаются владельцем сетей по согласованию с органами Госкомприроды Республики Татарстан.
9. Данный Порядок не отменяет действия Положения о порядке взимания с предприятий, объединений и организаций повышенной платы за превышение нормативов сброса производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 30.05.90 г. N 179. Средства, взысканные согласно данному Положению, перечисляются на счета предприятий водопроводноканализационного хозяйства и используются ими на развитие производственной базы.
10. Плата предприятий водопроводно - канализационного хозяйства, осуществляющих сброс загрязняющих веществ в водные объекты или на рельеф местности, определяется как произведение нормативов платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты в пределах установленного лимита на массу загрязняющих веществ сверх установленного лимита, за исключением массы веществ, поступивших из водного объекта и неудаляемых в процессе производства питьевой воды. Плата за сброс загрязняющих веществ в водные объекты в пределах установленного лимита с предприятий водопроводно-канализационного хозяйства не взимается. В случае нарушения технологического режима работы очистных сооружений плата с предприятий водопроводно-канализационного хозяйства взимается по сверхлимитным нормативам.
Лимиты на сброс загрязняющих веществ в водные объекты устанавливаются органами Госкомприроды Республики Татарстан с учетом проектных показателей эффективности работы очистных сооружений и установившегося сброса загрязняющих веществ на уровне предыдущего года, на основании данных госстатотчетности 2-ТП водхоз.
11. Предприятия водопроводно-канализационного хозяйства направляют исполнительной дирекции Экологического фонда Республики Татарстан информацию о каждом случае выявленных превышений абонентами установленного лимита сброса сточных вод в системы канализации. На основании представленной информации исполнительная дирекция Экологического фонда производит расчет платежей для абонентов предприятий водопроводно-канализационного хозяйства по нормативам за сброс загрязняющих веществ сверх установленного лимита, платежи взимаются с абонентов исполнительной дирекцией Экологического фонда в безакцептном порядке.
12. Платежи предприятий водопроводно-канализационного хозяйства за сброс загрязняющих веществ в водные объекты сверх установленных лимитов уменьшаются на сумму, взысканную исполнительной дирекцией Экологического фонда с абонентов за сброс сточных вод в канализационные сети предприятий водопроводно-канализационного хозяйства. Предприятия водопроводно-канализационного хозяйства освобождаются от платы за сброс загрязняющих веществ при передаче сточных вод, отводимых от абонентов коммунальной канализации, на очистные сооружения промышленных предприятий.
13. Величина платежей за загрязнение природной среды в результате выбросов (сбросов) определяется по формуле:
n
Пi = Э Нi * Х * ( 1 - К ) * mi * Т, где
i=1
П - плата предприятий за выбросы (сбросы) i-го загрязняющего вещества (руб.);
Э - коэффициент, учитывающий экологическую ситуацию территории (принимается равным: для атмосферного воздуха и почвы- 1,9 ,для водных объектов - 1,3);
Н - норматив платы за единицу массы выброса (сброса) i-го загрязняющего вещества (руб./т). Приложения N 1, 2;
Т - время, затрачиваемое природопользователем на выполнение условий контракта после окончания его срока;
mi - фактическая масса выброса (сброса) i-го загрязняющего вещества (т.);
i - вид загрязняющего вещества;
Х - инфляционный коэффициент (пересматривается ежегодно; на 1992 год принимается равным 5);
К - коэффициент, учитывающий участие природопользователей в решении республиканских (Татарстана) проблем, в том числе насыщение республиканского рынка продукцией предприятия, определяется по формуле:
ТПтер
К = ------- , где
5 * ТП
ТПтер - объем товарной продукции, остающейся для потребностей республики (млн.руб.);
ТП - общий объем товарной продукции, выпускаемой предприятием (млн.руб.).
14. Величина платежей за складирование отходов вне отведенных для этого местах определяется по формуле:
n
Пi = Кj * Х * mi * Т * S, где
i=1
К - коэффициент, учитывающий удаленность места складирования i-го отхода от населенных пунктов;
К=3, если отходы складируются на расстоянии свыше 3 км от населенных пунктов;
К=10, если отходы складируются в пределах: территории населенных пунктов, а также на расстоянии менее 3 км от их границы; водоохранных зон водных объектов; территории заповедников; национальных парков, памятников природы и других охраняемых территорий;
j - норматив платы в зависимости от класса отхода (приложение N 3);
i - вид загрязняющих отходов;
mi - масса i-го отхода (тонн);
Т - время с момента обнаружения незаконной свалки отходов до момента ликвидации (месяц);
Х - инфляционный коэффициент (пересматривается ежегодно; на 1992 год принимается равным 5);
S - коэффициент, учитывающий площадь, занятую под складирование отходов (таблица 1).
Таблица 1
Таблица
определения коэффициента " S ", учитывающего
площадь территории, занятой под складирование отходов
Площадь, занятая под складирование отходов, га |
S |
до 0,1 от 0,1 до 0,5 от 0,5 до 0,8 от 0,8 до 1,0 от 1,0 до 2,0 более 2,0 |
1,1 1,3 1,5 1,7 2,0 величина коэффициента равна величине площади |
15. В случае обнаружения региональным комитетом по охране природы, специнспекцией Госкомприроды Республики Татарстан или исполнительной дирекцией Экологического фонда Республики Татарстан выбросов (сбросов) с превышением установленных лимитов (включая ПДВ и ПДС), плата за выбросы (сбросы) взимается по сверхлимитным ставкам со дня обнаружения нарушения до повторного замера выбросов (сбросов, размещения отходов), подтвердившего сокращение выбросов (сбросов) до согласованных лимитов. Повторный замер проводится Госкомприродой Республики Татарстан по письменному запросу предприятия. Максимальное количество повторных замеров - три. Если во всех трех замерах отмечено превышение, то плата до конца года взимается по сверхлимитным ставкам. При отсутствии заявки на проведение повторных замеров плата за весь год рассчитывается по результатам первого анализа.
16. Для проведения анализов выбросов и сбросов могут привлекаться лаборатории сторонних организаций, аттестованные в соответствии с действующим порядком, по согласованию с Госкомприродой Республики Татарстан. Оплата отбора и проведения повторных анализов производится за счет средств природопользователя.
17. Расчет сумм платежей природопользователей за загрязнение природной среды производится самим плательщиком или исполнительной дирекцией Экологического фонда за счет средств природопользователя.
После проведения расчетов материалы представляются для проверки и утверждения в региональные комитеты по охране природы. Утвержденные документы передаются региональными комитетами в исполнительную дирекцию Экологического фонда для организации работ по взиманию платежей.
18. Средства, взыскиваемые за загрязнение окружающей среды, перечисляются природопользователями на соответствующие счета Экологического фонда Республики Татарстан и используются в соответствии с Положением об Экологическом фонде Республики Татарстан.
19. Перечисление средств осуществляется природопользователями ежеквартально в сроки, устанавливаемые исполнительной дирекцией Экологического фонда, из расчета ожидаемой или фактической массы выбросов (сбросов, размещения отходов) загрязняющих веществ.
В случае несвоевременного перечисления средств взимается пеня в размере 0,1 процент от суммы платежа за каждый просроченный день, но не более 10 процентов платежа.
20. При уклонении природопользователей от внесения платы исполнительная дирекция Экологического фонда вправе взыскать соответствующие суммы платежа и пени в безакцептном порядке в соответствии со статьей 20 (п.4) Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды".
Спорные вопросы по платежам разрешаются арбитражным судом в установленном порядке.
21. Внесение платы за выбросы (сбросы, размещение отходов) загрязняющих веществ не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов и соблюдения природоохранного законодательства.
22. В случае аварийных выбросов (сбросов, размещения отходов) загрязняющих веществ в атмосферу, водные объекты и на рельеф местности по вине природопользователей, размещения промышленных и бытовых отходов на не отведенной для этой цели территории, штраф взимается по нормативу, установленному за превышение установленных норм выбросов (сбросов), увеличенному кратно этому превышению. Масса загрязняющих веществ определяется расчетно или инструментальным замером с момента возникновения нарушения до его ликвидации. Плата за аварийный выброс на выпусках коммунальной канализации в водный объект или рельеф местности по вине абонентов коммунальной канализации взыскивается с этих абонентов.
Аварийным выбросом (сбросом) считается выброс (сброс),превышающий уровень ПДВ (ПДС) или установленный лимит в три раза, либо возникший в случае разливов, проливов и других аварийных ситуаций.
Ущерб, нанесенный природным ресурсам (рыбным, земельным, лесным, охотничьим и другим) в результате аварии и иной хозяйственной деятельности, рассчитывается и взимается по действующим методикам.
Положение
"Об Экологическом фонде Республики Татарстан"
(утв. постановлением КМ РТ от 19 ноября 1992 г. N 664)
Общие положения
1. Экологический фонд Республики Татарстан (далее именуемый Фонд) является хозрасчетной государственной организацией-фондом, основными задачами которого являются финансирование целевых экологических проектов и программ, инноваций и мероприятий, оказание практической помощи в природоохранной деятельности государственным, кооперативным, частным и другим предприятиям и организациям, общественным движениям и отдельным гражданам.
Фонд осуществляет финансирование и кредитование природоохранной деятельности, не подменяя других источников финансирования по проектам социально-экономического развития территорий и плановых природоохранных мероприятий природопользователей.
2. В своей деятельности Фонд руководствуется действующим законодательством и настоящим Положением.
3. Руководящим органом Фонда является совет Фонда.
Экологический фонд Республики Татарстан, его структурные подразделения образуют систему инвестирования природоохранной деятельности на территории Республики Татарстан, выполняя в том числе функции единого заказчика по финансированию природоохранных мероприятий за счет средств бюджета по статье "Экологический фонд", и функционируют во взаимодействии с министерствами и ведомствами Республики Татарстан.
В Фонде образуются специализированные фонды: страховой и воспроизводства природных ресурсов (водных, рыбных, лесных и т.д.) и другие.
4. Фонд является юридическим лицом и действует самостоятельно в пределах:
- смет, утвержденных советом Фонда;
- полученной прибыли от своей деятельности и деятельности юридических лиц, учрежденных Фондом. Фонд обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, выполняет функции, определенные настоящим Положением, пользуется правами, связанными с этой деятельностью, может от своего имени открывать счета в советских и иностранных банках, в том числе и валютные, приобретать имущественные права, быть истцом и ответчиком в суде, арбитраже или третейском суде.
В составе Фонда действуют местные отделения Фонда и другие структурные подразделения, создаваемые по решению совета Фонда, которые являются юридическими лицами и действуют в пределах смет, утверждаемых исполнительной дирекцией Фонда и согласованных с соответствующими исполнительно-распорядительными органами Советов народных депутатов, администрацией городов и районов. Руководители этих подразделений назначаются и освобождаются от должности советом Фонда.
5. Фонд отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, на которое по действующему законодательству может быть обращено взыскание.
Государство, его органы и организации не отвечают по обязательствам Фонда, равно как и Фонд не отвечает по обязательствам государства, его органов и организаций.
Фонд не отвечает по обязательствам своих структурных подразделений, являющихся юридическими лицами, равно как и они не несут ответственности по обязательствам Фонда.
Фонд отвечает по обязательствам своих структурных подразделений (филиалов, представительств и т.д.), не являющихся юридическими лицами.
6. Фонд имеет круглую гербовую печать со своим наименованием, фирменный бланк, фирменный знак.
7. Место нахождения Фонда: г.Казань, Республика Татарстан.
Основные задачи Фонда
8. Основными направлениями деятельности Фонда являются:
- финансирование и кредитование программ и проектов государственных, акционерных, кооперативных и иных организаций и частных лиц, в первую очередь, имеющих республиканское и межрегиональное значение, направленных на улучшение качества окружающей среды и обеспечение экологической безопасности населения;
- привлечение дополнительных средств на природоохранные мероприятия и программы, осуществляемые в Республике Татарстан юридическими и физическими лицами, независимо от их ведомственной принадлежности;
- экономическое стимулирование новых форм хозяйствования, ориентированных на бережное и эффективное использование природных ресурсов, освоение и внедрение экологически чистых технологий, оказание материальной поддержки трудовым коллективам, занимающимся техническим перевооружением и реконструкцией своих предприятий с привлечением экологически чистых технологий;
- оказание финансовой помощи в реализации программ развития заповедных и иных особо охраняемых территорий, организации сети национальных парков с целью максимального сохранения природного генофонда Республики Татарстан;
- содействие учебным заведениям в вопросах подготовки и переподготовки кадров в области охраны окружающей среды и природопользования;
- финансирование перспективных научных и научно-практических проектов, программ и разработок с целью их скорейшего внедрения в практику;
- осуществление функций единого заказчика по финансированию и реализации природоохранных мероприятий за счет средств республиканского и местных бюджетов, в т.ч. по статье бюджета "Экологический фонд";
- содействие в развитии и осуществлении международного сотрудничества в области охраны окружающей среды между правительственными и неправительственными организациями, отдельными лицами и общественными движениями; финансирование целевых проектов и программ такого сотрудничества;
- содействие в оснащении природоохранных служб необходимым оборудованием, приборным парком и иным снаряжением;
- содействие органам исполнительно-распорядительной власти в развитии экономического механизма природопользования.
Права Фонда
9. Для обеспечения выполнения своих задач Фонд имеет право:
- осуществлять функции заказчика и направлять средства Фонда на решение неотложных экологических проблем и других задач, определенных настоящим Положением;
- учреждать банковские и страховые учреждения, общественные фонды, внешнеэкономические, коммерческие, внедренческие, иные предприятия и фирмы, в том числе совместные с участием иностранных инвесторов;
- осуществлять кредитные операции, выступать гарантом, размещать средства на депозитах банковских учреждений;
- определять порядок и размер заработной платы штатных и нештатных сотрудников Фонда, размер командировочных и иных пособий, условий контрактов по найму исполнителей проектов и программ Фонда;
- организовывать и проводить денежно-вещевые лотереи, аукционы и другие благотворительные акции в установленном порядке;
- осуществлять деловые контакты на межреспубликанском и международном уровне, с зарубежными учреждениями, организациями и фирмами, их представительствами по вопросам деятельности Фонда;
- учреждать свои отделения, филиалы и представительства в Российской Федерации, республиках СНГ и за рубежом, учреждать и участвовать в акционерных обществах и иных коммерческих и общественных организациях, деятельность которых соответствует целям и задачам Фонда;
- организовывать работы по расчету размеров платежей за загрязнение природной среды, использование природных ресурсов, осуществлять контроль за правильностью их внесения, в том числе на основе данных государственных контрольно-инспекторских органов, собственного лабораторного или иного вида контроля, взыскивать с природопользователей в безакцептном порядке эти суммы;
- оказывать помощь исполнительно-распорядительным органам городских и районных Советов народных депутатов, администрации городов и районов в подготовке и заключении контрактов с природопользователями, по организации природоохранных работ, осуществлению экологических программ и т.д.;
- заключать по поручению Советов контракты с природопользователями и другими исполнителями на выполнение природоохранных работ, осуществлять финансирование экологических программ и т.д.;
- организовывать и проводить экспертизу проектов и программ, финансируемых Фондом;
- проверять эффективность использования выделенных Фондом средств;
- командировать за границу и принимать у себя иностранных специалистов для решения вопросов, связанных с деятельностью Фонда;
- выступать истцом и ответчиком в судах и арбитражных судах;
- организовывать и осуществлять анализ и ревизию деятельности филиалов и отделений, иных юридических лиц Фонда, а также контролировать деятельность местных экологических фондов, их должностных лиц;
- снимать в безакцептном порядке со счетов местных фондов 20 процентов поступивших сумм, в случае их несвоевременного перечисления в республиканский Экологический фонд;
- осуществлять иную деятельность, непротиворечащую действующему законодательству.
Управление деятельностью Фонда
10. Руководство деятельностью Фонда, его структурными подразделениями, координацию деятельности местных фондов осуществляет совет Фонда, который является контрольно-распорядительным органом Фонда. Состав совета Фонда утверждается постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан. Исполнительным органом Фонда является исполнительная дирекция Фонда. В состав совета Фонда могут входить руководители и представители министерств, комитетов, ведомств, общественных и государственных организаций, деятельность которых направлена на решение природоохранных задач.
11. Совет Фонда образует исполнительную дирекцию, назначает исполнительного директора, руководителей отделений, филиалов и представительств Фонда, главного бухгалтера, утверждает структуру, штатное расписание и смету расходов на содержание исполнительной дирекции, а также Положение об исполнительной дирекции и ревизионной комиссии, утверждает годовые отчеты и сметы использования средств, структуру инвестиций, утверждает положения об отделениях, филиалах и иных обособленных подразделениях Фонда, принимает решения о финансировании программ, определяет приоритетность предлагаемых для финансирования программ и проектов. По решению совета Фонда могут быть рассмотрены и иные вопросы.
12. Совет Фонда собирается не реже одного раза в квартал. В исключительную компетенцию совета Фонда входит решение следующих вопросов:
- внесение предложений в Кабинет Министров Республики Татарстан по составу и численности совета Фонда;
- внесение предложений по изменению и дополнению настоящего Положения;
- назначение исполнительного директора Фонда;
- утверждение структуры, штатного расписания и сметы расходов на содержание дирекции;
- утверждение годовых отчетов и смет использования средств Фонда, структуры инвестиций, размеров и очередности ассигнований с учетом заключений экспертов;
- рассмотрение и утверждение программ, итогов деятельности местных фондов;
- утверждение основополагающих руководящих документов Фонда;
- принятие и утверждение решений о финансировании программ по представлении исполнительного директора;
- определение приоритетности предлагаемых для финансирования программ и проектов;
По решению совета Фонда на его заседаниях могут быть рассмотрены иные вопросы деятельности Фонда, его отделений и исполнительной дирекции.
Заседание совета Фонда считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов совета Фонда.
13. Решения совета Фонда принимаются простым большинством голосов из числа присутствующих членов совета Фонда. При равенстве голосов голос председательствующего на заседании совета является решающим.
Решения совета Фонда обязательны для исполнительной дирекции, всех структурных подразделений (отделений, филиалов и представительств), а также для юридических лиц, входящих в систему Фонда.
14. Исполнительный директор Фонда несет персональную ответственность за реализацию проектов, программ Фонда, решений совета Фонда, деятельность структурных подразделений, исполнительной дирекции, для чего:
- представляет на утверждение совета Фонда предельные лимиты финансирования и кредитования работ, проектов, осуществляемых структурными подразделениями Фонда, фонд заработной платы, кандидатуры на должности руководителей структурных подразделений исполнительной дирекции;
- представляет проекты решений по заключению договоров, соглашений и иных юридических актов от лица Фонда;
- по поручению совета Фонда может представлять его интересы;
- вносит предложения по формированию исполнительной дирекции и проекту;
- по поручению совета Фонда открывает в банках расчетные и специальные счета, в том числе и валютные, выдает доверенности, подписывает приказы и распоряжения, иные документы деятельности исполнительной дирекции;
- принимает на работу на контрактной основе и увольняет технических сотрудников исполнительной дирекции (за исключением руководителей структурных подразделений, назначаемых советом Фонда), руководствуется требованиями КЗоТ;
- координирует работу структурных подразделений Фонда;
- осуществляет руководство и координацию деятельности учрежденных Фондом структурных подразделений;
- обеспечивает работу совета Фонда, готовит проекты документов, решений, предложения по условиям предоставления кредитов, заключению договоров, по всем вопросам деятельности Фонда, отнесенным к его компетенции;
- по поручению совета Фонда представляет интересы Фонда в банковских и других учреждениях;
- только по согласованию с советом Фонда осуществляет иную деятельность;
- персонально отвечает за своевременную подготовку отчетной финансовой документации по итогам финансового года и опубликованию утвержденного советом отчета о деятельности Фонда.
Средства Фонда
15. Средства Фонда формируются за счет:
- платежей за загрязнение природной среды;
- штрафов с должностных лиц и возмещения ущерба природным ресурсам в результате нарушения правил охоты, рыболовства, а также средств от реализации конфискованных орудий охоты, рыболовства, от промысла (или сбора), незаконно добытой продукции, природных ресурсов на особо охраняемых территориях, акваториях и природных объектах, включая нарушения правил использования и охраны рыбных запасов, водных животных и растений, лимитов (квот) вылова, объектов промысла;
- платы природопользователей на воспроизводство природных ресурсов Республики Татарстан в соответствии с действующим законодательством;
- прибыли структурных подразделений Фонда;
- средств, поступающих от приватизации государственной и муниципальной собственности в соответствии с действующим законодательством;
- отчислений от прибыли предприятий, организаций, иных юридических лиц, действующих в составе Фонда, устанавливаемых исполнительной дирекцией Фонда;
- средств, получаемых в виде дивидендов, процентов по вкладам, комиссионных вознаграждений, а также от долевого участия в деятельности совместных предприятий и иных юридических лиц;
- добровольных взносов предприятий и граждан, международных и иностранных национальных и общественных организаций;
- проведения денежно-вещевых лотерей, аукционов, иных благотворительных акций;
- иных источников денежных средств, не противоречащих действующему законодательству, в соответствии с Положением об образовании и использовании средств Экологического фонда Республики Татарстан.
16. По решению Кабинета Министров Республики Татарстан в Фонд могут направляться иные средства.
17. Средства Фодна, его структурных единиц расходуются на решение задач, определенных настоящим Положением, на осуществление проектов и программ, рекомендованных советом Фонда к реализации, на финансирование научно-технических разработок и участие в техническом оснащении природоохранных служб современной аппаратурой и техническими средствами, на проведение научных исследований, на проведение конкурсов проектов природоохранных мероприятий, содержание исполнительной дирекции Фонда, его структурных подразделений.
Совет Фонда уполномочен в пределах своей компетенции определять условия и приоритетность финансирования представляемых в Фонд проектов, программ и мероприятий и полностью несет ответственность за эффективность использования средств Фонда.
18. Отчисления для юридических лиц, действующих в составе Фонда, устанавливаются в учредительных документах, утверждаемых дирекцией.
19. Средства и материально-техническую базу Фонда составляют основные и оборотные средства, целевые, резервные, иные фонды и финансовые ресурсы.
20. Не используемые в отчетном году средства Фонда и его структурных подразделений переходят на следующий финансовый год, изъятию не подлежат и расходуются на цели, предусмотренные настоящим Положением.
Учет и отчетность
21. Операционный год устанавливается с 1 января по 31 декабря календарного года. По окончании каждого года составляется баланс Фонда, который представляется на рассмотрение и утверждение совета Фонда.
22. Бухгалтерский учет и отчетность ведутся в порядке, установленном действующим законодательством.
23. Структурные подразделения Фонда обязаны ежеквартально 25 числа последнего месяца квартала представлять в Фонда отчет о текущем балансе по форме, утвержденной исполнительной дирекцией Фонда и осуществлять перевод соответствующих денежных средств.
24. Списание с баланса безнадежной к взысканию задолженности, недостач и потерь материально-технических ценностей, морально устаревшего, изношенного и пришедшего в негодность имущества и оборудования, а также затрат по прекращенным и неосуществленным капитальным работам и проектам производится исполнительной дирекцией Фонда, если иной порядок не предусмотрен действующим законодательством.
25. Отчет о деятельности Фонда представляется исполнительной дирекцией совету Фонда ежегодно не позднее 1 февраля и рассматривается последним в течение одного месяца: после истечения данного срока отчет публикуется.
Прекращение деятельности
26. Деятельность Фонда может быть прекращена в случае невыполнения Фондом основных целей и задач, в установленном законодательством порядке, по решению Кабинета Министров Республики Татарстан по согласованию с Президиумом Верховного Совета Республики Татарстан.
Состав
совета Экологического фонда Республики Татарстан
(утв. постановлением КМ РТ от 19 ноября 1992 г. N 664)
Стекольщиков В.Д. - заместитель Премьер-министра Республики Татарстан, председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям (председатель)
Сидельников А.А. - председатель Государственного комитета Республики Татарстан по охране природы (заместитель председателя)
Емельянов В.М. - проректор КХТИ (заместитель председателя)
члены совета
Бойко В.А. - академик Академии наук Татарстана
Даутов М.А. - генеральный директор Татарского производственного объединения жилищно-коммунального хозяйства
Дмитриев В.П. - генеральный директор завода "Искож"
Гаянов Л.Г. - министр лесного хозяйства Республики Татарстан
Гимадеев М.М. - профессор, заведующий кафедрой КГМИ
Котов Ю.С. - декан экологического факультета КГУ
Кутдусов Ф.К. - заместитель главы администрации г.Нижнекамска
Макаров А.С. - генеральный директор ГИПО
Морозов В.В. - председатель Государственного комитета по санитарно-эпидемиологическому контролю Республики Татарстан
Набиуллин М.Г. - заместитель председателя Госкомэкономики Республики Татарстан
Самаренкин А.К. - генеральный директор объединения "Татводмелиорация"
Тахаутдинов Ш.Ф. - главный инженер п/о "Татнефть"
Положение
"Об образовании и использовании средств
Экологического фонда Республики Татарстан"
(утв. постановлением КМ РТ от 19 ноября 1992 г. N 664)
1. В соответствии с Положением об Экологическом фонде Республики Татарстан (далее - Фонд) создается Экологический фонд Республики Татарстан и местные отделения Фонда.
2. Местные отделения Фонда создаются и действуют в городах и районных центрах Республики Татарстан в соответствии со схемой расположения и зоной деятельности региональных комитетов по охране природы.
3. Средства местных отделений Фонда формируются из следующих источников:
- 80 процентов средств, перечисленных физическими и юридическими лицами, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности (в дальнейшем именуемых природопользователями), находящимися в зоне деятельности местных отделений Фонда, в качестве платежей за выбросы (сбросы, размещение отходов) загрязняющих веществ в природную среду;
- 80 процентов средств, списанных по итогам года с субсчетов природопользователей в связи с невыполнением контракта;
- 80 процентов штрафов и сумм, взыскиваемых в административном и судебном порядке с должностных лиц и граждан, виновных в нарушении природоохранного законодательства, в т.ч. правил охоты, рыболовства, (в части, перечисляемой до принятия настоящего Положения в бюджеты различных уровней);
- 80 процентов средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, а также от продажи незаконно добытой с их помощью продукции;
- целевых средств предприятий и организаций, выделяемых для финансирования природоохранных работ;
- добровольных отчислений от природопользователей и граждан;
- прибыли, полученной в результате кредитно-финансовой деятельности местных отделений фонда и его структурных подразделений;
- других источников, установленных Правительством Республики Татарстан.
4. Средства Экологического фонда Республики Татарстан формируются за счет:
- 20 процентов средств, перечисленных физическими и юридическими лицами, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности (в дальнейшем именуемых природопользователями), находящимися в зоне деятельности местных отделений Фонда, в качестве платежей за выбросы (сбросы, размещение отходов) загрязняющих веществ в природную среду;
- 20 процентов средств, списанных по итогам года с субсчетов предприятий в связи с невыполнением контрактов;
- 20 процентов штрафов и сумм, взыскиваемых в административном и судебном порядке с должностных лиц и граждан, виновных в нарушении природоохранного законодательства, в т.ч. правил охоты, рыболовства, (в части, перечисляемой до принятия настоящего Положения в бюджеты различных уровней);
- 20 процентов средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, а также от продажи незаконно добытой с их помощью продукции;
- платежей природопользователей в возмещение ущерба природным ресурсам (рыбным, охотничьим, лесным и т.д.) в результате хозяйственной деятельности, в том числе рыбным запасам: при добыче нерудных материалов на всех водных объектах республики, заборе воды и других случаях причинения ущерба рыбному хозяйству;
- целевых средств предприятий и организаций, выделяемых для финансирования природоохранных работ по республиканским программам; - прибыли, получаемой в результате кредитно-финансовой деятельности Фонда и его структурных подразделений;
- добровольных отчислений от природопользователей и граждан;
- платы на воспроизводство природных ресурсов (водных, лесных, охотничьих, рыбных и т.д.) Республики Татарстан в порядке, определяемом действующим законодательством;
- средств, поступающих от приватизации государственной и муниципальной собственности в соответствии с действующим законодательством;
- других источников, установленных Правительством Республики Татарстан.
5. Средства местных отделений Фонда расходуются в соответствии с целевыми программами по охране природы городов и районов, контрактами, утвержденными главами администраций соответствующих районов, городов и председателем регионального комитета по охране природы в пределах смет, утверждаемых исполнительной дирекцией Экологического фонда.
6. 10 процентов средств, поступивших на счета местных отделений Фонда в качестве платежей за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду, расходуются на совершенствование материально-технической базы региональных комитетов по охране природы.
7. Средства Экологического фонда Республики Татарстан расходуются на:
- разработку и реализацию целевых комплексных программ по охране природы и на их основе Республиканской комплексной программы по охране и рациональному использованию природных ресурсов;
- осуществление межрайонных и общереспубликанских мероприятий по улучшению природно-ресурсного потенциала республики, включая ликвидацию негативного воздействия хозяйственной деятельности на природную среду;
- охрану и воспроизводство животного и растительного мира;
- создание охраняемых природных территорий;
- разработку системы экологического нормирования, регламентирующей состояние природно-ресурсного потенциала республики;
- проведение работ по государственной экологической экспертизе проектов хозяйственной деятельности, оказывающих влияние на территорию;
- выполнение научно - исследовательских разработок и опытноконструкторских работ природоохранных тематик;
- организацию и введение системы экологической информации (автоматизированные банки данных и т.п.);
- пропаганду экологических знаний, экологическое образование;
- организацию международного сотрудничества;
- разработку автоматизированной системы контроля;
- приобретение и внедрение передовых технологий по ресурсосбережению;
- профилактику и восстановление здоровья трудящихся, заболевания которых связаны с загрязнением окружающей среды.
8. 10 процентов средств, поступивших на счет Экологического фонда Республики Татарстан в качестве платежей за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду, расходуются на совершенствование материально-технической базы Госкомприроды Республики Татарстан.
9. Средства, поступившие в качестве платы на воспроизводство природных ресурсов (водных, лесных, охотничьих, рыбных и т.д.), а также платы в возмещение ущерба, нанесенного природным ресурсам (рыбным, охотничьим, лесным и т.д.) в результате хозяйственной деятельности, поступают в создаваемые при Экологическом фонде Республики Татарстан специализированные фонды воспроизводства соответствующих природных ресурсов и расходуются исключительно на цели воспроизводства в соответствии с утверждаемыми программами воспроизводства данного природного ресурса.
10. До 3 процентов средств Фонда составляет резервный фонд на ликвидацию последствий стихийных бедствий и экологических катастроф.
11. Средства местных отделений Фонда могут расходоваться на финансирование мероприятий, осуществляемых природопользователями исключительно в соответствии с контрактами.
12. Штрафы за аварийные выбросы (сбросы, размещение отходов) перечисляются на специальный счет Экологического фонда Республики Татарстан, который направляет:
- 50 процентов поступивших сумм в республиканский бюджет;
- 10 процентов органу, установившему выброс (сброс);
- 40 процентов Госкомприроде Республики Татарстан, которые расходуются на укрепление материально-технической и лабораторной базы (50%), социальные нужды (40%), премирование сотрудников (10%).
Положение
"О порядке заключения контрактов на выполнение
природоохранных мероприятий между природопользователями
и администрацией городов и районов Республики Татарстан"
(утв. постановлением КМ РТ от 19 ноября 1992 г. N 664)
1. Контракт на выполнение мероприятий по сокращению выбросов в атмосферу, сбросов сточных вод и других загрязнений окружающей среды заключается между органом исполнительно-распорядительной власти города (района) и природопользователем.
2. Контракт является основанием для взаиморасчетов сторон в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Положением.
3. Контракт вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами.
4. Предметом контракта служит объем снижения выбросов (сбросов) и других загрязнений в окружающую среду. Субъектами контракта являются природопользователи, которые обязуются выполнить мероприятия, обеспечивающие снижение выбросов (сбросов) в требуемом объеме, и органы исполнительно-распорядительной власти города (района), которые обязуются компенсировать затраты природопользователя в соответствии с п.13 настоящего Положения.
5. Конкретный срок контракта определяется соглашением сторон. Для контракта со сроком действия свыше одного года должны быть оговорены промежуточные этапы для взаиморасчетов за каждый год.
В контракте указываются:
- наименование предприятия и его реквизиты;
- разрешенный лимит выбросов (сбросов);
- стоимость работ и основные этапы (по срокам и эффективности) их выполнения;
- источники выбросов (сбросов), их инвентарные номера (в соответствии с томом ПДВ или ВСВ) и места расположения на территории предприятия;
- виды вредных веществ по которым будет проведено снижение выбросов (сбросов) в окружающую среду или уменьшено количество отходов;
- сроки начала и окончания работ по уменьшению выбросов (сбросов) или количества отходов (с обязательным указанием даты);
- порядок и методы определения состояния (параметров) источника (источников) выбросов, по которым будет проведены мероприятия.
Обязательным условием контракта является то, что параметры работы источника определяются как до проведения мероприятий, так и после них.
Контракт может содержать и другие условия и сведения, необходимые для вступления его в юридическую силу. Основные условия, на которых заключается контракт, не могут быть ниже показателей, заложенных в республиканскую и региональные программы по охране природы.
6. Госкомприроды Республики Татарстан обязан в течение двадцати дней после представления контракта в Комитет рассмотреть его и направить органу исполнительно-распорядительной власти города (района) заключение с рекомендациями об условиях контракта.
7. На основании рассмотрения контракта может быть выдано заключение о нецелесообразности контракта, если предлагаемые природопользователем меры не эффективны, а именно: связаны со вторичным загрязнением окружающей среды, экономически нецелесообразны, а также по другим причинам, которые в случае отказа должны быть обоснованы.
Природопользователь имеет право обжаловать решение органов Госкомприроды в соответствии с действующим законодательством.
8. На основании заключения Госкомприроды Республики Татарстан и исполнительной дирекции Экологического фонда Республики Татарстан, других условий, отражающих специфику сложившихся хозяйственных и управленческих связей, органы исполнительно-распорядительной власти города (района) заключают контракт с природопользователем.
9. При наличии контракта между органом исполнительно - распорядительной власти города (района) и природопользователем на счете Экологического фонда открывается субсчет, на который перечисляются 70 процентов от суммы платежей за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду, поступивших от природопользователя.
10. Для выполнения мероприятий, содержащихся в контракте исполнительная дирекция Экологического фонда открывает финансирование в пределах средств, находящихся на субсчете природопользователя.
11. При недостатке средств на субсчете природопользователя Экологическим фондом может быть предоставлен кредит из временно свободных средств Фонда. Кредит предоставляется под процент, размер которого определяется дирекцией Экологического фонда исходя из экологической значимости мероприятия и иных условий.
12. По истечении срока контракта производится взаиморасчет в соответствии с п.13 настоящего Положения.
Продление срока контракта, независимо от причин его невыполнения, запрещается.
13. При выполнении условий контракта средства использованные на осуществление природоохранных мероприятий остаются у природопользователя пропорционально достигнутой эффективности (таблица 1).
Расчетная эффективность природоохранных мероприятий определяется по формуле:
П1
Р = -------, где [ 1 ]
П2
Р - эффективность природоохранных мероприятий;
П2 - объем загрязнений, тыс.тонн (до заключения контракта);
П1 - объем загрязнений, тыс.тонн (после окончания контракта).
Таблица 1
Определение процента возврата средств
природопользователю в счет компенсации затрат
на осуществление природоохранных мероприятий,
с учетом их фактической эффективности
Фактическая эффективность природоохранных мероприятий, обозначенных в контракте (Р) |
Процент возврата предприятию |
до 0.2 включительно более 0.2 до 0.4 включительно более 0.6 |
30 60 100 |
Примечание: Величина Р определяется по фактическим данным.
14. При невыполнении условий контракта природопользователь возмещает ущерб, нанесенный природной среде, в результате невыполнения условий контракта, одновременно возвращая полученную под контракт сумму на условиях, оговоренных в контракте.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление КМ РТ от 19 ноября 1992 г. N 664 "О совершенствовании экономических методов управления природопользованием"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением КМ РТ от 28 апреля 2004 г. N 199 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление КМ РТ от 19 августа 1993 г. N 503
Постановление КМ РТ от 19 июля 1993 г. N 426