Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 27 апреля 2005 г. N ЗП-1-31/2005
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего Г-ва,
с участием прокурора Д-ва,
при секретаре У-ой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений постановления Государственного Совета Республики Татарстан "О приостановлении на территории Республики Татарстан призыва граждан на военную службу" от 15.09.1999 N 2343 (в редакции от 23.09.1999 N 2361),
установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу абзацев 2 и 3, пункта 2 в части слов "граждан Республики Татарстан", пунктов 1 и 3 постановления Государственного Совета Республики Татарстан "О приостановлении на территории Республики Татарстан призыва граждан на военную службу" от 15.09.1999 N 2343 (в редакции от 23.09.1999 N 2361) далее - постановление, указывая, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы не предусматривают нормотворчества субъектов Российской Федерации по вопросам защиты Отечества, прохождения военной службы. Вопросы гражданства также находятся в ведении только Российской Федерации, в связи с чем Государственный Совет Республики Татарстан в этой части постановления также вышел за пределы своих полномочий.
В судебном заседании представитель прокурора Республики Татарстан требования.#
Представители Государственного Совета Республики Татарстан с требованиями не согласились.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Государственным Советом Республики Татарстан 15.09.1999 года принято постановление N 2343 "О приостановлении на территории Республики Татарстан призыва граждан на военную службу".
Согласно пункту 1 постановления прохождение военной службы гражданами Республики Татарстан на Северном Кавказе и в других зонах межнациональных и территориальных конфликтов допускать исключительно на добровольной и контрактной основе.
Пунктом 3 данного постановления установлен запрет на территории Республики Татарстан вербовки добровольцев для участия в военных действиях на Северном Кавказе, за исключением случая, предусмотренного в пункте 1 постановления.
Между тем, в соответствии с пунктом "м" ст.71 Конституции Российской Федерации вопросы обороны находятся в ведении Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
В силу статьи 59 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с Федеральным законом. Статьей 3 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" также предусмотрено, что правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, указанный Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
Следовательно, Государственный Совет Республики Татарстан не вправе был регулировать вопросы прохождения военной службы. Принимая такое постановление, законодательный орган государственной власти Республики Татарстан в указанной части вышел за пределы своих полномочий.
Таким образом, суд приходит к выводу, что пункты 1 и 3 постановления противоречат федеральному законодательству.
Противоречат федеральному законодательству и абзацы 2 и 3, пункт 2 постановления в части слов "граждан Российской Федерации".
Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации" провозглашен принцип единого и равного гражданства Российской Федерации.
Этим же Федеральным законом, вступившим в силу с 1 июля 2002 года, признано утратившим силу положение пункта 2 статьи 2 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации", принятого в 1991 году, т.е. до принятия Конституции Российской Федерации и предусматривавшего гражданство республик в составе Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 06.12.2001 N 250 по запросу Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан о толковании ряда положений статей 5, 11, 71, 72, 73, 76, 77 и 78 Конституции Российской Федерации, рассматривая вопрос о суверенитете Российской Федерации как неотъемлемом качестве только Федерации констатировал, что Конституция Российской Федерации тем самым предопределяет и решение производного вопроса - о гражданстве, поскольку именно суверенное государство правомочно законодательно определять, кто является его гражданами, признавая их тем самым полноправными субъектами права, обладающими всеми конституционными правами человека и гражданина.
Конституция Российской Федерации ни в статье 6, устанавливающей принцип единого гражданства Российской Федерации, ни в статьях о статусе субъектов Российской Федерации, о предметах совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, не предусматривает гражданство республик либо других субъектов Российской Федерации и их правомочия в этой области. Более того, ее статья 71 относит гражданство в Российской Федерации к исключительному ведению, что во взаимосвязи со статьей 76 (часть 1) означает регламентирование института гражданства только федеральным законом, имеющим прямое действие на всей территории Российской Федерации.#
Исходя из вышеизложенного, суд считает необходимым признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими со дня вступления решения в законную силу абзацы 2 и 3, пункт 2 в части слов "граждан Республики Татарстан", пункты 1 и 3 постановления Государственного Совета Республики Татарстан "О приостановлении на территории Республики Татарстан призыва граждан на военную службу" от 15.09.1999 N 2343 (в редакции от 23.09.1999 N 2361).
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил:
Заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими со дня вступления решения в законную силу абзацы 2 и 3, пункт 2 в части слов "граждан Республики Татарстан", пункты 1 и 3 постановления Государственного Совета Республики Татарстан "О приостановлении на территории Республики Татарстан призыва граждан на военную службу" от 15.09.1999 N 2343 (в редакции от 23.09.1999 N 2361).
Сообщение о решении подлежит опубликованию в газете "Республика Татарстан" после вступления его в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 27 апреля 2005 г. N ЗП-1-31/2005
Решение вступило в законную силу 14 мая 2005 г.
Текст решения официально опубликован не был