Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общие положения
1. Понятия и термины, используемые в настоящем Положении
1. В настоящем Положении применяются следующие термины и понятия:
1.1. ревизия - система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных операций с бюджетными средствами ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя, главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными актами установлена ответственность за их осуществление;
1.2. проверка - определение полноты и своевременности зачисления доходов в бюджет, а также законности, эффективности и целесообразности расходования средств бюджета и целевых бюджетных фондов, использования собственности Района, предоставления налоговых или иных льгот;
1.3. обследование - оперативное выявление положения дел по определенному вопросу, входящему в компетенцию Контрольно-счетной палаты Актанышского муниципального района (далее - Контрольно-счетная палата), в целях определения целесообразности проработки данной проблемы и необходимости проведения проверки;
1.4. аудит - анализ достоверности финансовой отчетности, реальности и полноты бюджетных проектировок, деятельности органов, исполняющих бюджет, финансовой деятельности субъектов ведомственной структуры расходов по исполнению бюджета района в целях определения соответствия требованиям законодательных и других правовых актов, предписанным условиям и установленным правилам, а также выработки предложений о совершенствовании этой деятельности;
1.5. анализ - изучение предмета контроля путем его практического расчленения на составные части по признакам, свойствам для исследования причин и последствий выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования доходов, расходования бюджетных средств и использования муниципального имущества;
1.6. экспертиза - компетентное исследование каких-либо вопросов, требующее специальных знаний и представления мотивированного заключения. К контрольным мероприятиям, проводимым Контрольно-счетной палатой, могут привлекаться на договорной основе специалисты иных организаций и независимые эксперты;
1.7. руководитель контрольного мероприятия - уполномоченное должностное лицо органа муниципального финансового контроля, ответственное за проведение контрольного мероприятия, осуществляющее организацию контрольного мероприятия и общее руководство его проведением и оформлением результатов;
1.8. руководитель рабочей группы - уполномоченное должностное лицо органа муниципального финансового контроля, непосредственно осуществляющее руководство рабочей группой при проведении контрольного мероприятия;
1.9. члены рабочей группы - уполномоченные должностные лица органа муниципального финансового контроля, принимающие непосредственное участие в проведении контрольного мероприятия;
1.10. программа контрольного мероприятия - документ, утверждаемый руководителем контрольного мероприятия по представлению руководителя рабочей группы, раскрывающий процедуру решения поставленных задач при проведении контрольного мероприятия;
1.11. представление - письменное указание органа муниципального финансового контроля, составленное по результатам проведенных проверок (ревизий), для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного ущерба, привлечению к ответственности должностных лиц и применению мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства;
1.12. распоряжение Контрольно-счетной палаты - муниципальный правовой акт, представляющий собой обязательное для исполнения письменное указание органа муниципального финансового контроля, составленное в процессе проведения проверки (ревизии) в случае выявления нарушений в хозяйственной, финансовой и иной деятельности, наносящих ущерб бюджету Района и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также в случаях несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений, неполного или несвоевременного представления информации по запросам органа муниципального финансового контроля, создания иных препятствий для проведения проверки (ревизии), направляемое руководителям проверяемых объектов.
2. Предмет и цели муниципального финансового контроля
Муниципальный финансовый контроль представляет собой экономические отношения по поводу формирования и эффективного использования муниципального имущества в денежной и натуральной форме, проявляющиеся в регулируемой правовыми нормами деятельности субъектов имущественных правоотношений по контролю за поступлением, движением и расходованием финансовых ресурсов, в том числе от продажи и использования муниципальной собственности.
2.1. Целью муниципального финансового контроля является выявление отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования денежных средств, обеспечивающее основания для принятия корректирующих мер, в отдельных случаях - для привлечения виновных к ответственности, получения возмещения причиненного ущерба, осуществления мероприятий по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем.
2.2. Предметом муниципального финансового контроля является осуществление контроля за исполнением бюджета Района, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта бюджета Района, отчета об исполнении бюджета Района, текущими операциями по исполнению бюджета Района, соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств бюджета Района, соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата средств бюджета Района.
3. Основные задачи муниципального финансового контроля
3.1. Основными задачами муниципального финансового контроля являются:
3.1.1. контроль за полнотой и своевременностью формирования и исполнения бюджета Района по доходам и расходам, достоверностью финансовой и бухгалтерской отчетности;
3.1.2. контроль за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов, стандартов и правил формирования, распределения и использования финансовых ресурсов, в том числе от продажи и использования муниципальной собственности, соблюдением финансовой дисциплины;
3.1.3. контроль за экономической обоснованностью, правомерным, целевым и эффективным использованием финансовых ресурсов, за приватизацией муниципального имущества;
3.1.4. контроль за предоставлением и использованием налоговых льгот, кредитных и заемных средств, привлеченных под гарантии Района, а также иных форм муниципальной поддержки;
3.1.5. контроль за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и муниципальных гарантий, условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств;
3.1.6. контроль за состоянием муниципального внутреннего долга;
3.1.7. контроль за полнотой и своевременностью осуществления мер по устранению выявленных нарушений, выполнением решений, принятых органами местного самоуправления по результатам ревизий и проверок, подготовка предложений, направленных в целом на совершенствование бюджетного процесса и управления муниципальным имуществом.
3.2. При решении указанных задач осуществляются формальный контроль соответствия и (или) контроль за эффективностью расходования, использования финансовых ресурсов, в том числе от продажи и использования муниципальной собственности.
3.3. Задачей формального контроля является документальная и (или) фактическая проверка законности и правильности распределения и использования финансовых средств, иных муниципальных ресурсов и ведения бухгалтерских счетов, иных видов учета и отчетности.
4. Основные принципы муниципального финансового контроля
Основными принципами осуществления муниципального финансового контроля являются: законность, независимость, объективность, ответственность, гласность, системность.
Принцип законности означает неуклонное и точное соблюдение норм и правил, установленных законодательством, правовыми актами местного самоуправления, всеми субъектами муниципального финансового контроля.
Принцип независимости означает, что субъекты муниципального финансового контроля независимы в части осуществления контрольной деятельности от органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц, политических и иных общественных организаций. Воздействие и влияние на них с целью изменения формулируемых мнений и выводов по результатам контрольной деятельности не допускаются.
Принцип объективности означает, что муниципальный финансовый контроль осуществляется с использованием официальных документальных данных и документированных в ходе контрольных мероприятий данных в установленном законодательством и правовыми актами местного самоуправления порядке путем применения методов, обеспечивающих получение всесторонней и достоверной информации.
Принцип ответственности означает, что к правонарушителям финансового законодательства применяются меры правовой ответственности. Освобождение от правовой ответственности лица, совершившего финансовое правонарушение, допускается по основаниям, предусмотренным законом, и в порядке, установленном законом. Не допускается сокрытие финансовых нарушений. Работники органов муниципального финансового контроля несут ответственность за совершенные ими в области финансового контроля противоправные действия в соответствии с законодательством.
Принцип гласности означает открытость и доступность для общества и средств массовой информации сведений о результатах контрольных (контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических) мероприятий в рамках муниципального финансового контроля при условии сохранения государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны.
Принцип системности означает единство правовых основ контрольной деятельности, осуществляемой в рамках муниципального финансового контроля, организацию взаимодействия субъектов муниципального финансового контроля.
5. Формы муниципального финансового контроля
5.1. Формами муниципального финансового контроля являются:
5.1.1. предварительный финансовый контроль - контроль в процессе рассмотрения проектов бюджета района, нормативных правовых актов по бюджетно-финансовым и имущественным вопросам, осуществление контроля до момента совершения расходов;
5.1.2. текущий финансовый контроль - контроль за поступлением доходов и расходованием средств бюджета города, включая средства от использования муниципального имущества, движением муниципального имущества, использованием привлеченных средств (кредитов, займов, гарантий) и обслуживанием муниципального долга непосредственно в момент совершения расходов после подтверждения денежных обязательств;
5.1.3. последующий финансовый контроль - контроль, осуществляемый в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджета Района, а также по итогам совершения хозяйственных операций со средствами бюджета Района, включая средства от использования муниципального имущества.
6. Органы, осуществляющие муниципальный финансовый контроль
6.1. В пределах полномочий, предусмотренных бюджетным законодательством, муниципальный финансовый контроль осуществляют:
- представительный орган местного самоуправления - Совет Актанышского муниципального района;
- контрольный орган муниципального образования - Контрольно-счетная палата;
- исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления - Исполнительный комитет Актанышского муниципального района (далее - Исполнительный комитет);
- финансовый орган муниципального образования - Финансово-бюджетная палата Исполнительного комитета (далее - Палата);
- главные распорядители, распорядители бюджетных средств.
6.2. Контрольно-счетная палата и Финансово-бюджетная палата Исполнительного комитета Актанышского муниципального района являются органами муниципального финансового контроля.
6.3. Контроль, осуществляемый Советом Актанышского муниципального района, предусматривает право на создание собственных контрольных органов для проведения внешнего аудита бюджетов.
6.4. Контрольно-счетная палата осуществляет контроль за исполнением бюджета Района, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта бюджета Района, отчета об исполнении бюджета Района, текущими операциями по исполнению бюджета Района, соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств бюджета Района, соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата средств бюджета Района.
6.5. Исполнительный комитет осуществляет составление проекта бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение Совета Актанышского муниципального района, исполнение бюджета, в том числе сбор доходов бюджета, управление муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета Района, представляет отчет об исполнении бюджета на утверждение Совета Актанышского муниципального района, осуществляет другие полномочия, определенные бюджетным законодательством, решениями Совета Актанышского муниципального района.
6.6. Финансово-бюджетная палата Исполнительного комитета Актанышского муниципального района осуществляет контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств бюджета Района, а также за соблюдением получателями муниципальных гарантий обязательств и условий, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
6.7. Главные распорядители, распорядители бюджетных средств бюджета Района осуществляют контроль за использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами. Главные распорядители бюджетных средств бюджета Района проводят проверки подведомственных муниципальных предприятий и бюджетных учреждений.
7. Объекты муниципального финансового контроля
7.1. Муниципальный финансовый контроль распространяется на:
7.1.1. главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета Района;
7.1.2. муниципальные предприятия, доли в уставных капиталах которых находятся в муниципальной собственности, учреждения, организации и других участников бюджетного процесса в Районе;
7.1.3. коммерческие и некоммерческие организации вне зависимости от вида деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из бюджета Района или используют муниципальную собственность либо управляют ею, а также имеют налоговые или иные льготы, предоставленные в соответствии с нормативно-правовыми актами Совета Актанышского муниципального района.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.