Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Организация и осуществление
муниципального финансового контроля
8. Контрольные мероприятия муниципального финансового контроля
Методами осуществления муниципального финансового контроля являются ревизия, проверка, экспертиза, анализ, аудит, обследование.
Финансово-бюджетная палата Исполнительного комитета Актанышского муниципального района, главные распорядители и распорядители средств бюджета Района осуществляют муниципальный финансовый контроль путем проведения ревизий и проверок.
Контрольно-счетная палата проводит контрольные мероприятия методом ревизии, проверки, экспертизы, анализа, аудита, обследований.
8.1. Проверки и ревизии
Органами муниципального финансового контроля, главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств осуществляется документальная ревизия или проверка - система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя, главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.
Документом, составляемым по результатам проведенной ревизии (проверки), является акт ревизии (проверки), который подписывается руководителем контрольного мероприятия, а при необходимости - и руководителем рабочей группы, руководителем и главным бухгалтером проверяемой организации.
Один экземпляр оформленного акта проверки, подписанного руководителем контрольного мероприятия, вручается руководителю проверяемой организации или лицу, им уполномоченному, под роспись в получении с указанием даты получения.
В акте выявленные нарушения должны быть отражены по каждому виду нарушений отдельными разделами с приложениями документов или их копий, свидетельствующих о незаконном расходовании средств.
8.2. Экспертно-аналитические мероприятия
8.2.1. Экспертно-аналитические мероприятия (экспертиза, анализ) проводятся Контрольно-счетной палатой. Они могут проводиться как в плановом, так и во внеплановом порядке.
8.2.2. Контрольно-счетная палата в соответствии с возложенными на нее задачами и согласно Положению о бюджетном процессе в Актанышском муниципальном районе:
8.2.2.1. проводит экспертизу и дает заключение по проекту бюджета Района, нормативным правовым актам о внесении в него изменений и дополнений, иным нормативным правовым актам, договорам, заключаемым органами местного самоуправления, муниципальным программам и иным необходимым документам, отчету об исполнении бюджета Района;
8.2.2.2. дает заключения на ответы на запросы органов и должностных лиц органов местного самоуправления;
8.2.2.3. проводит анализ выявленных нарушений и отклонений от установленных показателей бюджета Района и подготовку предложений в Совет Актанышского муниципального района об их устранении, а также о совершенствовании нормативных правовых актов, регулирующих бюджетный процесс в целом.
8.2.3. Контрольно-счетная палата систематически анализирует итоги проводимых экспертно-аналитических мероприятий, обобщает и исследует причины и последствия выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования доходов и расходования средств бюджета Района.
8.2.4. На основе полученных данных Контрольно-счетная палата разрабатывает предложения о совершенствовании нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих бюджетный процесс, развитии бюджетно-финансовой системы в Районе и представляет их на рассмотрение в Совет Актанышского муниципального района.
8.2.5. Документом, составляемым по итогам экспертно-аналитических мероприятий, является заключение Контрольно-счетной палаты.
8.3. Аудит
Аудит проводится Контрольно-счетной палатой и представляет собой анализ достоверности финансовой отчетности, реальности и полноты бюджетных проектировок, деятельности органов, исполняющих бюджет, финансовой деятельности субъектов ведомственной структуры расходов по исполнению бюджета района в целях определения соответствия требованиям законодательных и других правовых актов, предписанным условиям и установленным правилам, а также выработки предложений о совершенствовании этой деятельности.
Документом, составляемым по итогам анализа достоверности финансовой отчетности, реальности и полноты бюджетных проектировок (аудита), является заключение Контрольно-счетной палаты.
8.4. Обследование
Обследование проводится Контрольно-счетной палатой по отдельным разделам и статьям бюджета Района в целях определения целесообразности проработки данной проблемы и необходимости проведения проверки.
По итогам обследования составляется акт, который подписывается председателем Контрольно-счетной палаты.
9. Полномочия органов, осуществляющих муниципальный
контроль, при проведении контрольных мероприятий
9.1. В соответствии с целями и основными задачами муниципального финансового контроля органы муниципального финансового контроля в пределах своей компетенции вправе:
9.1.1. проверять учредительные, регистрационные, плановые, отчетные, бухгалтерские и другие документы в целях установления законности и правильности произведенных операций;
9.1.2. проверять фактическое соответствие совершенных операций данным первичных документов, в том числе по фактам получения и выдачи указанных в них денежных средств и материальных ценностей, фактически выполненных работ (оказанных услуг);
9.1.3. проводить полную и частичную инвентаризацию имущества и финансовых обязательств организации, опечатывать в необходимых случаях кассы и кассовые помещения, материальные склады, кладовые, архивы, осматривать служебные и производственные помещения, территорию, оборудование, строения;
9.1.4. проводить встречные проверки поступления и расходования средств бюджета Района, доходов от имущества, находящегося в муниципальной собственности, сличения имеющихся в ревизуемой организации записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или которым выданы денежные средства, материальные ценности и документы;
9.1.5. организовывать процедуру фактического контроля за наличием и движением финансовых ресурсов, в том числе от продажи и использования муниципальной собственности, правильностью формирования затрат, полнотой оприходования продукции, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг, обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей путем проведения инвентаризаций, обследований, контрольных запусков сырья и материалов в производство, контрольных анализов сырья, материалов и готовой продукции, контрольных обмеров выполненных работ, экспертиз;
9.1.6. привлекать к своей работе представителей государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, специалистов, ученых, экспертов;
9.1.7. проверять достоверность отражения произведенных операций в бухгалтерском учете и отчетности, в том числе соблюдение установленного порядка ведения учета, соответствие записей в регистрах бухгалтерского учета данным первичных документов, показателей отчетности - данным бухгалтерского учета, проверки первичных документов;
9.1.8. проверять использование и сохранность бюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
9.1.9. получать письменные объяснения должностных лиц и необходимые справки, копии документов по вопросам, возникающим при проведении контрольных мероприятий;
9.1.10. в целях получения полной и достоверной информации, необходимой для осуществления финансового контроля за целевым, рациональным и эффективным использованием выделенных бюджетных средств, получать от ревизуемых (проверяемых) организаций материалы на бумажных носителях (копии документов), а также получать доступ к соответствующим программам для ЭВМ, посредством которых указанными субъектами осуществляется ведение бухгалтерского и налогового учета в электронном виде, в том числе к создаваемым в процессе использования указанных программ базам данных;
9.1.11. получать от кредитных организаций сведения об операциях с бюджетными средствами Района;
9.1.12. проверять в необходимых случаях организацию и состояние внутреннего (ведомственного) контроля;
9.1.13. осуществлять контроль за выполнением указаний и решений, принятых по результатам ревизий (проверок), сообщать вышестоящим органам управления о непринятии мер по устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе проверок (ревизий);
9.1.14. определять, исходя из программы контрольного мероприятия, необходимость и возможность применения тех или иных контрольных действий, приемов и способов получения информации, аналитических мероприятий, объема выборки данных из проверяемой совокупности;
9.1.15. направлять в соответствии с установленным порядком материалы проверок в правоохранительные органы;
9.1.16. запрашивать и получать в установленном порядке материалы, необходимые для разработки прогноза бюджета Района, составления отчета об исполнении бюджета района, иные материалы, необходимые для финансово-бюджетного планирования, организации финансирования расходов из бюджета Района;
9.1.17. запрашивать и получать в установленном порядке материалы по целевым бюджетным фондам, проектам их смет и отчеты об их исполнении.
9.2. Наряду с вышеизложенными полномочиями Контрольно-счетная палата обладает исключительными правами:
9.2.1. проводить обследования по отдельным разделам и статьям бюджета Города;
9.2.2. проводить экспертизу проекта бюджета Района, нормативных правовых актов о внесении в него изменений и дополнений, иных нормативных правовых актов, договоров, заключаемых органами местного самоуправления Района, муниципальных программ и иных необходимых документов;
9.2.3. осуществлять анализ и исследование нарушений и отклонений от установленных показателей бюджета, подготовку и внесение в Совет Актанышского муниципального района предложений об их устранении, а также о совершенствовании нормативных правовых актов, регулирующих бюджетный процесс в целом;
9.2.4. осуществлять аудит - анализ достоверности финансовой отчетности, реальности и полноты бюджетных проектировок, деятельности органов, исполняющих бюджет, финансовой деятельности субъектов ведомственной структуры расходов по исполнению бюджета района в целях определения соответствия требованиям законодательных и других правовых актов, предписанным условиям и установленным правилам, а также в целях выработки предложений о совершенствовании этой деятельности;
9.2.5. в установленном порядке вносить предложения о совершенствовании системы муниципального финансового контроля.
10. Обязанности органа муниципального финансового
контроля при проведении контрольных мероприятий
10.1. При организации и проведении контрольных мероприятий, оформлении и реализации их результатов органы муниципального финансового контроля обязаны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Татарстан, законами Республики Татарстан, Уставом муниципального образования "Актанышский муниципальный район", решениями Совета Актанышского муниципального района, настоящим Положением.
10.2. Проверяющие могут также руководствоваться методическими документами, разрабатываемыми Министерством финансов Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации, Министерством финансов Республики Татарстан, Счетной палатой Республики Татарстан, внутренними методическими (инструктивными) документами.
10.3. Органы, осуществляющие муниципальный финансовый контроль, обязаны соблюдать интересы Района, принимать меры по устранению фактов нарушения финансовой дисциплины, нецелевого, нерационального расходования денежных средств и использования имущества, их хищений, представления недостоверной отчетности.
10.4. Организация и проведение контрольных мероприятий органами муниципального финансового контроля осуществляется в соответствии с утвержденными программами.
11. Обязанности руководителей проверяемых организаций
11.1. Руководитель проверяемой организации обязан создавать надлежащие условия для проведения проверяющими контрольных мероприятий: предоставить необходимое помещение, оргтехнику, услуги связи, транспорта, канцелярские принадлежности, обеспечить машинописными услугами.
11.2. В случае необходимости проведения инвентаризации согласно решению органа муниципального финансового контроля руководитель проверяемой организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации обязан организовать проведение инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
12. Меры, применяемые органами муниципального финансового
контроля при нарушении бюджетного законодательства
12.1. Нарушения бюджетного законодательства при формировании, исполнении бюджета Района, подготовке финансовой отчетности, установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, влекут за собой применение мер, предусмотренных действующим законодательством.
12.2. По результатам проведенных контрольных мероприятий:
12.2.1. Контрольно-счетная палата:
- информирует Совет Актанышского муниципального района, Главу Актанышского муниципального района, Руководителя Исполнительного комитета и руководителей проверяемых предприятий, учреждений и организаций;
- направляет представление для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного интересам Района ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства и бесхозяйственности, органам местного самоуправления в соответствии с компетенцией этих органов;
- направляет распоряжение должностным лицам местного самоуправления Района, главным распорядителям, распорядителям, получателям средств бюджета Района для обязательного исполнения, руководителям проверяемых объектов в случае выявления нарушений в хозяйственной, финансовой и иной деятельности, наносящих ущерб бюджету района и требующих в связи с этим безотлагательного устранения, а также в случаях несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений, неполного или несвоевременного представления информации по запросам Контрольно-счетной палаты, создания иных препятствий для проведения проверки (ревизии);
12.2.2. Финансово-бюджетная палата Исполнительного комитета Актанышского муниципального района:
- направляет представления главным распорядителям, распорядителям и получателям средств бюджета района, кредитным организациям с требованием устранить выявленные нарушения бюджетного законодательства, осуществлять контроль за их устранением;
- приостанавливает, а в необходимых случаях прекращает финансирование из бюджета Района муниципальных предприятий, учреждений и организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств бюджета Района, несоблюдения условий использования бюджетных ассигнований, а также в случае непредставления ими в установленные сроки отчетности о расходовании ранее полученных средств;
- взыскивает в бесспорном порядке с лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета Района бюджетные средства в размере бюджетных средств, использованных не по целевому назначению;
- взыскивает в соответствии с договорами со всех счетов получателей бюджетных средств бюджетные средства, выданные в форме бюджетных кредитов, по которым истек срок возврата, а также проценты, подлежащие уплате за пользование бюджетными кредитами;
- взыскивает в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;
- в случаях, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации и (или) Бюджетным кодексом Республики Татарстан, выносит предупреждение руководителям органов местного самоуправления и получателям бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
12.3. В случаях выявления фактов причинения существенного ущерба интересам Района Контрольно-счетная палата либо Финансово-бюджетная палата управление передает соответствующие материалы ревизий (проверок) в правоохранительные органы.
12.4. При обнаружении подлогов, подделок и других злоупотреблений руководитель Финансово-бюджетной палаты ставит вопрос перед правоохранительными органами об изъятии документов, подтверждающих эти факты.
12.5. Главный распорядитель бюджетных средств:
- выступает в суде от имени Района:
по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности;
по искам о взыскании задолженности подведомственных предприятий и учреждений, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности;
по искам о взыскании убытков, причиненных неисполнением предусмотренных законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год бюджетных обязательств, если полномочия по исполнению данных бюджетных обязательств не возложены на нижестоящего распорядителя или получателя бюджетных средств;
- осуществляет контроль за использованием бюджетных средств государственными и муниципальными унитарными предприятиями, которым передана на праве хозяйственного ведения или в оперативное управление собственность Района.
12.6. Органы муниципального финансового контроля в соответствии с бюджетным законодательством осуществляют в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, взыскания и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
12.7. Органы муниципального финансового контроля осуществляют иные бюджетные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством и настоящим Положением.
13. Устранение нарушений, выявленных в ходе контрольных мероприятияй#
Руководителями проверенных организаций в органы муниципального финансового контроля представляется отчет об устранении нарушений и недостатков, выявленных в ходе проверки (ревизии), в течение календарного месяца со дня получения акта контрольного мероприятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.