Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 20 февраля 1997 г. N 149
"Об утверждении Типового положения об учреждениях
дополнительного образования Республики Татарстан"
13 октября 1999 г.
Постановлением КМ РТ от 30 декабря 2004 г. N 594 настоящее постановление признано утратившим силу
Во исполнение Закона Республики Татарстан "Об образовании" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
Утвердить прилагаемое Типовое положение об учреждениях дополнительного образования Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан |
Ф.Х.Мухаметшин |
Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан |
Н.Б.Бакиров |
См. также постановление Главы администрации г.Казани N 472 "О мерах по реализации постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 149 от 20.02.97 г. "Об утверждении Типового положения об учреждениях дополнительного образования Республики Татарстан", 24.03.97
Типовое положение
"Об учреждениях дополнительного образования Республики Татарстан"
(утв. постановлением КМ РТ от 20 февраля 1997 г. N 149)
13 октября 1999 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Типовое положение об учреждениях дополнительного образования Республики Татарстан (далее - Положение) разработано на основе Закона Республики Татарстан "Об образовании", регулирует образовательную, правовую и хозяйственно-экономическую деятельность государственных, коммунальных учреждений дополнительного образования Республики Татарстан.
1.2. Учреждения дополнительного образования Республики Татарстан являются образовательными учреждениями, которые создаются для удовлетворения индивидуальных потребностей детей, подростков и юношества в дополнительном образовании, разнообразном творчестве, духовном и физическом развитии.
1.3. Учреждения дополнительного образования осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Татарстан, Законом Республики Татарстан "Об образовании", другими законами Республики Татарстан, указами и распоряжениями Президента Республики Татарстан, постановлениями и решениями Кабинета Министров Республики Татарстан, настоящим Положением и нормативными документами соответствующих вышестоящих министерств и ведомств.
Министерства и ведомства Республики Татарстан, имеющие в своем ведении учреждения дополнительного образования, специфика работы которых не может быть учтена настоящим Типовым положением (оздоровительно-образовательные учреждения, школы: искусства, художественные, музыкальные, хореографические, детско-юношеские, спортивные, спортивно-технические), могут разрабатывать ведомственные Положения об этих учреждениях.
1.4. Учреждения дополнительного образования в соответствии с Законом Республики Татарстан "Об образовании" и на основе настоящего Положения разрабатывают свои Уставы.
1.5. Устав учреждения дополнительного образования утверждается учредителем.
1.6. Уставами учреждений дополнительного образования не могут быть изменены и ограничены основные цели и задачи учреждений дополнительного образования, ограничены права педагогов и учащихся, их родителей, определенные Законом Республики Татарстан "Об образовании" и настоящим Положением.
2. Организация и основы деятельности учреждений
дополнительного образования
2.1. Учреждения дополнительного образования создаются:
республиканские (центральные) - решением Кабинета Министров Республики Татарстан по представлению министерств и ведомств Республики Татарстан;
городские, районные, а также при учебных заведениях и по месту жительства учащихся - решением администраций.
2.2. В Республике Татарстан негосударственные учреждения дополнительного образования могут создавать:
отечественные и иностранные объединения, предприятия, учреждения и организации всех форм собственности;
общественные и религиозные организации и объединения, зарегистрированные в Республике Татарстан;
граждане Республики Татарстан и других государств.
2.3. Допускается совместное учредительство учреждений дополнительного образования, основанное на объединении имущества, находящегося в государственной, коммунальной и частной собственности, а также собственности общественных организаций, иностранных государств, юридических и физических лиц.
2.4. Учредительными документами учреждения дополнительного образования являются решение о его создании или договор учредителей, а также Устав учреждения.
2.5. Отношения между учредителем и учреждением дополнительного образования определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Республики Татарстан.
2.6. Права юридического лица у учреждения дополнительного образования возникают с момента его регистрации в уполномоченном органе государственного управления.
2.7. Право на дополнительную образовательную деятельность у учреждения дополнительного образования возникает с момента выдачи ему лицензии.
При наличии соответствующей учебно-материальной базы, педагогических кадров и лицензии учреждения дополнительного образования могут осуществлять начальную профессиональную подготовку учащихся по профилю учреждения.
2.8. Учреждение дополнительного образования проходит аттестацию и государственную аккредитацию в порядке, установленном Министерством образования Республики Татарстан для образовательных учреждений.
2.9. Реорганизация и ликвидация учреждения дополнительного образования производится в соответствии с Законом Республики Татарстан "Об образовании".
2.10. Учреждения дополнительного образования с учетом существующей в районе (городе, поселке, селе) сети учреждений дополнительного образования, особенностей социально-экономического развития и национально-культурных традиций народов региона, потребностей учреждений образования, детских и подростковых общественных организаций, запросов родителей и детей самостоятельно разрабатывают программу своей деятельности.
2.11. Учреждение дополнительного образования оказывает организационно-методическую поддержку детским, подростковым неполитическим общественным организациям, действующим в пределах, определенных Конституцией и законами Республики Татарстан.
2.12. Учреждение дополнительного образования организует и проводит различные массовые мероприятия с учащимися и работниками образования.
В массовой работе учреждение взаимодействует с детскими общественными организациями, учебно-воспитательными и культурно-просветительными учреждениями и семьей.
2.13. Учреждение дополнительного образования оказывает методическую помощь работникам учебно-воспитательных учреждений по направлениям своей деятельности, организуя учебу (семинары, стажировку, практику) для педагогических работников учебно-воспитательных учреждений своего региона.
2.14. Государственные учреждения дополнительного образования не пропагандируют идеологию каких-либо политических партий и движений, религиозные учения и не представляют свою базу для этих целей.
2.15. Контроль за правилами приема, сроками и содержанием обучения и воспитания, порядком отчисления учащихся учреждений дополнительного образования независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности производится Министерством образования Республики Татарстан.
3. Учащиеся учреждений дополнительного образования
3.1. Прием учащихся в учреждения дополнительного образования производится приказом по учреждению на основании письменного заявления и в соответствии с планом приема, утверждаемым учредителем или органом управления образованием соответствующего региона, исходя их материальных, кадровых возможностей учреждения и с учетом потребностей населения.
В учреждениях дополнительного образования принимаются граждане Республики Татарстан и Российской Федерации.
Граждане СНГ и иностранных государств в учреждения дополнительного образования принимаются в соответствии с межреспубликанскими и межгосударственными соглашениями и договорами.
Граждане СНГ и иностранных государств, с которыми не заключены межреспубликанские и межгосударственные соглашения и договоры в области образования, а также лица без гражданства для бесплатного обучения в учреждениях дополнительного образования принимаются по разрешению вышестоящих министерств и ведомств.
3.2. Учреждения дополнительного образования могут проводить приемные испытания и конкурсный прием учащихся.
При конкурсном отборе создается приемная комиссия, права, обязанности и порядок работы которой определяются Положением о приемной комиссии, утверждаемым директором учреждения.
При приеме в спортивные, спортивно-технические, туристские, музыкальные и хореографические объединения необходимо медицинское заключение (справка) о здоровье учащихся.
Вокалисты представляют справку медицинского учреждения о состоянии голосового аппарата.
3.3. Учащийся с разрешения администрации может заниматься (обучаться) в нескольких объединениях, переходить в другие объединения.
3.4. Предельный возраст учащихся определяется администрацией учреждения исходя из специализации, психо-физиологической, педагогической и социально-экономической целесообразности и, как правило, не должен превышать 18 лет.
Для отдельных учащихся, являющихся победителями или призерами соревнований, конкурсов, смотров (не ниже республиканского уровня) или зачисленных кандидатами и членами в сборные команды Республики Татарстан и Российской Федерации, предельный возраст обучения может быть увеличен до 21 года.
3.5. С разрешения администрации учреждения допускается участие родителей в работе объединений совместно с учащимися.
Родители в списочный состав объединений не включаются.
3.6. Учащиеся учреждения обязаны:
овладевать знаниями и навыками по избранному профилю обучения;
в установленные сроки выполнять задания, предусмотренные учебными планами и программой;
не пропускать учебные занятия;
участвовать в массовых мероприятиях учреждения дополнительного образования (соревнованиях: выставках, смотрах, конкурсах и т.д.);
беречь оборудование, инвентарь, учебно-наглядные пособия;
выполнять правила внутреннего распорядка учреждения.
4. Организация учебно-воспитательного процесса
4.1. Основная учебно-воспитательная и досуговая деятельность осуществляется в объединениях (секциях, кружках, классах, студиях, ансамблях и т.д.).
В однопрофильных учреждениях дополнительного образования объединения по профилю должны составлять не менее 75 процентов от их общего количества.
Численный состав и недельная часовая нагрузка объединений определяются исходя из нормативов, установленных вышестоящими министерствами и ведомствами.
4.2. Сроки, содержание обучения и возраст поступающих, формы организации и виды учебной работы, контроля успеваемости учащихся (освоение знаний, умений, навыков) и итоговой аттестации устанавливаются учреждением дополнительного образования исходя из учебных планов, программ и профиля объединения.
4.3. Наряду с типовыми учебными планами и программами, утверждаемыми вышестоящими министерствами и ведомствами, педагогические работники при отсутствии типовых могут использовать авторские программы, которые утверждаются методическими кабинетами отдела образования администрации района, города.
4.4. Языками обучения в учреждении дополнительного образования являются государственные языки Республики Татарстан - татарский и русский.
Учреждение дополнительного образования представляет возможность учащимся заниматься (получать дополнительное образование) на любом из государственных языков.
Незнание одного из государственных языков не может служить основанием для отказа в приеме на учебу в учреждение дополнительного образования.
При наличии потребностей у населения и возможностей у учреждения дополнительного образования (финансовых, кадровых и т.д.) обучение может вестись и на языках других народов Республики Татарстан.
4.5. Обучение и воспитание учащихся осуществляются в процессе учебной деятельности и внеурочных мероприятий.
Единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования является занятие продолжительностью 45 минут.
Продолжительность занятий кружков (секций, студия и т.д.), укомплектованных дошкольниками в возрасте от 5 до 6 лет, устанавливается 30 минут, от 6 до 7 лет - 35 минут.
Для обеспечения учебно-воспитательного процесса и полноценного усвоения учащимися учебного материала в учреждениях дополнительного образования в соответствии с учебными планами и программами устанавливаются следующие виды занятий:
групповые и индивидуальные занятия с педагогом дополнительного образования (преподавателем, тренером-преподавателем);
предусмотренные учебными планами и программами контрольные мероприятия;
массовые мероприятия, организуемые учреждением дополнительного образования (выставки, конкурсы, олимпиады, соревнования, концерты, лекции и т.д.);
внеурочные мероприятия объединений по своему профилю - посещение с педагогом дополнительного образования (преподавателем, тренером-преподавателем) концертов, выставок, соревнований, музеев, предприятий, проведение собраний, концертов, встреч с представителями творческой интеллигенции, известными спортсменами, изобретателями и т.д.
Обучение детей-инвалидов, по медицинским показаниям не посещающих общеобразовательные школы и получающих общее среднее образование на дому, организуется на дому в индивидуальном порядке.
Обучение детей-инвалидов, посещающих занятия в школах, учреждения дополнительного образования проводят на общих основаниях.
Время начала и окончания учебных занятий объединений, их ежедневное количество и последовательность, а также продолжительность перемен между занятиями определяется расписанием, составляемым администрацией с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха учащихся, их возрастных особенностей и установленных санитарно-гигиенических норм. Расписание утверждается директором учреждения дополнительного образования.
4.6. Перевод и отчисление (выпуск) учащихся производится приказом по учреждению.
В зависимости от профиля учреждения (объединения) могут устанавливаться переводные и выпускные экзамены.
Учащимся, заболевшим в период зачетов, экзаменов (испытаний), а также получившим неудовлетворительную оценку на переводных экзаменах, назначаются повторные экзамены (испытания).
Учащимся, прошедшим обучение по полной программе и сдавшим выпускные (квалификационные) экзамены (испытания), выдается документ установленного образца о полученном дополнительном образовании, присвоении разряда, категории, квалификации и т.д.
Учащимся, успешно закончившим курс обучения, педагогическим советом учреждения могут выдаваться рекомендации для поступления в средние специальные и высшие учебные заведения по профилю объединения.
4.7. В каникулярное время при учреждениях дополнительного образования могут открываться оздоровительные лагеря с дневным пребыванием по принципу "объединение-отряд".
В летнее время для учащихся, занимающихся в объединениях учреждения, могут проводиться профильные лагерные смены на базе загородных оздоровительных лагерей.
4.8. С целью развития и поддержки устойчивых интересов учащихся, их одаренности учреждение проводит совместную работу с НИИ и вузами, творческими организациями, создавая лаборатории для эспериментальной и научно-исследовательской работы.
4.9. В учреждениях дополнительного образования могут создаваться различные научные общества (клубы, объединения и т.д.) учащихся, действующие на основе положений, утверждаемых педагогическим советом.
Постановлением КМ РТ от 13 октября 1999 г. N 689 в раздел 5 настоящего Положения внесены изменения
5. Управление и руководство учреждениями
дополнительного образования
5.1. В Республике Татарстан создаются следующие типы учреждений дополнительного образования:
Центр (дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детско-юношеского, детского творчества, детский (подростковый), внешкольной работы, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детский морской, детский (юношеский), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детский оздоровительно-образовательный (профильный);
Дворец (детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
Дом (детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детский культуры (искусств);
клуб (юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, пограничников, радистов, пожарных, автомобилистов, детский (подростковый), детский экологический (эколого-биологический), юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детско-юношеский физической подготовки).
детская студия (по различным видам искусств);
станция (юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детская экологическая (эколого-биологическая), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов);
детский парк;
школа (по различным областям науки и техники, по различным видам искусств, детско-юношеская спортивная (спортивно-техническая, в т.ч. олимпийского резерва);
музей (детского творчества, литературы и искусства);
детский оздоровительно-образовательный лагерь.
5.2. Общее руководство учреждением дополнительного образования осуществляет его совет, создаваемый учредителем.
5.3. Непосредственное руководство деятельностью учреждения дополнительного образования осуществляет его директор.
Порядок назначения директора определяется учредителем учреждения дополнительного образования в соответствии с Законом Республики Татарстан "Об образовании".
Директор осуществляет:
руководство учебно-воспитательным процессом и текущей деятельностью учреждения, опираясь в своей работе на решения педагогического (методического, тренерского, художественного) совета или методических секций (объединений) работников учреждений;
прием и увольнение работников;
руководство педагогическим советом;
прием, перевод и выпуск (отчисление) учащихся.
Директор от имени учреждения дополнительного образования имеет право:
приобретать, арендовать, заказывать необходимые учреждению оборудование и другие материальные ресурсы у любых государственных и негосударственных предприятий, организаций и лиц в установленном порядке;
заключать договоры с организациями, учреждениями и лицами, а также с учащимися учреждения дополнительного образования (другого учебного заведения) на выполнение различных видов строительно-монтажных работ, оформление и хозяйственное содержание помещений, сооружений, учреждения дополнительного образования;
заключать договоры на оказание учреждением дополнительного образования услуг ученикам, их родителям, иным гражданам, а также предприятиям, организациям, учреждениям;
заключать договоры о создании объединений с другими учебными заведениями, предприятиями различных форм собственности, сосредотачивая средства или их часть для создания курсов, учебно-производственных и хозяйственных объединений, проведения отдельных мероприятий и т.п. без увеличения бюджетных ассигнований.
Директор несет персональную ответственность за результаты деятельности учреждений перед учредителем.
5.4. Основные направления совершенствования и развития учреждения дополнительного образования, повышения качества и эффективности его деятельности определяются педагогическим советом - коллегиальным органом, объединяющим педагогических работников.
Педагогический совет действует на основе положения о педагогическом совете учреждения дополнительного образования, обсуждает и принимает решения по содержанию деятельности (учебные планы, программы, учебные пособия и др.), ее формам и методам, способам реализации, организует работу по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив, распространению передового опыта, принимает решения по всем другим вопросам профессиональной деятельности педагогических работников.
При необходимости в состав педагогического совета могут быть включены представители других учебно-воспитательных учреждений, родители, представители спонсорских организаций (с правом решающего или совещательного голоса). Их численность в составе педагогического совета не должна превышать одной трети.
Педагогический совет создает секции (объединения) по направлениям работы.
Порядок и режим работы педагогического совета определяется Уставом учреждения дополнительного образования.
С учетом специфики учреждения, кроме педагогического совета могут создаваться методический, тренерский, художественный и другие советы, деятельность которых определяется положениями о данных советах.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
5.6. Порядок приема работников в учреждение (конкурс, контрактная система, бессрочный договор) определяется уставом учреждения.
Работники учреждения выполняют свою работу в соответствии с должностными обязанностями, действующим законодательством, уставом и правилами внутреннего распорядка учреждения дополнительного образования.
Должностные обязанности руководящих и педагогических работников учреждений дополнительного образования определяются директором учреждения дополнительного образования. Квалификационные требования к ним устанавливаются Министерством образования Республики Татарстан.
Должностные обязанности других работников разрабатываются и утверждаются руководством учреждения.
Работники учреждений дополнительного образования имеют право участвовать в управлении учреждением в порядке, определяемом уставом учреждения.
Педагогические работники учреждений дополнительного образования имеют право:
свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия, материалы, учебники, методы оценки знаний обучающихся;
повышать квалификацию. С этой целью администрация создает условия, необходимые для успешного обучения работников в высших и средних профессиональных образовательных учреждениях, а также в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации;
аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;
на социальные льготы и гарантии, установленные законодательством Республики Татарстан и дополнительные льготы, предоставленные в регионе педагогическим работникам учреждений образования.
5.7. Объем учебной нагрузки (объем педагогической работы) преподавателям, педагогам дополнительного образования, тренерам-преподавателям и другим педагогическим работникам устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и программам, обеспеченности кадрами, других конкретных условий в данном учреждении.
Объем учебной нагрузки (объем педагогической нагрузки) больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы устанавливается только с письменного согласия работника.
Установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки (объем педагогической работы) не может быть уменьшен по инициативе администрации в течение учебного года, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества объединений (групп, кружков, секций и т.д.).
6. Структура и штаты учреждения дополнительного образования
6.1. Учреждение дополнительного образования самостоятельно разрабатывает и утверждает свою структуру.
6.2. Штаты учреждений дополнительного образования определяется в соответствии Типовыми штатами, утверждаемыми вышестоящими министерствами и ведомствами и в соответствии с установленной учреждению группой по оплате труда руководящих работников учреждений образования.#
7. Финансовая и хозяйственная деятельность
учреждений дополнительного образования
7.1. Деятельность учреждений дополнительного образования финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними.
7.2. Источниками финансирования учреждений дополнительного образования являются:
средства учредителей,
плата за обучение,
банковские кредиты,
добровольные взносы предприятий, организаций и физических лиц,
другие источники в соответствии с действующим законодательством.
7.3. Финансирование учреждений дополнительного образования осуществляется в соответствии с социальными стандартами и социальными натуральными нормами на содержание учреждений образования, утвержденными постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 декабря 1996 г. N 1022.
7.4. Привлечение дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования из бюджета учредителя.
7.5. Предпринимательская деятельность учреждения не может осуществляться взамен или в ущерб основной (учебно-воспитательной) деятельности, финансируемой из средств бюджета и (или) учредителя.
7.6. Учреждение дополнительного образования самостоятельно распоряжается имеющимися финансовыми средствами в пределах, определенных действующим законодательством.
7.7. Учреждение устанавливает работникам ставки заработной платы (должностные оклады) на основе Единой тарифной сетки в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями и с учетом рекомендаций аттестационной комиссии; определяет виды и размеры надбавок, доплат, других выплат стимулирующего характера в пределах имеющихся средств.
7.8. Порядок ведения бухгалтерского и статистического учета и отчетности в учреждении дополнительного образования регулируется действующим законодательством. Учет может производиться самостоятельно учреждением или через централизованные бухгалтерии.
7.9. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью учреждений дополнительного образования осуществляется учредителем и соответствующими министерствами и ведомствами или уполномоченными на то органами государственного управления.
8. Документация учреждений дополнительного образования
Документация в учреждениях дополнительного образования ведется в соответствии с Примерной номенклатурой дел, утверждаемой вышестоящим министерством или ведомством.
9. Правовое положение учреждения дополнительного образования
9.1. Государственное учреждение дополнительного образования является юридическим лицом, имеет гербовую печать, бланки, вывеску установленного образца со своим наименованием, расчетный и иные счета в банковских учреждениях.
9.2. Учреждение дополнительного образования несет ответственность за реализацию поставленных перед ним целей и задач, соответствие применяемых форм, методов и содержания деятельности, охрану жизни и здоровья учащихся.
9.3. Работники, учащиеся и их родители (лица, их заменяющие) несут материальную ответственность за порчу сооружений, оборудования, инвентаря и помещений учреждений в установленном законом порядке.
9.4. Ответственность должностных лиц за соблюдение требований охраны труда, здоровья воспитанников и работников учреждения определяется в соответствии с действующим законодательством.
10. Международная деятельность
Учреждение дополнительного образования имеет право участвовать в международной деятельности по линии министерств и ведомств Республики Татарстан, общественных организаций, творческих союзов и иных организаций в порядке, установленном Законом Республики Татарстан "Об образовании".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление КМ РТ от 20 февраля 1997 г. N 149 "Об утверждении Типового положения об учреждениях дополнительного образования Республики Татарстан"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением КМ РТ от 30 декабря 2004 г. N 594 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление КМ РТ от 13 октября 1999 г. N 689