Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1. Внести изменения и дополнения в Закон Республики Татарстан от 19 октября 1993 года "Об образовании" (Ведомости Верховного Совета Татарстана, 1993, N 10), изложив его в следующей редакции:
"Закон Республики Татарстан
"Об образовании"
Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином определенных образовательных уровней, что подтверждается соответствующим документом об образовании.
Уровень образования, воспитания и культуры личности обеспечивается совместными усилиями государства, семьи, общественных объединений и самой личности.
Раздел I. Общие положения
Статья 1. Государственная политика в области образования
Республика Татарстан провозглашает сферу образования приоритетной.
Организационной основой государственной политики Республики Татарстан в области образования является Комплексная государственная программа развития образования, утверждаемая Государственным Советом Республики Татарстан. Комплексная государственная программа разрабатывается и корректируется на конкурсной основе. Конкурс объявляется Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Статья 2. Законодательство Республики Татарстан об образовании
1. Законодательство Республики Татарстан об образовании включает Конституцию Республики Татарстан, настоящий Закон и другие нормативные правовые акты, действующие на территории Республики Татарстан.
2. Задачами законодательства Республики Татарстан в области образования являются:
- обеспечение и защита конституционного права граждан Республики Татарстан на образование;
- создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования в Республике Татарстан;
- определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования;
- разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и управления различных уровней;
- определение принципов государственной политики в области образования.
3. Юридические и физические лица, нарушившие законодательство Республики Татарстан об образовании, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.
Статья 3. Право граждан на образование
1. В соответствии с Конституцией Республики Татарстан граждане Республики Татарстан имеют право на получение образования независимо от национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального и имущественного положения, места жительства, отношения к религии, партийной принадлежности и иных обстоятельств.
Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только в соответствии с законом.
2. Право граждан на образование обеспечивается государством путем создания системы образования в Республике Татарстан и социально-экономических условий для получения образования.
3. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной защите и помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются законодательством.
4. Граждане Республики Татарстан имеют право освоить курс образовательного учреждения в форме самообразования, сдать экзамены экстерном и получить документ о соответствующем образовании и (или) квалификации.
5. Граждане Республики Татарстан имеют право на получение бесплатного среднего общего, начального и среднего профессионального образования и на конкурсной основе бесплатного высшего профессионального образования во всех государственных образовательных учреждениях и образовательных учреждениях местного самоуправления в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Затраты на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение граждан в государственном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.
6. Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования принимаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также инвалиды I и II групп, которым согласно заключению врачебно-трудовой комиссии не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях.
7. Государство оказывает содействие в получении образования сверх государственного образовательного стандарта гражданам, проявляющим способности к обучению, включая обучение за рубежом.
Граждане имеют право на получение специальных государственных стипендий в порядке, устанавливаемом законодательством.
8. Выпускники государственных и негосударственных образовательных учреждений имеют равные права при приеме в образовательные учреждения следующего уровня обучения.
9. Гражданам других государств предоставляется право на получение образования в образовательных учреждениях Республики Татарстан в соответствии с международными договорами Российской Федерации и Республики Татарстан.
Статья 4. Основные принципы государственной политики в области образования
Основными принципами государственной политики в области образования являются:
1. Гуманистический, народно-национальный характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
2. Общедоступность и бесплатность образования в пределах государственного стандарта и в порядке, установленном настоящим Законом.
3. Единство обучения и воспитания, сотрудничество школы, дошкольного учреждения, семьи, общественных объединений, трудовых коллективов в воспитании детей и молодежи.
4. Связь обучения с жизнью и национальными культурными традициями.
5. Научный, светский характер государственной системы образования.
6. Единство системы образования, непрерывность, последовательность и преемственность образования во всех типах образовательных учреждений.
7. Свобода выбора языка обучения и право на обучение в школе на родном языке.
8. Демократический государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
9. Независимость государственных образовательных учреждений от идеологических установок и решений партий, религиозных и иных общественных объединений.
Статья 5. Национальные образовательные учреждения
Деятельность национальных образовательных учреждений направлена на возрождение национального самосознания личности, исходя из приоритета общечеловеческих ценностей. В национальных образовательных учреждениях обучение и воспитание проводятся на основе концепции развития образования в Республике Татарстан.
Образование в национальных образовательных учреждениях соответствует государственным образовательным стандартам Республики Татарстан.
Статья 6. Язык (языки) обучения
1. Граждане Республики Татарстан имеют право на обучение на татарском или русском языках, а также на обучение в школе на родном языке.
2. Татарский и русский языки, как государственные языки Республики Татарстан, изучаются в учреждениях дошкольного, общего, начального и среднего профессионального образования в равных объемах.
3. В целях обеспечения качественной подготовки и переподготовки специалистов соответствующих профессий преподавание в учреждениях высшего и среднего профессионального образования ведется на государственных языках Республики Татарстан, а также на иностранных.
4. Кабинет Министров Республики Татарстан в соответствии с международными договорами и соглашениями с субъектами Российской Федерации оказывает содействие в получении необходимого образования на родном языке лицам татарской национальности, проживающим вне территории Республики Татарстан.
Статья 7. Государственные образовательные стандарты
1. В Республике Татарстан устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты, определяющие базовые требования к каждой ступени обучения и воспитания в общеобразовательных учреждениях (дошкольного, начального общего, основного общего (неполного среднего), среднего (полного) общего и профессионального образования), максимальный объем учебно-трудовой нагрузки обучающихся, воспитанников, обязательный минимум содержания образовательных программ.
2. Наряду с обязательным минимумом содержания образовательных программ вводятся вариативные программы, учебники и учебные пособия, отвечающие потребностям и интересам обучающихся, воспитанников.
3. При реализации образовательных программ для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии устанавливаются специальные (коррекционные) государственные образовательные стандарты.
4. Национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов утверждаются Государственным Советом Республики Татарстан по представлению Кабинета Министров Республики Татарстан.
5. Национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов разрабатываются на конкурсной основе не реже одного раза в десять лет в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Раздел II. Система образования в Республике Татарстан
Статья 8. Понятие системы образования
1. Система образования в Республике Татарстан представляет совокупность преемственных образовательных программ различного уровня, сеть государственных и негосударственных общеобразовательных, профессиональных и других образовательных учреждений, органов государственного управления образованием и подведомственных им предприятий, учреждений и организаций.
Статья 9. Форма получения образования
1. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.
Допускается сочетание различных форм получения образования.
2. Независимо от формы получения образования в рамках образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.
3. Кабинетом Министров Республики Татарстан устанавливается перечень профессий и специальностей, получение которых в форме очно-заочной (вечерней), заочной и в форме экстерната не допускается.
Статья 10. Образовательные программы
1. В Республике Татарстан реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:
а) общеобразовательные (основные, дополнительные);
б) профессиональные (основные, дополнительные).
2. Общеобразовательные программы решают задачи формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создания условий для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
3. К общеобразовательным относятся программы:
а) дошкольного образования;
б) начального общего образования;
в) основного общего (неполного среднего) образования;
г) среднего (полного) общего образования.
4. Профессиональные образовательные программы обеспечивают последовательный рост профессионального и общеобразовательного уровня, подготовку специалистов соответствующей квалификации.
К профессиональным относятся программы:
а) начального профессионального образования;
б) среднего профессионального образования;
в) высшего профессионального образования;
г) послевузовского профессионального образования (ординатура, адъюнктура, аспирантура и другие).
5. Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.
6. За пределами государственных образовательных стандартов на всех уровнях могут иметь место дополнительные общеобразовательные и (или) профессиональные образовательные программы.
7. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных образовательных учреждениях и образовательных учреждениях местного самоуправления определяются настоящим Законом и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
Статья 11. Реализация общеобразовательных программ
1. Общеобразовательные программы реализуются в учреждениях дошкольного, начального, основного, среднего общего, в том числе специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников.
3. Образовательные программы дошкольного, начального, основного и среднего полного общего образования являются преемственными, то есть каждая последующая программа базируется на предыдущей.
4. Обучающиеся, воспитанники на ступени начального общего и основного общего (неполного среднего) образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение или переводятся в классы компенсирующего обучения с пониженным количеством обучающихся на одного учителя, или продолжают обучение в форме семейного образования. Обучающиеся, воспитанники на указанных ступенях образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Ответственность за ликвидацию ими академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей).
Перевод обучающегося, воспитанника в следующий класс производится по решению органа управления образовательного учреждения.
5. Трудовая подготовка обучающихся, воспитанников в пределах общеобразовательных программ осуществляется в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, межшкольных учебно-производственных комбинатах, учреждениях начального и среднего профессионального образования, в учебных цехах и на участках предприятий, учреждений и организаций, средних специальных, высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов.
6. Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования реализуется в пределах образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.
7. Обучающиеся, воспитанники, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.
Статья 12. Учредитель (учредители) образовательного учреждения
1. Учредителем (учредителями) образовательного учреждения (далее - учредитель) могут быть:
а) органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления;
б) отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения;
в) отечественные и иностранные общественные и частные фонды;
г) общественные и религиозные объединения, зарегистрированные на территории Республики Татарстан;
д) граждане Республики Татарстан, Российской Федерации и иностранные граждане.
Допускается совместное учредительство образовательных учреждений.
2. Учредителем специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением могут быть только республиканские органы государственного управления Республики Татарстан и (или) федеральные органы исполнительной власти.
3. Отношения между учредителем и образовательным учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством.
Статья 13. Образовательные учреждения
1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс через реализацию одной или нескольких образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
2. К образовательным учреждениям относятся учреждения следующих типов:
- дошкольные;
- общеобразовательные (начального общего, основного общего (неполного среднего), среднего (полного) общего образования);
- учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
- учреждения дополнительного образования для взрослых;
- специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии:
- учреждения дополнительного образования для детей:
- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
3. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными (республиканскими и коммунальными), местного самоуправления и негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).
4. Действие законодательства Республики Татарстан в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Республики Татарстан независимо от их организационно-правовой формы.
5. Образовательное учреждение является юридическим лицом.
6. Деятельность государственных образовательных учреждений и образовательных учреждений местного самоуправления регулируется типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений, утверждаемыми Кабинетом Министров Республики Татарстан, и разработанными на их основе уставами этих образовательных учреждений.
Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения выполняют функции примерных.
7. Образовательные учреждения вправе образовывать ассоциации, союзы и иные образовательные объединения, в том числе с участием предприятий, учреждений и организаций. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений устанавливается законодательством.
8. Права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные законодательством, распространяются и на общественные объединения, основной уставной целые которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими дополнительных образовательных программ.
9. Статус образовательного учреждения (тип и вид образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ) определяется учредителем.
Статья 14. Устав образовательного учреждения
1. Устав образовательного учреждения должен отвечать требованиям, установленным гражданским законодательством, а также в нем в обязательном порядке указываются:
1) Наименование, место нахождения и статус образовательного учреждения.
2) Учредитель образовательного учреждения.
3) Организационно-правовая форма образовательного учреждения.
4) Цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ.
5) Основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:
а) язык (языки), на котором ведется обучение и воспитание;
б) порядок приема обучающихся, воспитанников;
в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения:
г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;
д) система оценок при промежуточной аттестации, ее формы, порядок проведения;
е) режим занятий обучающихся, воспитанников;
ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления:
з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей).
6) Структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части:
а) использования объектов собственности, закрепленных учредителем за образовательным учреждением;
б) финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения;
в) источников и порядка формирования собственности образовательного учреждения:
г) осуществления предпринимательской деятельности.
7) Порядок управления образовательным учреждением, в том числе:
а) компетенция учредителя:
б) структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция, порядок организации деятельности;
в) порядок комплектования работников в образовательных учреждениях и условия оплаты их труда;
г) порядок изменения устава образовательного учреждения;
д) порядок реорганизации и ликвидации.
8) Права и обязанности участников образовательного процесса.
9) Перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.
2. Устав образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством, разрабатывается им самостоятельно и утверждается его учредителем.
3. При необходимости регламентации указанных в настоящей статье сторон деятельности образовательного учреждения иными локальными актами последние подлежат регистрации в качестве дополнений к уставу.
4. Локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его уставу.
Статья 15. Общие требования к содержанию образования
1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
- развитие гражданского общества;
- укрепление и совершенствование правового государства;
- приумножение духовных ценностей и интеллектуального потенциала народов Республики Татарстан.
2. Содержание образования должно обеспечивать:
- формирование у обучающихся, воспитанников адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (степени обучения) картины мира;
- адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
- возможность интеграции личности в системе мировой и национальных культур;
- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
3. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации.
4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся, воспитанников на свободный выбор взглядов и убеждений.
5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
Органы государственного управления образованием обеспечивают разработку примерных образовательных программ (экспертизу) и соответствие образовательных программ государственным стандартам.
6. Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать образовательные услуги на договорной основе за пределами определяющих его статус образовательных программ.
Статья 16. Общие требования к организации образовательного процесса
1. Организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, дисциплинам и по годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно, в пределах допустимого максимального объема учебной нагрузки и обязательного минимума основных образовательных программ.
2. Органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления не вправе изменять учебный план и годовой календарный учебный график образовательного учреждения после их утверждения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
3. Образовательное учреждение самостоятельно в выборе форм, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся, воспитанников.
4. Освоение образовательных программ основного общего (неполного среднего), среднего (полного) общего и всех видов профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.
5. Научно-методическое обеспечение итоговых аттестаций и объективный контроль качества подготовки выпускников по завершении каждого уровня образования обеспечиваются в соответствии с государственными образовательными стандартами.
6. Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается.
7. Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с их оценками успеваемости.
Статья 17. Дошкольное образование
1. Родители или лица, их заменяющие, являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка, прививать любовь к родному языку и обучать ему.
2. Дошкольные образовательные учреждения оказывают помощь семье по созданию условий для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, осуществления коррекции недостатков развития детей.
3. Государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения.
4. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.
5. Местные органы государственного управления образованием организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.
Статья 18. Общее образование
1. Общее образование является основным звеном системы образования и предоставляет всем гражданам равные возможности для получения и продолжения образования в соответствии с призванием, интересами и способностями каждого.
2. Общее образование включает три ступени:
начальное общее, основное общее (неполное среднее), среднее (полное) общее образование.
Возраст, с которого допускается прием граждан, и продолжительность обучения на каждой ступени образования определяются уставом образовательного учреждения.
3. Основное общее (неполное среднее) образование и государственная (итоговая) аттестация являются обязательными.
4. Требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста пятнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.
5. Порядок приема в государственные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего (неполного среднего), среднего (полного) общего образования устанавливает учредитель, обеспечивающий прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.
В образовательных учреждениях с образовательной программой повышенной сложности прием на первую ступень может осуществляться на конкурсной основе с учетом заключения медико-педагогической комиссии.
6. Получение основного общего (неполного среднего) образования в общеобразовательном учреждении по очной форме ограничивается восемнадцатилетним возрастом обучающегося. Для категорий обучающихся, указанных в пунктах 7, 8, 11 статьи 45, предельный возраст получения основного общего (неполного среднего) образования может быть увеличен.
7. По взаимному согласию родителей (законных представителей) и местного органа государственного управления образованием обучающийся, воспитанник, достигший пятнадцатилетнего возраста, может оставить образовательное учреждение до получения им основного общего (неполного среднего) образования.
8. По решению органа управления общеобразовательного учреждения за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающихся, воспитанников, достигших четырнадцатилетнего возраста.
Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия органов опеки и попечительства.
Об исключении обучающегося, воспитанника образовательное учреждение обязано в трехдневный срок проинформировать местную администрацию, органы местного самоуправления.
Местная администрация, органы местного самоуправления совместно с родителями (законными представителями) исключенного в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении.
Статья 19. Отдельные типы общеобразовательных школ, школы-интернаты, интернаты при школах, детские дома
1. В целях создания более благоприятных условий для всестороннего развития обучающихся, воспитанников, а также оказания помощи семье в обучении и воспитании детей, при наличии соответствующей учебно-материальной базы создаются в порядке, предусмотренном законодательством, общеобразовательные школы с продленным днем или группы продленного дня, школы и классы с углубленным изучением отдельных учебных предметов, в том числе гимназии, лицеи, колледжи, школы искусства, спортивные школы, общеобразовательные школы-комплексы, школы-интернаты, интернаты при школах и другие.
2. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с учетом их национальной принадлежности воспитываются в детских домах, домах ребенка, общеобразовательных школах-интернатах, в семейных детских домах и содержатся на полном государственном обеспечении.
Статья 20. Реализация профессиональных образовательных программ. Профессиональная подготовка
1. Профессиональные образовательные программы, в том числе для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и инвалидов, реализуются в образовательных учреждениях профессионального образования, в том числе в специальных (коррекционных) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Образовательные учреждения профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию, реализуют указанные образовательные программы соответствующего уровня в целях подготовки работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня.
2. Наличие любого другого профессионального образования не может служить основанием для отказа в приеме граждан в образовательное учреждение профессионального образования.
3. Профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях начального профессионального образования и других образовательных учреждениях: межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских, учебных участках (цехах), а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, прошедших аттестацию и имеющих соответствующие лицензии.
4. Общеобразовательные учреждения по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями могут проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности. Начальная профессиональная подготовка проводится только с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей).
Статья 21. Начальное профессиональное образование
1. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку рабочих кадров. Минимальным образовательным уровнем для получения начального профессионального образования является основное общее (неполное среднее) образование.
По отдельным профессиям начальное профессиональное образование может базироваться на среднем (полном) общем образовании.
В необходимых случаях государство создает условия для получения профессии лицами, не имеющими основного общего (неполного среднего) образования.
2. Начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и иных училищах данного уровня).
3. Граждане, получающие в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования и образовательных учреждениях местного самоуправления первую профессию, а также обучающиеся по направлению службы занятости, проходят обучение бесплатно.
Статья 22. Среднее профессиональное образование
1. Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов на базе основного общего (неполного среднего), среднего (полного) общего или начального профессионального образования.
2. Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.
3. Образовательные учреждения среднего профессионального образования могут реализовывать образовательные программы начального профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
4. Граждане, получающие в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования и, образовательных учреждениях местного самоуправления первую профессию или специальность, а также обучающиеся по направлению службы занятости, проходят обучение бесплатно.
5. Граждане, имеющие среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.
Статья 23. Высшее профессиональное образование
1. Высшее профессиональное образование в Республике Татарстан имеет целью подготовку специалистов соответствующего профиля, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего и среднего профессионального образования, укрепление экономической и правовой основы Республики Татарстан, развитие национальных культур и традиций.
2. Высшее образование осуществляется в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (университетах и других высших учебных заведениях).
3. Лица, имеющие начальное и среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенной ускоренной программе.
Статья 24. Послевузовское профессиональное образование
1. Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.
2. Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре и адъюнктуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях.
Статья 25. Дополнительное профессиональное образование
1. Дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации и переподготовка кадров) осуществляется в учреждениях начального среднего и высшего профессионального образования, в институтах повышения квалификации и переподготовки, институтах усовершенствования, на курсах повышения квалификации, в научно-исследовательских учреждениях и иных учреждениях на основании договора между заинтересованными сторонами.
2. Контроль за повышением квалификации и переподготовкой кадров возлагается на руководителей предприятий, учреждений и организаций, а также соответствующие министерства, государственные комитеты и ведомства.
3. Порядок организации деятельности, реорганизации и ликвидации учебных заведений повышения квалификации и переподготовки кадров, а также их филиалов определяется учредителем.
Статья 26. Учреждения дополнительного образования
1. Учреждения дополнительного образования служат удовлетворению индивидуальных образовательно-воспитательных потребностей самообразования граждан и могут формироваться как на самостоятельной основе, так и совместно с основными структурами образования.
К ним относятся учреждения дополнительного образования для детей, перечень которых утверждается Кабинетом Министров Республики Татарстан, а также национальные культурные центры, школы, народные университеты, лектории, родительский всеобуч, различные курсы и другие формы пропаганды научно-технических, экономических, эстетических, общественно-политических и прочих знаний.
2. Учреждения дополнительного образования должны иметь соответствующую лицензию (разрешение).
3. Порядок организации, финансирования и деятельности учреждений дополнительного образования устанавливается учредителем.
4. Учреждение дополнительного образования является юридическим лицом, имеет печать, вывеску установленного образца и осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом.
Статья 27. Документы об образовании
1. Образовательное учреждение выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией. Форма документов определяется самим образовательным учреждением. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения.
2. Образовательные учреждения общего, начального и среднего профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.
3. Документ государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации является необходимым условием для продолжения обучения в государственном образовательном учреждении или образовательном учреждении местного самоуправления последующего уровня образования, если иное не предусмотрено уставом соответствующего образовательного учреждения.
Указанные в документах о начальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном образовании и (или) квалификации и в документах о послевузовском профессиональном образовании ученые степени дают право их обладателям заниматься профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном порядке определены обязательные квалификационные требования к соответствующему образовательному цензу.
4. В Республике Татарстан устанавливаются следующие образовательные уровни (образовательные цензы):
1) основное общее (неполное среднее) образование:
2) среднее (полное) общее образование;
3) начальное профессиональное образование;
4) среднее профессиональное образование;
5) высшее профессиональное образование;
6) послевузовское профессиональное образование.
5. Лицам, не завершившим образование данного уровня, выдается справка установленного образца.
Раздел III. Управление системой образования
Статья 28. Разграничение полномочий в области образования между органами государственной власти Республики Татарстан и Российской Федерации
1. Разграничение полномочий в области образования между органами государственной власти Республики Татарстан и Российской Федерации осуществляется в соответствии с Договором Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан", Законом Российской Федерации "Об образовании", настоящим Законом, Соглашением между правительствами Российской Федерации и Республики Татарстан в области высшего образования.
Статья 29. Компетенция органов государственной власти и управления Республики Татарстан в области образования
1. В компетенцию Государственного Совета Республики Татарстан входят:
- определение и осуществление политики Республики Татарстан в области образования;
- законодательное регулирование отношений, контроль за исполнением законодательства в области образования;
- утверждение Комплексной государственной программы развития образования, национально-региональных компонентов государственных стандартов образования;
- утверждение Республиканского бюджета Республики Татарстан в части расходов на образование, фондов развития образования;
- установление доли республиканского дохода, направляемого на финансирование образования, государственных научно обоснованных нормативов финансирования, налоговых льгот, стимулирующих развитие образования;
- установление почетных званий Республики Татарстан в области образования.
2. В компетенцию Кабинета Министров Республики Татарстан входят:
- разработка и реализация Комплексной государственной программы развития образования;
- утверждение национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов;
- утверждение положения о Министерстве образования Республики Татарстан, типовых положений об образовательных учреждениях;
- установление:
а) порядка финансирования образовательных учреждений и организаций системы образования;
б) норм и видов материального обеспечения обучающихся, воспитанников, студентов, педагогических работников образовательных учреждений, а также предоставление льгот в соответствии с законодательством;
в) порядка предоставления гражданам и погашения ими государственного кредита на получение образования;
- создание, реорганизация и ликвидация государственных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования республиканского подчинения, а также специальных (коррекционных) и других образовательных учреждений;
- реализация Соглашения между правительствами Российской Федерации и Республики Татарстан в области высшего образования.
Статья 30. Компетенция местных органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления в области образования
1. Местные органы государственной власти и управления ответственны за реализацию права граждан на установленное настоящим Законом обязательное основное общее (неполное среднее) образование.
2. К компетенции местных Советов народных депутатов в области образования относятся:
а) рассмотрение и решение в пределах, установленных законом, вопросов образования;
б) утверждение программ развития образования;
в) утверждение местного бюджета в части расходов на образование, фондов развития образования, принятие дополнительных местных нормативов финансирования образования;
г) регулирование в пределах своих полномочий отношений собственности в системе образования;
д) установление дополнительных налоговых льгот, стимулирующих развитие образования в районе, городе в соответствии с законодательством.
3. К компетенции местной администрации в области образования относятся:
а) развитие сети детских домов, школ-интернатов различных типов и других учебно-воспитательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создание в них условий для обучения, воспитания, трудоустройства и определения их на дальнейшую учебу;
б) принятие мер по совершенствованию обучения и воспитания, профессиональной подготовки, социально-бытового и материального обеспечения, медицинского обслуживания, оздоровления детей с недостатками в умственном и физическом развитии;
в) обеспечение организации производства товаров народного потребления в учебно-производственных мастерских школ и внешкольных учреждений, расширение в этих целях ученических кооперативов и других хозяйственных объединений;
г) контроль деятельности местных органов государственного управления образованием;
д) разработка проекта местного бюджета, дополнительных местных нормативов финансирования образования и предоставление их на утверждение Совета народных депутатов;
е) обеспечение гражданам, проживающим на данной территории, возможности выбора общеобразовательного учреждения;
ж) создание, реорганизация и ликвидация коммунальных образовательных учреждений в соответствии с законодательством;
з) создание и ликвидация местных органов государственного управления образованием, определение их структуры и полномочий, назначение руководителей местных органов государственного управления образованием в соответствии с законодательством;
и) принятие мер по обеспечению образовательных учреждений педагогическими кадрами, их социальной защищенности;
к) организация опеки и попечительства над несовершеннолетними, защита их прав, помещение в детские дома или школы-интернаты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передача их на воспитание в семьи или усыновление, (удочерение);
л) обеспечение целенаправленных мер по охране и коррекции здоровья детей и подростков;
м) строительство зданий и сооружений образовательных учреждений, обустройство прилегающей к ним территории;
н) контроль за условиями аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательных учреждений в соответствии с законодательством;
о) использование государственных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования;
п) представление работников образования к государственным наградам по согласованию с коллективами учебно-воспитательных учреждений.
4. К компетенции соответствующих органов местного самоуправления относятся:
а) формирование местных бюджетов в части расходов на образование;
б) защита прав несовершеннолетних, развитие сети детских домов, школ-интернатов;
в) строительство зданий и сооружений образовательных учреждений, обустройство прилегающей к ним территории;
г) принятие мер по совершенствованию обучения и воспитания, профессиональной подготовке, социально-бытовому и материальному обеспечению, медицинскому обслуживанию, оздоровлению обучающихся, воспитанников;
д) обеспечение организации производства товаров народного потребления в учебно-производственных мастерских школ и внешкольных учреждений.
Статья 31. Компетенция органов государственного управления образованием
1. Органы государственного управления образованием создаются решением соответствующего органа исполнительной власти по согласованию с соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти.
2. К компетенции государственных органов управления образованием относятся:
а) разработка и реализация программ развития образования;
б) утверждение национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов;
в) лицензирование и государственная аккредитация образовательных учреждений в пределах своей компетенции;
г) установление порядка аттестаций педагогических работников образовательных учреждений различных типов и видов и требований к образовательным цензам данных педагогических работников;
д) формирование структуры системы образования; разработка перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;
е) прямое финансирование деятельности учрежденных ими образовательных учреждений;
ж) создание государственных фондов стабилизации и развития системы образования;
з) разработка государственных нормативов финансирования образовательных учреждений, а также материально-технической обеспеченности и оснащенности образовательного процесса;
и) прогнозирование развития сети образовательных учреждений, подготовка предложений по выделению из бюджета целевых субвенций на нужды развития образования в регионах;
к) контроль исполнения законодательства в области образования, государственных образовательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования.
3. Органам управления образованием подконтрольны подведомственные им образовательные учреждения. В случае нарушения образовательным учреждением законодательства в области образования и (или) своего устава государственные органы управления образованием вправе своим предписанием приостановить в этой части деятельность образовательного учреждения до решения суда.
Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения
1. Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, определенных законодательством, Типовым положением о соответствующем образовательном учреждении и его уставом.
2. К компетенции образовательного учреждения относятся:
а) привлечение для осуществления уставной деятельности дополнительных источников финансовых и материальных средств, включая использование банковского кредита;
б) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;
в) подбор, прием на работу педагогических кадров и вспомогательного персонала; ответственность за уровень квалификации педагогических кадров;
г) организация и совершенствование методического обеспечения образовательного процесса;
д) разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов на основе примерных образовательных программ и учебных планов Министерства образования Республики Татарстан;
е) разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин;
ж) разработка и утверждение годовых календарных учебных графиков;
з) установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;
и) установление надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров премирования работников:
к) разработка и принятие устава образовательного учреждения;
л) разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, иных локальных актов;
м) самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено Типовым положением о данном типе и виде образовательного учреждения и настоящим Законом;
н) самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации;
о) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, воспитанников в соответствии со своим уставом и требованиями настоящего Закона;
п) контроль за своевременностью предоставления отдельным категориям обучающихся, воспитанников дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством, а также актами местных органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления;
р) создание условий в учреждениях образования для организации горячего питания обучающихся, воспитанников, их медицинского обслуживания и оздоровления;
с) координация в образовательном учреждении деятельности общественных (в том числе детских и молодежных) объединений, не запрещенных законом;
т) осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством и предусмотренной уставом образовательного учреждения;
у) обеспечение в образовательном учреждении интернатного типа условий содержания воспитанников не ниже нормативных;
ф) содействие деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений.
3. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством порядке ответственность за:
а) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников во время образовательного процесса;
б) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;
в) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;
г) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком, качество образования своих выпускников;
д) иные действия, предусмотренные законодательством.
Статья 33. Управление государственными образовательными учреждениями и образовательными учреждениями местного самоуправления
1. Управление государственными образовательными учреждениями и образовательными учреждениями местного самоуправления осуществляется в соответствии с законодательством Республики Татарстан и уставом образовательного учреждения на принципах единоначалия и самоуправления.
2. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы.
3. Непосредственное управление образовательным учреждением осуществляет заведующий, директор, ректор или другой руководитель.
Руководитель государственного образовательного учреждения и образовательного учреждения местного самоуправления может быть в соответствии с уставом:
а) избран коллективом образовательного учреждения;
б) избран коллективом образовательного учреждения при предварительном согласовании кандидатуры (кандидатур) с учредителем;
в) избран коллективом образовательного учреждения с последующим утверждением учредителем;
г) назначен учредителем с предоставлением совету образовательного учреждения права "вето";
д) назначен учредителем;
е) нанят учредителем.
В образовательных учреждениях высшего профессионального образования назначение ректоров не допускается.
4. Разграничение полномочий между советом и руководителем образовательного учреждения определяется уставом образовательного учреждения.
5. Руководителям государственных образовательных учреждений и образовательных учреждений местного самоуправления совмещение их должностей с другими руководящими должностями (кроме научного и научно-методического руководства) внутри или вне образовательных учреждений не разрешается.
6. Должностные обязанности руководителей государственных образовательных учреждений, их филиалов (отделений) не могут исполняться по совместительству.
Статья 34. Управление негосударственным образовательным учреждением
1. Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет непосредственно его учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый учредителем.
2. Правомочия попечительского совета и схема внутреннего управления негосударственным образовательным учреждением, а также процедура назначения или выборов руководителя указанного образовательного учреждения и правомочия данного руководителя определяются учредителем (попечительским советом) этого образовательного учреждения по согласованию с педагогическим коллективом и фиксируются в уставе негосударственного образовательного учреждения.
Статья 35. Порядок создания, реорганизации и ликвидации образовательного учреждения
1. Образовательное учреждение создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется уполномоченным органом в заявительном порядке в соответствии с законодательством.
2. В регистрации образовательного учреждения не может быть отказано по мотивам нецелесообразности. Отказ в регистрации, а также уклонение от нее могут быть обжалованы учредителем в суд.
3. Права юридического лица у образовательного учреждения в части ведения финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренной его уставом и направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента регистрации образовательного учреждения.
4. Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
5. Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается органом государственного управления образованием на основании заключения экспертной комиссии в соответствии с законодательством. Лицензии на право ведения образовательной деятельности образовательным учреждениям религиозных объединений выдаются по представлению руководства соответствующей конфессии.
6. Экспертная комиссия создается органом государственного управления образованием по заявлению учреждения в месячный срок. В экспертную комиссию на паритетных началах входят представители органа государственного управления образованием, соответствующего местного органа государственной власти и управления, органа местного самоуправления, действующих образовательных учреждений, общественности.
7. Контроль за соблюдением образовательным учреждением независимо от его организационно-правовой формы предусмотренных лицензией условий обеспечивает орган государственного управления образованием, выдавший лицензию. В случае нарушения этих условий лицензия подлежит изъятию. Возобновление лицензии осуществляется в том же порядке, что и ее получение.
8. Право образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации, а также на включение в систему государственного финансирования возникает с момента государственной аккредитации.
9. Свидетельство о государственной аккредитации образовательного учреждения подтверждает его государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, право на выдачу выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования.
Свидетельство о государственной аккредитации, выдаваемое дошкольным образовательным учреждениям и учреждениям дополнительного образования детей, подтверждает государственный статус соответствующего образовательного учреждения, уровень реализуемых им образовательных программ, категорию этого образовательного учреждения.
10. Государственная аккредитация образовательных учреждений проводится органами государственного управления образованием на основании заявления образовательного учреждения и заключения по его аттестации.
11. Аттестация образовательного учреждения проводится по его заявлению органами государственного управления образованием с привлечением работников ведущих образовательных учреждений, общественности. Аттестация проводится один раз в пять лет, если иное не предусмотрено законом.
12. Целью аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов. Условием аттестации образовательного учреждения являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последовательных лет.
Первая аттестация вновь созданного образовательного учреждения может проводиться по его заявлению после первого выпуска обучавшихся, воспитанников, но не ранее чем через три года после получения разрешения (лицензии).
13. Образовательное учреждение может быть лишено государственной аккредитации по результатам аттестации.
14. Филиалы (отделения) образовательных учреждений проходят регистрацию по фактическому адресу, лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию в общем порядке, установленном для образовательных учреждений настоящим Законом.
15. Образовательное учреждение может быть реорганизовано в иное образовательное учреждение по решению учредителя в соответствии с законодательством.
16. При реорганизации образовательного учреждения его устав, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу.
17. Передача республиканских образовательных учреждений в ведение местных органов государственного управления, органов местного самоуправления допускается только с согласия последних.
18. Ликвидация образовательного учреждения может осуществляться:
- по решению его учредителя либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами;
- по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии (разрешения), запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей его уставным целям.
19. Ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением.
Раздел IV. Экономика системы образования
Статья 36. Отношения собственности в системе образования
1. За образовательным учреждением в целях обеспечения его уставной образовательной деятельности учредитель закрепляет в оперативное управление здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование, а также иное необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения, принадлежащие учредителю на праве собственности.
Земельные участки закрепляются за государственными образовательными учреждениями и образовательными учреждениями местного самоуправления в бессрочное бесплатное пользование.
2. Образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленного за этим учреждением имущества. Контроль деятельности образовательного учреждения в этой части осуществляется собственником.
3. Имущество, закрепленное за образовательным учреждением, может изыматься собственником в порядке, установленном законодательством.
4. Негосударственное образовательное учреждение пользуется преимущественным правом на приобретение ранее закрепленного за ним в оперативное управление или арендуемого им отчуждаемого государственного имущества.
5. Образовательному учреждению принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими и (или) юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом его деятельности, а также на доходы от собственной деятельности образовательного учреждения и приобретенное на эти доходы имущество.
6. Негосударственное образовательное учреждение может быть признано банкротом на основаниях, установленных законом.
7. Образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам в соответствии с законодательством. При недостаточности у образовательного учреждения средств ответственность по его обязательствам несет учредитель в порядке, установленном законодательством.
8. В случае, если учредителем образовательного учреждения и собственником закрепленного за ним имущества являются местные органы государственной власти или управления или органы местного самоуправления одной и той же административно - территориальной единицы, с государственного образовательного учреждения или образовательного учреждения местного самоуправления арендная плата за пользование закрепленными объектами собственности не взимается, а расходы на текущий и капитальный ремонт и содержание соответствующего образовательного учреждения несет учредитель (собственник), если иное не предусмотрено договором между учредителем и образовательным учреждением.
9. Государственные образовательные учреждения и закрепленные за ними на праве оперативного управления или находящиеся в их самостоятельном распоряжении объекты производственной и социальной инфраструктуры приватизации не подлежат.
Статья 37. Финансирование образовательных учреждений
1. Деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними. По договору между учредителем и образовательным учреждением последнее может функционировать на условиях самофинансирования.
2. Финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе соответствующих нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому виду, типу и категории образовательного учреждения.
Для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственного управления образованием образовательных учреждений норматив их финансирования должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся.
Финансирование образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования осуществляется из Республиканского бюджета Республики Татарстан и федерального бюджета в долях, размер которых устанавливается Соглашением между правительствами Российской Федерации и Республики Татарстан в области высшего образования.
3. Республиканские нормативы финансирования образовательных учреждений на очередной год устанавливаются законом.
4. Республиканские и местные нормативы финансирования должны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и предусмотренного перечнем соответствующего оборудования образовательного учреждения.
5. Система финансирования государственных образовательных учреждений определяется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
6. Нормативы финансирования негосударственных образовательных учреждений не могут быть ниже нормативов финансирования аналогичных государственных образовательных учреждений на данной территории.
7. Образовательные учреждения имеют право привлекать дополнительные финансовые ресурсы в порядке, установленном законодательством.
Дополнительными источниками финансирования образовательных учреждений и организаций являются:
а) поступления средств от министерств, государственных комитетов и ведомств, организаций, в том числе иностранных, за услуги по подготовке и повышению квалификации кадров;
б) средства, полученные от реализации продукции учебных заведений, от сдачи в соответствии с законодательством в аренду помещений и оборудования, от реализации неиспользуемого оборудования;
в) бюджетные поступления от других республик согласно межправительственным соглашениям;
г) целевые сборы на нужды образовательных учреждений, устанавливаемые в соответствии с законодательством;
д) добровольные взносы, пожертвования и передаваемые материальные ценности государственных, общественных и иных предприятий, учреждений, организаций, а также отдельных граждан;
е) прочие поступления, в том числе за осуществление различных платных услуг.
Привлечение дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров финансирования образовательного учреждения за счет средств учредителя.
8. Негосударственные образовательные учреждения получают право на государственное финансирование с момента их государственной аккредитации в случае реализации ими основных общеобразовательных программ.
9. Образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования вправе осуществлять, сверх финансируемых за счет средств учредителя заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся, подготовку и переподготовку работников квалифицированного труда и специалистов соответствующего уровня образования по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения.
Статья 38. Государственное стимулирование образования
1. Основой государственных гарантий получения гражданами Республики Татарстан образования в пределах государственных образовательных стандартов является государственное финансирование образования.
2. Государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования, а также защищенность соответствующих расходных статей соответствующих бюджетов. Конкретные суммы устанавливаются ежегодно при утверждении Республиканского бюджета Республики Татарстан и местных бюджетов. Размеры и нормативы финансирования образовательных учреждений подлежат индексации в соответствии с темпами инфляции.
3. Образовательные учреждения в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставами этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты налогов в порядке, установленном законодательством.
4. В целях привлечения инвестиций в систему образования государство предусматривает специальную систему налоговых льгот предприятиям, учреждениям и организациям независимо от их организационно-правовых форм, а также физическим лицам, в том числе иностранным гражданам, вкладывающим свои средства, в том числе в натуральной форме, в развитие системы образования Республики Татарстан. Характер, размеры и порядок предоставления этих льгот определяются законодательством.
5. Предприятия, учреждения и организации различных форм собственности в соответствии с законодательством могут освобождаться от налога на имущество, передаваемое в бессрочное бесплатное пользование образовательным учреждениям для организации учебно-воспитательного процесса.
6. Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются дополнительные денежные средства в размере затрат на образование одного ребенка на соответствующем этапе образования в государственном образовательном учреждении, определяемых государственными нормативами финансирования. Выплаты производятся за счет средств учредителя образовательных учреждений соответствующих типов и видов до получения ребенком среднего (полного) общего или начального профессионального образования либо до достижения им возраста, определенного законодательством в качестве предельного для выплат социального пособия на детей.
7. Государство создает необходимые условия для развития сети учреждений дополнительного образования детей и оказывает материальную поддержку данным учреждениям, в том числе финансовую.
Статья 39. Материально-техническая база образовательных учреждений
1. Образовательное учреждение обязано обеспечить содержание закрепленного за ним в оперативное управление и (или) принадлежащего ему на праве собственности имущества на уровне, не ниже определяемого нормативами, действующими в Республике Татарстан.
2. Развитие материально-технической базы государственного образовательного учреждения осуществляется самим образовательным учреждением в пределах закрепленных за ним бюджетных и собственных средств.
3. Органы государственного управления образованием обязаны участвовать в решении вопросов содержания и развития материально-технической базы образовательных учреждений.
Статья 40. Права образовательного учреждения в использовании финансовых и материальных средств
1. Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный баланс и расчетный счет, в том числе валютный, в банковских и иных кредитных организациях.
2. Финансовые и материальные средства образовательного учреждения, закрепленные за ним учредителем или являющиеся собственностью этого учреждения, используются им по своему усмотрению в соответствии с уставом образовательного учреждения и изъятию не подлежат, если иное не предусмотрено законодательством.
3. Неиспользованные в текущем году (квартале, месяце) финансовые средства не могут быть изъяты у образовательного учреждения или зачтены учредителем в объеме финансирования этого образовательного учреждения на следующий год (квартал, месяц).
4. Образовательное учреждение вправе участвовать в уставных фондах хозяйственных товариществ, обществ и других предприятий, учреждений и организаций только своим имуществом, принадлежащим ему на праве собственности.
5. Образовательное учреждение вправе с согласия собственника использовать закрепленные за ним финансовые средства и иное имущество в осуществляемой им деятельности, связанной с получением дохода. В этом случае собственник получает право на часть дохода от использования закрепленных за образовательными учреждениями объектов собственности в размере, определенном договором между собственником и образовательным учреждением.
Статья 41. Платные дополнительные образовательные услуги государственных образовательных учреждений и образовательных учреждений органов местного самоуправления
1. Государственные образовательные учреждения и образовательные учреждения местного самоуправления вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги населению, предприятиям, учреждениям, организациям, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами:
- преподавание отдельных дисциплин или циклов дисциплин;
- углубленное изучение предметов;
- организация абитуриентских классов, подготовительных курсов, кружков и секций;
- консультационные;
- репетиторство;
- другие образовательные услуги.
2. Платные дополнительные образовательные услуги не могут оказываться вместо основной образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.
В противном случае соответствующие финансовые средства изымаются учредителем в его бюджет.
3. Доход от дополнительных платных образовательных услуг образовательного учреждения реинвестируется в данное учреждение, в том числе на увеличение расходов на заработную плату, по его усмотрению. Данная деятельность не относится к предпринимательской.
Статья 42. Платная образовательная деятельность негосударственного образовательного учреждения
1. Негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в рамках государственных образовательных стандартов.
2. Платная образовательная деятельность такого образовательного учреждения не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса (в том числе на заработную плату), на его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.
3. Взаимоотношения негосударственного образовательного учреждения и обучающегося, воспитанника, его родителей (законных представителей) регулируются договором, определяющим уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение, иные условия.
Статья 43. Возмещение ущерба, причиненного некачественным образованием
1. В случае некачественной подготовки выпускников аккредитованным образовательным учреждением органы государственного управления образованием вправе предъявить этому образовательному учреждению иск по возмещению дополнительных затрат на переподготовку этих выпускников в других образовательных учреждениях.
2. Основанием для предъявления иска является рекламация органов государственного управления образованием на качество подготовки выпускников.
Статья 44. Предпринимательская деятельность образовательного учреждения
1. Образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом, в порядке, установленном законодательством.
2. Учредитель или местные органы государственного управления образованием вправе приостановить предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу.
3. Деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого образовательного учреждения производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении.
Раздел V. Социальная защита образования
Статья 45. Права и социальная защита обучающихся, воспитанников
1. Права и обязанности обучающихся, воспитанников определяются законодательством Республики Татарстан и уставом образовательного учреждения.
2. Обучающиеся, воспитанники всех образовательных учреждений в соответствии с законодательством имеют право на:
- получение образования в соответствии с государственным образовательным стандартом;
- выбор учебного заведения, языка обучения, профиля и форм обучения, индивидуальных программ;
- получение дополнительных образовательных услуг, в том числе платных;
- ускоренный срок обучения, сдачу экзаменов по всем или отдельным предметам экстерном;
- свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
- бесплатное пользование научной, учебно-производственной, культурно-спортивной и оздоровительной базой учебно-воспитательного учреждения при проведении мероприятий, предусмотренных учебно-воспитательным процессом;
- участие в научной работе, изобретательской и рационализаторской деятельности, направление за рубеж для учебы, стажировки, участие в конференциях, олимпиадах и других образовательных мероприятиях;
- продолжение образования;
- обжалование в совете учебно-образовательного учреждения действий администрации, преподавателя, унижающих честь и достоинство обучающегося, воспитанника, требование к себе гуманного, справедливого отношения.
3. Обучающихся, воспитанников государственного образовательного учреждения или образовательного учреждения местного самоуправления учредитель в пределах своей компетенции и в соответствии с действующими нормативами обеспечивает стипендиями, местами в общежитиях и интернатах, льготным или бесплатным питанием и проездом на транспорте, иными видами льгот и материальной помощи.
4. Не допускается принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные объединения, а также принудительное привлечение их к деятельности этих объединений и к участию в агитационных кампаниях и политических акциях.
5. Обучающиеся в образовательных учреждениях по очно-заочной (вечерней) и заочной форме, выполняющие учебный план, имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск по месту работы, на сокращенную рабочую неделю и на другие льготы, которые предоставляются в порядке, устанавливаемом законодательством.
6. Обучение и содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных и аккредитованных образовательных учреждениях осуществляется на основе полного государственного обеспечения.
7. Для детей и подростков с отклонениями в умственном и физическом развитии местные органы управления образованием создают специальные (коррекционные) группы, классы, образовательные учреждения, обеспечивающие их воспитание, обучение, лечение, социальную адаптацию и интеграцию в обществе. Направление в них обучающихся, воспитанников этой категории проводится только по заключению психолого-медикопедагогической комиссии с согласия родителей (законных представителей). Финансирование указанных образовательных учреждений осуществляется по нормативам, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Татарстан.
8. Для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, достигших одиннадцатилетнего возраста, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, создаются специальные учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку.
Направление учащихся в эти образовательные учреждения осуществляется только по решению суда.
9. Для особо одаренных детей, подростков и молодых людей могут создаваться нетиповые образовательные учреждения. Критерии отбора обучающихся, воспитанников в такого рода образовательные учреждения определяются учредителем и доводятся до сведения общественности.
Сверхнормативное финансирование таких образовательных учреждений осуществляется за счет средств учредителя.
10. Обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.
11. Для лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, администрацией этих учреждений и органами государственного управления образованием создаются условия для получения основного общего (неполного среднего) и начального профессионального образования, а также самообразования.
12. На обучающихся в негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, распространяется право на получение льгот, предусмотренных законодательством для обучающихся в государственных образовательных учреждениях.
13. Граждане, получившие образование в неаккредитованных образовательных учреждениях, в форме семейного образования и самообразования, имеют право на аттестацию в форме экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях соответствующего типа.
14. Обучающиеся, воспитанники общеобразовательных школ могут устраиваться на работу в свободное от учебы время в порядке, предусмотренном трудовым законодательством.
15. Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.
Статья 46. Охрана здоровья обучающихся, воспитанников
1. Образовательные учреждения по согласованию с органами здравоохранения создают условия для охраны жизни и здоровья обучающихся, воспитанников.
2. Режим занятий, учебная и трудовая нагрузка обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций органов государственного управления образованием, согласованных с органами здравоохранения.
3. Ответственность за создание безопасных условий для обучения, охрану труда в процессе учебной производственной деятельности, практики обучающихся, воспитанников возлагается на должностных лиц органов государственного управления образованием, образовательных учреждений, предприятий, учреждений и организаций в соответствии с законодательством.
4. Для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются учебно-оздоровительные учреждения, в том числе санаторного типа. Учебные занятия могут проводиться также в лечебных учреждениях и на дому.
5. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинского персонала.
6. Организация питания в образовательном учреждении возлагается на местные органы государственного управления, органы местного самоуправления.
Инфляционный рост расходов на питание и охрану здоровья обучающихся, воспитанников полностью компенсируется государством.
Статья 47. Права и обязанности родителей (законных представителей) в области образования
1. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего (неполного среднего) образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, требовать уважительного отношения к личности ребенка, защищать законные права и интересы, обжаловать в органы государственной власти и суд действия педагогов, руководителей образовательных учреждений и учредителя, связанных с обучением и воспитанием их детей, и принимать участие в управлении образовательным учреждением.
2. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников имеют право дать им начальное общее, основное общее (неполное среднее) и среднее (полное) общее образование в семье. В этом случае между родителями (законными представителями) и соответствующим органом управления образованием может заключаться договор, определяющий необходимые правовые, экономические и другие условия и обязательства сторон с учетом интересов ребенка, семьи, общества. Ребенок, обучающийся в семье, вправе на любом этапе обучения продолжить обучение в образовательном учреждении при положительной аттестации.
3. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования.
Статья 48. Занятие педагогической деятельностью
1. Порядок комплектования работников образовательного учреждения регламентируется его уставом.
К педагогической деятельности в образовательных учреждениях допускаются лица, имеющие образовательный ценз и соответствующие квалификационным требованиям профессиональные качества, которые определяются типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
2. К педагогической деятельности в образовательных учреждениях не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления. Перечни соответствующих медицинских противопоказаний и состав преступлений устанавливаются законом.
Статья 49. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность
1. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся получением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством.
2. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензируется. При ее регистрации заявитель представляет в соответствующий орган государственного управления только заявление и документ об уплате регистрационного сбора.
3. Незарегистрированная индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не допускается. Физические лица, занимающиеся такой деятельностью с нарушением законодательства, несут ответственность в соответствии с законодательством. Все доходы, полученные от такой деятельности, подлежат взысканию в доход соответствующего местного бюджета в установленном порядке.
Статья 50. Трудовые отношения в системе образования
1. Для работников образовательного учреждения работодателем является данное образовательное учреждение, если иное не предусмотрено законодательством.
2. Трудовые отношения работника образовательного учреждения и образовательного учреждения регулируются трудовым договором (контрактом). Условия трудового договора (контракта) не могут противоречить законодательству о труде.
3. Помимо оснований прекращения трудового договора по инициативе администрации, предусмотренных законодательством о труде, основаниями для увольнения педагогического работника образовательного учреждения по инициативе администрации этого образовательного учреждения до истечения срока действия трудового договора (контракта) являются:
а) повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения;
б) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;
в) появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
Увольнение по настоящим основаниям может осуществляться администрацией без согласия профсоюза.
Статья 51. Оплата труда работников образовательных учреждений
1. Заработная плата и должностной оклад работнику образовательного учреждения выплачивается за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом).
2. Педагогическим работникам образовательных учреждений минимальные ставки заработной платы и должностные оклады устанавливаются в размере, превышающем уровень средней заработной платы в Республике Татарстан.
Размер средней ставки заработной платы и должностного оклада педагогических работников образовательных учреждений устанавливается на уровне:
- для педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования - в два раза превышающем уровень средней заработной платы работников промышленности в Республике Татарстан;
- для учителей и других педагогических работников - не ниже средней заработной платы работников промышленности в Республике Татарстан;
- для иных работников образовательных учреждений - не ниже средней заработной платы аналогичных категорий работников промышленности в Республике Татарстан.
3. Образовательное учреждение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда самостоятельно определяет форму и систему оплаты труда, размеры доплат и надбавок, премий и других выплат стимулирующего характера.
Изыскание средств на эти цели путем превышения максимально допустимых учебных нагрузок на работника запрещается.
Статья 52. Права, обязанности, социальные гарантии и льготы работников образования
1. Работник образовательного учреждения имеет право на:
- повышение профессиональной квалификации;
- участие в управлении образовательным учреждением;
- защиту чести и достоинства, справедливые и благоприятные условия для профессиональной деятельности.
2. Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником образовательного учреждения норм профессионального поведения и (или) устава данного образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику.
3. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника образовательного учреждения, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов обучающихся, воспитанников.
4. Педагогическому работнику в соответствии с законодательством предоставляется право на:
- свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников;
- педагогическую инициативу, распространение своего педагогического опыта, получившего научное обоснование или экспериментальное подтверждение;
- получение пенсии за выслугу лет до достижения пенсионного возраста в порядке, установленном законодательством;
- бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках, первоочередное предоставление жилой площади в соответствии с законодательством;
- льготное санаторное лечение;
- оплачиваемый отпуск в соответствии с законодательством;
- дополнительный отпуск сроком до одного года через каждые 10 лет непрерывной работы с сохранением педагогического стажа работы, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения;
- другие льготы, предоставляемые Кабинетом Министров Республики Татарстан.
5. Для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю.
6. Педагогические работники образовательных учреждений, проживающие в сельской местности, рабочих поселках, имеют право на льготы, предусмотренные для специалистов сельского хозяйства.
7. На выпускников педагогических образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования, других специалистов, прибывших на работу в сельские образовательные учреждения, распространяются условия и порядок выдачи единовременного пособия на хозяйственное обзаведение, устанавливаемые для специалистов, окончивших сельскохозяйственные образовательные учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования.
8. На работников учебных и научных лабораторий, учебно-производственных, производственных мастерских (цехов) и учебных хозяйств, предприятий, учреждений и организаций системы образования распространяются льготы и преимущества, устанавливаемые для работников соответствующих производств.
9. Педагогическим работникам образовательных учреждений (в том числе руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом) в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере, установленном законодательством. Сумма выплаченной денежной компенсации налогообложению не подлежит.
10. Органы государственной власти и управления, организации и предприятия в соответствии с их компетенцией могут предоставлять работникам образования дополнительные социальные льготы.
11. Для педагогических работников образовательных учреждений периодически организуется бесплатное медицинское обследование за счет учредителя.
12. На занятых на работах с осужденными работников образовательных учреждений и учебно-консультационных пунктов, которые создаются при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, распространяются порядок и условия установления пенсии в связи с особыми условиями труда, предусмотренные для занятых на работах с осужденными работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
Статья 53. Поощрение работников образования
За особые заслуги в обучении и воспитании подрастающего поколения, большой вклад в развитие системы образования работники образования могут быть представлены:
- к награждению государственными наградами, присвоению почетных званий Российской Федерации и Республики Татарстан;
- премированию и другим видам материального поощрения.
Раздел VI. Международная деятельность в системе образования
Статья 54. Международное сотрудничество
1. Органы государственного управления образованием всех уровней, предприятия, учреждения и организации системы образования имеют право на установление прямых связей с зарубежными и международными организациями.
2. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение образования, переподготовку и повышение квалификации в Республике Татарстан. Условия обучения устанавливаются нормативными правовыми актами Республики Татарстан и международными договорами Республики Татарстан.
Если международными договорами Республики Татарстан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Татарстан об образовании, применяются правила международного договора.
3. Граждане Республики Татарстан имеют право на обучение за рубежом в соответствии с законодательством.
Статья 55. Внешнеэкономическая деятельность
1. Органы государственного управления образованием, образовательные учреждения имеют право самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность и иметь валютные счета в банковских и других кредитных организациях в порядке, установленном законодательством.
2. Валютные средства, полученные образовательным учреждением от внешнеэкономической деятельности, принадлежат ему на праве собственности или поступают в его оперативное управление и изъятию не подлежат.".
<< Назад |
Статья 2 >> Статья 2 |
|
Содержание Закон РТ от 2 июля 1997 г. N 1247 "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан "Об образовании" (утратил... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.