Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 14 июня 2002 г. N 332
"Об утверждении Положения о медицинской экспертизе в системе
обязательного медицинского страхования Республики Татарстан"
Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.01.2002 г. N 17 "Об утверждении Программы государственных гарантий оказания гражданам Республики Татарстан бесплатной медицинской помощи на 2002 год" утвердить прилагаемое Положение о медицинской экспертизе в системе обязательного медицинского страхования Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан |
Р.Н.Минниханов |
Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан |
И.Б.Фаттахов |
Положение
"О медицинской экспертизе в системе обязательного медицинского
страхования Республики Татарстан
(утв. постановлением КМ РТ от 14 июня 2002 г. N 332)
Медицинская экспертиза в системе обязательного медицинского страхования является одним из направлений вневедомственного контроля качества медицинской помощи.
1. Общие положения
Понятие вневедомственного контроля качества медицинской помощи в обязательном медицинском страховании предполагает оценку качества медицинской помощи субъектами вневедомственного контроля качества в пределах своей компетенции.
Право на проведение вневедомственного контроля закреплено за субъектами обязательного медицинского страхования Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", Законом Республики Татарстан "О медицинском страховании граждан Республики Татарстан".
Система вневедомственного контроля качества медицинской помощи обязательного медицинского страхования Республики Татарстан (далее - ОМС) создается в соответствии с действующим законодательством в целях защиты прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи должного объема и качества по договорам обязательного медицинского страхования.
Настоящее Положение устанавливает единые организационные и методические принципы вневедомственного контроля качества медицинских услуг, предоставляемых гражданам учреждениями здравоохранения независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования.
Вневедомственный контроль качества медицинской помощи осуществляется в соответствии с квалификационным уровнем медицинского учреждения, его ресурсными и кадровыми возможностями, используемыми технологиями.
Ответственность за организацию и состояние вневедомственного контроля качества медицинской помощи несут руководители и должностные лица организаций, осуществляющих вневедомственный контроль качества, имеющих право на его проведение в соответствии с должностными инструкциями и действующим законодательством.
Решением Верховного суда РФ от 29 сентября 2004 г. N 11-Г04-26 раздел 2 настоящего положения признан противоречащим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу
2. Субъекты системы вневедомственного контроля качества
медицинской помощи и их компетенция
Вневедомственный контроль качества медицинской помощи, оказываемой учреждениями здравоохранения, а также физическими лицами по договорам обязательного медицинского страхования, осуществляют:
территориальные больничные кассы;
Республиканская больничная касса;
страхователи.
Основной задачей субъектов вневедомственного контроля качества медицинской помощи является организация в пределах своей компетенции контроля качества медицинской помощи в целях обеспечения прав граждан на беспрепятственное получение бесплатной медицинской помощи надлежащего объема и качества, защиты экономических интересов всех застрахованных, их права на получение медицинской помощи за счет средств ОМС.
Вневедомственный контроль качества медицинской помощи в обязательном медицинском страховании осуществляется по следующим направлениям:
экспертиза качества медицинской помощи;
контроль соответствия качества медицинских услуг, оказываемых по договору обязательного медицинского страхования, квалификационному уровню медицинского учреждения;
проверка качества медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях в связи с жалобами и обращениями граждан;
мониторинг удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи, оказываемой по договорам ОМС;
контроль за соблюдением договорных обязательств.
Экспертиза качества медицинской помощи осуществляется врачом-экспертом, имеющим стаж работы по специальности и сертификат специалиста, выданный в установленном законом порядке.
Компетенция территориальных больничных касс (далее - ТБК):
организация и осуществление экспертизы качества медицинской помощи по законченным случаям лечения с выявлением нарушений качества оказания медицинской помощи, с правом, в случае выявления нарушений, частично или полностью не возмещать затраты медицинских учреждений по оказанию медицинских услуг в установленном законом порядке;
предъявление исков и претензий медицинским учреждениям по возмещению ущерба, причиненного застрахованным гражданам;
информирование территориальных органов Министерства здравоохранения Республики Татарстан, Государственной аккредитационно-лицензионной медицинской комиссии Республики Татарстан, администраций городов и районов Республики Татарстан о результатах экспертной работы;
предоставление по требованию застрахованных информации об экспертной оценке медицинской помощи, оказанной им по договору ОМС.
Компетенция Республиканской больничной кассы (далее - РБК):
разработка методических рекомендаций по организации экспертизы страховых случаев;
обращение о принятии мер по поводу выявляемых нарушений в деятельности лечебно-профилактических учреждений, физических лиц, оказывающих медицинскую помощь по договорам ОМС, в Министерство здравоохранения Республики Татарстан, Государственную аккредитационно-лицензионную медицинскую комиссию Республики Татарстан, администрации городов и районов Республики Татарстан;
представление отчетности по защите прав застрахованных в Федеральный фонд (далее - ФФ) ОМС;
ежеквартальное представление информации о качестве медицинской помощи в пределах Базовой программы обязательного медицинского страхования, утверждаемой постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан, в Министерство здравоохранения Республики Татарстан по согласованным формам;
координация на республиканском уровне деятельности по защите прав застрахованных - создание Координационного совета по защите прав застрахованных;
обеспечение через средства массовой информации информированности граждан о правах в области охраны здоровья и результатах работы по защите прав застрахованных;
формирование регистра внештатных врачей-экспертов;
проведение реэкспертизы по обращениям граждан, организаций;
участие в работе согласительных комиссий.
Формирование регистра врачей-экспертов ОМС осуществляется в соответствии с требованиями приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации и ФФ ОМС от 24.10.96 г. N 363/77 "О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации" (с изменениями от 21.07.97 г. N 26/13).
Компетенция страхователя:
осуществление контроля за соблюдением условий договора ОМС;
перезаключение договора ОМС в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
получение необходимой информации о квалификационном уровне лечебно-профилактического учреждения, с которым заключен договор на предоставление медицинских услуг по ОМС, о состоянии медицинской помощи застрахованным, мерах по ее совершенствованию;
получение информации о состоянии работы по защите прав застрахованных от страховщика.
3. Основания и порядок проведения вневедомственного контроля
качества медицинской помощи, оказанной по договорам ОМС
Основными причинами назначения вневедомственной медицинской экспертизы в системе ОМС являются:
жалобы пациентов или страхователей на качество и культуру оказания медицинской помощи;
факт неблагоприятного исхода заболевания;
включение в счет-реестр медицинских услуг, не входящих в территориальную программу ОМС;
наличие многочисленных нарушений в оказании медицинской помощи у отдельных специалистов, подразделений, учреждений;
несоответствие проведенного лечения диагнозу заболевания, повлиявшее на стоимость лечения.
Решением Верховного суда РТ от 24 июня 2004 г. абзац 7 раздела 3 настоящего положения признан частично противоречащим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу. Решение было обжаловано в Верховный суд РФ и оставлено в данной части без изменения
Вневедомственный контроль качества медицинской помощи в системе ОМС осуществляется в виде экспертизы качества медицинской помощи методом выявления нарушений по законченным случаям лечения и оценки их по Перечню нарушений в оказании медицинской помощи и размерам финансовых санкций страховщика к медицинскому учреждению, работающему в системе ОМС, приведенному в приложении к настоящему Положению.
Экспертиза качества медицинской помощи проводится непосредственно в медицинском учреждении в присутствии уполномоченного представителя экспертируемого учреждения здравоохранения по затребованной врачом-экспертом первичной медицинской документации и с обеспечением ему условий для осмотра больного. Врач-эксперт не имеет права создавать препятствия для основной деятельности персонала медицинского учреждения в процессе проведения им экспертизы качества медицинской помощи.
Цель экспертизы качества медицинской помощи - экспертиза объемов и качества оказанных медицинских услуг.
Объемы оказанной медицинской помощи должны соответствовать Территориальной программе ОМС. Качество медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования предусматривает ее соответствие федеральным, республиканским и учрежденческим стандартам, протоколам ведения больных, а при их отсутствии - соответствующим клиническим руководствам, которые содержат унифицированный набор и объем диагностических и лечебных мероприятий и нормативы длительности госпитализации больных по статистическим группам.
Качество лечебно-диагностического процесса оценивается по стандарту, включающему в себя основные элементы:
качественный сбор информации о больном (диагностические мероприятия по данной иозологии);
правильную постановку и обоснование диагноза;
качественно выполненные лечебные мероприятия.
По результатам работы в медицинском учреждении врачом-экспертом не позднее 10 дней после получения первичной медицинской документации заполняется акт экспертизы качества медицинской помощи (далее - Акт), содержащий обоснованные экспертные заключения, выводы и рекомендации с указанием специалиста, допустившего нарушение качества медицинской помощи, и направляется в территориальную больничную кассу и медицинское учреждение.
4. Организация взаимодействия субъектов вневедомственного
контроля качества медицинской помощи с учреждениями
здравоохранения, права и обязанности сторон
Для улучшения взаимодействия ведомственной и вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи ТБК осуществляют запрос в клинико-экспертную комиссию медицинского учреждения или органа управления здравоохранения о результатах проведения ведомственной экспертизы по поставленным вопросам, оценивают ее результаты, и в случае согласия с ними принимают необходимые решения или соответствующие меры без проведения дополнительной экспертизы.
РБК ежеквартально передают в Министерство здравоохранения Республики Татарстан, а территориальные больничные кассы - в управления здравоохранения городов и отделов здравоохранения районов Министерства здравоохранения Республики Татарстан информацию о качестве медицинской помощи с оценкой специфики лечебно-диагностической и организационной деятельности, анализом причин неудовлетворительных результатов оказания медицинской помощи и предложениями о ее улучшении по согласованным формам.
По результатам вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи ТБК представляют в лечебно-профилактические учреждения Акт, который должен быть рассмотрен и подписан главным врачом не позднее 10 рабочих дней со дня получения, после чего ТБК удерживают указанную в Акте сумму.
При несогласии с результатами экспертизы качества медицинской помощи администрация медицинского учреждения обязана не позднее 10 рабочих дней со дня получения Акта подать мотивированный письменный протест в ТБК. В этом случае сторонами назначается согласительная комиссия с равным количеством участников с обеих сторон. Работа согласительной комиссии и ее решения протоколируются. При отсутствии согласия сторон возможно привлечение независимых экспертов. Последней инстанцией досудебного рассмотрения споров является согласительная межведомственная комиссия, организуемая совместным приказом Министерства здравоохранения Республики Татарстан и Республиканской больничной кассы. При отсутствии договоренности сторон на согласительной межведомственной комиссии ТБК осуществляют неполную оплату медицинских услуг. В этом случае лечебно-профилактические учреждения вправе обратиться в арбитражный суд.
5. Порядок оплаты счетов-реестров по результатам
вневедомственной экспертизы
В случае невыполнения медицинским учреждением утвержденной программы ОМС по объему и качеству или условий договора страхования страховая организация вправе частично или полностью не возмещать затрат по оказанию медицинских услуг.
Акт заполняется по форме, утвержденной РБК, и направляется в ТБК, где экономистом в соответствии с выявленными нарушениями определяется сумма финансовых санкций.
Сумма средств территориальной больничной кассы по оплате медицинских услуг, оставшаяся после неполной оплаты счетов-реестров медицинского учреждения по результатам экспертизы качества медицинской помощи, используется в соответствии с Положением о фондах территориальной больничной кассы следующим образом:
70% - направляется на устранение причин неудовлетворительного качества медицинской помощи в конкретном медицинском учреждении (на повышение квалификации персонала, приобретение оборудования и т.д.);
10% - в резерв оплаты медицинских услуг ТБК;
20% - на организацию и проведение экспертизы качества медицинской помощи по обращениям пациентов в ТБК.
Решением Верховного суда РТ от 24 июня 2004 г. настоящий перечень признан противоречащим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу. Решение было обжаловано в Верховный суд РФ и оставлено в данной части без изменения
Приложение
к Положению о медицинской экспертизе
в системе обязательного медицинского
страхования Республики Татарстан
Перечень
нарушений в оказании медицинской помощи и размеры финансовых
санкций страховщика к медицинскому учреждению, работающему
в системе обязательного медицинского страхования
/------------------------------------------------------------------------\
| N | Перечень нарушений | Размер санкций |
| п/п | в оказании медицинской помощи | |
|------+--------------------------------------+--------------------------|
|1. |Нарушение прав застрахованных граждан,| |
| |предусмотренных Законом Республики Та-| |
| |тарстан "О медицинском страховании| |
| |граждан Республики Татарстан" | |
|------+--------------------------------------+--------------------------|
|1.1. |Необоснованный отказ в оказании меди-|5 минимальных размеров оп-|
| |цинской помощи, в том числе застрахо-|латы труда, установленных|
| |ванным гражданам, находящимся вне пос-|Законом Российской Федера-|
| |тоянного места жительства, в направле-|ции |
| |нии на госпитализацию, в госпитализа-| |
| |ции, приведший: | |
|------+--------------------------------------+--------------------------|
|1.1.1.|К удлинению сроков (удорожанию) лече-|5% стоимости законченного|
| |ния |случая лечения |
|------+--------------------------------------+--------------------------|
|1.1.2.|К ухудшению состояния больного и (или)|10% стоимости законченного|
| |к хронизации заболевания |случая лечения |
|------+--------------------------------------+--------------------------|
|1.1.3.|Инвалидизации, летальному исходу |20% стоимости законченного|
| | |случая лечения |
|------+--------------------------------------+--------------------------|
|1.2. |Необоснованный отказ в выборе врача|2 минимальных размеров оп-|
| |или медицинского учреждения |латы труда, установленных|
| | |Законом Российской Федера-|
| | |ции |
|------+--------------------------------------+--------------------------|
|1.3. |Нарушение условий пребывания пациента|10% стоимости законченного|
| |в медицинском учреждении, предусмот-|случая лечения |
| |ренных договором на оказание медицинс-| |
| |ких услуг | |
|------+--------------------------------------+--------------------------|
|1.4. |Нарушение правил транспортировки боль-|20% стоимости законченного|
| |ного |случая лечения |
|------+--------------------------------------+--------------------------|
|1.5. |Нарушение преемственности в оказании|10% стоимости законченного|
| |медицинской помощи |случая лечения |
|------+--------------------------------------+--------------------------|
|1.6. |Отсутствие документально оформленного|5% стоимости законченного|
| |информированного согласия больного на|случая лечения |
| |проведение медицинского вмешательства | |
|------+--------------------------------------+--------------------------|
|2. |Травмы, отравления, ожоги и другие|20% стоимости законченного|
| |состояния, возникшие в период пребыва-|случая лечения, а также|
| |ния застрахованного в медицинском уч-|возмещение расходов стра-|
| |реждении по вине данного учреждения |ховщика на лечение и про-|
| | |ведение реабилитации в ЛПУ|
| | |работающих в системе ОМС|
| | |по выбору страховщика |
|------+--------------------------------------+--------------------------|
|3. |Внутрибольничное инфицирование и ос-|20% стоимости законченного|
| |ложнения по вине медицинских работни-|случая лечения, а также|
| |ков |возмещение расходов стра-|
| | |ховщика на лечение и про-|
| | |ведение реабилитации в ЛПУ|
| | |работающих в системе ОМС|
| | |по выбору страховщика |
|------+--------------------------------------+--------------------------|
|4. |Сокрытие случаев внутрибольничного ин-|20% стоимости законченного|
| |фицирования, смерти |случая лечения |
|------+--------------------------------------+--------------------------|
|5. |Нарушения в проведении лечебно-диаг-| |
| |ностических мероприятий | |
|------+--------------------------------------+--------------------------|
|5.1. |Неверно или неполно собранный анамнез,| |
| |приведший к: | |
|------+--------------------------------------+--------------------------|
|5.1.1.|Постановке необоснованного диагноза |5% стоимости законченного|
| | |случая |
|------+--------------------------------------+--------------------------|
|5.1.2.|Неадекватному лечению |5% стоимости законченного|
| | |случая |
|------+--------------------------------------+--------------------------|
|5.2. |Невыполнение, несвоевременное или не-|10% стоимости законченного|
| |качественное выполнение диагностичес-|случая |
| |ких мероприятий | |
|------+--------------------------------------+--------------------------|
|5.3. |Необоснованный диагноз |20% стоимости законченного|
| | |случая |
|------+--------------------------------------+--------------------------|
|5.4. |Диагностическая ошибка, приведшая к: | |
|------+--------------------------------------+--------------------------|
|5.4.1.|Неправильному выбору клинико-статисти-|5% стоимости законченного|
| |ческой группы |случая |
|------+--------------------------------------+--------------------------|
|5.4.2.|Последующему ухудшению состояния боль-|10% стоимости законченного|
| |ного и (или) удлинению сроков лечения|случая |
| |или к хронизации заболевания | |
|------+--------------------------------------+--------------------------|
|5.4.3.|Инвалидизации, летальному исходу |20% стоимости законченного|
| | |случая |
|------+--------------------------------------+--------------------------|
|5.5. |Неверная интерпретация данных клинико-|5% стоимости законченного|
| |лабораторного обследования |случая |
|------+--------------------------------------+--------------------------|
|5.6. |Невыполнение или несвоевременное вы-| |
| |полнение, а также несоблюдение объемов| |
| |и качества лечебных, реабилитационных,| |
| |профилактических мероприятий, привед-| |
| |шие к: | |
|------+--------------------------------------+--------------------------|
|5.6.1.|Ухудшению состояния пациента и (или)|15% стоимости законченного|
| |удлинению сроков (удорожанию) лечения,|случая |
| |к хронизации заболевания | |
|------+--------------------------------------+--------------------------|
|5.6.2.|Инвалидизации, летальному исходу |20% стоимости законченного|
| | |случая |
|------+--------------------------------------+--------------------------|
|5.6.3.|Излишним процедурам, манипуляциям, ме-|5% стоимости законченного|
| |дикаментозному назначению |случая |
|------+--------------------------------------+--------------------------|
|5.7. |Расхождение клинического и патологоа-|от 5 до 20% стоимости за-|
| |натомического диагнозов |конченного случая |
|------+--------------------------------------+--------------------------|
|5.8. |Преждевременное прекращение лечения|15% стоимости законченного|
| |без улучшения состояния пациента по|случая |
| |инициативе медицинского учреждения | |
|------+--------------------------------------+--------------------------|
|5.9. |Необоснованная или непрофильная госпи-|20% стоимости законченного|
| |тализация |случая |
|------+--------------------------------------+--------------------------|
|6. |Нарушения в работе медицинских учреж-| |
| |дений, наносящие экономический ущерб| |
| |страховщику: | |
|------+--------------------------------------+--------------------------|
|6.1. |Взимание с застрахованного платы за|5 минимальных размеров оп-|
| |услуги, входящие в Базовую программу|латы труда, установленных|
| |обязательного медицинского страхования|Законом Российской Федера-|
| | |ции |
|------+--------------------------------------+--------------------------|
|6.2. |Любые способы завышения стоимости за-|5 минимальных размеров оп-|
| |конченного случая лечения (неправиль-|латы труда, установленных|
| |ное определение клинико-статистической|Законом Российской Федера-|
| |группы) |ции |
|------+--------------------------------------+--------------------------|
|6.2.1.|Дефекты оформления счетов-реестров,|замечание |
| |несвоевременное их представление | |
|------+--------------------------------------+--------------------------|
|6.3 |Несоответствие оформления первичной|10% законченного случая|
| |медицинской документации существующим|лечения |
| |требованиям | |
|------+--------------------------------------+--------------------------|
|6.3.1.|Небрежное оформление первичной меди-|10% законченного случая|
| |цинской документации, препятствующее|лечения |
| |проведению экспертизы | |
|------+--------------------------------------+--------------------------|
|6.3.2.|Внесение в медицинскую документацию| |
| |заведомо недостоверных сведений | |
\------------------------------------------------------------------------/
Примечание: Врач-эксперт имеет право, выставляя код нарушения качества медицинской помощи, использовать сноску "замечание", в этом случае финансовая санкция к медицинскому учреждению не применяется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление КМ РТ от 14 июня 2002 г. N 332 "Об утверждении Положения о медицинской экспертизе в системе обязательного медицинского страхования Республики Татарстан"
Текст постановления опубликован в Сборнике постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти N 10, май 2003 г.
Решением Верховного суда РТ от 24 июня 2004 г. абзац 7 раздела 3 настоящего положения признан частично противоречащим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу. Решение было обжаловано в Верховный суд РФ и оставлено в данной части без изменения
Решением Верховного суда РФ от 29 сентября 2004 г. N 11-Г04-26, Решением Верховного суда РТ от 24 июня 2004 г. отдельные положения настоящего постановления признаны противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению со дня вступления решений в законную силу
Постановлением КМ РТ от 2 июля 2012 г. N 571 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление КМ РТ от 12 декабря 2005 г. N 589