Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению КМ РТ
от 29 декабря 2005 г. N 657
Концепция
создания Региональной системы электронной
торговли нефтегазохимического комплекса
Предпосылки создания Региональной системы
электронной торговли нефтегазохимического комплекса
Крайне важное значение для эффективной работы предприятий нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан, а также - с учетом высокого удельного веса товарной продукции комплекса в республиканском промышленном производстве - для экономики всей республики имеет загрузка производственных мощностей.
В последние годы вопрос о приоритетном направлении сырьевых ресурсов на предприятия республики в целях загрузки имеющихся производственных мощностей по переработке углеводородного сырья и производству нефтехимической продукции решался с использованием механизма развития внутриреспубликанской кооперации путем принятия Правительством Республики Татарстан соответствующих постановлений (распоряжений) о встречных поставках предприятиями необходимых им сырьевых ресурсов. Это стало одним из значимых факторов динамичного развития ключевых предприятий комплекса и субъектов отраслевого малого бизнеса. Сегодня нефтехимический комплекс республики занимает лидирующие позиции в Приволжском федеральном округе и Российской Федерации.
Одновременно Правительством Республики Татарстан перед Министерством экономики и промышленности Республики Татарстан, ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг" и предприятиями комплекса была поставлена задача постепенного перехода к использованию современных рыночных механизмов в решении данного вопроса.
9 июня 2005 года на заседании Совета Безопасности Республики Татарстан было принято решение о создании в городе Казани в 2005-2006 гг. специализированной товарно-сырьевой биржи, ориентированной главным образом на торговлю продукцией предприятий нефтегазохимического комплекса республики.
Товарная биржа - организация, действующая на основе самоокупаемости для оказания посреднических услуг по заключению торговых сделок, упорядочения товарной торговли, регулирования торговых операций и разрешения торговых споров, сбора и опубликования сведений о ценах, состоянии производства и других факторах, оказывающих влияние на цены.
Целью развития биржевой торговли является создание конкурентной среды, стабилизация товарных и финансовых рынков, уменьшение рисков в хозяйственной деятельности, формирование рыночных цен. Формируемые на биржах цены в мировой практике являются общепризнанными ориентирами при совершении сделок купли-продажи, составлении макроэкономических и бюджетных прогнозов.
С определенной долей условности товарные биржи можно представить в виде консорциума, который создается заинтересованными производителями и покупателями (в т.ч. посредническими фирмами) для осуществления совместного проекта организации регулируемого рынка товаров, обеспечивающего каждому из его участников проведение сбытовых и закупочных операций.
Необходимость создания в республике товарно-сырьевой биржи продиктована рядом важных обстоятельств и отвечает интересам как отдельных хозяйствующих субъектов, так и экономики республики в целом.
Сегодня практически нет проблем с реализацией ряда химической и нефтехимической продукции, особенно используемой для дальнейшего передела. Более того, она дефицитна, что не позволяет уже сегодня весь ассортимент продукции нефтегазохимического комплекса направлять для реализации на бирже.
Но уже к 2010 году в Татарстане, например, планируется втрое увеличить объемы производства полиэтилена, построить производства полипропилена мощностью 180 тыс.тонн, поликарбоната - 65 тыс.тонн и ряда другой многотоннажной химической продукции. Кроме того, организуют свои крупные производства нефтехимической продукции крупнейшие производители Российской Федерации, стран дальнего и ближнего зарубежья.
Таким образом, в недалеком будущем может сложиться ситуация, когда ликвидная и дефицитная сегодня продукция станет труднопродаваемой. Для того, чтобы быть готовыми к обострению конкуренции на рынке нефтехимической продукции, необходимо в ближайшие годы сделать Татарстан общепризнанной торговой площадкой нефтехимической продукции в России. Уже сегодня необходимо готовить базу будущих клиентов - потребителей продукции предприятий нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан.
Вторым направлением является организация закупочной площадки материально-технических ресурсов. Это оптимальная информационная система, предназначенная для расширения круга потенциальных поставщиков, на которой проводятся конкурсы на поставку материалов и оборудования для нужд крупных, средних и малых предприятий республики.
Закупочная площадка - это универсальный инструмент для постоянного мониторинга рынка. Предприятия получают возможность выявить лучшую цену и, тем самым, оптимизировать закупки, сократить издержки.
Успешным и показательным примером реализации электронных закупок является опыт крупнейшей компании Татарстана. На закупочной площадке ОАО "Татнефть" размещена информация о приобретаемых компанией товарах и услугах, производятся регистрация и предварительный отбор предприятий-участников для конкурса на покупку. Такая организация процесса снабжения компании является эффективной и позволяет снизить затраты на приобретение продукции.
Кроме того, наличие биржевой торговли позволит отраслевому малому бизнесу получить свободный доступ к необходимому нефтехимическому сырью, минуя административные препоны на всех уровнях, в том числе и самые серьезные на уровне административного аппарата самих предприятий.
В ходе биржевых торгов формируется реальная рыночная цена, стоимость продукции может повышаться, увеличивая объем сделок в денежном выражении, а значит и налогооблагаемую базу с соответствующим увеличением налоговых платежей в соответствующие бюджеты.
При изучении законодательства о биржах и биржевых торгах было выявлено, что создание и функционирование биржи требует соблюдения большого количества требований и ряда условий как на этапе создания, так и в процессе функционирования. В их числе:
обязательное образование юридического лица, в уставном капитале которого доля каждого учредителя или члена биржи не может превышать десяти процентов;
осуществление биржевой торговли в форме гласных публичных торгов;
лицензирование биржевой торговли на уровне Российской Федерации;
запрет на участие в качестве членов биржи отдельных категорий граждан и юридических лиц, а также высших и местных органов государственной власти и управления;
обязательное наличие Государственного комиссара на товарной бирже, назначаемого Комиссией по товарным биржам при Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур
и ряд других требований.
В то же время существует и в последние годы получила широкое распространение в мире и активно развивается в Российской Федерации более простая схема проведения торгов с использованием электронной торговой площадки, принципы функционирования которой близки к биржевым, но не требующие соблюдения многих формальностей и значительно уменьшающие затраты на организацию торговли.
Так, по данным Российской национальной ассоциации участников электронных торгов, объем электронной торговли в России составил в 2004 году около 4 млрд.долларов США, что более чем в 3,5 раза больше, чем в 2003 году. Аналогичные темпы прогнозируются и в дальнейшем. В целях создания в Российской Федерации благоприятных правовых условий для электронной торговли в ближайшее время Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации предполагается принятие закона об электронной торговле.
С учетом этого реализация поставленных Правительством Республики Татарстан и Советом Безопасности Республики Татарстан задач по переходу к рыночным механизмам при реализации продукции нефтегазохимического комплекса на первом этапе возможна в рамках проекта "Создание Региональной системы электронной торговли нефтегазохимического комплекса" (РСЭТ НГХК).
Принципы организации Региональной системы
электронной торговли нефтегазохимического комплекса
РСЭТ НГХК - это комплексный проект, целью которого является повышение эффективности функционирования экономики Республики Татарстан за счет создания универсальной системы электронной торговли, позволяющей организовать продажу продукции и закупку материалов и оборудования для малых, средних и крупных предприятий Республики Татарстан. Реализация проекта РСЭТ НГХК не требует его юридической регистрации в качестве биржи, так как деятельность бирж строго регламентирована и подразумевает жесткие ограничения выполняемых функций, связанные с особенностями законодательства.
Проект создания РСЭТ НГХК реализуется ключевыми предприятиями НГХК РТ, понимающими необходимость сотрудничества с малым и средним бизнесом Республики Татарстан, поддержки отечественного предпринимательства, развития инновационной деятельности, а также обеспечения баланса рабочих мест, и, соответственно, социально-экономической стабильности в регионе.
Функционирование РСЭТ НГХК обеспечивает компания-оператор, которая формирует инфраструктуру проекта в соответствии с его целями и задачами, содержит необходимый штат сотрудников соответствующей квалификации для обеспечения устойчивого функционирования РСЭТ НГХК и создания условий для работы в системе всех заинтересованных сторон.
На первом этапе основными направлениями деятельности РСЭТ НГХК могли бы стать:
сырьевое обеспечение субъектов малого и среднего отраслевого бизнеса республики;
использование конкурсного механизма закупок материально-технических ресурсов для нужд крупных, средних и малых предприятий нефтегазохимического комплекса республики;
активное продвижение на рынке продукции, имеющей ограниченный сбыт.
Основными задачами технической реализации 1 этапа РСЭТ НГХК должны стать:
разработка специализированного программного обеспечения, соответствующего принятым стандартам;
реализация механизма юридически значимой электронной цифровой подписи;
создание центра обработки данных системы электронной торговли с соответствующей телекоммуникационной инфраструктурой;
обеспечение защиты данных на всех этапах работы системы.
В дальнейшем на основе и с учетом полученного опыта необходимо будет приступить к реализации более масштабных задач по организации биржевой торговли, в том числе по реализации основной продукции, выпускаемой предприятиями нефтегазохимического комплекса.
Ожидаемые результаты
Реализация проекта создания РСЭТ НГХК позволит достичь следующих краткосрочных и долгосрочных результатов:
обеспечение условий для формирования рыночных цен на продукцию предприятий нефтегазохимического комплекса, реализуемую при помощи РСЭТ НГХК;
обеспечение субъектов отраслевого малого бизнеса необходимыми сырьевыми ресурсами;
снижение издержек при закупках материально-технических ресурсов для нужд предприятий нефтегазохимического комплекса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.