Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 6 февраля 2004 г. N 60
"О мерах по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально
опасных производственных объектах и объектах жизнеобеспечения
Республики Татарстан"
17 декабря 2004 г.
В целях осуществления комплекса мероприятий по уменьшению риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера на потенциально опасных производственных объектах и объектах жизнеобеспечения Республики Татарстан, с учетом положений приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.02.2003 г. N 105 "Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных производственных объектах и объектах жизнеобеспечения" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
Решением Верховного суда РТ от 20 июля 2005 г. абзац 2 пункта 1 настоящего постановления признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу
1. Утвердить прилагаемые:
Положение о Республиканском реестре потенциально опасных производственных объектов и объектов жизнеобеспечения Республики Татарстан;
Типовые показатели степени риска техногенных чрезвычайных ситуаций;
Положение об оценке готовности потенциально опасных производственных объектов и объектов жизнеобеспечения Республики Татарстан к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
Порядок учета и установления причин чрезвычайных ситуаций.
2. Организацию прогнозирования чрезвычайных ситуаций в Республике Татарстан возложить на Комиссию по чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.
3. Комиссии по чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан:
разработать и утвердить положение о рабочей группе Комиссии по чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан по отнесению потенциально опасных производственных объектов и объектов жизнеобеспечения Республики Татарстан к степеням опасности в зависимости от масштабов возникновения чрезвычайных ситуаций и ее состав;
до 01.04.2004 г. представить в Кабинет Министров Республики Татарстан предложения по созданию:
банков данных в органах исполнительной власти Республики Татарстан, необходимых для прогнозирования чрезвычайных ситуаций,
пакетов необходимой научно-технической и методической документации по прогнозированию чрезвычайных ситуаций;
ежегодно по состоянию на 1 января текущего года представлять в Кабинет Министров Республики Татарстан:
анализ принятых технических решений по предупреждению и прогнозированию чрезвычайных ситуаций на объектовом, местном и республиканском уровнях,
отчет о разработке методологий и методик вариантных прогнозов возникновения, развития и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4. Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан совместно с Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан до 01.06.2004 г. внести предложения в Кабинет Министров Республики Татарстан об установлении в Республике Татарстан обязательной практики выдачи для потенциально опасных производственных объектов и объектов жизнеобеспечения Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан исходных данных, необходимых для разработки ходатайства (декларации) о намерениях инвестирования в строительство и обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений с целью учета вероятности, масштаба, продолжительности возможных чрезвычайных ситуаций, а также затрат на их предупреждение.
5. Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан:
совместно с органами местного самоуправления (до создания муниципальных образований - с местными органами государственной власти) обеспечить контроль за правильностью определения показателей степени риска для населения в связи с возможными авариями на потенциально опасных производственных объектах и объектах жизнеобеспечения в течение всего периода их эксплуатации;
усилить контроль за разработкой мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в проектах строительства в соответствии с порядком разработки и составом раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" (СНиП 2.01.51-90, СП 11-107-98 и СП-11-112-2001);
по запросу заказчиков в пределах своей компетенции сообщать исходные данные и требования для разработки мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в проектах строительства, в том числе в специальных проектах по выводу потенциально опасных производственных объектов и объектов жизнеобеспечения Республики Татарстан из эксплуатации;
согласовывать задания на разработку проектной документации в части разработки мероприятий по гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций;
обеспечить безусловное проведение государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в составе проекта строительства в порядке, установленном постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.03.98 г. N 156 "Об организации и порядке проведения государственной экспертизы градостроительной документации и проектов строительства в области инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций".
6. Министерствам и ведомствам, администрациям районов и городов Республики Татарстан включать в состав комиссии по приему в эксплуатацию завершенного строительством потенциально опасного производственного объекта и объекта жизнеобеспечения Республики Татарстан уполномоченного представителя Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.
7. Руководителям потенциально опасных производственных объектов и объектов жизнеобеспечения Республики Татарстан:
обеспечить безусловное выполнение действующего законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
представлять показатели степени риска для населения в связи с возможными авариями на потенциально опасных производственных объектах и объектах жизнеобеспечения Республики Татарстан в Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан один раз в пять лет или чаще в случае проведения реконструкции, изменений технологий, увеличении численности производственного персонала, ужесточения требований по безопасности, смены эксплуатирующей организации или передачи объекта в аренду;
ввод в эксплуатацию завершенного строительством потенциально опасного производственного объекта и объекта жизнеобеспечения Республики Татарстан производить при наличии следующих утвержденных документов:
раздела проектной документации "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" с положительным заключением экспертного органа Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан;
положительного заключения Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан о готовности объектовых сил и средств к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на потенциально опасном объекте или плана локализации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов объектов, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов с положительным заключением органа Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан;
в случае обнаружения при эксплуатации объекта превышения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера над проектными принять меры, компенсирующие указанное превышение;
работы по выводу потенциально опасного объекта из эксплуатации (ликвидации, перепрофилированию производства, консервации) производить по специальному проекту, в составе которого предусматривать мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного и техногенно-природного характера;
немедленно извещать Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан и органы местного самоуправления (либо местные органы государственной власти) о начале работ по выводу объекта из эксплуатации (ликвидации, перепрофилированию производства, консервации);
обеспечить безусловное предоставление по запросам граждан и общественных организаций информации о потенциально опасном производственном объекте, используя информационный лист организации по форме, установленной в соответствии с декларацией промышленной безопасности опасного производственного объекта и входящей в ее состав.
8. Определить экспертной организацией Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан государственное унитарное предприятие Республики Татарстан "Дирекция целевых программ Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан".
9. Утратил силу.
См. текст пункта 9
10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан |
Р.Н.Минниханов |
Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан |
И.Б.Фаттахов |
Решением Верховного суда РТ от 20 июля 2005 г. абзац 2 пункта 1 постановления, утвердивший настоящее Положение, признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу
Положение
"О Республиканском реестре потенциально опасных производственных
объектов и объектов жизнеобеспечения Республики Татарстан"
(утв. постановлением КМ РТ от 6 февраля 2004 г. N 60)
1. Настоящее Положение о Республиканском реестре потенциально опасных производственных объектов и объектов жизнеобеспечения Республики Татарстан (далее - Республиканский реестр) регулирует отношения, возникающие при регистрации указанных объектов и при ведении этого Реестра.
2. Республиканский реестр - это перечень потенциально опасных производственных объектов Республики Татарстан независимо от их организационно-правовых форм с характеристиками их производственной деятельности, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, представляющие угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, а также перечень объектов жизнеобеспечения Республики Татарстан независимо от их организационно-правовых форм с характеристиками их производственной деятельности, обеспечивающих жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехнические сооружения).
3. Регистрация потенциально опасных производственных объектов и объектов жизнеобеспечения Республики Татарстан вводится с целью выявления возможных источников возникновения чрезвычайных ситуаций, осуществления контроля за обеспечением мер по их предупреждению, локализации и ликвидации последствий.
Регистрация потенциально опасных производственных объектов и объектов жизнеобеспечения Республики Татарстан осуществляется с учетом классов опасности объектов, определенных в приказе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.02.2003 г. N 105 "Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных производственных объектах и объектах жизнеобеспечения".
4. Ведение Республиканского реестра осуществляется Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.
5. Предоставление заинтересованным органам государственной власти Республики Татарстан соответствующей информации о зарегистрированных в Республиканском реестре объектах в объеме, необходимом для выполнения ими своих полномочий, осуществляется путем подачи соответствующего запроса в Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.
6. Предприятие, организация при регистрации в Республиканском реестре потенциально опасных производственных объектов и объектов жизнеобеспечения Республики Татарстан представляет в Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан следующие документы:
заявление по форме согласно приложению к настоящему Положению;
перечень потенциально опасных производственных объектов, эксплуатируемых предприятием (организацией) - заявителем, согласованный в Управлении Приволжского округа Госгортехнадзора России;
положительное заключение экспертной организации Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан на раздел проектной документации "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций";
положительное заключение Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан о готовности объектовых сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на потенциально опасном объекте;
положительное заключение экспертной организации Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан на план локализации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (для объектов, осуществляющих разведку месторождений нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов);
документы, подтверждающие наличие у предприятия (организации) - заявителя источника финансовых средств для компенсации потерь населению и территориям, пострадавшим вследствие разрушения (повреждения) от аварий, техногенных катастроф на указанных предприятиях или от стихийных бедствий. Указанный источник не должен зависеть от результатов текущей хозяйственной деятельности. В качестве документа, подтверждающего наличие финансовых средств для компенсации ущерба, могут быть представлены нотариально заверенные копии договоров страхования гражданской ответственности за возможный ущерб, причиненный третьим лицам, или банковские гарантии возмещения указанного ущерба.
7. На основании положительных заключений своей экспертной организации Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан регистрирует потенциально опасные производственные объекты и объекты жизнеобеспечения Республики Татарстан и выдает регистрационное свидетельство установленного образца. Отсутствие регистрационного свидетельства, неполнота или неточность представленных для его получения данных, а также истечение срока его действия являются основанием для обращения в суд о приостановке эксплуатации агрегатов, участков, помещений, являющихся источниками потенциальной опасности, на предприятиях и в организациях, включенных в Республиканский реестр.
8. Регистрационное свидетельство выдается сроком на пять лет. Предприятие (организация) - заявитель обязаны уведомлять Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан обо всех изменениях, влияющих на условия республиканской регистрации потенциально опасных производственных объектов и объектов жизнеобеспечения, и достаточности мер по обеспечению защиты населения и территорий от последствий аварий на предприятии (организации) - заявителе.
9. Исключение объекта из Республиканского реестра производится в случае прекращения производственной деятельности, ликвидации или перепрофилирования производственного объекта по решению Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.
10. Запрещается взимание с предприятий (организаций) - заявителей какой-либо платы за их регистрацию в Республиканском реестре.
11. Деятельность по регистрации объектов в Республиканском реестре финансируется в пределах средств, выделяемых на содержание Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан, осуществляющего указанную регистрацию.
Согласовано |
Утверждаю |
Республики Татарстан
"___"________________ 200__ г. |
"___"_____________ 200__ г. |
Типовые показатели
степени риска техногенных чрезвычайных ситуаций
(утв. постановлением КМ РТ от 6 февраля 2004 г. N 60)
1. Общие сведения об объекте
1.1. Реквизиты организации:
полное и сокращенное наименование организации;
полный почтовый адрес, телефон, факс организации;
основные виды деятельности.
1.2. Сведения о месторасположении объекта:
класс опасности объекта;
характеристика местности;
сведения о размерах и границах территории, санитарно-защитных и охранных зонах объекта;
сведения о соседних объектах.
1.3. Сведения о персонале и населении:
размещение производственного персонала на объекте;
размещение населения на прилегающей территории.
2. Сведения о технологии производства и деятельности по предупреждению, локализации и ликвидации техногенных чрезвычайных ситуаций
2.1. Краткие сведения о технологии производства, на котором используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества.
2.2. Сведения об опасных веществах:
перечень пожаровзрывоопасных и химически опасных веществ на объекте;
количество пожаровзрывоопасных и химически опасных веществ по каждому опасному производству.
2.3. Общие сведения о деятельности в области предупреждения, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3. Показатели степени риска
3.1. Показатели степени риска техногенных чрезвычайных ситуаций объекта.
3.1.1. Показатели степени риска для наиболее опасного сценария развития чрезвычайных ситуаций:
частота наиболее опасного сценария развития чрезвычайных ситуаций;
количество опасного вещества, участвующего в реализации наиболее опасного сценария;
возможное количество погибших среди персонала;
возможное количество пострадавших среди персонала;
возможное количество погибших среди населения;
возможное количество пострадавших среди населения;
возможное количество пострадавших среди населения, у которых могут быть нарушены условия жизнедеятельности с учетом воздействия вторичных факторов поражения и вредного воздействия на окружающую среду;
величина возможного ущерба.
3.1.2. Показатели степени риска для наиболее вероятного сценария развития чрезвычайных ситуаций:
частота наиболее вероятного сценария развития чрезвычайных ситуаций;
количество опасного вещества, участвующего в реализации наиболее вероятного сценария;
возможное количество погибших среди персонала;
возможное количество пострадавших среди персонала;
возможное количество погибших среди населения;
возможное количество пострадавших среди населения;
возможное количество пострадавших среди населения, у которых могут быть нарушены условия жизнедеятельности с учетом воздействия вторичных факторов поражения и вредного воздействия на окружающую среду;
величина возможного ущерба.
3.1.3. Размеры зон действия поражающих факторов:
размеры зон действия поражающих факторов при реализации наиболее опасного сценария развития чрезвычайной ситуации;
размеры зон действия поражающих факторов при реализации наиболее вероятного сценария развития чрезвычайной ситуации;
степень разрушения или повреждения зданий, сооружений или технологического оборудования в зонах действия поражающих факторов при реализации наиболее опасного сценария развития чрезвычайной ситуации;
степень разрушения или повреждения зданий, сооружений или технологического оборудования в зонах действия поражающих факторов при реализации наиболее вероятного сценария развития чрезвычайной ситуации.
3.2. Показатели степени риска техногенных чрезвычайных ситуаций, возникающих на объекте в результате аварий на расположенных вблизи объектах (если таковые имеются):
перечень возможных показателей указан в п.3.1.
3.3. Показатели степени риска чрезвычайных ситуаций, возникающих на объекте, при воздействии опасных природных процессов (если таковые имеются):
сведения о природно-климатических условиях в районе расположения объекта;
сведения об интенсивности проявления опасных природных процессов;
показатели степени риска техногенных чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными природными процессами (перечень возможных показателей указан в п.3.1).
3.4. Комплексные показатели степени риска техногенных чрезвычайных ситуаций:
величина комплексного индивидуального риска летальных и санитарных потерь для персонала объекта, населения, мест массового скопления людей, включая участников дорожного движения на расположенных вблизи автомобильных и железных дорогах;
величина комплексного социального риска летальных и санитарных потерь от всех возможных чрезвычайных ситуаций на объекте (F/N диаграммы);
величина комплексного риска ущерба от всех возможных чрезвычайных ситуаций на объекте (F/G диаграммы).
4. Ситуационный план с нанесением зон действия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций и зон риска:
план участка местности с нанесением границ объекта, соседних объектов, мест массового скопления людей, автомобильных и железных дорог с указанием масштаба;
зоны возможных полных, сильных, средних и слабых разрушений;
зоны опасного воздействия теплового излучения;
зоны действия ударной волны;
зоны возможного заражения;
границы зон поражающих факторов при чрезвычайных ситуациях на соседних объектах или транспортных коммуникациях (если таковые имеются);
границы зон действия опасных природных процессов (если таковые имеются).
5. Генеральный план объекта:
план объекта с нанесением зданий, сооружений и опасных производств с указанием масштаба;
экспликация зданий, сооружений и опасных производств;
распределение персонала по зданиям и сооружениям;
пути эвакуации персонала с территории объекта с учетом инженерных последствий от чрезвычайных ситуаций.
6. Выводы
Положение
"Об оценке готовности потенциально опасных производственных
объектов и объектов жизнеобеспечения Республики Татарстан
к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
(утв. постановлением КМ РТ от 6 февраля 2004 г. N 60)
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.02.2003 г. N 105 "Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных производственных объектах и объектах жизнеобеспечения" и регулирует отношения, возникающие при оценке готовности потенциально опасных производственных объектов и объектов жизнеобеспечения Республики Татарстан к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты и объекты жизнеобеспечения на территории Республики Татарстан (далее - объекты), подлежат обязательной оценке готовности к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - оценка готовности объектов).
3. Оценка готовности объектов осуществляется с учетом классов опасности объектов, определенных в указанном приказе, следующим образом:
объектов 1 класса - Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
объектов 2 класса - Приволжско-Уральским региональным центром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
объектов 3, 4 и 5 классов - Координационным советом органов государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при Кабинете Министров Республики Татарстан и (или) Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.
Оценка готовности объекта проводится не реже одного раза в пять лет в виде самостоятельного мероприятия или включения в планы регулярных и внеочередных проверок организаций по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций. Для проведения оценки допускается привлечение специализированных научно-исследовательских, проектных и других организаций, имеющих соответствующие лицензии.
4. Показатели, периодичность и порядок оценки готовности опасных объектов определяются Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан. Обязательными показателями готовности объекта являются его оснащенность средствами предупреждения и локализации чрезвычайных ситуаций и способность объектовыми силами ликвидировать локальную чрезвычайную ситуацию, защищенность объекта от опасных природных процессов, наличие системы оповещения о чрезвычайных ситуациях, резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации объекта и гидротехнического сооружения.
5. Для оценки готовности объекта эксплуатирующая организация представляет в соответствующую комиссию следующие материалы:
необходимую проектную документацию на строительство, в том числе по разделу "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" с положительным заключением экспертного органа Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан;
план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на потенциально опасном объекте или план локализации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов с положительным заключением экспертного органа Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан (для объектов, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов);
декларацию безопасности объекта;
план подготовки руководящего состава и специалистов по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
6. При необходимости комиссии предоставляются и другие документы, связанные с вопросами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объекте.
Порядок
учета и установления причин чрезвычайных ситуаций
(утв. постановлением КМ РТ от 6 февраля 2004 г. N 60)
1. Настоящий Порядок устанавливает требования к организации установления причин возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, их учету, а также по оценке ущерба от них.
2. Настоящий Порядок разработан в соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.02.2003 г. N 105 "Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения".
3. Должностные лица организации, производственная деятельность которой привела к возникновению чрезвычайной ситуации, органов исполнительной власти Республики Татарстан и местного самоуправления обеспечивают сохранность проектной и технической документации, а также по возможности сохранение в неизменном виде технических средств для установления причин инцидента (аварии), приведшего к чрезвычайной ситуации, если указанные действия не препятствуют ее ликвидации.
4. В зависимости от класса чрезвычайной ситуации формируются соответствующие комиссии по установлению ее причин.
Состав комиссии по установлению причин чрезвычайных ситуаций определяется:
при локальной чрезвычайной ситуации - органом местного самоуправления по месту расположения потенциально опасного объекта или объекта жизнеобеспечения в случае, если в результате чрезвычайной ситуации имеются пострадавшие среди населения или нарушены условия жизнедеятельности людей.
В остальных случаях причины локальных чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, устанавливаются в соответствии с нормативными правовыми документами, утверждаемыми по согласованию с Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан в соответствии с его компетенцией;
при местной и территориальной чрезвычайной ситуации - решением Кабинета Министров Республики Татарстан.
Комиссия приступает к установлению причин незамедлительно после возникновения чрезвычайной ситуации. Установление причин чрезвычайной ситуации, обусловленной аварией, проводится с учетом материалов технического расследования причин аварии, проведенного в соответствии с нормативными документами, утвержденными специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. К установлению причин чрезвычайных ситуаций могут привлекаться по согласованию представители иных территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, специализированных научных, проектных, конструкторских организаций, эксперты и представители общественных организаций.
5. При установлении причин чрезвычайной ситуации:
производится осмотр места возникновения чрезвычайной ситуации, организуется фотографирование, в необходимых случаях - видеосъемка, составление схем и эскизов зон чрезвычайной ситуации; результаты осмотра зоны чрезвычайной ситуации оформляются протоколом по прилагаемой форме;
проводится изучение проектной, конструкторской и технологической документации, выясняются обстоятельства, приведшие к развитию аварии и возникновению чрезвычайной ситуации;
оцениваются действия руководителей потенциально опасных объектов или объектов жизнеобеспечения, должностных лиц органов исполнительной власти по обеспечению безопасной эксплуатации объекта, предупреждению возникновения и развития аварии и связанной с ней чрезвычайной ситуации;
осуществляется опрос очевидцев чрезвычайной ситуации;
выявляются нарушения требований норм и правил в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
оцениваются действия персонала потенциально опасного объекта или объекта жизнеобеспечения по предупреждению чрезвычайной ситуации и недопущению ее развития, а также действия аварийно-спасательных формирований и служб;
определяется количество людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, травмированных и нуждающихся в госпитализации, погибших и пропавших без вести, размер причиненного ущерба, включающего прямые потери, социально-экономические потери, потери из-за неиспользованных возможностей, а также вред, причиненный окружающей среде. Для оценки последствий чрезвычайных ситуаций в необходимых случаях привлекаются специализированные организации.
Для оценки последствий чрезвычайных ситуаций применяются утвержденные Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий или другими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий методики определения размера ущерба, который причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате чрезвычайной ситуации.
Установление причин возникновения чрезвычайной ситуации проводится не позднее 10 дней со дня ее возникновения. В исключительных случаях, требующих проведения специальных исследований, установление причин чрезвычайных ситуаций проводится в течение 30 дней.
Материалы по установлению причин чрезвычайной ситуации техногенного характера включают:
решение Кабинета Министров Республики Татарстан, органа местного самоуправления о формировании комиссии по установлению причин возникновения чрезвычайной ситуации;
акт по установлению причин чрезвычайной ситуации, составленный по форме согласно приложению к настоящему Порядку, к которому прилагаются:
протокол осмотра места чрезвычайной ситуации с необходимыми графическими, фото- и видеоматериалами;
распоряжение председателя комиссии о назначении экспертной комиссии (если в этом есть необходимость) и другие распоряжения, издаваемые председателем комиссии, по установлению причин чрезвычайной ситуации;
заключение экспертной комиссии об обстоятельствах и причинах чрезвычайной ситуации с необходимыми расчетами, графическим материалом и т.п.;
докладные записки должностных лиц, руководителей аварийно-спасательных подразделений и служб (формирований) организации о ходе ликвидации чрезвычайной ситуации;
результаты опроса очевидцев, а также докладные записки должностных лиц федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, Кабинета Министров Республики Татарстан и органов местного самоуправления;
расчет размера причиненного ущерба, подписываемый председателем комиссии;
другие материалы, характеризующие чрезвычайную ситуацию.
Акт по установлению причин чрезвычайной ситуации утверждается руководителем, назначившим комиссию.
Утвержденные акты по установлению причин чрезвычайной ситуации немедленно направляются в Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.
Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан, рассмотрев причины чрезвычайной ситуации, в пределах своей компетенции:
обязывает соответствующие предприятия и организации осуществить меры, исключающие возможность повторного возникновения чрезвычайных ситуаций по аналогичным причинам;
контролирует реализацию указанных мер;
передает данные материалы в правоохранительные органы для принятия решения об ответственности лиц, непосредственно причастных к чрезвычайной ситуации;
осуществляет надзор за соблюдением установленного порядка расследования причин происшествий и чрезвычайных ситуаций, возникших на территории городов и районов Республики Татарстан;
осуществляет анализ причин возникновения чрезвычайных ситуаций и разрабатывает мероприятия по их предупреждению, обязательные для выполнения всеми органами власти Республики Татарстан;
ведет учет и составляет ежегодный обзор происшествий и чрезвычайных ситуаций.
Приложение
к Акту по установлению причин
чрезвычайной ситуации
См. форму в редакторе MS-Word
Форма
Протокол
осмотра места чрезвычайной ситуации
_________________ "___"____________ 20__ года
город (район)
Осмотр начат в ___ часов ___ минут. Осмотр закончен в ___ часов ___ минут
________________________________________________________________________,
(Ф.И.О. и должность лица, составившего протокол)
получив сообщение о ____________________________________________________,
(от кого, о чем)
прибыл __________________________________________________________________
(указать место и наименование организации)
и в присутствии членов комиссии по установлению причины возникновения
чрезвычайной ситуации (свидетелей):
1. _____________________________________________________________________,
(Ф.И.О. и место жительства)
2. ______________________________________________________________________
(Ф.И.О. и место жительства)
с участием представителя (ей) потенциально опасного производственного
объекта и объекта жизнеобеспечения ______________________________________
(Ф.И.О., место жительства и должность)
произвел осмотр места чрезвычайной ситуации ____________________________.
Перед началом осмотра участвующим лицам разъяснен порядок осмотра места
происшествия.
Специалисту _____________________________________________________________
(Ф.И.О.)
разъяснены его права и обязанности.
Участвующим лицам также объявлено о применении технических средств
_________________________________________________________________________
(каких именно)
_________________________________________________________________________
(кем именно)
Осмотр производился в условиях _________________________________________.
(погода, освещенность)
_________________________________________________________________________
Осмотром установлено: ___________________________________________________
(что именно)
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________.
В ходе осмотра проводилась ______________________________________________
(фотосъемка, видео-, аудиозапись и т.п.)
К протоколу осмотра прилагается схема места чрезвычайной ситуации на
_______ листе(ах) и фототаблица на ______ листе(ах).
Перед началом, в ходе либо по окончании осмотра места чрезвычайной
ситуации от участвующих лиц _____________________________________________
(Ф.И.О.)
_______________________________ заявления.
(поступили, не поступили)
Содержание заявления: __________________________________________________.
Члены комиссии по установлению причины возникновения чрезвычайной
ситуации (свидетели):
_______________
(подписи)
Эксперт
_______________
(подпись)
Иные участвующие лица
_______________
(подписи)
Протокол прочитан вслух лицом, составившим протокол.
Замечания к протоколу ___________________________________________________
(поступили, не поступили)
Содержание замечаний ____________________________________________________
Члены комиссии по установлению причины возникновения чрезвычайной
ситуации (свидетели):
_______________
(подписи)
Эксперт
_______________
(подпись)
Иные участвующие лица
_______________
(подписи)
________________________________________________
(должность лица, составившего протокол, Ф.И.О.)
_______________
(подпись)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление КМ РТ от 6 февраля 2004 г. N 60 "О мерах по предупреждению чрезвычайных ситуаций на опасных объектах и объектах жизнеобеспечения Республики Татарстан"
Текст постановления опубликован в Сборнике постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти N 7, 18 февраля 2004 г.
Постановлением КМ РТ от 30 декабря 2006 г. N 692 настоящее постановление признано утратившим силу
Решением Верховного суда РТ от 20 июля 2005 г. абзац 2 пункта 1 настоящего постановления признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление КМ РТ от 23 декабря 2005 г. N 623
Постановление КМ РТ от 12 декабря 2005 г. N 587
Постановление КМ РТ от 17 декабря 2004 г. N 538