Постановление Главы администрации Лениногорского района
Республики Татарстан и г.Лениногорска
от 16 ноября 2005 г. N 542
"Об утверждении Программы по реализации Стратегии антикоррупционной
политики Республики Татарстан по Лениногорскому району
и г.Лениногорску"
Постановлением Главы муниципального образования "Лениногорский муниципальный район", мэра г. Лениногорска РТ от 17 сентября 2007 г. N 142 настоящее постановление признано утратившим силу
Во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.08.2005 г. N 400 "О мерах по реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан", постановления главы администрации района и города от 19.09.2005 г. N 438 "О создании рабочей группы по реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан" постановляю:
1. Утвердить Программу по реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан по Лениногорскому району и г.Лениногорску.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации Р.Г.Хусаинова.
Глава администрации Лениногорского
района и г.Лениногорска |
И.А.Садриев |
Программа
по реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики
Татарстан по Лениногорскому району и городу Лениногорск
(утв. постановлением Главы администрации Лениногорского района РТ
и г.Лениногорска от 16 ноября 2005 г. N 542)
1. Цель программы
Проблема коррупции выходит на передний план на разных уровнях общественных отношений: международном, национальном, территориальном, отраслевом, межличностном. Такое внимание к проблеме обусловлено осознанием того факта, что коррупция теснейшим образом связана с неэффективностью политических систем, государственного управления, правоотношений, общественных отношений, морали и т.п. Коррупция порождается этой неэффективностью, и сама усугубляет ее. Тем самым создается порочный круг, разорвать который крайне сложно.
Антикоррупционная политика на уровне города и района должна быть органичной частью других направлений политики. Основной целью антикоррупционной политики является - повышение эффективности в следующих сферах:
- политическая система;
- государственное (муниципальное) управление;
- экономика;
- социальная сфера;
- гражданское общество.
Программа антикоррупционной политики - политический документ, выполняющий функцию компаса, указывающего правильное направление, и определяющий возможные методы движения, в свою очередь является публичным документом, доступный гражданам. Программа антикоррупционной политики должна быть достаточно гибкой и располагать встроенными средствами анализа своей эффективности и видоизменения.
Для реализации основных направлений антикоррупционной политики перед программой поставлены следующие цели:
1) Совершенствование системы органов власти;
2) Повышения эффективности муниципального управления, а именно:
- поднятие уровня исполнительской дисциплины;
- искоренение ситуаций "заматывания" нежелательных поручений и произвольного установления порядка их исполнения;
- мотивация деятельности муниципальных служащих;
- определение четких критериев принятия решений в условиях отсутствия четких обязательств перед обществом и руководством;
- устранение излишней централизации полномочий по принятию решений.
2. Задачи программы
1 .Максимально снизить уровень коррупции.
2. Начать противодействие коррупции уже сегодня.
3. Необходимо сделать антикоррупционную политику постоянной функцией органов власти.
4. Нужно различить борьбу с коррупцией и борьбу с коррупционерами. Последняя, как важная часть ограничения преступности, является одним из элементов антикоррупционной политики. Основные усилия антикоррупционной политики направить на устранение причин и условий, порождающих коррупцию.
5. Добиться со стороны общества доверия к политике власти.
7. Противодействие условиям, порождающим коррупцию.
8. Повышение риска коррупционных действий и потерь от них.
9. Увеличение выгод от действий в рамках закона и во благо общественных интересов.
10. Формирование нетерпимости по отношению к коррупционным действиям.
3. Анализ ситуации
Коррумпированность исполнительной власти во многом определяется объемом осуществляемых избыточных государственных функций, а также неоптимальной структурой стимулов для государственных (муниципальных) служащих. Необходима в рамках реализации антикоррупционной политики корректировка нормативных актов местного значения в рамках законодательства о муниципальной службе, норм, регулирующих отношения чиновников с бизнесом с четким закреплением действий при отказе от исполнения незаконного приказа.
Создание условий для развития рыночной экономики - все это мощные ресурсы, еще не задействованные в достаточной мере. Если говорить о возможных точках прорыва, согласно приведенным данным, это гражданское общество и предпринимательство.
Для граждан наиболее значимыми проблемами, решение которых способно реально снизить уровень коррупции в их взаимоотношениях с чиновниками, являются следующие:
- сложность и запутанность процедур регистрации совершаемых гражданско-правовых сделок;
- незнание законов, позволяющих гражданам отстаивать свои права и свободы в общении с чиновниками;
- недостаток информации о деятельности органов власти о готовящихся к принятию и принятых ими решениях.
Для малого и среднего бизнеса наиболее актуальными проблемами, связанными с коррупцией (как и по всему региону) являются следующие:
- сложность, а иногда и невозможность получения необходимых условий в виде помещения, земли для реализации своих бизнес-проектов;
- постоянные проверки бизнеса представителями различных контролирующих организаций;
- сложность и длительность процедур регистрации и лицензирования бизнеса.
Перечисленные проблемы являются фактором, сдерживающим развитие малого и среднего бизнеса.
Существует мнение, что отдельные сотрудники контролирующих органов используют свое служебное положение для получения выгоды в ходе проверок по своей личной инициативе. Как коррупционную оценивают практику проведения проверок такими инстанциями, как пожарные службы, санэпидстанции и, возможно, другими, обучения работников малого или среднего бизнеса как условия получения разрешений для их организаций на ведение предпринимательской деятельности.
Проблемы регистрации и лицензирования чаще всего мало волнуют малый и средний бизнес, потому что выполняются довольно редко, обычно через посредников, а как посредники осуществляют свою деятельность, информацией не владеют. Эти проблемы исключительно актуальны для создающегося бизнеса и являются одним из административных барьеров на пути развития экономики и, как следствие, среднего класса.
Говоря о рынках бытовой коррупции, результаты исследований, в общем, по Республике указывают на следующие особенности:
- большая часть коррупционных сделок осуществляется в сфере медицинских услуг;
- максимальный риск коррупции приходится на сферу образование;#
- самая высокая интенсивность коррупции в сфере регистрации сделок с недвижимостью;
- самые дорогие взятки в сфере земельных отношений.
Для органов власти характерен был контроль за деятельностью основных отраслей экономики. Такой способ регулирования экономики позволял сохранять производственный потенциал. Процесс разгосударствления собственности, в целях обеспечения более динамичного роста ВТП постепенно ослабляет влияние со стороны властей. Однако в процессе реформ, решения, принимаемые органами власти, направленные на развитие малого и среднего бизнеса не ограждают предпринимателей от бюрократических преград со стороны чиновников в полной мере.
4. Основные направления антикоррупционной политики
Основные принципы атикоррупционной# политики:
1. Антикоррупционная политика должна инициироваться авторитетным лидером.
2. Кооперация власти и общества.
3. Прозрачность антикоррупционной политики.
4. Акцент на искоренение условий, порождающих коррупцию.
5. Учет культурных факторов.
6. Гибкость и адаптивность политики должны обеспечиваться постоянной обратной связью, опирающейся на независимые мониторинг и диагностику.
7. Учет возможных угроз и ограничений для реализации политики.
8. Сочетание последовательности и трезвой оценки возможностей.
9. Антикоррупционная политика должна сочетать последовательность и энергичность с тщательностью, продуманностью и подготовкой шагов.
10. Сочетание институциональных изменений и социальной инженерии.
11. Активное воздействие на общественное сознание.
12. Реализация политики требует определенных затрат. Эффективность исполнения программы подразумевает экономию бюджетных средств.
Для повышения эффективности выполнения задач, поставленных программой определить степень ответственности за реализацию антикоррупционной политики.
Ресурсы антикоррупционной политики.
При наличии подобных ограничений и угроз важнейшей составляющей антикоррупционной политики должна стать мобилизация всех возможных ресурсов ее поддержки. Среди таковых можно указать следующие:
- поддержка руководителей федеральных и республиканских органов государственной власти, заинтересованных в проведении антикоррупционной политики;
- поддержка институтов гражданского общества: бизнес, СМИ, общественные организации.
Преодоление описанных выше препятствий и угроз облегчается особенностями подхода к реализации антикоррупционной политики. В связи с этим необходимо:
- продумывать каждый шаг и адаптировать его к политическим, административным, социально-психологическим особенностям;
- реализовывать каждый шаг только тогда, когда для этого созданы необходимые условия;
- максимально использовать новые шаги антикоррупционной политики;
- привлекать тех, кто заинтересован в предстоящих изменениях.
Инструменты антикоррупционной политики.
1. Процесс реализации антикорроупционной# политики включает ответственность за:
- организацию разработки направлений, форм и методов антикоррупционной политики;
- контроль и содействие общественному контролю над реализацией антикоррупционной политики;
- взаимодействие с территориальными органами республиканского, федерального подчинения по проведению антикоррупционной политики;
- разработку проектов нормативных актов, направленных на устранение условий, способствующих коррупции;
- организацию антикоррупционной экспертизы нормативных актов органов местного самоуправления согласно вступивших в законную силу республиканских законов и правовых актов органов государственной власти РТ;
- взаимодействие с органами, осуществляющими контроль над динамикой имущественного положения лиц, занимающих государственные (муниципальные) должности;
- организацию антикоррупционного просвещения граждан.
Необходимо обеспечивать постоянное тесное взаимодействие с институтами гражданского общества, специализирующимися на противодействии коррупции.
Правовое регулирование антикоррупционной политики.
Принципы правового регулирования антикоррупционной политики:
1. Антикоррупционная направленность - характеристика всего регионального правового поля, а не одного-двух антикоррупционных законов. Борьба с коррупцией должна проявляться в целой системе законов, носящих, антикоррупционную направленность.
2. Противодействие как коррупционерам, так и причинам коррупции. Законодательное регулирование должно отталкиваться от базовых принципов самой стратегии противодействия коррупции, одним из которых является сбалансированность инструментов борьбы против проявлений и причин коррупции.
3. Максимально полное использование ресурсов закона в целях проведения антикоррупционной политики значение.
Подготовка персонала антикоррупционной политики.
В целом система подготовки кадров антикоррупционной политики должна решать такие проблемы как:
а) преодоление бюрократической инерции и "корпоративного" отторжения новшеств,
б) недостаточность профессиональной подготовки кадров государственной (муниципальной) службы.
В связи с этим необходимо утвердить следующие методы подготовки кадров:
1. В рамках программ повышения квалификации осуществлять более оперативную подготовку уже существующих кадров к работе в сфере антикоррупции.
2. Проведение различных информационных мероприятий для наиболее важных участников антикоррупционной программы.
3. В случае, когда целевой аудиторией мероприятия являются граждане, может оказаться эффективно проведение ток-шоу, интервью, посланий, публичных выступлений и т.п.
Методы реализации антикоррупционной политики.
Проведение антикоррупционных мероприятий исключительно местного уровня обладают несомненными преимуществами:
1) отсутствие необходимости политического согласования антикоррупционной политики с другими управленческими уровнями;
2) отсутствие, необходимости задействовать сложные процедуры координации действий между другими уровнями управления;
3) относительная простота финансового планирования;
4) меньшая стоимость реализации программ такого масштаба;
5) обозримая управленческая перспектива - для управления такой антикоррупционной политикой достаточно небольшого штата.
Для решения проблем, выходящих за рамки района необходимы будут сложные механизмы для реализации антикоррупционной борьбы.
Работа со средствами массовой информации.
Одним из важнейших направлений антикоррупционной политики должно быть изменение общественного сознания под влиянием антикоррупционной пропаганды. Важнейшая роль отводится средствам массовой информации.
Ключевыми направлениями деятельности органов власти муниципального образования по изменению отношения граждан к коррупции следующие:
- Проведение объективных исследований коррупции, ее причин, масштабов и негативных последствий с последующим публичным представлением их результатов всему обществу.
- Поддержка антикоррупционного гражданского образования, которое могут проводить некоммерческие организации по методикам, разработанным и применяемым в различных регионах России.
- Обеспечение свободного доступа граждан к информации о деятельности органов власти и управления.
- Рассмотрение и обязательные ответы по существу на все обращения граждан в органы власти.
- Поддержка проведения публичных общественных обсуждений и парламентских слушаний о проблемах противодействия коррупции.
Сами средства массовой информации в области антикоррупционной деятельности могут, в частности, следующее:
- формировать базы данных публикаций о коррупции;
- просвещать граждан о коррупции и способах жизни без коррупции;
- искать и описывать опыт противодействия коррупции в других населенных пунктах, городах и районах нашей республики;
- просвещать граждан, бизнесменов и чиновников о том, какими методами осуществляется успешное противодействие коррупции в других странах;
- всей своей деятельностью способствовать расширению открытости органов власти и бизнеса для общества.
Основное содержание антикоррупционной политики.
Фундаментальным направлением, предопределяющим эффективность всех иных направлений антикоррупционной политики, является переход к такой организации публичной власти, которая будет формировать систему политической конкуренции или, как минимум, не препятствовать ее становлению.
Для этого нужна целая система мер. И это является составной частью стратегии антикоррупционной политики.
Возникающие при правильной организации местного самоуправления зачатки гражданской самодеятельности, ответственности, солидарности формируют среду, в которой коррупция становится весьма затруднительной.
Необходимо формировать атмосферу постоянной ответственной зависимости ОМС от жителей, помогать самим жителям чувствовать себя постоянно включенными в дела местного сообщества.
Общий процесс эффективного стратегического управления, минимизирующего условия для коррупции, включает в себя определение следующих параметров:
- миссия (объяснение необходимости существования органа власти);
- цель (будущее состояние общественных отношений, на создание которых ведомство направляет свои усилия);
- показатель результативности;
- целевые значения показателей.
Необходимо также наличие механизмов обратной связи (использование информации, полученной в результате оценки степени достижения поставленных целей). Кроме того, стратегическое планирование включает в себя выявление целевых групп граждан и оценку внешнего окружения деятельности органа власти.
Стратегическое управление позволяет рассмотреть функции органа власти в контексте имеющих свою миссию направлений его деятельности, ориентированных на удовлетворение интересов граждан.
Для уменьшения коррупции в управлении органа власти необходима структурная ориентация органа власти на клиента, что подразумевает изменение структуры стимулов, сориентировав чиновника на некоррупционные стратегии поведения. В отличие от внедрения систем оценки, в этом случае сдвиг достигается за счет изменений культуры муниципальных учреждений, своего рода "социалистического соревнования" за лучшее обслуживание граждан.
Одна из важнейших задач повышения эффективности управления - совершенствование административных регламентов
Для антикоррупционной политики имеют фундаментальное значение принципы, на которых основана государственная (муниципальная) служба. Они необходимы для создания эффективно функционирующей системы службы и для обеспечения реализации конструктивного и результативного комплексного противодействия коррупции силами местных органов властей и общества. Среди таких принципов, в первую очередь, необходимо выделить следование принципам этики государственной (муниципальной) службы, тесное взаимодействие с институтами гражданского общества.
Огромное значение для эффективного управления и успешной антикоррупционной стратегии имеют принципы подбора и оптимизации использования кадров для выполнения функций муниципального управления. Численность, принципы подбора кадров, профессиональный уровень, являются ключевыми для обеспечении бесперебойной и эффективной работы органов исполнительной власти.
На сегодня можно утверждать, что наиболее перспективными путями решения возникающих проблем являются:
1) Регулярный пересмотр штатных расписаний, анализ и оптимизация использования кадрового потенциала.
2) Принятие метода конкурсного отбора муниципальных служащих на должности, требующих специальных профессиональных навыков и особой профессиональной экспертизы.
3) Эффективная реализация методов текущего контроля уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих для стимулирования развития сотрудниками своих профессиональных знаний и навыков с учетом новейших разработок и достижений науки в области управления.
Необходим анализ следующих аспектов отношений:
- постановка задач (целей) подчиненным;
- обеспечение подчиненных ресурсами для решения поставленных задач;
- оценка адекватности вознаграждений:
- качество обратной связи (асимметрия информации);
- методы внутреннего контроля;
- методы внешнего контроля;
- анализ издержек управления.
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
5) Отдельно должна рассматриваться проблема мотивации. Политические назначенцы занимают свои посты в соответствии с принципом идеологической и личной лояльности высшему политическому руководству. Карьерные служащие посвящают свою профессиональную трудовую деятельность развитию себя как муниципальных служащих, ориентируясь на длительную работу в системе управления, на карьерный рост в этой системе. Здесь должно сопутствовать усиление контроля над их работой и ужесточение санкций за нарушение принципов муниципальной службы.
6) Другой мотивацией муниципальных служащих является денежное вознаграждение. Несмотря на то, что для служащих зарплата является не единственным стимулом, ее значение не следует недооценивать.
7) Специальной задачей антикоррупционной стратегии является налаживание каналов коммуникации между органом власти и обществом.
Совершенствование регулирования экономики и деловой активности, имеющие универсальный характер. Нормы законодательства играют важную роль в регулировании взаимоотношений власти и бизнеса.
При этом более важной представляется предпринимателям роль федерального законодательства, потому что наибольшее влияние на принятие решений в бизнесе оказывают нормы налогового, таможенного и уголовного законодательства.
Мониторинг антикоррупционной политики.
Эффективная реализация антикоррупционной политики должна основываться на постоянно функционирующей обратной связи, заключающейся в мониторинге уровня и структуры коррупции. Такой мониторинг несет функцию диагностики, которая даст возможность корректировки антикоррупционной политики, ее приспособление к изменяющимся условиям.
Для обеспечения общей цели - повышение эффективности антикоррупционной политики - мониторинг коррупции должен решать следующие задачи:
- изучение общепринятых коррупционных практик;
- вскрытие механизмов коррупционных сделок;
- измерение уровня коррупции;
- измерение структуры коррупции;
- анализ факторов, способствующих коррупции;
- выявление ресурсов антикоррупции;
- выявление рисков антикоррупции и очагов возможного сопротивления антикоррупционной политике.
Решение поставленных выше диагностических задач может осуществляться с помощью следующих инструментов:
- анализ функционирования органов власти;
- изучение статистики;
- изучение конкретных уголовных дел;
- анализ законодательства;
- анализ прессы;
- социологические техники.
Система аудита антикоррупционной политики позволит определить степень конечного эффекта.
5. Ожидаемые результаты от поэтапной реализации программы
Первоначальные шаги по реализации программы основываются на следующих принципах:
- Каждый шаг реализуется при наличии условий и на основе подготовки.
- При выполнении первого принципа запускаются те шаги, реализация которых имеет отложенный долгосрочный эффект (пример - влияние на общественное сознание).
- Приоритетное значение имеют те шаги, которые создают условия и подготавливают следующие шаги.
При реализации мер, имеющих характер институциональных реформ, полезно сначала прибегать к локальным экспериментам. И только на основе анализа результатов таких экспериментов переходить к полномасштабным реформам. Любые программы, имеющие характер институциональных реформ или влияющие на большие целевые группы, будут проводиться только после предварительной аналитической проработки.
В связи с этим ближайшие шаги по реализации антикоррупционной политики будут следующими:
1. Определение органа, отвечающего за проведение антикоррупционной политики.
2. Разработка программы подготовки кадров. Эта часть общей программы по реализации политики должна начинаться безотлагательно, чтобы уже на первых этапах поддержать реализацию политики.
3. Запуск программы антикоррупционной пропаганды. Эта часть политики включает те программы, которые имеют отложенный долгосрочный эффект, и потому будут запускаться на ранних стадиях реализации политики. Имеющихся социологических данных достаточно для подготовки программы. Диагностика должна быть дополнена анализом текущей прессы.
4. Анализ текущего массива нормативных документов на коррупционность юристами существующим методикам анализа.
5. Исполнение программы антикоррупционной политики.
Прежде всего необходимо реализовать антикоррупционные мероприятия в органах республиканского подчинения и в рамках их полномочий.
Структурная ориентация органов власти на клиента позволит достичь следующих эффектов, в совокупности снижающих коррупцию.
а) Ориентация на пользователя. Подход с точки зрения "жизненных эпизодов" настроен на потребности пользователя.
б) Прозрачность. Несколько ведомств могут быть вовлечены в процесс предоставления интегрированной услуги, которая связана с "жизненным эпизодом".
в) Принцип "одного окна". Поскольку услуга с точки зрения "жизненного эпизода" пересекает традиционные границы ведомств, принцип обеспечит пользователю выполнить все необходимые действия по получению услуги в одном месте, поскольку пользователь имеет дело с органом управления в целом, не зная о том, какие реально ведомства вовлечены в процесс предоставления услуги.
Внедрения процедур мониторинга цен закупаемой продукции (мониторинга среднерыночных цен), а также отслеживания эффективности бюджетных расходов при проведении закупок повысит эффективность муниципальных закупок.
Административные регламенты установят нормы управленческих процессов, стандарты муниципальных услуг, показатели результативности, обеспечивающие полное и эффективное исполнение функций органов исполнительной власти. Введение регламентов позволяет персонализировать ответственность, создать систему оценки качества государственной и муниципальной службы, ограничить поле административного усмотрения путем "прописывания" разрешенных вариантов решения типовых вопросов.
С помощью административных регламентов можно наладить полномасштабное планирование работы органов исполнительной власти, увязать цели, задачи и функции с ресурсами, наладить систему контроля исполнения решений на более формальной основе, чем в настоящее время. Совокупное действие таких изменений приведет к ощутимому снижению уровня коррупции.
Разделение функций позволит:
- избавится# от институционального конфликта интересов;
- определить области аутсорсинга и вывести выполнение тех или иных операций;
- повысить эффективность управления за счет сокращения избыточного контроля.
Для получения максимального эффекта и надежности реализации политики проводить отдельные мероприятия в порядке эксперимента в отдельных ведомствах, и лишь затем, после их совершенствования распространять на остальные сферы и ведомства.
Реализация экспериментальных антикоррупционных программ в следующих сферах:
- бюджетный процесс;
- муниципальные конкурсы, тендеры, закупки;
- участие должностных лиц в бизнесе;
- контроль над работой малого и среднего бизнеса;
- применение альтернативного (наемного) менеджмента на предприятиях муниципального образования, когда он не выполняет роли собственника и в число показателей оценки эффективности работы отнести увеличение добавленной стоимости и доли фонда оплаты труда в ней.
В сфере оказания услуг от имени органов власти муниципального образования необходимо:
- отказаться от избыточных услуг, передав полномочия по их предоставлению в сферу рынка;
- рекомендовать снизить дефицит необходимых услуг, предоставляемых государством;
- ввести в действие стандарты муниципальных услуг;
- ввести в действие постоянно действующие системы общественной оценки качества услуг.
К числу среднесрочных будут отнесены следующие мероприятия:
- вступление в силу и реализация законодательства, регулирующее муниципальную службу;
- внедрение системы управления по результатам;
- принятие нормативных актов и введение административных процедур, обеспечивающих прозрачность власти;
- разработка системы управления муниципальной собственностью;
- реформа управления на уровне района.
Во избежание со стороны чиновников бюрократического сабботажа, инертности или противодействия мероприятиям антикоррупционной политики будут реализовываться согласно технологии, которая включает в себя следующее:
- разработка пакета мероприятий по реформе управления в муниципальном образовании;
- проведение обучения руководства муниципального образования;
- руководство района самостоятельно определит порядок и приоритетность реализуемых мер;
- ввод процедуры оценки результативности реализации программы на основе набора показателей результативности;
- по истечении периода оценки, проведение аудита достигнутых в рамках антикоррупционной политики результатов.
Первый заместитель главы администрации
Лениногорского района и г.Лениногорска |
Р.Г.Хусаинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы администрации Лениногорского района РТ и г.Лениногорска от 16 ноября 2005 г. N 542 "Об утверждении Программы по реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан по Лениногорскому району и г.Лениногорску"
Текст постановления официально опубликован не был
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Главы муниципального образования "Лениногорский муниципальный район", мэра г. Лениногорска РТ от 17 сентября 2007 г. N 142 настоящее постановление признано утратившим силу