Решение Верховного суда Республики Татарстан
от 11 января 2006 г. N ЗП-1-9/06 г.
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Г-ва,
при секретаре С-не,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащим федеральному законодательству постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.10.2002 г. N 613 "О введении упрощенной процедуры согласования отчуждения жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника",
установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.10.2002 г. N 613 "О введении упрощенной процедуры согласования отчуждения жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника" (далее - Постановление), указывая, что статья 292 ГК РФ в настоящее время предусматривает необходимость согласия органов опеки и попечительства лишь при отчуждении жилого помещения, в котором проживают оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника данного жилого помещения. Кроме того, оспариваемое постановление содержит нормы, свидетельствующие о подчинении органа по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Министерству юстиции Республики Татарстан, что противоречит статье 9 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Утверждая Регламент упрощенной процедуры согласования отчуждения жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника (далее - Регламент) в целях совершения последующей сделки с жилыми помещениями (раздел 1 Регламента), Кабинет Министров Республики Татарстан вышел за пределы предоставленных ему полномочий.
В судебном заседании представитель прокурора Республики Татарстан поддержала требование.
Кабинет Министров Республики Татарстан, извещенный о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направил. Дело рассмотрено в отсутствие представителя КМ РТ.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Кабинетом Министров Республики Татарстан 16.10.2002 принято постановление N 613 "О введении упрощенной процедуры согласования отчуждения жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника". Данным постановлением утвержден Регламент упрощенной процедуры согласования отчуждения жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника.
Однако, в соответствии с пунктом 4 статьи 292 ГК РФ при отчуждении жилого помещения необходимость согласования (согласия) с органом опеки и попечительства, предусмотрена лишь в случае проживания в нем оставшихся без родительского попечения несовершеннолетних членов семьи собственника, если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц.
Следовательно, Регламентом урегулирована процедура согласования при отчуждения жилых помещений без учета категории лиц и случаев, когда требуется такое согласование (согласие), закрепленных в пункте 4 статьи 292 ГК РФ.
В соответствии с указанным Регламентом органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, является Государственная регистрационная палат# при Министерстве юстиции Республики Татарстан.
Данное положение Регламента противоречит статье 9 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в соответствии с которой государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации и его территориальные органы, действующие в соответствующих регистрационных округах.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.12.2004 г. утверждено Общее положение о территориальном органе Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации, которые# согласно пункту 2 введено в действие с 01.01.2005 г.
Указом Президента Республики Татарстан от 22.12.2004 N УП-790 "О мерах по преобразованию органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрена передача учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по Республике Татарстан - Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции Республики Татарстан Главному управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан путем присоединения.
Более того, оспариваемым Регламентом определены полномочия органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним при установленной упрощенной процедуре согласования (п.2 разд.2, пп.1, 3, 11 разд.3), что также противоречит федеральному законодательству.
Так, согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" органы по государственной регистрации действуют на основании общего положения, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти в области юстиции.
Как указывалось выше, в настоящее время действует Общее положение о территориальном органе Федеральной регистрационной службе по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 декабря 2004 года N 183. В соответствии с пунктом 1 Общего положения территориальный орган Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации - главное управление Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации, актами Федеральной регистрационной службы, а также настоящим Положением.
Таким образом, Кабинет Министров Республики Татарстан, урегулировав в ряде положений Регламента полномочия органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним при согласовании отчуждения жилого помещения, вышел за пределы своих полномочий.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим со дня вступления решения в законную силу постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.10.2002 г. N 613 "О введении упрощенной процедуры согласования отчуждения жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника".
Руководствуясь ст.ст.194-198, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим со дня вступления решения в законную силу постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.10.2002 г. N 613 "О введении упрощенной процедуры согласования отчуждения жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника".
Сообщение о решении подлежит опубликованию в "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда РТ от 11 января 2006 г. N ЗП-1-9/06 г.
Решение вступило в законную силу 24 января 2006 г.
Текст решения официально опубликован не был